Муфта сцепления трактора Т-150К, Спецтехника

1 ≫

Рис. 1. Муфта сцепления и привод ее управления:

1 — педаль; 2 — пневматическая камера; 3 — стакан; 4 — корпус выжимного подшипника; 5 — масленка; 6 — вилка; 7 — регулировочная гайка; 8 — болт; 9 — стопорная пластина; 10 — выжимной подшипник; 11 — упор выжимного подшипника; 12 — упорное кольцо; 13 — отжимной рычаг; 14 — кожух; 15 — маховик; 16 — промежуточный диск; 17 — нажимной диск; 18 — рычаг; 19 — валик выключения; 20 — пневмосервомеханизм; 21 — двойная вилка; 22 — пружина тормозка; 23 — колодка тормозка; 24 — гайка корпуса следящего устройства; 25 — тяга сервомеханизма; 26 — контргайка; 27 — вилка тяги; 28 — рычаг педали.

Муфта сцепления трактора (рис. 1) — фрикционная, двухдисковая, постоянно замкнутая, предназначена для передачи крутящего момента от дизеля на трансмиссию трактора, а также служит для кратковременного разъединения дизеля с трансмиссией при работающем дизеле, для обеспечения безударного переключения передач и плавного трогания с места. Она установлена на маховике 15 дизеля и закрыта чугунным корпусом. Ведомые диски муфты сцепления имеют гасители крутильных колебаний пружинно-фрикционного типа. Упругим элементом гасителя являются восемь витых цилиндрических пружин, равномерно расположенных по окружности фланца ступицы.

Механизм выключения муфты сцепления состоит из четырех отжимных рычагов 13 с упорным кольцом 12, четырех вилок 6, корпуса 4 с установленными в нем выжимным подшипником 10, упором 11 выжимного подшипника, двойной вилки 21 и валика 19. Отжимные рычаги пальцами соединяются с нажимным диском и вилкой 6.

Первоначальная установка отжимных рычагов 13 в одной плоскости, а также восстановление их положения при износе фрикционных накладок ведомых дисков, осуществляется регулировочными гайками 7.

Для сокращения времени и обеспечения безударного введения в зацепление шестерен II и III диапазонов в раздаточной коробке, а также шестерен I диапазона и заднего хода коробки передач, в корпусе муфты сцепления установлен колодочный тормозок.

Для уменьшения усилия, необходимого для выключения муфты сцепления, в ее привод установлен пневматический усилитель.

Выключение муфты сцепления производится педалью 1 через рычаг 28, тягу 25, пневмосервомеханизм 20, рычаг 18 валика вилки отвода, корпус 4, выжимной подшипник 10.

Рис. 2. Следящее устройство пневмосервомеханизма:

1 — клапан; 2 — манжета; 3 — сальник; 4 — регулировочная гайка; 5 — вилка; 6 — корпус; 7 — плунжер; 8 — пружина плунжера, 9 — пружина клапана; 10 — гайка переходная.

При нажатии на педаль муфты сцепления плунжер 7 (рис. 2) пневмосервомеханизма открывает клапан І, и сжатый воздух из пневматической системы трактора поступает в пневматическую камеру привода управления муфтой сцепления Шток пневматической камеры, перемещаясь, поворачивает рычаг валика вилки выключения и выключает муфту сцепления. При отпускании педали муфты сцепления клапан закрывается, и сжатый воздух из пневматической камеры через пневмосервомеханизм выхолит в атмосферу, и муфта сцепления включается.

Материалы: http://texnika.megapetroleum.ru/mufta-scepleniya-traktora-t-150k/

2 ≫

Техническое обслуживание сцепления заключается в смазке подшипников вала и механизма выключения сцепления (через 250 моточасов), проверки и регулировки свободного хода педали, положения отжимных рычагов, а также регулировке тормозка.

Смазка подшипников вала и механизма выключения сцепления.

Подшипник вала и выжимной подшипник сцепления смазываются через 250 моточасов только смазкой №158, «Литол-24». Для проведения операций смазки необходимо снять крышки люков на корпусе сцепления и на картере маховика, очистить масленку, находящуюся на маховике двигателя, и масленку, расположенную на корпусе выжимного подшипника. После этого произвести 10 — 12 нагнетаний шприцем в корпус выжимного подшипника и 8 — 10 нагнетаний в полость подшипника вала сцепления. Не следует заправлять излишнее количество смазки, так как это приводит к выбросу ее из полостей установки подшипников и замасливанию деталей сцепления.

Регулировка сцепления и тормозка.

