Фильтр масляный ЯМЗ

1 ≫

Важный элемент системы смазки двигателя – масляный фильтр. При эксплуатации двигателя в моторное масло попадают продукты износа трущихся пар, частицы нагара и пр. Поэтому во избежание постоянного попадания примесей на детали необходима очистка масла.

В двигателях ЯМЗ основным устройством очистки масла является двухсекционный фильтр грубой очистки. Через него проходит масло, попадающее в систему смазки от масляного насоса. Масляной фильтр состоит из литого чугунного корпуса, в котором имеются две полости. Полости соединяются каналами с отверстиями на привалочных фланцах. Фильтр закрепляется на блоке цилиндров четырьмя болтами (по два на каждый фланец). Уплотнение привалочных поверхностей осуществляется за счет паронитовых прокладок. В цилиндрической части корпуса масляного фильтра есть кольцевая проточка для фиксирования колпака фильтра, а также центральное отверстие для центрирования и уплотнения внутренней секции фильтрующего элемента. Фильтрующий элемент в масляном фильтре изготавливается либо из специальной фильтровальной бумаги, либо из нетканого материала, который натянут на металлический каркас.

В специальном обработанном отверстии корпуса фильтра установлен перепускной клапан плунжерного типа. Клапан состоит из плунжера, пробки и пружины. Между пружиной и пробкой имеются регулировочные шайбы, которые обеспечивают должную затяжку и определяют давление открытия клапана. Открытие перепускного клапана происходит при разности давлений до и после фильтра 200 кПа, при этом часть неочищенного масла поступает в масляную магистраль. При открытии клапана происходит замыкание контактов сигнализатора и в кабине загорается сигнальная лампа.

Такая сигнализация необходима, поскольку подобное повышение давления возможно при засорении фильтра или большой вязкости масла (в том числе и в холодное время года).

Масляный фильтр грубой очистки промывают. Для этого необходимо:

1. Открутить гаечным ключом сливную пробку и дать вытечь маслу, после чего пробку завернуть.

2. Снять колпак, отвернув гайку. Затем снять наружную и внутреннюю секции фильтрующего элемента.

3. Тряпкой или деревянной лопаткой удалить отложения с фильтрующего элемента и колпака, при этом важно не повредить сетки элементов.

4. Фильтрующий элемент поместить в емкость с растворителем, например, бензином, на три часа.

5. Промыть элемент мягкой щеткой в емкости с растворителем. Во избежание повреждения фильтрующего элемента не следует пользоваться металлическими щетками.

6. Собрать фильтр в обратном порядке.

Тел. 8 (3513) 537207 8 (3513) 537207 ;

факс, 8 (3513) 537207 8 (3513) 537207 ,

Генеральный директор - Чудайкина Наталья Евгеньевна.

Сот. 8 922 708 8519

© 2016 г. ООО "Мегаавтогалактика"

Для того чтобы задать вопрос, получить консультацию или сделать заказ(отправить заявку), свяжитесь с нашими менеджерами

Материалы: http://mega-avtogal.ru/kat-zap-dv-yamz/dv-yamz/filtr-masl/

2 ≫

Срок службы двигателя зависит от своевременного и тщательного проведения смазки, а также от сорта и качества применяемых масел и смазок. Во избежание проникновения грязи в механизмы тщательно очищать места смазки и простирать масленки.

Проверка уровня масла и доливка

Очистите заливную горловину от пыли и грязи. Выньте маслоизмерительный стер­жень 2 (рис. 1), вытрите его ветошью и вставьте в трубку до упора. Затем выньте стержень вновь и определите уровень масла: он должен находиться между метками «В» и «Н», ближе к метке «В». Если двигатель работал, проверку уровня масла следует проводить через 3. 5 мин после его остановки.

Если уровень близок к метке «Н», долейте в заливную горловину 1, располо­женную в передней части двигателя, за гидромуфтой привода вентилятора, свежее масло до нормы.

При проверке уровня масла обратите внимание на его качество.

Если на измерительном стержне через масляную пленку видны риски, масло при­годно для дальнейшего использования. Если риски плохо различимы из-за темного цвета масла, его надо заменить.

Степень загрязненности масла можно оценить и по цвету масляного пятна на белой фильтровальной бумаге. Если только середина пятна черная, следует заменить фильтрующие элементы масляного фильтра и промыть колпак ротора центробежного фильтра, а если все пятно черное, масло следует заменить.

Для удаления из картера вместе с маслом отложений сливать масло из прогретого двигателя, соблюдая меры безопасности. Для слива масла отвернуть сливную пробку на картере 3 и снять крышку маслозаливной горловины, предварительно очистив ее от пыли и грязи. После полного слива масла пробку завернуть.

Залейте в двигатель промывочную смесь, состоящую из 10 л дизельного топлива и 6 л масла. Пустите двигатель и дайте ему поработать в течении 5 мин с минимальной частотой вращения коленчатого вала.

Остановите двигатель и слейте промывочную жидкость.

Замените два сменных фильтрующих элемента и промойте в дизельном топливе колпаки масляного фильтра и фильтра центробежной очистки масла. Залейте свежее масло в двигатель.

