Муфта сцепления трактора Т-25, Спецтехника

1 ≫

На тракторе Т-25 установлена сухая однодисковая постоянно-замкнутая муфта сцепления. Принцип работы муфты сцепления основан на том, что между двумя сухими чугунными поверхностями маховика и нажимного диска зажимается пружинами ведомый диск с накладками из фрикционного материала, обладающего высоким коэффициентом трения. Под действием пружин между ведущими поверхностями и ведомым диском возникают силы трения, которые обеспечивают передачу крутящего момента от двигателя на ведомый диск и ведомый вал муфты сцепления и дальше к главной передаче трактора. При выключении муфты сцепления ведомый диск освобождается от усилий пружин и передача вращения от двигателя к главной передаче прекращается.

Особенностью конструкции муфты сцепления трактора Т-25 является наличие второго потока мощности от двигателя через маховик и кожух муфты сцепления к шестерням привода насоса гидравлической системы. Так как передача вращения при этом минует фрикционные поверхности муфты сцепления, то независимо от того, включена или выключена муфта сцепления, мощность постоянно передается от работающего двигателя к гидравлическому насосу.

Рис. 1. Муфта сцепления:

1 — маховик двигателя; 2 — нажимной диск; 3 — ведомый диск с накладками; 4 — ведомый вал муфты сцепления; 5 — кожух муфты сцепления; 6 — нажимная пружина; 7 — картер маховика; 8 — соединительный корпус; 9 — стакан нажимной пружины; 10 — крышка; 11 — упорный подшипник; 12 — отжимная муфта; 13 — валик выключения муфты сцеплении; 14 — вилка выключения муфты сцепления; 15 — полый вал привода к гидронасосу; 16 — ведущая шестерня привода гидронасоса; 17 — подшипник; 18 — внутренний стакан; 19 — самоподжимной сальник; 20 — ступица ведущей шестерни; 21 — соединительная муфта; 22 — направляющий палец; 23 — крышка; 24 — шестеренчатый гидравлический насос; 25 — корпус привода гидронасоса; 26 — резиновое уплотнительное кольцо; 27 — ведомая шестерня привода гидронасоса; 28 — наружный стакан; 29 — отжимной рычаг; 30 — регулировочный болт; 31 — пружина; 32 — ось отжимного рычага.

