Блок СКЗИ цифрового тахографа: назначение, описание, эксплуатация

1 ≫

Актуальный в последнее время вопрос, что же за зверь такой этот блок СКЗИ или его второе название НКМ (навигационный криптозащитный модуль). Если специалистам которые занимаются установками тахографов более менее понятно, что это, то простому обывателю или водителю сложно представить, что это за устройство.

Дословная расшифровка звучит как Средство Криптографической Защиты Информации, т.е. по сути этот блок это специальная энергонезависимая память, которая хранит информацию в зашифрованном виде посредством специальной защитной программы, которая производит шифровку и дешифровку данных на основании цифровой подписи, которую выдает удостоверяющий центр. Благодаря этому данные которые хранятся в блоке не могут быть скорректированы и удалены без расшифровки.

Выглядит этот блок как небольшая коробочка с входом для антенны навигации. Он вставляется внутрь всех допущенный цифровых тахографов. Доставать, переставлять или производить какие либо операции с этим блоком, не имея лицензии ФСБ запрещено. Некоторые производители, даже не продадут вам тахограф с СКЗИ без лицензии, ее номер указывается в договоре на поставку. В составе блока имеется: управляющий контроллер; криптографический сопроцессор К5018ВГ1Х1 (КС); встроенные часы реального времени; ГЛОНАСС приёмник ГеоС-3; резервный источник электропитания; микросхема энергонезависимой памяти RAM; акселерометр.

Основное назначение блока СКЗИ (НКМ):

  • шифрование данных;
  • идентификация цифровой подписи, которая применяется выдаче зашифрованных данных;

  • защиту информации цифрового тахографа;
  • создание и проверку цифровой подписи;
  • привязку информации к времени и координатам.

Хранит информацию о производителе тахографа, его платы, версии ПО, серийный номер даты производства и активизации.

Срок действия цифровой подписи 3 года, поэтому через 3 года блок подлежит замене! Это наверное самая плохая новость, ведь фактически придётся менять каждые 3 года блок стоимостью около 15-20 тысяч рублей. Чем не устраивали обычные цифровые тахографы непонятно, ведь даже в них изменить информацию практически невозможно.

Эксплуатация устройств с СКЗИ

Есть еще один момент о котором стоит упомянуть, это неделимость транспортного средства и блока НКМ. Он активируется на данные ТС и соответственно эксплуатироваться может только на данной машине, в случае поломки тахографа его нельзя взять и переставить в новый тахограф на время ремонта старого, для этого требуется особая лицензия ФСБ. То есть машина после отправки тахографа в ремонт фактически не должна эксплуатироваться, ведь покупать еще один тахограф чтобы активировать на эту же машину очень не бюджетно, да и фактически старый блок СКЗИ, в таком случае, можно попросту выкинуть. Процедура перерегистрации СКЗИ ФБА «Росавтотранс» на сегодняшний день не описана!

Фотографии СКЗИ блока тахографа

Интерфейсный разъем криптографического модуля Антенный разъем криптографического модуля Установленный СКЗИ в тахографе Штрих

день добрый, пожалуйста ответьте мне на мыло у меня ИП грузоперевозки транспорт газель полная масса 3.5тонн,по закону мне положено ставить до1 апреля 2015 г тахограф? не могу сам найти ответ на этот вопрос, заранее спасибо.С уважением Владимир

Материалы: http://postebor.ru/zakony-o-taxografax/skzi-dlya-taxografa/

2 ≫

Современные цифровые тахографы являются средством измерения и регистрации в реальном времени параметров движения транспортного средства. Тахографы позволяют контролировать ТС и качественно следить за работой водителя, оказывают помощь в решении спорных вопросов с дорожной инспекцией, влияют на общую безопасность движения.

Особенно актуальным вопросом для российских перевозчиков является установка на автобусы и грузовые автомобили цифрового тахографа с СКЗИ. Причиной послужило то, что с 1 апреля 2013 года наличие данного устройства стало обязательным для широкого списка ТС различных категорий. На территории РФ законодательно закреплено, что обязательно необходимо использовать устройства, дополнительно оснащенные СКЗИ.

