Технические характеристика двигателя ВАЗ-2103 (инжектор, карбюратор): параметры

1 ≫

ВАЗ-2103, несмотря на то, что находился на конвейере относительно недолго (по советским меркам), успела завоевать расположение немалого количества автолюбителей. Более того – многие автомобили этой модели до сих пор продолжают колесить по российским дорогам. Учитывая преклонный возраст, несложно догадаться, что «тройки» сегодня требует к себе повышенного внимания, то есть ремонтировать их приходится довольно часто. В этой связи многих владельцев интересует та или иная техническая информация, в том числе и характеристики мотора.

Двигатель автомобиля ВАЗ-2103: особенности и основные технические характеристики

Мотор «тройки» имеет традиционную для классического семейства «Жигули» компоновку:

  • рядное расположение 4-х цилиндров;
  • 8 клапанов;
  • чугунный блок;
  • верхний распредвал.

Основным двигателем «тройки» считается силовой агрегат объемом 1,45 литра и мощностью 71,4 лошадиной силы. Диаметр цилиндров – 76 миллиметров. Степень сжатия – 8,5. Крутящий момент – 104 НМ при 3,4 тысячи оборотов в минуту. Система подачи топлива – карбюратор. Сегодня можно встретить «тройки» и с инжекторным двигателем, однако это уже результат самостоятельного тюнинга, проделанного силами их владельцев. Система смазки – комбинированная. Масло подается под давлением и одновременно с этим разбрызгивается. Расход топлива (город/трасса/смешанный цикл) – 9,4/6,9/8,9 литра на 100 километров. Впрочем, здесь многое зависит от технического состояния авто, стиля езды, погодных условий и так далее.

Система зажигания – классическая или бесконтактная. За запуск двигателя отвечает стартер с торцевым коллектором.

По данным завода-изготовителя ресурс данного мотора составляет 125 тысяч километров.

Однако при бережной эксплуатации данный предел зачастую с лихвой перекрывался. В частности, известны случаи, когда мотор “тройки” спокойно выхаживал 250 тысяч километров. Секрет простой – качественное масло и своевременная его замена, аккуратный стиль езды, проводимые в полном соответствии с рекомендациями работы по обслуживанию.

Давайте вкратце пройдемся по некоторым особенностям этого мотора. Блок цилиндров – чугунный, изготовленный методом литья. Межцентровое расстояние составляет 95 миллиметров. Головка цилиндров изготовлена из алюминия. Ее высота – 112,5 миллиметра. Объем камеры сгорания – 33,2 сантиметра кубических. Внутри нее находится небольшая ступенька высотой 2 миллиметра.

Распредвал двигателя ВАЗ-2103 изготовлен из чугуна. Его особенностью является необработанная шейка в форме правильного шестигранника. Расположена она между кулачками 2-го цилиндра. Сам распредвал находится на головке цилиндров, в литом корпусе подшипников. Привод ГРМ – втулочно-роликовая 2-рядная цепь, состоящая из 116 звеньев. Из-за отсутствия натяжителя автолюбителям приходилось самостоятельно ее подтягивать через каждые 10 тысяч километров пробега. Делать это нужно было регулярно, поскольку в ином случае ощутимо вырастал расход топлива, значительно падала мощность, да и клапаны нередко прогорали. Для привода генератора и водяного насоса используется ремень максимальной длиной в 944 миллиметра и сечением 10 на 8.

Поршни изготовлялись из алюминиевого сплава, а снаружи их покрывали оловом. Каждый из них соответствовал определенному классу цилиндра (А, В, С, D и Е). Здесь следует отметить один момент. Разница следующего и предыдущего классов составляет 0,01 миллиметра. Поршневые кольца изготовляли из чугуна под стандартный размер – 76 миллиметров. У них также есть еще ряд особенностей. В частности, нижнее компрессионное поршневое кольцо скребкового типа проходило дополнительную процедуру – фосфатированную обработку. Благодаря этому оно становилось более прочным. Верхнее компрессионное кольцо изготовлено в форме бочонка. Его поверхность покрывали хромом. Маслосъемное кольцо поршневой системы ВАЗов комплектовалось расширительной пружиной. Здесь уже хром не применялся.

