Что такое датчик детонации двигателя

1 ≫

Датчик детонации (ДД, датчик стука) — датчик для определения уровня детонации во время работы двигателя внутреннего сгорания, который входит в группу датчиков электронной системы управления двигателем (ЭСУД). Местом установки указанного датчика является блок цилиндров. Наличие датчика детонации делает возможным получение максимальной мощности ДВС, достижение наилучших показателей топливной экономичности без ущерба для двигателя.

Детонация в двигателе может возникнуть по ряду причин, среди которых основными считаются:

  • использование топлива с низкой детонационной стойкостью;
  • склонность мотора к детонации в силу индивидуальных особенностей конструкции (степень сжатия двигателя, устройство камеры сгорания, место установки свечей зажигания);
  • нарушения в процессах смесеобразования и приготовление неподходящей по составу рабочей смеси топлива и воздуха;
  • неправильно выставленный угол опережения зажигания (момент топливного впрыска для дизеля);
  • работа двигателя под большой нагрузкой на низких оборотах;
  • перегрев силового агрегата, калильное зажигание в результате большого количества нагара и т.д.

Детонационное горение смеси сопровождается повышенным шумом работы ДВС, ростом температуры двигателя и звонкими металлическими стуками. Появление детонации вызывает значительное повышение ударных и температурных нагрузок на основные элементы ЦПГ и КШМ, что существенно сокращает моторесурс бензинового или дизельного двигателя.

ДД принято делить на два типа:

  • резонансный датчик детонации;
  • широкополосный датчик;

В основе устройства датчика детонации лежит специальная пьезоэлектрическая пластина. На указанной пьезоэлектрической пластине датчика в результате появления детонации двигателя создается некоторое напряжение. Высота напряжения зависит от того, какой будет амплитуда колебаний, а также их частота. Другими словами, датчик улавливает стуки и колебания внутри двигателя.

Достижение максимального порога напряжения на выходе датчика детонации служит для ЭБУ сигналом о том, что детонация достигла недопустимого предела. На основании выходного сигнала датчика детонации электронный блок управления осуществляет динамичную корректировку угла опережения зажигания (УОЗ) в системе зажигания, сдвигая данный угол в меньшую сторону.

неисправности датчиков ЭСУД (ДПКВ, датчик температуры ОЖ, датчик детонации) могут привести к взрывному сгоранию смеси в цилиндрах

Следует продиагностировать ДМРВ, датчик холостого хода, ДПДЗ, ДПРВ, ДПКВ и т.д. . Такая вибрация возникает по причине детонации двигателя.

Появление «звона пальцев» (детонация) и быстрое его исчезновение (около 2 секунд) при . Основные сигналы поступают от датчиков коленвала и распредвала.

Для компенсации рисков на большинстве автомобилей сегодня устанавливается специальный датчик детонации.

использование бензина, который имеет недостаточную детонационную стойкость (октановое число) . Что такое датчик детонации двигателя.

Последствия детонационного сгорания топлива в цилиндрах ДВС. . Что такое датчик детонации двигателя.

Материалы: http://krutimotor.ru/datchik-detonacii/

2 ≫

Водители со стажем прекрасно помнят, как детонировали Жигули при заправке плохим бензином либо бензином с пониженным октановым числом. Детонация двигателя проявляет себя в момент глушения ДВС. Некоторое время после выключения зажигания он продолжает неравномерно вращаться, «дергаться».

Во время движения автомобиля на некачественном бензине могут, как говорят водители, «стучать пальчики». Это также проявление эффекта детонации. На самом деле, это – далеко не безобидный эффект. При его воздействии возникают значительные перегрузки на поршни, клапана, головку блока цилиндров, двигатель в целом. В современных автомобилях для предотвращения детонирования двигателя в системах управления применяют датчики детонации (ДД).

Детонация двигателя – процесс произвольного воспламенения смеси бензин-воздух без участия искры зажигания.

Теоретически, если давление в цилиндре превысит предельно допустимое значение для смеси с бензином определенного октанового числа, происходит самовоспламенение. Чем меньше октановое число бензина, тем при более низкой компрессии возможен этот процесс.

Во время детонирования двигателя процесс самовоспламенения имеет хаотичный характер, нет единого центра возгорания:

Если построить зависимость давления в цилиндре от угла зажигания, она будет иметь вид:

На графике видно, что при детонации пиковые значения давления в цилиндре практически вдвое превышает максимальное давление при нормальном сгорании. Такие нагрузки могут привести к поломке двигателя, даже такой серьезной, как трещина в блоке.

