1 ≫
-
Муфта сцепления предназначена для временного отъединения двигателя от силовой передачи и плавного их соединения при переключении передач и трогании трактора с места. На тракторы устанавливают сухую двухдисковую постоянно-замкнутую муфту сцепления.
Устройство муфты сцепления. Ведущей частью муфты сцепления является маховик с жестко прикрепленным кожухом, нажимной и промежуточный диски. Соединение ведущих дисков с маховиком осуществляется четырьмя шипами, которые свободно входят в пазы маховика.
Ведомая часть муфты состоит из ведомых дисков и вала. Каждый ведомый диск имеет шлицевую ступицу, свободно посаженную на шлицах вала муфты, и стальной диск, к которому для увеличения трения с обеих сторон приклепаны фрикционные накладки. Стальной диск соединен со ступицей гасителем крутильных колебаний.
Ступица ведомого диска свободно помещена на шлицы вала муфты. Передний конец вала муфты опирается на шариковый подшипник, установленный в расточке маховика, а задний конец соединен шлицами с первичным валом коробки передач и опирается на его передний подшипник.
Ведомые диски муфты сцепления зажаты между торцовыми поверхностями маховика и ведущих дисков двадцатью пружинами, которые равномерно расположены в кожухе.
Ведомые части муфты отъединяются от ведущих механизмом выключения, который состоит из четырех отжимных рычажков, выжимного подшипника, сервомеханизма, педали и тормозка.
Отжимные рычажки прикреплены к кожуху вилками и гайками. Наружные концы рычажков шарнирно соединены с нажимным диском, а внутренние их концы —с кольцом. При включенной муфте сцепления менаду кольцом отжимных рычажков и упором выжимного подшипника должен быть определенный зазор (3,5—4,0 мм), равный свободному ходу педали. Педаль муфты сцепления связана с подшипником через вилку выключения, рычаги и тяги.
При нажатии на педаль подшипник переместит вперед кольцо с внутренними концами отжимных рычажков, а наружные концы рычажков отведут назад нажимной диск. Под действием разжимных пружин промежуточный диск отойдет от маховика, а нажимной диск — от промежуточного, и вращение на ведомые диски от коленчатого вала передаваться не будет.
Для быстрой остановки ведомых частей муфты сцепления при ее выключении применен тормозок. Основной деталью его является колодка с приклепанной к ней фрикционной накладкой, которая при торможении прижимается к валу муфты. Другой конец колодки через пружину соединен с рычагом, закрепленным на вилке выключения. Чтобы легче выключить муфту сцепления, в механизм выключения гусеничного трактора введен сервомеханизм.
У колесного трактора легкость выключения муфты сцепления обеспечивается пневматическим сервомеханизмом. Пневмосервоме-ханизм состоит из пневматической камеры, закрепленной на корпусе муфты с левой стороны, и следящего устройства. Корпус следящего устройства соединен через тягу с педалью муфты, а плунжер — с рычагом вилки выключения.
Если нажать на педаль муфты сцепления, сжатый воздух из пневмосистемы трактора через клапан поступит в пневматическую камеру и переместит ее шток, который, воздействуя на рычаг вилки, выключит муфту. При возвращении педали в исходное положение между клапаном и плунжером образуется зазор, и сжатый воздух из пневматической камеры, выпускается через следящее устройство.
Во время работы трактора нельзя без надобности держать ногу на педали муфты сцепления, чтобы преждевременно не износились фрикционные накладки ведомых дисков, кольцо отжимных рычажков и нажимной подшипник.
Выключать муфту сцепления следует быстро, а включать плавно и без задержки педали в промежуточном положении.
Необходимо помнить, что муфту сцепления и двигатель балансируют в сборе, поэтому при сборке муфты нажимной диск и кожух устанавливают относительно маховика в такое положение, при котором они находились до разборки, для чего на маховике, нажимном диске и кожухе выбиты метки «1» и «2».
