Техобслуживание тракторов, комбайнов

1 ≫

Потребность в средствах технического обслуживания и ремонта машин определяют с учетом принятой структуры ремонтно-обслуживающей базы, результатов анализа содержания ремонтно-обслуживающих работ и рационального распределения их объемов между звеньями ремонтной сети. Для этого .разработана общая модель распределения ремонтно-обслуживающих работ между звеньями ремонтной сети. Она определена дифференцированным подходом к выбору способов выполнения соответствующих операций по характеристикам их. технологической сложности и группировки этих операций rjo трудоемкости. В моделях наряду с показателями трудоемкости работ по техническому обслуживанию находят отражение также затраты труда на, ремонт агрегатов и.узлов машин, выполнение которых в соответствии с показателями технологической сложности работ предусматривается на специализированных предприятиях. Здесь можно определить модели распределения операций технического обслуживания тракторов, комбайнов и других машин с выраженной трудоемкостью выполнения ( 14).

Из-за высокой сложности и отсутствия достаточно апробированных методой оптимального распределения ремонтно-обслуживающих работ и в связи с существенным- влиянием на результаты оптимального распределения этих работ местных условий модели могут быть выполнены в двух вариантах и представлять собой граничные возможные случаи распределения. Первый будет отражать современное состояние с распределением объемов ремонтно-обслуживающих работ и характеризовать техническую политику наиболее крупных и материально оснащенных хозяйств. Второй вариант отразит потребность в организации ремонтно-обслуживающих работ в средних по размерам хозяйствах. Принципиальное различие этих моделей распределения ремонтно-обслуживающих работ по звеньям ремонтной сети в том, что в первом случае предусмотрено выполнение почти всех операций периодического обслуживания и более двух третей объемов работ текущего ремонта силами хозяйств, во втором — выполнение хозяйствами операций ежедневного и первых двух периодических обслуживаний по тракторам, а периодического обслуживания их № 3 (по автомобилям ТО-2) и текущих ремонтов — с применением централизованного обслуживания специализированными службами. В реальных условиях машиноиспользования в зависимости от местных обстоятельств могут быть другие варианты распределения объемов работ. Однако все они будут в пределах установленных нами граничных условий.

На основе данных о фактических затратах труда на техническое обслуживание и ремонт по видам машин, полученных из годовых отчетов колхозов и совхозов страны и составленных моделей распределения, выполненные объемы,работ по техническому обслуживанию машин распределены между звеньями ремонтной сети ( 15). При сосредоточении основных объемов работ по техническому обслуживанию машинно-тракторного парка в хозяйствах на их долю приходится около 60% объемов работ, на районное звено 10%, на специализированные предприятия почти 30%.

При втором варианте распределения объемов ре- монтно-обслуживающих работ, наиболее предпочтительном с точки зрения концентрации и специализации производства, можно сделать вывод о том, что колхозы и совхозы должны выполнять наиболее простые-из них по технологии в количествах около половины общих объемов работ. При этом на долю специализированных ремонтных предприятий придется около 30% общего объема более сложных и ответственных ремонтных работ по восстановлению машинно-тракторного парка.

Ремонтно-обслуживающая база районного звена должна выполнять около 20% объема работ и специализироваться в первую очередь на сложных видах технического обслуживания и текущего ремонта.

Вследствие этого оптимальное распределение общих объемов ремонтно-обслуживающих работ должно осуществляться для определенных конкретных условий и обеспечивать достижение следующих целей:

своевременное выполнение всех объемов ремонт- но-обслуживающих работ, необходимых для поддержания и полного восстановления работоспособности конкретных машин;

выполнение ремонтно-обслуживающих операций с высоким качеством, с обеспечением гарантии каче-. ства этих работ;

максимальное снижение трудоемкости и стоимости ремонтно-обслуживающих работ.

Для достижения этих целей выполнение ремонтно- обслуживающих работ предусматривается осуществлять на предприятиях и производствах следующих пяти уровней:

на месте работы машин с помощью передвижных механизированных средств;

на стационарных пунктах технического обслуживания машин; в центральных мастерских хозяйств; на предприятиях производственно-технической базы районного звена и на специализированных предприятиях.

Во всех случаях выполнение необходимых технологических операций предусматривается в соответствующих производственных условиях. В качестве критерия оптимизации принимается, с одной стороны, снижение размера амортизации производственных, фондов и снижение потерь от простоев в связи с со-' кращением технологического времени выполнения работ при увеличении числа обслуживаемых машин; с другой — возрастание затрат на транспортирование машин к местам технического обслуживания и ремонта и увеличение потерь хозяйств от бездействия машин за время их транспортировки с повышением степени централизации работ, принципиальные закономерности которых показаны на рисунке 42.

.Зная расстояние доставки машин к местам технического обслуживания и ремонта, затраты времени и средств на доставку, можно определить оптимальное количество их для того или иного вида технического обслуживания или ремонта, а следовательно, и место выполнения этих операций и процессов. При этом одним из главных составляющих принятых критериев будет стоимость оборудования, инструмента и приборов, она определяется для каждого вида обслуживаемых машин и ремонтно-обслуживающих операций. Не менее важное значение имеет также снижение технологического времени выполнения ремонтно-обслуживающих работ. На основе хронометражных наблюдений считается, что даже при современном уровне механизации труда трудоемкость одних и тех же работ в мастерских хозяйств в среднем выше, чем в мастерских общего назначения, на 20%, а по сравнению со специализированными предприятиями — на 40%.

Несмотря на эти показатели, считается,-что в целях улучшенияч работоспособности машин ремонтно- обслуживающая база хозяйств должна развиваться более высокими темпами и особенно в связи с тем, что обеспеченность их стационарными пунктами технического обслуживания на начало 1972 года составляла всего около 5%, то есть первичное звено технического обслуживания машинно-тракторного парка в девятом пятилетии практически отсутствовало, обеспеченность передвижными ремонтными мастерскими составляла 38%, передвижными средствами технического обслуживания — 56, типовыми мастерскими—45%.

