1 ≫
-
В данной статье мы приведем несколько полезных советов, следование которым имеет решающее значение с точки зрения безопасности управления автомобилем.
Как известно, перед каждым поворотом водитель должен притормозить. Однако не все знают, что заканчивать торможение следует до начала поворота. Если вы будете тормозить на повороте, то это заметно снизит боковую устойчивость машины, что даже может стать причиной опрокидывания. Не следует также забывать, что торможение на повороте вызывает повышенный износ деталей ходовой части и рулевого управления, а также колесной резины.
При выполнении поворота траектория транспортного средства должна иметь максимальную крутизну в его начале. По мере прохождения поворота автомобиль постепенно выравнивается.
Перед выбоиной, ямой, выступом или другим аналогичным препятствием на дороге следует снизить скорость заранее, а уже перед самым наездом на препятствие — отпустить педаль тормоза. Таким образом вы сможете минимизировать силу удара. Иногда в подобной ситуации целесообразно выжимать сцепление.
Помните, что эффективность тормозной системы существенно снижается при мокрых тормозных колодках. Колодки можно быстро просушить прямо на ходу. Для этого несколько раз легко нажмите на тормозную педаль, двигаясь на низкой (обычно на второй) передаче.
Во время гололеда тормозной путь транспортного средства увеличивается примерно в 10 раз по сравнению с нормальной поверхностью проезжей части. Как уже говорилось, в подобных случаях следует применять торможение двигателем либо прерывистое торможение.
Если ваш автомобиль занесло, и после выхода из заноса он выехал на обочину (пусть даже только одной стороной) ? не пытайтесь немедленно вернуть его на проезжую часть. Как правило, край проезжей части имеет выступ, что не является препятствием для передних колес, но мешает задним. Это может стать причиной нового заноса. Оказавшись на обочине, возвращайтесь на проезжую часть после того, как снизите скорость до 10–20 километров в час.
Подъемы и спуски на скользкой дороге рекомендуется проезжать на одной скорости, но ни в коем случае не накатом, периодически притормаживая (как это часто делают неопытные водители при езде на спуске), а на пониженной передаче. Без крайней необходимости не следует переключать передачи, увеличивать подачу топлива и делать резкие движения рулевым колесом.
Если вы застряли в сугробе и сразу выехать не получилось — долго не буксуйте, потому что под колесами в результате этого образуются плотные обледенелые лунки. В такой ситуации целесообразнее убрать снег из-под колес или подложить под них что-нибудь не скользкое (например, доску или резиновый коврик из салона).
Вообще начинать движение, когда машина стоит в сугробе, довольно трудно. При езде по заснеженной дороге старайтесь двигаться без остановок и переключений передач, поскольку это снижает силу инерции, которая помогает двигаться машине, и становится причиной потери скорости или даже полной остановки.
Не все водители знают, что очень опасной дорога становится в первые минуты после начала дождя. Дело в том, что вода смешивается с еще не смытой с проезжей части дорожной пылью и грязью, образуя жидкую кашицу. В это время нужно соблюдать особую осторожность: не делать резких движений (ускоряться, тормозить, изменять направление движения), повороты проходить на небольшой скорости и держать повышенную дистанцию от следующих спереди транспортных средств.
На мокрой дороге нужно быть особенно осторожным
В любом случае не рекомендуется в сильный ливень ехать со скоростью более 60 километров в час (исключением являются автомагистрали, но не всегда). Несоблюдение данной рекомендации приводит к аквапланированию.
Вы можете прямо во время движения проверить состояние скользкой проезжей части. Включите вторую передачу и на скорости примерно 15–25 километров в час резко нажмите до упора педаль газа. Если колеса автомобиля проскальзывают — значит, дорога опасна, при движении по ней необходимо соблюдать повышенное внимание и осторожность.
При езде по скользкой дороге целесообразно не объезжать выбоину или яму на дороге, чтобы не совершать лишних маневров, а осторожно переехать ее, при необходимости снизив (не резко!) скорость. В противном случае ваш автомобиль может занести.
Бывает, что короткий труднопроходимый участок грунтовой дороги лучше преодолевать, предварительно разогнавшись. Если колея неглубокая, то двигайтесь по ней. В противном случае пропускайте колею между колесами (иначе автомобиль может цепляться днищем, что существенно затрудняет движение и вредит машине).
Езда по грунтовым дорогам — не самое приятное занятие
На глинистых, мокрых и вязких участках автомобиль может пойти юзом, поэтому на таких дорогах рекомендуется ехать на малом газу, но на как можно более высокой передаче (например, на третьей при малых оборотах). Перед участками повышенной сложности не забывайте своевременно переходить на пониженную передачу. В любом случае старайтесь не допускать пробуксовывания — иначе высока вероятность завязнуть. Трудно придумать более неприятное занятие, чем выталкивание автомобиля из грязи, стоя в ней по колено (именно это придется делать вашим пассажирам, если автомобиль застрянет в грязи).
Если вы часто ездите по грунтовым или заснеженным дорогам, приобретите специальные противобуксовочные коврики и храните их в багажнике. При отсутствии таковых можно использовать резиновые коврики из салона. Как уже было сказано, чтобы выбраться из грязи или сугроба, используйте доску или ветки с окрестных кустов.
Водители знают: одним из самых сложных и опасных маневров на дороге является обгон. Напомню, что в действующей редакции Правил дорожного движения обгоном считается опережение одного или нескольких движущихся транспортных средств, связанное с выездом из занимаемой полосы (не обязательно на полосу встречного движения). Значительная часть дорожно-транспортных происшествий при выполнении обгона происходит не со встречными, а попутными автомобилями. Чаще всего это обусловлено тем, что автомобили движутся на высоких скоростях без соблюдения дистанции.
Отдавайте себе отчет в том, что водитель обгоняемого вами автомобиля может не видеть вас и в любой момент взять левее, например, для объезда препятствия (выбоины и др.) на дороге, не подав при этом соответствующего сигнала указателем поворота.
По окончании обгона возвращаться на свою полосу можно, только когда транспортное средство, которое вы обогнали, видно в зеркало, а расстояние до него составляет порядка 20 метров.
