Водяной насос и вентилятор двигателя А-41 тракторов ДТ-75, ДТ-75М, ДТ-75Б, ДТ-75К

1 ≫

Водяной насос и вентилятор объединены в один агрегат и смонтированы на передней стенке блока цилиндров. Водяной насос двигателя А-41 – центробежного типа. Вал (8) [рис. 1] насоса вращается в трёх радиальных шариковых подшипниках, которые установлены в корпусе (15) насоса в фиксируемых относительно корпуса сзади упорным буртом и спереди стопорным кольцом (5). Два передних подшипника спарены и фиксируются на оси гайкой (1), которая притягивает внутренние обоймы подшипников к бурту вала через втулку (3) и ступицу шкива (2). Для заполнения смазкой полости подшипников, уплотнённой парой резиновых манжет (4) и (10), используется маслёнка (11). Напрессованная на вал крыльчатка насоса фиксируется на нём посредством болта (17). Торец блока вместе с задней частью корпуса насоса формируют водяную полость крыльчатки насоса, для уплотнения которой применены паронитовая прокладка и сальник, установленный в ступице крыльчатки. В состав сальника входит уплотнительная шайба (14), соприкасающаяся с торцом втулки (12), которая запрессована в корпус насоса, а также резиновая манжета (18) и поджимающая пружина (19). Сальник вращается вместе с крыльчаткой, снабжённой пазами (расположены в ступице) для соответствующих выступов шайбы (14). Просачивающаяся через уплотнения вода отводится через сливное отверстие (20). Двухручьевой шкив (2) установлен на переднем конце вала (на шпонке). К передней плоскости шкива прикреплена посредством болтов шестилопастная крыльчатка вентилятора.

Рис. 1. Водяной насос двигателя А-41 тракторов ДТ-75, ДТ-75М, ДТ-75Б, ДТ-75К.

5) – Стопорное кольцо;

13) – Стопорное кольцо;

14) – Уплотнительная шайба;

Насос и вентилятор получают привод посредством клиноремённой передачи от шкива коленчатого вала. Для натяжки ремня передачи используется натяжной ролик, смонтированный на картере шестерён.

Последние записи

Правила чистки генераторной установки

В процессе мойки и заправки ДВС маслом в обязательном порядке следует исключить прямое попадание на генераторную установку струи масла и воды. Очистка реле-регулятора и генератора от грязи и пыли [. ]

Запрещённые операции при эксплуатации генераторной установки переменного тока

Запрещено проверять исправность генераторной установки переменного тока посредством замыкания клемм «+», (В), (Д), (Ш), (О) перемычками на «массу» и между собой. При замыкании клеммы (Ш) на [. ]

Натяжение приводного ремня генератора

Натяжение приводного ремня генератора проверяется по прогибу между шкивами генератора и вентилятора, который от усилия 40 Н для автомобилей ЗИЛ-130 и тракторов «Беларусь» должен составлять 10-14 [. ]

Портал о сельскохозяйственной технике, машинах и агрегатах

Материалы: http://xn----itbachmidudk6msa.xn--p1ai/vodyanoj-nasos-i-ventilyator-dvigatelya-a-41-traktorov-dt-75-dt-75m-dt-75b-dt-75k.html

2 ≫

Вентилятор и водяной насос объединены в один агрегат, расположенный на передней стенке блок-картера и закрепленный болтами. Водяной насос устроен следующим образом.

Рис. 1. Водяной насос:

1 — крышка шкива вентилятора; 2 — винт; 3 — шкив вентилятора; 4 — замковая шайба; 5 — передний шарикоподшипник; 6 — гайка сальника; 7 — втулка; 8 — штифт; 9 — крыльчатка водяного насоса; 10 — штифт крыльчатки водяного насоса; 11 — сальниковая набивка; 12 — отверстие для стока воды; 13 — валик насоса; 14 — корпус насоса; 15 — самоподжимной сальник; 16 — задний шарикоподшипник; 17 — распорная втулка; 18 — пробка; 19 — прокладка; 20 — втулки; 21 — поводок валика; 22 — штифт поводка; 23 — гайка; 24 — масленка; 25 — канал в корпусе.

