Вязкость моторного масла: расшифровка, характеристики

1 ≫

Вязкость моторного масла представляет собою главную характеристику, по которой устанавливают, подойдет ли нефтепродукт для определенного автомобиля и климатических условий. Нужно знать, какую вязкость масла выбрать, чтобы зря не потратить деньги.

Вязкость моторного масла – это показатель, определяющий, насколько текуча смазка, когда находится в автомобильном двигателе. Посредством масла выполняется смазывание моторных запчастей, уменьшается трение соприкасающихся деталей. Не существует автомасла, которое не меняет собственных параметров, когда температура повышается/понижается. Индекс вязкости моторного масла значительно меняется при передвижении, потому что разброс температур в силовом агрегате довольно большой, иногда составляет от 140 до 150 градусов.

Автоизготовители выбирают, какая вязкость требуется для каждого автомобиля. Они рекомендуют водителям, какое масло будет лучше смазывать двигатель, уменьшать его изнашивание, повышать КПД. По этой причине желательно приобретать автомасло, рекомендованное компанией-изготовителем машины, а не то, которое посоветовали приятели либо сотрудники автомобильного сервиса.

Виды вязкости

Кинематическая вязкость моторного масла характеризует поведение смазки при средних/высоких температурах. Средней температурой считается сорок градусов, повышенной – сто. Кинематическую вязкость масла меряют в сантистоксах. Иногда она измеряется в капилляр-вискозиметрах. Для ее вычисления устанавливают, за какое количество времени масло вытекает сквозь отверстие из емкости.

По динамической вязкости масла возможно понять, каково сопротивление, которое возникает при перемещении масляных слоев, расположенных на маленькой дистанции друг от друга. Для того чтобы определить вязкость, применяют устройства, которые имитируют работу смазки в обычных условиях. Они называются ротационными вискозиметрами.

Правильный выбор вязкости

Для того чтобы подразделить масла на виды, упростить подбор смазки с оптимальными показателями, в США была разработана классификация моторных масел по вязкости – SAE.

По SAE маркировке можно узнать вязкостный индекс автомасла. Он пишется на этикетке емкости. Класс вязкости моторного масла не влияет на качество нефтепродукта, его совместимость с определенным силовым агрегатом.

Классификация масел SAE предусматривает маркировку числами и буквами. Любое масло что применяется сегодня, может относиться к одному из трех видов:

  • для лета (маркируются одним числом);
  • для зимы (маркировка состоит из числа и буквы);
  • для любого сезона (смешанная маркировка – два числа и «w»).

Температурный диапазон моторных масел

Что означают цифры? Первая показывает, какова наименьшая температура, при которой запустится автомобиль с залитой в мотор смазкой. Расшифровка простая. Вычтите сорок от числа, стоящего перед буквой. К примеру, SAE 10w возможно использовать при температуре выше минус тридцати градусов.

Со вторым числом все несколько сложнее. Нужно помнить главное – чем больше данное число, тем выше высокотемпературная вязкость масляной жидкости. Вязкостей моторного масла таблица поможет любому автолюбителю с выбором подходящего нефтепродукта. Стоит помнить, что в первую очередь доверять надо собственному эксплуатационному руководству либо консультанту официального дилерского центра.

Пониженная и повышенная вязкость

Что будет происходить, если при прогревании силового агрегата в зимних условиях окажется слишком высоким индекс вязкости? Усилится трение. Ввиду этого температура мотора начнет расти. Увеличение прекратится лишь тогда, когда вязкость станет нормальной. Казалось бы, ничего страшного. Однако мотор будет функционировать в более жарких условиях. Это может негативно отразиться на силовом агрегате. Его запчасти износятся раньше рекомендуемого изготовителем эксплуатационного периода. Также неверно выбранную смазку надо часто заменять, потому что в высокотемпературных условиях она быстро расходуется.

Намного хуже, когда вязкости масла недостаточно. Из-за этого сильно увеличиваются затраты автомасла. Двигатель может попросту заклинить на высоких оборотах. Ввиду этого приобретайте масляные жидкости, которые имеют допуск автоизготовителя.

Типы масел по происхождению

Минералка представляет собою автомасло, которое создано из нефтепродуктов. Она бывает нефтяной и парафиновой. Вязкости минерального масла (низко- и высокотемпературные) строго определены. Менять характеристики вязкости масла возможно лишь посредством присадочных веществ.

