Масло 5w-40: расшифровка и характеристики

1 ≫

Для обозначения 5W40 расшифровка всегда найдется в нормативно-технической литературе. Моторные масла для автомобилей маркируются чаще всего по международному стандарту SAE. Обозначения могут иметь вид SAE 5W40, 10W30, 5W50 и др. Что означают цифры в маркировке? В этом индексе зашифровывается один из основных параметров масла — его вязкость. Данный параметр определяет способность какой-либо жидкой смазки распределяться по поверхности трущихся деталей, а также устойчивость масляной пленки в различных температурных условиях. Эти свойства моторного масла являются основными, предотвращают риск возникновения сухого трения, риск преждевременного износа и поломки мотора, увеличивают срок эксплуатации ДВС. Основная задача моторного масла — не допустить трения движущихся частей силового агрегата в условиях масляного голодания, минимизировать силу трения, обеспечить полную герметичность камер сгорания. Характеристики каждого сорта и вида моторного масла существенно изменяются в зависимости от температуры двигателя.

По международному стандарту моторные масла для автомобилей маркируются стандарту SAE.

Причем температура самой смазывающей жидкости часто отличается от таковой у охлаждающей жидкости, которая отображается на специальном индикаторе приборной панели. Например, при рабочей температуре двигателя в 90°С ее значение у масла может достигать 150°С. Вязкость смазки при подобной будет совершенно иной, чем при температуре окружающего воздуха. Способность вязкости благоприятно влиять на ресурс и надежность работы двигателя тесно связана со способностью масляной пленки оставаться на трущихся поверхностях в течение длительного срока и не разрушаться под действием высоких температур.

Стандарт SAE 5W40

Для того чтобы и пользователям, и производителям было удобнее подбирать нужный сорт масла применительно к двигателю и условиям его эксплуатации, Обществом американских инженеров был разработан стандарт SAE J300 (Society of Automotive Engineers). Это общество было создано в США в 1905 году с целью разработки подборок технической документации.

Масло 5W40 будет обеспечиваеть старт двигателя при температуре — 25-30°С.

С течением времени многие стандарты SAE стали международными. Этот стандарт предусматривает классификацию моторных масел по условиям применения и классам вязкости. Предусмотрены зимние, летние и всесезонные виды смазки, и в каждом из них — несколько сортов вязкости. Автомобильное масло зимних сортов имеет в обозначении букву W, и маркировка выглядит так: 5W40, 10W30 или 5W50. Всего стандартом предусмотрено 6 классов зимнего масла: 0W, 5W, 10W, 15W, 20W и 25W. Всесезонные вместо буквы W могут иметь дефис или знак дроби.

Например, SAE 5-40 или SAE 10/30. Летние сорта обозначаются только цифрой: SAE 40, SAE 30 или SAE 50. Всего предусмотрено 6 классов летнего масла: 10, 20, 30, 40, 50 и 60. Наибольшее распространение получили всесезонные сорта смазочных материалов, так как при их использовании нет необходимости проводить замену смазывающей жидкости в моторе. В зимней и всесезонной классификации масел первая цифра означает то, к какой группе по низкотемпературной вязкости относится продукт.

Если из этой цифры отнять 30-35, получится температура воздуха, при которой данное моторное масло обеспечивает надежный и безопасный пуск двигателя без необходимости предварительного прогрева. Так, масло 5W40 будет обеспечивать старт при температуре — 25-30°С. Известно, что чем ниже температура окружающего воздуха, тем гуще масло и тем труднее для стартера обеспечить необходимый начальный импульс для запуска мотора.

Высокотемпературная вязкость масла 5W40

Вторая цифра в маркировке означает сборный показатель минимальной и максимальной вязкости при 100-150°С.

Рекомендуемые температурные диапазоны применения автомасел.

С эксплуатационной точки зрения это показатель максимальной температуры воздуха, при которой масло сохраняет свои технические характеристики без разрушения масляной пленки, его способности поддерживать необходимую вязкость при температурах 100-150°С. Чем выше этот индекс, тем более жаркие условия эксплуатации выдерживает смазка и тем гуще масло при 100°С (испытания проводят при этой температуре). Для умеренных широт вполне подходят сорта с индексом 30-40. Например, SAE 10W30 или SAE 5W 40. Для жарких регионов предпочтительнее использование продукта с индексом 40-50. Например, SAE 40 или SAE 50, так как зимних сортов для таких условий не выпускается, только летние или всесезонные.

