Разборка, сборка и регулировки механизмов рулевого управления и тормозов тракторов и автомобилей

1 ≫

Разборка, сборка и регулировки механизмов рулевого управления и тормозов тракторов и автомобилей

Устройство и назначение проверенных механизмов рулевого управления.

На тракторах и автомобилях управление осуществляется путем поворота: передних колес относительно переднего моста - на универсально-пропашных тракторах Аф4, 4ф2, Зф2, всех легковых и грузовых автомобилях; полурам, образующих несущую систему трактора, совместно с колесами относительно соединяющего их вертикального шарнира (рис. 268, в)—на тракторах 4=4 общего назначения (К-701, Т-150К); передних и задних колес относительно их мостов (все колеса управляемые)—на тракторах 4=4, автомобилях высокой проходимости.

В зависимости от расположения рулевого колеса различают правое и левое рулевое управление. При правостороннем движении транспорта по дорогам и улицам левое рулевое управление способствует лучшей обзорности пути.

Рулевое управление состоит из рулевого механизма и рулевого привода. Посредством рулевого механизма усилие, приложенное водителем к рулевому колесу, передается рулевому приводу. Рулевой привод осуществляет передачу усилий от рулевого механизма к управляемым колесам или полурамам трактора. Рулевые приводы могут быть механическими, гидравлическими и электрическими. У автомобилей и тракторов с передними управляемыми колесами механический привод передает усилие сошкой к поворотным рычагам рулевой трапеции. Рулевая трапеция, состоящая из поперечной рулевой тяги с поворотными рычагами, является частью рулевого привода и предназначена для достижения необходимого соотношения между углами поворота управляемых колес.

В качестве рулевых механизмов используются передачи червяк — ролик (ГАЗ-5ЗА, УАЗ, ГАЗ-66, «Волга», «Москвич», «Жигули», «Запорожец»), червяк —сектор (КрАЗ-257. Урал-375Д, МАЗ-200, К-700, К-701, Т-150К, МТЗ-80, МТЗ-82, Т-40М, Т-40АМ и др.), винт с гайкой (ЗИЛ-130, Т-25А), винт с гайкой и рейка с зубчатым сектором (ЗИЛ-131, КрАЗ-255Б, БелАЗ-540), конические шестерни (Т-16М).

Схемы поворота колёсных машин

Рис. 1. Схемы поворота колесных тракторов: А - с передними поворотными колесами, б-с шарнирно-сочлененной рамой.

Устройство и принцип действия гидроусилителя рулевого привода автомобиля

Гидравлический усилитель состоит из насоса, распределителя, масляного бака, роль которого выполняет корпус гидроусилителя, и силового цилиндра.

Привод гидравлического усилителя осуществляется от автономного шестеренчатого насоса НШ-10-Л-У, подачей 20 л/мин при частоте вращения коленчатого вала 2200 об/мин. Действием гидроусилителя управляет золотник распределителя, размещенный в корпусе.

При прямолинейном движении трактора золотник занимает нейтральное положение, фиксируемое тремя парами ползунов, поджатых пружинами. Центрирующее действие пружин позволяет удерживать внутренние обоймы упорных подшипников на одном уровне с торцами корпуса гидроусилителя и крышки . Рабочая жидкость от насоса поступает к центральному пояску золотника, через зазор между пояском золотника и выточкой на корпусе идет к сливным выточкам, а затем, минуя редукционный клапан и фильтр, сливается в бак гидросистемы (корпус гидроусилителя).

При вращении рулевого колеса вправо одновременно поворачивается и червяк. При этом в зависимости от сопротивления колес повороту на червяк действует осевое усилие, которое при достижении определенной величины, превышающей усилие пружин, заставит червяк переместиться вместе с золотником вперед к крышке. Двигаясь, золотник средним буртом закрывает проход жидкости от насоса в сливную выточку, а крайним буртом — выход жидкости из полости силового цилиндра в нижнюю сливную выточку корпуса. При этом противоположный крайний бурт золотника увеличивает проходное сечение для слива жидкости из полости цилиндра. Жидкость из средней нагнетательной выточки по сверлению в корпусе и трубопроводу идет в полость цилиндра и своим давлением перемещает поршень вперед, передавая движение через шток и рейку сектору. Сектор вращает вал и сошку влево по ходу трактора, а сошка через рулевую трапецию поворачивает управляемые колеса вправо. При повороте трактора влево червяк вместе с золотником переместится назад, и бурты золотника станут в такое положение, когда жидкость от насоса, пройдя распределитель, поступит в полость цилиндра, и поршень будет вытеснять жидкость из полости на слив в бак.

Поворот управляемых колес продолжается только при вращении рулевого колеса. Если вращение руля прекратится, то золотник под действием пружин ползунов станет в нейтральное положение.

В корпусе гидроусилителя помещен фильтр для очистки жидкости, сливающейся из системы. Нормальное давление жидкости в системе составляет 2—4 МПа. Если давление будет выше (при больших сопротивлениях повороту), то срабатывает предохранительный клапан, и жидкость, минуя цилиндр, поступает на слив в бак. Предохранительный клапан регулируется на давление 8—9 МПа.

Угол развала колеса лежащий в поперечной плоскости трактора (автомобиля), определяется установкой цапф колес с наклоном их шипов вниз. Развал передних колес уменьшает нагрузки на внешний подшипник колеса и улучшает управляемость. Величина угла развала колес достигает 2°.

Схождение управляемых колес определяется расстояниями А и Б между серединами колес впереди и сзади (если смотреть на них сверху), причем А>Б. Схождение обеспечивает правильное (параллельное) качение колес при наличии их развала, зазоров в шкворнях, тягах и подшипниках колес. Разница в размерах А и Б для различных конструкций находится в пределах 2—12 мм. Схождение колес проверяется специальным приспособлением и регулируется изменением длины поперечной рулевой тяги.

Регулятор представляет собой следящую систему, автоматически прекращающую подачу тормозной жидкости к задним тормозам. Датчиком служит торсионно-рычажное устройство передающее регулятору сигналы перемещения заднего моста относительно кузова при деформациях пружин подвески в зависимости от интенсивности торможения или нагрузки автомобиля.

Регулятор последовательно подсоединен к гидравлической системе - на входе отверстием к главному тормозному цилиндру и отверстием к тормозам задних колес. В корпусе регулятора помещается грибовидный клапан, диаметр которого, вверху больше диаметра ; внизу. Пружина снизу опирается на кольцо, которое уплотняет выход хвостовика клапана из корпуса. Вверху пружина связана с упорным кольцом, а через него воздействует на заплечики клапана, стремясь поднять его вверх. Перемещение клапана вверх ограничивается пробкой.

