Реле-регулятор РР362

1 ≫

Контактно-транзисторный реле-регулятор РР362

Одним и самых существенных недостатков обычных вибрационных регуляторов напряжения является значительное искрообразование между контактами в период их размыкания, что вызывает сильно окисление контактов и перенос металла с одного контакта на другой.

Износ и окисление контактов приводят к уменьшению напряжения и мощности генератора.

В регуляторах напряжения РР127, РР51, РР130 и РР107 дли увеличения срока службы контактов, а следовательно, обеспечения надежности работы приходится ограничивать до 1,7 а силу тока возбуждения, проходящего через контакты регулятора.

Повышение мощности генератора при одновременном снижении габаритов и веса требует увеличения силы тока возбуждения более 1,7 а, но вместе с этим резко возрастает искрообразование между контактами регулятора напряжения, что снижает надежность работы регулятора и генератора.

В контактно-транзисторных реле-регуляторах ток возбуждения генератора замыкается не через контакты регулятора напряжения, а через транзистор, что исключает возможность окисления и износа контактов.

На панели реле-регулятора РР362 изолированно от массы укреплены регулятор напряжения РН (рис. 35), поддерживающий напряжение генератора в заданных пределах, и реле защиты РЗ, предназначенное для защиты транзистора от большой силы тока, а следовательно, и теплового разрушения при случайном замыкании зажима Ш электрической цепи обмотки возбуждения генератора на массу.

В регуляторе напряжения подвеска якорька выполнена из термобиметаллической пластины ТБП и разгружена от тока мягким медным канатиком.

В реле защиты последовательная обмотка ПО включена последовательно в цепь обмотки возбуждения ОВ генератора.

Встречная ВО и удерживающая УО обмотки являются вспомогательными. В цепь возбуждения генератора включен транзистор, диод обратной связи Дос и гасящий Дг диод.

Рис.35. Схема контактно-транзисторного реле-регулятора РР362: РН — регулятор напряжения; РЗ — реле защиты; ПО — последовательная обмотка; ВО— встречная обмотка; УО — удерживающая обмотка; Дос—диод обратной связи; Э, Б, К — эмиттер, база, коллектор транзистора; ВЗ, Ш, М— зажимы реле-регулятора; ОВ — обмотка возбуждения генератора; ОС — обмотка статора генератора; КД—кремниевые диоды генератора; ВБ — выключатель батареи; Rб — сопротивление в цепи базы транзистора; Rд — добавочное сопротивление; Ryс—ускоряющее сопротивление; Rстк — сопротивление температурной компенсации

Транзистор состоит из трех электродов, имеющих следующие названия: эмиттер (Э), база (Б), коллектор (К). Электроды выполнены из полупроводников. Каждый электрод от другого отделен переходным (запирающим) слоем (как и в диодах). Транзистор может находиться как в открытом, так и закрытом состояниях. В открытом транзисторе сопротивление переходных слоев между электродами (Э, Б, К) очень мало и в обмотке возбуждения генератора протекает ток. При закрытом транзисторе сопротивление переходных слоев увеличивается в несколько сотен раз и сила тока в обмотке возбуждения генератора будет очень мала.

Работа регулятора напряжения. В нерабочем состоянии серебряные контакты регулятора напряжения и реле защиты разомкнуты и транзистор находится в закрытом состоянии. При неработающем двигателе в момент включения цепи зажигания замыкается цепь базы транзистора и вследствие прохождения тока в этой цепи транзистор открывается, включая цепь обмотки возбуждения генератора.

Работа реле защиты сводится к автоматической защите транзистора реле-регулятора от большой силы тока при случайном замыкании зажимов Ш цепи обмотки возбуждения на массу.

Материалы: http://www.avtokeb.ru/rr362.html

2 ≫

Реле-регулятор РР-362 Переменного тока (рис. 71) состоит из двух электромагнитных реле (регулятора напряжения и реле защиты), транзистора, ..трех диодов и резисторов.