Муфта сцепления расположена внутри чугунного соединительного корпуса 8 (рис. 1). Корпус присоединен болтами к картеру 7 маховика двигателя и центрируется по бурту картера. К ведущим элементам муфты относятся маховик 7, кожух 5 со ступицей и нажимной диск 2. Кожух прикреплен к маховику двигателя двумя центрирующими штифтами и шестью болтами. Вращение от маховика к нажимному диску передается через кожух при помощи трех направляющих пальцев 22, запрессованных в кожух и затянутых корончатой гайкой. Нажимной диск свободно перемещается по направляющим пальцам и под действием двенадцати нажимных пружин 6 прижимает к маховику ведомый диск 3 муфты сцепления. Пружины установлены в выточках нажимного диска и опираются на него через термоизоляционные прокладки, которые защищают пружины от перегрева при буксовании муфты сцепления. Вторым концом пружины упираются в штампованные стаканы 9, установленные в отверстиях кожуха муфты сцепления. Для лучшего отвода тепла от пружин и нажимного диска стаканы выполнены с продольными прорезями. В центральной части кожуха 5 выполнено три гладких отверстия, а в нажимном диске — три резьбовых отверстия для монтажных болтов, при помощи которых неподвижно соединяют нажимной диск с пружинами и кожух при сборке и разборке муфты сцепления. Ведомый диск 3 стальной, со шлицованной ступицей и приклепанными к нему с двух сторон асбестовыми накладками может свободно перемещаться по шлицам ведомого вала 4 муфты сцепления. Передней опорой ведомого вала служит двухрядный шариковый подшипник, установленный в расточке коленчатого вала двигателя. Второй конец вала соединен с первичным валом главной передачи жесткой муфтой 21. В приливах нажимного диска 2 закреплены на осях 32 три отжимных рычага 29 с регулировочными болтами 30. Пружины 31 постоянно прижимают отжимные рычаги к кожуху муфты сцепления, при этом сферические концы регулировочных болтов опираются на упоры, приклепанные к кожуху. В центральной расточке соединительного корпуса установлены внутренний 18 и наружный 28 стаканы, образующие замкнутую полость, в которой размещена ведущая шестерня 16 привода к гидронасосу. Шестерня напрессована на ступицу 20, зафиксирована на ней призматической шпонкой и вращается вместе со ступицей в двух шариковых подшипниках 17. Внутренние кольца подшипников напрессованы на ступицу 20 до упора в торцы шестерни, а наружные кольца установлены в расточках стаканов 18 и 28. Резиновое кольцо 26, размещенное в проточке внутреннего стакана, прокладки под фланцами стаканов и каркасные самоподжимные сальники 19 предохраняют полость ведущей шестерни привода гидронасоса от утечки масла. Внутренней шлицованной частью ступица 20 опирается на шлицы полого вала 15, который передаст вращение от кожуха муфты сцепления к ведущей шестерне. Внутри полого вала проходит ведомый вал муфты сцепления. Ведущая шестерня 16 привода гидронасоса находится в постоянном зацеплении с ведомой шестерней 27, расположенной в корпусе 25 привода гидронасоса, который прикреплен к соединительному корпусу с правой стороны по ходу трактора. Для соединения шестерен в корпусах и внутреннем стакане выполнены специальные люки. Масло в привод гидронасоса и полость ведущей шестерни заливают через отверстие в корпусе 25 привода гидронасоса, закрытое пробкой с конической резьбой. Для предупреждения повышения внутреннего давления в приводе гидронасоса в верхней части соединительного корпуса, над полостью ведущей шестерни, установлен сапун. На цилиндрической поверхности наружного стакана 28 имеется отжимная муфта 12, на передний конец которой напрессован упорный подшипник 11. Внутренняя полость подшипника заполнена на заводе специальным маслом и уплотнена штампованной обоймой и бронзовым уплотнительным кольцом. Дополнительная смазка подшипника в процессе эксплуатации не требуется. Внутреннюю полость отжимной муфты при сборке заполняют солидолом. Отжимная муфта выполнена с двумя литыми выступами, в которые упираются рычаги вилки 14, закрепленной при помощи шпонки и стяжного болта на валике 13 выключения муфты сцепления. Валик вращается в двух чугунных втулках, запрессованных в соединительный корпус. Конец валика, выступающий наружу, оканчивается рычажком, соединенным тягой с педалью муфты сцепления.

Рис. 2. Установка педали муфты сцепления:

1 — педаль муфты сцепления: 2 — верхний ограничительный штифт; 3 — нижний ограничительный штифт; 4 — полик; 5 — рычажок механизма блокировки переключения передач; 6 — корпус главной передачи; 7 — регулировочная вилка; 9 — тяга; 9 — валик педали муфты сцепления; 10 — тяга выключения муфты сцепления.

Педаль 1 (рис. 2) муфты сцепления закреплена на валике 9, который проходит через расточки корпуса 6 главной передачи. Второй конец валика соединен регулируемой вилкой 7 и тягой 8 с рычажком 5 механизма блокировки коробки передач. Тяга 10 соединяет педаль с валиком выключения муфты сцепления. К педали приварены штифты 2 и 3, которые ограничивают ход педали.

При полностью выжатой педали муфты сцепления (показано на рисунке пунктиром) верхний штифт 2 должен упираться в полик 4. При этом муфта полностью выключена, а рычажок 5, соединенный с валиком механизма блокировки, переместит валик в переднее положение, при котором возможно свободное переключение передач. При отпущенной педали нижний штифт 3 упирается в нолик 4, при этом муфта полностью включена, а переключение передач невозможно.

При нажатии на педаль 1 до упора тяга 10, перемещаясь, поворачивает рычаг с валиком 13 (см. рис. 1) выключения и вилкой 14. Вилка перемещает отжимную муфту с упорным подшипником, который нажимает на кулачки отжимных рычагов 29 и перемещает их вперед. Так как отжимные рычаги в средней части прижаты к упорам воздуха, то при перемещении кулачков рычагов вперед верхние концы рычагов, соединенные с нажимным диском, передвигают его назад, сжимая пружины 6 и освобождая ведомый диск. В результате ведомый диск с накладками отойдет от маховика и передача вращения через муфту сцепления к трансмиссии прекратится.

