Появился стук в двигателе, причины и возможности ремонта

1 ≫

Стук в двигателе - причины неисправности и методы ремонта

При запуске автомобиля некоторые водители сталкиваются с тем, что слышат непонятный шум и чувствуют вибрации в двигателе. Это достаточно распространенная проблема, если Ваш автомобиль имеет возраст более 10 лет, или его пробег уже перевалил за сотню тысяч километров.

Безусловно, если Вы не проводили штатную диагностику своему «железному коню» последние пару лет, то есть высокая вероятность услышать стук в моторе нового автомобиля, которому всего пару лет. Что является причиной этого неприятного и потенциально разрушительного для двигателя шума?

Среди автовладельцев может быть небольшая путаница относительно того, какие механизмы двигателя могут производить шумы в моторе. Зачастую в появлении любого тикающего шума водители склонны видеть нарушения в работе толкателей (кулачков цилиндра) двигателя. Однако мотор автомобиля состоит из сотен деталей, и его работа зависит от четкости работы всех систем.

Наиболее распространенные причины появления шума или стука в двигателе:

3. Износ кулачков распределительного вала.

4. Нарушение работы шатунов (шатунных подшипников коленвала).

6. Отсутствие оптимального давления масла.

8. Увеличение зазоров между вкладышами и клапанами.

9. И еще 118 причин появления шума в двигателе.

При нарушении в работе толкателя появляется характерный тикающий звук, который можно отличить среди другого шума. Именно тикающий звук дает основание автомеханикам диагностировать поломку толкателя, но такой же характерный шум двигателя появляется при следующих поломках:

3. Некачественная смазка или отсутствие давления в насосе.

Принцип работы толкателя

Толкатель находится на конце рычага (коромысла), второй его конец взаимодействует с лопастями коленчатого вала при запуске мотора. При повороте профилей кулачка толкатель осуществляет начало движения клапана для его открытия и закрытия. Второе распространенное название толкателя – лифтер, поскольку его работа заключается в поднятии рокера на нужную длину.

Толкатель соединяется с коромыслом стопорным винтом. Регулируя винт, можно увеличить или уменьшить уровень подъема клапана в цилиндре двигателя.

Первичный шум в моторе возникает при износе стаканчиков – толкатели размещены в специальной головке (стакане) которая со временем изнашивается и деформируется. Шум при холодном запуске мотора, который впоследствии пропадает, может возникать из за несовпадения температур, которые испытывают детали узла. Стаканы толкателя изготавливаются из стали, а голова — из алюминия.

Влияние моторного масла

По мере эксплуатации, когда моторное масло загрязняется и повышается его вязкость, увеличивается трение между толкателями и распределительным валом. Это приводит к тому, что оба узла начинают изнашиваться. Критический момент износа деталей характерен появлением шума при работе клапанов.

При нехватке смазывающего материала возможен такой же эффект. При недостаточной смазке, помимо толкателей, начинают быстро изнашиваться клапаны цилиндра, головки, поршни.

Кроме того, что недостаточная смазка элементов двигателя приводит к раздражающему шуму мотора, значительно снижаются показатели мощности автомобиля, падает скорость и увеличивается время разгона.

Изношенный толкатель или распредвал приведут к тому, что рано или поздно клапаны не откроются в нужной точке, подача топливной смеси будет ограничена, автомобиль провалится в аварийную зону.

Если масло не менялось при пробеге более 50 000 км, и игнорировался его контроль, то повреждения коснутся всех элементов двигателя, причем распредвал будет наиболее дорогой частью ремонта.

При диагностике автомобиля на предмет наличия шума в двигателе проверка качества масла должна быть на первом месте. Проверять следует следующие параметры:

Если в автомобиле использовалось масло повышенной или пониженной вязкости, не подходящее по техническим параметрам к конкретному автомобилю, и пробег на такой смазке превысил 10 000км, то следует проверить все детали двигателя, поскольку однозначно произошла деформация многих комплектующих. Появление шума в таких случаях — характерный признак трения металла о металл.

Если водитель достаточно долго игноририрует технические требования по замене масла, то масляная накипь засоряет все фильтры, и при замене жидкости не стоит забывать и о замене всех фильтров, иначе очень скоро мотор застучит вновь.