Регулятор напряжения состоит из сердечника с одной обмоткой и одной парой контактов. При работе генератора ток на обмотку воз­буждения поступает через транзистор. Если напряжение не превышает допустимого предела, ток через транзистор поступает без ограничения. С увеличением напряжения сердечник регулятора напряжения на­магничивается настолько, что якорек притягивается и контакты замы­каются, транзистор при этом не пропускает ток и в обмотку возбуж­дения ток поступает через добавочные резисторы; напряжение падает и контакты вновь размыкаются. Этот процесс повторяется с боль­шой частотой. Напряжение генератора поддерживается в пределах 12,5—13,0 В.

Рис. 71. Схема контактно-транзисторного реле-регулятора РР-362

Реле защиты служит для защиты от перегрузок. При превышении тока больше расчетной величины контакты реле замыкаются и ток через транзистор на обмотку возбуждения поступает через добавочный" резистор. Этот процесс будет продолжаться до тех пор, пока генера­тор будет перегружен. Реле защиты состоит из сердечника, трех обмо­ток: последовательной обмотки (ПО), вспомогательной обмотки (ВО), удерживающей обмотки (УО) и одной пары контактов, разомкнутых в нерабочем состоянии.

Транзистор служит для управления током возбуждения генерато­ра (током электромагнита) совместно с регулятором напряжения.

Диоды пропускают ток только в одном направлении. Каждый из установленных диодов в схеме имеет свое назначение: диод не пропускает Ток Самоиндукции в цепь диод Др разделяет цепи кон­тактов реле напряжения и реле защиты и диод ДР (гасящий) замыкает ток самоиндукции в обмотках реле.

Реле-регулятор имеет три клеммы: ВЗ — присоединена к выклю­чателю зажигания; Ш — к клемме Ш генератора и М — К «массе».

Положительным качеством этого реле-регулятора является не­большая сила тока, проходящего через контакты, а следовательно, и уменьшение их износа от искрообразования.

Реле-регулятор РР-350 Генератора переменного тока (рис. 72) устанавливается на автомобилях ГАЗ-24 и ЗИЛ-130.

Рис. 72. Схема бесконтактно-транзисторного реле-регулятора РР-350

Основным элементом этого реле является стабилитрон Д, который управляется тремя транзисторами: регулирующим ТЗ—работающим в режиме усиления, входным 77 — выполняющим функции усиле­ния и формирования импульсов и Т2 — включенным в усилитель­ный контур. В реле имеется измерительная цепь, состоящая из входного делителя напряжения и стабилитрона. Одно плечо делителя имеет чисто омическое сопротивление, а второе — омическое и индуктивное. Если напряжение генератора после выпрямления меньше расчет­ного, то стабилитрон Д1 не пропускает ток и входной транзи­стор 77 закрыт, так как отсутствует ток его базы. Закрытое со­стояние транзистора 77 обеспечивает прохождение тока базы проме­жуточного транзистора Т2: от клеммы «+» выпрямителя к «+» ВЗ и далее через эмиттер — база транзистора Т2 и резистор R5. Транзистор Т2 при этом открыт и по цепи: «+» выпрямителя, диод ДЗ, эмиттер — база транзистора ТЗ, диод Д2, эмиттер — коллектор транзистора Т2, резистор R6 идет ток базы выходного транзистора ТЗ, необходимый для поддержания его открытого состояния. Таким образом, когда напряжение выпрямленного тока меньше заданного, транзи­стор 77 закрыт, а транзисторы Т2 и ТЗ открыты, что обеспечи­вает прохождение максимального тока возбуждения генератора через шиттер *- коллектор транзистора ТЗ, минуя дополнительный рези­стор.