Для выполнения необходимых объемов сложных ремонтных работ мощность специализированных предприятий должна быть около 2613 тыс. условных ремонтов, районного звена — 1844 тыс. условных ремонтов. Фактические мощности специализированных предприятий составляют 1398,2 тыс. условных ремонтов, что обеспечивает фактические потребности колхозов в капитальном ремонте машин, агрегатов и узлов на -48% и свидетельствует о необходимости

увеличения мощности предприятий этого звена в основном для ремонта агрегатов и узлов, а также мощных тракторов и других сложных машин.

Средства последовательного восстановления годности машин чрезвычайно многообразны. И все-таки основу материальной базы системы технического обслуживания представляют первичные стационарные средства, обеспечивающие мойку, регулировку, смаз- ку диагностику, заправку, консервацию машин. Необходимы передвижные средства аналогичного назначения, работающие в сочетании с первыми. В силу специфичных черт сельскохозяйственного производства — рассредоточенности машин и стационарных средств обслуживания их на больших территориях — необходимо иметь оперативные и надежные средства связи между всеми звеньями и службами, принимающими участие в техническом обслуживании машин и оборудования — радиотелефонную, телетайпную связь, действующие по определенной системе диспетчеризации, а,также средства доставки людей, материалов, деталей к местам технического обслуживания и работы машин.

Расчет потребности в средствах технического обслуживания машин выполняется по показателям их производительности и загрузки во времени. Основные показатели — продолжительность обслуживания при определенной степени" загрузки средств и фонд времени их работы.

Используя основные показатели режима обслуживания и ремонта машин, такие, как периодичность и трудоемкость выполнения операций, и производственные характеристики средств обслуживания (время на обслуживание и количество обслуживающего персонала), определяют количество постоянно обслуживаемых машин и удельную трудоемкость обслуживания, отнесенную к наработке. Виды. технического обслуживания машин определяют с учетом местных условий.

Разрабатывают системы средств технического обслуживания машин для конкретной природно-эконо- мической зоны, выбирая модельный район, в наибольшей мере отражающий типичные условия использования машин в данной зоне. Для него определяют принципиальную схему ремонтно-обслужива- ющей деятельности, подбирают средства ее осуществления, подсчитывают их необходимое количество. Оптимальность состава средств технического обслуживания проверяют по графику использования во времени с оценкой эффективности. На основе этих исследований разрабатывается типаж средств и вся система технического обслуживания, устанавливается потребность в этих средствах по зонам и их нормативы. Полученный материал позволяет определить также перспективный состав средств технического обслуживания машин с учетом их конструкции, а также схему взаимодействия этих средств.

Для технического обслуживания и ремонта тракторов, комбайнов и автомобилей в составе ремонтных мастерских предусматривают отделения разборочно-моечное> по ремонту и сборке тракторов, по ремонту и сборке комбайнов.

Техническое обслуживание тракторов. В систему технического обслуживания тракторов входят обкатка, технический уход, периодический технический осмотр, ремонты и хранение.

Для технического обслуживания и ремонта тракторов, комбайнов и автомобилей в составе ремонтных .

Здания для ремонта и хранения сельскохозяйственных машин. Ремонтные.

Как не вспомнить здесь о применении тракторов, комбайнов

Одни должны были обслуживать население, занятое в промышленности, а другие - в сельском хозяйстве.

Плановые ремонты машин бывают двух видов: текущие (Т) и капитальные (К). Для машин на базе тракторов или е двигателями тракторного типа текущий

Он является исходным документом для расчета потребности в материальных и трудовых ресурсах.

При техническом обслуживании работу генератора - проверяют нейосредственно на автомобиле, комбайне или тракторе, а в необходимых случаях —на контрольно-испытательном стенде путем измерения

Техническое обслуживание тракторов.

здания для ремонта и хранения сельскохозяйственных машин — колхозные мастерские по техническому обслуживанию и несложному ремонту машин, ремонтные машинно-тракторные мастерские, цехи по ремонту гидросистем тракторов и комбайнов.

3.5. Неисправности реле, средств сигнализации и приборов, их ремонт и испытания.

Глава 16 Ремонт Электрооборудования автомобилей, тракторов и комбайнов 16.1.

Материалы: http://www.bibliotekar.ru/5-remont-mashin/32.htm

2 ≫

Сельскохозяйственные машины работают в трудных условиях. Пыль, грязь, снег попадают в трущиеся узлы, вызывают усиленный механический износ их. Неровности поля приводят к возникновению динамической нагрузки на отдельные соединения и их поломке.

В процессе работы нарушается регулировка машины, то есть изменяется взаимное расположение деталей в результате механического износа и ослабления креплений.

Смазочные вещества под действием высоких температур и попадания в них посторонних примесей теряют свои первоначальные свойства, а это увеличивает износ деталей.

В системе охлаждения трактора образуется накипь, в топливных, масляных и воздушных фильтрах задерживаются загрязнения, образуется нагар на головках блоков, камерах сгорания, клапанах, что приводит также к изменению работы двигателя.

Кроме перечисленных факторов, детали машин стареют, теряют свою первоначальную прочность.

Большой износ вызывает коррозия металлов, особенно когда машины длительно не используются.

В результате всех этих причин машина теряет свою работоспособность, преждевременно выходит из строя, чем наносится большой ущерб народному хозяйству.

Для уменьшения влияния всех этих факторов, продления сроков службы машин в нашей стране разработан обязательный комплекс, называемый планово-предупредительной системой обслуживания машинно-тракторного парка.

Техническое обслуживание — это совокупность обязательных операций по проверке, очистке, смазке, креплению и регулировке деталей и узлов машин, имеющих целью — предупредить преждевременные износы, появление неисправностей и поломок и обеспечить работоспособное состояние машины. Техническое обслуживание является профилактическим.

Система технического обслуживания машинно-тракторного парка включает: эксплуатационную обкатку, техническое обслуживание, периодический технический осмотр, ремонт и хранение.