При обгоне велосипедистов выдерживайте боковой интервал с ними не менее 1 метра. По своему менталитету велосипедист — тот же пешеход, но передвигается он быстрее. Запрещается перед велосипедистом делать неожиданные движения, а после обгона резко тормозить. С другой стороны, от велосипедиста это вполне ожидаемо (в частности, он может в любой момент потерять равновесие и упасть прямо под колеса автомобиля).
Если в дороге вас застал сильный туман, дождь или снегопад, помните: включение обычных фар только снизит видимость, поскольку может образоваться своего рода «световая стена». В данном случае было бы целесообразным погасить все световые приборы, но это запрещено Правилами дорожного движения, поскольку транспортное средство станет плохо заметным для других участников движения.
В подобной ситуации легче водителям, автомобили которых снабжены противотуманными фарами. Если туман не очень сильный (в дальнем свете фар видимость на дороге составляет не менее 100 метров), то включите фары дальнего света вместе с противотуманными фарами. Не забывайте при наличии встречных транспортных средств переходить на ближний свет, а «противотуманки» выключать. При попадании в средний туман или сильный дождь включите противотуманные фары и фары ближнего света. Если же туман очень густой либо вы попали в сильный снегопад, то включайте только противотуманные фары.
В условиях тумана запрещается покидать свою полосу движения без крайней необходимости, выполнять обгон, двигаться по трамвайным путям и осуществлять буксировку механических транспортных средств.
При движении в тумане иногда полезно пристроиться за впереди идущим автомобилем, который своим движением будет его немного разгонять. Однако всегда держите безопасную дистанцию.
Когда видимость на дороге не более 10 метров, двигаться можно со скоростью не выше 5 километров в час. В противном случае вы подвергаете опасности не только себя, но и других участников дорожного движения.
Одними из самых аварийноопасных мест на дороге являются нерегулируемые перекрестки. Дорожно-транспортные происшествия на них обычно происходят по причине нарушения правил маневрирования, несоблюдения безопасной дистанции, а также потому, что кто-то из водителей своевременно не заметил знаки дорожного движения.
Управляя автомобилем, всегда учитывайте вероятность того, что любой другой участник дорожного движения может проигнорировать Правила дорожного движения либо допустить ошибку, которая приведет к возникновению опасной ситуации.
На дороге старайтесь держаться подальше от военных машин. Нередко такими транспортными средствами управляют молодые солдаты, недавно получившие права. Следует ли говорить, насколько опасен крупногабаритный «Урал», за рулем которого сидит неопытный водитель!
Будьте внимательны, даже когда имеете преимущество (едете на зеленый свет, находитесь на главной дороге), чтобы успеть среагировать на возможное нарушение ПДД другими участниками движения.
Стоящее у обочины транспортное средство всегда является объектом повышенной опасности. В частности, из-за припаркованного автобуса или грузовика в любой момент на дорогу может выбежать пешеход. Обращайте внимание на просвет между днищем кузова стоящего автомобиля и проезжей частью. Так вы заметите тень прохожего или его ноги, что будет являться сигналом к принятию соответствующих мер предосторожности. Ожидайте неприятностей от пешеходов, которые идут близко к проезжей части, например по самому краю тротуара или бордюру. Во-первых, человек может оступиться и упасть на проезжую часть. Во-вторых, есть вероятность, что он начнет переходить дорогу. В-третьих, возможно, это слабовидящий или слабослышащий человек, не подозревающий об опасности.
Соблюдайте особую осторожность, если видите, что возле проезжей части играют дети. Непредсказуемостью отличаются пешеходы и в состоянии опьянения.
Согласно статистическим исследованиям, большинство дорожно-транспортных происшествий с участием пешеходов происходит в промежутке между 16 и 20 часами.
Следует учитывать, что при температуре окружающего воздуха выше 28 ?C у подавляющего большинства людей заметно снижаются водительские способности. Кроме того, вероятность попадания в дорожно-транспортное происшествие повышают следующие факторы:
1. курение во время движения (если очень нужно, то остановитесь у обочины и покурите);
2. прием водителем определенных лекарственных препаратов;
3. плохое самочувствие, усталость водителя;
4. тугой руль, мягкая тормозная педаль;
5. скользкая дорога;
6. движение в условиях ограниченной видимости;
7. недостаточная контрастность или освещенность потенциального источника опасности;
8. управление транспортным средством в состоянии сильного волнения или возбуждения.
Наибольшей усталости организм человека достигает, как правило, в дневное время примерно с 15:30 до 19:00 и ночное время с 2:00 до 6:00.
Вообще специалисты выделяют три степени водительского утомления:
1. легкая степень распознается при наступлении зевоты и тяжести век;
2. средняя степень характеризуется резью в глазах, сухостью во рту, появлением тех или иных фантазий. При этом по телу может проходить теплая волна и создается ложное впечатление, что другие транспортные средства движутся очень медленно;
3. при сильной степени утомления голова начинает клониться вперед, руки сползают с руля, в глазах появляется рябь, человек покрывается потом, а самое главное — создается впечатление, что все это происходит не с ним.
Для снятия легкого утомления достаточно умыться прохладной водой, немного передохнуть либо выпить крепкого чая. От среднего и сильного утомления позволяет избавиться лишь сон.
Одним из самых опасных состояний водителя является так называемый «сон с открытыми глазами», наступающий в результате переутомления. Со стороны создается впечатление, что человек не спит и управляет машиной, в реальности же он находится в полной «отключке».
Каждый водитель перед поездкой должен себя настроить на то, что управление автомобилем — это в первую очередь сложная работа, а не приятное времяпрепровождение, которое сопровождается слушанием музыки или разговорами с пассажирами.
Как известно, в пределах населенных пунктов Правила дорожного движения разрешают двигаться со скоростью не более 60 километров в час, за пределами населенного пункта — не более 90 километров в час (если иное не регламентировано дорожными знаками). Для безопасной езды в городе необходимо соблюдать дистанцию между транспортными средствами не менее 20 метров, за городом — не менее 40 метров (при условии, что дорога сухая и чистая, без гололеда и т. п.).
Неоправданно большую дистанцию держать также не рекомендуется. Во-первых, это будет провоцировать других водителей на обгон и перестроение, а у пешеходов может возникнуть соблазн перебежать проезжую часть именно перед вашим автомобилем.