Рис. 1. Регулировка сцепления: 1 — педаль; 2 — пневматическая камера; 3 — стакан; 4 — корпус выжимного подшипника; 5 — масленка; 6 — вилка, 7 — болт; 8 — стопорная пластина, 9 — гайка регулировочная,10 — подшипник выжимной; 11 — упор выжимного подшипника; 12 — кольцо упорное; 13 — отжимной рычаг; 14 — кожух; 15 — диск ведомый; 16 — диск промежуточный, 17 — диск нажимной; 18 — рычаг; 19 — валик выключения; 20 — клапан пневмонического сервомеханизма; 21 — вилка двойная; 22 — пружина тормозка; 23 — колодка тормозка, 24 — тяга пневмонического сервомеханизма; 25 — рычаг педали.

Правильно отрегулированное сцепление не должно пробуксовывать во включенном состоянии и при нажатии на педаль должно полностью выключаться. Для нормальной работы сцепления между упором 11 (рис. 1) выжимного подшипника 10 и кольцом 12 отжимных рычагов при включенном сцеплении должен быть зазор в пределах 3,5 — 4,0 мм, что обеспечивается правильной регулировкой сцепления и привода ее выключения. Этот зазор соответствует свободному ходу педали 30 — 40 мм. Уменьшение величины свободного хода педали свидетельствует об уменьшении зазора между нажимным кольцом и упором подшипника. По мере износа фрикционных накладок ведомых дисков зазор постепенно уменьшается или совсем исчезает, в результате сцепление пробуксовывает, что вызывает интенсивный износ фрикционных накладок ведомых дисков, упорного кольца отжимных рычагов, а также выход из строя выжимного подшипника. Ввиду этого регулярно, (в зависимости от интенсивности пользования сцеплением) проводить косвенный контроль зазора между упором выжимного подшипника и кольцом отжимных рычагов по свободному ходу педали. Для этого без запуска двигателя и при отсутствии воздуха в пневмосистеме произвести нажатие педали без большого усилия и определить свободный ход педали линейкой, а при отсутствии ее — даже рожковым ключом на «24», если ход педали меньше 25 мм — произвести регулировку сцепления. При слишком большом зазоре (более 5 мм) сцепление выключается не полностью и это приводит к быстрому износу фрикционных накладок ведомых дисков и накладки колодки тормозка, происходит затрудненное переключение рядов и износ шестерен и вилок коробки передач. Зазор между упором 11 (рис. 1) выжимного подшипника 10 и кольцом 12 отжимных рычагов изменением длины тяги регулируйте в следующем порядке: отпустите контргайки тяги 24 и вворачивайте тягу, увеличивая зазор, или выворачивайте, уменьшая его; затяните контргайки тяги; проверьте зазор щупом, или определите его по свободному ходу педали. Если зазор не восстанавливается изменением длины тяги 24 (в том случае, когда корпус 4 выжимного подшипника 10 упирается в торец стакана 3, что бывает при значительном износе фрикционных накладок ведомых дисков), отрегулируйте первоначальное положение отжимных рычагов 13.

Для этого: снимите крышку люка корпуса сцепления; проворачивая коленчатый вал дизеля, установите один из отжимных рычагов напротив люка и нанесите метку мелом или чертилкой на ближайшей грани гайки 9, чтобы при регулировке не ошибиться ни на одну грань; отпустите болты крепления стопорной пластины 8, сдвиньте ее от гайки и отверните регулировочную гайку 9 на полтора оборота (при повороте регулировочной гайки на одну грань упорное кольцо 12 отжимных рычагов перемещается на 1,1 мм); зафиксируйте стопорную пластину 8 болтами 7, предварительно легонько постучав по ней через наставку, чтобы она надежно зафиксировала положение регулировочной гайки 9; проворачивая коленчатый вал дизеля последовательно на 90° произведите регулировку положения остальных трех рычагов, аналогично предыдущему; увеличивая длину тяги 24, отрегулируйте зазор между упором выжимного подшипника и кольцом отжимных рычагов в пределах 3,5 — 4,0 мм; проверьте равномерность зазора и одновременность касания отжимными рычагами кольца 12 при выключении сцепления путем нажатия небольшим усилием руки на каждый отжимной рычаг, которые при этом должны оставаться неподвижными. На практике нередки случаи, когда у четырех рычажного механизма выключения сцепления один из отжимных рычагов отрегулирован неправильно, что визуально определить невозможно. При выключении такого сцепления кольцо отжимных рычагов будет перекашиваться больше чем на 0,25мм и выключение сцепления будет не полным. Это затруднит переключение рядов, включение заднего хода, приведет к интенсивному износу шестерен и вилок, что приведет к выходу из строя коробки передач. Наилучшая регулировка кольца отжимных рычагов производится при снятом двигателе. В этом случае необходимо, чтобы каждый рычаг отжимал кольцо на размер 66 мм от торца ступицы ведомого диска при нажатии на него без чрезмерного усилия глубомером «штангеля-колумбика». После установки двигателя на трактор регулировку сцепления проводить тягой сервомеханизма. Если хотя бы один из отжимных рычагов смещается при прикладывании усилия, необходимо повторно произвести регулировку сцепления, предварительно выполнив следующие операции: установите один из отжимных рычагов напротив люка и отпустите болты крепления стопорной пластины регулировочной гайки; закручивайте регулировочную гайку 9 до касания упорного кольца отжимных рычагов к выжимному подшипнику; проворачивая коленчатый вал дизеля последовательно на 90°, произведите регулировку положения остальных трех рычагов, аналогично предыдущему; после выполнения указанных операций повторите регулировку как описано раньше. Проверьте величину хода корпуса 4 выжимного подшипника, который должен быть 21 — 22 мм при ходе педали 150 — 160 мм.