Муфта сцепления продолжает оставаться выключенной до тех пор, пока нажимают педаль муфты. При освобождении педали вилка 14 и отжимная муфта 12 под действием оттяжных пружин отходит в первоначальное положение, упорный подшипник перестает действовать на кулачки отжимных рычагов и нажимной диск под действием пружин прижимает ведомый диск к маховику, включая муфту сцепления.

В правильно отрегулированной муфте сцепления зазор между кулачком каждого отжимного рычага и упорным подшипником должен быть равным 2—3 мм с разницей для отдельных рычагов, не превышающей 0,1 мм. При износе фрикционных накладок этот зазор уменьшается. Регулируют муфту сцепления через люк в соединительном корпусе, закрытый крышкой 10. Соединительный корпус прикреплен болтами к передней плоскости корпуса главной передачи. Через люк, закрытый крышкой 23, в соединительном корпусе монтируют муфту 21. [Трактор Т-25. Устройство и эксплуатация Герасимов А.Д. и др. 1972 г.]

Материалы: http://texnika.megapetroleum.ru/mufta-scepleniya-traktora-t-25/

2 ≫

Муфта сцепления тракторов МТЗ-50 и МТЗ-52. Ведущая часть муфты состоит из маховика 2 (рис.), нажимного диска 3 и опорного 4, привинченного к маховику.

Муфта сцепления (а) тракторов МТЗ-50 и МТЗ-52 и детали ведомого диска (б):

1 — корпус; 2 — маховик; 3 — нажимной диск; 4 — опорный диск, 5 —вилка; 6 — шлицевая ступица; 7 — вал силовой передачи; 8 — ступица ведомого диска; 9 — пружина; 10 — ведомый диск; 11— отжимной рычаг; 12— под-си пятник; 13 — литой выступ; 14 — палец; 15 — регулировочный винт; 16 — контргайка; 17 — отжимной подшипник; 18 — отводка; 19 — кронштейн отводки; 20 — насос гидросистемы; 21 — шестерня включения насоса; 22— промежуточная шестерня; 23—шестерня трубчатого вала; 24, 25 и 26 — подшипники; 27 — трубчатый вал; 28 — вал привода BOM; 29 — ведомая шестерня привода BOM; 30 — стакан; 31 — пружина; 32 — упругая пластина; 33 — фрикционные накладки; 34 — регулировочное кольцо; 35 — поддерживающий диск; 36 — фрикционное кольцо; 37 — штифт-заклепка

Сквозь прямоугольные отверстия опорного диска пропущены три выступа 13, отлитые за одно целое с нажимным диском. Благодаря этому он вращается вместе с опорным диском и в то же время имеет возможность перемещаться в продольном направлении.

Опорный диск через приваренную к нему шлицевую ступицу 6 соединен с трубчатым валом 27. Задний конец этого вала опирается на шариковые подшипники 25 и 26. Выполненная за одно целое с трубчатым валом шестерня 23 зацеплена с шестерней 29 привода вала отбора мощности (ВОМ) и шестерней 22 привода масляного насоса гидросистемы.

Ведомый диск 10 установлен на шлицах вала 7 силовой передачи, пропущенного сквозь трубчатый вал. Вал 7 вращается в подшипниках, которые установлены на его заднем конце и посередине. Передний конец вала опоры не имеет.

Ведомый диск — стальной, с фрикционными накладками 33. Передняя накладка приклепана непосредственно к диску, а задняя — через упругие пластины 32. Это улучшает плавность включения муфты.