Масло заливать в двигатель через горловину на крышке головки цилиндров. Перед заливкой очистить горловину от пыли и грязи, проверить затяжку сливной пробки масляного картера: момент затяжки 140…160 Нм (14…16 кгс·м). Заливать масло из маслораздаточных колонок дозировочными пистолетами, а при отсутствии колонок – через воронку с сеткой из чистой заправочной посуды. Закрыть крышку горловины. В систему заливается 32 литра масла.

1. Отвернуть на 3–4 оборота колпак фильтра и слить масло через канал корпуса в подставленную тару. Для отвертывания колпака можно пользоваться ключом, как показано на рис. 2.

2. Отвернуть полностью и снять колпак 5 (рис. 2) фильтра.

3. Нажать на замковую крышку 3 и, утопив ее в колпак 5 на 2 – 3 мм, повернуть на 45º, после чего она выйдет из зацепления с фланцем колпака. Извлечь из колпака замковую крышку и фильтрующий элемент 4.

4. Промыть внутреннюю полость колпака дизельным топливом. Не допускается очистка даже чистой ветошью.

5. Установить в колпак новый фильтрующий элемент резиновой прокладкой наружу. В отверстие прокладки установить замковую крышку, обеспечив правильное положение прокладки. Нажав на замковую крышку, утопить ее вместе с элементом в колпак и повернуть на 45º. В пазы крышки войдут выступы фланца колпака, после чего пружина отожмет крышку в рабочее положение.

6. Навернуть колпак с элементом на штуцер корпуса 1 и затянуть моментом 20…40 Нм (2…4 кгс·м).

7. На работающем двигателе убедиться в отсутствии течи масла через уплотнение колпака. Через четыре замены фильтрующего элемента заменить уплотнительную прокладку 2.

Материалы: http://autoruk.ru/dvigateli/dizel-iamz-238/obsluzhivanie-maslianoi-sistemy-iamz-238

3 ≫

Система смазки дизельного двигателя ЯМЗ-238 автомобилей Маз, Краз, Урал, трактора К-700 – смешанная, с «мокрым» картером (рис. 19). Служит для подвода к трущимся поверхностям двигателя достаточного количества масла с целью уменьшения трения и износа деталей, а также для охлаждения, удаления предварительного износа и загрязнения.

Емкость системы смазки: ЯМЗ – 32 л;

1 – масляный картер; 2 – маслозаборник; 3 – масляный насос; 4 – редукционный клапан; 5 – жидкостно-масляный теплообменник; 6 – масляный фильтр; 7 – перепускной клапан; 8 – сигнальная лампа фильтра; 9 – фильтр центробежной очистки масла; 10 – распределительный вал; 11 – ось толкателей; 12 – коленчатый вал; 13 – дифференциальный клапан; 14 – форсунка охлаждения поршней; 15 – клапан системы охлаждения поршней; 16 – турбокомпрессор; 17 – перепускной клапан теплообменника; 18 – включатель привода вентилятора; 19 – привод вентилятора; 20 – ТНВД

Масляный насос 238Б-1011014-А производительностью 140 л/мин (рис. 20) через всасывающую трубу с заборником засасывает масло из картера и подает его в систему через последовательно включенный жидкостно-масляный теплообменник.

Рис. 20. Масляный насос двс ЯМЗ-238

1 – промежуточная шестерня; 2 – ось промежуточной шестерни; 3 – вал-шестерня ведущая; 4 – крышка корпуса; 5 – вал-шестерня ведомая; 6 – корпус; 7 – шестерня привода; 8 – шпонка; 9 – фланец упорный

В корпусе теплообменника (пластинчатого) установлен перепускной клапан.

Когда разность давлений до и после теплообменника достигает 274±40 кПа (2,8±0,40 кгс/см2), клапан открывается и часть масла подается непосредственно в масляную магистраль.

Из жидкостно-масляного теплообменника масло поступает в каналы блока через дифференциальный клапан, предназначенный для поддержания постоянного давления в системе.

При повышении давления свыше 520 кПа (5,2 кгс/см2) часть масла сливается в картер.

Далее через каналы в блоке часть масла через клапан системы охлаждения поршней дизеля ЯМЗ-238 поступает к форсункам охлаждения поршней и затем сливается в картер.

Клапан системы охлаждения поршней автомобилей Маз, Краз, Урал, трактора К-700 прекращает подачу масла к форсункам при давлении масла в системе смазки ниже 130 - 165 кПа (1,30 - 1,65 кгс/см2). Другая часть поступает в масляный фильтр (рис. 21).

Рис. 21. Масляный фильтр дизеля ЯМЗ-238

1 – корпус фильтра; 2 – прокладка колпака; 3 – замковая крышка; 4 – колпак фильтра; 5 – фильтрующий элемент; 6 – головка колпака; 7 – прокладка фильтрующего элемента; 8 – плунжер клапана; 9 – пружина клапана; 10 – пружина сигнализатора; 11 – подвижный контакт сигнализатора; 12 – неподвижный контакт; 13 – клемма

В корпусе фильтра установлен перепускной клапан.

Когда разность давлений до и после фильтра достигает 200 - 250 кПа (2,0 - 2,5 кгс/см2), клапан открывается и часть неочищенного масла подается непосредственно в масляную магистраль.

К моменту начала открытия перепускного клапана произойдет замыкание подвижного и неподвижного контактов сигнализатора.

В этот момент в кабине водителя загорается сигнальная лампочка, соединенная с клеммой сигнализатора.