При превышении напряжения выпрямленного тока больше расчет­ного стабилитрон Д1 проводит ток и, следовательно, входной транзи­стор 77 открыт, так как по цепи «+» выпрямителя, эмиттер — база транзистора 77, стабилитрон Д1, резистор делителя, «масса» идет ток, обеспечивающий его открытое состояние. Сопротивление транзистора 77 минимальное, а потенциал базы транзистора Т2 оказывается выше потенциала его эмиттера. Транзистор Т2 закрыт. Ток коллектора транзистора Т2 равен нулю, т. е. прерывается основная цепь прохож­дения тока базы выходного транзистора ТЗ. Следовательно, транзи­стор ТЗ также закрыт и ток в обмотку возбуждения поступает через дополнительный резистор.

При работе регулятора стабилитрон Д1 попеременно находит­ся в проводящем и непроводящем состоянии; соответственно это^у транзистор 77 отпирается и запирается, а транзисторы Т2 и ТЗ за­пираются и отпираются. Сила тока возбуждения при этом попеременно уменьшается и увеличивается, оставаясь равной средней величине.

Регулятор с генератором соединяется проводами с закрытыми фик­сирующими штепсельными разъемами, чем исключается короткое за­мыкание проводов на «массу».

Материалы: http://complexpro-nn.ru/ustroistvo_auto2/rele362.html

3 ≫

Реле-регулятор РР-362Б. Регулируемое напряжение при установленном переключателе посезонной регулировки в положение «Лето» при температуре регулятора и окружающей среды 20°, скорости вращения ротора генератора 5100±150об/мин и величине тока нагрузки 8А с подключенной аккумуляторной батареей 13,2—14В.

Превышение регулируемого напряжения относительно величины его (положение переключателя посезонной регулировки «Лето»), при переводе переключателя посезонной регулировки в положение «Зима» 0,8…1,2В. Вес реле-регулятора 1,26 кг.

Реле-регулятор служит для автоматического поддержания напряжения генератора в заданных пределах при изменении скорости вращения генератора (при изменении оборотов вала двигателя) и тока нагрузки.

Реле-регулятор контактно-транзисторного типа содержит два электромагнитных элемента: регулятор напряжения (РН) и реле защиты (РЗ) транзистора от коротких замыканий в цепи шунта Ш. Генератор имеет самоограничивающуюся характеристику по току (ограничитель тока и реле обратного тока в регуляторе РР-362Б отсутствуют). Реле напряжения и реле защиты имеют одинаковую конструкцию и представляют собой реле с одной парой нормально разомкнутых контактов при неработающем двигателе. Подвижной контакт якоря обоих реле электрически соединен с корпусом реле. В блоке электромагнитных реле под панелью расположены схемы сопротивлении. В отсеке, отделенном от блока электромагнитных реле перегородкой на внутренней части крышки, расположены транзистор, который крепится на радиаторе (латунной пластине), и два диода Д1 и Д2.

Крышка реле-регулятора имеет отверстия для улучшения условий отвода тепла от транзистора и диодов.

Блок электромагнитных реле уплотнен. Между крышкой и основанием реле-регулятора имеется уплотнительная резиновая прокладка.

Реле-регулятор имеет три выводные клеммы: В — для подсоединения плюсового провода, Ш — обмотки возбуждения и М — для подсоединения провода «массы» генератора и корпуса трактора.

На рис. 1 даны принципиальная схема реле-регулятора и его полумонтажная схема с генератором.

Рис. 1. Принципиальная схема реле-регулятора и его полумонтажная схема с генератором:

Б — клемма, соединяющаяся с клеммой (+) генератора и потребителями; Ш — клемма, соединяющаяся с выводом «шунт генератора»; М — клемма, соединяющаяся с «массой» трактора и выводом (—) генератора; Т — транзистор; Дз — диод запирающий; Дг — диод гасящего контура; Др — диод разделительный; РНо — обмотка регулятора напряжения; Р3о — обмотка реле защиты основная; РЗу — обмотка реле защиты удерживающая; Р3в — обмотка реле защиты вспомогательная; РН — контакты регулятора напряжения; РЗ — контакты реле защиты; Rт — сопротивление термокомпенсации; Rу — сопротивление ускоряющее; Rд — сопротивление добавочное; Rб — сопротивление в цепи базы триода; R1 — сопротивление, шунтирующее диод обратной связи; ППР — переключатель посезонной

Устройство для регулирования напряжения генератора состоит из электромагнитного вибрационного регулятора напряжения РНо транзистора Т (триод), сопротивлений Rу, Rд, Rт, Rб и полупроводниковых диодов.