Для тропиков или пустынь необходимо SAE 60. Также сорта с большой высокотемпературной вязкостью применяются в спортивных автомобилях. В обычных машинах применение смазки с вязкостью намного выше предусмотренной производителем часто приводит к повышенным нагрузкам на цилиндро-поршневую группу, к потере мощности и снижению ресурса.

Следует заметить, что все приведенные характеристики являются усредненными.

Каждое масло тщательно испытывается, измеряются параметры кинематической и динамической вязкости при различных температурах, и на основе полученных данных продукт причисляется к тому или иному классу. Поэтому при выборе масла в первую очередь необходимо ориентироваться на рекомендации завода-изготовителя.

Они рассчитываются на основе длительных испытаний и учитывают все температурные особенности конкретной модели двигателя.

Химическая основа

Смазочные материалы с маркировкой 5W40 по химическому составу основы делятся на минеральные, полусинтетические и синтетические масла. Минеральное самое дешевое, синтетическое самое дорогое. Синтетическое обладает наивысшей химической стабильностью и лучше сохраняет свои основные свойства как с течением времени, так и при экстремальных условиях эксплуатации силового агрегата. Использование минерального моторного масла 5W40 оправдано только в старых автомобилях, выпущенных в 80-х или 90-х годах. Использование такой смазки в современных автомобилях допустимо только при условии строгого соблюдения сроков ее замены. Желательно эти сроки даже сокращать. Синтетика рекомендуется к использованию в дорогих автомобилях премиум-класса или в спортивных машинах. Во всех остальных случаях полусинтетика будет оптимальным вариантом. Следует обратить внимание, что смешивать минеральные, синтетические и полусинтетические масла категорически запрещено.

Материалы: http://vseavtomasla.ru/vyazkost/5w40-rasshifrovka.html

2 ≫

автор: mexanic Октябрь 27, 2016

Автомобильные моторные масла являются одним из основных расходных материалов, используемых в автомобиле. Выполняя свои основные функции, они способны обеспечить заданный ресурс силового агрегата. Однако для более эффективного использования смазочного материала требуется точное соответствие тем воздействиям, которым он подвергается внутри мотора и на поверхности охлаждаемых и смазываемых элементов. От выбора правильного масла зависит ресурс двигателя, а, значит, и расходы на ремонт автомобиля в целом.

При выборе подходящих смазок автомобилисту приходится сталкиваться с различными обозначениями. Среди них – классификации по ACEA, SAE и API. А одной из самых популярных маркировок является цифробуквенное обозначение типа 5w40 или 5w30, которое производители указывают прямо на канистрах, а продавцы в прайсах. Опытному автолюбителю это обозначение даст понять, подходит ли такой материал для мотора его машины. Остальным водителям стоит ознакомиться с некоторыми нюансами выбора смазки, и тем, что означают её параметры по классификации SAE.

Главная задача подходящего моторного масла – повышение эффективности работы ДВС в различных температурных условиях. Для этого вязкость материала должна иметь оптимальное значение, позволяющее двигателю запускаться и работать при любой погоде, а маслонасосу – прокачивать смазку по системе. Параметр определяется производителями транспортных средств для конкретных моделей по величине температурного предела во время проведения соответствующих испытаний.

Являясь одним из основных параметров смазочного материала, его вязкости следует находиться в определённых пределах:

  • не меньше определённого уровня, необходимого для запуска мотора;
  • не больше показателя, указанного в паспортных данных на автомобиль.

Недостаточное значение показателя (смазка слишком жидкая) приводит к быстрому износу деталей и появлению стука гирокомпенсаторов, в результате чего машина быстрее окажется в автосервисе. Слишком вязкий (чересчур густой) материал, наоборот, снижает мощность силового агрегата. При этом элементы двигателя изнашиваются меньше, но расход топлива увеличивается.

Границы, в которых должна находиться характеристика, непостоянны. Они зависят от таких факторов, как температура, состояние мотора и пробег транспортного средства. А ещё при выборе нужного масла для конкретного авто требуется руководствоваться рекомендациями его производителя.