Техническое обслуживание муфты сцепления. Долговечность работы муфты зависит от частоты ее включения и выключения, продолжительности буксования, от правильной сборки и своевременного технического обслуживания: наблюдения за состоянием резьбовых соединений, своевременной смазке подшипников и ее регулировке.
Ежесменно проверяют наружные крепления деталей муфты.
Через каждые 240 ч работы двигателя смазывают передний подшипник вала муфты сцепления через масленку, расположенную на маховике двигателя, и выжимной подшипник — через масленку на его корпусе. Для этого снимают крышки люков на корпусе муфты в картере маховика. Проверяют свободный ход педали муфты сцепления и при необходимости регулируют его.
Регулировка муфты сцепления. Свободный ход педали муфты сцепления должен соответствовать 30—40 мм, а зазор между упором выжимного подшипника и кольцом отжимных рычажков при включенной муфте сцепления — 3,5—4 мм.
По мере износа трущихся поверхностей дисков зазор уменьшается, отчего пробуксовывают диски муфты. Когда муфта пробуксовывает, крутящий момент от двигателя на ведущие колеса передается не полностью, а диски нагреваются. При отпущенной педали и включенной передаче трактор трогается с места очень медленно, а от муфты пахнет горелым маслом.
Если зазор велик, свободный ход педали муфты сцепления увеличивается, и муфта выключается не полностью (муфту «ведет»), В этом случае при переключении скоростей слышен шум в коробке передач.
Для восстановления, нормального зазора между упором выжимного подшипника и кольцом отжимных рычажков изменяют длину тяги у гусеничного и тяги у колесного тракторов. Чтобы восстановить зазор, ослабляют контргайки вилок тяг и ввертывают тягу для увеличения зазора или вывертывают ее для уменьшения зазора. Затем затягивают контргайки и проверяют зазор.
У сильно изношенных фрикционных накладок ведомых дисков после многократной регулировки тяги корпус выжимного подшипника упрется в торец стакана. Дальнейшую регулировку зазора между упором выжимного подшипника и кольцом отжимных рычажков необходимо осуществлять гайками. Для этого снимают крышку люка корпуса муфты сцепления. Провернув коленчатый вал двигателя, ослабляют болты крепления стопорных пружин и отвертывают каждую регулировочную гайку на полтора оборота. Поворот гайки на одну грань соответствует перемещению кольца отжимных рычагов на 1,1 мм.
Увеличивая длину тяги, регулируют свободный ход выжимного подшипника (расстояние от кольца отжимных рычажков 3,5—4 мм). Затем проверяют равномерность зазора, стопорят регулировочные гайки пружинами и затягивают болты. Потом регулируют ход корпуса выжимного подшипника, который при полностью выключенной муфте сцепления (ход педали 150—160 мм) должен быть 21—22 мм.
После регулировки зазора между выжимным подшипником и кольцом осматривают и при необходимости регулируют тормозок.
Главная → Справочник → Статьи → Форум
Разделы
Остались вопросы по теме:
"Муфта сцепления трактора Т-150"
© 2007-2017 Строй-Техника.Ру - информационная система по строительной технике.
Материалы: http://stroy-technics.ru/article/mufta-stsepleniya-traktora-t-150
2 ≫
-
В сегодняшней статье рассмотрим механизм сцепления трактора «Владимирца» Т-150, укажем на его сильные и слабые стороны, приведем схему и объясним принцип работы. В конце статьи дадим несколько советов по регулировке муфты сцепления трактора Т-150.
Муфта сцепления (сцепление) передает крутящий момент дизеля и позволяет кратковременно отъединять дизель от трансмиссии и вновь их плавно соединять.
Принцип работы и схема муфты сцепления
Муфта сцепления тракторов Т-150 и Т-150К — механическая, фрикционная, двухдисковая, постоянно замкнутая. При резком увеличении нагрузки фрикционные диски сцепления пробуксовывают, предохраняя детали трансмиссии от поломок, в момент включения не возникает ударных нагрузок на детали коробки передач. Ниже приведем схему и объясним её принцип.