Электромагнитный вибрационный регулятор напряжения управляет транзистором Т. Через контакты регулятора напряжения проходит ток управления транзистором меньше 0,5А, поэтому контакты регулятора напряжения практически не имеют износа или подгара и не требуют зачистки в процессе эксплуатации.

Транзистор Т является исполнительным элементом, регулирующим ток возбуждения генератора. В процессе работы регулятора напряжения через транзистор протекает ток до 3,5А.

Устройством защиты транзистора Т от коротких замыканий в цепи обмотки возбуждения генератора и реле-регулятора является электромагнитное реле с нормально открытыми контактами, которые замыкаются при коротком замыкании в цепи возбуждения, обеспечивая запирание транзистора.

Устройство посезонной регулировки предназначено для изменения регулируемого напряжения в соответствии с требованиями летней и зимней эксплуатации аккумуляторных батарей, обеспечивая разницу увеличения регулируемого напряжения для этих условий в пределах от 0,8-1,2В.

Величину напряжения изменяют специальным контактным винтом. Для установки переключателя посезонной регулировки в положение «Зима» контактный винт надо ввернуть до упора, в положение «Лето» вывернуть до упора. Регулируемое напряжение при установленном переключателе посезонной регулировки в положение «Лето» и включенных всех фарах должно находиться в пределах 13,2-14,0В, а в положение «Зима» — 14,0-15,0В.

Принцип действия регулятора напряжения. Регулирование осуществляется следующим образом: когда при работе двигателя число оборотов вала, а следовательно, и генератора еще не достигло уровня, при котором регулятор напряжения начинает работать (величины регулируемого напряжения «Лето» 13,7—13,5В, «Зима» 14,5 —14.8В), якорь регулятора напряжения не притягивается, контакты РН разомкнуты. При этом транзистор открыт. Ток возбуждения Iв протекает от клеммы В через Д1, транзистор, основную обмотку РЗо клемму Ш, обмотку возбуждения генератора.

При достижении генератором регулируемого напряжения (число оборотов двигателя увеличилось) ток обмотки регулятора напряжения начинает возрастать до значения, при котором регулятор напряжения начинает работать. Якорь РН притягивается к сердечнику и контакту в цепи базы транзистора. При этом она соединяется с «плюсом» системы, транзистор закрывается, в цепь тока возбуждения включаются сопротивления Rд, Rу, что вызывает падение напряжения в указанной цепи, а следовательно, и на выходе напряжения с генератора. Контакты регулятора напряжения снова размыкаются в цепи базы транзистора и транзистор Т открывается. Далее процесс повторяется, обеспечивая поддержания напряжения генератора на заданном уровне при изменении числа оборотов двигателя.

Принцип действия реле защиты. При коротком замыкании клеммы Ш реле-регулятора на «массу» (или замыкание другой точки цепи обмотки возбуждения) ток, протекающий через основную обмотку реле защиты, увеличивается, вызывая замыкание контактов реле в цепи базы транзистора.

Замыкание контактов реле защиты РЗ обеспечивает запирание транзистора; в цепь короткого замыкания включаются сопротивления схемы, и ток короткого замыкания спадает до 0,3А.

Контакты реле защиты будут замкнуты до тех пор, пока включателем «массы» не будет отключен «минус» аккумуляторной батареи и короткое замыкание будет устранено.

Устранив короткое замыкание и включив включателем «массы» «минус» аккумуляторной батареи, реле-регулятор обеспечивает нормальную работу генератора. [Трактор Т-25. Устройство и эксплуатация. Герасимов А.Д. и др. 1972г.]

Материалы: http://texnika.megapetroleum.ru/rele-regulyator-rr-362b/


Back to top