Двигатель ВАЗ-2112: нюансы конструкции и обслуживания

1 ≫

На автомобиле установлен бензиновый четырехтактный четырехцилиндровый рядный двигатель с жидкостным охлаждением.

Поперечный разрез двигателя 21124 (1,6i 16V): 1 - пробка сливного отверстия поддона картера; 2 - коленчатый вал; 3 - масляный фильтр; 4 - выпускной коллектор; 5 - насос охлаждающей жидкости; 6 - поршень; 7 - прокладка выпускного коллектора; 8 - датчик концентрации кислорода; 9 - свеча зажигания; 10 - клапан выпускной; 11 - головка блока цилиндров; 12 -распределительный вал выпускных клапанов; 13 - корпус подшипников распределительных валов; 14 - крышка головки блока цилиндров; 15 - впускной модуль; 16 - впускной клапан; 17 - катушка зажигания; 18 - гидротолкатель; 19 - распределительный вал впускных клапанов; 20 - форсунка; 21 - топливная рампа; 22 - диагностический штуцер топливной рампы; 23 - прокладка головки блока цилиндров; 24 - поршневые кольца; 25 - поршневой палец; 26 - блок цилиндров; 27 - штуцер системы вентиляции картера; 28 - шатун; 29 - шатунные вкладыши; 30 - маховик; 31 - прокладка поддона картера; 32 - маслозаборник; 33 - поддон картера двигателя.

На двигателе 2112 (1,5i 16V) головка блока цилиндров имеет съемные направляющие трубы свечей зажигания, выпускной коллектор без каталитического нейтрализатора; вместо четырех катушек зажигания установлен модуль зажигания; впускной трубопровод состоит из двух отдельных элементов - ресивера и трубопровода (подробнее см. ниже).

Блок цилиндров - чугунный, с выточенными в нем цилиндрами. Внутренние полости блока для охлаждающей жидкости образованы при его литье, а каналы подачи масла выполнены сверлением. В нижней части блока расточены пять опор коренных подшипников коленчатого вала. Крышки коренных подшипников обрабатываются вместе со своими опорами и потому не взаимозаменяемы. Чтобы не перепутать крышки при установке, на них нанесена маркировка порядкового номера подшипника, начиная от шкива коленчатого вала. В крышке второго коренного подшипника выполнены два резьбовых отверстия под болты крепления маслозаборника. В опоры и крышки коренных подшипников установлены сталеалюминиевые вкладыши. По обеим сторонам опоры третьего коренного подшипника выполнены гнезда для установки упорных полуколец, препятствующих осевому перемещению коленчатого вала. Переднее полукольцо - сталеалюминевое (с одной стороны желтое, с другой - стального цвета), заднее - металлокерамическое (желтого цвета с обеих сторон).

Поршни отлиты из алюминиевого сплава с залитыми в них стальными кольцами. В днище каждого поршня сделаны выточки под тарелки клапанов. На каждом поршне установлено одно маслосъемное и два компрессионных кольца.

Пальцы - плавающего типа (зафиксированы в отверстиях поршней с двух сторон пружинными стопорными кольцами). На часть двигателей 2111 может быть установлена шатунно-поршневая группа двигателя 21083, где пальцы зафиксированы в верхних головках шатунов методом "горячей посадки".

Шатуны - стальные, кованые, со съемными крышками. Крышки шатунов не взаимозаменяемы и устанавливаются на шатуны только в одном положении. На шатунах и их крышках нанесена маркировка номера цилиндра.

Снизу к блоку цилиндров, через прокладку, крепится поддон картера.

Система смазки двигателя комбинированная - под давлением и разбрызгиванием. Масляный насос - шестеренного типа с внутренним зацеплением и приводом от переднего конца коленчатого вала. Через маслозаборник насос забирает масло из поддона картера и под давлением нагнетает в каналы системы смазки двигателя. Для контроля уровня масла в поддоне установлен измерительный щуп и электрический датчик уровня масла. Масляный фильтр - полнопоточный, с бумажным фильтрующим элементом и обратным клапаном, препятствующим вытеканию масла из каналов системы смазки в поддон картера после остановки двигателя.