Правильная регулировка толкателя

Неправильная установка данного узла – это еще одна причина появления тикающего шума в двигателе. Если после регулировки клапанов начинают стучать стаканы, это может указывать на чрезмерное затягивание элементов крепежа. При отпуске соответствующего винта стук прекращается.

Часто появляется шум после значительного износа колодцев толкателя — в этом случае нужно полностью менять головку, такие шумы не устраняются путем простой замены или доливки масла.

Регулировку клапанов следует проводить при холодном моторе, поскольку после прогрева двигателя шток клапана термически расширяется, и для оптимальной работы толкателя следует оставлять достаточный зазор, не затягивая регулировочный винт. С другой стороны, при регулировке не следует оставлять большого зазора для толкателя, чтобы клапан оставался в открытом положении точное время такта.

При длительном перегреве клапанов в них могут образоваться трещины, а в цилиндрах двигателя — мелкофракционная стружка.

При регулировке толкателя следует использовать измерительный щуп для проверки нужного расстояния между кронштейном коромысла и штоком клапана. Если в техпаспорте есть параметры заводских регулировок, следует ориентироваться на них при установлении зазора в регулировочном винте толкателя.

При устранении тикающего шума двигателя в первую очередь рекомендуется проверить узел толкателя и уровень, а также качество масла. И если Ваш двигатель начнет звучать как бабушкины часы, теперь Вы знаете, что делать.

Популярные новости

© 2008-2017 Информацинное издание «1ГАИ».

Права на изображения и материалы принадлежат их авторам

Материалы: http://www.1gai.ru/baza-znaniy/519348-poyavilsya-stuk-v-dvigatele-prichiny-i-vozmozhnosti-remonta.html

2 ≫

Одна из самых неприятных ситуаций, в которой рискует оказаться каждый водитель – неожиданно появившийся стук в двигателе автомобиля.

Достоверно определить причины его возникновения задача не из простых. Единственная мысль, которая сразу приходит в голову – двигатель неисправен и требует немедленного диагностирования и дорогостоящего ремонта.

В общем случае, если стучит двигатель, то это является результатом удара металлических деталей друг о друга. Он сопровождается резким увеличением нагрузки в местах соприкосновения взаимодействующих деталей. В результате детали разрушаются, причем тем быстрее, чем сильнее удар.

Стук в двигателе может появиться вследствие:

  • производственных дефектов (на новом автомобиле);
  • непрофессионального ремонта;
  • использования моторного масла, характеристики которого не соответствуют рекомендациям производителя транспортного средства;
  • заправки некачественным топливом;
  • неправильной эксплуатации (перегрузка автомобиля, агрессивная манера вождения и пр.)

Без причины стучит двигатель только в случае естественного износа деталей до предельных значений.

Для того чтобы быстро оценить ситуацию и принять правильное решение, нужно в первую очередь убедиться, что стучит именно двигатель, а затем попытаться классифицировать стук.

Услышав незнакомые звуки, доносящиеся из подкапотного пространства автомобиля, необходимо убедиться, что их источником является мотор автомобиля.

Для этого нужно:

  • Нажав на педаль сцепления, отключить коробку переключения передач и трансмиссию. При этом исключается влияние этих узлов на работу двигателя.
  • Загнать автомобиль на эстакаду или установить в гараже на смотровую яму.
  • Достаточно часто причиной посторонних звуков являются опоры двигателя, генератор, водяной насос (помпа). Их необходимо проверить. Подозрительные детали желательно на время демонтировать.
  • Если после проведения этих операций двигатель продолжает стучать, то проблема заключается именно в нем.

Классифицировать стуки, возникающие в работающем двигателе, можно на слух по ряду критериев, среди которых:

  1. Сила удара.
  2. Динамика интенсивности стука.
  3. Частота основной гармоники звука удара.
  4. Цикличность звука.

Сила удара

По силе ударов, раздающихся во время работы автомобильного мотора водитель может оперативно принять решение о дальнейших действиях.

В случае, если удары:

  • сильные и их нельзя ничем заглушить, нужно выключить зажигание и буксировать транспортное средство в ближайший автосервис;
  • средней громкости, которые неслышны в салоне при работе магнитолы – можно медленно ехать в автосервис самостоятельно;
  • слабые, слышимые только при открытом капоте и в полной тишине – диагностику можно провести в свободное время.

