1 ≫
-
Основные элементы электрооборудования тракторов типа ДТ-75, Т-4АП2. Часть 2.
Основные элементы электрооборудования тракторов типа ДТ-75, Т-4АП2
Продолжение. Начало статьи смотреть здесь: часть 1
Рис. 73. Реле-регулятор РР-362: а — конструкция, б - электрическая схема- 1 - регулятор напряжения РН, 2 - реле защиты РЗ, 3 - диоды, 4 - транзистор, Т, 5, 8 - сердечники, 6, 9 - якорьки, 7, 10 - контакты, 11 — ярмо
Вследствие увеличения сопротивления сила тока возбуждения уменьшается и напряжение генератора понижается, что вызывает ослабление намагничивания сердечника 5 и размыкание контактов 7. В этот момент открывается транзистор, увеличивается сила тока в обмотке ОВ и напряжение генератора снова увеличивается до рабочей нормы.
Преимущество таких реле-регуляторов — исключение окисления и изнашивания контактов регулятора РН, потому что через них проходит только ток управления транзистором, который в 15 раз меньше тока возбуждения генератора.
Работа реле защиты РЗ сводится к автоматической защите транзистора от большой силы тока при случайном замыкании выводов Ш и обмотки ОВ на массу.
В реле РЗ обмотка ПО последовательно включена в цепь обмотки ОВ генератора. Кроме того, включаются вспомогательные обмотки — встречная ВО и удерживающая УО. Встречная обмотка ВО соединена с массой и включена параллельно обмотке возбуждения ОВ генератора.
При нормальной работе генератора ток от выпрямителя идет через обмотку ПО, а затем разветвляется на две параллельные ветви — в обмотку возбуждения генератора и в обмотку ВО — реле защиты. Так как направления тока в витках обмоток ВО и ПО противоположны и одинаковые магнитные потоки их действуют встречно, то сердечник 8 не намагничивается и контакт 10 размыкается.
В случае замыкания выводов Ш генератора или реле-регулятора на массу обмотка ОВ обоими концами подключается к массе, что исключает возбуждение генератора. При этом в течение 2. 3 с ток из батареи через диод Д1, а затем транзистор проходит по обмотке ПО и через замкнутый вывод Ш возвращается в батарею. Это повышает силу тока в обмотке ПО и магнитный поток в сердечнике 8. Кроме того, замыкание на массу вывода Ш закорачивает обмотку ВО, так как оба ее конца соединяются с массой и тока в ней нет. В результате магнитный поток сердечника 8, создаваемый обмоткой ПО, резко возрастает и при силе тока 3,2. 3,6 А контакт 10 замыкается.
В этот момент база Б транзистора через контакт 10, ярмо 11, соединительные проводники, затем вывод ВЗ соединяется с положительным выводом батареи, что вызывает резкое возрастание сопротивления между эмиттером Э и коллектором К. Транзистор закрывается и сила тока снижается.
При замкнутых контактах реле РЗ удерживающая обмотка УО подключается к источникам тока через контакты. Так как магнитные потоки ее и обмотки ПО действуют в одном направлении, то намагничивание сердечника 8 возрастает, способствуя замыканию контактов 10.
В реле-регуляторе регулируют зазоры между якорем и сердечником и между контактами (табл. 1).
Таблица 1. Зазоры реле-регулятора при разомкнутых контактах
Регулируют зазоры, перемещая держатель контакта и подгибая ограничитель хода якоря или натягивая (ослабляя) пружину за счет того, что подгибают хвостовик, на котором закреплен ее конец. Так как реле находится под напряжением, то касание корпуса металлическим инструментом вызывает короткое замыкание.
На тракторе Т-130М реле-регулятор Я-112Б встроен в генератор переменного тока и автоматически поддерживает напряжение в заданных пределах.
Магнето используют в качестве источника энергии для системы зажигания пусковых двигателей гусеничных тракторов. Оно создает импульсы тока высокого напряжения и подает его на свечу зажигания.
Магнето (рис. 74, а) представляет собой электрическую машину небольшой мощности и приводится в действие от вала пускового двигателя через полумуфту 8. Оно включает в себя двухполюсный постоянный магнит-ротор 10, вращающийся между двумя полюсными башмаками 9. Башмаки вверху соединены сердечником 21 катушки 5, имеющей первичную 20 и вторичную 22 обмотки. На диске 1 установлен прерыватель, состоящий из стойки 14, неподвижных 12 и подвижных 13 контактов, поджимаемых один к другому пружиной 15.
Рис. 74. Магнето (а) и схема работы (б): 1 - диск, 2 - винт крепления крышки, 3 - крышка прерывателя, 4 - вывод, 5 - катушка, б - крышка магнето, 7 - корпус, 8 - полумуфта, 9 - башмак, 10 - магнит-ротор, 11 - винт, 12, 13 - контакты, 14 - стойка, 15 - пружина подвижного контакта, 16 - эксцентрик, 17 - конденсатор, 18 - войлок, 19 - кулачок прерывателя, 20, 22 - обмотки, 21 - сердечник, 23 - свеча, 24 - предохранитель, 25 - выключатель
При вращении магнита-ротора 10 магнитный поток в сердечнике 21 изменяется по величине и направлению, наводя э. д. с. в обмотках 20 и 22. В первичной обмотке э. д. с. достигает нескольких десятков вольт, а во вторичной — до 1000 В.
При замкнутых контактах 12 и 13 э. д. с. наводится в первичной обмотке и ток низкого напряжения идет по цепи: обмотка 20 — контакты 12 и 13 — «масса» — обмотка 20. Ток, протекающий по первичной обмотке 20, создает магнитное поле и достигает наибольшего значения (2. 3 А) при повороте магнита-ротора 10 на 8. 10° от вертикали. При этом кулачок прерывателя 19 разъединяет контакты, что вызывает резкое прекращение подачи тока, уничтожение магнитного поля катушки и наведения в витках первичной обмотки э. д. с. самоиндукции, достигающей 300. 400 В, а во вторичной — до 18. 24 кВ. Ток высокого напряжения от обмотки 22 проходит по проводу к свече зажигания 23.