Учтите, что при движении со скоростью 60 километров в час автомобиль каждую секунду преодолевает расстояние 16,7 метра, а при движении со скоростью 90 километров в час — 24,5 метра. Однако тормозной путь при скорости 90 километров в час в 2 раза больше тормозного пути при скорости 60 километров в час (несоответствие объясняется более высокой силой инерции, а также иными факторами).
В случае встречного разъезда с другими транспортными средствами в условиях плохой видимости старайтесь держаться как можно ближе к правому краю проезжей части. Встречный автомобиль может перевозить плохо обозначенный и поэтому почти невидимый крупногабаритный груз, выступающий по бокам. Если навстречу движется транспортное средство, у которого горит одна фара, — помните, что это не обязательно мотоцикл, возможно, это машина, у которой одна фара не работает.
Неопытные водители совершают одну и ту же ошибку при движении накатом: отпустив педаль газа, они продолжают держать выжатой педаль сцепления и едут так до следующего включения передачи. Этого делать нельзя. Двигаясь накатом, необходимо ставить рычаг переключения передач в нейтральное положение и отпускать педаль сцепления. В противном случае высока вероятность, что сцепление «сгорит» (выжимной подшипник не рассчитан на такой режим работы).
Категорически запрещается включать заднюю передачу, если автомобиль еще не остановился и движется вперед — иначе можно быстро вывести из строя коробку передач.
Пользоваться зеркалами заднего вида следует в среднем каждые 5 секунд, поскольку водитель должен контролировать ситуацию не только спереди, но и по бокам и сзади своего автомобиля. Обязательно нужно посмотреть в зеркало заднего вида перед началом движения, перестроением, поворотом, обгоном, торможением.
Большинство современных автомобилей оснащено противоугонными устройствами, находящимися в рулевой колонке и блокирующими рулевое управление (устанавливаются заводом-изготовителем). На таких транспортных средствах категорически запрещается выключать зажигание во время движения (иногда это делают на старых автомобилях для экономии топлива при движении на спуске). В противном случае руль может заблокироваться прямо во время движения, что приводит к катастрофическим последствиям.
Выполняя левый поворот на перекрестке, старайтесь держаться как можно дальше от его центра, что позволяет снизить вероятность столкновения при возникновении опасной ситуации.
В плотном транспортном потоке старайтесь двигаться со скоростью этого потока, избегая перестроений и иных маневров без особой необходимости. Не следует обгонять шеренгу стоящих в пробке автомобилей, особенно по полосе встречного движения (при появлении встречного транспортного средства у вас не будет места для возврата на свою полосу). Если есть выбор, то рекомендуется ехать по знакомому маршруту, пусть даже он немного длиннее.
Учтите, что у автопоезда при повороте прицеп всегда смещается ближе к центру поворота.
При неожиданном попадании на небольшой участок дороги, покрытый льдом, проезжайте его на такой же скорости (разумеется, если позволяет текущая дорожная ситуация). Многие новички в такой ситуации теряются и нажимают педаль тормоза либо пытаются объехать этот участок, что в итоге приводит к заносу.
Если вы монотонно едете по скоростной трассе, время от времени поглядывайте на спидометр. Дело в том, что при подобной езде человек имеет склонность преуменьшать реальную скорость движения: кажется, что двигаешься со скоростью 90 километров в час, а на спидометре — уже 110 километров в час.
Сегодня стали модными зеркала заднего вида сферической формы. Они намного увеличивают обзор, но имеют серьезный недостаток: в них расстояние до отражающегося объекта кажется больше, чем есть на самом деле.
Если во время движения вам стало плохо, вы ощущаете боль в области сердца — сразу остановитесь, чтобы отдохнуть в удобной позе и при необходимости и принять лекарство.
В случае перевозки на заднем сиденье детей без сопровождения взрослого примите меры к тому, чтобы они не открыли дверь во время движения. По этой причине оптимальными для перевозки маленьких детей являются двухдверные автомобили. Не позволяйте детям выбрасывать что-либо в окна автомобиля и никогда не делайте этого сами: данный предмет может стать причиной серьезного дорожно-транспортного происшествия.
Материалы: http://matiz-club.com/1354-nachinajushhemu-avtomobilistu-bezopasnost.html
2 ≫
-
Оборудование автомобиля, расположение приборов и органов управления
Общая схема расположения органов управления представлена на иллюстрациях.
Спидометр указывает скорость движения автомобиля в км/ч. ниже оси индикаторной стрелки расположен цифровой дисплей, верхнее поле которого отведено под показания одометра (счетчик полного пробега автомобиля), нижнее - под показания счетчика километража текущей поездки.
Рядом с циферблатом спидометра расположен указатель оборотов двигателя, - тахометр. Стрелка измерителя показывает водителю частоту вращения коленчатого вала двигателя в об/мин. Следите, чтобы обороты двигателя не поднимались настолько, чтобы стрелка указателя заходила в пределы выделенного красным цветом диапазона шкалы измерителя.
Измеритель температуры охлаждающей жидкости
Измеритель регистрирует температуру охлаждающей жидкости двигателя. Показания измерителя могут варьироваться в зависимости от температуры окружающей среды и условий вождения. При выходе стрелки прибора за пределы диапазона допустимых значений шкалы, следует немедленно прекратить движение и дать двигателю остыть. Продолжительная эксплуатация перегретого двигателя может привести к выходу его из строя.
Измеритель расхода топлива
Измеритель расхода топлива указывает текущий уровень топлива в баке. При торможении, ускорениях, совершении маневров и движении автомобиля по наклонной плоскости показания измерителя могут слегка варьироваться. Схема подключения измерителя такова, что он продолжает выдавать рабочее значение даже при выключенном зажигании. При опускании уровня топлива в баке до критического значения срабатывает вмонтированная в циферблат измерителя контрольная лампа.
Контрольные лампы и сигнальные зуммеры
Проверка исправности ламп
Контрольная лампа заряда должна загораться при включении зажигания и гаснуть сразу после запуска двигателя. Включение данной контрольной лампы при работающем двигателе предупреждает водителя о нарушении исправности функционирования системы заряда, т.е., аккумуляторная батарея переходит в режим разряда. Следует сразу же выключить все потребители электроэнергии, от функционирования которых не зависит безопасность дорожного движения и постараться не допустить останова двигателя, так как попытка его повторного запуска может привести к окончательному разряду батареи. Автомобиль следует сразу же отогнать на ближайшую станцию техобслуживания для проведения диагностики отказа и выполнения необходимого восстановительного ремонта.