Порядок и оборудование необходимое для удаления воздуха из гидравлического привода

Чтобы удалить воздух из системы, надо прокачать все колесные цилиндры. Для этого отвертывают болт перепускного клапана и ввертывают специальный штуцер со шлангом. Конец шланга опускают в банку вместимостью 0,5 л, наполовину заполненную тормозной жидкостью. Затем перепускной клапан отвертывают на 2—3 оборота, несколько раз резко нажимают на педаль и плавно ее отпускают. Прокачка ведется до прекращения выделения пузырьков воздуха через шланг, при этом следят за уровнем жидкости в главном тормозном цилиндре и при необходимости доливают ее. После прокачки перепускной клапан цилиндра плотно завертывают, причем педаль должна быть нажата. После того как прокачают колесные цилиндры всех тормозов, вновь проверяют уровень жидкости в главном цилиндре.

Правила разборки-сборки узлов рулевого управления и тормозов

Исправность тормозной системы обеспечивается регулярной проверкой действия тормозов, тормозных приводов, техническим обслуживанием и регулировками. При каждом выходе автомобиля в рейс контроль работы тормозных систем обязателен.

К основным неисправностям тормозных систем относится недостаточное торможение (большой тормозной путь) при нажатии на педаль или рычаг тормозной системы, торможение рывками, занос автомобиля при торможении и торможение при отпущенной педали.

Материалы: http://mehanik-ua.ru/remont-mashin-i-oborudovaniya/391-razborka-sborka-i-regulirovki-mekhanizmov-rulevogo-upravleniya-i-tormozov-traktorov-i-avtomobilej.html

2 ≫

Рулевое управление предназначено для обеспечения и поддержания прямолинейного движения, а также для изменения направления движения трактора путем поворота его управляемых колес. Рулевое управление состоит из трапеции управления, рулевого привода и рулевого механизма.

На тракторах МТЗ-80 и МТЗ-82 рулевое управление снабжено гидравлическим усилителем.

Рулевая трапеция обеспечивает поворот левого и правого управляемых колес на разные углы, при которых передние и задние колеса поворачиваются относительно общего центра поворота, расположенного на продолжении оси задних колес. Благодаря этому качение колес происходит по концентрическим окружностям без бокового скольжения.

Рулевую трапецию образуют две поперечные рулевые тяги, соединенные между собой сошкой 4 (рис. 47), два поворотных рычага 6 и балка переднего моста.

Рис. 47. Передний мост (вид сверху):

1 - наконечник рулевой тяги; 2 - контргайка; 3 - труба рулевой тяги; 4 - сошка; 5 - палец; 6 - поворотный рычаг.

При движении трактора по прямой сошка расположена в среднем положении (вдоль продольной оси трактора). Крайние положения сошки при поворотах ограничены ходом поршня гидроусилителя рулевого управления. Предельный угол поворота внутреннего колеса составляет 40°, при этом наружное колесо поворачивается на 30°.

Каждая рулевая тяга состоит из соединительной трубы 3 и двух наконечников 1, один из которых с левой резьбой, другой -с правой.

Наконечники ввернуты в резьбовые отверстия трубы и закреплены контргайками 2. Внутри наконечника размещен сферический шарнир, состоящий из шарового пальца 2 (см. рис. 43) и двух вкладышей 4 и 5 (резинового и капронового). На заводе шарнир заполняют специальной долговременной смазкой, не требующей пополнения в эксплуатации. От попадания влаги, пыли и грязи шарнир защищен резиновым чехлом 3 и резиновой регулировочной пробкой 6, поджимающей вкладыши шарнира. Конусные концы шаровых пальцев с резьбой вставляют в отверстия поворотных рычагов и сошки, затягиваются прорезными гайками и шплинтуются.

Привод рулевого механизма (рис. 48) служит для передачи вращения от рулевого колеса к рулевому механизму и гидроусилителю рулевого управления. Усилие передается валами 3, 5, 10 и 13, соединенными между собой карданными шарнирами 8 и 12.

Рис. 48. Привод рулевого механизма:

1 - рулевое колесо; 2 - маховичок; 3 - рулевой вал; 4 - винт; 5 - промежуточный вал; 6 - труба рулевой колонки; 7 - серьга; 8 и 12 - карданные шарниры; 9 - стойка; 10 - средний вал; 11 - промежуточная опора; 13 - передний вал; 14 - шлицевая втулка; 15 - винт; 16 - правая стенка стойки; 17 - фиксатор; 18 - пружина; 19 - рукоятка; 20 - штифт; 21 и 24 - гайка; 22 - втулка; 23 - амортизатор; 25 - контргайка.

Положение рулевого колеса можно изменять по высоте, кроме того, рулевую колонку можно поворачивать в продольной плоскости- наклонять вперед по ходу трактора. Положение рулевого колеса по высоте регулируют для удобства управления, а наклон рулевой колонки- для более свободного входа и выхода из кабины.

Труба 6 рулевой колонки приварена к серьге 7, которая соединена со стойкой 9 шарнирно с помощью двух винтов 15, оси которых совпадают с осью крестовины шарнира 8. Это позволяет рулевой колонке проворачиваться относительно стойки 9, прикрепленной болтами к передней стенке кабины. Закрепление рулевого привода к кабине, установленной на остов трактора на амортизаторах, уменьшает передачу вибраций на рулевое колесо.

В нижнем, рабочем положении рулевая колонка удерживается фиксатором 17, который заходит в паз правой стенки 16 стойки 9 и прижимается пружиной 18. Для поворота рулевой колонки нужно рукоятку 19 подать на себя, и фиксатор 17 выйдет из паза. После этого колонку можно легко повернуть вверх, при этом фиксатор скользит по поверхности стенки 16 стойки 9. Рулевая колонка в верхнем, нерабочем, положении не фиксируется, а удерживается только силой трения фиксатора о поверхность стенки стойки.

Рулевую колонку в нижнее, рабочее, положение устанавливают перемещением ее вниз, пока фиксатор не войдет в паз на стойке.

Рулевое колесо 1 закреплено на шлицах полого вала 3, внутри которого проходит винт 4, соединенный с пластмассовым маховичком 2. Винт вворачивается в гайку 21, в которую запрессован штифт 20. Штифт заходит в продольный паз промежуточного вала 5 и исключает вращение гайки. На гайке 21 и валу 3 выполнены скосы, которые прилегают друг к другу. При вворачивании винта 4 происходит взаимное расклинивание по скосам гайки 21 и вала 3 и прижатие их к противоположным внутренним стенкам промежуточного вала 5. Это полностью исключает самопроизвольное осевое перемещение рулевого колеса вместе с валом.

Усилие от рулевого колеса передается валом 3 и гайкой 21 через штифт 20 на промежуточный вал 5 и далее через валы 10 и 13 и шарниры 8 и 12 на шлицевую втулку 14, которую устанавливают на шлицы червяка гидроусилителя рулевого управления и закрепляют стяжным болтом.