В магнето регулируют зазор между контактами 12 и 13, который должен составлять 0,25. 0,35 мм. Для этого поворачивают магнит-ротор 10 так, чтобы подушечка контакта 13 находилась на выступе кулачка 19. Ослабив винт 11 крепления стойки 14 отверткой, вставленной в прорезь эксцентрика 16, поворачивают стойку до получения нормального зазора.
Стартер предназначен для прямого пуска основного двигателя одноосных тягачей и пускового двигателя тракторов. Стартеры различаются передаваемой мощностью.
Стартер (рис. 75) представляет собой четырехполюсный электродвигатель постоянного тока, рассчитанный на кратковременный режим работы от аккумулятора. Включают стартер из кабины машиниста. При этом включается тяговое реле, у которого под действием электромагнитного поля обмоток якорь 7 втягивается в катушку 6, увлекая за собой верхний конец рычага 9. Нижний конец рычага 9 перемещает вдоль вала якоря 12 стартера муфту свободного хода 11 и шестерню 10 до зацепления ее с венцом маховика двигателя. В конце хода якорь 7 через контактный диск 5 замыкает главные контакты 4, включая тем самым стартер в цепь питания от аккумулятора. После пуска якорь 7 под действием пружин 3 и 8 возвращается в исходное положение, размыкает контакты 4 и обесточивает стартер.
Рис. 75. Стартер: 1 - щетка, 2 - обмотка возбуждения, 3, 8 - пружины, 4 - контакт, 5 - диск, 6 - катушка, 7 - якорь, 9 - рычаг включения стартера, 10 - шестерня включения, 11 - муфта свободного хода, 12 - якорь стартера, 13 - коллектор, 14 - корпус
В процессе эксплуатации стартер не регулируют.
Система освещения и сигнализации предназначена для работы машин в темное время суток, а также указания направления движения в транспортном режиме (для одноосных тягачей и колесных тракторов).
К системе освещения и сигнализации относят фары, подфарники, плафон кабины, лампы освещения приборов, задние фонари, указатели поворота (см. рис. 69 и 70).
Применяемые на тракторах и тягачах фары по принципу работы одинаковы, но различаются конструкцией, что связано, в частности, с разницей в скорости передвижения машины и, следовательно, с требованиями к дальности освещения.
На рис. 76 показана конструкция фары с двухнитевой лампой 4 для включения ближнего и дальнего света.
Электрические или пневматические звуковые сигналы применяют на всех тракторах и тягачах. Наиболее распространены электрические звуковые сигналы постоянного тока с электромагнитной вибрационной системой (рис. 77).
Рис. 76. Фара: 1 - рассеиватель, 2 - ободок, 3 - регулировочный винт, 4 - лампа, 5 - корпус, 6 - отражатель
При нажатии на кнопку 1 выключателя ток идет по цепи: плюс аккумулятора 3 — пластина 5 — замкнутые контакты 4 — обмотка 9 — пластина 2 — «масса» — минус аккумулятора 3. Проходя по обмотке возбуждения 9, ток намагничивает сердечник 8 и притягивает якорь 7, который через стержень 10 прогибает мембрану 6. Одновременно с этим якорь 7, нажимая на нижний контакт 4, размыкает его и цепь обмотки возбуждения. Упругая мембрана возвращается в исходное положение, контакты 4 замыкаются и процесс повторяется. До тех пор пока нажата кнопка 7, мембрана вибрирует, создавая звуковые колебания.
Здесь Вы можете получить ответы на Ваши вопросы, заполнив on-line форму вопроса
Материалы: http://ria-cargo.ru/articles/?ELEMENT_ID=744
2 ≫
-
Основные элементы электрооборудования тракторов типа ДТ-75, Т-4АП2
Продолжение. Начало статьи смотреть здесь: часть 1
Рис. 73. Реле-регулятор РР-362: а — конструкция, б - электрическая схема; 1 - регулятор напряжения РН, 2 - реле защиты РЗ, 3 - диоды, 4 - транзистор, Т, 5, 8 - сердечники, 6, 9 - якорьки, 7, 10 - контакты, 11 — ярмо
Вследствие увеличения сопротивления сила тока возбуждения уменьшается и напряжение генератора понижается, что вызывает ослабление намагничивания сердечника 5 и размыкание контактов 7. В этот момент открывается транзистор, увеличивается сила тока в обмотке ОВ и напряжение генератора снова увеличивается до рабочей нормы.
Преимущество таких реле-регуляторов — исключение окисления и изнашивания контактов регулятора РН, потому что через них проходит только ток управления транзистором, который в 15 раз меньше тока возбуждения генератора.
Работа реле защиты РЗ сводится к автоматической защите транзистора от большой силы тока при случайном замыкании выводов Ш и обмотки ОВ на массу.
В реле РЗ обмотка ПО последовательно включена в цепь обмотки ОВ генератора. Кроме того, включаются вспомогательные обмотки — встречная ВО и удерживающая УО. Встречная обмотка ВО соединена с массой и включена параллельно обмотке возбуждения ОВ генератора.
При нормальной работе генератора ток от выпрямителя идет через обмотку ПО, а затем разветвляется на две параллельные ветви — в обмотку возбуждения генератора и в обмотку ВО — реле защиты. Так как направления тока в витках обмоток ВО и ПО противоположны и одинаковые магнитные потоки их действуют встречно, то сердечник 8 не намагничивается и контакт 10 размыкается.