Синтетика считается более универсальной, чем минералка. Она представляет собою продукт синтеза разных элементов. Значение вязкости масел такого типа возможно менять. Смешивать с минералкой нельзя.

Синтетика обладает наименьшем трением

Если смешать синтетическое и минеральное автомасло, получится полусинтетика. Она располагает множеством достоинств синтетики и минералки, заключает в себе оптимальное соотношение цены и качества.

В холодное время лучше использовать исключительно синтетические смазки. Благодаря собственному составу они текучи, стабилизируют функционирование силового агрегата. Также синтетика не окисляется, очень медленно теряет свои свойства.

Подразделение смазок по иным показателям

Кроме классификации SAE, есть иные спецификации, которые подразделяют автомасла на различные типы. К примеру, спецификация API подразумевает маркировку двумя латинскими буквами. 1-ая обозначает то, для какого типа двигателя предназначается смазка (S – на бензине, C – на дизеле). 2-ая буква указывает на то, насколько хорошим является качество масляной жидкости. Чем дальше она стоит в алфавите, тем современнее смазка и лучше качество. Для силовых агрегатов на бензине лучше всех прочих считаются автомасла API SM. Для моторов на дизеле наилучшей смазкой является CI.

Еще есть спецификация ACEA. Она делит масла на категории, определяемые, как и в API, по типу мотора (A1-A5 – на бензине, B1-B5 – на дизеле). Кроме того, A5 и B5 считаются маловязкими, ввиду этого подходят лишь для некоторых видов силовых агрегатов. Стоит соблюдать осторожность при их применении.

Марки автомасел

В настоящее время ассортимент смазок очень широкий. Обыкновенному водителю легко запутаться в различных маслах, предоставляемых изготовителями и имеющих в составе разнообразные присадочные, промывочные и другие компоненты.

Автопроизводитель обычно дает рекомендации, какая смазка является оптимальной для его машин. Если вы не слишком разбираетесь в данной теме и не желаете изучать ее, прислушайтесь к рекомендациям. Минусом подобного подхода считается то, что иногда фирмы-изготовители договариваются с поставщиками смазок. Ввиду этого желательно хоть немного понимать, чем отличается, к примеру, 5w20 от 0w30.

Интерес представляют определенные обзоры смазок, встречающиеся в СМИ. Если тест автомасел осуществляют независимые эксперты, стоит ознакомиться с его результатами, чтобы узнать больше о какой-либо марке масла.

Нежелательна частая замена смазки. Не секрет, что, когда автомасло заменяют, 5-10 % жидкости остаются в авто. Неизвестно, как будут вести себя присадочные вещества иного масла при контакте со старой смазкой. Потому, если вам небезразлична судьба мотора собственного автомобиля, не рискуйте.

Советы по выбору смазки

Для того чтобы грамотно выбрать оптимальную моторную смазку, нужно следовать некоторым советам. Существуют моторы, в которые возможно лить лишь автомасла 5w30. Обусловлено это их особенной конструкцией, которая заключает в себе смазочные каналы с большой длиной и маленькой толщиной. Маслонасосу трудно пропускать автомасло по ним. Двигатель будет «голодать», в особенности тогда, когда на улице холодно. Это приводит к сильному изнашиванию соприкасающихся элементов и уменьшению мощности.

У множества авто в эксплуатационном руководстве прописаны 2 вязкости. Желательно выбирать одну из них. Заливать слишком густую смазку возможно лишь после того, как будет проверено состояние мотора. Обычно загущенные масляные жидкости используются в практически отработавших свое двигателях, чтобы хоть немного продлить срок их эксплуатации.

Если мотор нормально работает, лейте то автомасло, которое рекомендовано автопроизводителем, и ваш автомобиль прослужит вам долгое время.

Вам также может понравиться.

Лучшие японские автомобильные масла

Автор: Умиргали · Published 24.02.2017

Как расшифровывается надпись 5w30 на автомасле?

Автор: Oil · Published 23.12.2016 · Last modified 30.12.2016

Моторное масло 5w20: SAE

Автор: Oil · Published 05.01.2017 · Last modified 14.01.2017

Материалы: http://motoroill.ru/maslo/vjazkost.html

2 ≫

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЯЗКОСТИ СМАЗОЧНОГО МАСЛА

Цель: Целью работы является определение вязкости масла при температурах 100, 50 и 20 °С, необходимых для построения вязкостно-температурной характеристики масла, оп­ределение значения 50/100, определение индекса вязкости и определение группы вязкости, к которой принадлежит данное масло.