Частично усилие от рулевого колеса передается непосредственно валу 5 прижатым к нему валом 3.

Положение рулевого колеса регулируют по высоте в пределах 120 мм. Тракторист может установить рулевое колесо в удобное для себя положение. Для этого следует отвернуть на 3. 5 оборотов против часовой стрелки маховичок 2, затем переместить по высоте в нужное положение рулевое колесо 1 вместе с валом 3 и завернуть маховичок по часовой стрелке до отказа.

Вращение промежуточного вала 5 в трубе 6 рулевой колонки осуществляется при помощи капроновых втулок 22. Последние для уменьшения вибрации рулевого колеса установлены в резиновые амортизаторы 23. Втулки 22 смазывают солидолом при сборке, и в процессе эксплуатации смазка не требуется.

От осевого перемещения промежуточный вал 5 предохраняется гайкой 24 и контргайкой 25. Затяжка гайки 24 должна исключать осевое перемещение вала, однако не должна затруднять вращение рулевого колеса.

При эксплуатации трактора необходимо периодически проверять затяжку резьбовых соединений, состояние деталей рулевого привода и через 960 ч работы смазывать шарниры 8 и 12.

Гидроусилитель рулевого управления уменьшает усилие тракториста на рулевом колесе независимо от условий работы и улучшает маневренность трактора. При движении трактора гидроусилитель включается в работу не только от поворота рулевого колеса, но и от колебаний управляемых колес, вызванных неровностями пути. При этом его действие направлено в сторону, противоположную повороту колес, что способствует прямолинейному движению трактора и уменьшает передачу колебаний и ударов от направляющих колес на рулевое колесо.

Особое значение приобретает гидроусилитель при увеличении рабочих скоростей во время работы трактора с машинами, навешенными на него спереди и с боков, когда нагрузка на передние колеса значительно увеличивается, что требует большого усилия для поворота машинно-тракторного агрегата.

Гидроусилитель снабжен отдельной гидравлической системой, состоящей из насоса, распределителя и силового цилиндра, датчика автоматической блокировки дифференциала заднего моста.

В корпусе 22 (рис. 49) смонтирован рулевой механизм: червяк 4 и двухвенцовый сектор 7. Сектор одновременно находится в зацеплении с червяком и рейкой 9, соединенной пальцем со штоком 25 цилиндра. Палец запрессован в шток, а в отверстиях ушек рейки 9 он сидит с небольшим зазором. Это позволяет рейке перемешаться относительно штока при регулировке зацепления сектор - рейка.

Рис. 49. Гидроусилитель рулевого управления:

1 - пробка; 2 - клапанная крышка; 3 - регулировочный винт предохранительного клапана; 4 - червяк; 5 - болт регулировочной втулки; 6 - регулировочная эксцентричная втулка; 7 - сектор; в - гайка; 9 - рейка; 10 - регулировочный винт; 11 - верхняя крышка; 12 - маслопровод смазки верхней опоры; 13 - фильтр; 14 - редукционный клапан; 15 - кран управления; 16 - золотник датчика; 17 - маховичок крана; 18 - сошка; 19 - гайка; 20 - сливная пробка; 21 - поворотный вал; 22 - корпус; 23 - упор рейки; 24 - регулировочные прокладки; 25 - шток; 26 - поршень; 27 - передняя крышка цилиндра; 28 - упорный подшипник; 29 - крышка; 30 - гайка; 31 - золотник.

Червяк 4 установлен в эксцентричной втулке 6 на двух радиальных шариковых подшипниках. Наружные обоймы подшипников смонтированы во втулке 6 с небольшим зазором, поэтому червяк вместе с закрепленным на его хвостовике золотником 31 имеет возможность перемещаться в осевом направлении. С обеих сторон золотника установлены специальные упорные шариковые подшипники 28, которые обеспечивают осевое перемещение золотника и исключают совместное вращение его с червяком. Обоймы подшипников, обращенные к золотнику, имеют увеличенные наружные диаметры и выполняют роль центрирующих шайб. Гайка 30 со сферическим торцом прижимает подшипники к золотнику.

Поворотный вал 21, на конических шлицах которого закреплены сектор 7 и сошка 18, вращается в трех опорах: двух втулках корпуса и в верхней крышке 11. Верхняя опора смазывается маслом, поступающим по маслопроводу 12.

При прямолинейном движении трактора золотник 4 (рис. 50) находится в нейтральном положении и удерживается тремя парами ползунов 5, расположенными под углом 120°. Они распираются центрирующими пружинами 6 и поэтому стремятся удержать связанные с золотником внутренние обоймы подшипников на одном уровне с торцами корпуса 22 гидроусилителя и крышки 2 распределителя. Масло от насоса поступает к центральному пояску золотника и, так как его ширина уже выточки на корпусе распределителя, огибает его, перетекает в крайние - сливные выточки и далее через редукционный клапан 1 и фильтр 8 сливается в бак - корпус гидроусилителя.

Рис. 50. Схема работы гидроусилителя рулевого управления и блокировки дифференциала:

А - бесштоковая полость; Б - штоковая полость цилиндра; 1 - редукционный клапан; 2 - крышка распределителя; 3 - гайка; 4 - золотник; 5 - ползун; 6 - центрирующая пружина; 7 - предохранительный клапан; 8 - фильтр; 9 - насос; 10 - эксцентричная втулка; 11 - червяк; 12 - сектор; 13 - сошка; 14 - рейка; 15-упор шейки; 16 - цилиндр блокировки; 17 - маслопровод датчика; 18- маховичок крана; 19 - кран датчика; 20 - щуп; 21 - золотник датчика; 22 - корпус гидроусилителя; 23 - задняя крышка цилиндра; 24 - шток; 25 - поршень; 26 - передняя крышка цилиндра; 27 - маслопровод клапана блокировки; 28 - поворотный вал.

Рассмотрим поворот трактора вправо. Вращение рулевого колеса через рулевой привод передается червяку 11. Если сопротивление повороту направляющих колес велико, на червяке возникает осевое усилие, которое превысит усилие сжатия центрирующих пружин 6. Червяк имеет правую спираль, поэтому при вращении вправо он, опираясь на заторможенный сопротивлением колес сектор 12, подобно винту в неподвижной гайке, переместится вместе с закрепленным на его хвостовике золотником 4 вперед, по направлению к крышке 2 (максимальный ход золотника в одну сторону равен 1,2 мм, ход до начала перекрытия поясков корпуса распределителя - 0,6 мм). При этом средний бурт на золотнике перекроет проход маслу от насоса в переднюю сливную выточку. Одновременно крайний бурт золотника перекроет выход маслу из полости цилиндра Б в нижнюю сливную выточку на корпусе распределителя. Другой крайний бурт золотника, наоборот, увеличит проходное сечение для слива масла из полости А цилиндра в выточку на корпусе распределителя. Масло из средней нагнетательной выточки по трубопроводу пойдет в полость Б цилиндра. Полость Б цилиндра начнет увеличиваться, поршень 25 вместе со штоком 24 и рейкой 14 будет втягиваться и, воздействуя на сектор 12, поворачивать вал 28 и сошку 13 влево (по ходу трактора). Сошка через тяги рулевой трапеции повернет направляющие колеса вправо.