Со ступицей 8 ведомый диск соединен устройством, называемым гасителем крутильных колебаний. В совмещенные окна фланца ступицы, ведомого 10 и поддерживающего 35 дисков заложены восемь спиральных пружин 9. Отогнутые наружу кромки окон дисков удерживают эти пружины от выпадания. Ведомый и поддерживающий диски соединены между собой штифтами-заклепками 37. Штифты изготовляют такой длины, чтобы после сборки гасителя крутильных колебаний фрикционные 36 и регулировочные 34 кольца, установленные с обеих сторон фланца ступицы, были плотно прижаты к нему дисками

Когда во время работы муфты вследствие неравномерности нагрузки и упругости деталей возникают крутильные колебания вала 7, то фланец ступицы 8 повертывается на некоторый угол относительно ведомого диска, сжимая пружины 9. Силы трения, возникающие при этом между фрикционными кольцами и дисками, обеспечивают быстрое гашение колебаний.

Двенадцать пружин 31, размещенных в стаканах 30, зажимают ведомый диск между маховиком и нажимным диском. Механизм управления имеет три отжимных рычага 11, которые посредством пальцев 14 шарнирно прикреплены к выступам 13 нажимного диска.

Фигурные гнутые пружины, надетые на рычаги 11, повертывают их внутренние концы по направлению к маховику. Поэтому регулировочные винты 15, ввернутые в рычаги, оказываются постоянно слегка прижатыми к подпятникам 12, прикрепленным к опорному диску.

На трубчатом кронштейне 19, привинченном к перегородке корпуса, установлена отводка 18 с шариковым отжимным подшипником 17. Два горизонтальных пальца отводки входят в прорези вилки 5, закрепленной на поперечном валике 48 (рис. ниже). На левом наружном конце этого валика установлен рычаг 47, соединенный тягой 46 с нижним концом рычага педали 38.

Механизм управления муфтой сцепления тракторов МТЗ-50 и МТЗ-52:

38 — педаль; 39 — пол кабины; 40 — рычаг сервомеханизма; 41 — стакан; 42 — пружина сервомеханизма; 43 — упорный болт; 44 — кронштейн; 45 — болты; 46 — соединительная тяга; 47 — рычаг муфты; 48 — поперечный валик. Обозначения остальных деталей те же, что и на рис. выше

Для выключения муфты нажимают на педаль. Движение от нее через тягу 46 рычага 47 и вилку 5 передается отводке 18 и она перемещается вперед. Подшипник 17, отжимая внутренние концы рычагов 11, повертывает их относительно подпятников 12. В результате этого нажимной диск 3 отводится назад, освобождается ведомый диск 10 и таким образом передача вращения на вал 7 прекращается. В то же время трубчатый вал 27, постоянно соединенный с опорным диском, продолжает вращаться и приводит в действие вал отбора мощности и насос гидросистемы.

Пружина 42, упираясь через опорную шайбу в болт 43, удерживает педаль в верхнем положении. В начале выключения эта пружина сжимается, что несколько увеличивает сопротивление педали. Но после того как стакан 41 и рычаг 40, повертывающийся вместе с рычагом педали, расположатся на одной прямой, пружина начнет разжиматься и облегчать выключение. Такое устройство называют пружинным сервомеханизмом.

Подшипник 17 смазывают при сборке специальной тугоплавкой смазкой Л3-31M. Смазку добавляют лишь через 960 ч работы. Для этого отвертывают пробку с левой стороны корпуса и делают шприцем 8—10 нагнетаний в масленку, ввинченную в торец левого пальца отводки. Как заменитель используют консистентную смазку ЦИАТИМ-201.

Регулировка муфты сцепления. При сборке регулировочные винты 15 завинчивают так, чтобы расстояние от рабочей поверхности рычагов до фланца шлицевой ступицы 6, приваренного к опорному диску, было 28,5—29,5 мм. Разница в этом размере для отдельных рычагов не должна превышать 0,3 мм. Затем, регулируя длину тяги 46, устанавливают отводку 18 в такое положение, чтобы зазор между подшипником 17 и рычагами 11 был 4 мм. Этому зазору соответствует свободный ход педали, равный 50 мм. Замер делают по ее верхней точке.