Такое повышение давления может произойти тогда, когда засорен элемент фильтр или масло имеет большую вязкость (например, при пуск двигателя в холодное время года).

Фильтрующий элемент масляного фильтра ЯМЗ-238 изготавливается либо из нетканого материала, натянутого на металлический каркас, либо из специальной фильтровальной бумаги.

Из фильтра масло поступает в центральный масляный канал, а оттуда через систему каналов в блоке – к подшипникам коленчатого и распределительного валов.

От подшипников коленчатого вала ЯМЗ-238 автомобилей Маз, Краз, Урал, трактора К-700 через масляные каналы в коленчатом валу и шатунах масло подается к подшипникам верхних головок шатунов.

От распределительного вала дизеля ЯМЗ-238 масло пульсирующим потоком направляется в ось толкателей, а оттуда по каналам толкателей, полостям штанг и коромысел поступает ко всем трущимся парам привода клапанов, а по наружной трубе – к подшипникам турбокомпрессора, регулятора частоты вращения и топливного насоса высокого давления.

Под давлением смазывается также подшипник промежуточной шестерни привода масляного насоса ЯМЗ-238.

Шестерни привода агрегатов, кулачки распределительного вала, подшипники качения, гильзы цилиндров смазываются разбрызгиванием.

На переднем фланце отводящей трубы масляного насоса ЯМЗ-238 установлен редукционный клапан, перепускающий масло обратно в картер при давлении на выходе из насоса свыше 700 - 800 кПа (7,0 - 8,0 кгс/см2).

Для стабилизации давления в систему смазки двигателя ЯМЗ-238 включен дифференциальный клапан, отрегулированный начало открытия 490 - 520 кПа (4,9 - 5,2 кгс/см2).

Контроль давления масла осуществляется в центральном масляном канале.

Рис. 22. Фильтр центробежной очистки масла ЯМЗ-238

1 – колпак фильтра; 2, 7 – шайбы; 3 – колпачковая гайка; 4 – гайка крепления ротора; 5 – упорная шайба; 6 – гайка ротора; 8, 14 – втулки ротора; 9 – колпак ротора; 10 – ротор; 11 – отражатель; 12 – уплотнительное кольцо; 13 – прокладка колпака; 15 – ось ротора; 16 – корпус фильтра; 17 – сопло ротора; А – из системы под давлением; Б – слив масла в картер

Фильтр центробежной очистки масла ЯМЗ-238 (рис. 22), включенный в смазочную систему параллельно после масляного фильтра, пропускает до 8% масла, проходящего через систему смазки.

Фильтр ЯМЗ-238 автомобилей Маз, Краз, Урал, трактора К700 предназначен для тонкой фильтрации масла.

Масло очищается под действием центробежных сил при вращении ротора.

Струи масла, выходящие с большой скоростью из сопла, создают момент, приводящий ротор во вращение.

Механические примеси, находящиеся в масле, под действием центробежных сил отбрасываются «к стенке» колпака 9 ротора, образуя на его внутренних поверхностях плотный слой отложений, который следует периодически удалять.

Очищенное масло сливается в картер. Дополнительная центробежная очистка масла производится и в полостях шатунных шеек коленчатого вала ЯМЗ-238.

· Фильтры грубой и тонкой отчиски

· Два масляных радиатора

· Система вентиляции картера

· Перепускной, сливной, предохранительный и редукционный клапаны

19. Работа системы смазки. Масла, применяемые для смазки двигателя

Система смазки ЯМЗ служит для обеспечения бесперебойной подачи, предварительно очищенного от механических примесей масла к трущимся поверхностям при работе двигателя для снижения трения и повышения износостойкости деталей, а также для отвода тепла от нагревающихся деталей. Нормальная работа системы смазки ЯМЗ является одним из основных факторов повышения надежности и долговечности двигателя. На двигателях ЯМЗ трущиеся пары смазываются под давлением и разбрызгиванием. Масло под давлением подводится к коренным и шатунным подшипникам коленчатого вала, к подшипникам рас­пределительного вала, толкателей и коромысел клапанов, к сфери­ческим опорам штанг толкателей, к втулкам верхней головки шату­на, к подшипникам масляного насоса и его привода, а также к шатун­ным подшипникам компрессора пневмотормозов. Зеркало цилинд­ров, зубчатые передачи, подшипники качения, кулачки распреде­лительного вала и другие трущиеся поверхности, не требующие обильной смазки, смазываются маслом, вытекающим из зазоров в подшипниках и разбрызгиваемым вращающимися деталями двигателя. Топливная аппаратура двигателя, а также подшипники водя­ного насоса и натяжного приспособления имеют автономную смазку, не связанную с системой смазки двигателя. Емкостью для масла служит поддон двигателя, куда масло заливается через специаль­ный патрубок, расположенный на крышке головки цилиндров. Количество масла в поддоне контролируется проволочным щупом, на стержне которого нанесены метки верхнего и нижнего уровней масла. Масломерный щуп установлен в крышке шестерен распределе­ния с левой стороны. Емкость системы смазки без учета масляного радиатора и внеш­них трубопроводов двигателя ЯМЗ-238- 32 литра. В системе предусмотрена двойная фильтрация масла. Основным фильтром, пропускающим все масло, идущее в двигатель, является фильтр грубой очистки. Тонкой очистке в центробежном фильтре подвергается около 10 % циркулирующего в системе масла. Этот фильтр включен в систему параллельно с главной масляной маги­стралью двигателя. Очищенное в нем масло сливается в картер двигателя, снижая общий уровень механических примесей и осмоляющихся в процессе работы веществ в масле.

