Бортовой компьютер: описание, виды, принцип работы

1 ≫

Бортовой компьютер (бортовик, маршрутный компьютер) — это автомобильное устройство небольшого размера, основной задачей которого является считывание, обработка и передача важной информации на экран. Чаще всего, эта информация говорит о статистике:

  • количестве израсходованного топлива,
  • величине пройденного расстояния,
  • среднем показателе скорости,
  • количестве топлива в остатке,
  • а также неполадках в машине и многом другом.

Данный аппарат весьма облегчает жизнь любого автомобилиста, делает ее комфортнее, поэтому и рекомендован к приобретению. Цель его работы — точное и безотказная эксплуатация систем контроля за всеми процессами в авто.

Виды бортовых компьютеров.

Существует два основных вида бортовых компьютеров: универсальные мультисистемные (работают практически со всеми видам автомобилей) и модельные (имеют ограничения и работают только с определенными моделями автомобиля). Так, в случае использования модельного маршрутного компьютера, при смене автомобиля бортовой компьютер также придется поменять, а вот в универсальном мультисистемном компьютере нужно будет лишь обновить его программное обеспечение.

Вообще же по своей сути бортовик является потомком персонального компьютера. Поэтому и схемы их работы весьма схожи.

Как работает бортовой компьютер?

Каким же образом бортовой компьютер получает информацию о работе тех или иных систем? Все достаточно просто: автомобиль состоит из большого количества систем управления, датчиков работы и так далее, а бортовик включается в работу цепи этих датчиков (цепь зажигания, уровень скорости, уровень топлива и др.), позволяя таким образом получить гораздо больше информации о машине.

Что касается обработки полученных данных, то здесь тоже можно привести аналогичную связь с персональным компьютером. Ведь в памяти бортовика также есть и программа обработки полученных данных, и программа прогнозирования их дальнейшего состояний.

Кстати, при выборе маршрутного компьютера нужно обязательно обращать внимание на наличие возможности осуществлять поправки в уже полученные данные. Все дело в том, что все данные о происходящих в автомобиле процессах, бортовой компьютер всего на всего получает от внутренних систем и никоим образом не учувствует в измерениях этих данных, соответственно, информация об этих данных имеет погрешность. А если в бортовом компьютере вашего автомобиля отсутствует функция подстройки показаний по расчету скорости, расхода топлива, пробегу, то, вероятно, получаемая вами с него информация будет недостоверной.

Особое место в работе маршрутного компьютера занимает способ отображения вычисленных полученных данных, который в свою очередь зависит от типа дисплея, который установлен в бортовике, поскольку сам дисплей может быть трехразрядным, четырёхразрядным и цифровым. Кроме того для увеличения информативности может быть установлен еще дополнительный дисплей. Однако наиболее комфортными в работе считаются жидкокристаллические экраны, хоть и стоят они порядком дороже остальных моделей.

Говоря о бортовых компьютерах, стоит также упомянуть и тот факт, что те данные, которые мы получаем благодаря его работе, мы частично можем получить и по штатным датчикам. Но, тем не менее, данные бортовика все равно будут более точными, поскольку в его функциональные обязанности входит еще коррекция получаемых результатов для последующих вычислений, например, после замены какого-нибудь комплектующего оборудования или системы. Кроме того немаловажным плюсом в работе маршрутного компьютера является и функция проверки работы всех систем и датчиков автомобиля, а также мгновенное оповещение о поломке или иной проблеме.

Как видите, установка бортового компьютера значительно облегчит жизнь любого автомобилиста. Так что если вы еще не успели обзавестись этим полезным устройством, то рекомендую, сделать это как можно быстрее.

Рекомендую прочитать:

К записи оставлено 5 коммент.

Давно присматриваюсь к этому новшеству. Получила полную информацию, необходиму, для приобретения и установки. Думаю, раз это компьютер, хоть и бортовой, пользоваться им будет не сложно,а польза от него просто огромная, так как, при езде, можно не дёргаться, а спокойно наблюдать за показателями прибора.