Поперечный разрез двигателя 21114 (1,6i 8V): 1 - пробка сливного отверстия поддона картера; 2 - поддон картера двигателя 3 - коленчатый вал; 4 - масляный фильтр; 5 - выпускной коллектор; 6 - насос охлаждающей жидкости; 7 - поршень; 8 - датчик концентрации кислорода; 9 - прокладка впускного трубопровода и выпускного коллектора; 10 - впускной трубопровод; 11 - форсунка; 12 - диагностический штуцер топливной рампы; 13 - ресивер; 14 - кронштейн крепления наконечника оболочки троса; 15 - крышка головки блока цилиндров; 16 - корпус подшипников распределительных валов; 17 - распределительный вал; 18 - шланг системы вентиляции картера; 19 - толкатель клапана; 20 - головка блока цилиндров; 21 - болт крепления головки к блоку цилиндров; 22 - клапан; 23 - свеча; 24 - прокладка головки блока цилиндров; 25 - верхнее компрессионное кольцо; 26 - нижнее компрессионное кольцо; 27 - маслосъемное кольцо; 28 - поршневой палец; 29 - штуцер для установки указателя уровня масла; 30 - шатун; 31 - маховик; 32 - блок цилиндров; 33 - прокладка поддона картера; 34 - указатель уровня масла; 35 - маслозаборник

В теле коленчатого вала просверлены каналы. При работе двигателя масло под давлением из блока, через отверстия и проточки во вкладышах коренных подшипников и отверстия в коренных шейках, попадает в каналы коленчатого вала и по ним поступает к шатунным шейкам, смазывая их. Технологические отверстия каналов закрыты стальными штампованными заглушками.

К фланцу коленчатого вала болтами крепится маховик. Балансировка коленчатого вала производится в сборе с маховиком. Для соединения их в требуемом положении имеется установочная метка на маховике в виде сверления, которая должна находиться напротив шатунной шейки четвертого цилиндра.

С левой стороны блока (при взгляде со стороны шкива коленчатого вала) выполнена полость для установки насоса охлаждающей жидкости и прилив для установки масляного фильтра.

Сверху на блоке цилиндров через специальную прокладку установлена алюминиевая головка. В ней находится газораспределительный механизм, закрытый сверху крышкой с маслозаливной горловиной. На части автомобилей в заглушке головки блока цилиндров установлен датчик положения распределительного вала, а на заднем конце вала установлен штифт, предназначенный для определения датчиком положения вала.

Привод газораспределительного механизма и насоса охлаждающей жидкости осуществляется зубчатым ремнем от зубчатого шкива, установленного на коленчатом вале двигателя. Натяжение ремня и направление его движения по шкивам осуществляется натяжным роликом. Генератор приводится в действие поликлиновым ремнем от шкива коленчатого вала двигателя.

Особенности устройства двигателя 2112 (1,5i 16V)

Двигатель - 16-клапанный, рабочим объемом 1,5 л, разработан на базе двигателя 2111.

Блок цилиндров двигателя 2112 такой же, как у двигателя 2111, головка блока цилиндров - оригинальная с двумя распределительными валами. Она состоит из собственно головки блока, корпуса подшипников, четырех направляющих труб свечей зажигания и крышки.

Для контроля натяжения и состояния ремня в его передней крышке выполнено окно, закрытое съемной заглушкой.

Обрыв ремня привода ГРМ приводит к удару поршня по клапанам. Поэтому необходимо регулярно проверять состояние ремня и своевременно заменять его

Впускной трубопровод и ресивер изготовлены из алюминиевого сплава и соединены между собой при помощи резиновых муфт. Модуль зажигания установлен на крышке головки блока цилиндров. Выпускной коллектор - чугунный, его соединение с головкой блока уплотнено двухслойной металлической прокладкой.

Особенности устройства двигателя 21124 (1,6i 16V)

Двигатель 16-клапанный, объемом 1,6 л, разработан на базе двигателя 2112.