Сцепление тракторов Т-150 и Т-150К
а — схема сцепления; 6 — пневматический усилитель (Т-150К); 1 — пневматическая камера; 2 — диафрагма; 3 — шайба; 4, 12, 16, 17, 23, 34, 40 и 41 — пружины; 5 — шток; 6 — шкив тормозка; 7- кронштейн механизма выключения (отводки); 8, 15 и 27 — левый, отжимной и правый рычаги; 9 — отводка; 10 и 38 — регулировочные гайки; 11 — стопорная пружина; 13 — вилка отжимного рычага; 14 — упорное кольцо; 18 — маховик; 19 — шарикоподшипник; 20 — ведомые диски; 21 и 22 — промежуточный и нажимной ведущие диски; 24 — кожух; 25 — вилка выключения; 26 — валик вилки; 28 — плунжер; 29 и 32 — шланги; 30 — корпус; 31 — клапан; 33 — тяга; 35 — педаль; 36 — вал; 37— трубка; 39 — колодка; 42 — сетчатый фильтр; 43—уплотнение; А. Б, В и Я—полости; Г и Е— каналы; Ж — отверстие.
Сцепления тракторов Т-150 и Т-150К устроены одинаково, отличие только в деталях механизма привода. Ведущая часть сцепления состоит из деталей 18, 21, 22 и 24 (а). Промежуточный 21 и нажимной 22 чугунные диски вставлены своими прямоугольными шипами в четыре паза маховика 18, а стальной штампованный кожух 24 привинчен к нему болтами.
Ведомая часть включает в себя детали 20 и 36. Стальные диски 20 с фрикционными накладками и гасителями крутильных колебаний (как в сцеплении МТЗ-82) надеты своими ступицами на шлицы вала 36, который опирается спереди на шариковый подшипник 19, а сзади с помощью зубчатого соединения опирается и центрируется на первичном валу коробки передач.
У трактора Т-150 корпус сцепления соединен с корпусом коробки передач, а у Т-150К между ними установлен проставочный корпус. В связи с этим вал 36 сцепления удлинен. Этот вал — трубчатый, на нем находится шкив 6 тормозка, а внутри пропущен вал привода ВОМ.
Ведущие и ведомые диски сцепления сжимаются усилием двадцати пружин 23, удерживая сцепление во включенном положении. Выключается оно отводкой 9, имеющей упор и выжимной шариковый подшипник; упор через кольцо 14 нажимает на четыре отжимных рычага 15, которые надеты на пальцы вилок 13. В выключенном положении четыре пары отжимных пружин 17 устанавливают промежуточный диск 21 в среднее положение между маховиком и нажимным диском 22.
Отводка 9 перемещается вилкой 25, закрепленной вместе с рычагами 8 и 21 на валике 26, установленном шарнирно в корпусе сцепления. Рычаг 8 соединен со штоком 5, а рычаг 27 тягой 33 связан с педалью 35.
Чтобы облегчить выключение сцепления, в приводе его управления имеется усилитель. Он состоит из пневматической камеры и следящего устройства, расположенного в корпусе 30. В нем находятся плунжер 28 с пружиной 41 и клапан 31 с пружиной 40.
Когда нажимают на педаль 35, тяга 33 через корпус 30 и рычаг 27 поворачивает валик 26, а его вилка 25 перемещает отводку 9 вперед до соприкосновения ее упора с кольцом 14. При дальнейшем нажиме на педаль корпус 30 начинает перемещаться на плунжере 28. Пружина 41 сжимается, торец плунжера, упираясь в клапан 31, отводит его от седла. Сжатый воздух, подведенный по шлангу 32 в полость В, поступает через открывшийся клапан в полость Д и по шлангу 29 нагнетается в полость А пневматической камеры. Под давлением воздуха диафрагма 2 камеры прогибается и через шток 5, рычаг 8 и вилку 25 перемещает отводку 9 с таким усилием, которого достаточно для выключения сцепления.
При включении сцепления педаль оттяжной пружиной 34 отводится в исходное положение.