В случае замыкания выводов Ш генератора или реле-регулятора на массу обмотка ОВ обоими концами подключается к массе, что исключает возбуждение генератора. При этом в течение 2. 3 с ток из батареи через диод Д1, а затем транзистор проходит по обмотке ПО и через замкнутый вывод Ш возвращается в батарею. Это повышает силу тока в обмотке ПО и магнитный поток в сердечнике 8. Кроме того, замыкание на массу вывода Ш закорачивает обмотку ВО, так как оба ее конца соединяются с массой и тока в ней нет. В результате магнитный поток сердечника 8, создаваемый обмоткой ПО, резко возрастает и при силе тока 3,2. 3,6 А контакт 10 замыкается.
В этот момент база Б транзистора через контакт 10, ярмо 11, соединительные проводники, затем вывод ВЗ соединяется с положительным выводом батареи, что вызывает резкое возрастание сопротивления между эмиттером Э и коллектором К. Транзистор закрывается и сила тока снижается.
При замкнутых контактах реле РЗ удерживающая обмотка УО подключается к источникам тока через контакты. Так как магнитные потоки ее и обмотки ПО действуют в одном направлении, то намагничивание сердечника 8 возрастает, способствуя замыканию контактов 10.
В реле-регуляторе регулируют зазоры между якорем и сердечником и между контактами (табл. 1).
Таблица 1. Зазоры реле-регулятора при разомкнутых контактах
Регулируют зазоры, перемещая держатель контакта и подгибая ограничитель хода якоря или натягивая (ослабляя) пружину за счет того, что подгибают хвостовик, на котором закреплен ее конец. Так как реле находится под напряжением, то касание корпуса металлическим инструментом вызывает короткое замыкание.
На тракторе Т-130М реле-регулятор Я-112Б встроен в генератор переменного тока и автоматически поддерживает напряжение в заданных пределах.
Магнето используют в качестве источника энергии для системы зажигания пусковых двигателей гусеничных тракторов. Оно создает импульсы тока высокого напряжения и подает его на свечу зажигания.
Магнето (рис. 74, а) представляет собой электрическую машину небольшой мощности и приводится в действие от вала пускового двигателя через полумуфту 8. Оно включает в себя двухполюсный постоянный магнит-ротор 10, вращающийся между двумя полюсными башмаками 9. Башмаки вверху соединены сердечником 21 катушки 5, имеющей первичную 20 и вторичную 22 обмотки. На диске 1 установлен прерыватель, состоящий из стойки 14, неподвижных 12 и подвижных 13 контактов, поджимаемых один к другому пружиной 15.
Рис. 74. Магнето (а) и схема работы (б): 1 - диск, 2 - винт крепления крышки, 3 - крышка прерывателя, 4 - вывод, 5 - катушка, б - крышка магнето, 7 - корпус, 8 - полумуфта, 9 - башмак, 10 - магнит-ротор, 11 - винт, 12, 13 - контакты, 14 - стойка, 15 - пружина подвижного контакта, 16 - эксцентрик, 17 - конденсатор, 18 - войлок, 19 - кулачок прерывателя, 20, 22 - обмотки, 21 - сердечник, 23 - свеча, 24 - предохранитель, 25 - выключатель
При вращении магнита-ротора 10 магнитный поток в сердечнике 21 изменяется по величине и направлению, наводя э. д. с. в обмотках 20 и 22. В первичной обмотке э. д. с. достигает нескольких десятков вольт, а во вторичной — до 1000 В.
При замкнутых контактах 12 и 13 э. д. с. наводится в первичной обмотке и ток низкого напряжения идет по цепи: обмотка 20 — контакты 12 и 13 — «масса» — обмотка 20. Ток, протекающий по первичной обмотке 20, создает магнитное поле и достигает наибольшего значения (2. 3 А) при повороте магнита-ротора 10 на 8. 10° от вертикали. При этом кулачок прерывателя 19 разъединяет контакты, что вызывает резкое прекращение подачи тока, уничтожение магнитного поля катушки и наведения в витках первичной обмотки э. д. с. самоиндукции, достигающей 300. 400 В, а во вторичной — до 18. 24 кВ. Ток высокого напряжения от обмотки 22 проходит по проводу к свече зажигания 23.
В магнето регулируют зазор между контактами 12 и 13, который должен составлять 0,25. 0,35 мм. Для этого поворачивают магнит-ротор 10 так, чтобы подушечка контакта 13 находилась на выступе кулачка 19. Ослабив винт 11 крепления стойки 14 отверткой, вставленной в прорезь эксцентрика 16, поворачивают стойку до получения нормального зазора.
Стартер предназначен для прямого пуска основного двигателя одноосных тягачей и пускового двигателя тракторов. Стартеры различаются передаваемой мощностью.
Стартер (рис. 75) представляет собой четырехполюсный электродвигатель постоянного тока, рассчитанный на кратковременный режим работы от аккумулятора. Включают стартер из кабины машиниста. При этом включается тяговое реле, у которого под действием электромагнитного поля обмоток якорь 7 втягивается в катушку 6, увлекая за собой верхний конец рычага 9. Нижний конец рычага 9 перемещает вдоль вала якоря 12 стартера муфту свободного хода 11 и шестерню 10 до зацепления ее с венцом маховика двигателя. В конце хода якорь 7 через контактный диск 5 замыкает главные контакты 4, включая тем самым стартер в цепь питания от аккумулятора. После пуска якорь 7 под действием пружин 3 и 8 возвращается в исходное положение, размыкает контакты 4 и обесточивает стартер.
Рис. 75. Стартер: 1 - щетка, 2 - обмотка возбуждения, 3, 8 - пружины, 4 - контакт, 5 - диск, 6 - катушка, 7 - якорь, 9 - рычаг включения стартера, 10 - шестерня включения, 11 - муфта свободного хода, 12 - якорь стартера, 13 - коллектор, 14 - корпус
В процессе эксплуатации стартер не регулируют.