Поворот направляющих колес трактора вправо будет продолжаться до тех пор, пока тракторист вращает рулевое колесо. Причем скорость поворота колес трактора пропорциональна скорости вращения рулевого колеса. Как только прекращается вращение рулевого колеса, золотник под действием пружин 6 ползунов 5 выходит в нейтральное положение. Этому также способствует и сила, возникающая на зубьях червяка со стороны сектора и направленная в сторону, противоположную осевому сдвигу червяка. В этом заключается следящее действие гидроусилителя.

Аналогично осуществляется поворот трактора влево.

При обычных условиях работы давление масла в системе усилителя не превышает 2. 4 МПа (20. 40 кгс/см²): Однако в крайних положениях колес, когда их дальнейший поворот ограничивается упором поршня 25 в крышки цилиндра либо когда возрастает сопротивление повороту колес из-за тяжелых дорожных условий (глубокая колея, рыхлая почва и т. д.), давление в системе увеличивается до срабатывания предохранительного клапана 7. Масло, минуя цилиндр, будет сливаться в сливную магистраль под давлением, на которое отрегулирован предохранительный клапан. Давление открытия предохранительного клапана регулируют натяжением пружины. Оно должно составлять 83 -9,3 МПа (83. 93 кгс/см²).

Если сопротивление повороту колес незначительно (движение по дорогам с твердым покрытием на большой скорости), то поворот осуществляется практически без участия гидравлической системы усилителя. В этом случае осевая сила на червяке, возникающая при повороте трактора, меньше усилия предварительного сжатия центрирующих пружин 6 ползунов 5. Поворот рулевого колеса, связанного приводом с червяком 11, обеспечивает непосредственную передачу движения на рулевую трапецию через сектор 12, поворотный вал 28 и сошку 13. При этом центрирующие пружины не сжимаются, червяк вместе с золотником в осевом направлении не перемещается, а масло в распределителе из нагнетательной полости переливается в сливную, не воздействуя на поршень цилиндра. В этом случае сектор 12 через рейку 14 перемещает шток и поршень цилиндра, а масло из полости А и Б сливается в бак -корпус гидроусилителя через открытые сливные выточки в распределителе.

В случае транспортировки трактора с неработающим двигателем на буксире, выхода из строя насоса или другой неисправности гидроусилителя управление трактором не нарушается, однако усилие на рулевом колесе резко увеличивается. Поворот трактора в этом случае осуществляется только за счет усилий, приложенных трактористом к рулевому колесу. При движении в тяжелых дорожных условиях резко увеличивается также свободный ход рулевого колеса, так как до начала передачи вращения сектору червяк в каждую сторону должен пройти расстояние, равное 1,2 мм. Кроме того, этот ход увеличивается и за счет большей деформации деталей рулевого привода, передающих увеличенный крутящий момент от рулевого колеса.

Датчик автоматической блокировки дифференциала (АБД) установлен на гидроусилителе рулевого управления. Он управляет включением муфты блокировки при прямолинейном движении трактора и выключением ее для разблокирования дифференциала при поворотах передних колес.

Датчик размещен в упоре 23 (см. рис. 49) рейки 9 и состоит из золотника 16, крана 15, управления с маховичком 17, щупа 20 (см. рис. 50). В систему АБД входит также нерегулируемый редукционный клапан 1 (поз. 14 на рис. 49), поддерживающий в гидросистеме автоблокировки подпор давления 0,7. 1,0 МПа (7. 10 кгс/см²) при температуре масла 40. 70°С.

АБД включается в работу поворотом маховичка 18 (см. рис. 50) так, чтобы прорезь на маховичке совпала с выбитыми на плоскости крышки упора буквами «ВКЛ». При выключении автоблокировки прорезь совпадает с буквами «ВЫКЛ».

В положении маховичка «ВКЛ» диафрагма цилиндра 16 блокирующего устройства дифференциала соединена через маслопровод 17 с напорной магистралью редукционного клапана 1. Давлением масла через диафрагму сжимаются диски, и крестовина дифференциала блокируется с левой ведущей шестерней конечной передачи.

При повороте направляющих колес на угол, превышающий 13°, рейка 14 переместится настолько, что толкатель золотника выходит из канавки на рейке и перемещает золотник 16 (см. рис. 49), который соединяет внутреннюю полость крана 15 со сливом в бак. Таким образом, напорная магистраль и полость диафрагмы соединяются со сливом. Давление масла в полости диафрагмы падает, и муфта блокировки дифференциала отключается, что обеспечивает поворот трактора с различной скоростью вращения правого и левого задних колес.

В положении маховичка «ВЫКЛ» кран 15 поворачивается так, что внутренняя полость крана и полость диафрагмы соединяются со сливом. Следовательно, в этом положении дифференциал не блокируется.

С помощью щупа 20 (см. рис. 50) находят среднее положение рейки 14 для установки передних колес трактора при регулировке тяг рулевой трапеции. Рейка будет находиться в среднем положении, когда щуп 20 максимально приближен к плоскости упора.

Управление блокировкой производится рукояткой 10 (рис. 51), расположенной в кабине и соединенной тросом 5 с маховичком 3 крана датчика. Рукоятка 10 имеет три положения:

  • I положение-«блокировка дифференциала выключена»-рукоятка находится в крайнем переднем положении. Риска на маховичке совпадает с риской «ВЫКЛ» на крышке датчика;
  • II положение - «автоматическая блокировка дифференциала включена» - рукоятка 10 сдвинута назад по ходу трактора в среднее положение и зафиксирована поворотом на 90° по часовой стрелке. Риска крана совпадает с риской «ВКЛ»;
  • III положение - «блокирование дифференциала принудительное» - рукоятка вытянута в крайнее заднее положение и удерживается рукой тракториста. Кран повернут против часовой стрелки до упора и независимо от положения рейки соединяет напорную магистраль редукционного клапана 1 (см. рис. 50) с цилиндром 16 блокировки, обеспечивая принудительное блокирование задних колес. После того как тракторист отпускает рукоятку, она под действием пружины троса возвращается в положение 1, и дифференциал разблокируется.

