ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ТРАКТОРОСТРОЕНИЯ

1 ≫

Сайт о механических экскаваторах, старой строительной,

авто- и железнодорожной технике

Еще в 1785 г. профессор М.М.Комов в работах «О земледелии» и «О земледельных орудиях» выдвинул идею создания «быстродвижной машины для облегчения труда крестьян и замены лошадей». Построенная в 1791 г. талантливым русским техником И.П.Кулибиным «трехколесная самокатка», приводимая в движение мускульной силой человека, имела многие основные узлы, применяемые в современных тракторах и автомобилях: задние ведущие колеса, переднее направляющее колесо, рулевое управление и т. д. В начале XIX в. инженер В.Гурьев работал над созданием «сухопутных пароходов», предназначенных для перевозок грузов и работы в сельском хозяйстве.

Впервые колесные тракторы с паровой машиной появились в Англии и Франции в 30-х годах XIX в. и применялись в армии и на транспорте. С 50-х годов они начали использоваться для пахоты и других сельскохозяйственных работ. Из-за большого веса и высокой стоимости применение этих тракторов было ограничено. В России они насчитывались единицами в крупных помещичьих хозяйствах.

Первый в мире гусеничный трактор с двумя паровыми машинами был построен и испытан в 1888 г. русским изобретателем Ф. А. Блиновым, получившим патент на гусеничный ход в 1879 г. В 1889 г. Ф.А.Блинов демонстрировал работу своего трактора на Саратовской выставке. Еще ранее ценные изобретения по гусеничному ходу были сделаны Д.А.Загряжским (1837), разработавшим «экипаж с подвижными колеями», и С.Маевским, создавшим в 1876 г. конструкцию гусеничного тягача с коробкой передач для изменения скорости движения.

В 1893—1895 гг. Я.В.Мамин, ученик Ф. А. Блинова, создал самоходную колесную тележку с нефтяным двигателем внутреннего сгорания, которая явилась прообразом современного трактора.

В США первые тракторы с двигателями, работающими на нефти, были выпущены фирмой «Харт-Парр» в 1901 г. Практически они стали применяться в 1907 г. Занимающийся после Ф.А.Блинова конструированием так называемого «русского трактора» Я.В.Мамин закончил в 1911 г. постройку трех моделей колесных тракторов с четырехтактными бескомпрессорными дизелями мощностью 20, 30 и 60 л. с. (14,7; 22 и 44 кВт).

Тракторы первых выпусков были тяжелы: паровые имели удельный вес 240. 320 кг/л.с. (3260. 4353 Н/кВт), с двигателем внутреннего сгорания - 160. 240 кг/л.с. (2176. 3260 Н/кВт). Диаметр ведущих колес достигал 2,5 м и более. Применяли открытое устройство трансмиссии и охлаждение двигателя с помощью градирни.

В 1917 г. во всей России было 165 тракторов. Тракторостроение как отрасль промышленности существует с 1917 г., когда на заводах Форда в США началось массовое производство тракторов. Великая Октябрьская социалистическая революция открыла широкие возможности развития всех отраслей народного хозяйства. Несмотря на голод, разруху и гражданскую войну, ряд заводов начал налаживать выпуск тракторов.

В развитии отечественного тракторостроения можно выделить четыре основных этапа. Первый охватывает 1918-1929 гг. В 1918 г. на петроградском заводе «Большевик» было организовано мелкосерийное производство гусеничных тракторов с карбюраторными двигателями мощностью 20, 40 и 75 л. с. (14,7; 29,4 и 55 кВт). Решающее значение для развития тракторостроения в СССР имел декрет СНК «О сельскохозяйственном машиностроении», подписанный В.И.Лениным 1 апреля 1921 г. В это время выпуском тракторов занимались Коломенский и Харьковский паровозостроительные заводы, Обуховский завод. Наиболее массовое производство тракторов было организовано на заводе «Красный путиловец» (трактор «Фордзон-Путиловец»).

В 1928 г. в стране было выпущено 1300 тракторов. Лишь с введением в строй в 1930 г. Сталинградского тракторного завода проектной мощностью 144 трактора в сутки тракторостроение было организовано в соответствии с Ленинским декретом, т.е. по принципу массового производства.