Система освещения и сигнализации предназначена для работы машин в темное время суток, а также указания направления движения в транспортном режиме (для одноосных тягачей и колесных тракторов).
К системе освещения и сигнализации относят фары, подфарники, плафон кабины, лампы освещения приборов, задние фонари, указатели поворота (см. рис. 69 и 70).
Применяемые на тракторах и тягачах фары по принципу работы одинаковы, но различаются конструкцией, что связано, в частности, с разницей в скорости передвижения машины и, следовательно, с требованиями к дальности освещения.
На рис. 76 показана конструкция фары с двухнитевой лампой 4 для включения ближнего и дальнего света.
Электрические или пневматические звуковые сигналы применяют на всех тракторах и тягачах. Наиболее распространены электрические звуковые сигналы постоянного тока с электромагнитной вибрационной системой (рис. 77).
Рис. 76. Фара: 1 - рассеиватель, 2 - ободок, 3 - регулировочный винт, 4 - лампа, 5 - корпус, 6 - отражатель
При нажатии на кнопку 1 выключателя ток идет по цепи: плюс аккумулятора 3 — пластина 5 — замкнутые контакты 4 — обмотка 9 — пластина 2 — «масса» — минус аккумулятора 3. Проходя по обмотке возбуждения 9, ток намагничивает сердечник 8 и притягивает якорь 7, который через стержень 10 прогибает мембрану 6. Одновременно с этим якорь 7, нажимая на нижний контакт 4, размыкает его и цепь обмотки возбуждения. Упругая мембрана возвращается в исходное положение, контакты 4 замыкаются и процесс повторяется. До тех пор пока нажата кнопка 7, мембрана вибрирует, создавая звуковые колебания.
Материалы: http://www.tehimpex.kiev.ua/articleview.php?id=654
3 ≫
-
Электричество в тракторах применяется для запуска двигателя, освещения, сигнализации и контроля.
Система электрического запуска двигателя состоит из стартера (для прокручивания коленчатого вала основного или пускового двигателя в период пуска) и свечей накаливания, объединенных в электрическую цепь проводами с дополнительной аппаратурой (включатели, добавочное сопротивление и контрольные приборы).
Свечи накаливания устанавливают в камерах сгорания двигателя (Д-30) или во впускном тракте (Д-20). В период запуска спирали свечей нагреваются до 1000° С. Поэтому топливо, поступающее вместе с воздухом в камеры сгорания, прогревается, испаряется и перемешивается с воздухом, способствуя надежному воспламенению горючей смеси.
Для освещения используются электрические лампочки. Их устанавливают в фарах, плафонах и патронах, соединенных в общую цепь параллельно. В ту же цепь последовательно с лампочками введены включатели и предохранители (плавкие вставки).
Все потребители тока, в том числе звуковой сигнал, контрольные приборы и сигнализаторы, имеют общий источник постоянного тока — аккумуляторную батарею, к которой они подсоединены.
На тракторах используют кислотные аккумуляторные батареи напряжением 12 в. Они выдерживают большую нагрузку (до 400 а) при включении стартера. Но электрическая емкость аккумуляторных батарей ограничена 70 а-ч. Поэтому при эксплуатации батареи постепенно разряжаются, снижается плотность электролита и напряжение на клеммах. Длительная эксплуатация без подзарядки приводит к разрушению пластин и выходу батарей из строя.
Правилами эксплуатации предусматривается периодическая подзарядка аккумуляторных батарей. При этом следует проверять плотность электролита к при необходимости восстанавливать ее до требуемой. Помимо периодической подзарядки, аккумуляторные батареи подзаряжаются во время работы двигателя от генератора постоянного тока, который установлен на двигателе и является основным источником тока. Аккумуляторные батареи используются лишь при запуске двигателя и при работе его на малых оборотах, а также при неработающем двигателе.
Современные тракторы оборудованы генераторами: Г-81 (МТЗ-50, МТЗ-5, Т-28), Г-80 (ДТ-20), Г-214А (ДТ-75, Т-74), Г-115 .(Т-40). По принципу действия эти генераторы одинаковы и отличаются лишь незначительными конструктивными особенностями: приводным устройством, крыльчаткой для воздушного охлаждения и т. п. Основные технические данные генераторов постоянного тока приведены в таблице 11.
Таблица 11: Основные технические данные генераторов
Генератор и аккумулятор включены в общую цепь параллельно. Между ними для согласования работы установлено реле обратного тока (Р.О.Т.). В зависимости от напряжения генератора реле автоматически подключает к цепи потребителей аккумулятор или генератор. Причем в последнем варианте аккумулятор сам становился потребителем, так как часть тока от генератора поступает к аккумулятору в обратном направлении, подзаряжая его.
В зависимости от оборотов якоря генератор постоянного тока изменяет свое напряжение. Это приводит к неравномерной работе потребителей; например, при повышении оборотов, когда напряжение возрастает, осветительные лампочки могут перегореть. Все электрооборудование трактора рассчитана, на номинальное напряжение 12 в, и значительное его увеличение недопустимо. Поэтому в цепь подключен регулятор напряжения (Р.Н.), автоматически поддерживающий постоянным напряжение генератора (13,5—14,5 в).
При работе генератора возможно резкое повышение тока из-за подключения большого числа потребителей. Это приводит к опасной перегрузке генератора, к искрению коллекторных щеток, их обгоранию и повреждению обмоток якоря. Для предупреждения такой аварии в цепь якоря подключен ограничитель тока (О. Т.), автоматически ограничивающий перегрузку генератора.