Обозначение типа 5w30, указанный на канистре со смазочным материалом, определяется согласно международной системе, включающей в себя набор изменений параметров вязкости в зависимости от температурных изменений. Спецификация SAE или Society of Automobile Engineers (общество Автомобильных Инженеров, американская организация, занимающаяся вопросами управления и обслуживания транспорта любого типа, от автомобилей до самолётов) представляет собой международный стандарт, регламентирующий характеристики смазочных материалов. Выразить её показатели в каких-то определённых единицах получается далеко не всегда, однако, расшифровка обозначения позволяет разделить смазки на три типа:

  1. зимние, обеспечивающие холодный пуск силового агрегата при низких значениях температур. Однако летом такое масло малоэффективно и не обеспечивает достаточный уровень смазки;
  2. летние, надёжно смазывающие мотор при высокой температуре окружающей среды. Зимой ими пользоваться не рекомендуется, так как в мороз материал не обеспечивает «холодного запуска»;
  3. всесезонные. Универсальный вариант, обладающий характеристиками зимних смазок при низкой температуре и летних – при высокой.

Для каждого из вариантов моторных масел существует своя маркировка – чем больше цифры, тем выше вязкость при отрицательных (для зимних марок) или положительных (для летних) температурах. Если смазку обозначают всего лишь одним числом (например, SAE 20 или 40), значит, материал предназначен для использования в летнее время. Зимний вариант можно опознать по добавленной в конце обозначения литере W (Winter). Такие материалы обычно менее густые.

Маркировка универсальной полусинтетической смазки включает в свой состав не только букву W, но и 2 цифры, показывающие её характеристики при разных температурах. Например, для марки 5w30 значения означают совмещение свойств зимнего варианта SAE 5w и летнего SAE 30. Подобрав оптимальное значение параметров для двигателя можно увеличить срок его службы, постоянно используя один и тот же материал на протяжении всего года.

Рассматривая маркировку для масел 5w40, можно увидеть сразу два показателя:

  • цифру 5, показывающую минимальную температуру в градусах, для которой возможно нормальное перекачивание смазки маслонасосом и прокрутка двигателя в момент запуска;
  • вторую цифру, 40, показывающую вязкость для моторного масла при нагревании мотора. Чем выше это значение, тем гуще смазка.

Для показателя после литеры W в маркировке смазочного материала точную расшифровку обеспечить нельзя. Он представляет собой сборную характеристику, связанную с густотой смазок в диапазоне рабочих температур от 100 до 150 градусов. Непросто определить и то действие, которое оказывает материал на детали автомобиля – об этом знают только представители производителя транспортного средства, в паспорте которого часто указываются конкретные марки. Например, для моделей Ford предполагается использование такого масла как 3000 X1 Formula FE 5W30 бренда Mobil Super, разработанного согласно всем требованиям стандартов, применяемых американским автоконцерном. Хотя пользоваться ей допускается и для большинства других машин – от легковых до микроавтобусов, с дизельным или бензиновым мотором.

Выбирая подходящую смазку для своего автомобиля, стоит руководствоваться определёнными правилами. В первую очередь, стоит отметить, что высокое значение вязкости, с одной стороны, защищающее двигатель, имеет и определённые недостатки. Поэтому выбирать желательно вариант не с такими критическими цифрами как 5W40, а более подходящие для большинства транспортных средств 5W30 или 10W25. Не слишком густая и зимой, и летом смазка обеспечит запуск мотора в любое время года, защитит его детали от трения и позволит оптимизировать расход топлива.

Совет: Выбрав смазочный материал с подходящими параметрами SAE, и пользуясь им для своего автомобиля, не стоит проводить эксперименты и менять его на другие марки. Результатом может стать ускорение износа мотора и потеря его важных характеристик.

Кроме показателей вязкости при различных температурных условиях, масла делятся ещё и по способу производства и бывают:

  1. минеральными, изготавливаемыми из натуральных компонентов – обычно, нефти;
  2. синтетическими, получающимися в результате использования искусственного сырья;
  3. полусинтетическими, состоящими из 2 частей – натуральной и синтетической.

Этот фактор тоже следует учитывать при выборе смазки. Так как по одной маркировке 5w30 определить совместимость с мотором определённого автомобиля не получится. Большинство современных двигателей намного лучше работают на «синтетике». А для старых моторов синтетическую смазку использовать не допускается – она способна увеличить нагрузки на агрегат и ещё больше уменьшить его ресурс. Идеальный вариант для автомобиля – полусинтетические масла (Fully Synthetic), подходящие практически для любого транспортного средства. И, хотя стоят они дороже обычных смазок, сохранность двигателя окупает все затраты.

Выбор хороших моторных масел – достаточно сложная задача, даже если знать параметры, на которые стоит обращать внимание, и представлять, что означают такие цифры как 5w30, и как проводится их расшифровка. Тем более что ассортимент смазок с практически одинаковыми показателями постоянно растёт. И каждый производитель таких материалов утверждает, что его продукция – лучшая. Выбирать класс вязкости и конкретную маркировку по SAE можно, проконсультировавшись с представителями автопроизводителя – в дилерском салоне или в официальном автосервисе. Можно узнать о подходящем варианте для использования в автомастерской, где машина проходила техосмотр.