Технический уровень первого этапа характеризуется единичным и мелкосерийным производством колесных тракторов «Коломенец», «Запорожец», гусеничных тракторов «Коммунар», «Большевик» и крупносерийным производством тракторов «Фордзон-Путиловец». Тракторы этого периода предназначались для выполнения сельскохозяйственных работ общего назначения. Они имели четырехтактные карбюраторные или двухтактные полудизельные двигатели мощностью 25.. .48 л.с. (18,4. 35 кВт). Скорость движения составляла 3.. .6 км/ч, число передач - 2. 3 вперед, 1 назад. Удельная металлоемкость колесных тракторов находилась в пределах 120. 150 кг/л.с. (163. 200 кг/кВт), гусеничных — 170. 180 кг/л.с. (231. 245 кг/кВт). За эти годы было выпущено 26,4 тыс. колесных и 0,9 тыс. гусеничных тракторов.

Второй этап развития отечественного тракторостроения охватывает 1930-1941 гг. В 1931 г. был построен Харьковский, а в 1933 г. - Челябинский тракторные заводы. Уже за годы первой пятилетки произвели 98,6 тыс. тракторов (в пятнадцатисильном исчислении).

Время после введения в действие крупнейших тракторных заводов и до начала Великой Отечественной войны характеризуется бурным развитием творческой конструкторско-экспериментальной деятельности. В эти годы заводами выпускались колесные тракторы общего назначения СХТЗ-15/30, пропашные колесные тракторы «Универсал», гусеничные тракторы СХТЗ-НАТИ-1-ТА, С-60 и С-65. Мелкими сериями изготавливались гусеничные газогенераторные тракторы ХТЗ-Т2Г и СГ-65. Выпускаемые машины не уступали зарубежным моделям. Они оснащались четырехтактными карбюраторными и дизельными (С-65) двигателями мощностью 22.. .75 л. с. (16.. .55 кВт). Число передач достигло 3. 4 вперед. Снизилась удельная металлоемкость до 95 кг/л. с. (127 кг/кВт) у колесных и 91. 150 кг/л.с. (122. 200 кг/кВт) у гусеничных тракторов. За эти годы было выпущено 490 тыс. колесных и 195,7 тыс. гусеничных тракторов. Последние как более производительные начинают вытеснять колесные, поскольку в эти годы была поставлена задача механизировать энергоемкие пахотные работы.

К началу Великой Отечественной войны Советский Союз занимал первое место в мире по выпуску гусеничных тракторов. В годы войны многие тракторные заводы были разрушены, некоторые из них перебазировались на восток страны и выпускали продукцию для фронта. Но уже в 1944 г. восстановленные по решению партии и правительства Сталинградский и Харьковский тракторные заводы начали работать на полную мощность. В этом же году на базе эвакуированного ХТЗ в г.Рубцовске начал выпускать гусеничные тракторы АСТЗ-НАТИ Алтайский тракторный завод.

Третий период развития отечественного тракторостроения охватывает 1945-1965 гг. В это время были построены Липецкий (1947), Владимирский (1945), Минский (1949), Онежский (1957), Харьковский тракторосборочный (впоследствии тракторный завод самоходных шасси), Кишиневский (1962) тракторные заводы. Этот этап характеризуется завершением дизелизации тракторов всех тяговых классов и назначений, а также началом широкого выпуска колесных тракторов на пневматических шинах и введением на тракторах гидронавесных систем. Началом дизелизации считается 1938 г., когда на ЧТЗ началось производство гусеничного трактора С-65 с четырехцилиндровым дизелем М-17, завершением - 1955 г., связанный с выпуском колесного трактора ДТ-24 с двухцилиндровым двигателем на Владимирском тракторном заводе. Советский Союз первым в мире обеспечил 100% выпуска тракторов с дизельными двигателями. В США, к примеру, еще в 1965 г. выпускалось только 55% дизельных тракторов.

С 1960 г. СССР занимала первое место в мире по выпуску тракторов.

Удельная металлоемкость тракторов в 1955-1965 гг. составляла 46. 83 кг/л.с. (61. 110 кг/кВт) у колесных и 67. 102 кг/л. с. (89. 136 кг/кВт) у гусеничных. В конце третьего этапа начался переход на выпуск энергонасыщенных и скоростных тракторов.