Эксплуатационная обкатка — это процесс приработки трущихся сопряженных деталей новой или отремонтированной машины до ввода ее в нормальную эксплуатацию. В этот период детали прирабатываются друг к другу. Как правило, после изготовления на заводе детали имеют на своей поверхности шероховатость. В процессе работы неровности одной детали ударяют по другой, выбивая в этом месте смазку. Если в этот период дать большую нагрузку, то в месте ударов могут получиться выбоины, выкрашивание, что ведет к выходу машины из строя.

У новых и отремонтированных машин в период приработки ослабевают крепления узлов, деталей, нарушаются зазоры. Если не принять меры по устранению этих явлений, то может произойти авария.

На заводах и ремонтных предприятиях производят частичную обкатку машин. При получении ее хозяйством обкатка должна продолжаться в полевых условиях по режимам, указанным в инструкции завода-изготовителя, которая прилагается к каждой машине.

Общие правила обкатки заключаются в следующем.

Во время обкатки машины следят, чтобы не было ударов, стуков, несвойственных шумов. В случае их возникновения машину останавливают и устраняют дефект.

Соблюдают температурный режим машины в целом и отдельных ее узлов и агрегатов, учитывая, что при перегреве может произойти поломка.

Чаще меняют смазку в узлах машины, так как мелкие металлические частицы с прирабатывающихся поверхностей попадают в смазку и выводят детали из строя. После окончания обкатки промывают поддон картера двигателя, картеры коробки перемены передач, заднего моста и заправляют свежим маслом.

Правильная и тщательная обкатка машин способствует надежному длительному сроку ее эксплуатации.

Техническое обслуживание машинно-тракторного парка проводят обязательно после выработки определенного количества мото-часов или расходования определенного количества топлива. Машина, не прошедшая очередного технического обслуживания, к дальнейшей работе не допускается. Для тракторов в процессе их использования независимо от их технического состояния установлены следующие виды планового технического обслуживания:

  • ежесменное техническое обслуживание (ЕТО);
  • первое техническое обслуживание (ТО-1);
  • второе техническое обслуживание (ТО-2);
  • третье техническое обслуживание (ТО-3);
  • сезонное техническое обслуживание (СТО).

Периодичность технического обслуживания и ремонта тракторов в мото-часах единая для всех тракторов, а в килограммах израсходованного топлива — разная и зависит от часового расхода топлива двигателем (табл. 17). Сезонное техническое обслуживание проводят при переходе с летней на зимнюю эксплуатацию и наоборот.

Отклонение сроков проведения технического обслуживания в силу производственной необходимости допускается ±10% от нормы.

Организация технического обслуживания машинно-тракторного парка требует точной системы планирования, учета и контроля за проведением технического обслуживания и ремонтов. Основными документами при этом являются: годовой план технического обслуживания и ремонтов, в котором отражены затраты на техническое обслуживание и ремонт, трудоемкость работ и т. д.; график проведения технического обслуживания и ремонтов; журнал использования техники, технические паспорта и книги учета затрат.

Из двух видов учета (мото-часы и килограммы израсходованного топлива) наибольшее распространение получил способ учета межремонтных сроков по израсходованному топливу. Он заключается в том, что после проведения очередного технического обслуживания мастером-наладчиком выдается механизатору заправочный талон (жетон) на определенный лимит топлива.

После выдачи топлива талон (жетон) забирается у тракториста и передается заправщиком бригадиру, механику или мастеру-наладчику, которые совместно с главным инженером хозяйства определяют очередной вид технического обслуживания и время его проведения.

Без талона (жетона) заправщик не выдает на трактор горючие и смазочные материалы.

На каждое выполненное техническое обслуживание составляется акт, который передается в бухгалтерию. Он служит основанием для начисления заработной платы мастеру-наладчику, механизатору. Запасные части, горючие и смазочные материалы также списываются в соответствии с записями в акте.

Операции технического обслуживания трактора для конкретной марки проводят по правилам, которые утверждены для этого трактора.

Ежесменное техническое обcлуживание проводят в поле на поворотной полосе или на бригадном стане. Оно заключается в наружной очистке от пыли и грязи, осмотре узлов, проверке креплений, устранении течи, проверке уровня воды, топлива, масла и электролита в батарее, проверке работы контрольных приборов, сигнализации, агрегатов трактора и состояния шин. При работе в пыльных условиях особое внимание уделяют обслуживанию воздухоочистителя и радиатора.

Первое техническое обслуживание (ТО-1) включает операции ежесменного технического обслуживания и дополнительные операции: мойку и смазку узлов, промывку кассет - воздухоочистителя и замену масла, проверку батарей аккумуляторов, проверку давления воздуха в шинах и регулировку механизмов,

Второе техническое обслуживание (ТО-2) включает все операции первого технического обслуживания и допол­нительные операции: смену масла в картере двигателя, топливного насоса и регулятора числа оборотов, регулировку узлов, механизмов управления трактора, проверку, очистку и промызку деталей системы питания, смазки, гидравлики.

Третье техническое обслуживание (ТО-3) включает все операции второго технического обслуживания и допол­нительные операции: удаление шлама и накипи из системы охлаждения, промывку и смену смазки во всех картерах узлов, проверку и регулировку топливной аппаратуры, агрегатов системы смазки, гидравлики, электрооборудования. При этом техническом обслуживании проводят общее безразборное диагностирование технического состояния машины и решают вопрос о дальнейшей ее эксплуатации или постановке в ремонт. Третье техническое обслуживание проводят на пункте технического обслуживания.

Сезонное техническое обслуживание проводят при переходе к осеннезимнему и весеннелетнему периодам эксплуатации. При этом промывают систему охлаждения, топливные баки, фильтры, топливопроводы, заменяют зимние или летние сорта масел, переводят электрооборудование на зимний или летний режим работы.

Техническое обслуживание сельскохозяйственных машин подразделяется на ежесменное, периодическое (комбайнов), послесезонное.

При ежесменном техническом обслуживании очищают рабочие органы и при необходимости регулируют их, проверяют и подтягивают крепления, проверяют Смазку, устраняют неисправности.

При послесезонном техническом обслуживании очищают машину, проводят безразборное диагностирование узлов и агрегатов для определения потребности в ремонте или пригодности к дальнейшей эксплуатации.