Вязкость является одним из основных параметров, характеризующих эксплуатационные свойства масла, поэтому большинство масел маркируется по их вязкости. Это прежде всего связано с обеспечением жидкостного трения для образования необходимого смазочного слоя между трущимися поверхностями и предотвращения непосредственного их контакта.

Данному требованию будет удовлетворять масло с большей вязкостью. Но, с другой стороны, увеличение вязкости масла ведет к повышению непроизводительных потерь мощности двигателя на трение и как следствие — к падению его к.п.д. Поэтому вязкость масла должна быть минимальной, но достаточной для создания жидкостного трения.

Кроме того, вязкость определяет низкотемпературные свойства масла, т. е. способность обеспечивать легкий запуск двигателя зимой и надежную подачу масла из картера к наиболее ответственным деталям в период пуска и прогрева двигателя. Вязкость масел при понижении температуры возрастает, а при повышении снижается.

Эти выводы подтверждает показанная на рис. 19.12 зависимость изменения момента М сопротивления вращению и частоты вращения n коленвала двигателя от динамической вязкости n моторного масла. Большое значение имеет здесь характер изменения вязкости масла с изменением температуры. При эксплуатации двигателей весьма важно, чтобы в диапазоне рабочих температур масло имело высокую, обеспечивающую жидкостное трение, вязкость, а при сравнительно низких температурах запуска — меньшую вязкость, чтобы ослабить момент сопротивления при прокручивании коленвала и обеспечить соответствующую прокачиваемость масла в системе смазки. Поэтому зависимость вязкости от температуры является его важнейшей эксплуатационной характеристикой.

Вязкостно-температурные свойства масел оценивают индексом вязкости. Индекс вязкости (ИВ) представляет собой относительную величину, которая показывает степень изменения вязкости конкретного масла в зависимости от температуры в сравнении с эталонными маслами.

На практике при вычислении ИВ обычно пользуются номограммами. Для этого необходимо знать кинематическую вязкость испытуемого масла при 50 и 100 °С. По точке пересечения значений этих вязкостей на номограмме в области прямых индексов вязкости определяют искомый показатель испытуемого масла. Отношение 50/100 характеризует крутизну вязкостно-температурной кривой в диапазоне прогретого масла. Для моторных масел, предназначенных к применению зимой и в северных регионах, 50/100 < 4. Крутизну ВТХ выражают также температурным коэффициентом вязкости (ТКВ), который определяют при температуре 0— 100° С:

(19.12)

Для зимних масел ТКВ0-100 < 22; для всесезонных < 25; для летних < 35—40.

Особенно быстро вязкость изменяется при низких температурах. Чем более полого протекает вязкостно-температурная кривая, называемая вязкостно-температурной характери­стикой масла, т.е. чем меньше изменяется вязкость при изменении температуры, тем лучше будут эксплуатационные качества масла.

Вязкостно-температурные свойства масел нормируются по стандарту величиной кинематической вязкости при 100 °С и максимально допустимым отношением кинематической вязкости при 50 °С к кинематической вязкости при 100 °С, а для зимних масел — предельными значениями вязкости при О °С.

Для автотракторных масел также имеет значение изменение вязкости при увеличении давления, причем заметное возрастание наблюдается при давлениях более 0,5 МПа. Чем выше давление и больше исходная вязкость, тем сильнее изменение вязкости. В интервале температур от 20 до 100° вязкость увеличивается в соответствии с табл. 19.8.Для подсчета изменения вязкости с возрастанием давленz-используется формула Г.А;Морозова ;

где gp — вязкость масла при давлении Р;

g0 —вязкость масла при атмосферном давлении;

а р — постоянный коэффициент для нефтяных масел — 1,002—1,004. J

Вязкостью называется свойство, проявляющееся в сопротивлении, которое оказывает жидкость при перемещении ее слоев под действием внешней силы. Это свойство является следствием трения, возникающего между молекулами жидкости.

Величину вязкости измеряют в динамических и кинематических единицах.