Если судить по отзывам владельцев, то двигатель «тройки» является одним из наиболее надежных и неприхотливых среди всех представителей классического семейства. Конечно, здесь есть традиционные «болячки», однако благодаря простоте конструкции устранить их несложно. Как уже говорилось выше, при правильном обслуживании и заливке качественного масла мотор способен пройти до 250 тысяч километров. Впрочем, многие владельцы ВАЗ-2103 не рисковали. В большинстве случаев ремонт двигателя на данной модели автолюбители делают в диапазоне 150-180 тысяч.

Многих также не устраивает достаточно скромная, по современным меркам мощность. Для ее увеличения существует несколько способов. Самый простой и, соответственно, наименее затратный – расточка цилиндров. В результате объем мотора увеличивается до 1,6 литра, и, соответственно, появляется небольшая прибавка мощности. Как правило, большинство автолюбителей сами снимали детали, отдавали их специалистам для расточки на 3 миллиметра, под 79-миллиметровый поршень, и затем самостоятельно устанавливали все обратно. Следует отметить один момент. Из-за слишком тонких стенок блока растачивать цилиндр под 82-миллиметровый поршень не получается.

Еще один, относительно недорогой вариант нарастить мощность двигателя на «тройке» – это компрессор. Сегодня в автомагазинах можно приобрести готовые установочные киты. Для владельцев ВАЗ-2103 лучше всего подойдет вариант на 0,5 бар, поскольку для его установки требуется минимальное количество доработок. В сочетании с усовершенствованной ГБЦ (с отполированными и расточенными каналами), на выходе можно «снять» 125 лошадиных сил. Однако такой комплексный тюнинг может серьезно ударить по карману. Поэтому прежде чем приступать к работе, следует тщательно все подсчитать.

Материалы: http://ladaautos.ru/vaz-2103/kakie-texnicheskie-xarakteristika-dvigatelya-vaz-2103.html

2 ≫

Поделиться104-07-2015 17:43:44

  • Автор: nik-45
  • Администратор
  • Зарегистрирован: 15-09-2014
  • Сообщений: 2386
  • Возраст: 56 [1961-03-10]
  • Провел на форуме:

22 дня 17 часов

  • Последний визит:

    Изготовитель: Волжский автомобильный завод имени 50-летия СССР

    Двигатель карбюраторный четырёхтактный с рядным расположением цилиндров и верхним расположением клапанов.

    Предназначены для установки на легковые автомобили ВАЗ-2103,-21032,-21053,-21057,-21061, -21064, -2107,-21023,-21026 "Жигули", а также для поставки в запасные части

    Выпускался в экспортном исполнении для стран с умеренным и тропическим климатом.

    Условия нормальной эксплуатации:

    Двигатель рассчитан на эксплуатацию при температурах окружающего воздуха от +45° до -40°С и относительной влажности воздуха до 90% при +27°С. Конструктивно обеспечен пуск без пускового подогревателя при температуре до -27°С.

    Основные технические данные:

    Количество цилиндров 4

    Рабочий объём цилиндров, л 1,452

    Диаметр цилиндра и ход поршня, мм 76х80

    Степень сжатия 8,5

    Номинальная мощность при 5600 мин -1 , кВт (л.с.) 56,6 (77)

    Максимальный крутящий момент при 3400 мин -1 , Н.м (кгс.м) 105,9 (10,8)

    Минимальная частота вращения холостого хода , мин -1 850-900

    Порядок работы цилиндров 1-3-4-2

    Направление вращения коленчатого вала двигателя правое

    Масса незаправленного смазкой без сцепления и КПП, кг 114

    Ресурс до первого кап. ремонта, км 125 000

    Литровая мощность, кВт/л (л.с./л) 38,98 (53,03)

    Минимальный удельный расход топлива, г/кВт ч (г/л.с. ч) 299,2 (220)

    Средняя скорость поршня, м/с 14,93

    Среднее эффективное давление, кПа (кгс/см 2 ) 813,9 (8,3)