Год назад купили на свою машину бортовой универсальный мультисистемный компьютер, а когда поменяли машину пришлось обновить программное обеспечение и установить на новую, так как уже привыкли ездить с бортовым компьютером, который ко всему проверяет работу всех датчиков и при поломке мгновенно оповещает.

Очень полезная вещь! Так как в дороге всегда знаешь, сколько расходует топлива твой автомобиль, какие датчики работают, а какие барахлят! Показывает даже производительность топливных форсунок и свечей зажигания, что очень полезно знать, если заметили, что автомобиль начал больше расходовать топлива.

Сегодня уже трудно представить современные автомобили без бортового компьютера. Я себе сравнительно недавно самостоятельно установил в приору бортовой компьютер. Подключение довольно простое (у меня приора штат х6, заводских фишек нет, только диагностическая колодка). БК работает исключительно, хороший помощник в дороге.

Бортовой компьютер установил на свою девятку пол года назад, модель взял не дорогую-поспешил, да и денег пожалел на более дорогую модель. Согласен это не заменимая вещь автомобилиста. Работает отлично, жаль что его нельзя подкорректировать-есть маленькая погрешность-скорость указывает не точно (на 5 км лжет). А так покупкой доволен, со временем поменяю на более многофункциональную модель.

Материалы: http://autoepoch.ru/avtoazbuka/chto-takoe-bortovoj-kompyuter.html

2 ≫

Бортовой компьютер (БК, карпьютер, онбордер) – многофункциональная ЭВМ, которая устанавливается на автомобиль. БК получает, анализирует и выводит на монитор информацию о работе и состоянии транспортного средства. Карпьютер в зависимости от модели и назначения дублирует ряд устройств авто, что позволяет его использовать не только для точной диагностики систем и узлов, но и для развлечения.

БК – «мозг» автомобиля, значительно упрощающий его эксплуатацию и обслуживание.

Важно: бортовой компьютер выгодно отличается от штатных систем машины своей точностью и возможностью вносить изменения в его работу. С установкой колес большего диаметра увеличивается и скорость автомобиля при тех же оборотах мотора. Но штатный спидометр этого «не заметит». После соответствующих корректив БК покажет истинную скорость.

Универсальный – выполняет функции компьютера, парктроника, GPS-навигатора, проигрывателя музыки и видео, телевизора. Некоторые онбордеры управляют форсунками и зажиганием двигателя, звуковыми сигналами, двусторонней радиосвязью. Универсальные БК слабо связаны с электрической схемой машины и их поломка не сказывается на основной функциональности транспортного средства.

Узкоспециальный – предназначен для решения конкретных задач и подразделяется на три вида:

Маршрутный – рассчитывает и выводит на экран параметры движения автомобиля (в том числе текущую скорость, расход топлива, время поездки). Под бортовым компьютером чаще всего понимают именно маршрутный БК.

Сервисный – диагностирует состояние автомобиля и сообщает о возникающих в дороге неисправностях (например, диагностика двигателя, контроль уровня масла). В «чистом» виде сервсиный карпьютер встречается редко.

Управляющий – совмещает в себе ряд функций маршрутного и сервисного БК. Такой онбордер управляет форсунками, обеспечивает круиз-контроль и климат-контроль, регулирует напряжение в бортовой сети, определяет давление масла, расход воздуха, сигнализирует о перегреве двигателя и другое.

Важно: один многофункциональный БК дешевле и проще в ремонте, зато выход его из строя означает утрату навигации, диагностики систем и узлов, средств связи. Несколько узкоспециальных онбордеров повышают надежность эксплуатации, но обойдутся дороже.

Штатный, модельный (встраиваемый) – разработан для конкретной модели / моделей авто и вмонтирован в приборную панель. Отличается от универсальных карпьютеров большей функциональностью, устойчивостью к вандализму, эффектным дизайном. В то же время штатный БК из-за особенностей конструкции нельзя установить на другое авто.