Четвертый этап охватывает период с 1966 г. Он характеризуется созданием ряда семейств высокоунифицированных энергонасыщенных тракторов, применением в трансмиссии новых узлов и агрегатов, более высокой степенью комфортабельности, внедрением средств автоматики для управления работой отдельных узлов и агрегатов, а также расширением производства мощных колесных тракторов со всеми ведущими колесами. Продолжается развитие тракторной отрасли. В 1968 г. вступил в строй Павлодарский тракторный завод, в 1970 г. - Ташкентский, строится Чебоксарский завод промышленных тракторов, ведется реконструкция ряда тракторных заводов.

Материалы: http://www.techstory.ru/techinfo/ro/all_xist_trr2010.htm

2 ≫

Еще в XVIII веке изобретатели, в том числе и русские, положили начало созданию безрельсового транспорта и вездеходов-тягачей. В 1752 г. крепостной крестьянин Леонтий Лукьянович Шамшуренков построил «самобеглую коляску». Гениальный русский механик Иван Петрович Кулибин в i79I г. построил «трехколесную самокатку», приводимую в движение мускульной силой человека. Только после создания двигателя внутреннего сгорания автомобили и тракторы получили широкое распространение.

Впервые такой двигатель был построен в 1877 г. немецкими изобретателями Николаем-Августом Отто и Евгением Лангеном.

Первые действительно работоспособные автомобили с двигателем внутреннего сгорания были построены и испытаны в 1885—1886 гг. талантливыми немецкими изобретателями Карлом Бенцом и Готтлибом Даймлером. Именно с этого события началась широкая моторизация планеты.

В России первый двигатель внутреннего сгорания построил в Петербурге в 1889 г. Огнеслав Стефанович Костович. Двигатель с воспламенением от сжатия был построен в Германии Рудольфом Дизелем в 1897 г. и впоследствии усовершенствован русскими дви-гате листами.

Первый автомобиль в России появился в 1896 г. благодаря инженерному таланту наших соотечественников Евгения Александровича Яковлева и Петра Александровича Фрезе.

На рубеже веков мы видим ряд ярких имен отечественных инженеров и предпринимателей. создававших и производивших автомобили. В 1899 г. в Санкт-Петербурге построил и испытал несколько электромобилей Ипполит Владимирович Романов. Производством автомобилей занимались фирмы «Россия» Александра Лейтнера в Риге, «Дукс» Юлия Александровича Меллера, «Н. Э. Бромлей» в Москве, «Э. Д. Лидке», «Д. Скавронский» в Санкт-Петербурге и другие.

Самой яркой страницей истории отечественной моторизации дооктябрьского периода явилось производство автомобилей «Руссо-Балт» в Риге, на Русско-Балтийском вагонном заводе. С 1909 по 1915 г. там было выпущено более тысячи легковых и грузовых автомобилей, что по тем временам для одного завода было немало. Однако для огромной России этого количества было явно недостаточно.

Автомобилизация страны стала реальностью только после Великого Октября. Сначала производился только ремонт автомобилей. а затем было начато их производство.

Первые советские грузовые автомобили — полуторатонные АМО-Ф-15 были выпущены к седьмой годовщине Октябрьской революции в 1924 г. заводом АМО (Автомобильное Московское общество) — ныне ЗИЛ. В 1925 г. Ярославский автомобильный завод (ЯАЗ) освоил выпуск трехтонных грузовых автомобилей Я-3 и Я-4. а в 1929 г.‘— пятитонных ЯГ-5 и ЯГ-6. Накопленный опыт позволил в 30-е годы реконструировать АМО. построить крупный автомобильный завод в Нижнем Новгороде (Горьком), развернуть другие автомобильные и автосбррочные производства. К концу второй пятилетки Советский Союз вышел на первое место в Европе и на. второе в мире по выпуску грузовых автомобилей.

После окончания Великой Отечественной войны происходит полное обновление продукции. выпускаемой автомобильными заводами страны. Заводы реконструируются, оснащаются новой техникой и налаживают производство новых моделей автомобилей. На базе основных моделей выпускается большое количество специализированных грузовых автомобилей. Вступают в строй Минский. Павловский. Кутаисский. Кременчугский и Львовский заводы.

В 1957 -1959 гг. происходит новое техническое перевооружение автомобильной промышленности. создаются более экономичные и надежные в эксплуатации автомобили.