Контрольная лампа давления двигательного масла
Контрольная лампа давления двигательного масла должна загораться при включении зажигания и гаснуть сразу после запуска двигателя. Мигание лампы при работающем двигателе свидетельствует о пульсационном снижении рабочего давления моторного масла в двигателе. Переход индикатора в режим постоянного свечения говорит о том, что давление масла упало до опасно низкого уровня, что чревато серьезными внутренними повреждениями двигателя, вплоть до полного выхода его из строя. В обоих случаях следует предпринять срочные меры по корректировке уровня масла, выявлению и устранению причин падения давления.
Контрольная лампа состояния двигателя
Контрольная лампа кратковременно загорается при включении зажигания. Срабатывание ее в любое другое время свидетельствует о возможной неисправности одной из систем электрооборудования силового агрегата. При отсутствии видимых признаков отказов функционирования систем силового агрегата и снижения динамики транспортного средства, фиксируемые включением контрольной лампы нарушения могут явиться причиной увеличения расхода топлива или повышения токсичности выбросов. Игнорирование сигналов контрольной лампы чревато серьезными повреждениями двигателя, вплоть до выхода агрегата из строя. При срабатывании контрольной лампы на ходу следует немедленно прекратить движение, припарковаться в безопасном месте и заглушить двигатель, затем, спустя небольшое время, произвести запуск, наблюдая при этом за поведением контрольной лампы. Если лампа не вернулась в нормальный режим функционирования и продолжает гореть, автомобиль следует отогнать на ближайшую станцию техобслуживания для проведения подробной диагностики и выполнения необходимого восстановительного ремонта. До устранения неисправности систем двигателя старайтесь двигаться с умеренной скоростью, избегая резких разгонов с полным выжиманием педали газа.
Даже если при повторном запуске двигателя контрольная лампа возвращается в нормальный режим (т.е., гаснет), следует при первой же возможности обратиться за консультацией на станцию техобслуживания, особенно если такого рода включения индикатора происходят не в первый раз.
Данный световой индикатор загорается одновременно с включением дальнего света головных фар автомобиля (см. ниже).
Контрольная лампа включения задних туманных фонарей
Данный световой индикатор подтверждает исправность функционирования задних туманных фонарей при их включении.
Контрольная лампа уровня тормозной жидкости
Срабатывание данной контрольной лампы информирует водителя о критическом снижении уровне гидравлической жидкости в тормозной системе.
Контрольная лампа взведения стояночного тормоза
Данная контрольная лампа непрерывно горит при взведении стояночного тормоза, напоминая водителю о необходимости его отпускания перед началом движения. Движение с взведенным стояночным тормозом приводит к быстрому перегреву и выходу из строя тормозных механизмов задних колес автомобиля и преждевременному износу протекторов шин задних колес, а, кроме того, может стать причиной нарушения исправности функционирования системы антиблокировки тормозов (ABS) (см. ниже). Одной из возможных причин постепенного снижения уровня тормозной жидкости является нормальный износ фрикционных накладок тормозных колодок. При срабатывании контрольной лампы автомобиль следует отогнать на ближайшую станцию техобслуживания для оценки состояния колодок и проверки герметичности гидравлического тракта тормозной системы.
Контрольная лампа ABS
При соответствующей комплектации автомобиля данная контрольная лампа загорается при включении зажигания и гаснет сразу после осуществления запуска двигателя, подтверждая тем самым исправность функционирования контура системы антиблокировки тормозов. Срабатывание контрольной лампы в любых других ситуациях свидетельствует о выявлении системой самодиагностики нарушений в контуре ABS. Автомобиль следует без промедления отогнать на ближайшую станцию техобслуживания для проведения подробной диагностики системы и выполнения необходимого восстановительного ремонта.
При срабатывании контрольной лампы система антиблокировки тормозов отключается, однако тормозные механизмы автомобиля продолжают функционировать в обычном режиме, обеспечивая транспортному средству адекватное торможение.
Контрольная лампа системы дополнительной безопасности (SRS)
При соответствующей комплектации автомобиля данная контрольная лампа загорается при включении системы автоматического управления скоростью движения автомобиля (темпостата) (см. ниже).
Контрольная лампа неплотного закрывания дверей
Свечение данной контрольной лампы предупреждает водителя о том, что не все двери автомобиля плотно захлопнуты.
Световой индикатор указателей поворота
Индикатор подтверждает факт и исправность функционирования указателей поворотов транспортного средства и работает в проблесковом режиме с частотой, соответствующей частоте мигания указателей. Учащенное мигание индикатора обычно свидетельствует о перегорании лампы одного из указателей поворотов. Следует при первой же возможности произвести замену сгоревшей лампы, чтобы не создавать аварийных ситуаций на дорогах.
Контрольная лампа минимального запаса топлива
Данная контрольная лампа включается, когда в топливном баке остается менее 9.0 л горючего и предупреждает водителя о необходимости срочно произвести заправку автомобиля.
Контрольная лампа отключения повышающей передачи
Данная контрольная лампа включается при переводе клавиши переключателя повышающей передачи в положение OFF.
Сигнальный зуммер “Выньте ключ из замка зажигания”
Левый комбинированный подрулевой переключатель управления функционированием наружных осветительных/сигнальных приборов
1. Главный переключатель управления освещением выполнен в виде рычага, вмонтированного в левую часть рулевой колонки непосредственно под рулевым колесом.
3. Кратковременное переключение головных фар с ближнего света на дальний и обратно производится путем оттягивания рычага переключателя на себя. Для постоянного включения дальнего света следует отвести рычаг от себя до щелчка, затем отпустить.
Кратковременное включение дальнего света производится независимо от того, в каком положении находится поворотная торцевая рукоятка главного переключателя.
Включение указателей поворотов
2. Кратковременное включение указателей, например, при намерении сменить рядность движения, производится путем легкого оттягивания рычага вверх или вниз, соответственно.
Противотуманное освещение следует использовать только в условиях плохой видимости!
1. Включение/выключение противотуманных фар производится путем поворота в соответствующее положение кольцевого переключателя на рукоятке рычага сборки левого комбинированного переключателя.