Основные факторы, приводящие к возникновению эффекта детонации:

  • неправильное октановое число заправленного бензина;
  • увеличению вероятности проявления данного эффекта способствуют конструктивные особенности ДВС (степень сжатия, форма поршня, особенности камеры сгорания и другие);
  • особенности эксплуатации силового агрегата (температура окружающей среды, качество бензина, состояние свечей, нагрузка и др.).

Основное назначение датчика детонации – вовремя обнаружить зарождение этого вредного эффекта и передать сведения электронному блоку управления двигателем для корректировки качества смеси бензин-воздух и угла зажигания для предотвращения опасного детонирования двигателя.

Видео — что из себя представляет ДД:

Регистрация факта данного эффекта ведется путем преобразования механических колебаний двигателя в электрический сигнал.

Принцип работы практических всех датчиков детонации основан на применении пьезоэлектрического эффекта. Пьезоэлектрический эффект – способность определенных материалов образовывать разность потенциалов при воздействии на него механических воздействий.

Большинство мужчин пользовались пьезозажигалками, и знают, что в них формируется нешуточная электрическая искра. Таких высоких напряжений в датчиках детонации не возникает, но полученного при этом сигнала достаточно для блока управления двигателем.

Применяется два типа датчиков детонации: резонансные и широкополосные.

Конструкция широкополосных ДД, применяемых в автомобилях ВАЗ, других автомобилей зарубежного производства:

Широкополосные датчики крепятся на блоке цилиндров в непосредственной близости от зоны сгорания. Крепление имеет жесткий характер, чтобы не демпфировать ударные импульсы при нарушениях работы ДВС.

Пьезокерамический чувствительный элемент формирует электрический импульс достаточной для обработки блоком управления двигателем амплитудой в широком диапазоне частот.

Широкополосные датчики формируют сигнал, как во время выключения зажигания при остановке двигателя на малой частоте вращения, так и на больших оборотах во время движения.

На некоторых автомобилях, например Toyota, применяют резонансные датчики:

Такие ДД работают на малых оборотах двигателя, при которых за счет явления резонанса достигается наибольшее механическое воздействие на пьезоэлектрическую пластину, соответственно, формируется большой сигнал. Не случайно, в этих датчиках устанавливается защитный шунтирующий резистор.

Преимущество резонансных датчиков – фильтрация механических воздействий при движении по неровной дороге, посторонних механических стуках, не связанных с детонацией двигателя.

ДД резонансного типа устанавливаются на собственное резьбовое соединение, напоминают по форме датчики давления масла.

Основной признак, свидетельствующий о неисправности датчика детонации – непосредственно проявление эффекта некорректной работы двигателя, описанного выше.

Во многих случаях это может быть причиной механического разрушения датчика, в частности, в момент удара при аварии, либо проникновение влаги в разъем или через трещину в зону пьезодатчика.

Если ДД начинает механически разрушаться, в процессе движения величина напряжения на его выводах может скачкообразно изменяться. Блок управления двигателя будет реагировать на скачки напряжения, как на возможную детонацию.

Видео — симптомы неисправности датчика детонации, где находится на Лада Гранта и как его заменить:

При самопроизвольной корректировке угла зажигания двигатель начинает дергаться, обороты плавать. Такой же эффект может возникнуть, если ослабло крепление датчика.

Компьютерная диагностика не всегда регистрирует неисправность датчика детонации. Обычно диагностика двигателя происходит в стационарном режиме на СТО, а детонация больше проявляется во время движения автомобиля при повышенных нагрузках (на повышенной передаче) либо в момент выключения зажигания, когда компьютерная диагностика в принципе невозможна.

Без снятия с авто

Есть метод диагностики датчика детонации без снятия со штатного места. Для этого запускают и прогревают двигатель, затем на холостых оборотах небольшим металлическим предметом постукивают по крепежному болту датчика. Если наблюдается изменение частоты вращения двигателя (меняются обороты), значит, ДД исправен.

Это немного опасный метод. Можно повредить сам ДД и блок цилиндров тоже.

Мультиметром

Самый надежный способ проверки работоспособности – демонтировать датчик, отсоединить от него разъем, подключить к его выводам мультиметр в положении измерения напряжения 2 Вольта.

Затем необходимо металлическим предметом постучать по нему. Показания мультиметра должны увеличиться с 0 до нескольких десятков милливольт (лучше проверить амплитуду импульсов по справочнику). В любом случае, если напряжение при постукивании увеличилось, датчик электрически исправен.

Еще лучше вместо мультиметра подключить осциллогаф, тогда можно точно определить даже форму выходного сигнала. Такую проверку лучше сделать на СТО.