Единицей динамической вязкости является пуаз, представляющий собой вязкость такой жидкости, которая оказывает сопротивление взаимному перемещению двух слоев жидкости площадью 1 см 2 , находящихся на расстоянии 1 см друг от друга и перемещающихся относительно друг друга со скоростью 1 см/с, силой в 1 дину. Сотая часть пуаза называется сантипуаз.

В системе СИ 1 пуаз = 0,1 Н с/м 2

Динамическая вязкость при температуре t обозначается t

Вязкость в пуазах определяют обычно при низких температурах, когда масло обладает плохой текучестью и его надо проталкивать через капилляр воздействием внешней силы.

Кинематической вязкостью () называется отношение динамической вязкости жидкости к её плотности при температуре определения,.т;,е.

За единицу кинематической вязкости принят стоке (Ст). Вязкость моторных масел измеряется в сотых долях стокса, называемых сантистоксом (сСт).

Для нефтепродуктов наиболее распространено определение кинематической вязкости с помощью капиллярных вискозиметров. Метод определения основан на том, что вязкость жидкости прямо пропорциональна времени протекания их одинаковых количеств через один и тот же капилляр, обеспечивающий ламинарность потока. Прибор для определения кинематической вязкости моторного масла показан на рис. 19.5.

Кинематическую вязкость определяют для тех масел, которые, обладают текучестью, т.е. протекают через капилляр под воздействием силы тяжести самого масла.

Ниже приведена методика определения кинематической вязкости.

Определение кинематической вязкости

Кинематическую вязкость масел определяют в соответствии с ГОСТ 33-82 подобно определению вязкости топлив (см. работу 3). Различие имеется в температуре определения и диаметре капилляра используемых вискозиметров.

В соответствии со стандартами на масла вязкость определяют при температуре 100 и 50°, и лишь для отдельных марок зимних масел предусмотрено дополнительное определение вязкости при О °С.

Для заполнения термостата применяют следующие жидкости при температуре от 50 до 100° — нефтяное прозрачное масло или глицерин, от 20 до 50° — воду, от 0 до 20° — смесь воды со льдом, при более низших температурах этиловый спирт с твердой углекислотой.

При определении вязкости выбирают вискозиметр с таким диаметром капилляра, чтобы время протекания масла при заданной температуре были в пределах ЗОО 180 с.

Рекомендуемые диаметры капилляров при определении вязкости различных масел приведены в табл. 19.9. :Кинематическую вязкость в сантистоксах вычисляют по формуле v = с • t, где с — постоянная вискозиметра, сСт/с, приведенная в паспорте; t — среднее время истечения масла, с.

На основе найденных вязкостей при 50 и 100° вычисляют отношение 50/100.

Порядок проведения работы

Установить вискозиметр в водяной бане так, чтобы капилляр был в строго вертикальном положении и верхняя метка была ниже уровня воды.

Нагреть до требуемой температуры и поддержать ее постоянной в течение 5—10 мин, чтобы масло, находящееся в вискозиметре, приняло температуру воды.•; 3.,С помощью, резиновой трубки, и вакуум-насоса осторож­но засосать масла выше метки между расширениями, следя за тем, чтобы не образовывались пузырьки воздуха и разрывы слоя масла, а также не произошло засасы­вания масла в резиновую трубку.

: 4. Отсоединить резиновую трубку от вакуумного насоса и наблюдать за перетеканием масла. Когда его уровень достигнет верхней метки, включить секундомер и остановить его, когда уровень масла минует нижнюю метку. Записывая время, отмененное секундомером, повторить испытание при каждой заданной температуре и подсчитать среднее арифметическое значение. Данные отдельных замеров должны отличаться от среднеарифметического не более чем на 0,5'%.

Среднее время перетекания масла в секундах три каждой температуре умножить на .постоянную вискозиметра С, приведенную в паспорте и определить кинематическую вязкость в (сСт)— v = с • t.

По полученным значениям кинематической вязкости при температуре 20, 50 и 100 °С построить график (вязкостно-температурную характеристику), откладывая по оси абсцисс температуры, а по оси ординат — вязкость.

Значение кинематической вязкости при 100 °С сравнить с требованиями ГОСТа и сделать вывод о принадлежности масла к той или иной группе.

9. По номограмме определить индекс вязкости масла.

Отчет о выполненной работе

1. В отчете необходимо дать понятие о вязкости смазочного масла и ее влиянии на работу автомобильного двигателя. Указать перечень приборов и материалов, применяемых в работе.