Рис. 2. Регулировкатормозка: 1 — ключ; 2 — гайка; 3 — тормозная колодка

Одновременно с регулировкой сцепления проверьте и при необходимости отрегулируйте тормозок. Для проверки и регулировки зазора между шкивом вала сцепления и фрикционной накладкой колодки тормозка полностью выключите сцепление, а затем гайкой 2 (рис. 2) серьги тормозка отрегулируйте зазор между торцом бонки тормозной колодки 3 и торцом гайки в пределах 2,5 — 3,0 мм. Для получения необходимого зазора отверните гайку до полного выхода ее выступа из паза бонки колодки тормозка, а затем заверните ее на два-три щелчка (при выключенном сцеплении). Работу привода управления сцеплением проверяйте при давлении воздуха в пневматической системе не менее 0,6 — 0,75 МПа (6 — 7,5 кгс/cм2). При работающем двигателе не разрешается держать ногу на педали сцепления в положении выключенного сцепления, так как это приведет к преждевременному износу фрикционных накладок ведомых дисков и к выходу из строя подшипника стакана выключения, упора подшипника и нажимного кольца. При необходимости регулировки зазора между клапаном и плунжером следящего устройства следящее устройство следует снять с трактора, отсоединив вилки плунжера и тяги от рычагов и шланги от следящего устройства.

Рис. 3. Следящее устройство: 1 — переходная гайка; 2, 4 — пружина; 3 — клапан; 5 — манжета; 6 — плунжер; 7 — корпус; 8 — регулировочная гайка; 9 — контргайка, 10 — вилка; 11 — войлочное кольцо, А — отверстие, соединенное с атмосферой; Б — отверстие, соединенное с пневмосистемой; В — отверстие, соединенное с пневмокамерой

Затем отвернуть переходную гайку (см. рис. 3) следящего устройства и, вынув клапан 3 с пружиной 2, выворачивая или заворачивая регулировочную гайку 8 отрегулировать расстояние от торца плунжера 6 до посадочного торца под клапан в корпусе 7 в пределах 1,7 — 1,9 мм. Перед установкой клапана 3 проверьте его износ по торцу касания его плунжера. При обнаружении его износа уберите его на наждаке, выдержав плоскостность. В случае, когда уже невозможно дальше снимать торец из-за появления сквозных отверстий, замените клапан. После регулировки надежно законтрить регулировочную гайку 8 контргайкой 9.

Материалы: http://informationsunami.ru/tehnicheskoe-obsluzhivanie-scepleniya-t-150k-htz-170/

3 ≫

На тракторах Т-150 и Т-150К устанавливается унифицированная муфта сцепления (постоянно замкнутого типа) – двухдисковая, сухого трения, с демпферами (гасителями) колебаний крутящего момента дизеля [рис. 1].

Рис. 1. Главная муфта сцепления (Т-150К).

2) – Промежуточный диск;

3) – Ведомые диски;

4) – Отжимная пружина;

5) – Нажимной диск;

7) – Отжимной рычаг;

9) – Болт стопорной пружины;

10) – Стопорная пружина;

11) – Регулировочная гайка отжимного рычага;

12) – Отжимная пружина рычага;

14) – Упор выжимного подшипника;

15) – Корпус подшипника;

16) – Стакан выжимного подшипника;

17) – Вал муфты сцепления;

18) – Проставочный корпус;

19) – Тормозная колодка;

20) – Муфта серьги;

21) – Валик выключения;

22) – Вилка выключения;

23) – Подшипник механизма выключения;

24) – Нажимная пружина.