Интенсивность удара

Появившийся внезапно стук в двигателе, интенсивность которого во времени не меняется, свидетельствует о быстротекущих процессах разрушения деталей вследствие различных причин, в том числе превышения пределов циклической усталости.

Если стук появился незаметно и со временем его интенсивность увеличивается, это следствие процессов постепенного изнашивания деталей.

В общем случае интенсивность стука напрямую связана с режимом работы силового агрегата, который зависит от нагрузки и частоты вращения коленчатого вала. При увеличении нагрузки на двигатель резко возрастает нагрузка на детали кривошипно-шатунного механизма и поршневой группы.

Поэтому признаком, свидетельствующим о дефектах внутри этих групп деталей, является увеличение интенсивности стуков при возрастании нагрузки.

Кроме того, на интенсивность ударов существенное влияние оказывает изменение подачи моторного масла к узлам трения, работающим на износ.

К таким относятся пары взаимодействующих деталей:

  1. Поршневой палец – поршень.
  2. Распределительный вал – головка блока цилиндров.
  3. Клапан – направляющая втулка.
  4. Коленчатый вал – блок цилиндров.
  5. Поршень – цилиндр и др.

Моторное масло обладает демпфирующими свойствами. При этом подача масла к этим узлам при возрастании нагрузки на двигатель увеличивается. Большее количество масла в зоне взаимодействия поврежденных деталей иногда может привести к снижению интенсивности ударов.

Частота основной гармоники звука удара

Звуки удара, которые доносятся из двигателя бывают:

Звонкий металлический стук свидетельствует о том, что в соприкосновение входят детали:

  • двигающиеся с большой амплитудой;
  • изготовленные из твердых металлов.

Кроме того при взаимодействии этих деталей отсутствует демпфирование моторным маслом.

Глухие звуки удара слышны из двигателя в случае, если:

  • одна из взаимодействующих деталей изготовлена из мягкого металла;
  • амплитуда движения соприкасающихся деталей невелика;
  • присутствует демпфирующий слой смазки.

Если звонкие звуки раздаются в верхней части двигателя, то их причиной скорее всего является стук клапанов. Звуки, похожие на шелест, свидетельствуют о проблемах с ремнем или цепью привода газораспределительного механизма. Звуки средней и низкой тональности издают детали цилиндро-поршневой группы.

Цикличность удара

Различают стуки, которые:

  1. совпадают с частотой вращения двигателя;
  2. носят случайный характер.

Появление стука, совпадающего с частотой вращения автомобильного мотора, показывает, что неисправность связана с дефектами деталей газораспределительного, кривошипно-шатунного и других механизмов, работа которых совпадает с рабочим циклом силового агрегата.

Стуки случайного характера могут быть вызваны:

  • попаданием внутрь двигателя посторонних предметов или отломанных частей деталей;
  • неисправностями системы управления сгоранием горючего.

Среди многочисленных причин, вызывающих стук в двигателе, чаще всего встречаются:

Детонация возникает вследствие неправильного распределения горючей смеси (топливо+воздух) внутри цилиндров. При этом вместо горения в цилиндрах происходит взрыв, который может привести к повреждению как поршня, так и стенок цилиндра.

Причинами появления детонации являются:

  • Сверхнормативная степень сжатия горючей смеси, вызванная толстым слоем нагара на днищах поршней и стенках камер сгорания.
  • Неправильно отрегулированный момент зажигания горючей смеси.
  • Некачественное топливо.
  • Неисправные свечи зажигания.
  • Повышенная нагрузка на двигатель, возникающая во время резкого ускорения автомобиля; преодоления крутого подъема; движения на передаче, не соответствующей текущему скоростному режиму и пр.
  • Очень высокая температура отдельных участков стенок цилиндра и/или поршня.
  • Дефекты выхлопной системы.

Важно! Детонация сопровождается явно выраженным металлическим стуком.

Что касается стуков, вызванных износом узлов и деталей, то причин их появления намного больше. Особенно часто встречается стук клапанов, возникающий из-за:

  1. увеличенных зазоров:
  2. поломки клапанной пружины;
  3. износа кулачков распределительного вала.