В процессе эксплуатации периодически регулируют только длину тяги 46, когда вследствие износа дисков ход педали становится меньше 35 мм. Чтобы пружина сервомеханизма не мешала определению свободного хода педали, завертывают болт 43 до упора в кронштейн 44 и ослабляют затяжку болтов кронштейна. Изменяя длину тяги 46 навинчиванием или свинчивание^ ее резьбовых наконечников, устанавливают необходимый свободный ход педали. После этого повертывают до отказа влево кронштейн 44, затягивают болты 45 и вывертывают упорный болт 43 из кронштейна так, чтобы педаль надежно возвращалась в исходное положение и достаточно плотно прижималась к кромке пола кабины. Если длина упорного болта будет недостаточна для надежного возврата педали, повертывают кронштейн 44 по часовой стрелке.

Муфта сцепления трактора Т-25. Схема ее подобна муфте трактора МТЗ-50. Отличается она лишь меньшими размерами и некоторыми особенностями устройства деталей.

Муфта сцепления трактора Т-25:

1— ведомый диск; 2 — нажимной диск; 3 — подпятник; 4 — маховик; 5 — опорный диск; 6 — отжимной рычаг; 7 — пружина отжимного рычага; 8 — корпус; 9 — регулировочный болт; 10 — отжимной подшипник, И — кронштейн отводки; 12 — отводка; 13 — пружина отводки; 14 — трубчатый вал, 15 — стакан; 16 — сапун; 17 — шестерня привода насоса гидросистемы; 18 и 39 — подшипники; 19 — вал муфты сцепления; 20 — стопорные кольца; 21 — вал коробки передач; 22 — соединительная муфта; 23 — шпонки; 24 и 28 — сальники; 25 — шлицевая муфта; 26 — пробка; 27 — тяга; 29 — вилка; 30 — рычаг; 31 и 32 — пружины, 33 — стакан пружины; 34 — штифт; 35 — прокладка; 36 и 38 — шлицевые ступицы; 37 — маслоотражатель

Передний конец трубчатого вала соединен со шлицевой ступицей 38 (рис.), приклепанной к опорному диску 5, а задний — с внутренними шлицами муфты 25, которая опирается на два шариковых подшипника 18. На наружном шлицевом пояске муфты 25 установлена шестерня 17 привода масляного насоса гидросистемы.

Узел шестерни привода масляного насоса смонтирован в стакане 15, который плотно входит в расточку корпуса и вместе с фланцем кронштейна 11 отводки крепится болтами. Шестерня и подшипники смазываются маслом, заливаемым в полость стакана. Утечка масла из этой полости предотвращается сальниками 24 и 28. Стыковые поверхности уплотнены прокладками.

Ведомый диск стальной, с двумя фрикционными накладками. Обе накладки приклепаны к нему без упругих пластин. Диск приклепан непосредственно к шлицевой ступице 38 вместе с маслоотражателем 37. Последний при сборке обращают в сторону маховика и таким образом предотвращают попадание масла на рабочие поверхности дисков.

Ведомый диск установлен на шлицевом пояске вала 19. Передний конец этого вала опираемся на двухрядный шариковый подшипник 39, помещенный в расточке торца коленчатого вала. Задний конец вала 19 зажат между боковинами жесткой соединительной муфты 22 и опирается на выступающий конец первичного вала 21 коробки передач.

Под пружины 32, находящиеся в стаканах 33, подложены теплоизоляционные прокладки 35. Они предохраняют пружины от такого нежелательного явления, как отпуск в случае перегрева нажимного диска 2. Это может случиться, если диски муфты сцепления станут пробуксовывать.

Смазка в отжимной подшипник 10 закладывается при его изготовлении и в процессе эксплуатации не добавляется. Подшипник 39 и поверхность скольжения отводки 12 смазывают при ремонте.

Во время сборки муфты сцепления отжимные рычаги 6 регулируют болтами 9 так, чтобы расстояние между рабочей поверхностью рычагов и опорным диском было в пределах 27—30 мм. Разница для отдельных рычагов не должна превышать 0,1 мм.

Зазор между отжимными рычагами и отжимным подшипником должен быть 2—3 мм. Его устанавливают, изменяя длину тяги 27.

Материалы: http://www.ya-fermer.ru/odnodiskovye-postoyanno-zamknutye-mufty-scepleniya

3 ≫

Муфта сцепления тракторов Т-28 и Т-28Б в отличие от муфты сцепления трактора ДТ-24 монтируется на маховике 4 (рис. 182). Роль соединительной муфты выполняет гибкий торсионный1 конец первичного вала, компенсирующий своими изгибами при работе несоосность коленчатого и первичного валов. Муфта сцепления имеет увеличенный диаметр дисков и большее предварительное сжатие пружин, благодаря чему она может передавать большие усилия.

