ИСТОРИЯ СНЕГОХОДОСТРОЕНИЯ В РЫБИНСКЕ

1 ≫

Сегодня никто и не помнит, как появилось название снегохода «БУРАН». А ведь оно стало нарицательным, твердо вошло в лексикон северян.

Начало производства

Главную роль в создании первого массового советского снегохода сыграл Павел Фёдорович Дерунов, директор «Рыбинского производственного объединения моторостроения». Подтолкнул его к этому шагу госплан: крупные оборонные предприятия СССР должны были производить товары народного потребления.

Павел Фёдорович Дерунов

На РМЗ делали авиадвигатели. На заводе в тот период работало 37 тысяч человек, и директору не хотелось распылять мощности предприятия на банальные «чашки-ложки». Хотелось выпускать технически сложное изделие.

Выбрав достойный продукт – снегоход, – заводчане решили сосредоточить усилия на производстве устойчивой двухгусеничной машины, рассчитанной на серьёзную работу.

В 1970 году началась разработка опытного образца снегохода, а уже в марте 1971-го был изготовлен первый снегоход «БУРАН» с двигателем от мотоцикла «ИЖ-Юпитер-3».

Однако мощности мотоциклетного двигателя не хватало, и в 1971 году для «БУРАНА» заводскими силами был спроектирован двигатель РМЗ-640.

В апреле 1972 года была выпущена первая партия снегоходов, начались испытания. Ровно через год, после завершения межведомственных испытаний, Государственная комиссия приняла решение о постановке «БУРАНОВ» на серийное производство.

Испытания севером

Чтобы дать новой технике широкий резонанс и выявить ее слабые места, был организован длительный испытательный пробег по маршруту Рыбинск-Воркута. 18 марта девять «БУРАНОВ» стартовали из Рыбинска, а 15 апреля жители Воркуты стали свидетелями необычного зрелища: по улицам города прошла колонна снегоходов с санными прицепами.

18 марта 1974 — старт на Воркуту

Пробег завершился успешно. Переход дал создателям «БУРАНА» информацию для дальнейшего совершенствования машины. По протяженности, сложности и численности группы пробегу «Рыбинск-Воркута» не было равных в СССР.

Побывал «БУРАН» и на Северном полюсе. Весной 1974 года снегоход доставили на дрейфующую во льдах Арктики научно-исследовательскую станцию «Северный полюс-22».

На арктических станциях при морозе ниже 30 градусов пуск любого двигателя представлял трудность – технике нужен был предварительный подогрев. Однако «БУРАНУ» он оказался не нужен: в самую лютую стужу снегоход заводился с пол-оборота. Новый вид транспорта завоевал симпатии полярников – за полгода работы снегоход прошел около двух тысяч километров.

  • ПОКУПАТЕЛЯМ
  • ГДЕ КУПИТЬ
  • КОРПОРАТИВНЫМ КЛИЕНТАМ
  • ВОПРОС-ОТВЕТ
  • АКЦИИ И СПЕЦПРЕДЛОЖЕНИЯ
  • КРЕДИТНАЯ ПРОГРАММА
  • ГАРАНТИЯ И СЕРВИС
  • ПОЛЕЗНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Пожалуйста, выберите группу «В КОНТАКТЕ»

снегоходов Русской механики клуб

Материалы: http://go-rm.ru/history/

2 ≫

В конце 1950-х — начале 1960-х годов, когда страна немного оправилась после Великой Отечественной войны, в СССР начали разрабатывать технику для передвижения по снегу: аэросани с поршневыми авиационными двигателями, мотонарты — предки снегоходов. Но в массы эти аппараты не пошли: государство не выделяло средств на разработку и производство, другие были приоритеты. «Помощь» пришла, как мечтал Великий Комбинатор, с Запада.

В начале 70-х канадская Bombardier, основатель которой Жозеф-Арман Бомбардье лет за десять до того запустил в серию первый настоящий снегоход, привезла в Москву шесть снегоходов Ski-Doo. После презентации советская сторона выкупила три машины, и вскоре на заводе «Рыбинские моторы» начали «воспроизводить» конструкцию, благо руководство страны понимало, что снегоходы для северной страны вещь полезная со всех сторон, и что нужно свое производство, чтобы заполнить пустую нишу. Из двух моделей Ski-Doo Alpine и Valmont, построенных по схеме «две гусеницы — одна лыжа», за образец для отечественного аппарата взяли тяжелый «Вальмонт» весом 233 кг, с 640-кубовым мотором Rotax мощностью 40 л.с.

Сначала думали поставить на отечественный образец свой же, уже готовый мотор, например от мотоцикла ИЖ-Юпитер-3, — и в марте 1971 года начались испытания первого «Бурана» с таким силовым агрегатом. Однако вскоре стало понятно, что мотор от «ИЖа» не подходит из-за отсутствия принудительного охлаждения, бесступенчатой автоматической трансмиссии, заднего хода и малой мощности (18 л. с.). Пришлось делать копию с австрийского двигателя.