В том случае, если есть подозрение на неисправность датчика детонации, его следует поменять. Вообще, они очень редко выходят из строя и имеют большой ресурс, зачастую превышающий ресурс двигателя. В большинстве случаев неисправность образуется как последствие аварии или демонтажа силового агрегата во время капитального ремонта.

Принцип работы датчиков детонации одинаков для каждого типа (резонансные и широкополосные). Поэтому иногда можно использовать устройство от других моделей двигателей, если не находится родной. Разумеется, если он подходит по посадочным данным и разъему. Допускается установка ДД, бывшего в эксплуатации, с разборки.

Некоторые автолюбители забывают о ДД, так как он редко напоминает о своем существовании, и его проблемы не вызывают таких последствий, как при неисправности, например, датчика положения коленвала.

Тем не менее, результатом неисправности этого устройства могут быть гораздо большие проблемы с двигателем. Поэтому при эксплуатации автомобиля следите, чтобы датчик детонации:

  • был надежно закреплен;
  • на его корпусе не было масляных жидкостей;
  • на разъеме не было следов коррозии.

Разбираемся какое масло лучше заливать в двигатель зимой для нашего климата.

Как проверить ДТОЖ мультиметром и какие нюансы при этом лучше знать.

Видео — где стоит датчик детонации ЗАЗ Ланос, Шанс, Чери и как его проверить мультиметром, а также не снимая его с авто:

Как быстро избавиться от царапин на машине

Защитить автомобиль от грязи поможет жидкое стекло

Сканер для самостоятельной диагностики автомобиля

Как защитить себя от слепящего солнца и фар за рулем?

Боюсь после аварии о данном датчике не каждый вспомнит, проблем других будет много. А вот насчет замасленности, которая может его повредить, не знал, надо посмотреть как он себя чувствует на моем авто. Вредных признаков пока нет, двигатель работает ровно, но мало ли. А насчет детонации на жигулях — так она на всех старых авто время от времени возникала, жуткая штука, скажу я вам, если не ездили на пожилых карбюраторных двигателях. Машина аж подпрыгивает и гремит, того и гляди что нибудь отвалится.

Тоже намучился в своё время с этим датчиком. Динамика не та, расход несколько увеличен. В конечном счете когда стало ясно что дела в этом датчике, то просто поменять его тоже не получится, потому что на ваз такие датчики работают 1 из 10. Т.е надо с тестером по магазинам кататься и проверять каждый новый датчик.

Честно говоря, не разу не слышал, что бы на современных автомобилях выходил из строя этот датчик. На ФФ2 за 9 лет никогда не демонтировать. Прекрасно знаю, что это (была в конце 90х пятерочка). А вообще, направляться надо тем бензином, какой указан, а не искать экономии — дороже выйдет.

Устает спина за рулем? Полезный подарок водителю!

Как защить авто от дождя и грязи

Сканер для самостоятельной диагностики автомобиля

Материалы: http://voditeliauto.ru/poleznaya-informaciya/to-i-remont/datchik-detonacii-priznaki-neispravnosti.html

3 ≫

Большинство бензиновых моторов комплектуется датчиками детонации. Данный элемент необходим для контроля работы всего мотора, который осуществляет блок управления двигателем. Датчик детонации двигателем располагается по центру блока цилиндров и сообщает главному компьютеру о состоянии вибрациях двигателя. В данной статье мы подробно рассмотрим, где находится датчик детонации двигателем, а также расскажем, для чего нужен датчик детонации.

Как работает датчик детонации? Это наиболее часто задаваемый вопрос автолюбителей, которые слышали о данном элементе, но не знают его главное назначение и принцип работы.

Влияние показаний данного элемента напрямую оказывает точное воздействие главного бока управления, который осуществляет контроль и питание каждого цилиндра. Благодаря принципу работы этого датчика, бортовой компьютер дает сигналы на приготовление топливной смеси в той или иной пропорции. Использование данного датчика в основном касается только бензиновых двигателей, где стоит блок управления.

Характеристики датчика детонации главным образом влияют на работу синхронизации впрыска топлива в каждый цилиндр, а также помогают устранить те, или иные неисправности связанные с повреждением двигателя. Благодаря своим качествам, данный элемент производит постоянный контроль состояния цилиндропоршневой группы, из-за чего можно производить диагностику и следить за состоянием работы каждого цилиндра. Также можно отметить, что характеристики данного элемента способствуют качественной диагностике компрессии и всего двигателя в целом.