Кроме того стучать могут:

  • Подшипники коленчатого вала (шатунные и коренные). Причинами могут быть:
  1. увеличенный зазор между шатунными (коренными) шейками и вкладышами;
  2. раннее зажигание; недостаточное давление моторного масла.
  • Поршни, что свидетельствует об увеличенном зазоре между: стенками цилиндров и поршнями; поршневыми кольцами и канавками.
  • Детали привода распределительного вала, в случае: увеличенных зазоров между рычагами и кулачками; растяжения приводного ремня; износа кулачков; большого зазора между направляющей втулкой и стержнем клапана.

Стук в двигателе может возникать и при отсутствии явного износа деталей. Причинами его появления может быть:

  • перекос или заедание деталей внутри мотора;
  • снижение вязкости моторного масла и разрыв масляной пленки между деталями силового агрегата;
  • деформация деталей мотора.

Большое значение при выявлении дефектов, связанных с появлением стуков в двигателе, имеет его рабочая температура.

Часто бывает, что при запуске холодного двигателя наблюдается негромкий стук, который по мере прогревания силового агрегата исчезает. Это свидетельствует о том, что имеет место небольшой естественный износ деталей.

При нагревании геометрические размеры этих деталей изменяются и зазоры восстанавливаются. В ближайшей перспективе такие дефекты для мотора неопасны, но перед поездкой его необходимо хорошо прогреть.

Случается, что при запуске холодного двигателя никаких проблем не наблюдается, однако после прогрева появляется неприятный стук. Это обусловлено тем, что холодное густое масло заполнило большие зазоры в сильно изношенных или разбитых деталях.

После прогрева на горячем двигателе демпфирующие свойства масла (текучесть, вязкость и пр.) изменяются и начинают проявляться дефекты сопрягающихся деталей. Их можно выявить только продиагностировав силовой агрегат.

С застучавшим в пути двигателем справиться на месте достаточно сложно. Единственно правильное решение – проверить уровень моторного масла. Часто бывает, что долив масла до нормального уровня удается устранить стук в двигателе. Если это не помогло, то предстоит поездка на автосервис. А своим ходом или на буксире – решать водителю.

На скании было такое:облом шпильки на бугеле коренного подшипника,стук прослушивался под нагрузкой когда трогаешся с места,стук глухой,но при норм.оборотах двигателя не слышно,и так ездили пол года пока не сняли поддон.

Материалы: http://dvigatels.ru/uhod/stuk-v-dvigatele.html

3 ≫

Природа неполадок двигателя может быть разной, ведь этот агрегат автомобиля оказывается самым подверженным различных негативным влияниям. Климатические проблемы, неаккуратная эксплуатация автомобиля, плохое качество топлива и расходных материалов - все это сказывается на работе агрегата. Потому если в вашем авто появился стук в двигателе, нужно сразу же определить его причину и отправиться на СТО для устранения неполадки.

Чтобы выявить, какой именно узел в вашем автомобиле стал причиной стука в двигателе, нужно изучить возможные проявления этого звука, понять природу и сравнить с реальной ситуацией. К примеру, стук в двигателе может быть ритмичным или хаотичным, внутренним или наружным, а также отличаться по силе и интенсивности. Разберемся с возможными причинами такого проявления.

Если постукивание происходит через определенное количество времени, звук явно доносится из внутренней части силового агрегата, значит, виновником такого проявления стала поршневая группа вашего автомобиля. Этот механизм является наиболее подверженным влияниям плохого масла или топлива, а также слишком резкой эксплуатации.

Вызвать стук в поршневой группе может целый набор факторов. Некоторые частые неполадки даже описаны в руководстве по эксплуатации автомобиля. Наиболее частые проявления такого стука связаны со следующими причинами:

  • автомобиль часто начинал интенсивно эксплуатироваться при плохо прогретом агрегате - изогнулись шатуны;
  • износился блок цилиндров, один из поршней получил люфт;
  • износился сам поршень, счесался или надкололся при резкой тряске;
  • двигатель был физически поврежден, картер наехал на камень;
  • из-за нерегулярного обслуживания масло накопило много абразивных частиц и стерло верхний слой металла.