В итоге, в декабре 1971 года, увидел свет «Буран» с двигателем РМЗ-640: двухцилиндровым двухтактным, объемом 635 см³, мощностью 27 л. с. при 5000–5500 мин-1. Охлаждение осуществлялось осевым вентилятором, приводимым клиновым ремнем от коленвала. В трансмиссии — коробка реверса и клиноременный вариатор.

В 1980-х годах новый «Буран» стоил порядка 2500 руб., а новые «Жигули» — 4600 руб.

В 1973 году после всех испытаний и одобрений снегоход пошел в серию. В том же году состоялось и первое соревнование по снегоходному кроссу на «Буранах» среди испытателей. С тех пор, вот уже 45 лет, конструкция «Бурана» кардинально не меняется. В 1980-м его в качестве эксперимента оснащали специальными приспособлениями для скашивания трав. В 1982 году начался выпуск модификации «Барс» для военных, отличавшейся наличием фары-искателя и места под рацию.

В 1974 году снегоходы «Буран» доставлены самолетом на дрейфующую во льдах Арктики научно-исследовательскую станцию «Северный полюс-22».

Чтобы в теплую погоду мотор не перегревался, владельцы «Буранов» часто снимали капот, но при этом оставались без фары, установленной как раз на капоте. Поэтому в 1986 году по заказу рыбинского завода в ЛФ ВНИИТЭ был изготовлен прототип «Арктика», лишенный этого недостатка: здесь фару закрепили выше и отдельно от капота. Серийная версия этого аппарата была готова лишь к 1990 году, но зато получила ряд важных усовершенствований: она комплектовалась гусеницами длиной 3700 мм и шириной 380 мм, широкой рулевой лыжей. Конструкторы также изменили развесовку, в итоге проходмость снегохода значительно повысилась, чему способствовал и более мощный мотор: 33 л.с. вместо 28.

Капот «Арктики» отделили от фары: так практичность победила экстетику

В 2002 году был выпущен «Буран» с обновленным дизайном и полностью капотированным моторным отсеком, что позволило немного снизить уровень шума. Также для большего комфорта приподняли сиденье и установили регулируемый руль.

Несколько раз модернизировали основные агрегаты. Так, в 2011 году появился «Буран» с 4-тактным 27-сильным карбюраторным двигателем, который в 2014-м заменили 29-сильным впрысковым Kohler. А с осени прошлого года «Буран» можно приобрести с более современным по дизайну капотом. Недавно даже выпустили версию с электростартером и подогревом рукояток руля!

Популярность «Бурана», особенно в условиях Крайнего Севера, обусловлена высокой проходимостью в глубоком снегу, возможностью тащить за собой до 250 кг груза (по паспорту, на деле и больше), способностью пробираться по редколесью без опасности зацепиться лыжей за дерево, неприхотливостью в «еде» и обслуживании, возможностью починки «на коленке», легким пуском даже в минус 30–40°С и, конечно, невысокой ценой. В пользу этих качеств владелец «Бурана» жертвует, прежде всего, комфортом и удобством эксплуатации: у снегохода плохая звукоизоляция моторного отсека, подвески архаичные и неэффективные, в катковую конструкцию направляющих гусениц забивается снего-водяная каша, он потребляет очень много топлива, пусть и самого дешевого… Кроме того, маневренность и управляемость этого снегохода далеки от совершенства.

Основные же претензии пользователей — к надежности, а у моделей, выпущенных уже после СССР, — и к качеству сборки и материалов. С «Бураном» как повезет — он может без поломок отходить 10 000 км, а может рассыпаться на первых ста. Чаще же всего расстраивают людей электронное зажигание, качество сварки, бензонасос, коммутатор, коренной лист рессоры, ручной стартер, маленькое расстояние между выкидом гусеницы и передней рамой из-за чего снегоход страшно боится наледи, перегревание карбюраторного мотора даже в мороз и заклинивание…

Народные рецепты по доведению «Бурана» до ума исчисляются десятками, если не сотнями: после покупки все перебрать, проварить раму, заменить часть деталей (карбюраторы, центробежный регулятор, форсунки, подшипники и т. д.), самостоятельно добавить шумоизоляции… Да, «Буран» можно починить в лесу и тайге, но для этого приходится возить с собой запасные полмотора и полподвески.

«Поиск», 1980-е годы.

Ради серийного выпуска этих машин, относившихся к товарам народного потребления — далеко не первостепенным для оборонного предприятия, требовалась кардинальная реорганизация производства. Тем более что конкурентов у «Бурана» практически не было, а значит, можно было не переживать за спрос. И только к началу 2000-х в Рыбинске начали выпускать более современную технику — двухлыжный снегоход «Тайга», а потом и другие.