Привести краткое описание методики проведения работы с поясняющими рисунками и таблицами,

Привести результаты проведенного испытания.

Построить вязкостно-температурную характеристику испытуемого масла.

Привести значения индекса масла и 50/100.

7. Сравнить полученные результаты с требованиями ГОСТ.

Для продолжения скачивания необходимо собрать картинку:

Материалы: http://studfiles.net/preview/3187435/

3 ≫

  • Легковые автомобили
  • Легковые такси
  • Маршрутные автобусы
  • Автобусы <= 16 мест
  • Автобусы > 16 мест
  • Грузовые авто <= 16 тонн
  • Грузовые авто > 16 тонн
  • Тракторы и стоит. техника
  • Мотоциклы
  • Троллейбусы
  • Трамваи
  • Сначала выберите марку

2 клика и вы узнаете самый выгодный тариф!

Маркировка и любые надписи на бутылке с маслом означают одно из двух: либо его характеристику, либо его название. И на основе этого мы легко расшифруем маркировку, отличим её от маркетинговых названий и прочего лишнего, а ещё узнаем нужную нам вязкость моторного масла.

Вы знаете, какие бывают характеристики масла? Их не так много: на качество масла влияет его тип, использование тех или иных присадок, вязкость масла и небольшой ряд других. Из всего этого вязкость масла - одна из важнейших характеристик, и о её расшифровке мы будем говорить больше всего.

Что такое вязкость масла?

Вязкость, по определению, является сопротивлением масла к течению. Это - самое критическое физическое свойство моторного масла, так как это влияет на скорость износа деталей двигателя и расхода топлива, а ещё расхода самого масла.

Мы понимаем, что вода является жидкостью с низкой вязкостью, а мёд или сгущёнка - жидкостью с высокой вязкостью. Но мы также знаем, что чем выше температура сгущёнки и мёда, тем меньше становится их вязкость - они могут течь быстрее и легче. Но не все знают, что вязкость моторного масла измеряют не статично, а динамично - то есть в зависимости от температуры, давления и ещё ряда факторов.

Принято измерять 3 основных показателя вязкости моторного масла:

  • кинематическую вязкость - изменение вязкости при физическом (механическом) воздействии на масло: например, при образовании крутящейся воронки из масла;
  • динамическую вязкость - изменение вязкости при повышении давления на моторное масло;
  • индекс вязкости - изменение вязкости масла в зависимости от температуры.

Все эти три показателя оцениваются не только в контексте вязкости масла, но и для измерения изменений его смазочных свойств и химических свойств его присадок.

Как расшифровать маркировку масла?

Итак, на этикетке написано не так много, но эта информация наиболее важна для нас. Нам следует отбросить маркетинговые составляющие маркировки и надписей, хотя, производитель масла очень важен. То, что Вы увидите сразу после названия марки и модели масла - это чаще всего маркетинговая составляющая. "Shell Helix Ultra", "Mobil 1 3000 Super", "MOBIL Super 3000 X1 Formula FE", "Best Oil Super Cleaning Smart" - всё, что здесь подчёркнуто, используется лишь для привлечения внимания и не несёт смысловой нагрузки.

Некоторую пользу уже начинает нести обозначение объёма канистры с маслом и разметка на торце этой канистры с метками объёма для удобства измерения при доливке.

Как расшифровать маркировку вязкости масла?

И вот мы подошли к самому главному. В мире используется несколько типов маркировок моторного масла на основе его вязкости, но нам будет интересна только одна - по системе SAE, использующая из вышеперечисленных динамических измерений вязкости именно индекс вязкости. 99% масел в нашей стране имеют эту маркировку.

Речь идёт о таких надписях-обозначениях на этикетке с маслом: 5W-40, 10W-20 или 0W-60. Что означают эти надписи? Всё довольно просто!

  1. Буква "W" - это обозначение того, что моторное масло является зимним ("Winter"), то есть протестировано и пригодно для отрицательных температур.
  2. Число до "W" - это морозостойкость зимнего масла. Число это кратно пяти, и чем оно ниже, тем в более холодных условиях можно использовать масло.
  3. Число после дефиса - это, наоборот, жаростойкость масла. Обычно это число означает индекс вязкости при температуре 100° C (наиболее близкая к рабочей температуре масла в двигателе). Чем выше число, тем к более высоким температурам готово масло.

