Сайлентблок - назначение, расположение и замена

1 ≫

В задачу подвески автомобиля входит гашение колебаний и вибраций, которые получают колеса автомобиля от дорожного полотна. Конструктивно подвеска состоит из ряда составных элементов, каждая из которых выполняет свои функции. Рычаги обеспечивают подвижное крепление колеса к кузову, что обеспечивает возможность перемещения одного элемента относительно другого. Амортизатор и пружина гасит большую часть колебаний, а стабилизатор поперечной устойчивости исключает поперечное раскачивание кузова авто.

Назначение и особенности конструкции сайлентблока

Есть в конструкции еще одни элементы – сайлентблоки. Эти небольшие по размерам детали с простой конструкцией выполняют достаточно важную роль. Их задача гасить колебания и предотвращать их передачу между составными элементами подвески. Они являются связующими элементами конструкции, соединения ряда деталей выполняются только через сайлентблоки. То есть эти детали принимают непосредственное участие в основной задаче подвески.

Сайлентблок относится к резинотехническим изделиям, использующимся в конструкции автомобиля. При этом он является расходным материалом, который в результате износа просто заменяется, поскольку он ремонту не подлежит.

Конструкция этой детали очень проста и включает она всего две основных составляющих:

За счет использования резины и достигается возможность гасить колебания и вибрации, получаемые от одной составляющей подвески, и отсутствие передачи их на другую.

Внешне он похож на массивную втулку, которая садится в специальное посадочное гнездо в элементе подвески, а по сути это просто упругий шарнир, соединяющий детали в один узел. Благодаря отверстию во внутренней обойме осуществляется крепление элемента, в котором он установлен к другой составляющей подвески или кузову.

Есть и сайлентблоки, у которых в конструкции используется только внутренняя обойма, а роль внешней выполняет само посадочное место в элементе подвески.

Где находятся сайлентблоки

Сайлентблоки передних рычагов

В передней подвеске сайлентблоки используются в рычагах, посредством их осуществляется подвижное и упругое соединение рычагов со ступицей колеса и с кузовом авто. Часто сайлентблоки используются и в месте соединения стабилизатора поперечной устойчивости с рычагом, если конструктивно это предусмотрено. Он также может применяться и в нижней части амортизационной стойки, где она крепиться к ступице.

В задней же подвеске сайлентблоки могут быть установлены на рычагах (продольных и поперечных), в месте крепления торсионной балки к кузову авто, в амортизаторах.

Вообще, количество и места установки этих резинотехнических элементов зависит от конструктивного исполнения ходовой части авто. Для примера рассмотрим места расположения сайлентблоков на автомобиле ВАЗ-2110. И начнем с передней подвески где эти шарниры используются:

  • в поперечных рычагах (в месте их крепления к кузову);
  • на концах стабилизатора поперечной устойчивости ( его крепление к поперечному рычагу);
  • в амортизаторных стойках внизу (место крепления их к поперечному рычагу);
  • в растяжке поперечного рычага (на обоих концах – в месте ее соединения с рычагом и с поперечиной);

Итого только с одной стороны в передней подвеске установлено 5 сайлентблоков, столько же их и в другой части подвески.

Видео: Как заменить сайлентблоки нижних рычагов Ваз без съемника.

Сзади на этом авто используется торсионная балка, поэтому количество резинометаллических шарниров в ее конструкции значительно меньше – их всего 4. Два из них используется в месте крепления балки к проушинам кузова и еще два – в нижней части амортизаторов.

За счет того, что конструктивно подвеска на авто имеет разные особенности, то и количество шарниров может отличаться.

Еще одно место, где могут быть установлены сайлентблоки в ходовой части, относится не к подвеске, а к рулевому управлению. На ряде автомобилей сайлентблоки используются для упругого соединения рулевого механизма с тягами.

Полиуретановые сайлентблоки

Вообще ресурс сайлентблока составляет примерно 100 тыс. км пробега. Но на срок службы детали во многом влияют условия эксплуатации авто. Поскольку дороги у нас оставляют желать лучшего, то и ресурс этих элементов заметно снижается. Средний пробег, который по плохим дорогам выдерживает шарнир, составляет 50-60 тыс. км, после чего должна проводиться замена.