Ходовые огни должны быть включены.
2. Включение задних туманных фонарей также производится при помощи кольцевого переключателя. Ходовые огни также должны быть включены.
Правый комбинированный подрулевой переключатель
Включение очистителей/омывателей ветрового стекла может быть произведено только при включенном зажигании (положения ON и АСС). Выбор режимов функционирования стеклоочистителей производится путем перемещения рычага переключателя вниз/вверх. Параметры интервального режима функционирования стеклоочистителей (в диапазоне 2-20) могут быть выбраны при помощи торцевой рукоятки на конце рычага.
Не следует включать омыватели долее чем на 30 секунд. Не следует производить попытки включения омывателей при опустошении резервуара системы. В морозную погоду стеклоочистители следует включать только после того как ветровое стекло будет прогрето.
Подрулевой переключатель управления функционированием темпостата
Неправильное использование темпостата может явиться причиной дорожно-транспортного происшествия. Включайте систему управления скоростью только при движении по свободным автомагистралям и при благоприятных погодных условиях. Во время функционирования системы может происходить автоматическое перемещение педали газа, которую при этом не следует удерживать ногой во избежание повреждения опорного и осевого механизмов.
Рычажный переключатель управления функционированием темпостата расположен справа над рулевой колонкой, ниже сборки правого комбинированного подрулевого переключателя. Включение/выключение системы производится при помощи вмонтированной в торец рукоятки рычага переключателя кнопки и сопровождается срабатыванием соответствующей контрольной лампы на панели приборов автомобиля.
Регулятор яркости подсветки панели приборов
Регулятор начинает функционировать только при включенных ходовых огнях (см. выше).
Регулятор корректировки направления оптических осей головных фар
Регулятор находится на центральной консоли автомобиля между клавишами выключателей обогрева сидений и обеспечивает возможность корректировки направления оптических осей излучения головных фар в режиме ближнего света и добиться наилучших условий освещения дороги при различной загрузке автомобиля.
b) Положение “1” - водитель и четыре пассажира на переднем и заднем сиденьях;
c) Положение “2” - водитель, четыре пассажира на переднем и заднем сиденьях, плюс груз около 185 кг в багажном отделении (полная масса автомобиля находится в пределах допустимого диапазона);
d) Положение “3” - один водитель и груз около 380 кг в багажном отделении (нагрузки на переднюю и заднюю оси автомобиля находятся в допустимых пределах, полная масса автомобиля не превосходит максимального допустимого значения). Также при буксировке прицепа.
1. Передние сиденья автомобиля оборудованы встроенными обогревателями. Переключатели управления подогревом сидений расположены на центральной консоли автомобиля.
3. Селекторной кнопкой выберите требуемый режим интенсивности нагрева (LО - слабая интенсивность или НI - максимальная интенсивность). На кнопке должен высветиться соответствующий индикатор. Управление функционированием обогревателя осуществляется автоматически при помощи термостата. Не забудьте выключить обогрев прежде чем покидать автомобиль.
4. Не накрывайте сиденья теплоизоляционными материалами, такими как одеяла, пуфики или плотные чехлы. Не кладите на сиденья твердые или острые предметы, старайтесь не повредить обивку и расположенный под ней нагревательный элемент. Любую пролитую на сиденье жидкость немедленно собирайте сухой ветошью. Не применяйте для чистки обивки сидений никакие растворители, - пользуйтесь мягкими детергентами. В случае отказа функционирования нагревателя обращайтесь за помощью в автосервис.
Выключатель аварийной световой сигнализации
1. Включение аварийной сигнализации производится путем отжимания кнопочного переключателя, вмонтированного в центральную часть панели приборов автомобиля (под дефлекторами центральных воздуховодов вентиляции/отопления салона) и обычно оснащенного контрольной лампой с пиктограммой, изображающей два вписанных один в другой треугольника.
При включенной аварийной сигнализации указатели поворотов функционировать не будут!
Управление функционированием привода верхнего люка
2. Панель управления функционированием электропривода верхнего люка расположена на потолочной консоли автомобиля.
4 .Для перевода крышки люка в наклонное положение сперва полностью закройте ее, затем отожмите и удерживайте клавишу переключателя, обозначенного пиктограммой . Опускание крышки производится при помощи переключателя, обозначенного пиктограммой .
5. Дополнительно верхний люк оборудован солнцезащитной шторкой. При сдвигании крышки люка шторка убирается автоматически.
6. Следите, чтобы пассажиры не высовывались в люк во время движения автомобиля. Перед открыванием люка очистите крышку от влаги, снега, пыли и прочих посторонних отложений. Не кладите на крышку люка и поверхность крыши автомобиля вблизи люка никакие тяжелые предметы.
7. При отказе электропривода крышка люка может быть переведена в закрытое положение вручную. Снимите облицовку панели управления электроприводом, - должен открыться доступ к торцу вала приводного электромотора. Используя прутковый ключ подходящего размера, проворачивайте вал по часовой стрелке до тех пор, пока крышка люка полностью не закроется. Для опускания крышки из наклонного положения проворачивайте вал против часовой стрелки. Для устранения причин отказа электропривода обращайтесь на станцию техобслуживания.
Электрическая регулировка наружных зеркал заднего вида
1. Сборка управления функционированием электропривода наружных зеркал заднего вида вмонтирована в панель приборов автомобиля, слева от рулевой колонки. Регулировка зеркал производится при помощи ползункового и клавишного переключателей панели следующим образом:
b) Перемещением рычажка ползункового переключателя влево (L) или вправо (R) произведите выбор подлежащего регулировке зеркала;
c) Нажимая на верхний, нижний, левый или правый секторы клавишного переключателя, произведите корректировку положения выбранного зеркала;
d) После окончания регулировки обоих зеркал переведите рычажок ползункового переключателя в среднее положение, в котором регулировочная кнопка не действует. Это необходимо для того, чтобы при случайном нажатии на кнопку не нарушить регулировку наружных зеркал.
2. Предусмотрена также возможность складывания зеркал в парковочное положение. Для этого надавите на зеркало в направлении “назад”.
Выключатель электрообогрева заднего стекла/наружных зеркал заднего вида
1. Включение электрообогрева позволяет удалить с поверхностей заднего стекла/дверных зеркал заднего вида конденсата, инея, и даже тонкой наледи. При включении электрообогревателя загорается встроенный в кнопку переключателя световой индикатор. Отключение обогрева производится повторным нажатием на кнопку.