В передней части корпуса 14 (рис. 1) насоса установлены два шарикоподшипника 5 и 16. Подшипник 16 торцом внутреннего кольца упирается в выточку корпуса. Между подшипниками имеется распорная втулка 17. Оба подшипника закреплены на корпусе насоса гайкой 23 с замковой шайбой 4. На подшипниках 5 и 16 вращается шкив вентилятора 3, к которому привернута двумя винтами 2 крышка 1. Стык шкива вентилятора и крышки 1 уплотнен прокладкой 19. Внутри шкива запрессован самоподжимной сальник 15, предохраняющий внутреннюю полость шкива от попадания пыли и предотвращающий вытекание масла. Стальной валик 13 водяного насоса вращается в трех бронзовых втулках 20 и 7. Впереди на валике закреплен штифтом 22 поводок 21, который входит в паз крышки. На задний конец валика водяного насоса засажена крыльчатка 9, закрепленная штифтом 10. Паз в крышке 1 сделан шире поводка для того, чтобы крыльчатка 9 в собранном насосе могла поворачиваться на некоторый угол в обе стороны. Бронзовая втулка 7 закреплена в корпусе 14 штифтом 8. Она смазывается через масленку 24 солидолом, который поступает к втулке по каналу 25. Просачивание воды наружу через зазоры между втулкой 7 и валиком 13 предотвращается сальниковой набивкой 11, находящейся между втулкой 7 и гайкой 6. Сальник представляет собой намотанный на валик насоса плетеный асбестовый шнур, пропитанный дизельным маслом и графитотальковой смесью. Гайка 6 имеет левую резьбу для предупреждения отвертывания во время вращения. В нижней части корпуса имеется отверстие 12. По нему стекает вода, просочившаяся через сальник. Шарикоподшипники 5 и 16 смазывают маслом АК или дизельным маслом, 120 г которого заливают во внутреннюю полость шкива через отверстие, закрытое пробкой 18.

Рис. 2. Вентилятор и водяной насос:

1 — крышка шкива вентилятора; 2 — крестовина; 3 — лопасть; 4 — поводок валика; 5 — прорезиненные ремни; 6 — ручей для ремня привода генератора; 7 — крыльчатка водяного насоса; 8 — натяжное приспособление; 9 — гайка; 10 — шайба; 11 — шкив привода вентилятора; 12 — болт; 13 — кронштейн.

Вентилятор состоит из крестовины 2 (рис. 2) с прикрепленными к ней четырьмя штампованными из листовой стали лопастями 3. Вентилятор вместе с крышкой 1 крепится к шкиву болтами. Шкив вентилятора приводится во вращение от шкива 11 двумя клиновидными прорезиненными ремнями 5. Ремни вентилятора натягивают при помощи приспособления 8. Вращение крыльчатке водяного насоса передается от шкива вентилятора, в паз крышки 1 которого входит поводок 4 валика насоса. На шкиве, кроме двух ручьев для ремней привода вентилятора, имеется еще один ручей 6, куда устанавливают ремень привода генератора. Чугунный ролик натяжного приспособления вращается на двух шарикоподшипниках. Ось ролика задним концом, имеющим лыски, входит в прорезь кронштейна 13 и закрепляется на нем через шайбу 10 гайкой 9. Кронштейн привертывают к фланцу водяного насоса болтами. Подшипники ролика смазываются маслом АК или дизельным. Масло (60 г) заливают через отверстие, закрываемое пробкой. [Трактор ДТ-54А. Гуревич А.М., Горожанкин В.И. 1968 г.]

Материалы: http://texnika.megapetroleum.ru/vodyanoj-nasos-i-ventilyator-traktora-dt-54a/

3 ≫

Водяные насосы и вентиляторы. На всех представленнных двигателях, кроме Д-108, эти насосы и вентиляторы выполнены в общем узле. Типичным примером такого устройства может служить водяной насос и вентилятор двигателя СМД-14. Корпус 1 (рис. ниже) насоса вместе со своей крышкой 4 притянут болтами к передней стенке блока цилиндров. Стыковые поверхности корпуса и крышки уплотнены прокладкой 6.