Масла без турбонаддува:

20. Назначение, общее устройство системы охлаждения

Система охлаждения дизельного ЯМЗ-238

Система охлаждения дизеля ЯМЗ-238 автомобилей Маз, Краз, Урал, трактора К-700 (рис. 17) — жидкостная, циркуляционная, включающая в себя водяной насос, жидкостно-масляный теплообменник, вентилятор, термостаты. Предназначена для отвода тепла от деталей с высокой температурой. Рабочий диапазон: 75-98 0 С.

Рис. 17. Схема системы охлаждения дизельного двигателя ЯМЗ-238

1 – водяной насос; 2 – полость блока охлаждения гильз; 3 – водяная полость в головке блока; 4 – продольный водяной канал; 5 – турбокомпрессор; 6 – правая водяная труба; 7 – труба соединительная; 8 – патрубок впускной; 9 – термостат; 10 – тройник с соединительными трубками; 11 – трубка перепускная; 12 –заглушка; 13 – впускной патрубок жидкостно-масляного теплообменника; 14 – вентилятор; 15 – поперечный водяной канал; А – подвод

охлаждающей жидкости от водяного радиатора; Б – к отопителю кабины; В – выпуск воздуха; Г – подача наддувочного воздуха к охладителю типа “воздух-воздух”; Д, Ж – к радиатору; Е – от охладителя наддувочного воздуха типа “воздух-воздух” в цилиндры

Кроме того, система охлаждения дизеля ЯМЗ-238 включает водяной радиатор, охладитель наддувочного воздуха типа “воздух-воздух” и дистанционный термометр, устанавливаемые на автомобиле.

Во время работы дизельного двигателя ЯМЗ-238 циркуляция охлаждающей жидкости в системе охлаждения создается центробежным насосом.

Из водяного насоса двигателя ЯМЗ-238 автомобилей Маз, Краз, Урал, трактора К-700 (1) жидкость поступает в поперечный канал 15 и далее по правому продольному каналу 4 в водяную полость правого ряда цилиндров, а в левый ряд цилиндров – через впускной патрубок жидкостно-масляного теплообменника 13, охлаждая масло в двух элементах, далее в левый продольный канал.

Для того чтобы охлаждающая жидкость проходила через жидкостно-масляный теплообменник, в переднюю крышку шестерен распределения запрессована заглушка 12.

Далее охлаждающая жидкость из водяных полостей цилиндров по направляющим каналам поступает в головки цилиндров к наиболее нагретым поверхностям – выпускным каналам и стаканам форсунок и затем собирается в водосборных трубах 6.

При нагреве холодного двигателя ЯМЗ-238 каналы, соединяющие водосборные трубы с радиатором, перекрыты клапанами термостатов 9.

Охлаждающая жидкость циркулирует по тройнику с соединительными трубками 10 и перепускной трубке 11 к водяному насосу, минуя радиатор, что ускоряет прогрев двигателя.

По достижении в системе водяного охлаждения двс ЯМЗ-238 температуры 80°С клапаны термостатов открываются, нагретая жидкость поступает в водяной радиатор, где отдает тепло потоку воздуха, создаваемому вентилятором 14, после чего снова идет к водяному насосу.

Когда температура охлаждающей жидкости понижается, термостаты автоматически направляют весь ее поток непосредственно к водяному насосу, минуя радиатор.

Таким образом, посредством термостатов обеспечивается оптимальный тепловой режим работы двигателя ЯМЗ-238.

Водяной насос дизельного двигателя ЯМЗ-238

Водяной насос (помпа) двс ЯМЗ-238 центробежного типа, установлен на передней стенке блока цилиндров и приводится во вращение клиновым ремнем от шкива, установленного на переднем конце коленчатого вала.

Конструкция помпы дизеля ЯМЗ-238 автомобилей Маз, Краз, Урал, трактора К-700 приведена на рисунке 18.

Рис. 18. Водяной насос (помпа) дизеля ЯМЗ-238

1 – шкив привода; 2 – стопорное кольцо; 3 – подшипники; 4 – валик; 5 – водосбрасыватель; 6 – уплотнение торцевое; 7 – корпус насоса; 8 – кольцо уплотнительное; 9 – патрубок водяного насоса; 10 – крыльчатка; 11 – заглушка крыльчатки; 12 – кольцо уплотнительное; 13 – втулка уплотнительного кольца; А – торцевое уплотнение; Б – дренажное отверстие

В чугунном корпусе 7 насоса вращается напрессованная на валик 4 крыльчатка 10, создающая поток охлаждающей жидкости.

Валик водяного насоса ЯМЗ-238 установлен на двух шарикоподшипниках 3 с односторонним уплотнением.

Полость подшипников при сборке насоса заполняется смазкой Литол на весь срок службы насоса без дополнительной смазки.

Уплотнение подшипниковой полости помпыЯМЗ-238 осуществляется торцевым самоподжимным уплотнением.

Для контроля за герметичностью торцевого уплотнения в корпусе насоса имеется дренажное отверстие «Б».