СКЗИ-средство криптографической защиты информации. Дополнительно могут называться НКМ, под чем понимаются навигационный криптозащитный модуль. Устройство имеет компактный корпус. Обязательно предусмотрен антенный выход для взаимодействия с системой позиционирования ГЛОНАСС.

Совместимость и целевое назначение

Указанный блок СКЗИ устанавливается только на те модели тахографов, с которыми разрешено его использование. Среди отечественных разработок можно отметить: Касби DT-20, Меркурий TA-001, АТОЛ Drive-5.

Устройство СКЗИ является энергонезависимой памятью, где сохраняются записываемые тахографом данные. Указанное решение предоставляет дополнительные гарантии защиты данных, которые особым образом зашифрованы при помощи СКЗИ.

Метод шифрования касается и цифровой подписи, что позволяет ограничить допуск к зашифрованной информации. Выдачами подписей занимаются удостоверяющие центры. Указанный метод обеспечивает такой уровень защиты данных, которые сохранены в памяти блока, что они недоступны для корректировки и/или удаления.

  • криптографического микропроцессора управления;
  • хронографа в реальном времени;
  • управляющего контроллера;
  • приемника ГЛОНАСС;
  • аварийного источника электропитания;
  • микросхемы памяти RAM (энергонезависимой);
  • акселерометра.

За что отвечает блок СКЗИ

  1. Обеспечение проверки секретного ключа, который необходимо использовать для отсылки закодированных СКЗИ документов;
  2. Криптостойкое шифрование данных с тахографа;

После установки в тахограф устройство начинает преобразовывать информацию. Такой подход делает возможным:

  • надежно защитить архивные данные;
  • создавать и проверять электронные подписи;
  • преобразовать сигналы ГЛОНАСС в указание времени и координат местоположения ТС в такой формат, чтобы его нельзя было откорректировать;

СКЗИ дополнительно шифрует и гарантирует хранение:

  • наименований и адресов производителей тахографов;
  • данных о номере центральной микросхемы;
  • обозначений версии ПО для обработки полученных данных;
  • серийных номеров блоков СКЗИ;
  • дат выпуска тахографов и дат их активации.

Особенности эксплуатации устройств с СКЗИ

Помните, что любые действия с блоком СКЗИ находятся под запретом без надлежащей лицензии ФСБ. Блок запрещено демонтировать, предпринимать попытки его перестановки или совершать с устройством любые другие действия.

Необходимо отметить, что цифровые подписи действительны на протяжении 3-х лет. Внести изменения в прошивку устройства СКЗИ или выполнить другие манипуляции по окончании этого срока не представляется возможным, так что блок подлежит только замене. Действующее законодательство обязывает владельцев тахографов при плановой калибровке заменить СКЗИ. Отработавший блок СКЗИ демонтируют и передают владельцу ТС.

Обратите внимание, что осуществлять замену или любые другие действия с СКЗИ допущены только специализирующиеся на работе с тахографами сервисы, прошедшие обязательную процедуру лицензирования в ФСБ.

Стоит отдельно учитывать, что транспортное средство неразрывно связано с блоком СКЗИ, так как активация блока происходит исключительно под одно конкретное ТС, а также с учетом уникальных данных транспорта и тахографа, который на нем установлен.

Приказ Минтранса РФ №277 от 26.07.2017 г. Обязательный тахограф на все виды пассажирского транспорта.

Может ли быть сервис мониторинга транспорта бесплатным? GPS Trace от Gurtam

Что такое метрологическая поверка тахографа и как часто её необходимо делать по закону?

Вступайте и задавайте Ваши вопросы и наш специалист всегда проконсультирует Вас бесплатно.

По закону, калибровка производится один раз в течении 2-х лет, но учитывайте, что любое изменение технических характеристик и состояния (вплоть до замены резины) требует перекалибровки тахографа. Ремонт тахографов производится только в мастерских, имеющих допуск Министерства транспорта РФ.

ПИТАНИЕ на тахограф подается непосредственно от аккумуляторной батареи, чтобы обеспечить непрерывную регистрацию данных

По закону, калибровка производится один раз в течении 2 лет, но учитывайте, что любое изменение технических характеристик и состояния (вплоть до замены резины) требует перекалибровки тахографа. Ремонт тахографов производится только в мастерских, имеющих допуск Министерства транспорта РФ.