3. Функционирование обогревателя сопряжено с повышенным уровнем энергопотребления, поэтому, во избежание подсадки аккумуляторной батареи, в цепь управления устройства включен таймер, производящий автоматическое отключение системы по истечении 15 минут ее непрерывной работы.
4. Не забывайте перед началом движения проверять качество обзора через заднее стекло автомобиля.
Сборка управления функционированием электропривода наружных зеркал заднего вида вмонтирована в панель приборов автомобиля, слева от рулевой колонки. Регулировка зеркал производится при помощи ползункового и джойстикового переключателей панели следующим образом:
b) Перемещением рычажка ползункового переключателя влево (L) или вправо (R) произведите выбор подлежащего регулировке зеркала;
c) При помощи джойстикового переключателя произведите корректировку положения выбранного зеркала;
d) После окончания регулировки обоих зеркал переведите рычажок ползункового переключателя в среднее положение, в котором регулировочная кнопка не действует. Это необходимо для того, чтобы при случайном нажатии на кнопку не нарушить регулировку.
Предусмотрена возможность автоматического перевода стекла водительской двери в одно из крайних положений (полностью открыто, или полностью закрыто), достаточно кратковременно нажать на кнопку AUTO панели управления водительской двери. Для того, чтобы приостановить процесс открывания/закрывания стекла нажмите на кнопку повторно.
Выключатель очистителей/омывателей линз головных фар
Кнопочный выключатель вмонтирован в центральную секцию отделки панели приборов автомобиля между переключателем темпостата и контрольной лампой противоугонной сигнализации. Срабатывание системы происходит только при включенном зажигании. Жидкость подается на линзы фар из того же резервуара, что и на ветровое стекло, - периодически проверяйте ее уровень.
Включение омывателей при пустом резервуаре чревато выходом из строя в результате перегрева электромотора погружного насоса!
Управление функционированием темпостата
Не следует пользоваться темпостатом при движении по загруженным дорогам, на серпантине, в холмистых и горных местностях, при скользком дорожном покрытии и сильном ветре.
2. Для включения темпостата переведите расположенный на панели приборов автомобиля слева от рулевой колонки главный выключатель в положение ON.
3. Разгоните автомобиль до требуемой скорости и нажмите кнопку SET/COAST на панели управления функционированием темпостата, - на дисплее бортового процессора должна загореться надпись CRUISE.
5. Для совершения обгона выжмите педаль газа. После того как педаль будет отпущена, автомобиль вернется к выбранной ранее крейсерской скорости.
6. При движении под уклон или в гору темпостат не обеспечивает поддержание крейсерской скорости движения автомобиля и должен быть выключен.
7. Отмена выбранной крейсерской скорости может быть произведена тремя различными способами:
b) Слегка выжмите педаль ножного тормоза, - надпись CRUISE
c) Воспользуйтесь главным выключателем темпостата, - должны погаснуть надпись CRUISE и вмонтированная в клавишу выключателя контрольная лампа.
8. Если при нажатой клавише ACCEL панели управления производилось выжимание педали ножного тормоза, следует отключить темпостат главным выключателем и активировать его повторно после набора требуемой скорости движения.
9. Темпостат отключается автоматически при снижении скорости движения автомобиля до значения 13 км/ч
10. Выключение системы управления скоростью может быть произведено также путем выжимания педали сцепления (модели с РКПП) или перемещения рычага селектора в положение “N” (модели с АТ).
11. Повышение крейсерской скорости движения автомобиля может быть произведено тремя способами:
b) Нажмите и удерживайте нажатой кнопку ACCEL на панели управления функционированием темпостата. Отпустите кнопку, когда автомобиль разгонится до требуемой скорости;
c) Кратковременными нажатиями на кнопку ACCEL можно производить ступенчатое ускорение автомобиля с шагом 1.6 км/ч.
12. Для понижения крейсерской скорости :
b) Нажмите и удерживайте кнопку SET/COAST нажатой до тех пор, пока автомобиль не затормозится до требуемой скорости;
c) Кратковременными нажатиями на кнопку SET/COAST можно производить ступенчатое снижение значения крейсерской скорости автомобиля с шагом 1.6 км/ч.
13. Для возврата к ранее выбранной крейсерской скорости кратковременно нажмите на кнопку RESET. Как только автомобиль разгонится свыше 48 км/ч, темпостат автоматически доведет его до выбранной ранее крейсерской скорости движения, которую и будет далее поддерживать.
См. информацию, касающуюся правильного и безопасного положения рулевой колонки.
Выполнение корректировки положения рулевой колонки во время движения может привести к потере контроля над управлением транспортным средством и может привести к серьезным дорожно-транспортным происшествиям!
2. Для того чтобы отрегулировать положение рулевой колонки по высоте необходимо:
b) Регулировка положения рулевого колеса по высоте осуществляется путем перемещения его в требуемую позицию в вертикальной плоскости. Правильно отрегулированное рулевое колесо не должно загораживать обзор приборного щитка;
c) По завершении регулировки зафиксируйте рулевую колонку, полностью вернув рычаг фиксатора в исходное положение;
d) Проверьте надежность фиксации колонки, попытавшись переместить ее вверх и вниз.
Рычаг стояночного тормоза
Для взведения стояночного тормоза полностью поднимите вверх рычаг, расположенный между передними сиденьями . Отпускание стояночного тормоза производится следующим образом: немного подтяните рычаг вверх, нажмите на кнопку фиксатора, расположенную на торце рукоятки, затем опустите рычаг вниз. При отпускании стояночного тормоза соответствующая контрольная лампа, вмонтированная в приборный щиток автомобиля, должен погаснуть (см. выше в данном Разделе).
Движение с взведенным стояночным тормозом может привести к выходу из строя тормозных механизмов и подшипников ступиц задних колес!
Рычаг переключения/селектора передач
Рычаг переключения передач РКПП расположен на центральной консоли автомобиля. Сверху на его рукоятке нанесена схема переключения передач.
Рычаг селектора передач АТ расположен также на центральной консоли автомобиля. Сбоку на рукоятке рычага находится кнопка отключения блокировки, которую следует выжимать при переключении трансмиссии в положения “Р”, “R”, “2” и “1”.