Шкив привода 1 напрессован на валик насоса.

Водяной насос дизельного двигателя ЯМЗ-238 имеет маркировку на корпусе 236-1307010-Б1.

Дизельные двигатели ЯМЗ-238 автомобилей Маз, Краз, Урал, трактора К700 комплектуются фрикционным приводом вентилятора, предназначенным для включения и выключения вентилятора в зависимости от условий эксплуатации.

21. Работа системы охлаждения ЯМЗ -238

Смотри ответ на вопрос 20. [22222222222222222222]

22. Охлаждающие жидкости. Требования безопасности при обращении с ними.

1. марка 65 — слабомутная оранжевая жидкость с удельным весом, при 20° С равным 1,085-1,090, имеет температуру замер­зания не выше -65° С;

2. марка 40 — слабомутная желтоватая жидкость с удельным весом, при 20° С равным 1,0675 -1,0725, имеет температуру замер­зания не выше -40° С;

Требования по безопасности:

1.1. К работе с антифризом допускаются работники, не имеющие медицинских противопоказаний, прошедшие инструктаж по охране труда и обучены безопасным приемам при работе с охлаждающими жидкостями, мерам безопасности при их транспортировке, получении, хранении, выдаче и использовании.

1.2. Антифриз содержит этиленгликоль (ЭГ), который обладает ядовитыми свойствами. По степени воздействия на человека относятся к третьему классу опасности, т.е. к веществам умеренно опасным. Этиленгликоль может проникать в организм через кожу. Предельно допустимая концентрация (ПДК) антифриза в воздухе рабочей зоны - 5 мг/м³ по этиленгликолю. Ввиду низкой летучести этиленгликоля антифриз и автожидкости не представляют опасности ингаляционных отравлений. Поэтому при работе с ними специальных мер предохранения дыхательных путей, как правило, не требуется. Кумулятивными (накопление) свойствами охлаждающие жидкости не обладают. Наиболее опасен, этиленгликоль если его выпить, смертельная доза - от 35 см³ (в зависимости от веса человека), в антифризах (растворах этиленгликоля с водой) - в зависимости от концентрации - в среднем является смертельной доза 50-100 г.

1.3. В целях исключения возможности использования антифриза не по назначению руководством организации или подразделения назначается лицо, ответственное за порядок его хранения, перевозки и расходования.

1.4. Антифриз должен храниться в закрытом сухом, не отапливаемом помещении в специальной таре (заводской, в исправных металлических герметически закрывающихся бидонах и бочках с завинчивающимися пробками). Во время перевозки и при хранении все сливные, наливные и воздушные отверстия в таре должны опломбировываться. Порожняя тара должна быть также опломбирована.

1.5. На таре, в которой хранят (перевозят) антифриз, и на порожней таре из-под него должна быть несмываемая надпись крупными буквами "ЯД", а также знак "Опасно. Ядовитые вещества".

1.6. Хранить антифриз следует вдали от источников открытого огня.

1.7. Антифриз наливают в тару не более чем на 90% ее емкости.

1.8. Процессы слива-налива из больших емкостей должны производиться с помощью насосов, сифонов.

а) допускать к работе с антифризом необученных лиц;

б) отпускать антифриз в тару, не соответствующую указанным выше требованиям;

в) переливать антифриз через шланг путем засасывания ртом;

г) применять тару из-под антифриза для перевозки и хранения пищевых продуктов;

е) сливать антифриз на землю или в канализацию

23. Устройство рулевого механизма КрАЗ – 255

Рулевой механизм состоит из винта и шариковой гайки-рейки, находящейся в постоянном зацеплении с зубчатым сектором. Эти детали размещены в общем картере, который закрывается крышками. В верхней части картера имеется отверстие для заливки и контроля уровня масла, а в нижней части — сливное; оба отверстия закрыты коническими пробками

Винт рулевого механизма вращается в двух радиально-упорных сферических подшипниках, один из которых (верхний) запрессован в расточку картера, а другой — в крышку. При правильной регулировке эти подшипники должны быть затянуты с предварительным натягом.

Рис. 25. Рулевое управление:

1 — масляный бачок; 2 — рулевой вал; 3 — кардан рулевого управления; 4 — рулевой механизм; 5 — сошка; 6 — шланг сливной магистрали; 7 — шланг нагнетательной магистрали; 8 — продольная рулевая тяга; 9 — гидроусилитель; 10 — кронштейн гидроусилителя; 11 — насос.

Винт и гайка-рейка подобраны из деталей одной размерной группы. Полукруглые резьбовые канавки на винте и гайке-рейке образуют спиральный канал, заполняемый при сборке шариками высокой точности. Шарики, входящие в комплект винта в сборе, отличаются между собой по диаметру не более чем на 2 микрона. Нарушать комплектность этих деталей не разрешается. Высокая точность изготовления деталей и подбор их при сборке обеспечивают легкое и плавное вращение винта в гайке-рейке.

Рис. 26. Рулевой механизм:

1 — сектор; 2 — сальник вала сектора; 3 — игольчатые подшипники вала сектора; 4 — боковая крышка картера; g — контргайка регулировочного винта; 6 — регулировочный винт; 7 — пробка сливного отверстия; 8 — регулировочная гайка; 9 — стопорная пластина; 10 — болт крепления стопорной пластины; 11 — штифт регулировочной гайки; 12 — крышка картера нижняя; 13 — уплотнителыюе кольцо шайбы; 14 — шайба нижней крышки; 15 — подшипники винта; 16 — картер рулевого механизма; 17 — винт; 18 — пробка заливного отверстия; 19 — сальник »инта; 20 — гайка-рейка.