Период девятой “(1971 —1975 гг.) и десятой (1976—1980 гг.) пятилеток в истории советского автомобилестроения отмечен значительным ростом выпуска автомобилей — вышел на проектную мощность ВАЗ, полным ходом развернули производство легковых автомобилей Ижевский автомобильный завод и новые цеха АЗЛК. Одновременно шло строительство комплекса предприятий по производству тяжелых грузовиков КамАЗ, сооружение новых и реконструкция старых цехов на ЗИЛе, ГАЗе, БелАЗе. Были созданы крупные производственные объединения — «АвтоЗИЛ». «АвтоМосквич», «БелавтоМАЗ» и другие.

В настоящее время отечественная автомобильная промышленность выпускает более 350 моделей и модификаций легковых и грузовых автомобилей, автобусов, троллейбусов, специализированных автомобилей.

Основными направлениями экономического и социального развития СССР на 1986— 1990 годы и на период до 2000 года предусмотрено обеспечить увеличение и улучшение структуры выпуска автомобилей, более полно отвечающих потребностям народного хозяйства и задаче экономии топлива. Намечено увеличение выпуска грузовых и легковых автомобилей с дизельными двигателями, значительно расширить производство автомобилей. работающих на сжатом и сжиженном газе.

Отечественное тракторостроение получило развитие после Великой Октябрьской социалистической революции.

В 1918 г. завод «Большевик» организует серийный выпуск гусеничных тракторов. С 1920 по 1929 г. на Коломенском машиностроительном заводе выпускается партия колесных тракторов «Коломенец». В 1923 г. начинается крупносерийный выпуск колесных тракторов на ленинградском заводе «Красный путиловец» и гусеничных тракторов «Коммунар» на Харьковском паровозостроительном заводе.

Периоде 1918 по 1929 г. можно рассматривать как подготовительный этап в деле создания отечественной тракторной промышленности. Он показал, что тракторная промышленность может быть создана только на специальных заводах, оснащенных новейшей техникой .

Гигантское развитие тракторостроения началось в первой пятилетке. В 1930 г. вступил в строй Сталинградский, а в 1931 Г. — Харьковский тракторные заводы. Оба завода начали выпуск колесных тракторов СХТЗ. В

1933 г. выпуск гусеничных тракторов С-60 начал Челябинский тракторный завод, а с

1934 г. на Кировском заводе в Ленинграде начался массовый выпуск новых колесных тракторов «Универсал».

Наряду с освоением производства проводилась большая работа по проектированию и созданию новых, более совершенных конструкций тракторов. Так. в 1936—1937 гг. Сталинградский и Харьковский тракторные заводы переходят на выпуск мощных гусеничных тракторов СХТЗ-НАТИ. а Челябинский завод — на производство дизельного трактора С-65.

К началу Великой Отечественной войны наша страна занимала первое место в мире по выпуску гусеничных тракторов, а общий выпуск тракторов составлял 40% мирового производства. Война нанесла ущерб всему народному хозяйству, сильно пострадала и тракторная промышленность: многие тракторные заводы были разрушены. Но несмотря на сложную обстановку и большие трудности начался новый подъем отечественного тракторостроения. В 1943 г. был пущен Алтайский тракторный завод, а в 1945 г. — Владимирский. В 1944 г. полностью восстанавливают ся Сталинградский, а затем Харьковский тракторные заводы. В 1947 г. вступил в строй новый тракторный завод в г. Липецке, а в 1953 г. — в Минске. К 1950 г. тракторная промышленность СССР достигает довоенного уровня по выпуску тракторов, а с 1960 г. по, производству тракторов СССР занимает первое место в мире.

При создании новых моделей тракторов большое внимание уделяется повышению их надежности к долговечности, унификации основных деталей и узлов, сокращению трудоемкости технического обслуживания, что позволит резко повысить эффективность использования транспортных средств в народном хозяйстве страны.

В тракторном машиностроении Основными направлениями экономического и социального развития намечено осуществить в широких масштабах техническую перестройку производства, организовать изготовление новых моделей гусеничных пахотных, колесных, универсально-пропашных и тяжелых промышленных тракторов. Предусмотрено увеличить в раза выпуск набора орудий к энергонасыщенным тракторам.

Главная → Справочник → Статьи → Форум

Остались вопросы по теме:

"Краткая история развития автомобиля, трактора и отечественного автотракторостроения"

© 2007-2017 Строй-Техника.Ру - информационная система по строительной технике.