Материалы: http://maslogsm.ru/vidy-klassifikaciya-xarakteristiki/rasshifrovka-oboznacheniya-5w40-na-motornom-masle.html

3 ≫

Рабочие качества любого моторного масла (как минерального, так и синтетического) в первую очередь определяются его вязкостью. Величина эта не является постоянной, она зависит от температуры масла. И именно эта зависимость определяет температурный диапазон, в пределах которого масло будет пригодным для использования в двигателе. Иначе говоря, масло для двигателя следует подбирать так, чтобы его вязкость при любой температуре окружающей среды, которая может иметь место в определенном регионе, оставалась в допустимых пределах.

Если в морозную погоду моторное масло станет слишком густым (большая вязкость) внутри остывшего двигателя, последний невозможно будет завести либо его пуск приведет к повышенному износу деталей в первые минуты работы. Если же оно в работающем на жаре двигателе из-за высокой температуры станет слишком жидким (малая вязкость), между трущимися поверхностями перестанет образовываться смазывающая пленка, что опять же приведет к быстрому износу или заклиниванию мотора.

Что такое «всесезонка»? До определенного времени моторные масла выпускались только в двух вариантах, летнем и зимнем. Масла первой группы остаются достаточно вязкими при высоких температурах, но слишком густеют при низких. Масла второй группы, наоборот, отлично переносят низкие температуры, будучи при этом достаточно жидкими, но абсолютно бесполезны при высоких.

Водителям при переходе от сезона к сезону, соответственно, приходилось менять масло в двигателе. Ситуация изменилась с появлением так называемых всесезонных масел. Они обладают гораздо более широким диапазоном рабочих температур, поэтому правильно подобранная марка может эксплуатироваться как в летний, так и в зимний период.

От своих сезонных конкурентов такие масла отличаются наличием полимерных присадок-загустителей: полиизобутиленов, сополимеров олефинов, полиметакрилатов, гидрированных сополимеров стирола и некоторых других.Применение «всесезонки» позволяет сэкономить значительную часть средств и времени, ведь теперь масло не нужно менять два раза в год. Поэтому в настоящее время масла этого типа практически вытеснили летние и зимние.

Общее название, например, «летние масла», объединяет несколько групп, для каждой из которых характерным является свой диапазон рабочих температур. Выпускать только универсальные масла, то есть с максимально возможным температурным диапазоном, было бы нецелесообразно, ведь за каждый дополнительный градус такого диапазона приходится платить: добавление присадок и модификаторов в состав масла требует дополнительных затрат.

Да и водителям переплачивать за такое масло было бы невыгодно, гораздо дешевле подобрать подходящую марку исходя из климатических условий места проживания. Сделать это проще всего тем, у кого в инструкции по эксплуатации к автомобилю указаны требования к моторному маслу или даже рекомендованы конкретные производители и марки. Если же такая информация не приводится или она является морально устаревшей, подбирать оптимальную марку масла приходится самостоятельно.

Различные виды масел, отличающиеся допустимыми температурными пределами эксплуатации, у каждого производителя могут называться и обозначаться по-своему, но гораздо проще пользоваться единой классификацией. Она была разработана специалистами очень авторитетной организации — Сообщества инженеров автомобилестроения (Society of Automobile Engineers — сокр. SAE). По сути своей эта классификация является международным стандартом, описывающим требования к вязкости моторных масел и методы ее определения.

Температурный режим для разных видов моторных смазок

В рамках стандарта SAE регламентируются и исследуются такие параметры моторных масел.