Периодический технический осмотр машин производится специальными комиссиями один-два раза в год для контроля за правильной эксплуатацией машинно-тракторного парка и проверки его технического состояния. К осмотру хозяйство готовит все имеющиеся машины. Результаты осмотpa оформляются актом, по которому принимаются соответствующие меры.

Ремонт техники требуется для поддержания или восстановления исправности и работоспособности машины.

Ремонты подразделяются на текущий и капитальный. Текущему ремонту подвергаются все машины (тракторы, комбайны и сельскохозяйственные машины), капитальному — тракторы и комбайны.

При текущем ремонте предусматривается частичная разборка машины. Как правило, один из ее узлов капитально ремонтируют, а остальные подвергают тщательному контролю.

При капитальном ремонте полностью восстанавливают работоспособность машины. Капитальный ремонт проводят в специализированных ремонтных мастерских или на заводах.

Базой для проведения технического обслуживания машин служит стационарный пункт технического обслуживания (ПТО) хозяйства и стационарные ПТО «Сельхозтехники» для энергонасыщенных тракторов К-701, К-700, Т-150.

В нашей стране широко внедрен метод обслуживания техники механизированными звеньями мастеров-наладчиков. Во главе такого звена ставят опытного механизатора или механика.

Звенья обеспечивают передвижными механизированными агрегатами АТУ-А, АТУ-АМ и АТУ-4822, которые монтируются на шасси автомобиля; АТУ-П, АТУ-1500Д —на шасси тракторного прицепа; АТУ-С (АТУ-1768Б) — на самоходном тракторном шасси.

Эти агрегаты позволяют проводить ТО-1, ТО-2 за тракторами, комбайнами и другими сложными сельскохозяйственными машинами в полевых условиях. В проведении их мастеру-наладчику помогает механизатор. Для лучшего распределения операций между ними составляют технологические карты выполнения технического обслуживания.

Для подвоза горючего, воды и заправки машин на месте работы используют заправочные агрегаты МЗ-3904 на шасси автомобиля и МЗ-3905Т — на шасси двухосного тракторного прицепа.

Колхозы и совхозы получают также передвижные ремонтные мастерские марки МПР-817А (ГОСНИТИ-2), МПР-3901 и ПУ-МЗ-3703, имеющие все необходимое оборудование для выполнения сварочных, слесарных и регулировочных работ.

В последние годы в сельском хозяйстве стало быстро развиваться техническое диагностирование машин. В центральных ремонтных мастерских колхозов, совхозов, объединений «Сельхозтехника» начали создавать стационарные пункты диагностирования тракторов и сельскохозяйственных машин, позволяющие определить техническое состояние трактора без разборки его узлов.

Для этих целей предназначены передвижная диагностическая установка КИ-4270-ГОСНИТИ, передвижные ремонтно-диагностические мастерские МПР-817Д-ГОСНИТИ, МПР-992У-ГОСНИТИ и электронная диагностическая установка «Урожай»- (стационарная).

Хранение сельскохозяйственных машин является составной частью планово-предупредительной системы технического обслуживания машинно-тракторного парка. Оно должно быть налажено в каждом хозяйстве. Основным документом, определяющим правильное хранение техники, является ГОСТ 7751—71 — «Техника, используемая в сельском хозяйстве. Правила хранения». Он распространяется на тракторы, автомобили, другие сельскохозяйственные машины и оборудование животноводческих ферм, подлежащих сезонному и периодическому хранению в нерабочий период и период ремонта.

Стандартом установлены общие правила хранения машин в колхозах, совхозах, торговых базах объединений «Сельхозтехника» и других сельскохозяйственных предприятий.

Существуют три способа хранения: закрытый, открытый и комбинированный.

При закрытом способе вся техника хранится в гаражах и сараях. Это самый надежный способ защиты машин от воздействия атмосферы, разукомплектования и требует наименьших затрат при подготовке и постановке машин на хранение.

При открытом способе вся техника хранится на открытых площадках. Для этого их специально оборудуют: огораживают, освещают, строят отдельные полосы или целые площадки с твердым покрытием, делают специальные подставки, тумбы из бетона или металла для установки на них машин. Опыт многих хозяйств страны показывает, что на таких площадках достигается надлежащая сохранность машин.

При комбинированном способе в гаражах и сараях хранят ответственные дорогостоящие узлы и детали машин, которые могут легко подвергнуться порче при непосредственном воздействии атмосферных факторов, остальные части хранят на открытых площадках.

Места для хранения машин, оборудованные соответствующим образом, называют машинными дворами.

Ма шинный двор — это комплекс сооружений, инженерно-технических объектов и площадок, предназначенных для технического обслуживания и хранения сельскохозяйственной техники.

Машинные дворы подразделяются на центральные (на центральных усадьбах хозяйства) и производственные (в бригадах, отделениях).

На центральном машинном дворе оборудуют площадку или эстакаду для мойки машин, разгрузочно-погрузочную площадку с подъемно-транспортным оборудованием, склад для хранения запасных частей, узлов, деталей, резины и аккумуляторных батарей, снимаемых с машины.

Производственный машинный двор имеет площадки для хранения техники, мойки машин, регулировки рабочих органов машин, а также склад горючих и смазочных материалов с заправочным постом.

Хорошо оборудованный машинный двор — основа высокопроизводительного использования машинно-тракторного парка хозяйства. Он позволяет обеспечить техническое обслуживание, высокую сохранность и работоспособность машин.

При строительстве машинных дворов учитывают направление господствующих ветров, обеспечение отвода атмосферных осадков, поэтому территория должна иметь уклон 2—3° и отводные каналы для стока воды. На машинном дворе кроме площадок для хранения предусматриваются гаражи или навесы, площадки для сборки машин и агрегатов, площадки для машин, подлежащих списанию.

Машинный двор обеспечивается оборудованием для нанесения антикоррозионных покрытий.

Вокруг машинного двора делают ограждения, зеленые насаждения, а территорию оборудуют освещением. Машинный двор оборудуется противопожарными средствами и инвентарем.