Что такое детонация двигателя? На этот вопрос не каждый мастер может дать квалифицированный ответ. Тем не менее, мы постараемся более доступно объяснить, что такое детонация двигателя и как она проявляется.

В первую очередь детонация двигателя возникает по принципу неправильного смесеобразования и ее сгорания в камере. Другими словами, возникает повышенная вибрация двигателя и увеличивается нагрузка на шатунный механизм. Большинство водителей наверняка слышали такую фразу «пальцы стучат», вот это и есть один из признаков детонации двигателя. Из-за повышенной нагрузки на данную область силового агрегата могут возникнуть серьезные повреждения всего механизма. Чтобы предостеречь водителя о данных неисправностях, датчик детонации сообщает главному блоку управления о неисправностях, связанных со сбоем в работе того или иного цилиндра. В результате на приборной панели автомобиля высвечивается значок, сигнализирующий о поломке.

На детонацию очень часто влияет октановое число бензинового топлива. Благодаря данному датчику бортовой блок управления может управлять углом опережения зажигания и впрыска в зависимости от используемого топлива, а также других условий, связанных с эксплуатацией автомобиля.

Главной основой датчика детонации двигателя является пьезоэлектрическая пластина, которая установлена внутри данного элемента. При возникновении детонации данная пластина вырабатывает электрические импульсы, которые впоследствии отправляются в электронный блок управления двигателем. В свою очередь блок управления корректируют смесеобразование в камере каждого цилиндра, а также производят регулировку угла опережения зажигания или впрыска.

Данный элемент управления стоит прямо на блоке двигателя, в центральной его части и отвечает за корректировку впрыска. Данное расположение обусловлено тем, что этот элемент производит точную регулировку работы каждого цилиндра.

Крепеж данного элемента основан на жесткой сцепке с помощью центрального болта, который зажимается с определенным усилием. На одной стороне датчика находится специальный разъем для подключения его контактов к блоку управления.

На автомобилях, где двигатель расположен поперечно, данный элемент установлен сзади, чуть ниже впускного коллектора. На автомобилях с продольным расположением мотора, датчик детонации находится также прямо под впускным коллектором.

Зачастую произвести самостоятельную замену данного элемента не представляется возможным, так как необходимо разобрать несколько узлов двигателя.

Если у вас все-таки появилось желание заменить данный элемент самостоятельно, мы постараемся рассказать вам о том, как данный процесс делать правильно.

  1. Независимо от того, как расположен двигатель в вашем автомобиле, вам необходимо демонтировать впускной коллектор. Для этого нужно отсоединить топливную систему и демонтировать всю топливную рейку в сборе с форсунками. Также подлежит демонтажу дроссельный узел, который на большинстве автомобилей охлаждается антифризом.
  2. Перед снятием впускного коллектора необходимо отсоединить трубку клапана рециркуляции отработанных газов, который соединяется при помощи накидной гайки. Такая гайка служит надежным решением для крепежа этой трубки.
  3. Открутите болты впускного коллектора, после чего демонтируйте весь узел целиком, не забывая о том, что его крепит снизу еще один кронштейн.
  4. После демонтажа всей конструкции у вас будет доступ к необходимому элементу. Для его замены необходимо отсоединить электрический разъем и открутить центральный болт от блока двигателя.
  5. В результате демонтажа, вы легко сможете заменить сломанный сенсор новым.
  6. При установке нового датчика внимательно соблюдайте направленность установки, это необходимо для того чтобы разъем был направлен в ту сторону, которую определяет длина провода ЭБУ.
  7. Затяните болт датчика нужным моментом, после чего подсоедините электрический разъем.
  8. Замените прокладку впускного коллектора, после чего установите эту деталь на место и затяните болты нужным моментом.

Внимание! Затягивать болты необходимо от центральной части коллектора, постепенно продвигаясь к крайним крепежам.

Работу по замене данного датчика можно считать завершенной, только после того как вы произведете всю сборку в обратном порядке.

Подводя итоги, можно сделать некоторые выводы о том, как влияет сенсор детонации на жизнь всего силового агрегата, ведь его характеристики очень важны. Как правило, датчик детонации является весьма надежным устройством, и его выход из строя маловероятен, но все-таки, мы постарались предостеречь автолюбителя и предоставили подробное руководство по его замене.

Интересные статьи

Оставить комментарий:

Отзывы о Рено Дастер с дизельным двигателем

Штатная магнитола Рено Дастер

  • Loading.

Перепечатка материалов возможно только с письменного разрешения владельцев сайта.

Материалы: http://portalmashin.ru/service/engine/harakteristiki-datchikov-detonatsii.html


Back to top