Ниже кнопки отключения блокировки расположен выключатель повышающей передачи (О/D). При нажимании на кнопку “О/D” происходит отключение повышающей передачи (одновременно загорается контрольная лампа “О/D OFF”). Для включения О/D повторно нажмите кнопку.
Повышающая передача функционирует только при прогретом до нормальной рабочей температуры двигателе. При включенном темпостате кнопка отключения повышающей передачи перестает действовать.
На моделях с АТ предусмотрена возможность выбора режимов функционирования трансмиссии. Кнопка переключения режимов расположена на центральной консоли автомобиля, слева от рычага селектора АТ и позволяет выбрать один из трех следующих режимов: АВТО, СНЕГ и СПОРТ (подробнее см. в Разделе Приемы эксплуатации).
2. Перед началом движения отрегулируйте положение сиденья.
3. Для регулировки положения сиденья в продольном направлении потяните вверх скобу, расположенную спереди под подушкой сиденья и, удерживая ее в поднятом положении, сдвиньте сборку сиденья вперед или назад в удобное для Вас положение. Отпустите скобу, для проверки надежности фиксации сиденья попытайтесь сдвинуть его вперед и назад.
4. Чтобы изменить угол наклона спинки сиденья, потяните ее вперед, приподнимите рычаг, расположенный сбоку на основании подушки сиденья со стороны двери, затем, удерживая рычаг в поднятом положении, отрегулируйте наклон спинки. Фиксация спинки в новом положении происходит автоматически после отпускания рычага.
5. Некоторые варианты исполнения автомобиля предусматривают возможность регулировки высоты подушки сиденья. Регулировка производится с помощью двух рукояток, расположенных на наружной стороне подушки.
Модели с электроприводом регулировки положения водительского сиденья
1. В комплектацию некоторых моделей входит электропривод регулировки положения водительского сиденья. Панель управления функционированием электропривода с двумя переключателями расположена на левой боковой поверхности подушки сиденья. Комбинированный удлиненный ползунковый переключатель служит для регулировки положения сиденья в продольном и вертикальном направлениях. При помощи переключателя меньшего размера осуществляется регулировка наклона спинки.
3. Для корректировки положения сиденья в продольном направлении сдвиньте в соответствующую сторону удлиненный ползунковый переключатель на панели управления функционированием электропривода.
4. Регулировка высоты положения переднего и заднего краев подушки сиденья осуществляется путем отжимания в соответствующую сторону переднего или заднего концов ползункового переключателя (1). Корректировка высоты положения подушки в сборе производится путем смещения вверх или вниз всего переключателя.
6. Регулировка величины изгиба поясничного отдела спинки (при соответствующей комплектации) производится при помощи рычага, расположенного сборку на спинке сиденья.
На некоторых моделях предусмотрена возможность подогрева передних сидений (см. выше).
Не включайте подогрев сидений при неработающем двигателе и старайтесь не пользоваться им продолжительное время при работе двигателя на холостых оборотах во избежание разрядки аккумуляторной батареи.
На некоторых моделях заднее сиденье оборудовано центральным подлокотником. Подлокотник располагается в центральной части сиденья и раскладывается путем извлечения из ниши в спинке и опускания в горизонтальное положение. После опускания подлокотника открывается доступ в багажное отделение автомобиля.
Некоторые варианты исполнения автомобиля предусматривают наличие кнопочного фиксатора подголовника. При такой конструкции для того чтобы поднять подголовник, достаточно просто потянуть его вверх, опускание же может быть произведено только после отжимания кнопки фиксатора.
Регулировка угла наклона подголовника производится вручную.
Внутреннее зеркало заднего вида
Предусмотрено два штатных положения внутреннего зеркала заднего вида: одно предназначено для движения в светлое время суток, другое - в темное. Во втором положении отражающая способность зеркала снижается, что способствует ослаблению слепящего действия фар движущихся сзади транспортных средств. Перевод зеркала дневного положения в ночное и обратно производится при помощи специального, вмонтированного в сборку снизу рычажка. Нажимая на рычажок вперед или назад, выберите требуемое положение зеркала.
Предусмотрена также возможность складывания зеркал в парковочное положение. Чтобы убрать зеркало заднего вида в парковочное положение просто прижмите его к стеклу двери автомобиля.
Установка часовых показаний производится при помощи кнопки “Н”, минутных - при помощи кнопки “М”.
После отключения батареи часы автоматически обнуляются и подлежат настройке.
При отключении освещения панели приборов яркость свечения индикатора часов снижается.
Дисплей часов используется также для высвечивания показаний измерителя температуры наружного воздуха переключатель режима функционирования дисплея расположен слева на сборке часов.
При соответствующей комплектации автомобиля дисплей бортового процессора вмонтирован в циферблат тахометра. При включенном зажигании можно выбрать один из возможных режимов функционирования дисплея. Выбранный режим указывается специальным курсором, в форме треугольника. Дисплей может быть использован для высвечивания времени, температуры наружного воздуха, расстояния, которое может быть пройдено без дозаправки, длины пройденного пути, времени в пути, средней скорости движения и среднего расхода топлива.
Переключение режимов дисплея осуществляется специальной кнопкой.
Температура воздуха определяется в градусах Цельсия. При опускании температуры ниже 3 С дисплей автоматически переключается в режим термометра, при этом его показания начинают мигать, привлекая внимание водителя. Нажатием переключателя режимов дисплей возвращается в исходный режим. При температуре ниже 4 С курсор термометра продолжает мигать непрерывно.
Визитница и подстаканник вмонтированы в сборку центральной консоли позади рычага управления стояночного тормоза.
Пользуясь держателем, соблюдайте осторожность, - старайтесь не обжечься и не обжечь других пассажиров горячими напитками. Имейте в виду, что многие напитки могут испортить внешний вид напольных ковриков, обивки сидений и внутренних панелей дверей. Попадание брызг жидкости на электрические контакты может стать причиной выхода из строя электрооборудования салона.
В переднюю часть центральной консоли, под сборкой аудиосистемы вмонтирован малый вещевой ящик, предназначенный для хранения мелких предметов. Существуют две конструкции малого вещевого ящика - выдвижная и откидывающаяся.