  1. Кинематическая вязкость. Величина этого параметра для исследуемой марки масла определяется посредством специальных устройств, называемых вискозиметрами. Измерения выполняются в стандартных условиях: при температуре 100 градусов и скорости сдвига от 20 до 100 с-1. В зависимости от значения кинематической вязкости все масла делятся на несколько классов.
  2. Пусковые свойства. Этот параметр показывает, насколько большим является сопротивление масла при запуске холодного двигателя и какая энергия необходима для выхода на пусковые обороты. Стандартные условия для измерений: температура — от -10 до -35 градусов (зависит от класса масла по кинематической вязкости), скорость сдвига — 105 с-1. Аналогичные условия возникают в подшипниках качения холодного двигателя в момент запуска.
  3. Прокачиваемость. При определении этого параметра исследуется скорость поступления масла к трущимся поверхностям в режиме холодного запуска и вероятность проворачивания при этом вкладышей. Стандартные условия измерения: температура — от -15 до -40 градусов, скорость сдвига — 10 с-1. Именно такие условия имеют место при движении масла в поддоне в направлении маслоприемника насоса и в нем самом в момент пуска холодного двигателя.
  4. Вязкость при высокой температуре. Измерения проводятся в условиях, которые наблюдаются в работающем с интенсивной нагрузкой и при жаркой погоде двигателе: температура — +150 градусов, скорость сдвига — 106 с-1. Определение высокотемпературной вязкости масла позволяет оценить степень его противодействия износу деталей, объем энергии, затрачиваемой на преодоление силы трения, и экономичность двигателя в целом.

Оценкой совокупности всех перечисленных свойств масла является его класс. Всего в стандарте SAE имеется 11 классов, шесть из них называются «зимними», а пять — «летними». Обозначаются классы довольно просто, для этого используется цифра или двузначное число, а маркировка зимних классов содержит еще литеру «W» — заглавную букву слова Winter (англ. зима). Каждому из зимних классов соответствует предельно низкая температура, при которой масло сохраняет приемлемую вязкость:

  • 0W: можно применять при морозах в -30…-35 градусов;
  • 5W: тоже при -25…-30 градусов;
  • 10W: то же при -20…-25 градусов;
  • 15W: то же при -15…-20 градусов;
  • 20W: то же при -10…-15 градусов;
  • 25W: то же при -5…-10 градусов.

Летний класс отображает максимальную температуру наружного воздуха, при которой масло будет оставаться достаточно вязким:

  • 20: допускается эксплуатация при температуре +10…+20 градусов;
  • 30: то же при +20…+25 градусов;
  • 40: то же при +35…+40 градусов;
  • 50: то же при +45…+50 градусов;
  • 60: то же при температурах выше 50 градусов.

Таким образом, чем большее число входит в обозначение класса, тем более вязким является масло. Проанализируем характеристики моторного масла 5W40. Первая часть маркировки, символы 5W, сообщают о том, что оно обладает приемлемыми рабочими характеристиками при морозах до -30 градусов. Таким образом, запуск остывшего двигателя при такой температуре наружного воздуха не повлечет за собой неприятных последствий в виде износа деталей, задиров на вкладышах цилиндров и тому подобных неприятностей.

Следующее число, летний класс 40, означает, что масло остается работоспособным, то есть «не разжижается окончательно» в двигателе, работающем с интенсивной нагрузкой при температуре окружающей среды до +40 градусов. Следовательно, эта марка моторного масла относится к всесезонным.

Владельцам относительно новых автомобилей при подборе моторного масла следует руководствоваться указаниями, приведенными в инструкции по эксплуатации. Обладателям транспортных средств с более солидным возрастом, как правило, приходится подбирать масло самостоятельно, поскольку указания, имеющиеся в инструкции, уже потеряли актуальность. Таким автолюбителям необходимо учитывать два обстоятельства.

  1. Зимний класс масла подбирается в соответствии со средними температурами, наблюдаемыми в зимний период в регионе. При этом следует предусматривать небольшой запас, иначе пуск двигателя в особо холодную погоду приведет к повышенному износу или даже заклиниванию. Если эксплуатация масла допускается при морозе в -30 градусов (SAE 5W), это вовсе не означает, что сразу после запуска двигатель можно подвергать значительным нагрузкам. Даже при температуре выше нуля сразу после запуска двигатель работает в режиме масляного голода, и водителю следует подождать некоторое время, чтобы дать ему возможность прогреться, а маслонасосу — прокачать масло в системе.
  2. Оптимальным летним классом, по рекомендациям большинства автопроизводителей, является SAE 40. Выбирать этот класс следует даже в том случае, если для вашего региона сильная жара нехарактерна. Дело в том, что современные двигатели работают преимущественно в жестких условиях, вследствие чего в зонах контакта движущихся деталей наблюдаются высокие температуры, давление и скорости сдвига.

Особенно суровым испытаниям летом подвергаются двигатели автомобилей, стоящих в городских пробках. Хотя нагрузка при этом является минимальной, но из-за отсутствия достаточного обдува встречным потоком воздуха температура внутри двигателя может достигать очень высоких значений.

Материалы: http://maslomotors.ru/vidy/motornye/oboznachaet-markirovka-5w40-dvigatelya.html


Back to top