Рис. 51. Управление блокировкой дифференциала:

1- кронштейн пружины; 2 - пружина; 3 - маховичок крана; 4 и 6 - кронштейны крепления троса; 5 - трос; 7 - стержень; 8 - направляющая стержня; 9 - уплотнение передней стенки кабины; 10 - рукоятка.

Насос гидроусилителя рулевого управления. В гидравлической системе рулевого управления используется шестеренный масляный насос НШ 10-3-Л ГОСТ 8753-71. Условные обозначения: 10 -рабочий объем (теоретическая подача масла в см³ за один оборот вала насоса); 3 - третье конструктивное исполнение по ГОСТ 8753-71; Л-левого вращения (против часовой стрелки, если смотреть со стороны привода). Объемная подача насоса -20 л/мин при 2200 об/мин.

Насос состоит из корпуса 4 (рис. 52), крышки 1 и качающего узла, В который входят ведущая 5 и ведомая 7 шестерни, два подшипника 3, две фигурные манжеты 6, пластина 9, уплотнения. Подшипники 3 служат опорами цапф шестерен, а также уплотняют торцевые поверхности шестерен. Внешние контуры подшипников имеют форму цифры 8. В каждом подшипнике выполнены две расточки для цапф шестерен. В пазах на противоположной от шестерен стороне расположены фигурные манжеты 6, которые ограничивают зону высокого давления от зоны низкого давления. Стык корпуса 4 с крышкой 1 уплотняется кольцом 2 круглого сечения, которое уложено в овальную расточку на корпусе.

Рис. 52. Насос гидроусилителя рулевого управления:

1 - крышка; 2 - уплотнительное кольцо; 3 - подшипник; 4 - корпус; 5 - ведущая шестерня; 6 и 8 - манжеты; 7 - ведомая шестерня; 9 - пластина.

Приводной конец ведущей шестерни 5 уплотняется двумя каркасными манжетами 8, Исключающими перетекание масла из системы гидроусилителя в картер двигателя.

Для уменьшения перетекания масла через зазоры между торцами шестерен и подшипников 3 в насосе предусмотрено автоматическое поджатие подшипников к торцам шестерен давлением, подводимым из зоны нагнетания в полости, ограничиваемые фигурными манжетами 6. Так как площадь этой зоны больше площади зоны высокого давления, действующего со стороны зубьев шестерен на подшипники, тс последние прижимаются к торцам шестерен с усилием, превосходящим усилие их отжима от зубьев шестерен. Это обеспечивает постоянный поджим подшипников к торцам шестерен, благодаря чему исключаются зазоры между подшипниками и торцами шестерен.

Цапфы шестерен смазываются маслом, которое увлекается в спиральные канавки в расточках подшипников 3 из полости всасывания. Этим маслом смазываются и охлаждаются цапфы шестерен, после чего оно уходит обратно в полость всасывания.

Техническое обслуживание рулевого управления заключается в периодическом наблюдении за уровнем масла в корпусе и отсутствием течи по соединениям гидроусилителя, за состоянием резьбовых соединений рулевого привода, рулевых тяг, крепления сектора, сошки и поворотных рычагов; в своевременном смазывании карданных шарниров рулевого привода, промывке масляного фильтра, замене масла, проверке и регулировке свободного хода рулевого колеса, в оперативном устранении неисправностей, которые могут возникнуть в процессе эксплуатации.

Необходимо следить, чтобы при проверке уровня масла, промывке масляного фильтра и заливке масла в систему гидроусилителя не вносилась грязь.

Промывка масляного фильтра производится через каждые 960 ч в такой последовательности.

  1. Отъединить маслопровод 12 (рис. 49) смазывания верхней опоры от крышки 11 и редукционного клапана 14.
  2. Снять верхнюю крышку 11, для чего вывернуть все болты и, заворачивая равномерно два из них в резьбовые отверстия, приподнять ее.
  3. Отъединить два оставшихся маслопровода от редукционного клапана 14 и, придерживая рукой фильтр 13, выворачивать клапан, пока не освободится фильтр.
  4. Промыть фильтр в бензине или дизельном топливе, очистив его внутреннюю полость от грязи. Одновременно с промывкой фильтра подтяните гайку 8 крепления сектора 7 на валу 21 и проверьте зубчатое зацепление рейка - сектор.

Если зазор между зубьями сектора и рейки более 0,3 мм. зацепление следует отрегулировать.

Для этого выверните четыре болта крепления упора 23 рейки-корпуса АБД и, вынимая попарно прокладки 24, уменьшайте зазор в зацеплении до 0,1. 0,3 мм. Зазор между зубьями сектора и рейки замеряют с помощью щупа.

Фильтр устанавливают в обратной последовательности. После установки крышки 11 следует, предварительно отвернув контргайку, завернуть до отказа болт 10, регулирующий осевое перемещение поворотного вала 21. Затем болт выворачивают приблизительно на 1/10-1/8 оборота и контрят гайкой.

Регулировка зацепления червяк - сектор и подтяжка гайки червяка. Свободный ход рулевого колеса при повороте направляющих колес стоящего на твердом грунте трактора с работающим дизелем должен быть не более 30°. В случае превышения указанного значения следует проверить и при необходимости отрегулировать шарнирные соединения рулевых тяг, подтянуть до отказа гайки сошников и поворотных рычагов. Если этого недостаточно, нужно отрегулировать зазор в зацеплении сектор - червяк и затяжку гайки червяка.

Для регулировки зацепления сектор - червяк необходимо выполнить следующее.

  1. При помощи домкрата приподнять передний мост или отъединить от сошки рулевые тяги.
  2. Ослабить болт 5 крепления регулировочной эксцентричной втулки 6 и повернуть ее по часовой стрелке до упора червяка в зубья сектора. Затем при работающем двигателе вращать рулевое колесо. Если ощущается заедание в зацеплении червяк - сектор, необходимо поворачивать втулку против часовой стрелки до тех пор, пока не исчезнет заедание при повороте рулевого колеса от одного крайнего положения в другое.

Усилие на рулевом колесе не должно превышать 15. 25 Н (1,5. 2,5 кгс) при отсоединенных от сошки рулевых тягах и 30. 40 Н (3. 4 кгс) при поддомкраченном переднем мосте.

  • Затянуть болт 5 крепления регулировочной втулки б и соединить рулевые тяги с сошкой, надежно законтрив гайки (или снять передний мост с домкрата, если он был поддомкрачен).
  • Специальная гайка 30 со сферическим торцом должна поджимать обоймы подшипников 28 к торцам золотника 31. Наличие зазора между золотником и обоймами подшипников вследствие износа, ослабления затяжки гайки или неправильной затяжке ее при монтаже может привести к увеличению свободного хода рулевого колеса, а иногда к неустойчивому движению («рысканию») трактора, так как в этом случае золотник может самопроизвольно перемещаться, направляя поток масла в ту или иную полость цилиндра, и поворачивать направляющие колеса трактора.