Материалы: http://stroy-technics.ru/article/kratkaya-istoriya-razvitiya-avtomobilya-traktora-i-otechestvennogo-avtotraktorostroeniya

3 ≫

Первые колесные паровые тракторы появились в Англии и Франции в 1833 г. В 1837 г. русский изобретатель Д. А. Заряжский запатентовал «экипаж с подвижными колеями» (машину на гусеничном ходу), но изобретение не было оценено, и патент был аннулирован.

В 1879 г. русский изобретатель Ф.А.Блинов запатентовал первый в мире трактор с металлическими гусеницами, каждая из которых приводилась в движение своей паровой машиной (таким образом была решена проблема.поворота гусеничной машины), а в 1888 г. построил его.

Ученик Ф. А. Блинова Я. В. Мамин сконструировал двигатель внутреннего сгорания, работавший на тяжелом топливе, и в 1903 г. получил на него патент, а в 1910—1912 гг. построил два колесных трактора под маркой «Русский трактор» с двигателями собственной конструкции мощностью 25 и 45 л.с.

В 1918 г. на Обуховеком заводе в Петрограде началось производство тракторов по типу американского трактора фирмы «Холт». В 1919 г. московский завод АМО изготовил из полученных из-за границы агрегатов 56 тракторов.

В 1924 г. тракторы «Фордзон-Путиловец» стали выпускать на заводе «Красный Путиловец» (в настоящее время ОАО «Кировский завод»).

Массовое производство тракторов началось в 1930 г., когда вступил в строй первый в стране Сталинградский (в настоящее время Волгоградский) тракторный завод, затем в 1931 г. — Харьковский, на которых выпускались колесные тракторы СХТЗ-15/30.

На Челябинском тракторном заводе выпуск гусеничных тракторов С-60 начался 1 июня 1933 г.

В 1934 г. «Красный Путиловец» освоил производство колесных тракторов «Универсал-2» (рис. 4.3). В 1937 г. Сталинградский и Харьковский тракторные заводы перешли на выпуск гусеничных тракторов общего назначения СХТЗ-НАТИ, на Челябинском тракторном заводе началось производство дизельных гусеничных тракторов С-65.

В 1942 г. всего за восемь месяцев с использованием эвакуированного из Харькова оборудования был построен Алтайский тракторный завод в г. Рубцовске, выпускавший до 1952 г. тракторы АТЗ-НАТИ. В 1944 г. первые тракторы «Универсал-2» были собраны на вновь построенном Владимирском тракторном заводе.

В декабре 1944 г. на Алтайском тракторном заводе был изготовлен первый опытный образец трактора ДТ-54, который с 1949 по 1979 г. выпускался на Сталинградском, Харьковском и Алтайском тракторных заводах.

В 1947 г. был построен Липецкий тракторный завод, на котором началась сборка гусеничных пахотных тракторов КД-35. В 1953 г. с конвейера Минского тракторного завода сошел первый колесный трактор с пневматическими шинами МТЗ-2.

В 1956 г. началось производство лесопромышленных тракторов на Онежском тракторном заводе.

Промышленные тракторы ДЭТ-250 с дизель-электрической трансмиссией выпускаются Челябинским тракторным заводом с января 1961 г., а тракторы Т-100М — с октяря 1963 г.

В 1962 г. выпуск энергонасыщенных колесных тракторов К-700 освоен Кировским заводом в Ленинграде.

Выпуск тяжелых промышленных тракторов Т-330 с гидромеханической трансмиссией начался в 1975 г. с вводом в строй Чебоксарского завода промышленных тракторов. В 1983 г. на Челябинском тракторном заводе изготовлен трактор Т-800 тягового класса 75, а в 1985 г. на Чебоксарском заводе организован участок сборки тракторов Т-500 тягового класса 50.

В конце 1990-х гг. началось производство малогабаритных колесных тракторов на Челябинском (Т-0,2.03), Харьковском (ХТЗ-012, ХТЗ-1410), Минском (МТЗ-0,82, МТЗ-1,02) тракторных заводах и на Курганском машиностроительном заводе (КМЗ-012). [Автомобили и тракторы. Краткий справочник]

Материалы: http://texnika.megapetroleum.ru/razvitie-traktorostroeniya-v-rossii-i-sssr/


Back to top