Для получения двух непрерывных потоков качения шариков при вращении винта и для предотвращения выпадания шариков в отверстия гайки-рейки вставлены направляющие, состоящие из двух штампованных половинок, которые образуют замкнутую систему для качения шариков. Направляющие закреплены на гайке-рейке прижимом и винтами.

Зубчатый сектор выполнен вместе с валом и установлен в трех игольчатых подшипниках. Сектор имеет пять зубьев. Средний зуб сектора входит в среднюю впадину гайки-рейки. На торце шлице-вого конца вала сектора нанесена метка для правильной установки сошки. Метки на сошке и конце вала сектора при сборке должны быть совмещены. Осевое положение вала сектора определяется регулировочным винтом, сферическая головка которого размещена в специальной расточке сектора.

При отсоединенной сошке не следует поворачивать рулевое колесо до упора в крайние положения, так как это может привести к повреждению направляющих в гайке-рейке. Полный угол поворота сошки соответствует пяти оборотам рулевого колеса.

24. Устройство рулевой колонки с валом и рулевым колесом КрАЗ – 255

Рис.30. Рулевое управление:

1 - масляный бачок; 2 - вал рулевой колонки: 3 - карданный шарнир; 4 - рулевой механизм; 5 - рулевая сошка; 6 - трубопровод сливной магистрали; 7 - трубопровод нагнетательной магистрали; 8 - продольная рулевая тяга; 9 - усилитель рулевого привода; 10 - кронштейн усилителя; 11 - масляный насос

Винт рулевого механизма соединен с валом рулевой колонки посредством карданного шарнира. Связь усилителя с рулевым механизмом осуществляется через сошку, которая одним концом закреплена на шлицевом конце вала сектора, а вторым (нижним) соединена с шаровым пальцем распределителя.

Рулевая колонка укреплена с помощью отлитого из ковкого чугуна КЧ35-10 кронштейна с крышкой на штампованном усилителе кабины.

Рулевое колесо прижато к конусной шейке вала (конусность 1 : 15) гайкой с резьбой М27Х1 и зафиксировано сегментной шпонкой. Вилка карданного шарнира закреплена на валу руля также с помощью сегментной шпонки и стяжного болта.

25. Аккумуляторные батареи, их маркировка и характеристика. Приведение АКБ в рабочее состояние. Зарядка АКБ. Уход за АКБ. Порядок снятия АКБ с машины и установка АКБ на машину.

Аккумуляторная батарея (АКБ) представляет собой химический источник тока, запасающий энергию, необходимую для питания электрического стартера, вращающего двигатель при пуске. Кроме того, она обеспечивает работу электрических приборов автомобиля при недостатке или отсутствии развиваемой генератором мощности.

Устройство обслуживаемой АКБ:

2 – отрицательный электрод (пластина);

4 – положительный электрод (пластина);

6 – опорные призмы;

8 – пробка заливного отверстия;

9 – положительный вывод;

10 – межэлементная перемычка (соединительный мостик);

11 – отрицательный вывод

По ГОСТу 959-2002 на каждой АКБ должно быть нанесено:

- товарный знак или наименование предприятия-изготовителя;

- условное обозначение батареи (рис.); - знаки полярности: плюс «+» и минус «–»;

- дата изготовления – месяц, год;

- номер НД (нормативного документа) на данную батарею;

- номинальная емкость в ампер-часах (А.ч);

- номинальное напряжение в вольтах (В);

- ток холодной прокрутки в амперах (А);

- масса батареи (если она 10 кг и более);

Система электрооборудования автомобиля КрАЗ - 255Б1 - однопроводная, с «массой» соединен отрицательный полюс источников и потребителей тока. Источниками электроэнергии служат две аккумуляторные батареи 6СТ - 182ЭМ, соединенные между собой последовательно, и генератор Г - 288Е, работающий совместно с регулятором напряжения. Емкость аккумуляторной батареи 6СТ - 182ЭМ 655 кКл (182 А•ч) при 20 - часовом режиме разряда.

Маркировка российской батареи:

1 – условное обозначение;

2 и 3 – ток холодной прокрутки по DIN и EN;

5 – резервная емкость;

6 – номинальная емкость;

7 – номинальное напряжение

Аккумуляторные батареи выпускаются заводами в сухозаряженном исполнении. Для приведения их в

рабочее состояние приготовьте электролит соответствующей плотности, залейте его в аккумуляторы и при необходимости после пропитки пластин подзарядите батареи. Приготовление электролита, заливка его в аккумуляторы и заряд батарей должны

производиться в соответствии с инструкцией по

эксплуатации аккумуляторных батарей. От качества

приведения батарей в рабочее состояние зависит

надежность дальнейшей их эксплуатации.

Заряд аккумуляторных батарей. Аккумуляторные батареи заряжайте от источника постоянного тока при приведении их в действие, а также в процессе

эксплуатации и хранения. Положительный вывод аккумуляторной батареи к положительному полюсу источника тока, а отрицательный — к отрицательному.