Количество площадок для установки машин и места их расположения выбирают в каждом хозяйстве исходя из наличия техники и рельефа местности.

Машины устанавливают на кратковременное или длительное хранение. Кратковременное хранение организуют для машин, если их нерабочий период продолжается от 10 дней до 2 месяцев. Если нерабочий период составляет более 2 месяцев, машины ставят на длительное хранение. Подготовку машин к кратковременному хранению производят непосредственно после окончания полевых работ, а к длительному — не позднее 10 дней с момента окончания их. Машины по внесению удобрений и ядохимикатов готовят к хранению сразу после окончания работ.

Подготовка тракторов к хранению. Перед постановкой на хранение проверяют техническое состояние трактора, устраняют неисправности и проводят сезонное техничеческое обслуживание. Его очищают от пыли, грязи, тщательно моют, в картерах двигателя, коробках перемен передач, заднего моста и конечных передач заменяют масло. Затем трактор заводят, обкатывают и устанавливают на подставки. Сливают топливо и воду, снимают топливные фильтры, осматривают, очищают, моют, ополаскивают в чистом дизельном топливе и ставят на место, топливопроводы продувают сжатым воздухом. Промывают топливные баки.

В каждый цилиндр основного и пускового двигателей заливают по 60—100 см³ консервационной смазки через отверстия форсунок и свечей. Рычаги, педали ставят в нейтральное положение, ослабляют натяжение всех пружин.

Снимают ремни вентилятора, шланги гидросистемы, электрооборудование, карбюратор, сиденья и инструмент, очищают от пыли, грязи, консервируют и сдают на склад.

Отверстия после снятия деталей закрывают деревянными или металлическими заглушками, герметизируют изоляционной лентой или другими материалами. Свечи, масленки, вентили и краники завертывают до отказа, чтобы в полости узлов и агрегатов не могли попасть атмосферные осадки.

В поддон воздухоочистителя заливают масло выше нормального уровня.

Узлы и детали машин подкрашивают, покрывают защитной смазкой, пломбируют капот и кабину трактора.

Перед постановкой сельскохозяйственных машин на хранение проводят сезонное, техническое обслуживание или ремонт. Машины очищают от пыли, грязи, моют, снимают цепи, ремни, гидрошланги и гидроцилиндры, полотна, ножи режущих аппаратов и семяпроводы. Все детали очищают, промывают и покрывают защитными средствами (лаком, смазкой, тальком и т. д.).

Машины устанавливают на подставки, подкладки, причем пневматические колеса не должны касаться земли. При хранении открытым способом их обязательно покрывают светозащитным слоем алюминиевой пудры или мелоказеиновым составом.

Неокрашенные части машин и рабочие органы плугов, культиваторов, режущие аппараты комбайна, жаток, косилок покрывают предохранительной смазкой.

Материалы: http://old.mtzveles.ru/documents/art/book01/b01_4_1.htm

3 ≫

При эксплуатации или хранении машин, оборудования, используемых в АПК, под действием многих факторов (нагрузка, состояние окружающей среды и т. д.) непрерывно изменяется техническое состояние агрегатов, сборочных единиц: изнашиваются детали, нарушаются зазоры в соединениях, изменяются физико-механические свойства материала деталей и т. п. Для поддержания оборудования в исправном состоянии, предупреждения преждевременного износа деталей, обеспечения нормативных сроков их службы, сокращения эксплуатационных затрат существует планово-предупредительная система технического обслуживания и ремонта. Она предусматривает техническое обслуживание (ТО), текущий ремонт (ТР) и капитальный ремонт (КР). Виды и порядок их чередования устанавливают отдельно по машинам каждого типа приложение 4).

Техническое обслуживание (ТО) представляет собой совокупность обязательных операций по очистке, проверке, регулированию, смазыванию и креплению деталей и сборочных единиц через определенные периоды работы машины с целью обеспечения ее работоспособности и предупреждения преждевременного износа, а также для экономичной ее работы.

Техническое обслуживание выполняют при обкатке, использовании и хранении машин. Различают ежесменное, номерное (ТО-1, ТО-2, ТО-3) и сезонное техническое обслуживание.

Ремонт —это комплекс операций, направленных на восстановление работоспособности и ресурса машин, оборудования или их составных частей. Он включает в себя контрольно-диагностические, очистные, разборочно-моечные, дефектовочные, слесарно-механические, сварочные, жестяницкие, сборочные, регулировочные, обкаточные, окрасочные и другие работы и проводится в плановом порядке через определенное время работы или по потребности с учетом технического состояния машин, оборудования, а также при возникновении неисправностей и отказов (при нарушении работоспособности). Различают текущий и капитальный ремонт.

Текущий ремонт выполняют с целью обеспечения или восстановления работоспособности машин и оборудования в результате замены или восстановления их отдельных частей. Этот ремонт бывает плановый и неплановый. Содержание и организация текущего ремонта различаются для машин круглогодичного и сезонного использования. В зависимости от сложности работ его выполняют как на месте эксплуатации машины, так и в соответствующих мастерских или на станциях технического обслуживания.

Капитальный ремонт выполняют для восстановления исправности и полного (или близкого к полному) восстановления ресурса изделия с заменой или восстановлением любых составных частей, в том числе базовых. Различают капитальный ремонт машин и капитальный ремонт их составных частей. При капитальном ремонте выполняют следующие операции: очистку, разборку на составные части, дефектацию, ремонт (восстановление) или замену деталей, сборку, регулировку, обкатку, окраску, испытания.

Наиболее распространенные методы ремонта: необезличенный, обезличенный и агрегатный. Первый сохраняет принадлежность восстанавливаемых составных частей к определенной машине (оборудованию), второй не сохраняет, третий — разновидность обезличенного, заключается в замене неисправных агрегатов новыми или заранее отремонтированными.

Объем работ по текущему и капитальному ремонтам планируют в соответствии со структурой ремонтного цикла, представляющего собой определенную последовательность выполнения операций установленных видов в период между вводом машины в эксплуатацию и первым капитальным ремонтом или между двумя капитальными. Межремонтный период — это время работы машины между двумя ремонтами в этом цикле. Продолжительность ремонтного цикла и межремонтного периода исчисляется в часах фактически отработанного времени, поэтому необходимо вести учет наработки машин и оборудования.