Двигатель 21124 имеет увеличенный по высоте на 2,3 мм блок цилиндров и оригинальный коленчатый вал. На днищах поршней выполнены более глубокие выточки, что несколько снижает степень сжатия, но исключает вероятность удара поршня по клапанам. Головка блока цилиндров подверглась модернизации: направляющие трубы свечей зажигания выполнены непосредственно в головке блока. Ресивер и впускной трубопровод неразъемные, выполнены из пластмассы единым блоком. Выпускной коллектор - стальной, совмещен с каталитическим нейтрализатором. Его соединение с головкой уплотняется двухслойной металлической прокладкой. Модуль зажигания заменен четырьмя катушками зажигания, установленными в свечных колодцах. Передняя крышка ремня ГРМ - без контрольного окна и разделена на две части.

Особенности устройства двигателя 2111 (1,5i 8V)

Двигатель 8-клапанный, объемом 1,5 литра с верхним расположением распределительного вала.

В головке блока размещены распределительный вал, восемь клапанов с направляющими втулками и седлами и восемь толкателей клапанов с регулировочными шайбами. К верхней плоскости головки блока болтами крепятся два корпуса подшипников распределительного вала. Ресивер двигателя выполнен из алюминия, а выпускной коллектор из чугуна.

Особенности устройства двигателя 21114 (1,6i 8V)

Двигатель 21114 с рабочим объемом 1,6 л, 8-клапанный, создан на базе двигателя 2111. Он имеет увеличенный по высоте на 2,3 мм блок цилиндров и оригинальный коленчатый вал. Диаметр цилиндров оставлен прежний - 82 мм, ход поршня увеличен до 75,6 мм в отличие от 71 мм у базового двигателя. В опорах коренных подшипников установлены масляные форсунки. Масло из форсунок подается на внутренние поверхности поршней для их охлаждения. Часть масла попадает на верхние головки шатунов и через выполненные в них конические отверстия попадает на поршневые пальцы, смазывая их.

Ресивер двигателя 21114 выполнен из пластмассы. На двигатель установлены оригинальные топливная рампа без регулятора давления и форсунки, отличные от тех, что применяются на двигателе 2111. Выпускной коллектор - стальной, совмещенный с каталитическим нейтрализатором. Его соединение с головкой блока цилиндров уплотнено четырехслойной металлической прокладкой.

Материалы: http://www.remkomplekt.org/vaz-2112/dvigatel.html

2 ≫

«Лада» десятого семейства в кузове «хэтчбек» – это модель ВАЗ-2112. Все авто этого семейства выпускались до 2009 года. Гамма двигателей включала в себя четыре варианта. Среди них, кстати, были два 8-клапанника. Дальше мы приводим характеристики 16-клапанных моторов, а двигатели с 8-ю клапанами внимания не заслуживают. График крутящего момента доказывает правильность этих слов. Итак, рассмотрим характеристики двигателей ВАЗ-2112 с четырьмя клапанами на цилиндр.

Все двигатели «десятых хэтчбеков» по мощности упорядочились так: 21120, 21124, 21114 и 2111. Они развивают 93, 90, 81 и 77 «сил». На графике показано, как мощность зависит от оборотов.

Два первых двигателя, 20-й и 124-й, являются 16-клапанными. Оба относятся к классу Евро-3.

Нормам Евро-4 отвечают моторы 21124 поздних лет выпуска. На них установлен улучшенный катализатор. Блок ЭБУ тоже устанавливался другой, обновлённый.

124 двигатель под капотом «двенашки»

В поршнях двигателей 124-й серии сделаны проточки под клапаны. Проще говоря, ДВС ВАЗ-21120 – втыковый (гнёт клапана в результате обрыва ремня ГРМ, потребуется замена клапанов, а дальше как повезёт), а 21124 – не втыковый (не гнёт клапана). Оценим крутящий момент.

Интереснее всего здесь выглядит мотор ВАЗ-21120. По «тяге на низах» он мало уступает 8-клапанникам.