В это время пружина 41 отжимает плунжер, а пружина 40 закрывает клапан и поступление сжатого воздуха в пневматическую камеру прекращается. Имеющийся в полости А воздух под действием пружины 4 и диафрагмы вытесняется через зазор, образующийся между клапаном и торцом плунжера. Далее по каналам Г, Е и отверстию Ж воздух выходит в атмосферу. Вслед за выключением сцепления фрикционная накладка тормозной колодки 39 прижимается к шкиву 6 и затормаживает вал сцепления. Перед включением сцепления вал растормаживается.
В механизме привода сцепления трактора Т-150, не имеющего пневматической системы, усилитель — механический, пружинный. Когда нажимают на педаль, пружина усилителя сначала растягивается, а затем, сжимаясь, помогает выключению. При отпускании педали, после перехода через мертвую точку изогнутой серьги, пружина удерживает педаль в заднем положении.
Сцепление и дизель сбалансированы в сборе, поэтому, собирая сцепление, следует совместить метки «1» и «2» на кожухе сцепления и маховике.
При техническом обслуживание трактора необходимо проверить работоспособность сцепления: определить чистоту выключения и плавность включения сцепления, пробуксовывание его дисков и замасливание их. Проверяют и регулируют зазор между кольцом отжимных рычагов и обоймой отжимного подшипника, а также ход нажимного диска.
Зазор между упором выжимного подшипника и кольцом 14 должен быть 3,5…4 мм. Ему соответствует свободный ход педали сцепления 30…40 мм. Регулируют этот зазор изменением длины тяги 33. Если запас регулировки тягой исчерпан (отводка 9 уперлась в бурт кронштейна 7), то нужно через люк корпуса сцепления отвинтить каждую регулировочную гайку 10 на полтора оборота. После этого, изменяя длину тяги 33, регулируют зазор.
Затем проверяют касание торцевой поверхности кольца 14 к торцу упора нажимного подшипника. Перекос кольца устраняют поворотом гаек 10 на необходимое число граней.
Зазор между торцами бонки тормозной колодки и гайки 38 регулируют этой гайкой тоже на 3…3,5 мм при полностью выключенном сцеплении. При таком регулировании достигается своевременное включение и выключение тормозка сцепления.
Материалы: http://agromania.com.ua/mufta-scepleniya-traktora-t-150-sxema-i-regulirovka/
3 ≫
-
Сцепление трактора Т-150К постоянно замкнутого типа двухдисковое, сухого трения, с демпферами колебаний крутящего момента двигателя.
Корпус сцепления. К основным дефектам относятся трещины, изломы и износ сопряженных поверхностей. Износ отверстия стакана выжимного подшипника допускается до диаметра 160,14 мм, а диаметр отверстий под установочные штифты должен быть не больше 14,13 мм. Диаметры втулок под валик выключения и ось рычага не должны превышать соответственно 32,25 и 18,07 мм.
Вал сцепления. К основным дефектам относятся износ шлицов и поверхностей под подшипник, сальник, тормозок и первичный вал коробки передач. Износ шлицов под ведомые диски и первичный вал коробки передач допускается до толщины соответственно 5,2 и 4,09 мм. Величина износа шеек под подшипник, сальник и тормозок допускается до диаметров соответственно 44,95; 49,7; 108,77 мм.
Изношенные шлицы под ведомые диски наплавляют в среде углекислого газа проволокой 1,2 Нп-30ХГСА. После наплавки вал нормализуют и обтачивают на токарном станке. Фрезеруют шлицы и закаливают их при помощи токов высокой частоты, затем вал шлифуют до номинального размера. При износе шлицов под первичный вал коробки передач вал сцепления обычно выбраковывают.
Поверхности под сальник и подшипник восстанавливают наплавкой в среде углекислого газа с последующей механической обработкой.
Диски сцепления. Износ рабочих поверхностей нажимного и промежуточного дисков допускается до трехкольцевых канавок глубиной 0,1 мм. Рабочие поверхности их, если необходимо, исправляют шлифованием или расточкой с последующей тщательной зачисткой мелким наждачным полотном. При этом допускается уменьшение толщины нажимного диска до 24,5 мм, а промежуточного — до 24,0 мм.