Средства технического обслуживания машин можно разделить на две группы: стационарные и передвижные. Стационарные — это моечно-очистительное, топливо-заправочное, смазочное, диагностическое, разборочно-сборочное и контрольно-регулировочное оборудование, устанавливаемое на стационарных пунктах технического обслуживания. К передвижным средствам относятся агрегаты технического обслуживания (АТО-4822-ГОСНИТИ, АТО-АМ, АТО-9994-ГОСНИТИ, АТО-9999, АО-16365-ГОСНИТИ, АТО-9935--ГОСНИТИ и др.), механизированные заправочные агрегаты, ремонтные, ремонтно-диагностические и диагностические установки (МПР-3901, МПР-9924, КИ-4270А-ГОСНИТИ, КИ-13990, КИ-13905М-ГОСНИТИ и др.). Оборудование передвижных средств смонтировано на шасси автомобилей, тракторных прицепов или на самоходных тракторных шасси. Например, агрегат технического обслуживания АТО-4822-ГОСНИТИ смонтирован на шасси автомобиля ГАЗ-52-01 (рис. 18.1).

С помощью агрегата выполняют следующие операции технического обслуживания: механизированную очистку машин горячей и холодной водой, очистку деталей и узлов в промывочной

жидкости, дозаправку машин маслом, топливом и водой, продувку сжатым воздухом сердцевин радиаторов, подкачку шин колесных тракторов, комбайнов и автомобилей, устранение мелких технических неисправностей, смазывание подшипников, регулировку систем, механизмов и узлов машин.

Техническое обслуживание тракторов и самоходных шасси. Установлены следующие виды обслуживания и ремонта: ежесменное техническое обслуживание (ЕТО), периодическое (номерное) техническое обслуживание (ТО-1, ТО-2 и ТО-3), сезонное техническое обслуживание (СТО).

Периодичность обслуживания планируется по часам работы (моточасы), израсходованному топливу и объему выполненных трактором (шасси) работ, выраженному в условных эталонных гектарах. Периодичность обслуживания в часах работы принята единая для всех марок тракторов: ЕТО — перед началом работы, ТО-1 —через 60 моточасов, ТО-2 — через 240, ТО-3 — через 960 моточасов.

Ежесменное техническое обслуживание (ЕТО) заключается в очистке и проверке наружных креплений, проверке работы контрольных приборов и механизмов, заправке (и дозаправке) баков топливом, маслом, картеров водой, аккумуляторных батарей электролитом, смазывании узлов. Его выполняют в конце смены на поворотной полосе, бригадном или полевом стане.

Техническое обслуживание ТО-1 включает в себя операции ЕТО, чистку фильтров, проверку и регулировку механизмов трактора. Проводится оно согласно графику на бригадном (полевом) стане или в мастерской.

Техническое обслуживание ТО-2 включает в себя все операции ТО-1, а также замену масла с промывкой картера двигателя и некоторые операции частичной диагностики технического состояния машины.

Техническое обслуживание ТО-3 представляет собой сочетание операций ТО-2 с проверкой, регулировкой, очисткой, промывкой и смазыванием узлов и механизмов трактора. Одновременно проверяют техническое состояние трактора (без разборки) с целью определения возможности его дальнейшей эксплуатации или необходимости постановки на ремонт. При этом проверку и регулировку топливной аппаратуры, гидросистемы и электрооборудования трактора проводят только в закрытом помещении с помощью специального оборудования и приборов.

При планировании технического обслуживания тракторов по объему выполняемых работ, выраженному в условных эталонных гектарах, определяют периодичность обслуживания, или межремонтный срок,

(18.1)

где Пия — периодичность технического обслуживания, мото-ч; Ктр коэффициент перевода моточасов в условные гектары по группам работ.

В зависимости от наработки (вида работ) коэффициенты перевода делят на три группы: КтрЛ Ктр2 и Кпер3. Коэффициенты первой группы учитывают основную и предпосевную обработку почвы, междурядную обработку растений, уборку сена, посев кукурузы и сахарной свеклы, уборку картофеля и сахарной свеклы, второй группы — посев зерновых, их кошение, уборку силосных

культур, посадку картофеля, третьей — тракторно-транспортные работы, внесение удобрений.

Техническое обслуживание сельскохозяйственных машин. Для

несложных сельскохозяйственных машин (плуги, сеялки, культиваторы, бороны и т. п.) предусмотрен один вид обслуживания — ежесменное техническое, которое проводят одновременно с ЕТО трактора. Оно заключается в наружной очистке, осмотре, регулировке и смазывании узлов, а также в устранении обнаруженных неисправностей.

Для сложных машин (комбайны, хлопкоуборочные машины, жатки) установлены два вида технического обслуживания — ежесменное и номерное. Ежесменное техническое обслуживание проводят, как описано выше.

Номерное техническое обслуживание проводят через 30 моточасов для менее сложных машин (ЛКГ-1,4А, КСС-2,6 и т.п.) и через 60 моточасов для более сложных (СК-5М «Нива», «Дон-1500», КСК-ЮОА, КПК-2 и т. п.). Оно предусматривает выполнение всех операций ЕТО, дополнительно — очистку и промывку фильтров масла, слив отстоя топлива (при наличии двигателя) из топливных баков, а также проверку и регулировку режущего и молотильного аппаратов, натяжение цепных и ременных передач, регулировку подшипников, рулевого управления, муфт сцепления, тормозной системы, элеваторов и т. п.

Если на машине имеется двигатель, проработавший 240 моточасов, необходимо провести ТО-2.

Сезонное техническое обслуживание проводят после окончания сельскохозяйственных работ. Оно заключается в наружной очистке, мойке машины и проверке ее технического состояния (без разборки) с целью установления возможности дальнейшей эксплуатации без ремонта или необходимости постановки на хранение.

На машинах, не требующих ремонта или прошедших его, проводят операции сезонного обслуживания, а затем подготавливают их к длительному хранению.