Эти три регулятора конструктивно объединены в один блок — реле-регулятор. Большинство тракторов выпуска до 1962 г. оборудовано реле-регуляторами типа РР-81. С 1962 г. на машины ставят новые реле-регуляторы типа РР-315. Оба реле имеют модификации, обозначаемые буквами Б, Е, М и др. Реле одного типа, но разных модификаций работают по одной принципиальной электрической схеме и отличаются лишь значением наибольшего тока нагрузки, на который надо регулировать реле обратного тока. Так, у реле-регуляторов РР-81 и РР-315 наибольший ток нагрузки равен 10—11 а, а у реле-регуляторов РР-81Б и РР-315Б — 12—14 а. Значение наибольшего тока нагрузки реле каждой модификации указано на этикетке крышки прибора.
У реле-регулятора РР-315 предусмотрена посезонная регулировка напряжения при помощи дополнительного регулировочного винта, установленного снаружи на крышке прибора. Винт может занимать два фиксированных положения, обозначенных буквами «Л» (лето) и «3» (зима). В зависимости от положения винта в цепи обмотки возбуждения будет последовательно включено (позиция «3») или отключено (позиция «Л») добавочное сопротивление, подобранное с таким расчетом, чтобы в зависимости от положения вхшта напряжение генератора менялось с 13,5 в (для летних условий эксплуатации) до 14,5 в (для зимних условий эксплуатации). Переход с одного режима на другой предусмотрен сезонным видом технического обслуживания. При переходе с зимних условий на летние надо винт повернуть в сторону метки «Л» до упора. На реле-регуляторах, где нет винта сезонной регулировки, эту же операцию проводят при помощи регулировки реле напряжения.
Кроме того, в отличие от реле-регулятора РР-81 реле новых марок имеют иное исполнение устройства для регулирования возвратных пружин. У реле-регулятора РР-81 натяжение пружин изменяется круглой гайкой, навинчиваемой на шток (державку) пружины. У новых реле-регуляторов для тех же целей подгибают кронштейны (лепестки), за которые зацеплены пружины своими концами. Такое устройство не обеспечивает нужной точности регулирования, поэтому на реле-регуляторах последних моделей один такой лепесток (у реле напряжения, требующего более частой регулировки, чем другие реле) заменен зубчатой гайкой, расположенной сверху реле над его якорем. При повороте гайки на один зуб напряжение изменяется на 0,2 в, а при полном обороте гайки — на 2,5 в. Конструктивные отличия реле-регуляторов не вызывают каких-либо изменений в принципе их действия и регулировках.
По технике исполнения регулировки реле просты. Однако для точной настройки необходимо понимать режимы работы реле при различных оборотах вала двигателя или якоря генератора. Поэтому регулировку реле эксплуатационники относят к одной из наиболее сложных операций по техническому уходу за трактором.
Электрическая схема реле-регулятора и подключение его к аккумулятору и генератору показаны на рисунке 41. Каждое реле состоит из сердечника, на который надеты катушки (обмотки), ярма, якоря с контактами и возвратной пружины. Сердечник с обмотками является электромагнитом. При прохождении по обмоткам постоянного тока от аккумулятора или генератора в сердечнике возникает магнитный поток, и он приобретает свойства постоянного магнита. Для того чтобы притянуть к себе якорь, сердечнику необходимо преодолеть сопротивление пружины, натянутой при помощи регулировочного винта. Притягиваясь к сердечнику, якорь замыкает (у реле обратного тока) или размыкает (у реле ограничителя тока и реле напряжения) свои контакты. При замыкании контактов по ним начинает проходить ток; а при размыкании — прекращается (реле выключено).
Замыкание или размыкание контактов реле зависит от величины магнитного потока в сердечнике или от тока, проходящего по обмоткам, и от силы предварительной затяжки пружины якоря, противодействующей притягиванию якоря к сердечнику. Чем больше натяжение пружины, тем большая сила тока должна пройти по обмоткам, чтобы притянуть якорь к сердечнику.
Ток в обмотках сердечника нарастает постепенно, при увеличении напряжения на щетках генератора. Напряжение изменяется в зависимости от частоты вращения якоря генератора. Поэтому при увеличении предварительного натяжения пружины якоря момент притяжения его к сердечнику наступает при более высоких оборотах. Это важно для согласования работы генератора и аккумулятора. Например, реле обратного тока должно включать в цепь потребителей генератор в тот момент, когда напряжение на его щетках станет несколько большим, чем на клеммах аккумулятора. Это напряжение генератор может выработать при вращении якоря с определенной скоростью. Только при таком напряжении генератор может нормально питать током потребители и обеспечивать подзарядку аккумулятора. Таким образом, регулировка реле, заключающаяся в установке нормального натяжения возвратной пружины, устанавливает момент притя-• жения якоря к сердечнику (замыкания или размыкания контактов) при заданном числе оборотов вала генератора или двигателя.
Реле обратного тока и напряжения регулируют, контролируя значение напряжения, которое вырабатывает генератор. Реле — ограничитель тока регулируют только по наибольшему значению тока, проходящему по обмотке при постоянных оборотах двигателя, несколько больших, чем номинальные.
Рассмотрим технику регулирования реле-регуляторов.
Прежде Есего после сборки выполняют механическую регулировку реле-регуляторов, т. е. устанавливают зазоры между сердечниками и якорями. Значения этих зазоров указаны в таблице 12. У ограничителя тока (О. Т.) и регулятора напряжения (Р. Н.) зазоры между сердечниками и якорем устанавливают путем смещения держателей 5 (рис. 42). Для этого ослабляют винты 7 крепления держателей к стойкам и, используя продолговатые окна под винтами, смещают держатели вверх или вниз для получения нужного зазора.
Таблица 12: Значения зазоров в реле-регуляторах
У реле обратного тока (Р. О. Т.) для регулировки зазора поджимают специальный упор 3 (рис. 42, а), предназначенный для ограничения хода ядоря. Измеряют зазор щупом по расстоянию между торцом сердечника и пластиной якоря, как показано на рисунке (размер В). Одновременно замеряют зазоры между контактами. При правильной регулировке зазоров между сердечником и якорем, а также при нормальной толщине контактов (толщина серебряных контактов должна быть не менее 0,6 мм, вольфрамовых — не менее 0,5 мм) зазоры между контактами должны совпадать с величинами, указанными в таблице 12.