Установить величину зарядного тока и

в дальнейшем поддерживайте на одном уровне реостатом или же путем изменения напряжения зарядного источника в зависимости от применяемого зарядного устройства.

основные пункты, которые стоит соблюдать при правильном уходе за АКБ:

– всегда проверять прочность крепления аккумулятора, подвигать его руками при выключенном двигателе;

– чтобы избавиться от окисления на местах замыкания клемм с наконечниками АКБ, можно воспользоваться антикоррозионными средствами;

–Если напряжение меньше заявленного, то обязательно проводите зарядку;

– при длительном неиспользовании авто приносите АКБ домой или хотя бы отсоединяйте минусовую клемму от АКБ;

– всегда следите за чистотой отверстий в крышках, они необходимы для выведения газов из АКБ.

Порядок снятия АКБ с машины и установка АКБ на машину:

1. Откройте на автомобиле капот.

2. Ослабьте затяжку гайки стяжного болта наконечника.

3. . и снимите провод с клеммы «минус» аккумуляторной батареи.

4. Отведите в сторону резиновый защитный чехол клеммы «плюс».

5. . ослабьте затяжку гайки стяжного болта наконечника.

6. . и отсоедините провод от клеммы «плюс» аккумуляторной батареи.

7. Ослабьте торцовым ключом затяжку гайки крепления кронштейна аккумуляторной батареи.

8. Отверните гайки крепления планки к стяжкам аккумуляторной батареи.

9. . и снимите планку крепления и стяжки, повернув их на 45°.

10. Отвернув окончательно гайку, снимите кронштейн крепления аккумуляторной батареи.

11. . а затем снимите с автомобиля сам аккумулятор.

12. Установите на автомобиль аккумуляторную батарею в порядке, обратном снятию. Перед подсоединением проводов зачистите клеммы аккумулятора и внутренние поверхности наконечников проводов мелкозернистой наждачной бумагой. Подсоедините провода в порядке, обратном снятию, соблюдая полярность. После подсоединения проводов к клеммам нанесите на наконечники проводов и открытые поверхности клемм тонкий слой смазки Литол-24 или аналогичной (наиболее предпочтительны медесодержащие токопроводящие смазки).

30.Назначение и общее устройство трансмиссии КрАЗ 255

Сцепление - двухдисковое, с периферийными пружинами, привод выключения - механический. Коробка передач - 5-ступенчатая, с синхронизаторами на II, Ш, IV и V передачах. Раздаточная коробка - 2-ступенчатая, с межосевым блокируемым дифференциалом среднего и заднего мостов. Управление раздаточной коробкой - тремя рычагами. Карданная передача состоит из пяти валов: коробка передач - раздаточная коробка, раздаточная коробка - передний мост, раздаточная коробка - средний мост, раздаточная коробка - задний мост (два вала с промежуточной опорой). Главная передача ведущих мостов - двойная с коническими спиральными и цилиндрическими прямозубыми шестернями.

32. назначение,устройство и работа сцепления Краз-255.

На автомобиле установлено сухое двухдисковое сцепление фрикционного типа с цилиндрическими нажимными пружинами, расположенными по периферии. Для нормальной работы сцепления необходимо, чтобы между упорным кольцом оттяжных рычагов и выжимным подшипником при включенном сцеплении был зазор 3,2—4,0 мм. Этому зазору соответствует свободный ход педали сцепления, равный 32—40 мм (полный ход педали 165—175 мм). Отсутствие свободного хода педали вызывает пробуксовку сцепления, что приводит к интенсивному износу фрикционных накладок ведомых дисков , их короблению, а также выходу из строя выжимного подшипника. Регулировка сцепления. Сцепление регулируется в два этапа: вначале регулируется величина отхода среднего ведущего диска для обеспечения необходимых зазоров между рабочими поверхностями сцепления при его выключении, а затем — свободный ход педали сцепления .

33. назначение,устройство и работа коробки передач Краз-255

Коробка передач пятиступенчатая, имеет пять передач для движения вперед и одну заднего хода. Два синхронизатора инерционного типа служат для включения второй — третьей и четвертой — пятой передач.

Назначение и устройство генератора. Генератор предназначен для параллельной работы с аккумуляторными батареями и слу­жит источником электроэнергии на автомобиле.

Генератор Г-271 (рис. 57) является трехфазной синхронной электрической машиной переменного тока электромагнитного воз­буждения со встроенным выпрямительным блоком ВБГ-1 [1].

Номинальное напряжение, В. 24

Поминальная мощность, Вт. 500

Номинальный выпрямленный ток, А. 20

Ток самоограничения при 5000 об/мин, А. 30+5

Начальная частота вращения возбуждения, при кото­рой генератор развивает напряжение 25 В (при тем­пературе генератора и окружающей среды +20°С и независимом возбуждении), об/мин (не более):

при токе нагрузки, равном нулю. 1050

при токе нагрузки, равном 20 А. 2100

Ток возбуждения, Л (не более). 1,2

Величина давления щеточных пружин, гс. 180. 260

Генератор состоит из статора, ротора, двух крышек, вентиля­тора и шкива.

Статор 4 набран из пластин электротехнической стали. Внут­ренняя часть статора имеет 18 равномерно расположенных по окружности пазов, в которых помещена обмотка. Обмотка ста­тора— трехфазная, соединена по схеме «звезда» (в каждой фазе по шесть непрерывно намотанных катушек).