Ремонт тракторов и сельскохозяйственных машин. В зависимости от величины, характера износа и дефектов деталей, узлов и агрегатов, определяемых техническим осмотром или на диагностических установках, выполняют текущий или капитальный ремонт машин.

Текущему ремонту подвергают тракторы, сельскохозяйственные и землеройно-мелиоративные машины, автомобили и т. д. Для тракторов он заключается в частичной разборке машины с заменой неисправных деталей, узлов и даже агрегатов, а сельскохозяйственные машины обычно разбирают частично или полностью. При этом проводят углубленное диагностирование нераз-бираемых узлов и агрегатов. В процессе сборки машины регулируют соединения деталей механизмов, систем и агрегатов.

Капитальному ремонту подлежат тракторы, комбайны и земле-ройно-мелиоративные машины, большинство агрегатов и узлов которых нуждается в ремонте (рама, двигатель, агрегаты трансмиссии и др.). Ремонт базисных деталей и узлов, а также их замена не могут быть осуществлены в процессе текущего ремонта.

Техническое обслуживание и ремонт автомобилей. Исправность автомобилей обеспечивается за счет своевременного проведения всех видов ремонта и технического обслуживания.

В тех случаях когда автомобили работают на фермах и в бригадах, выполняя общехозяйственные перевозки, график планового технического обслуживания составляют из расчета проведения ТО-1 два раза в месяц и ТО-2 один раз в два месяца. При работе автомобилей на непрофилированных дорогах и стерне периодичность технического обслуживания снижают на 25 %.

Ежедневное обслуживание заключается в очистке и проверке наружных креплений, проверке систем питания, смазочной, охлаждения и заправке или дозаправке топливом, маслом, охлаждающей жидкостью, проверке работы систем освещения, торможения и механизмов управления при возвращении автомобиля в гараж.

Техническое обслуживание ТО-1 включает в себя операции ЕТО, а также замену масла в картере двигателя, проверку и при необходимости регулировку электрооборудования, тормозной системы и механизмов управления.

Техническое обслуживание ТО-2 представляет собой сочетание операций ТО-1 и диагностирования узлов, агрегатов и машины в целом без разборки, а при необходимости и с разборкой.

При сезонном обслуживании, которое проводят два раза в год, подготавливают автомобили к эксплуатации зимой или летом (промывают системы питания, смазочную и охлаждения, заменяют смазочные масла и смазки). Подготовку, как правило, приурочивают к очередному ТО-2.

Текущий ремонт заключается в ремонте или замене неисправных деталей, узлов и агрегатов. При этом объем работ заранее планировать затруднительно. Потребность в текущем ремонте автомобилей выявляют в процессе технического осмотра после возвращения автомобилей с линии, при техническом обслуживании, диагностировании и по заявкам водителей. Трудовые затраты и стоимость, поскольку неизвестен объем работ, планировать также трудно. Предусматриваются трудовые затраты из расчета на 1000 км пробега, а стоимость — по фактическим затратам. Простои во время проведения текущего ремонта кратковремен-ны и планируются в размере 0,4. 0,5 чел.-дня для легковых и 0,6. 0,8 чел.-дня для грузовых машин.

Капитальный ремонт автомобилей по сложности и технологии существенно не отличается от капитального ремонта тракторов.

Техническое диагностирование — это составная часть системы технического обслуживания, входящая во все его элементы и позволяющая оценить техническое состояние сборочных единиц без их разборки.

Задачи диагностирования: проверка основных технических характеристик и регулировок машин; выявление неисправностей сборочных единиц машин и установление их возможных причин; определение объема и содержания необходимых работ по техническому обслуживанию; оценка состояния сборочных единиц; определение объема и содержания необходимых ремонтных работ; прогнозирование остаточного ресурса; оценка качества проводимых плановых технических обслуживании и ремонтов.

Для диагностирования технического состояния тракторов, автомобилей и других сложных агрегатов в первую очередь используют приборы, установленные на них (термометры, манометры, тахоспидометры и др.), а затем и специальные приборы, приспособления и оборудование, которые крепят к машине на время проверки. Для этой цели используют переносные диагностические комплекты КИ-13901, КИ-13924-ГОСНИТИ (для ТО-1 и ТО-2), ремонтно-диагностическую мастерскую ГОСНИТИ-3, передвижные диагностические установки КИ-4270А, КИ-13305М, КИ-13925, стационарные диагностические комплекты КИ-5308, КИ-13919А. Передвижная установка КИ-4270А смонтирована на шасси автомобиля УАЗ-452 или УАЗ-451. На ней можно проверить до 80 параметров, на стационарном комплекте КИ-5308А — до 85, а с помощью переносного комплекта КИ-13901 — 36 параметров.

В комплект КИ-13901 входят следующие приборы и приспособления (основные): аккумуляторный денсиметр, нагрузочная вилка ЛЭ-2, устройство для проверки герметичности впускного воздушного тракта, сигнализатор засоренности воздухоочистителя, приспособление для определения давления в смазочной системе и загрязненности фильтра гидросистемы, индикатор загрязненности центрифуги, устройство для проверки зазоров в клапанах, набор щупов (№ 4), определитель момента топливоподачи и фаз газораспределения, приспособления для проверки форсунок и натяжения ремня вентилятора, секундомер, прибор для проверки рулевого управления и другие, а также инструмент и необходимая техническая документация.

Диагностирование начинают с подготовки машины — очистки, выполнения подготовительных операций ТО. Перечень подготовительных работ зависит от целей и задач диагностирования. Например, при ТО-3 трактора к подготовительным работам относятся: очистка машины, проверка ее комплектности в процессе внешнего осмотра, ознакомление с состоянием (со слов тракториста), проведение необходимых операций ТО тем сборочным единицам, от состояния которых могут зависеть результаты последующего диагностирования (например, удаление накипи из системы охлаждения, регулировка форсунок и др.), а также прогрев машины.

При диагностировании вне плана (например, заявочное) подготовительные работы ограничиваются лишь той сборочной единицей, в которой намечается поиск неисправности.