Вначале регулируют реле обратного тока, затем регулятор напряжения и ограничитель тока. Поскольку все три реле взаимодействуют между собой, то регулировка эдного из них влечет изменение режима работы других. Поэтому в процессе испытания и настройки реле-регулятора часто бывает необходимо повторять настройки реле, возвращаясь к уже выполненной операции.
Регулирование реле обратного тока. Схема соединения приборов показана на рисунке 43. Реле обратного тока согласовывает совместную работу аккумуляторной батареи и генератора, переключая цепь потребителя. Момент переключения зависит от напряжения, вырабатываемого генератором. При регулировании реле обратного тока надо Контролировать напряжение, при котором происходит автоматическое замыкание или размыкание контактов реле. Для этой цели служит вольтметр постоянного тока со шкалой до 30 в (цена деления не более 0,2 в). Вольтметр включают в цепь параллельно якорю генератора, поэтому один соединительный провод с зажимом прикреплен к массе (отрицательная клемма аккумуляторной батареи и генератора), а другой —к клемме «Я» реле-регулятора (положительная щетка якоря генератора).
Напряжение включения реле обратного тока рекомендуется проверять в такой последовательности.
- Включить стенд, установить частоту вращения якоря генератора 3000—3300 об/мин (табл. 13).
- Реостатом установить ток нагрузки 6 а, а затем снизить частоту вращения якоря до минимальной.
- Плавно увеличивая частоту вращения якоря генератора, заметить момент включения реле обратного тока по скачку стрелки вольтметра. Стрелка смещается в сторону меньшего значения. Напряжение перед скачком стрелки есть напряжение включения реле обратного тока. У правильно отрегулированного реле оно должно находиться в пределах 12—13 в.
Если напряжение включения реле обратного’ тока не соответствует нормальному, его регулируют.
Для этого подгибают ограничительный упор 3 (рис. 42), изменяя тем самым зазор между сердечником и якорем. Большей величине зазора соответствует большее напряжение включения.
Если теперь подключить к цепи аккумуляторную батарею (рис. 44) и плавно понижать частоту вращения якоря генератора, начиная от частоты, несколько превышающей момент включения, то наступит момент размыкания контактов реле обратного тока (выключение реле). Моменту выключения реле предшествует возникновение обратного (разрядного) тока аккумуляторной батареи. Это объясняется тем, что для размыкания контактов реле обратного тока напряжение генератора должно быть несколько меньше напряжения аккумуляторной батареи для того, чтобы под действием аккумуляторной ‘батареи направить ток через размагничивающую обмотку реле обратного тока и включить реле. Обратный ток должен быть не более 8 а (см. таблицу 13). Его определяют по амперметру в момент выключения реле при плавном понижении частоты вращения якоря генератора. В этот момент стрелка амперметра сбрасывается до нуля. Наибольшее значение тока по амперметру перед отключением реле будет соответствовать определяемому обратному току.
Величину обратного тока регулируют натяжением спиральной пружины 1 (рис. 42) якоря реле обратного тока. Большему натяжению пружины соответствует меньшее значение обратного тока. Настройка реле обратного тока с помощью ограничительного упора 3 якоря и пружины взаимозаменяемы. Как при регулировке напряжения срабатывания, так и при регулировке величины обратного тока можно пользоваться любой из этих регулировок, не выходя, однако, из заданного интервала’ зазоров между сердечником и якорем и зазоров между контактами (см. табл. 12).
Регулирование регулятора напряжения. Частота вращения коленчатого вала двигателя, а значит, и вала якоря генератора изменяется в широких пределах, обусловливаемых действием всережимного регулятора дизеля. Поэтому и напряжение, вырабатываемое генератором, может изменяться пропорционально частоте вращения якоря. Но как для питания потребителей, так и для подзарядки аккумуляторной батареи требуется постоянное напряжение. Стабилизацию напряжения, вырабатываемого генератором при изменяющейся частоте вращения якоря, выполняет регулятор напряжения. Он действует только после включения реле обратного тока.
Регулятор напряжения переключает цепь обмотки возбуждения на наибольшее и наименьшее значения сопротивлений. Этим предупреждается перевозбуждение генератора, т. е. превышение напряжения на его щетках и наоборот. Момент начала действия регулятора зависит от напряжения, развиваемого генератором. Поэтому при-его регулировании надо контролировать напряжение генератора. Для этой цели применяют тот же вольтметр, который используют при регулировании реле обратного тока. Его подсоединяют параллельно к потребителям и к аккумуляторной батарее, работающей в режиме подзарядки. Для этого один соединительный провод вольтметра закрепляют на массу, а другой — к клемме «Б» реле-регулятора.
При подсоединении контрольных приборов надо иметь в виду следующее правило: положительный провод прибора, отмеченный знаком плюс у выводной клеммы на его корпусе, подсоединяют к положительному проводу (или клемме)- аккумуляторной батареи, а отрицательный провод — к отрицательному.
Иногда после включения стрелка прибора уходит в обратную сторону, за нулевое деление шкалы. Это происходит при неправильном подключении прибора, когда перепутаны соединительные провода.
Схема подсоединения приборов показана на рисунке 45, Порядок регулирования такой.
- Включить стенд и довести частоту вращения якоря генератора до 3300 об/мин.
- Реостатом установить ток нагрузки 6 а (значения тока нагрузки для трактора каждой марки даны в таблице 10).
- Проверить напряжение. У правильно настроенного регулятора напряжения оно должно быть: для лета: 13,5 ± 0,2 в, для зимы: 14,5 ± 0,2.