Формальные характеристики

Приводим характеристики двух разных моторов:

  • Модель ДВС: 21120/21124;
  • Рабочий объём: 1,488/1,596 л;
  • Степень сжатия: 10,5/10,3;
  • Мощность: 93/90 л.с.;
  • Обороты номинальной мощности: 5600/5000 об/мин;
  • Наибольший крутящий момент: 140/131 Н*м;
  • Рекомендуемое топливо: АИ-95/АИ-95;
  • Экология: Евро-3/Евро-4 или Евро-3.

Чем степень сжатия ниже, тем более «всеядным» будет двигатель по отношению к топливу.

Стальной ресивер выглядит мощно и красиво

Все двигатели хэтчбеков ВАЗ-2112 по характеристикам отличаются, и отличия – существенны. Кажется, лучшим вариантом будет 16-клапанный 1,5-литровый мотор. Но у двигателя 21124 (1,6) есть свои преимущества:

  • Номинальная мощность достигается при 5000 об/мин, а не при 5600;
  • Обрыв ремня ГРМ не приводит к загибанию клапанов и их замене;
  • Допустимо использовать 92-й бензин.

Любой мотор 21124 допускает переделку под Евро-4 либо соответствует этим нормам сразу.

Внешний вид двигателя объёмом 1,5 л внушает уважение. Но если вспомнить о загибании клапанов, выбор становится сделать трудно. Стальной ресивер и красивый график – это ещё не всё.

Разные нюансы

Мотор 21124 – более современный, чем его собрат. На нём установлены свечи с индивидуальными катушками. Опытные мастера знают и о возможностях тюнинга характерных для мотора 21120 (например, установка турбины). В защиту последнего можно сказать следующее: ресурс двух рассматриваемых двигателей – примерно одинаков. После первых 120-ти тысяч 20-й мотор заслуживает оценку «4,5 из 5-ти».

На вторичном рынке двигатели ВАЗ-21120 и 21126 (Приора) ценятся почти одинаково. А вот агрегат ВАЗ-21124 находится в дефиците. Делайте выводы.

Разница хоть в них и небольшая, но разгоняются они по разному. Конечно 16-клапанные моторы мощнее.

Существенный фактор 124 мотора в том что встречи клапана и поршня не будет при обрыве ремня ГРМ, да и крутящий момент раньше при5000…выкручивать его не надо. Мне это больше по душе. Хороший мотор и все учли конструкторы.

У мотора 1.6(124) смещенный метки фаз на 2 градуса вроде… в результате, более ровный мотор, но и поэтому менее производительный. Вот.

Мне из всей ленейки вазовских моторов нравится 21120 1,5 16кл.

Есть конечно минус это встреча клапанов с поршнями ,но едет он не хуже мотора 21126

У меня ваз 21120 двинашка у неё сгорела эбу, бош, ч нашёл эбу от приоры и поставил , не заводится , искра есть , топливо даёт,, 124 двигатель, че надо делать . Надо эбу прошивать да??

Скорее всего иммобилайзер отключить надо в эбу и все заработает

Материалы: http://carfrance.ru/motory-vaz-2112-sravnenie-dvux-16-klapannikov/

3 ≫

Предупреждения перед сборкой

  • При сборке двигателя используйте только новую прокладку головки блока цилиндров. Не допускается использование снятой(пусть даже аккуратно) прокладки.
  • Также не забывайте что перед ее установкой необходимо тщательно обезжирить сопрягаемые с ней поверхности. Сама прокладка при этом должна быть чистой и сухой. Не допускайте попадания масла на эти поверхности.
  • Перед сборкой проверьте болты блока цилиндров, они не должны быть вытянутыми, т.е. их длина не должна превышать 95мм. Если это так, то замените их новыми. Использование таких вытянутых болтов не допускается!
  • Перед сборкой двигателя смажьте резьбу и головки болтов. Для смазки подойдет обычное моторное масло. Смазывать болты необходимо за 30 минут до их использование, чтобы успели стечь излишки масла.
  • Не допускайте при установке зубчатого ремня его резкие перегибы(радиусом менее 20мм) во избежании порчи его корда.