Приказ Минтранса РФ №277 от 26.07.2017 г. Обязательный тахограф на все виды пассажирского транспорта.

Может ли быть сервис мониторинга транспорта бесплатным? GPS Trace от Gurtam

Что такое метрологическая поверка тахографа и как часто её необходимо делать по закону?

Превышения скорости. Как система Wialon борется с лихачами?

Wialon для мобильных руководителей. Контроль транспорта со смартфона.

Материалы: http://blog.stavtrack.ru/tachograph/taxografy-s-skzi-chto-eto

3 ≫

После того, как всех водителей грузового и пассажирского транспорта обязали монтировать тахографы с блоком СКЗИ, люди начали интересоваться, что же собой представляет этот самый блок СКЗИ, и как можно сэкономить.

К сожалению, навигационный криптозащищенный модуль идет только в комплекте с тахографом, хотя есть возможность дополнить цифровой тахограф данным блоком, но такая установка возможно только для некоторых моделей. Стоит отметить, что сама процедура установки блока СКЗИ на цифровые тахографы нигде детально не описана.

То есть модуль СКЗИ может применяться исключительно на одном тахографе, и если, например, тахограф сломался, то невозможно блок СКЗИ вставить в другое устройство.

На основание этого у водителя есть всего два варианта:

  • производить полную замену тахографа с СКЗИ, а также оформлять новую карту водителя (все это вместе — очень недешевое удовольствие);
  • ждать пока не отремонтируют старый тахограф.

В любом случае, водителю эксплуатировать свое транспортное средство, не оснащенное тахографом с СКЗИ, запрещено.

Есть еще один интересный момент, который не принесет много радости — срок действия блока СКЗИ составляет три года. Каждые три года нужно производить замену, а это еще дополнительные затраты денег (15-20 тысяч) и времени. Непонятно совсем, чем не понравились чиновникам цифровые тахографы без этого блока — доступ к информации тоже мог получить только водитель, руководство предприятия, обслуживающий и контролирующий персонал.

Аббревиатура СКЗИ расшифровывается как Средство Криптографической Защиты Информации. Используется также название НКМ — Навигационный Криптозащищенный Модуль.

С виду это небольшая коробочка, внутри которой находится микросхема. СКЗИ устанавливается внутрь тахографа. Вскрывать блок, проводить какие-либо действия с микросхемой имеют право лишь люди, у которых есть лицензия ФСБ.

  • микропроцессором, который подключается к процессору тахографа;
  • ГЛОНАСС/GPS модулем;
  • акселерометром;
  • запасным источником питания;
  • встроенными часами;
  • энергонезависимой памятью RAM.

Каждый такой блок имеет свой уникальный серийный номер, который заносится в реестры Минтранса.

Основная функция модуля СКЗИ — шифрование всей информации о передвижениях автомобиля.

В СКЗИ есть два уровня памяти:

  • защищенный архив;
  • память с ограниченным доступом.

Что интересно, доступ к ней не могут получить ни руководство предприятия, ни сам водитель. Доступ к памяти открывается лишь в случае одновременной аутентификации карт контроллера, мастерской и предприятия. В случае же введения карты предприятия обеспечивается лишь выгрузка данных на внешние носители. Обратите внимание, что вся эта информация защищена специальными программами.

Таким образом, блок СКЗИ дублирует в зашифрованном виде всю информацию с тахографа, все эти данные привязываются к конкретным географическим координатам и времени. Кроме того, создается уникальная цифровая подпись, срок действия которой и составляет 3 года.

Читая обо всех этих новшествах, многие водители и владельцы транспортных предприятий недоумевают — зачем нужен такой строгий и секретный контроль?

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Все написанные статьи, которые представлены на сайте, являются полной собственностью avtopravilo.ru.

Часть из представленных фото-материалов, опубликованных на данном сайте, взяты из открытых и общих источников в интернете,

Материалы: http://avtopravilo.ru/skzi-dlya-taxografa/


Back to top