В корпусе насоса на двух шариковых подшипниках установлен валик 11. На переднем конце валика шпонкой и гайкой закреплена ступица 10, к фланцу которой болтами прикреплен шкив вместе с крестовиной лопастей вентилятора 28 (рисунок находится в статье Схема системы водяного охлаждения). Шкив получает вращение через клиновидный ремень 29 от шкива коленчатого вала. Поскольку лопасти вентилятора расположены под углом к плоскости вращения, то при работе вентилятора они захватывают воздух. Благодаря этому внутри кожуха 31 создается разрежение, под действием которого холодный воздух непрерывно просасывается сквозь сердцевину радиатора.

На заднем конце валика 11 (см. рис. ниже), имеющем лыску, закреплена крыльчатка 5.

Водяной насос двигателя СМД-14:

1 — корпус; 2 — пробка отверстия для удаления воздуха; 3 —пружина уплотнения; 4 — крышка; 5 — крыльчатка; 6 — прокладка; 7 — шайба уплотнения; 8 — втулка; 9 — сальники; 10 — ступица;

11 — валик; 12 — шариковые подшипники; 13 — манжета; 14 —обойма манжеты; 15 — пресс-масленка; 16 — кольцо манжеты

Она размещена в заполненной водой полости крышки 4. При вращении крыльчатки вода, находящаяся в промежутках между ее лопастями, центробежной силой выбрасывается в нагнетательную полость. Эта полость расширяется по спирали в направлении вращения крыльчатки, поэтому скорость поступающей сюда воды уменьшается, а давление ее увеличивается. В зоне наибольшего давления находится нагнетательное окно Г, расположенное против водораспределительного канала блока цилиндров, куда и нагнетается вода.

Вследствие выхода воды из промежутков между лопастями в центре крыльчатки создается разрежение, под действием которого сюда непрерывно поступает вода из всасывающей полости В, которая патрубком и шлангом соединена с нижним баком радиатора.

В верхней части крышки 4 есть отверстие, закрытое резьбовой пробкой 2, через которое удаляют воздух из полости насоса при заполнении системы водой. Отверстие в нижней части крышки (на рисунке не показано), совпадающее со сверлением в привалочной плоскости блока, служит для выхода из полости насоса в водяную рубашку блока воды при сливе ее из системы.

Утечка воды из полости насоса в зазор между ним и валиком предотвращается специальным уплотнением. Шайба 7, изготовленная из графитизированного текстолита, своими выступами входит в пазы ступицы крыльчатки и вращается вместе с ней. Пружиной 3 эта шайба плотно прижимается к шлифованному торцу втулки 8, запрессованной в корпус вентилятора. Доступ воде в зазор между валиком и шайбой перекрыт резиновой манжетой 13, которая плотно надета на валик. Просочившаяся через уплотнение вода вытекает наружу по дренажному каналу Б.

Шариковые подшипники валика смазываются солидолом, нагнетаемым через пресс-масленку 15. По мере заполнения полости подшипников солидолом воздух из нее вытесняется через отверстие А. Появление солидола в этом отверстии свидетельствует о том, что смазки достаточно. Сальники 9 предотвращают утечку смазки через зазоры между валиком и корпусом.

Водяные насосы и вентиляторы других изучаемых двигателей подобны рассмотренным. Различаются они в основном лишь размерами и незначительными конструктивными особенностями. Так, например, корпуса водяных насосов двигателей Д-50, АМ-01, АМ-41 не имеют крышки. Через уплотнительную прокладку они привинчиваются к тщательно обработанной привалочной плоскости блока цилиндров. Лопасти крыльчатки насоса двигателя Д-50 не плоские, а очерчены по спирали.

Материалы: http://www.ya-fermer.ru/vodyanye-nasosy-i-ventilyatory


Back to top