Помимо хозяйственных целей, «Буран» используется для прокладки лыжных трасс при подготовке к спортивным соревнованиями мирового уровня.

Материалы: http://amposter.com/blogs/blog-motolyubitelja/istorija-sovetskih-snegohodov-buran.html

3 ≫

Фото с сайта 5koleso.ru

В конце 1950-х — начале 1960-х годов, когда страна немного оправилась после Великой Отечественной войны, в СССР начали разрабатывать технику для передвижения по снегу: аэросани с поршневыми авиационными двигателями, мотонарты — предки снегоходов. Но в массы эти аппараты не пошли: государство не выделяло средств на разработку и производство, другие были приоритеты. «Помощь» пришла, как мечтал Великий Комбинатор, с Запада.

В начале 70-х канадская Bombardier, основатель которой Жозеф-Арман Бомбардье лет за десять до того запустил в серию первый настоящий снегоход, привезла в Москву шесть снегоходов Ski-Doo. После презентации советская сторона выкупила три машины, и вскоре на заводе «Рыбинские моторы» начали «воспроизводить» конструкцию, благо руководство страны понимало, что снегоходы для северной страны вещь полезная со всех сторон, и что нужно своё производство, чтобы заполнить пустую нишу. Из двух моделей Ski-Doo Alpine и Valmont, построенных по схеме «две гусеницы — одна лыжа», за образец для отечественного аппарата взяли тяжелый «Вальмонт» весом 233 кг, с 640-кубовым мотором Rotax мощностью 40 л. с.

Сначала думали поставить на отечественный образец свой же, уже готовый мотор, например от мотоцикла ИЖ-Юпитер-3, — и в марте 1971 года начались испытания первого «Бурана» с таким силовым агрегатом. Однако вскоре стало понятно, что мотор от «ИЖа» не подходит из-за отсутствия принудительного охлаждения, бесступенчатой автоматической трансмиссии, заднего хода и малой мощности (18 л. с.). Пришлось делать копию с австрийского двигателя.

В итоге в декабре 1971 года увидел свет «Буран» с двигателем РМЗ-640: двухцилиндровым двухтактным, объёмом 635 см³, мощностью 27 л. с. при 5000—5500 об/мин. Охлаждение осуществлялось осевым вентилятором, приводимым клиновым ремнём от коленвала. В трансмиссии — коробка реверса и клиноременный вариатор.

11 февраля 2016 г. 11:20:00 / 5koleso.ru

Исследование скорости движения на Московской кольцевой автодороге показало, что автомобилисты на ней, как правило, не разгоняются в среднем даже до 40 км/ч.

29 ноября 2017 г. 13:00:00 /

Отечественная компания «АвтоВАЗ» может запустить в серийное производство битопливную версию универсала Vesta SW.

29 ноября 2017 г. 12:15:00 /

Концерн «Калашников», входящий в госкорпорацию «Ростех», займётся организацией движения на Третьем транспортном кольце в российской столице.

28 ноября 2017 г. 17:30:00 /

  • A
    • Alfa Romeo
    • Aston Martin
    • Audi
  • B
    • Bentley
    • BMW
    • Brilliance
  • C
    • Cadillac
    • Changan
    • Chery
    • Chevrolet
    • Chrysler
    • Citroen
  • D
    • Datsun
    • Dongfeng
    • DS
  • F
    • FAW
    • Ferrari
    • FIAT
    • Ford
    • FOTON
  • G
    • Geely
    • Genesis
    • Great Wall
  • H
    • Haval
    • Honda
    • Hyundai
  • I
    • Infiniti
  • J
    • Jaguar
    • Jeep
  • K
    • KIA
  • L
    • LADA
    • Lamborghini
    • Land Rover
    • Lexus
    • Lifan
  • M
    • Maserati
    • Mazda
    • Mercedes-Benz
    • MINI
    • Mitsubishi
  • N
    • Nissan
  • P
    • Peugeot
    • Porsche
  • R
    • Ravon
    • Renault
    • Rolls-Royce
  • S
    • Skoda
    • Smart
    • SsangYong
    • Subaru
    • Suzuki
  • T
    • Toyota
  • V
    • Volkswagen
    • Volvo
  • Z
    • Zotye
  • У
    • УАЗ

30 ноября 2017 г. 18:15:00 /

30 ноября 2017 г. 17:30:00 /

30 ноября 2017 г. 16:45:00 /

2017 г., пробег 0 км, борнео

2017 г., пробег 0 км, серебристый

2017 г., пробег 0 км, белый

БЦ «Даниловская Мануфактура», «Ряды Солдатенкова».

Материалы: http://quto.ru/journal/curious/67024/


Back to top