Универсальный, мультисерийный (отдельностоящий) – устанавливается на любой автомобиль и обычно размещается на месте зеркала заднего вида или лобовом стекле. Подобное устройство в меньшей степени интегрировано в электрическую схему авто – отсюда ограниченный функционал и увеличение риска кражи. При необходимости такой БК снимается и устанавливается в другой автомобиль.

Кроме того, в зависимости от вида двигателя автомобиля, онбордер подразделяется на:

  • инжекторный – модельный ряд и функционал подобных БК очень широк;
  • карбюраторный – ассортимент и функционал таких карпьютеров ограничен.

Для правильной работы БК должен поддерживать протокол диагностики автомобиля. Благодаря протоколу онбордер обменивается информацией с его датчиками и штатной электроникой. Чаще всего используются протоколы OBD-2 (On-Board Diagnostics 2), EOBD (European On-Board Diagnostics) и оригинальные протоколы авто, произведенных в странах СНГ и за рубежом.

Автомобили, поддерживающие OBD-2, оснащаются соответствующими технологическими разъемами для монтажа БК. Если авто, не поддерживает OBD-2, то для правильного выбора карпьютера, руководствуйтесь рекомендациями производителя машины и учитывайте комплектацию конкретного транспортного средства.

Штатный онбордер поддерживает определенный протокол, что не дает возможности его использовать при смене авто. Универсальный БК совместим с множеством машин. Чем больше протоколов поддерживает карпьютер, тем к большему числу моделей авто он подойдет.

Графический – самый информативный монитор, выдающий цифры, пиктограммы, графики и текст. Недостаток – высокая стоимость.

Текстовый – отображает лишь цифры и текст, зато обойдется дешевле предыдущего.

Светодиодный – яркий экран, на котором хорошо видна информация, но недостаточно информативный, поскольку выдает только цифры (обычно встречаются трехзначные дисплеи).

Дисплей БК бывает монохромным или цветным, что влияет на стоимость этого прибора. Иногда встречаются модели с двумя экранами, обеспечивающие большую информативность.

В разных моделях одновременно отображаются от 1-2 до 10-12 параметров. Чем больше данных одновременно выводится, тем полнее информация доступна водителю. В то же время лишние данные затрудняют восприятие нужных в данный момент сведений: с увеличением числа параметров уменьшается шрифт, что неудобно для чтения.

Поэтому стоит определиться с наиболее актуальными сведениями, которые отображаются в первую очередь. Например: температура двигателя, текущая скорость, обороты двигателя, напряжение аккумуляторной батареи.

Функциональность бортового компьютера влияет на его цену: больше возможностей – выше стоимость.

Бюджетные модели диагностируют авто, определяют температуру двигателя, отображают пройденное расстояние, число оборотов двигателя в минуту. Более «продвинутые» и дорогие БК подсчитывают стоимость поездки, расход топлива, сообщают о сроках ТО (техобслуживания), положении дроссельной заслонки, измеряют время разгона до 100 км/ч, напоминают о подкачке шин и замене масла.

Выбор оптимального соотношения функциональность / цена зависит от квалификации шофера. Опытному водителю проще определиться с набором необходимых функций. Начинающему водителю стоит обратить внимание на модели, в которых предусмотрен максимум возможностей. При этом лучше не экономить: качественный многофункциональный БК не может стоить дешево.

Функционал онбордеров подразделяется на несколько групп.

Сервисная функция – диагностика состояния мотора и узлов транспортного средства. БК отображает на дисплее код ошибки работы автомобиля, который расшифровывается посредством специальной инструкции. Это основная функция бортового компьютера.

Текущие (мгновенные) параметры – скорость, время, температура мотора, обороты двигателя, остаток топлива в баке, напряжение в бортовой сети, температура в салоне и снаружи авто.

Маршрутные параметры – обобщенные сведения за поездку, день, месяц: время движения, пройденное расстояние, расход горючего, а также средний расход топлива за 100 км, запас хода.