Величина износа шлицов по ширине и коробления дисков допускается соответственно до 5,2 и 0,3 мм.
Ремонт ведомых дисков сцепления сводится главным образом к замене изношенных или поврежденных фрикционных накладок 4 (рис. 1). Рис. 1. Ведомый диск сцепления:
1 — упорный штифт; 2 — стяжкой болт; 3 — тарельчатая пружина; 4 — накладка; 5 — диск накладок; 6 — защитный кожух; 7 — диск демпфера; 8 — фрикционное кольцо; 9 — ступица; 10 — гайка; 11 — опорная пластина; 12 — демпферная пружина; а — зазор между упорным штифтом и подковообразным вырезом во фланце ступицы.
Износ накладок допускается до толщины диска 10 мм. Номинальная толщина — 12,5 0,37 мм. Если необходимо, заменяют обе накладки вместе, так как небольшая разница в толщине может нарушить нормальную работу сцепления. Накладки к дискам приклепывают при помощи пневматического пресса модели 127 (рис. 2).
Рис. 2. Пневматический пресс для приклепывания фрикционных накладок:
1 — кронштейн; 2 — корпус; 3 — резьбовая втулка; 4 — контргайка; 5 — втулка; 6 — шток; 7 — вилка; 8 — манометр; 9 — коромысло; 10 — воздушный редуктор; 11 — пневматический цилиндр; 12 — кран управления; 13 — тяга; 14 — педаль.
Величина утопания головок заклепок по отношению к рабочей поверхности новых фрикционных накладок должна быть не менее 1,55 мм. Накладки при замене должны плотно прилегать по диску, допускаются местные неплотности между диском и накладками после склепывания до 0,1 мм, а на расстоянии до 20 мм от разрезов диска — не более 0,2 мм. Торцевое биение поверхностей приклепанных накладок относительно оси шлицевой ступицы диска не должно превышать 0,9 мм на радиусе 195 мм. Разница в толщине диска, собранного с накладками, допускается до 0,3 мм.
Усилие сжатия пружин 3 (см. рис. 1) регулируют гайками 10. Диск 5 может проворачиваться относительно ступицы 9 под действием момента 10…35 Н·м (1,0…3,5 кгс·м). Этот момент гасит колебания крутящего момента двигателя.
Отжимные рычаги проверяют по состоянию поверхности кулачка, износ которой допускается до 2 мм. Допускается наварка и обработка изношенных поверхностей кулачков. Твердость рабочей поверхности восстановленного кулачка должна быть не менее HRC 50 на глубине не менее 2 мм.
Кольцо отжимных рычагов. Рабочие поверхности кольца отжимных рычагов при изнашивании восстанавливают шлифованием до толщины 11,0 мм.
Пружины сцепления. В свободном состоянии их высота должна быть в пределах 88 мм, а при сжатии усилием 524 ±60 Н (52,4 ± 6,0 кгс) — 54 мм. Допустимое усилие должно быть не менее 450 Н (45 кгс).
Корпус муфты выключения. В корпусе муфты выключения, если необходимо, обрабатывают цапфы под поминальный или ремонтный размер. Отремонтированные цапфы закаливают токами высокой частоты на глубину 1,5…3,0 мм до твердости HRC 40…50.
Упор муфты выключения. Рабочую поверхность упора муфты выключения при наличии рисок шлифуют. Уменьшение толщины бурта его при этом допускается до 16 мм.
Стакан выжимного подшипника. Износ наружной поверхности стакана выжимного подшипника под корпус муфты выключения допускается до диаметра 79,66 мм. Основные сопряжения деталей сцепления приведены в таблице. [Ремонт тракторов Т-150 и Т-150К. Малахов В.С. 1982 г.]
Материалы: http://texnika.megapetroleum.ru/remont-scepleniya-traktora-t-150k/