    Удельная масса двигателя, кг/кВт (кг/л.с.) 2,01 (1,48)

    Литровая масса двигателя, кг/л 78,51

    всесезонно М-6з/10Г1; М-10ГИ

    Охлаждающая жидкость Тосол А-40

    Блок цилиндров литой, из специального чугуна, без гильз

    Головка цилиндров литая из алюминиевого сплава, с вставными сёдлами и направляющими клапанов, шпильками для крепления корпуса подшипников распределительного вала и полостью для размещения цепного привода распределительного вала и натяжителя цепи

    Камера сгорания клиновая

    Поршни литые, из алюминиевого сплава, лужёные, с залитыми в них стальными терморегулирующими вставками

    компрессионные: 2, чугунные: верхнее хромированное, нижнее- фосфатированое со скребкообразным выступом

    маслосъёмное: 1, чугунное, со специальным профилем и стальной расширительной пружиной

    Поршневые пальцы стальные, пустотелые, с прессовой посадкой в верхней головке шатуна

    Шатуны стальные, кованые, двутаврового сечения, с отверстием в верхней головке для запрессовки поршневого пальца

    Коленчатый вал литой, из высокопрочного чугуна, 5-опорный, с противовесами. Диаметр коренных шеек - 50,575 мм, шатунных - 47,834 мм

    Подшипники коренные и шатунные

    со сменными тонкостенными сталеалюминиевыми вкладышами

    Толщина, мм: коренного вкладыша - 1,85; шатунного вкладыша - 1,75; антифрикционного слоя - 0,45

    Маховик литой, чугунный, с зубчатым венцом для пуска двигателя стартером

    Распределительный вал 5-опорный, чугунный, размещён в литом алюминиевом корпусе , установленном в головке цилиндров

    Привод распределительного вала от коленчатого вала цепью с натяжителем полуавтоматическим башмачного типа и успокоителем неподвижно закреплённым в головке. Цеп привода втулочно-роликовая, двухрядная

    Направляющие втулки клапанов чугунные, со специальным резьбовым лабиринтным уплотнением

    Рычаги клапанов стальные, кованые, со сферической опорной поверхностью

    Клапаны тарельчатые, по два клапана на цилиндр, расположены в головке цилиндра наклонно к оси цилиндра под углом 20°,

    впускные из жаропрочной стали 40Х9С2. диаметр тарелки 37 мм, угол фаски седла 45,5°, высота подъёма клапана 9,728 мм

    выпускные составные: верхняя часть из стали 38ХГНМ, нижняя из жаропрочной стали 55Х20Г9АН4 с наплавкой рабочей поверхности сплавом ЭП616А, диаметр тарелки 31,5 мм, угол фаски седла 45,5°, высота подъёма клапана 9,728 мм

    Фазы газораспределения, град:

    открытие впускного клапана до в.м.т. 12

    закрытие впускного клапана после н.м.т. 40

    открытие выпускного клапана до н.м.т. 42

    закрытие выпускного клапана после в.м.т. 10

    1-дисковое, сухое, диаметр диска 203 мм, с диафрагменной нажимной пружиной, привод гидравлический

    Тип системы смазки комбинированная под давлением и разбрызгиванием

    Узлы и детали с принудительным подводом смазки: подшипники коленчатого и распределительного вала и вала привода вспомогательных агрегатов

    Масляный насос шестерёнчатый, 1-секционный, с приводом от валика привода масляного насоса и распределителя зажигания

    Масляный фильтр неразборный, полнопоточный

    Масляный картер из стального листа, штампованый

    Система вентиляции картера закрытая, принудительная

    Топливный насос диафрагменный, с рычагом ручной подачи и приводом от валика привода масляного насоса и распределителя зажигания

    Карбюратор 2107-1107010-20, эмульсионный, 2-камерный, с падающим потоком

    Воздухоочиститель с бумажным фильтрующим элементом, с сезонной регулировкой температуры всасываемого воздуха

    Тип системы охлаждения: жидкостная, закрытая с принудительной циркуляцией жидкости и расширительным бочком