    Для подтяжки гайки необходимо отвернуть четыре болта крепления распределителя, снять крышку 29 двумя диаметрально расположенными болтами, закрепить распределитель к корпусу гидроусилителя, предварительно подложив под головки болтов шайбы на толщину фланца крышки 29 либо гайки большего, чем болт, диаметра. Вытащить шплинт и завернуть гайку 30 до плотного прижатия обойм подшипников 28 к золотнику 31. Проверить момент затяжки, который должен быть в пределах 20 Н-м (2 кгс-м). Затем отвернуть гайку 7 до совпадения отверстия на червяке с ближайшей прорезью и зашплинтовать.

    Следует заметить, что чрезмерная затяжка гайки увеличивает усилие на рулевом колесе и может вывести из строя упорные подшипники 28. Признаком правильной затяжки гайки является отсутствие зазоров между золотником и обоймами подшипников и возвращение золотника в положение «нейтральное» под действием пружины 6 (см. рис. 50) после прекращения вращения рулевого колеса влево. Проверка производится при неработающем дизеле. После проверки необходимо установить уплотнительное кольцо и крышку 29 (см. рис. 49) и затянуть болты.

    Регулировка предохранительного клапана. Нарушение регулировки предохранительного клапана приводит к увеличе

    нию усилия на рулевом колесе, особенно в тяжелых дорожных условиях. Для проверки регулировки клапана в магистраль от насоса к распределителю или вместо резьбовой пробки 1 (см. рис. 49) подсоединяют манометр со шкалой не менее 10 МПа (100 кгс/см²). Затем при работающем на максимальной частоте вращения дизеле, поворачивая рулевое колесо от упора до упора, нагревают масло до температуры 50°С. Давление на шкале манометра в крайнем левом или правом положении рулевого колеса должно быть в пределах 8,3. 9,3 МПа (83 . 93 кгс/см²). Если оно меньше указанных пределов, следует отвернуть колпак и медленно заворачивать отверткой регулировочный винт 3 до тех пор, пока манометр не покажет давление 8,3 . 9,3 МПа. После этого необходимо законтрить винт 3 контргайкой и завернуть колпак.

    Материалы: http://old.mtzveles.ru/documents/art/book82/book82-21.htm

    3 ≫

    Тип рулевого механизма зависит от общего принципа действия рулевого управления. Поэтому их также можно классифицировать как: механический; механический с усилителем и гидрообъемный.

    Рулевой механизм механического типа преобразует вращение рулевого колеса в угловое движение рулевой сошки, шарнирно соединенной с продольной тягой рулевой трапеции или непосредственно с ее поворотным рычагом.

    Рулевой механизм, как правило, представляет собой понижающий редуктор с достаточно большим передаточным числом.

    По типу выполнения различают шестеренные, червячные, винтовые и смешанные рулевые механизмы.

    Эти механизмы оценивают, в первую очередь, по степени обратимости, зависящей от прямого и обратного КПД. Прямым КПД рулевого механизма оценивается передача усилия от рулевого колеса к валу рулевой сошки, а обратным - передача на рулевое колесо возмущающих воздействий управляемых колес, приведенных к валу рулевой сошки. Оба КПД взаимосвязаны: при увеличении одного КПД - другое уменьшается. Увеличивающиеся потери на трение внутри рулевого механизма при уменьшающемся обратном КПД ухудшают возможность самовозврата рулевого колеса в положение прямолинейного движения управляемых колес под действием стабилизирующих моментов.

    Поэтому рулевые механизмы обычно выполняются на пределе обратимости с относительно высоким прямым КПД (0,75. 0,85) и пониженным обратным (0,5. 0,65).

    В шестеренном двойном рулевом м е х а н и з м е (рис 8.5,а) передача усилия от рулевого колеса 8 к рулевой сошке / с поперечной рулевой тягой 9 осуществляется двумя парами конических шестерен: первая пара шестерен 6 обычная, а вторая состоит из ведущей шестерни 4 и ведомой 3, выполненной в виде сектора. Соединяют элементы передачи внешний рулевой вал 7 и внутренние валы 5 и 2. Однако вследствие повышенных габаритов редуктора, относительно малого передаточного числа и полной обратимости передачи (прямой и обратный КПД равны), шестеренные рулевые механизмы имеют очень ограниченное применение.

    Рис. 8.5. Кинематическая схема рулевых механизмов

    В червячном рулевом механизме (рис. 8.5,6), где рулевое колесо 6 и его вал 5 соединены с обычным цилиндрическим червяком 4, находящимся в зацеплении с сектором 3 червячного колеса. Рулевая сошка 2 с продольной тягой / соединены с сектором 3 посредством соединительного вала 7.

    При наличии одного или двух спаренных управляемых колес сектор 3 устанавливается непосредственно на хвостовике вертикального поворотного вала 7.

    Встречаются рулевые механизмы (рис. 8.5,в), в которых червяк 3 имеет зацепление с боковым червячным сектором 2, что обеспечивает большую площадь их контакта, а следовательно, меньшее давление в зубьях, способствующее уменьшению их износа. Как правило, сошка / непосредственно крепится на хвостовике вала сектора 2.

    В двух рассмотренных рулевых механизмах (см. рис. 8.5,6 и в) предусмотрено обязательное регулирование зазора в червячной паре.

    В рулевом механизме с глобоидным червяком и радиальным двух- или трехгребневым роликом (рис. 8.5,г) при повороте рулевого вала 1 глобоидный червяк 2 заставляет поворачиваться ролик 3 (в этой схеме двухгребневой), перемещая его по дуге вместе с поворотной головкой 4 вала 7 сошки 6. Ролик 3 устанавливается на оси 8 обычно посредством игольчатых или шариковых подшипников 9, что снижает потери на трение в рулевом механизме. Поэтому подобные рулевые механизмы имеют более высокие значения прямого и обратного КПД.

    Однако эти механизмы требуют двух регулировок: осевого зазора (посредством осевого перемещения червяка 2) и зацепления червячной пары (перемещением вала 7 рулевой сошки для изменения расстояния между центрами осей червяка 2 и ролика 3). Последнее обычно осуществляется установкой вала 7 на промежуточной эксцентриковой втулке 5 или предварительным боковым смещением на 6. 6,5 мм оси вала 7 сошки вместе с роликом 3 относительно проекции оси червяка 2.

    Следует отметить, что рулевые механизмы с глобоидным червяком и роликом имеют переменное передаточное число, определяемое отношением числа зубьев червячного колеса (ролик как его сектор) к числу заходов червяка. Обычно применяется однозаходный червяк. Наибольшее передаточное число рулевой механизм имеет при прямолинейном движении трактора. При повороте ролика 3 на большие углы он сопрягается с крайними витками червяка 2 и передаточное число рулевого механизма несколько уменьшается, что увеличивает усилие на рулевом колесе. В данном случае это способствует повышению безопасности движения, как сигнал трактористу об опасности крутых поворотов трактора, особенно при повышенных скоростях движения.