Прикуриватель и пепельницы
Прикуриватель функционирует только при двух положениях ключа в замке зажигания: “ACC” или “ON”, когда включено зажигание или питание вспомогательных потребителей электроэнергии. Для включения прикуривателя утопите до щелчка его кнопку. После накала спирали кнопка автоматически со щелчком вернется в исходное положение.
Во избежание выхода прикуривателя из строя, не придерживайте его кнопку во время нагрева спирали!
Передняя пепельница объединена с единую сборку с прикуривателем, задняя расположена под сборкой центрального подлокотника.
Вытягивание дополнительного щитка в первом положении козырька может привести к закрыванию зеркала заднего вида!
Приборы освещения салона
Главный салонный светильник
1. Переключатель переднего (главного) салонного светильника имеет три фиксированных положения. В положении “0” освещение салона включается при открывании любой из дверей салона.
2. Встроенный таймер обеспечивает автоматическое включение освещения на 30 секунд в следующих случаях:
b) Когда при закрытой водительской двери ключ извлекается из замка зажигания;
c) Когда при извлеченном ключе водительская дверь открывается, а затем вновь закрывается.
3. Автоматическое отключение освещения по таймеру осуществляется при запирании водительской двери и при повороте ключа зажигания в положение ON.
В потолочную консоль автомобиля вмонтировано также два направленных индивидуальных светильника. Выключатели индивидуальных светильников расположены рядом с плафонами соответствующих ламп (левой и правой). Для включения светильника нажмите на кнопку соответствующего выключателя. Для выключения освещения нажмите на ту же кнопку повторно. Индивидуальные светильники функционируют при любом положении ключа в замке зажигания.
Подсветка замка зажигания
Гнездо отбора мощности
Напряжение бортового источника питания составляет 12 вольт, не подсоединяйте к гнезду отбора мощности потребители с параметрами свыше 12 В/120 Вт. Не используемую розетку следует закрывать специальной крышкой.
Материалы: http://automn.ru/daewoo-matiz/daewoo-9021-10.m_id-771.m_id2-779.html
3 ≫
-
Добавлено в Отзывы владельцев // 0 Комментариев
- Когда я первый раз смотрел на Деу Матиз, мне эта модель совершенно не понравилась, но всё-таки её малая стоимость решила всё за меня. На самом деле оказалось, что автомобиль не полностью отрабатывает своим деньги. Я езжу на нём уже около 3 лет, и у меня нет каких либо отрицательных отзывов в её сторону. Разве только к внешнему виду до сих пор не привык. Салон автомобиля достаточно большой и легко позволяет возить пассажиров в комфорте или перевозить большие грузы. Кроме того, отлично работает штатная аппаратура. Печка топит зимой на все 100 процентов, поломок серьёзных не было и даже компьютерная диагностика, за долгие года эксплуатации выявила только мельчайшие отклонения от нормы. Минусом могу назвать кондиционер, который при включении сжигает слишком много топлива, но это отрицательное качество можно отнести даже к элитным автомобилям. Хотелось бы больше всё-таки сказать о салоне автомобиля. Ткань настолько хорошая, что даже прямые солнечные лучи не заставили её даже немного выгореть. Также хочется сказать об удобстве приборной панели. Все датчики установлены комфортно для водителя и не приходится во время движения тратить время чтобы, например, найти спидометр и отвлечься от поездки. Технических особенностей автомобиля может не хватать. Например, на подъём автомобиль идёт очень тяжело, а чтобы завести машину даже и говорить не приходиться. Такая модель больше всего подходит только для езды по городу и только.
- При покупке своего первого автомобиля я понимал, что мне нужно набираться опыта и преимущественно я буду ездить только в пределах города, поэтому пришлось купить себе Daewoo Matiz. Стоимость автомобиля достаточно маленькая, а расход топлива позволяет сэкономить большие деньги, так как постоянно приходиться стоять в пробках. Это отличный автомобиль, в нём комфортно и легко ехать, но он подходит только для новичков или для людей, которые не привыкли к высококлассным автомобилям. Техническое оснащение очень слабое. Мощности автомобиля не хватает, чтобы разогнаться и спокойно въехать в городе. Приходиться постоянно волноваться о том, что двигатель может просто-напросто заглохнуть. Внешний вид вообще тяжело назвать красивым. Наверное, только единицы смогут назвать эту машину привлекательной, но даже с такими минусами у неё есть преимущества. Хорошее управление, отлично показывает себя в городе на загруженных дорогах. Салон позволяет вместить много пассажиров или груза. Кроме того, нравиться посадка сидений и множество дополнительных функций. В общем, машина оправдывает свою стоимость, но при этом её не стоит покупать уже опытным водителям.
- Я опытный водитель и даже не могу сейчас понять, почему я всё-таки решился на то, чтобы купить себе Daewoo Matiz. Нет, естественно руководствовался я хорошими отзывами в интернете, да и просто знакомые советовали приобрести себе, такую машину несмотря на странный внешний вид, но после покупки я понял, что совершил ошибку. Во время езды по трассе, то и дело приходиться волноваться о том, что автомобиль просто не поднимется в гору. Я даже и думать не хочу, чтобы пойти на обгон. Машина просто из-за своей слабой мощности может не вытянуть такую нагрузку и заглохнуть прямо на встречной полосе. Что тогда делать? В общем если хочется иметь множество проблем, то это как раз самый привлекательный вариант, так как положительных качеств я не могу найти.
- Модель Деу Матиз перед своим выходом на автомобильные рынки была слишком хорошо разрекламирована, и я действительно захотел её купить. Совершил ошибку, что тут говорить. Комфорт, внешний вид, технические свойства просто отсутствуют. Это просто ездовая лошадь. Единственно, что могу сказать, это то, что автомобиль экономит топливо, но это скорее минус даже. Тут и речь не может идти о большом расходе топлива при таких низких скоростях и мощности двигателя. Вроде бы брал автомобиль преимущественно для езды по городу, но даже с этой целью автомобиль просто-напросто не может справиться. Попадания в пробку приходиться заводить двигатель несколько раз, чтобы тронуться и проехать эти 2 метра. Бывает такое, что двигатель просто не заводиться, поэтому приходиться сжигать топливо и стоять с включённым двигателем.
Материалы: http://avtozal.net/opinions/otzyvy-vladelcev-deu-matiz.html