Видео: Полиуретановый сайлентблок 2141

Повлиять на срок эксплуатации может еще ряд факторов. Резина, использующаяся в конструкции элемента, подвергается негативному воздействию продуктов нефтепереработки или химических реагентов, которыми обрабатывают трассы зимой. Воздействие высоких и низких температур сначала сказывается на свойствах резины (летом она чересчур мягкая, а зимой «замерзает»). При этом постоянные нагрузки, которые испытывает сайлентблок в разных температурных условиях, приводят к «старению» резины, потере упругости, расслоению, отставанию от металлических элементов конструкции.

Несколько лучше себя в плане эксплуатации показывают сайлентблоки, у которых упругий элемент не резиновый, а изготовлен из полиуретана.

Полиуретановые сайлентблоки обладают значительно лучшими эксплуатационными свойствами. Они меньше подвержены химическим воздействиям, не теряют упругость при воздействии разных температур, как повышенных, так и сниженных, на них не влияют нефтепродукты.

Поэтому полиуретановый сайлентблок способен отработать больший срок до замены. Но со временем и такой шарнир требует замены из-за старения и отслоения.

Проверка состояния

Видео: Замена сайлентблоков ВАЗ. Сделай Сам!

Основным признаком того, что резинотехнический элемент изношен и требует замены, является снижение управляемости автомобиля, появление вибрации на руле, звук ударов во время передвижения по ухабам и неровностям.

Выявить степень износа шарнира можно визуально, загнав авто на смотровую яму или эстакаду. Если при осмотре замечено, что на видимой резиновой части шарнира имеются какие-либо трещины, то он требует замены.

Дополнительно проверить состояние поможет обычная монтировка. С ее помощью необходимо с усилием пораскачивать составные элементы подвески, где установлены шарниры. Если, к примеру, рычаг при таком воздействии имеет значительную колебательную амплитуду, или слышны стуки, то шарниры следует заменить. Отметим, что меняются они парно, даже если изношены элементы только на одной половине подвески.

Нюансы при замене

Замена сайлентблока передней подвески

Операция по замене – не особо сложная, но для ее проведения потребуются специальные съемники, поскольку сайлентблок садится в свое посадочное место с натягом и извлечь или установить его не так просто.

Важным условием успешного проведения замены является правильной подбор шарниров. Перед тем как отправляться за ними, необходимо узнать серийный номер изделия, не помешает и знание размерных параметров. Дело в том, что в своем посадочном месте шарнир сидит очень плотно. Несоответствие по наружному диаметру на пару миллиметров может привести к такой проблеме, что новый элемент просто не запрессуется.

Съемник для сайлентблоков

Для замены используются специальные съемники, выпрессовать изношенный шарнир, а на его место установить новый. Если для проведения замены приходится полностью снимать элемент подвески, к примеру, тот же рычаг, то можно обойтись и обычными слесарными тисками.

Основная трудность при этом будет крыться в извлечении сайлентблока. Часто его просто выпаливают, то есть сжигают резиновую составляющую, а после извлекают металлические элементы. Можно попытаться его и выбить при помощи кувалды и наставки.

Перед запрессовкой нового элемента он обязательно должен смазываться мыльным раствором. Это облегчит процесс установки элемента на место. Использовать для этого продукты нефтепереработки (масло, солидол и т. д. ) не желательно, особенно если устанавливается изделие с резиновой вибропрослойкой.

Для более легкой установки можно на резиновой поверхности с торца сайлентблока сделать фаску, срезав небольшой слой. Главное, не резать очень много, фаска не должна быть большой.

(1 оценок, среднее: 5,00 из 5)

Материалы: http://avtomotoprof.ru/v-pomoshh-avtomobilistu/dlya-chego-nuzhnyi-v-avtomobile-saylentbloki/

2 ≫

Сайлентблоки присутствуют во многих узлах подвески автомобиля, и со временем эти резинометаллические изделия изнашиваются, что сопровождается глухим стуком и снижением управляемости. Своевременная замена сайлентблоков поможет вам не встать на дорогой ремонт и убережет остальные механизмы подвески от поломок. Подробнее о том, что такое сайлентблок.

Сайлентблоки присутствуют в задних рычагах, в задней балке, в подрамнике, в тягах, в передних рычагах, и так далее. Периодически за всеми ними нужно следить, особенно если начали появляться глухие посторонние стуки то нужно произвести диагностику подвески.

Для того, чтобы произвести диагностику подвески, а именно сайлентблоков в рычагах, первым делом нужно заехать на яму, эстакаду или подъемник для удобного доступа ко всем узлам, где нудно произвести диагностику.