    Механический рулевой механизм с усилителем применяют на колесных тракторах, начиная с тягового класса 0,9 и выше, с целью облегчения управления. Так, при его отсутствии для поворота трактора на мягкой почве или его выезде из борозды к рулевому колесу приходится иногда прикладывать усилие до 400. 500 Н, что значительно превышает допустимую норму. Без усилителя затруднен поворот с малым радиусом, так как необходимо увеличение скорости поворота рулевого колеса при ограниценном времени движения трактора (до 2,5 с). Это необходимо для уменьшения ширины поворотной полосы МТА при проведении различных сельскохозяйственных и других работ.

    Гидравлические усилители с золотниковыми распределителями получили наиболее широкое применение в отечественном тракторостроении. В них в качестве рабочей жидкости применяют обычно минеральное масло.

    Положительными качествами гидравлических усилителей являются:

    - малое время срабатывания;

    - малые габаритные размеры;

    - поглощение ударов при наезде управляемых колес на препятствие, предотвращающее их передачу на рулевое колесо;

    Определенными их недостатками являются:

    - некоторое ухудшение стабилизации управляемых колес из-за противодавления масла действию на них стабилизирующих моментов;

    - необходимость применения высококачественных уплотнений в гидросистеме усилителя, исключающих возможность подтекания масла, приводящее к отказу в работе.

    Питание гидроусилителя производится от отдельного гидронасоса с автономной гидросистемой или от насоса гидронавесной системы трактора через распределительный клапан гидропотока.

    Исполнительными механизмами гидроусилителя обычно являются гидроцилиндры с высокими рабочими давлениями порядка 6. 10 МПа и выше, делающими их достаточно компактными.

    В рулевом управлении с гидроусилителем (рис. 8.6,а) рулевой привод условно представлен двухплечим рычагом 2, устанавливающим положение управляемого колеса 1 и рулевой трапеции (отсутствующей на схеме).

    Рулевой механизм представлен рулевым колесом 7 и рулевой сошкой 6, управляющей золотником 14 распределителя 15 гидросистемы усилителя. Корпус гидроцилиндра 3 двойного действия шарнирно прикреплен к балке переднего моста трактора, а его шток поршня шарнирно соединен с рычагом 2 рулевого привода. Гидравлическая система состоит из бака 8 для масла, нагнетательного гидронасоса 9 с перепускным клапаном 10, гидроаккумулятора 11, нагнетательного 12 и сливных 13 трубопроводов, гидрораспределителя 15, а также трубопроводов 4, соединяющих последний с соответствующими полостями гидроцилиндра 3.

    Гидроаккумулятор 11 служит для поддержания постоянства давления в нагнетательном трубопроводе 12 гидросистемы вне зависимости от режима работы насоса 9, получающего энергию от двигателя трактора.

    Центрирующие пружины 5 в распределителе 15 улучшают процесс управления трактором, ограничивая усилие на рулевом колесе 7, при котором включается гидроусилитель. Кроме этого, они удерживают золотник 14 в нейтральном положении при наезде одного из управляемых колес на неровности пути, а также при разгоне и торможении трактора, что способствует стабилизации его движения.

    Рис. 8.6. Схема рулевого управления трактора с гидроусилителем

    В рассматриваемой схеме применен распределитель с замкнутой системой циркуляции масла - распределитель с закрытым центром. По этой системе, при нейтральном (запирающем) положении золотника 14, его средний поясок перекрывает центральный вход нагнетательного трубопровода 12 в корпус распределителя 15.

    В этом положении золотника полости гидроцилиндра 5 и их присоединительные трубопроводы 4 отсоединены от нагнетательного трубопровода 12, что соответствует выключенному состоянию гидроусилителя. Постоянно работающий насос 9 в это время работает на перепуск масла через разгрузочный клапан 10 и подпитку гидроаккумулятора 11.

    Большим преимуществом подобной схемы гидроусилителя является его постоянная готовность к действию, обеспечивающая минимальное время срабатывания.

    При повороте рулевого колеса 7 сошка б-смещает золотник 14 в корпусе распределителя 15 из нейтрального положения вперед или назад (в зависимости от требуемого направления поворота трактора). При этом одновременно нагнетательный трубопровод 12 соединится с одним из трубопроводов 4, подающим масло под давлением в необходимую нагнетательную полость гидроцилиндра 3, а другой трубопровод 4 соединится для слива масла из другой полости цилиндра 3 в один из сливных трубопроводов 13. Под действием давления масла поршень гидроцилиндра 3 через шток передает усилие на рычаг 2 в направлении, необходимом для поворота управляемого колеса 1.

    Корпус распределителя 15 подвижный, так как посредством жесткой тяги 16 обратной связи соединен с рычагом 2. При этом направление движения корпуса распределителя 15 совпадает с направлением движения золотника 14. Поэтому, если повернуть рулевое колесо 7 в какую-либо сторону и прекратить вращение, то подача масла в нагнетательную полость гидроцилиндра 3 прекратится, а трактор будет поворачиваться с постоянным радиусом. Для совершения более крутого поворота трактора необходимо продолжать вращение рулевого колеса 7.

    Таким образом, в данной схеме гидроусилителя следящее действие осуществляется по перемещению (вращению) рулевого колеса, отличительной чертой которого является чисто механическая обратная связь посредством тяги 16.

    При отказе в работе гидронасоса 9 гидроусилитель некоторое время будет работать за счет давления жидкости в гидроаккумуляторе 11, а затем поворот трактора возможен только за счет мускульной силы тракториста с помощью рулевого механизма с продольной тягой для перемещения золотника 14. При этом повышение усилия для управления трактором обусловлено и меньшим передаточным числом рулевого механизма по сравнению с обычным. Одновременно возрастает свободный ход рулевого колеса 7, так как требуется дополнительное перемещение золотника 14 до его упора в дно или крышку корпуса распределителя 15, чтобы затем через тягу 16 воздействовать на рычаг 2.

    В распределителе, работающем по открытой системе циркуляции масла (распределителе “с открытым центром”), при нейтральном положении золотника центральный канал корпуса распределителя открыт и масло под действием насоса циркулирует по замкнутому кругу: насос - распределитель - бак - насос. При этом, масло, попадая в бак, несколько охлаждается. Иногда для этой цели предусматривают специальные радиаторы. Отсутствие гидроаккумулятора в таком гидроусилителе упрощает его конструкцию. Все это является причинами достаточно широкого применения в гидроусилителях распределителей с открытым центром.