Если замеренное напряжение не соответствует указанному, его корректируют с помощью спиральной пружины якоря. Чтобы уменьшить напряжение, надо ослабить натяжение пружины, и наоборот. Натяжение пружины изменяют с помощью регулировочной гайки 6 (рис. 42, б).
При изменении частоты вращения якоря в большую и меньшую стороны (в небольших пределах) регулятор должен поддерживать напряжение на установленном уровне.
Регулирование ограничителя тока. К регулированию ограничителя тока обычно приступают сразу после регулировки регулятора напряжения. Схема соединения приборов остается той же (рис. 45). При вращении якоря генератора с частотой 3300 об/мин плавно увеличивают нагрузку реостатом, перемещая ползунок в сторону увеличения силы тока, которую контролируют по амперметру. Это соответствует уменьшению сопротивления реостата. При передвижении ползунка реостата стрелка амперметра должна плавно отклоняться в сторону увеличения силы тока, а затем, достигнув определенного значения (см. табл. 13), остановиться, несмотря на дальнейшее перемещение ползунка реостата. При указанной силе тока должен сработать ограничитель тока: его контакты разомкнутся, подключив к обмотке возбуждения генератора дополнительное сопротивление. Можно заметить, что одновременно с размыканием контактов ограничителя тока замыкаются контакты регулятора напряжения, и наоборот. Таким образом, оба реле действуют совместно, так что в обмотку возбуждения генератора подключаются различные сопротивления 60, 30 и 13 ом. Благодаря этому напряжение на щетках якоря генератора поддерживается на одном уровне. Во время эксплуатации такое действие реле предупреждает перегрузку генератора большими токами, которые могут возникнуть при подключении большего количества потребителей или При коротком замыкании.
Если во время проверки ограничителя тока его контакты размыкаются при других значениях тока (не соответствующих данным таблицы 13), то прибор регулируют при помощи пружины якоря. Сильнее натягивая пружину, увеличивают ток срабатывания, и наоборот.
При настройке реле надо пользоваться данными таблицы 13 применительно к реле-регулятору каждой марки. Регулировка реле заканчивается отсоединением контрольно-измерительных приборов, постановкой крышки реле с уплотнением на место и уборкой рабочего места. Для постановки реле на трактор пользуются общей схемой электрооборудования, помещаемой в инструкциях по эксплуатации.
На тракторах применяют безрупорные электромагнитные вибрационные звуковые сигналы (рис. 46). При замыкании кнопки сигнала по катушке проходит ток от отрицательной клеммы аккумуляторной батареи 1 через кнопку сигнала 14, катушку 10, контакты 12 и 2, положительную клемму аккумуляторной батареи.
Под влиянием тока, проходящего по виткам катушки, электромагнит 9 еще больше намагничивается и притягивает к себе якорь 8 вместе с мембраной 3 и обертонным диском 7. При перемещении якорь 8 сталкивается с подвижным контактом 12 и, размыкая контакты 2 и 12, прерывает цепь тока. Намагниченность сердечника ослабляется и якорь вместе с мембраной и диском возвращается в исходное положение. Но в этом положении контакты 2 и 12 оказываются вновь в замкнутом состоянии, и по катушке снова проходит ток.
Далее процесс повторяется в том же порядке и будет продолжаться до тех пор, пока кнопка 14 сигнала будет оставаться во включенном состоянии. При этом якорь, мембрана и диск вибрируют с большой частотой.
Колебания мембраны вызывают колебания воздуха, которые воспринимает ухо.
Обертонный диск создает дополнительное колебание, чем обусловливает возникновение дополнительного звука, который складывается с основным звуком от мембраны и улучшает его качество. Лучшему качеству звучания способствует эластичная подвеска корпуса сигнала на тракторе.
В сигнале регулируют силу и тональность звука.
Для этого есть два регулировочных устройства: винт 5, с его помощью регулируют ход якоря или зазор между якорем и электромагнитом, и винт 13, с помощью которого регулируют зазор между контактами прерывателя в разомкнутом состоянии. Обе эти регулировки влияют одновременно на силу и тональность звука, поэтому их выполняют одновременно.
Чем больше зазор между якорем и электромагнитом, тем больше сила звука. Но при этом резко возрастает ток, проходящий по катушке электромагнита, что может привести к перегреву катушки, порче изоляции и обго-ранию контактов 2 и 12. Нормальному зазору между якорем и электромагнитом 0,35—0,40 мм соответствует нормальное значение тока 5—7 а. Для установки требуемого зазора надо при снятой крышке 6 ослабить контргайку 4 регулировочного винта 5 и вращать отверткой винт.
Зазор легко проверить по осевому ходу винта. При некотором навыке зазор с достаточной точностью устанавливают по силе звука. После регулировки контргайку 4 винта затягивают.
С увеличением зазора между якорем и подвижным контактом в их свободном состоянии частота колебаний мембраны и сила тона уменьшаются.
Из схемы видно, что регулировка зазора между якорем и электромагнитом вызовет изменение первоначального расстояния между якорем и подвижным контактом. Для восстановления нормального расстояния вращают в нужную сторону регулировочный винт 13. Правильность регулировки можно определить на слух по тональности звука.
Заменяя неисправную мембрану, надо знать, что чем тоньше мембрана, тем ниже тон сигнала.
Манометры. На тракторы устанавливают мембранные манометры типа МД-208, МД-212 и манометры с трубчатой пружиной типа МД-7, МД-10.