Бегло осмотрите сайлентблоки в рычагах, на них не должно присутствовать внешних дефектов таких как трещины, он должен стоять ровно в обойме. Берем монтажку и начинаем шатать рычаг из стороны в сторону как в поперечном, так и в продольном направлениях, наблюдая за сайлентблоком.

Усилие при этом должно быть достаточно сильным для деформации. Вышедший из строя сайлентблок будет считаться, если:

  • Легко ходит во втулке, люфтит больше остальных, это будет сразу заметно
  • При деформации появляются трещины, разрывы, либо отслаивание от втулки

Проходим так по всем узлам, рычагам или балке, и определяем какие из них нужно заменить.

Первым делом необходимо снять рычаг (балку, подрамник) для удобной замены сайлентблока. Можно это сделать и непосредственно на автомобиле, если это предоставляется возможным. Поэтапно распишем как происходит замена, выпрессовка и запрессовка.

Выпрессовка сайлентблока

Существуют сайлентблоки без обоймы и с пластмассовой и металлической обоймой. В первом и втором случае можно выжечь газовой горелкой и выбить его наружу. В случае же с металлической обоймой выпрессовать его чуть сложнее.

Для этого нам понадобятся гидравлический пресс или тиски, втулки или обрезки трубы нужного диаметра. втулка должна быть такого же диаметра как и у сайлентблока, либо чуть меньше.

Нередко рвется резина и внешняя втулка сайлентблока остается в рычаге, в таком случае приходится использовать зубило и молоток, чтобы выпрессовать её оттуда

Запрессовка сайлентблока

После того, как сайлентблок выпрессован, нужно зачистить наждачной бумагой посадочное место в рычаге и смазать для облегчения предстоящей запрессовки нового сайлентблока.

Если сайлентблок не имеет металлической обоймы, для его запрессовки используется конусообразная оправка, позволяющая равномерно запрессовать сайлентблок в рычаг. В этом случае оправку необходимо наставлять на внутреннюю обойму.

Если сайлентблок не цельнорезиновый, или имеет смещенную центральную втулку, то нужно ставить так, как это было до выпрессовки, иначе такой рычаг долго не проходит.

Установка рычага на место

Для того, чтобы ваши труды прошли не напрасно, и через 5000 километров не пришлось повторять процедуру, нужно знать несколько важных правил при сборке подвески. Затягивать болты и гайки можно только при опущенной машине, либо подпереть домкратом в рабочее положение. Если затянуть болты сайлентблоков в том состоянии балки, которое она занимает сейчас, то после опускания машины на землю сайлентблоки могут провернуться, отслоившись от втулок. И вся наша работа окажется бесполезной. Поэтому важно создать нагрузку на балку, хотя бы приблизительно равную возникающей под собственным весом автомобиля.

7 комментариев

Как заменить сайлентблоки в реактивной тяге?

1. Снять реактивную тягу

2. Зажать её в тиски и выбить втулку

3. Очистить и смазать обойму (можно мылом) на реактивной тяге

4. Запрессовать любым угодным способом (можно в тисках) новую втулку

5. запрессовать металлическую обойму

Как узнать какие сайлентблоки у меня стоят в передней и задней подвеске?

Узнать можно по оригинальным каталогам на Ваш автомобиль

У меня тайота рав4, подойдут ли мне сайлентблоки передних рычагов от других машин, например от форд, ниссан, опель, рено ауди, ваз?

Расскажите по подробнее о замене сайлентблоков задней балки

Материалы: http://manualcar.ru/remont/zamena-sajlentblokov/

3 ≫

Часто автомобилистам приходится слышать, что пора заменить сайлентблоки. Однако многие из них даже не догадываются, что это такое и где деталь находится.

Сайлентблок рычага – это две детали в виде обыкновенных втулок, между которыми расположена резиновая вставка. Этот элемент способен смягчать удары при колебаниях ходовой части ТС. На него приходится наибольшая нагрузка, поскольку он противодействует деформации, которую может получить подвеска.

Детали могут быть в передней и задней подвеске. Передние сайлентблоки используются для соединения:

  • рычагов;
  • стабилизатора поперечной устойчивости;
  • амортизаторов;
  • реактивной тяги.

Кроме того, сайлентблоки передних рычагов нашли широкое применение и при креплении КПП, двигателя.