Контроль параметров – отслеживание изменений ключевых параметров, например, температуры двигателя, напряжения в бортовой сети, сроки очередного ТО, рекомендованная скорость движения. Эта информация позволяет водителю оперативно отреагировать на нештатную ситуацию.

Важно: БК не может полноценно заменить диагностику СТО, поскольку фиксирует электронные сбои (нарушения в работе моторного отсека и электрооборудования), но не проверяет функционирование передней и задней подвески, а также тормозной системы.

Голосовое оповещение (голосовой синтезатор) – сообщает о неисправностях оборудования сразу при их появлении (код ошибки с его расшифровкой) и изменениях параметров авто при превышении допустимых значений. Благодаря голосовому оповещению водитель оперативно получает важную информацию, что позволяет правильно оценить ситуацию.

Параметры работы двигателя – обороты коленчатого вала, расход воздуха, угол опережения зажигания, угол открытия дроссельной заслонки, положение регулятора холостого хода и другие данные.

Горячее меню – дает возможность быстро активировать самые важные функции.

Сигнализация забытых габаритов – сообщает о невключенных фарах при начале движения и о невыключенных габаритах после завершения пути.

Таксометр – подсчет стоимости поездки, перевозки груза на основании тарифных планов и параметров движения.

Эконометр – отслеживает расход топлива в соответствии с заданным расстоянием на остатке горючего в баке. Водитель узнает, сможет ли авто преодолеть указанную дистанцию на оставшемся топливе. Такая функция позволяет выбрать самый экономичный режим поездки.

Спорт – выводит на экран время разгона до 100 км/ч, обороты мотора, текущую скорость, время и максимальную скорость при преодолении заданной дистанции (мерного участка).

Парктроник – отображает сведения, полученные от парковочной системы.

Гололед – предупреждает о резком изменении температуры и возможном появлении гололеда.

Панорама – одновременный вывод на монитор нескольких параметров.

Планирование поездки – вычисление на основании заданного расстояния времени, рекомендуемой скорости, количества топлива и других важных параметров для будущей поездки.

Обратный отсчет – одновременный вывод на монитор двух графиков текущих (мгновенных) параметров. При этом можно двигаться по графикам (ось времени) в «обратном направлении», находить числовые значения этих показателей и сопоставлять их между собой.

Контроль качества топлива – отображение в процентном отношении улучшения или ухудшения качества горючего относительно заданного эталона.

Журнал поездок и заправок – сохраняет средние показатели за определенное количество поездок и заправок. Подобная статистика включает в себя сведения о дате, времени начала движения, времени пути, пробеге, расходе горючего за поездку и его цене, среднем расходе топлива на 100 км, средней и максимальной скорости.

Часы, календарь – отображение текущего времени, даты.

Подключение датчиков парковки – позволяет использовать БК как парктроник.

USB-выход – предназначен для подключения БК и ПК. Это дает возможность обновлять программное обеспечения карпьютера, изменять и сохранять настройки, переносить статистику поездок с онбордера на ПК.

Диапазон рабочих температур – температурный режим, при котором БК способен корректно работать. Чем шире этот параметр, тем лучше. Большинство онбордеров рассчитано на температуру от –20°С до +45°С. Не стоит приобретать устройство, у которого нижняя граница диапазона выше –20°С.

Диапазон рабочих напряжений – напряжение бортовой сети, на которое рассчитан БК. Чем шире этот показатель, тем лучше. Как правило, диапазон рабочих напряжений карпьютера находится в пределах 9-16 В для авто с бортовой сетью на 12 В.

Разрядность процессора – определяет скорость и точность работы БК. Встречаются онбордеры с 16 и 32 разрядными процессорами. Второй вариант предпочтительнее.

Потребление тока в дежурном режиме – энергозатраты бортового компьютера с выключенным питанием. Чем меньше потребление тока, тем меньше разряд аккумулятора во время продолжительной стоянки.