Ротор состоит из катушки возбуждения, намотанной непосред­ственно на стальную втулку, к торцам которой примыкают два клювообразных полюса 6, образующих двенадцатиполюсную маг­нитную систему. Втулка и клювообразные полюсы закреплены иа валу 5 посредством прессовой посадки на накатку. На вал ротора напрессованы также контактные кольца 7, к которым припаяны концы обмотки возбуждения.

Крышка 8 со стороны контактных колец (задняя крышка) имеет вентиляционные окна и прилив (лапу), который служит кронштей­ном для крепления генератора. На крышке крепится щеткодержа­тель (щеточный узел 9), в направляющих отверстиях которого на­ходятся две щетки прямоугольного сечения, а внутри ее располо­жен выпрямительный блок. Выводы «-Ь», «Ш» и «—» на крышке служат для присоединения:

« + » — к клемме « + » реле-регулятора;

«Ш» — к клемме «Ш» реле-регулятора;

«—»— к винту «массы» реле-регулятора, обозначенному бук­вой М.

Крышка 3 со стороны привода также имеет вентиляционные окна и два прилива (лапы), один из которых служит для крепле­ния генератора на кронштейне двигателя, а другой (с резьбовым отверстием) —для крепления к натяжной планке, с помощью ко­торой регулируется натяжение ремня. В крышке имеются два резь­бовых отверстия, предназначенные для снятия ее с вала ротора при разборке генератора.

Вал ротора генератора вращается в двух шарикоподшипниках закрытого типа (с двусторонним уплотнением), установленных в передней и задней крышках. В эти подшипники при сборке зало­жена смазка № 158, не требующая замены в процессе эксплуа­тации.

Генератор охлаждается потоком воздуха от вентилятора 2, установленного на валу ротора со стороны привода, через вентиля­ционные окна в крышках.

Работает генератор следующим образом. Обмотка возбуждения, питаемая постоянным током, создает вокруг ротора магнитный по­ток. При вращении ротора магнитный поток изменяется по вели­чине и направлению, вследствие чего в обмотке статора наводится перемен­ная ЭДС. Переменный ток, вырабаты­ваемый генератором, преобразуется в постоянный выпрямительным блоком, смонтированным в крышке со стороны контактных колец. Постоянство на­пряжения генератора поддерживается реле-регулятором.

Регулировка натяжения ремня при­вода генератора. Для регулировки на­тяжения ремня необходимо ослабить болты крепления передней и задней лап генератора к кронштейну и болт крепления генератора к натяжной планке. Нажимом от руки или с по­мощью рычага отклонить генератор в сторону натяжения ремня до требуе­мой величины, после чего болты надежно затянуть. По окончании регулировки проверить натяжение ремня. Правильно натянутый ре­мень при нажатии на середину его ветви с усилием 3 кгс должен иметь прогиб 10. 15 мм. Слишком сильное натяжение ремня при­ведет к увеличению нагрузок на подшипники генератора и прежде­временному выходу их из строя.

Оси ручьев шкива генератора и приводного шкива должны на­ходиться в одной плоскости. Совпадение осей обеспечивается пере­мещением кронштейна генератора.

Контрольная проверка генератора. В процессе эксплуатации (при вынужденной замене статора, ротора, обмоток и других дета­лей) необходимо проверять начапьную частоту вращения возбуж­дения генератора на соответствие ее технической характеристике. Проверка производится на стенде (от источника постоянного тока), позволяющем изменять частоту вращения ротора генератора от 0 до 5000 об/мин. Схема подключения генератора и приборов для проверки показана на рис. 58.

При проверке генератора частоту вращения его ротора увеличи­вать плавно, чтобы напряжение генератора не превышало 25 В.

Разборка и сборка генератора. Разбирать генератор надо в такой последовательности:

1. Отвернуть винты крепления щеткодержателя к крышке и вынуть щеткодержатель.

2. Отвернуть винты крепления крышки шарикоподшипника.

3. Отвернуть стяжные винты крепления крышек генератора.

4. Снять крышку со стороны контактных колец вместе со ста­тором (при необходимости крышку снять съемником).

5. Отсоединить фазные выводы обмотки статора от выводов выпрямительного блока.

6. Отвернуть гайку крепления шкива, предварительно зажав ротор в тисках за один из полю­сов или придерживая его гаеч­ным ключем.

7. Снять шкив, вентилятор, выбить шпонку и снять упорную втулку.

8. Снять крышку вместе с ша­рикоподшипником с вала ротора (со стороны привода) с по­мощью съемника, используя для этой цели резьбовые отверстия на крышке.

Собирать генератор надо в порядке, обратном разборке.

Перед установкой выпрями­тельного блока необходимо про­верить исправность всех его мо­ноблоков. Проверку производить постоянным током напряжением 12—24 В согласно схеме, показанной на рис. 59.

Р — /2-переход исправен, если контрольная лампа 3 горит в поло­жении / и гаснет в положении II. При пробое р— /г-перехода лампа горит в обоих положениях, при обрыве р — п-перехода лампа не горит в обоих положениях. Не до­пускается проверка р — //-переходов напряжением ог сети переменного тока.

Последнее изменение этой страницы: 2017-03-17; Просмотров: 110;

Материалы: http://lektsia.info/7xa3db.html


Back to top