Муфта сцепления трактора Т-150К от муфты сцепления трактора Т-150 отличается только корпусом, наличием проставочного корпуса, который соединяет корпус КПП с корпусом муфты, а также длиной ведомого вала. На тракторе Т-150 корпус КПП соединён непосредственно с корпусом муфты. Муфта сцепления располагается на маховике и включает в себя нажимной диск, промежуточный диск, пару ведомых дисков и механизм выключения. В ведомых дисках расположены гасители колебаний крутящего момента фрикционного типа с демпферами пружинного типа, которые закрыты защитными кожухами.

С целью обеспечения безударного введения шестерён (удвоителя Т150 и раздаточной коробки Т-150К) в зацепление применён тормозок колодочного типа, который в момент выключения муфты притормаживает ведомые детали муфты сцепления, а также связанные с ними детали коробки передач.

При нажатии на педаль муфты валик выключения сдвигает своей вилкой стакан выключения, который, действуя на отжимные рычажки, отводит нажимной диск, выключая муфту сцепления. Вместе с этим происходит прижимание тормозка к валу и его притормаживание.

Для снижения усилия, требуемого для выключения муфты сцепления, на тракторе Т-150К применён пневматический сервомеханизм, а на тракторе Т-150 – механический.

Сервомеханизм трактора Т-150 [рис. 2] включает в себя педаль, двуплечий рычаг, тягу, серьгу, пружину, тягу пружины и кронштейн. При включённой муфте сцепления пружина сервомеханизма удерживает педаль в крайнем заднем положении, воздействуя серьгой на короткое плечо двуплечего рычага. Нажатие на педаль приводит к растягиванию пружины сервомеханизма до момента, пока короткое плечо двуплечего рычага не пройдёт мёртвую точку. Затем пружина сжимается, поворачивая вперёд двуплечий рычаг и помогая выключить муфту сцепления.

Рис. 2. Привод выключения муфты сцепления трактора Т-150.

2) – Двуплечий рычаг педали;

3) – Серьга сервомеханизма;

4) – Тяга сервомеханизма;

5) – Пружина сервомеханизма;

6) – Соединительная тяга;

8) – Корпус выжимного подшипника;

9) – Регулировочная гайка;

10) – Стопорная пружина;

11) – Болт стопорной пружины;

13) – Кольцо отжимных рычагов;

14) – Упор выжимного подшипника;

Пневматический сервомеханизм трактора Т-150К [рис. 3] включает в себя педаль с рычагом, тягу, следящее устройство и пневматическую камеру. Корпус следящего устройства соединён с тягой, а плунжер (своей вилкой) с правым рычагом валика выключения. Пневмокамера смонтирована на корпусе муфты, а её щиток соединён с левым рычагом валика выключения. Следящее устройство соединяется с пневмосистемой трактора, а также с пневматической камерой посредством трубопроводов.

Рис. 3. Привод выключения муфты сцепления трактора Т-150К.

4) – Следящее устройство;

5) – Шланг отводящий;

6) – Корпус выжимного подшипника;

7) – Регулировочная гайка;

8) – Стопорная пружина;

9) – Болт стопорной пружины;

11) – Упор выжимного подшипника;

12) – Кольцо отжимных рычагов;

14) – Шлаг подводящий.

Плунжер следящего устройства [рис. 4] при нажатии на педаль муфты, сдвигаясь в осевом направлении, открывает клапан, и сжатый воздух из пневмосистемы трактора поступает в пневмокамеру. Шток пневматической камеры перемещается и поворачивает валик выключения, выключая муфту. При возвращении педали в исходное положение плунжер отходит от клапана, и клапан садится на своё место, отсоединяя пневматическую камеру от пневмосистемы трактора. Из пневмокамеры воздух выпускается в атмосферу.

Рис. 4. Следящее устройство.

4) – Регулировочная гайка;

8) – Сетчатый фильтр;

10) – Пружина клапана;

11) – Переходная гайка.

Техническое обслуживание главной муфты сцепления тракторов Т-150 и Т-150К заключается в регулярном смазывании подшипников вала муфты сцепления и механизма выключения через расположенные на маховике двигателя, а также корпусе подшипника маслёнки посредством снятия люков на корпусе муфты и на картере маховика.