Манометр мембранного типа (рис. 47) состоит из корпуса 1 с впаянной в него мембраной 8. Полость, образованная мембраной и донышком корпуса, заполняется через штуцер 9 рабочей жидкостью. При возрастании давления жидкости мембрана прогибается и штифт 2 надавливает на поводок 3 рычажка, поворачивая его вокруг своей оси вместе со стрелкой-указателем 7. Стрелка, в свою очередь, связана с рычажком несложным передаточным механизмом. Давлению жидкости соответствует определенное положение стрелки относительно шкалы, отградуированной в кг/см2. К стрелке одним концом присоединена возвратная пружина 5. Другой ее конец связан с неподвижной стойкой. Назначение пружины — возвращать стрелку в исходное положение при снижении давления рабочей жидкости и выбирать зазоры в передаточном механизме прибора. Корпус манометра закрыт стеклом с уплотнением. Используется стеклоомывающая жидкость от компании «Хозпромторг-Экспорт».
Во время эксплуатации прибора вытягивается пружина 5, ослабляются винты 6 крепления стойки 4 передаточного механизма к основанию. Прибор допускает перегрузку до 50%, однако в нем могут возникнуть остаточные деформации в мембране и деталях передаточного механизма. Все это приводит к нарушению правильности показаний манометра, когда положение стрелки-указателя относительно отметки на шкале не соответствует фактическому давлению жидкости на мембрану. Поэтому прибор необходимо проверять и при необходимости регулировать.
Манометр проверяют на гидравлическом прессе, развивающем давление до 6 кГ/см2, совместно с контрольным манометром. В таблице 14 указаны допустимые погрешности измерения.
Регулировка манометра заключается в том, чтобы его показания привести в соответствие с показаниями контрольного манометра. Для этой цели винты 6 ослабляют и смещают стойку 4 механизма в ту или иную сторону до получения указанного совпадения. Эта регулировка имеет целью сместить поводок 3 рычажка относительно штифта 2 мембраны. Так, если ось поворота рычажка отодвинуть от штифта в горизонтальном направлении (поводок будет касаться штифта кончиком), то стрелка-указатель будет устанавливаться на меньшем делении шкалы, и наоборот. Таким способом добиваются совпадения показаний испытываемого манометра с контрольным. По окончании регулировки винты 6 затягивают.
В других манометрах мембранного типа та же регулировка достигается с помощью эксцентрика.
В манометрах с трубчатой пружиной вместо мембраны установлена изогнутая латунная или бронзовая трубка, сечение которой имеет форму овала. Полость трубки заполняют рабочей жидкостью. Если давление яшдкостн повышается, то трубка, воспринимая его, несколько разгибается, и сгибается при понижении давления.
Для передачи деформации трубки стрелке-указателю в приборе смонтирован несложный передаточный механизм (зубчатый сектор с шестеренкой или рычажный механизм). Точность показаний манометра этого типа выше, чем мембранного. При температуре 20° С отклонение показаний манометра от контрольного (при проверке) допускается не более ±4%.
У манометров с зубчатым сектором при ослабленных винтах смещают основание передаточного механизма до совпадения показаний испытываемого манометра с контрольным. У манометра с рычажным механизмом это достигается подтягиванием поводка.
Термометры. На тракторах используют паро-жидкост-ные манометрические термометры типа УТ-1. Такого типа термометры состоят из датчика, сделанного из латуни в виде баллона (заполняют этиловым или серным эфиром для системы охлаждения и хлорметилом для системы смазки), и дистанционного указателя — манометра с трубчатой пружиной. Датчик и указатель соединены трубкой из красной меди. Трубка с внутренним диаметром 0,35 мм защищена от механических повреждений оболочкой из витой стальной проволоки.
Датчик помещают непосредственно в рабочую среду — воду в системе охлаждения или масло в картере двигателя. Под воздействием температуры среды жидкость в баллоне датчика испаряется, а давление паров по трубке и трубчатой пружине указателя передается манометру.
Термометры бывают с различными пределами измерения (в зависимости от назначения): 0—120; 0—130 и 40—120° С. Приборы с углом поворота стелки 60° С снабжены механизмом передачи рычажного типа и имеют шкалу без делений. Характерные диапазоны температур на такой шкале выделены цветной краской.
Проверка термометров заключается в сравнении показаний испытываемого с контрольным. Для этого датчик термометра и ртутный термометр погружают в бачок с подогреваемым автотракторным маслом, и сравнивают их показания.
Разница температур не должна превышать ±5° в заданных пределах измерений.
Регулировка манометрических указателей аналогична описанным выше регулировкам манометров.
Амперметры. На тракторах устанавливают амперметры электромагнитной системы с двухсторонней шкалой (нулевая отметка по середине шкалы). Приборы не имеют регулировочных устройств, однако их проверяют на соответствие показаний шкалы контрольному амперметру. Для этой цели используют приборы 531-ГАРО, КИ-1093 или стенд для проверки контрольно-измерительных приборов. В таблице 15 указаны допустимые отклонения в показаниях контрольного и испытываемого амперметра.
Если показания отклоняются сверх указанных в таблице, необходимо изменить намагниченность постоянного магнита амперметра. Для этой цели магнит в сборе с корпусом помещают в магнитное поле намагничивающего аппарата сначала до полного насыщения магнита. Если при повторной проверке амперметр будет показывать заниженные значения, то магнит амперметра несколько размагничивают. Для размагничивания его в сборе с корпусом плавно вносят на небольшой промежуток времени в магнитное поле размагничивающего или индукционного аппарата. После этого вновь сверяют показания, добиваясь требуемого соответствия.
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.
Свежие записи
Аренда помещения:
Компания ООО «Сельхозтехника» сдаёт в аренду помещения в здании площадью 2000 м 2 .
Здание расположено по адресу: город Троицк, улица Макаренко, дом №61.
Внутри отделка и все необходимые коммуникации. Помещение строилось под автосалон: возможен въезд машин на 2-й этаж, удобные подъездные пути, есть место под парковку, рядом есть остановка общественного транспорта.
Помещения сдаются как под офисы, так и под склады или магазины. Обсуждаются любые варианты. Цена договорная.
По всем вопросам: (351-63) 7-59-09.
Материалы: http://sxteh.ru/mess111.htm