Срок службы элементов достаточно большой – около 100 тыс. км.

Стоит учитывать, что задние сайлентблоки меняются только целиком – они не разбираются и не ремонтируются. Ремкомплекта на них тоже нет.

Определить, что пора заменить сайлентблоки передних рычагов можно по:

  • скрипу со стороны колес;
  • ухудшение управляемости руля;
  • неравномерное изнашивание шин;
  • вибрация колес.

Проверить исправное состояние сайлентблоков в передней подвеске можно двумя способами:

  1. визуально и на слух – осматривается состояние вставок на вздутие резиновых вставок, целостности шарниров. При наезде на нервную поверхность слышны трения, скрипы.
  2. Диагностика проводится специалистами на СТО.

В случае появления любой неисправности необходима срочная замена сайлентблоков передних рычагов.

Если вовремя этого не сделать, агрегат может вызвать разрушение посадочных мест креплений шарниров.

Особое внимание следует обратить на люфт в валах и при их чрезмерной величине следует сразу же их сменить.

Сайлентблок переднего рычага лучше заменить в автосервисе, поскольку работа достаточно кропотливая, особенно, если требуется произвести замену в коробке передач или в местах соединений мотора.

На самом деле, замена сайлентблоков своими руками вполне возможна при наличии основ строения машины и опыта в ее ремонте. Прежде всего следует определиться, какие рычаги передней подвески лучше приобрести: резиновые или из полиуретана. Отличаются они только сроком эксплуатации – полиуретановые служат в 3-5 р. больше, чем каучуковые.

При покупке выбирайте детали только новые и только те, которые соответствуют марке вашего авто. Узнать код изделия можно в техпаспорте машины или по VIN – коду.

Для ремонта потребуется определенный набор инструментов:

  • смазка;
  • новые сайлентблоки;
  • набор гаечных ключей (накидных и торцевых);
  • наждачка, чистая мочалка и вода;
  • тиски;
  • домкрат.

  1. В первую очередь авто устанавливают на яму. С той стороны, где будет меняться рычаг, следует поддомкратить часть авто.
  2. Открутить болты и гайки, которые держат передние рычаги.
  3. После снятия колеса, снимают защиту моторного отсека. Это откроет свободный доступ к детали.
  4. Сначала требуется демонтировать шаровую опору.
  5. Открутить болты и снять рычаг. Теперь уже работа будет происходить непосредственно с ним.
  6. Снять сальный блок переднего рычага. Для этого можно воспользоваться специальным съемником. Конечно, ни у каждого автолюбителя он есть в наличии, поэтому можно воспользоваться обычным зубилом и молотком. Обычно это самая сложная процедура при замене вала.
  7. Выемку очищаем от грязи, ржавчину (если есть) зачистить наждачкой. Теперь смазываем рычаг и сайлент тонким слоем смазочной жидкости.
  8. Устанавливать сайлентблоки нижних рычагов передней подвески требуется в обратном порядке. Всю процедуру выполняют с помощью тисков или того же съемника.
  9. Чтобы облегчить себе работу, можно смазать и виброизолятор, но не слишком усердно.
  10. Конечно, процедуру замены можно произвести и без тисков или специального прибора. Для этого следует выставить новую деталь на рычаге в нужном направлении и нанести удары по наставке. Если края резины заворачиваются, их надо поправить отверткой.
  11. Собрать полностью конструкцию, затянуть все элементы крепления полностью, когда машина будет стоять на земле.

После того, как заменили задний сайлентблок переднего нижнего рычага, следует обязательно выполнить развал-схождение колес. Кстати, эту процедуру выполняют при любом ремонте авто.

Как правило, сайлентблок служит достаточно долго – от 70 — 100 тыс. км. Стоит учитывать, что на рынке много дешевых изделий, поэтому срок их использования может быть около 50 тыс. км. Кроме того, необходимо учитывать материал изготовления втулки.

Если возникла необходимость заменить сайлентблоки – выбирайте полиуретановые изделия. Они снизят деформацию в подвеске, устранят эффект «выжимания», который присутствует в резиновых деталях, а также улучшат управляемость авто. Хотя их цена значительно выше, но и срок их эксплуатации, по сравнению с каучуковыми деталями, минимум в 3-5 р. дольше.

Материалы: http://motorstory.ru/repair/hodowca/sajlentbloki-perednix-rychagov-2-sposoba-proverki-rabotosposobnosti/


Back to top