Различают три этапа диагностирования машины:

подготовительный — проверка работоспособности диагностических средств, подготовка и установка их на проверяемую машину, подготовка рабочего места и технической документации;

основной — измерение диагностируемых параметров, анализ полученных результатов, разработка последующих действий по диагностированию и техническому обслуживанию;

заключительный — снятие с машины приборов и датчиков, запись результатов диагностирования в учетную документацию и установка на машину снятых деталей.

Хранение сельскохозяйственной техники. Рабочий период большинства сельскохозяйственных машин (сеялки, комбайны, плуги, культиваторы, лущильники и др.) из-за сезонности работ и узкой их специализации составляет 3. 12 % года. Остальное время техника находится на хранении.

Машины в хозяйствах ставят на кратковременное или длительное хранение. Кратковременное хранение необходимо в период полевых работ, когда машины временно (от 10 дней до 2 мес) по тем или иным причинам не используются. Когда продолжительность нерабочего периода машин длится более двух месяцев, их ставят на длительное хранение.

На кратковременное хранение машины ставят сразу после окончания работ, на длительное — не позже 10 дней с момента их окончания. Машины для внесения органических, минеральных удобрений и химикатов во всех случаях подготавливают и ставят на хранение немедленно по окончании работы.

Существуют три основных способа хранения машин и их деталей: открытый, закрытый и комбинированный. Их выбор зависит от климатических условий, наличия помещений или площадок и особенностей конструкции машин.

При открытом способе машины сосредоточивают на открытой площадке или под навесом. Это позволяет добиться надлежащей подготовки машин к хранению и их сохранности. Наиболее приемлемы для хранения машин (с учетом влияния на них коррозии) площадки с твердым покрытием: асфальтобетонные, бетонированные или булыжные. Их огораживают металлической сеткой или земляным валом с посаженными деревьями. При устройстве площадки необходимо предусмотреть на ней участки для мойки, сборки и регулировки машин, а также для подготовки их к хранению.

Навес существенно не улучшает условий хранения машин, так как мало предохраняет их от атмосферного воздействия.

Закрытый способ хранения (в сарае, гараже, на складе) позволяет уменьшить затраты труда на выполнение операций, связанных с хранением (можно не снимать с машины цепи, гидроцилиндры, транспортеры, ножи режущего аппарата и др.). Кроме того, машины не подвергаются воздействию осадков, солнечной радиации, пыли и т. п. Однако этот способ требует затрат на строительство помещений.

Комбинированный способ хранения техники совмещает открытый и закрытый. Он предусматривает хранение в закрытых помещениях машин дорогостоящих, а также имеющих сложное и дорогое электрооборудование и детали, изготовленные из резинотканевых материалов (СК-5М «Нива», «Дон-1500», КСК-ЮОА и др.), а на открытых площадках — простых машин (плуги, бороны, катки и др.). Таким образом, на открытой площадке хранят отдельные крупногабаритные агрегаты (например, жатку зерноуборочного комбайна), а остальную часть машины или ее агрегаты (двигатель, колеса или комбайн без жатки) — в помещении.

Важно тщательно подготовить машины к хранению. Для этого их очищают от грязи и моют. В процессе мойки обезжиривают замасленные части машин, что необходимо для подкраски и консервации. Для этого можно использовать пароводоструйный очиститель ОМ-3360-ГОСНИТИ с применением водного раствора каустической соды и нитрита натрия.

При длительном открытом хранении наиболее повреждаемые детали (сиденья, шланги, электрооборудование, фартуки, ремни, транспортеры, цепи, ножи и т. п.) следует снимать, подготавливать к хранению и сдавать на специальный склад или в кладовую. Отверстия после снятия деталей, узлов или агрегатов необходимо закрывать заглушками, пробками или оклеивать промасленной бумагой. Втулочно-роликовые цепи очищают, проваривают в отработанном моторном масле (ингибированной смазке НГ-204 или 10. 20%-ном растворе петролатума) и хранят на складе. При закрытом хранении на машинах допускается оставлять цепи, покрытые антикоррозионной смазкой и находящиеся в ненатянутом состоянии. Ремни необходимо промывать в теплой мыльной воде, дезинфицировать 1. 2%-ным раствором формалина, просушивать и хранить на складах на специальных вешалках.

Другие снятые узлы и детали, подлежащие хранению на складе, согласно рекомендациям консервируют или герметизируют с использованием антикоррозионных смазок.

Рабочие органы машин, винты, штоки гидроцилиндров, рукоятки, педали необходимо покрывать 0,2. 0,3-миллиметровым слоем антикоррозионной смазки.

При длительном хранении машины с пневматическими колесами устанавливают на подставки (без перекоса), снизив давление в шинах на 20. 30 % номинального. При этом между шинами и опорной поверхностью обязательно предусматривают просвет 8. 10 см, а сами шины покрывают специальным составом.

Склад для хранения должен иметь три изолированных помещения: для аккумуляторных батарей; узлов и деталей из резины и текстиля; остальных деталей, узлов и агрегатов. В помещении необходимо поддерживать постоянную температуру (не ниже — ГС).

Для нанесения различных смазок и лаков с целью защиты поверхностей деталей машин от коррозии применяют различные агрегаты и установки: ОЗ-18048-ГОСНИТИ, АО-18050-ГОСНИ-ТИ, АТО-18061-ГОСНИТИ, 03-4899-ГОСНИТИ и др. Для фермерских хозяйств можно использовать ранцевый противокоррозионный аппарат РПА-2-ГОСНИТИ.

Для консервации наружных поверхностей деталей машин при хранении их под навесом или в закрытом помещении применяют ингибированные смазки НГ-203А, НГ-208 и др. Для внутренней консервации двигателей и механизмов рекомендованы смазки НГ-203Б, НГ-207 и др.

Широко распространены новые типы покрытий — микровосковые «Глобо», «Экспротект», ПЭВ-74 и др. Эмульсионные составы «Экспротект» и ЛБХ значительно повышают стойкость шин.

Для продолжения скачивания необходимо собрать картинку:

Материалы: http://studfiles.net/preview/4071011/page:37/


Back to top