Нормальная работа муфты сцепления обеспечивается за счёт зазора (3,5-4 мм) при включённой муфте между упорным кольцом отжимных рычагов и упором выжимного подшипника. Данному зазору соответствует свободный ход педали, который соответствует 30-40 мм. Уменьшение зазора и свободного хода педали происходит по мере изнашивания трущихся поверхностей дисков. Отсутствие зазора между упором выжимного подшипника и упорным кольцом отжимных рычагов может стать причиной пробуксовывания муфты сцепления, вследствие чего приходят в негодность упорное кольцо отжимных рычагов, фрикционные накладки ведомых дисков, выжимной подшипник и выходит из строя муфта сцепления. Слишком большой свободных ход педали влечёт за собой неполное выключение муфты сцепления, о котором свидетельствует шум шестерён в КПП при переключении рядов и в особенности при трогании трактора с места.

Восстановление зазора между упорным кольцом отжимных рычагов и упором выжимного подшипника реализуется двумя путями:

1) – изменение длины тяги педали (наружная регулировка);

2) – восстановление первоначального положения отжимных рычагов (внутренняя регулировка).

Порядок регулировки зазора путём изменения длины тяги педали:

1) – отпускание контргайки тяги педали и ввёртывание тяги для увеличения зазора либо вывёртывание для уменьшения;

2) – затяжка контргайки тяги и проверка зазора.

В случае значительного износа фрикционных накладок ведомых дисков и многократной регулировке муфты сцепления происходит упор корпуса выжимного подшипника в торец стакана. Для установки величины зазора (3,5-4 мм) между кольцом отжимных рычагов и упором выжимного подшипника необходимо восстановление первоначального положения отжимных рычагов, для чего требуется:

1) – снятие крышки люка корпуса муфты сцепления;

2) – отпускание болтов крепления стопорных пружин отжимных рычагов при проворачивании коленчатого вала и отворачивание каждой регулировочной гайки отжимного рычага на 1,5 оборота (поворот регулировочной гайки на одну грань приводит к перемещению упорного кольца рычагов на 1,1 мм);

3) – установка зазора 3,5-4 мм путём изменения длины тяги педали;

4) – проверка равномерности зазора и одновременности касания отжимных рычагов упорного кольца в процессе выключения муфты сцепления;

5) – по завершении установки зазора застопоривание регулировочных гаек отжимных рычагов стопорными пружинами и затягивание болтов крепления пружин;

6) – проверка хода корпуса выжимного подшипника (при полностью выключенной муфте сцепления – порядка 21-22 мм), ход педали – 150-160 мм.

Вместе с регулировкой муфты сцепления необходимо проверить и отрегулировать (в случае необходимости) тормозок. Порядок правильной установки зазора между колодкой и тормозным шкивом вала муфты сцепления:

1) – полное выключение муфты сцепления;

2) – регулировка гайкой серьги тормозка зазора (порядка 3-4 мм) между торцом гайки и торцом бонки тормозной колодки [рис. 5].

Рис. 5. Регулировка тормозка.

2) – Гайка регулировочная;

3) – Колодка тормозка.

На тракторе Т-150К проверка работы привода управления муфтой сцепления осуществляется при давлении воздуха в пневмосистеме от 5 кгс/см 2 . Запрещается удерживание ноги на педали сцепления при работающем двигателе, так как это влечёт за собой выход из строя деталей муфты сцепления. Ввиду того, что детали двигателя и муфты сцепления балансируются в сборе, то по завершении разборки муфты нажимной диск вместе с кожухом следует устанавливать по меткам «1» и «2», расположенным на маховике и кожухе муфты.

Последние записи

В процессе мойки и заправки ДВС маслом в обязательном порядке следует исключить прямое попадание на генераторную установку струи масла и воды. Очистка реле-регулятора и генератора от грязи и пыли [. ]

Запрещено проверять исправность генераторной установки переменного тока посредством замыкания клемм «+», (В), (Д), (Ш), (О) перемычками на «массу» и между собой. При замыкании клеммы (Ш) на [. ]

Натяжение приводного ремня генератора проверяется по прогибу между шкивами генератора и вентилятора, который от усилия 40 Н для автомобилей ЗИЛ-130 и тракторов «Беларусь» должен составлять 10-14 [. ]

Портал о сельскохозяйственной технике, машинах и агрегатах

Материалы: http://xn----itbachmidudk6msa.xn--p1ai/glavnaya-mufta-scepleniya-traktora-t-150-i-t-150k.html


Back to top