Вариантов неполадок при таком проявлении может быть масса, а устранить большую часть можно с помощью дорогостоящего капитального ремонта агрегата. Но не спешите расстраиваться, ведь внутренний стук в двигателе может исходить также от клапанов или от соединения с ведущими полуосями.

Виновником стука может стать турбина, что зависит от ее конструкции и типа. В любом случае, перед принятием серьезных решений следует провести диагностику машины на станции и определить возможные проблемы. Часто диагностика дает ответы на все возникающие вопросы и позволяет решить проблему без дорогостоящего ремонта.

Далеко не всегда наши слуховые возможности могут безошибочно определить особенности возникновения того или иного стука, а также место его происхождения. Часто приходится принять ошибочное мнение, ведь водитель всегда склонен думать, что непонятный стук в автомобиле означает нечто плохое.

Но нередко оказывается так, что стук, который мы изначально приписали силовому агрегату, совершенно не связан с системой двигателя. Это может оказаться искривление валов, поломка определенных подшипников или даже проблема с ходовой частью машины. Существует несколько способов определить причастие двигателя к постукиваниям, а самый эффективный из них следующий:

  • остановите автомобиль (движение с неизведанными стуками недопустимо);
  • заглушите двигатель, дайте ему немного остыть, а затем снова запустите;
  • немного прогрейте агрегат на малых оборотах и заметьте, есть ли стук;
  • сначала плавно нажмите на педаль газа, обратите внимание на поведение звуков;
  • затем резко нажмите на педаль акселератора и отпустите ее - заметьте поведение двигателя на этот раз.

Стуки в силовом агрегате чаще всего являются причиной вращения поломанных механизмов. Чем больше оборотов мы даем двигателю, тем чаще будет стук. Если же ритмичность неприятных звуков никак не меняется во время всех этих процедур, двигатель к вашей проблеме, скорее всего, не имеет никакого отношения.

Следует проверить прочие возможные неполадки, которые вызывают стуки и являются причиной дискомфорта водителя в поездке. Часто при полной диагностике удается обнаружить такие неполадки, которые встречаются один раз на миллион случаев, так что стук в области двигателя сложно диагностировать однозначно.

В любой ситуации, если вы услышали неприятные стуки силового агрегата, не стоит продолжать движение на автомобиле. Следует остановиться и продолжить транспортировку авто только с помощью другого автомобиля - на буксире или на эвакуаторе.

Не стоит даже заводить двигатель лишний раз, ведь можно усугубить неполадку. И уж точно не следует разбирать агрегат самостоятельно в условиях гаража и пытаться исправить поломку. Список действий, который вам необходимо выполнить в данном случае, следующий:

  • транспортировать автомобиль безопасно до хорошей станции технического обслуживания;
  • выполнить полную диагностику силового агрегата;
  • выявить список неполадок, которые повлияли на возникновение такого проявления;
  • создать план ремонта автомобиля и выполнить устранение всех проблем.

На профессиональном СТО даже по характеру звука зачастую могут определить возникшую проблему, потому стоит просто обратиться к специалистам и получить помощь в выявлении и устранении стука. Самостоятельно заниматься ремонтом можно лишь в том случае, если у вас есть требуемый опыт и достаточное количество инструмента.

Для работы с двигателем потребуется специализированное оборудование, которое поможет отыскать проблему и быстро ее устранить. А непрофессиональное вмешательство чревато еще более дорогими и неприятными последствиями.

Чего точно не нужно делать при наличии непонятного стука в двигателе, так это снимать на видео и рассуждать о возможных проблемах, пока агрегат работает и самоуничтожается, как на следующем ролике:

Высокое качество и надежность современных автомобилей относительны. Если вы эксплуатируете машину в коммерческих целях, двигатель может прослужить лишь несколько лет. Да и в дорогих технологиях современных производителей может оказаться множество слабых мест. Столкнувшись с проблемой стука в силовом агрегате, не принимайте поспешных решений и не занимайтесь самодеятельностью - доверьте работу настоящим специалистам.

Случалось ли на вашем опыте столкнуться с такой проблемой, как стук в двигателе, и какие решения были приняты для его устранения?

Материалы: http://avto-flot.ru/blog/chto-delat-esli-poyavilsya-stuk-v-dvigatele.html


Back to top