Большинство БК считывает коды ошибок, расшифровывает и позволяет удалить коды обнаруженных неисправностей. Не рекомендуется выбирать устройства, только считывающие информацию, поскольку в этом случае водителю потребуется время, чтобы самостоятельно расшифровать код с помощью инструкции, что неудобно в пути.

  • При выборе БК ориентируйтесь на модели известных производителей, обеспечивающих качество продукции и дорожащих своей репутацией. Также обратите внимание на условия гарантии.
  • Устанавливать онбордер можно самостоятельно или обратиться за помощью на СТО. Сложность монтажа карпьютера определяются навыками водителя и конструкцией самого устройства. Лучше доверить установку оборудования специалистам.

Поля, обозначенные * , обязательны для заполнения.

Заполните поле - Ваш email, если хотите получать уведомления о новых комментариях на электронную почту.

Материалы: http://kakvybrat.info/avto_bortovoy_kompyuter/

3 ≫

Компьютерные технологии массово вытесняют классические приборы во всех отраслях, и автомобильная — не исключение. Штатную приборную панель все чаще заменяют на бортовой компьютер (онбордер), что позволяет не только упростить слежение за всеми показателями, но и оснастить машину дополнительными функциями.

Прежде чем погрузиться в пучину разновидностей, моделей и их совместимости с авто, следует определиться с целями и возможностями.

Вопрос 1. Чего именно я хочу от бортового компьютера?

Вопрос 2. Какую сумму я могу выделить на покупку?

Вопрос 3. Нужны ли мне дополнительные функции, и если да, то какие?

Классификация по назначению

Универсальные БК

  1. Простота и удобство в эксплуатации.

Узкоспециальные БК

  1. Имеют графический дисплей.

Маршрутный компьютер вычисляет и отображает:

  • карту территории, по которой движется автомобиль, и проложенный маршрут;

Сервисные бортовики не часто устанавливаются «в чистом виде», в большинстве случаев они комплектуются с другими видами БК.

  1. Регулировка заряда аккумулятора.

Классификация по типу установки

По типу установки бортовые компьютеры могут быть встроенными или наружными.

Разновидности дисплея

  1. Графический дисплей. Отличается высокой стоимостью и многофункциональностью. Отображает информацию не только в виде текста и цифр, но также может рисовать графики, пиктограммы и т.п.

На что обратить внимание при выборе бортовых компьютеров

  1. Температура эксплуатации. Чтобы прибор стабильно работал в разных погодных условиях, диапазон температур должен колебаться от -20 до +45 градусов.

Подбор БК исходя из стоимости и марки автомобиля

Если вам нужно установить бортовик на машину отечественного производства или на автомобиль старой модели, то можно обойтись практичными бюджетными вариантами с набором необходимых функций.

  1. «Pilot». Подходит для любых моделей ВАЗ с двигателем карбюраторного типа. Обладает достаточно широким функционалом, отличается простотой в эксплуатации и долговечностью.

Для иномарок последних моделей стоит подобрать бортовик более престижный и функциональный. Его стоимость, конечно, будет значительно выше, но и характеристики соответствующие. Лидерами в этой области являются Prestige и Multitronix, выпускающие большой ассортимент моделей различного свойства.

Объединенная или автономная система БК

Разработчики электронных технологий уделяют внимание многофункциональным бортовым приборам. Производители автомобилей делают упор на оснащение узкопрофильными бортовиками. У каждой из этих бортовых систем есть свои плюсы и минусы.

Кроме информации, касающейся непосредственно автомобиля, онбордеры часто используются как обыкновенные ПК. Новейшие модели бортовиков не только выполняют роль радио или телевизора. С их помощью можно подключиться к сети Интернет, участвовать в видеоконференциях, отслеживать пробки на дорогах, искать информацию и прочее.

Материалы: http://fastmb.ru/soveti_auto/1689-kak-vybrat-bortovoy-kompyuter-dlya-avtomobilya.html


Back to top