Число до дефиса влияет на холодный пуск двигателя, а число после - на работу прогретого мотора. Каким же температурам соответствуют эти обозначения?

Как расшифровать обозначение морозостойкости масла:

  • 0W - масло подойдёт для условий работы температуры окружающей среды не ниже –35° C;
  • 5W - масло подойдёт для условий температуры окружающей среды не ниже –25 . –30° C;
  • 10W - масло подойдёт для условий температуры окружающей среды не ниже –20 . –25° C;
  • 15W - масло подойдёт для условий температуры окружающей среды не ниже –15 . –20° C;
  • 20W - масло подойдёт для условий температуры окружающей среды не ниже –10 . –15° C.

Самое лучшее масло для жителей Сибири - 0W, а жителям Краснодара или Сочи подойдёт и масло с индексом 20W.

Как расшифровать обозначение жаростойкости масла:

  • 30 - масло подойдёт для условий температуры окружающей среды не выше +20 . +25° C;
  • 40 - масло подойдёт для условий температуры окружающей среды не выше +35 . +40° C;
  • 50 - масло подойдёт для условий температуры окружающей среды не выше +45 . +50° C;
  • 60 - масло подойдёт для условий температуры окружающей среды выше +50° C.

Если мы купили моторное масло с вязкостью 5W-40, то мы можем его использовать в диапазоне температур от –25 до +40° C. Большинство современных автомобилей требуют для работы своих двигателей масла марок 5W-30, 5W-40, 10W-30 или 10W-40.

Чем ниже первое значение, тем более вязким будет моторное масло.

Так выглядит визуально вязкость масла различных индексов

Какое значение имеет вязкость масла в моём двигателе?

Вязкость масла - это ключевой момент, определяющий, насколько легко масло перекачивается через рабочие компоненты двигателя, как легко оно пройдёт через масляный фильтр, и как быстро оно будет стекать обратно в двигатель. Чем ниже вязкость, тем легче всё это будет происходить.

Но здесь нам приходится находить компромиссы. Для запуска холодного двигателя масло должно быть как можно менее вязкое - т.е. более жидкое. Но, чем ниже вязкость, тем меньшую нагрузку масло может поддерживать в подшипниках коленчатого вала. И чем выше вязкость, тем лучше масло будет отрабатывать колоссальные нагрузки внутри двигателя. Чем выше вязкость моторного масла, тем больше сопротивления оно оказывает на движущиеся компоненты, и следовательно, тем больше ведёт к потере КПД двигателя и мощности. Компромисс заключается в минимизации потери мощности, но максимальной поддержке нагрузки.

Что определяет вязкость масла?

Вязкость масла определяется, в основном, размером его молекул и молекул присадок в масле. Чем больше структура молекулы, тем больше вязкость масла. Размер и структура молекул нефтепродуктов всегда различаются, поэтому размер именно средней молекулы в минеральном масле диктует его вязкость. В то время как в синтетических маслах процесс производства позволяет иметь одинаковый размер молекул.

С возрастом масла структура молекул дополняется молекулами компонентов двигателя, топлива и, кроме того, меняется сама структура масла, поэтому вязкость масла с возрастом снижается. Вот почему так важно своевременно производить замену моторного масла.

Ведь друзья тоже любят интересные статьи!

Единожды рассчитайте минимально необходимое место для параллельной парковки по уникальной формуле, запомните это число и всегда ориентируйтесь по нему.

Если Вам не удаётся снять масляный фильтр руками, то можно использовать резиновый приводной ремень, обмотав его вокруг фильтра, скрутив и натянув металлическим штырём.

Материалы: http://howcarworks.ru/%D0%B2%D0%BE%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%81/%D0%B2%D1%8F%D0%B7%D0%BA%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C-%D0%BC%D0%B0%D1%81%D0%BB%D0%B0-%D0%BA%D0%B0%D0%BA-%D1%80%D0%B0%D1%81%D1%88%D0%B8%D1%84%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%82%D1%8C-%D0%BC%D0%B0%D1%80%D0%BA%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%BA%D1%83-%D0%B2%D1%8F%D0%B7%D0%BA%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8-%D0%BC%D0%BE%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE-%D0%BC%D0%B0%D1%81%D0%BB%D0%B0


Back to top