Рис. 182. Муфта сцепления тракторов Т-28 и Т-28Б (продольный разрез):

1—вал первичный коробки передач; 2 и 3—внутренняя и наружная обоймы ступицы ведомого диска; 4—маховик; 5—болт; 6—корпус муфты; 7—выключающая муфта; 8—рычаг выключения муфты; 9—вилка регулируемой тяги выключения муфты; 10—опора выключающей муфты; 11—трубчатый вал; 12—вилка выключения сцепления; 13—пружина; 14 и 15—наружная и внутренняя обоймы передней опоры трубчатого вала; 16—болт отжимной; 17—корончатая гайка; 18—отжимной рычаг яажимного диска; 19—нажимной диск сцепления; 20—ведомый диск сцепления; 21—направляющий палец; 22—картер сцепления; 23 и 24—свободные шарики; 25—переходной фланец.

Чугунный корпус 6 муфты центрируется на маховике 4 по цилиндрическому пояску и крепится к нему шестью болтами 5. Нажимной диск 19 сцепления установлен на трех пальцах 21, закрепленных в корпусе 6 муфты. Внутренняя обойма 2 ступицы ведомого диска, имеющая лунки под шарики, закреплена на переднем шлицевом конце торсионной части первичного вала 1.

Наружная обойма 3 ступицы с полукруглыми пазами приклепана к ведомому диску 20.

Передача усилия первичному валу осуществляется через шарики 24, Это шариковое соединение предохраняет ведомый диск от перекосов, возникающих при изгибе удлиненного конца первичного вала. К задней центральной части корпуса 6 муфты болтами крепится наружная обойма 14 передней опоры трубчатого вала 11. Внутренняя обойма 15 опоры посажена на шлицы трубчатого вала до упора в разрезное кольцо и затянута гайкой. Вращение от корпуса 6 муфты сцепления передается трубчатому валу 11 через шарики 23 кардана, входящие в лунки обоймы 15 и в полукруглые пазы обоймы 14. Благодаря этой обойме и шариковому соединению трубчатый вал имеет возможность самоустанавливаться, несмотря на неточность изготовления сопрягаемых с ним деталей.

На заднем конце трубчатого вала 11 выполнена за одно целое с валом ведущая шестерня независимого привода вала отбора мощности.

Опорой передней торсионной части первичного вала коробки передач трактора Т-28 является шариковый радиальный подшипник, установленный в расточке ступицы маховика 4. Задней опорой трубчатого вала служит самоустанавливающийся двухрядный шариковый подшипник, смонтированный в стакане, служащем также гнездом переднего подшипника первичного вала.

Опорой выключающей муфты 7 служит трубчатая отливка 10. Гайки шпилек крепления картера сцепления к корпусу трансмиссии и к переходному фланцу вынесены наружу, что упрощает уход за муфтой и повышает надежность соединения.

Уход за муфтой сцепления и ее регулировки проводятся так же, как у тракторов ДТ-24.

При периодическом техуходе в муфте сцепления регулируют только зазор между концами отжимных рычагов и отводкой (3 — 4 мм).

Эта регулировка производится путем изменения длины тяги, идущей от педали муфты. Для удобства регулировки рычаг 8 выключения муфты и тяга с вилкой 9 вынесены наружу.

При текущем ремонте муфту сцепления снимают с трактора Т-28 Владимирец и регулируют на плите для получения двух необходимых размеров: расстояния между нажимным диском и маховиком (18 мм) и расстояния между упорной поверхностью отжимных рычагов и маховиком (106 мм).

Traktora.org — все о сельскохозяйственной технике и про трактор — устройство, обслуживание, ремонт, эксплуатация, инструкции, схемы.

Перепечатка материалов возможна только при наличии активной гиперссылки на источник

Материалы: http://www.traktora.org/mufta-scepleniya-kolesnyx-traktorov-t28-i-t28b


Back to top