    Водяной насос центробежный

    Вентилятор 4-лопастной с электроприводом автоматического включения от датчика расположеного в нижнем бачке радиатора

    Термостат 2-клапанный с твёрдым наполнителем и перепускным клапаном

    Номинальное напряжение 12 В

    Система зажигания контактная

    Катушка зажигания Б117-А

    Распределитель зажигания Р125 или 30.3706

    Свечи зажигания А-17ДВ

    Генератор Г-221, со встроенным выпрямителем на кремниевых диодах

    регулятор напряжения РР380 или 121.3702

    Система смазки двигателя 3,75 л

    Система охлаждения, включая систему отопления салона 9,85 л

    Основные данные для контроля

    Зазор между кулачками и рычагами, мм

    на холодном двигателе 0,15

    на горячем двигателе 0,20

    Давление масла в системе смазки при температуре масла в картере +80°С

    на рабочих оборотах 3,5-4,5 кгс/см 2

    на холостом ходу не менее 0,5 кгс/см 2

    Температура масла в картере не более 115°С

    Температура жидкости в системе охлаждения, град не более 95°

    Зазор между контактами прерывателя, мм 0,4±0,03

    Зазор между электродами свечей зажигания 0,5-0,6 мм

    Расход масла на угар от расхода топлива без учёта смены смазки не более 0,5%

    Двигатели автомобильные, мотоциклетные и стационарные. часть 1. Отраслевой каталог НИИНАВТОПРОМ 1983 г.

    Двигатели автомобильные, мотоциклетные и стационарные. часть 2. Отраслевой каталог ЦНИИТЭИАВТОПРОМ 1989 г.

    Материалы: http://parm.mybb.ru/viewtopic.php?id=286

  • 3 ≫

    Двигатель ВАЗ 2103 представляет собой классический силовой агрегат, входящий в линейку моторов, разработанных и выпускаемых ОАО «АвтоВАЗ».

    Обобщая, можно сказать, что все двигатели этого семейства (2101 — 2130) разработаны на базе глубокого модернизированного мотора FIAT-124. Изменения, проведенные отечественными конструкторами, касались верхнего распределительного вала и межцентровых расстояний цилиндров.

    Именно эти изменения позволили в дальнейшем не один раз модернизировать моторы, не останавливая их серийного производства. От остальных силовых агрегатов этого модельного ряда (кроме « шестерки ») двигатель 2103 отличается тем, что вал газораспределительного механизма приводится в действие стальной цепью.

    Силовой агрегат устанавливался на автомобилях ВАЗ: 21023, 2103, 21043, 21053, 21061, 2107 , 2121.

    Двигатель ВАЗ 2103 изготавливается с использованием «высокого» блока цилиндров (215,9 мм вместо 207,1 у ВАЗ 2101 ), что позволило довести его рабочий объем до 1,5 литров и установить коленвал с увеличенным ходом поршней.

    Агрегат представляет собой классический вариант мотора с верхним расположением газораспределительного механизма.

    Распределительный вал приводится в действие цепным приводом, причем натяжитель цепи не предусмотрен. В связи с этим, натяжение цепи необходимо регулярно проверять и регулировать. Кроме того регулировать нужно и зазоры клапанов, так как газораспределительный механизм не имеет гидрокомпенсаторов.

    • Блок цилиндров изготавливается из чугуна, а его головка отливается из алюминиевого сплава. Распределительный вал выполнен из стали и отличается от других моделей наличием одной необработанной шейки, которая имеет форму шестигранника.
    • Карбюратор, который устанавливается на двигатель ВАЗ 2103, оснащен распределителем с вакуумным регулятором опережения зажигания. После появления инжекторных силовых агрегатов, на мотор стали устанавливать измененную головку блока цилиндров с соответствующим газораспределительным механизмом.
    • Для работы водяного насоса (помпы) используется привод с клиновидным ремнем, имеющим сечение 10х8 мм.
    • Подача масла из картера во внутренние каналы блока цилиндров и к парам трения осуществляется с помощью масляного насоса, размещенного в картере силового агрегата.
    • На двигателе 2103 устанавливалась как классическая, так и бесконтактная система зажигания.