Порядок затяжки болтов крепления головки блока цилиндров и схема нанесения герметика на корпус подшипников распределительных валов

Схема привода распределительных валов 2112

1 – зубчатый шкив коленчатого вала;

2 – зубчатый ремень;

3 – шкив насоса охлаждающей жидкости;

4 – натяжной ролик;

5 – шкив выпускного распределительного вала;

6 – задняя защитная крышка зубчатого ремня;

7 – шкив впускного распределительного вала;

8 – кольцо для датчика фаз;

9 – опорный ролик;

А – метка ВМТ на зубчатом шкиве коленчатого вала;

В – установочная метка на крышке масляного насоса;

C и F– установочные метки на задней защитной крышке зубчатого ремня;

D – установочная метка на шкиве выпускного распределительного вала;

E – установочная метка на шкиве впускного распределительного вала.

Схема нанесения герметика на верхнюю плоскость головки цилиндров

Первым делом, установите на стенд чистый блок цилиндров и заверните в него шпильки(если некоторые отсутствуют). Снимите крышки коренных подшипников и запрессуйте в блок цилиндров оправкой 67.7853.9621 недостающие форсунки для охлаждения поршней.

Установите в блок цилиндров коленчатый вал и шатунно-поршневую группу, прикрепите маховик к коленчатому валу, установите масляный насос и его маслоприемник, масляный картер с прокладкой и масляный фильтр, действуя, как описано в разделе двигателя 2110. Затем сборку двигателя проводите в следующем порядке.

Вставьте в блок цилиндров две центрирующие втулки и установите по ним прокладку головки блока цилиндров.

Поверните коленчатый вал так, чтобы поршни находились в средней части цилиндров.

Установите по центрирующим втулкам головку блока. Затяните болты крепления головки цилиндров в определенной последовательности (рис. Порядок затяжки болтов крепления головки блока цилиндров и схема нанесения герметика на корпус подшипников распределительных валов) и в три приема:

– затяните болты моментом 20 Н·м (2 кгс·м);

– доверните болты на 90°;

– снова доверните все болты на 90°.

Вставьте в гнездо блока цилиндров насос охлаждающей жидкости с прокладкой и закрепите его болтами. Установите и закрепите заднюю защитную крышку зубчатого ремня.

Вложите сегментные шпонки в гнезда на передних концах коленчатого и распределительных валов и установите зубчатые шкивы. Заблокировав шкивы распределительных валов от проворачивания, закрепите их болтами с шайбами.

Приспособлением 67.7811.9509 поверните распределительные валы до совмещения меток на шкивах с установочными метками на задней защитной крышке зубчатого ремня (рис. Схема привода распределительных валов).

Доверните коленчатый вал в сторону меньшего угла поворота до совмещения установочной метки на шкиве с меткой на крышке масляного насоса. Поворачивать коленчатый вал можно ключом за болт, временно завернутый в передний конец коленчатого вала.

Установите натяжной ролик и закрепите его в положении, соответствующем минимальному натяжению ремня. Установите и закрепите опорный ролик.

Наденьте зубчатый ремень на шкивы распределительных валов и, натягивая обе ветви ремня, заведите левую ветвь за натяжной ролик и наденьте ее на шкив насоса охлаждающей жидкости, а правую ветвь заведите за опорный ролик. Наденьте ремень на шкив коленчатого вала и слегка натяните ремень натяжным роликом, поворачивая ролик против часовой стрелки. При установке ремня избегайте его резких перегибов.

Проверните коленчатый вал на два оборота в направлении вращения и проверьте совпадение установочных меток (см. рис. Схема привода распределительных валов). Если метки не совпадают, то ослабьте натяжение ремня, снимите его со шкивов распределительных валов, поверните шкивы на необходимые углы, наденьте ремень, слегка натяните его натяжным роликом, снова проверните коленчатый вал на два оборота и проверьте совпадение установочных меток.

При совпадении меток отрегулируйте натяжение ремня, как описано далее.

Установите датчик фаз, прикрепив его к головке блока цилиндров двумя болтами. Установите и закрепите переднюю защитную крышку зубчатого ремня.