    Двигатель ВАЗ 2103 обладает высокой степенью унификации на уровне деталей и сборочных единиц, в связи с чем его ремонт, связанный с заменой комплектующих, не вызывает никаких трудностей.

    Как и все силовые агрегаты ВАЗ того времени, моторы ВАЗ 2103 требуют достаточно сложного и трудоемкого технического обслуживания. При проведении регламентных работ необходимо:

    1. Через каждые 10-15 тыс. км пробега проверять и при необходимости регулировать: натяжение цепи привода газораспределительного механизма; зазоры клапанов в головке блока цилиндров;
    2. Регулярно очищать и регулировать карбюратор .
    3. После каждых 10 000 км пробега менять моторное масло.
    4. Регулярно проверять мотор на наличие протечек охлаждающей жидкости и моторного масла.

    По мнению многочисленных владельцев автомобилей с двигателями ВАЗ 2103 этот силовой агрегат является одним из самых неприхотливых и надежных среди всех моторов семейства классических моторов.

    Единственное условие – тщательное регулярное обслуживание и эксплуатация в режимах, рекомендованных руководством по эксплуатации автомобиля. При выполнении этого требования моторесурс двигателя 2103 может достигать 300 тыс. км.

    Двигателю 2103 свойственны такие же неисправности, как и для других классических моторов ВАЗ. Чаще всего встречаются:

    2. Сильное загрязнение топливного фильтра.

    3. Сломан бензонасос.

    4. При запуске мотора не открывается электромагнитный клапан карбюратора.

    Заменить топливный фильтр.

    Прочистить или заменить бензонасос.

    Проверить целостность электропроводки.

    2. Сломан карбюратор.

    3. Нарушены зазоры между рычагами и кулачками распределительного вала.

    Прочистить каналы и жиклеры карбюратора.

    Заменить диафрагму пускового устройства карбюратора.

    Отрегулировать зазоры между деталями газораспределительного механизма.

    2. Изношены поршневые кольца или цилиндры.

    3. Изношены или повреждены маслоотражательные колпачки клапанов.

    Заменить кольца и/или поршни.

    ŸЗаменить маслоотражательные колпачки.

    Встречаются и другие неисправности при эксплуатации двигателей ВАЗ 2103. В общем случае диагностику неисправностей мотора лучше проводить в условиях специализированного СТО.

    Добавить мощности мотору 2103 можно различными способами:

    Самый простой способ – расточить цилиндры до диаметра 79 мм. Это позволит увеличить их общий объем до 1,6 литров. Установка поршней диаметром 79 мм позволяет поднять мощность до 75 л. с. При этом крутящий момент составит 115 Нм при 3 000 об/мин.

    1. Дальнейшего увеличения мощности можно добиться, увеличив ход поршня до 84 мм. Для этого применяют поршни ТРТ и коленчатый вал от ВАЗ 2130. Этот коленчатый вал, как правило, используют в тех случаях, когда хотят увеличить мощность и крутящий момент на низких и средних оборотах. При этом мощность двигателя увеличится до 80-85 л. с.
    2. Существует более сложный вариант тюнинга, при котором: растачивают и полируют каналы головки блока цилиндров и впускного коллектора; подбирают соответствующий распределительный вал. Правильно подобранные детали позволяют увеличить мощность мотора до 100 л. с.
    3. Установка компрессора 0,5 бар вместе с доработанной головкой блока цилиндров дает возможность увеличить мощность силовой установки до 125 л. с.
    4. Возможны и более дорогие способы увеличения мощности мотора 2103, однако цена комплектующих и оплата работ, связанных с доработкой деталей, сборкой двигателя и его регулировкой, может превысить стоимость как двигателя, так и автомобиля в целом.

    мне кажится что 2103 ваз отличается от вазов 2101 и 2102 только комфортом и тем что меньше валится . может сначало так и хотели делать седан универсал седан универсал.

    Материалы: http://dvigatels.ru/russia/dvigatel-vaz-2103.html


    Back to top