Нанесите на верхнюю плоскость корпуса подшипников распределительных валов герметик типа «Локтайт № 574» жгутиком диаметром 2 мм, как показано на рис. Схема нанесения герметика на верхнюю плоскость головки цилиндров. Установите на головку блока крышку в сборе с сепаратором, маслоотражателем сепаратора и отводящей трубкой и закрепите крышку болтами.

Осторожно вставьте свечи зажигания в гнезда головки блока и затяните их ключом 67.7812.9553.

Прикрепите к головке блока отводящий патрубок рубашки охлаждения с прокладкой и закрепите его двумя гайками. Установите прокладку и прикрепите к блоку цилиндров фланец подводящей трубы насоса охлаждающей жидкости. Наденьте на патрубок и подводящую трубу шланги, идущие к термостату, установите термостат и закрепите шланги хомутами.

Наденьте на шпильки головки блока цилиндров прокладку, установите выпускной коллектор с защитным экраном и закрепите их гайками вместе с кронштейном подводящей трубы насоса охлаждающей жидкости.

Установите нижний шланг вытяжной вентиляции картера и закрепите его хомутами на штуцере блока и на патрубке крышки головки блока. Установите указатель уровня масла.

Установите впускную трубу с прокладкой и закрепите ее гайками. Установите рампу форсунок с форсунками и регулятором давления топлива и прикрепите ее болтами к головке блока. Уплотнительные кольца форсунок перед установкой смажьте моторным маслом.

Установите жгут проводов форсунок и прикрепите его к топливной рампе двумя скобами. Подключите провода к форсункам.

Наденьте соединительные муфты на патрубки впускной трубы и закрепите их хомутами. Установите ресивер, соединив его патрубки с муфтами и закрепив их хомутами. Прикрепите ресивер гайками к опорам на крышке головки блока. Установите направляющую трубку с указателем уровня масла и прикрепите ее болтом к ресиверу.

Установите трубки подвода и слива топлива, прикрепив их к рампе форсунок, регулятору давления топлива и кронштейну на головке блока цилиндров. Трубка подвода топлива крепится клипсой к топливной рампе, а трубка слива топлива – накидной гайкой к регулятору давления топлива. Установите вакуумный шланг, надев его на патрубки ресивера и регулятора давления топлива.

Установите кронштейн правой опоры подвески двигателя с установочной планкой генератора. Наденьте на коленчатый вал шкив (демпфер) привода генератора и закрепите его болтом с шайбой. Установите генератор, наденьте ремень на шкивы коленчатого вала и генератора и отрегулируйте его натяжение.

Установите и закрепите болтами на блоке цилиндров кронштейн задней опоры подвески силового агрегата. Закрепите на кронштейне рым для строповки силового агрегата.

Осторожно, избегая ударов, заверните в блок цилиндров датчик детонации. Установите и прикрепите к блоку цилиндров датчик уровня масла, а к крышке масляного насоса – датчик положения коленчатого вала.

Подключите провода высокого напряжения к МЗ(модулю зажигания) и свечам, одновременно уложив их в зажимы на ресивере. Установите и закрепите экран ресивера.

Установите дроссельный патрубок с прокладкой, прикрепив его гайками к ресиверу. Установите шланги отвода и подвода охлаждающей жидкости, прикрепив их хомутами к дроссельному патрубку, отводящему патрубку головки блока цилиндров и подводящей трубе насоса охлаждающей жидкости.

Наденьте на дроссельный патрубок шланг впускной трубы и закрепите его хомутом. При установке шланга метку на нем совместите с верхней линией литейного разъема на дроссельном патрубке. Установите верхние шланги вентиляции картера, прикрепив их хомутами к патрубкам на крышке головки блока, шлангу впускной трубы и дроссельному патрубку.

Необходимо закрепить при помощи хомута ДМРВ(датчик массового расхода воздуха).

Теперь осталось только залить масло в двигатель как обычно, через горловину на крышке головки блока цилиндров.

Материалы: http://21102.ru/dvigatel/16-9-osobennosti-sborki-dvigatelya.html


Back to top