    Следящее действие усилителя в значительной степени зависит от конструкции его распределителя. Следящее действие по перемещению рулевого колеса было рассмотрено выше (см. рис. 8.6,а). Наряду с положительными качествами этого распределителя (пропорциональное кинематическое соответствие между поворотом рулевого колеса и поворотом управляемых колес) он имеет следующие недостатки: из-за быстродействия системы тракторист не ощущает момент включения усилителя, а резкие удары управляемых колес, передающиеся через тягу 16 на корпус 15 распределителя, несмотря на наличие пружин 5, могут производить самопроизвольное включение усилителя, что ухудшает стабильность движения трактора.

    В усилителе, обеспечивающем следящее действие по усилию на рулевом колесе при повороте управляемых колес, обратная связь обеспечивается изменением давления масла в системе его распределителя.

    На рис. 8.6,6 представлена принципиальная схема распределителя с открытым центром, в корпусе 1 которого установлены реактивные шайбы (иногда плунжеры) 6 и 9, поджатые центрирующими пружинами 7 и 10. Золотник 2 распределителя показан в нейтральном положении, когда вся система усилителя заполнена маслом. Масло, поступающее из центрального нагнетательного трубопровода 8, проходит по каналам в корпусе 1 и сливается через выходной трубопровод 4 обратно в бак гидросистемы.

    В обоих полостях гидроцилиндра (не показан), соединенных с распределителем трубопроводами 3 и 5, устанавливается одинаковое давление слива.

    При повороте рулевого колеса вначале преодолевается сопротивление пружины 7 или 10 (в зависимости от направления поворота), оказываемое перемещению золотника 2 и соответствующей шайбе 6 или 9, после чего происходит включение усилителя. По одному из каналов 3 или 5 масло под давлением поступает в необходимую полость гидроцилиндра, а по другому - на слив из полости цилиндра по каналу 4 в бак гидросистемы.

    При увеличении сопротивления повороту управляемых колес увеличивается и давление масла во всей системе усилителя и в корпусе 1 распределителя. Таким образом, тракторист реально ощущает процесс поворота управляемых колес, т.е. “чувствует дорогу”.

    При прекращении поворота рулевого колеса прекратится рост давления в корпусе 1 распределителя, произойдет его выравнивание в обеих полостях с реактивными шайбами б и 9, и золотник 2 вернется в нейтральное положение. Объемы масла в полостях цилиндра обеспечат постоянство положения управляемых колес для движения трактора с постоянным радиусом поворота.

    Комбинированный распределитель осуществляет следящее действие как по перемещению, так и по силе сопротивления повороту рулевого колеса. При установке распределителя, представленного на схеме рис. 8.6,6, в схему на рис. 8.6,а получим схему рулевого управления трактора с гидроусилителем комбинированного следящего действия.

    По типу компоновки основных элементов гидроусилителя (распределителя и силового (силовых) гидроцилиндров) с рулевым механизмом различают две принципиальные конструктивные схемы: моноблочную и раздельную. При этом необходимо отметить, что элементы гидравлической схемы усилителя (гидронасос с перепускным клапаном, гидроаккумулятор, масляный радиатор и масляный бак с фильтром), как правило, устанавливаются отдельно от рулевого управления.

    При моноблочной компоновке элементов гидроусилителя распределитель, гидроцилиндр и рулевой механизм скомпонованы в одном общем картере, что уменьшает число и длину трубопроводов гидросистемы, а также число промежуточных механических передач. Иногда картер служит даже полостью масляного бака.

    Помимо этого, установка распределителя непосредственно 7 на валу рулевого колеса значительно повышает чувствительность системы, так как между ними практически нет промежуточных деталей, снижающих скорость прохождения исполнительного сигнала.

    Недостатками моноблочной схемы являются повышенная нагрузка всех деталей рулевого механизма от усилия гидроцилиндра, а также сложности в модернизации и унификации агрегатов и ремонте гидроусилителя.

    При раздельной компоновке элементов гидроусилителя гидроцилиндр всегда устанавливается отдельно от рулевого механизма, а распределитель может устанавливаться на картере рулевого механизма, на гидроцилиндре или непосредственно в тяге к рулевому приводу.

    Достоинствами раздельных схем компоновок являются большая свобода выбора конструкций отдельных агрегатов рулевого механизма и гидроусилителя (использования стандартных гидроцилиндров), а недостатками - повышенная длина трубопроводов, которая в ряде случаев может привести к пульсации давления в гидросистеме, а следовательно, к колебаниям управляемых колес, что нежелательно (особенно при повышенных транспортных скоростях движения трактора).

    Раздельная компоновка элементов гидроусилителя применяется обычно для поворота трактора 4К46 с шарнирно сочлененными полурамами их остовов и неповоротными колесами относительно них. На рис. 8.7 показано действие гидроусилителя при повороте полурам 7 и 9 для движения трактора вправо.

    Распределитель 17 установлен на корпусе рулевого механизма, а его золотник 18 закреплен на хвостовике червяка 4. Сектор 5 червячного колеса установлен на валу рулевой сошки, которая посредством тяги 6 обратной связи соединена с задней полурамой 7, что обеспечивает следящее действие гидроусилителя по перемещению рулевого колеса 3. Гидроцилиндры 11 двойного действия - образуют гидравлический рулевой привод для поворота полурам тракторов 4К46.

    Отличительной особенностью системы подачи масла в гидроцилиндры У 1 и его отвода из них является установка на них клапанных коробок 14 с двумя запорными клапанами 12, поджатых пружинами 15 и не позволяющих поршню 10 произвольно перемещаться под действием внешних сил. Между торцами клапанов 12 помещен поршень-толкатель 13, задачей которого является открытие запорного клапана 12 сливной полости гидроцилиндра 11 при совершении поворота трактора. Полости гидроцилиндров 11 от высокого давления предохраняют клапаны 16, соединяющие их со сливными трубопроводами.

    Рис. 8.7. Схема рулевого управления трактора с гидроусилителем раздельного типа

    При прямолинейном движении трактора золотник 18 находится в нейтральном положении и гидронасос / перекачивает масло из бака 2 через распределитель 17 обратно в бак 2. Предохранительный клапан 19 ограничивает давление масла до 10 МПа. Полости гидроцилиндров 11 закрыты клапанами 12, что удерживает полурамы 7 и 9 от поворота вокруг оси 8.

    При повороте рулевого колеса 3 червяк 4, поворачиваясь относительно неподвижного сектора 5, перемещает золотник 18, соответствую щие нагнетательная и сливная полости распределителя 17 соединяются с клапанными коробками 14 гидроцилиндров 11.

    Например, при повороте рулевого колеса 3 вправо золотник 18 (как показано на схеме) направляет поток масла под давлением по трубопроводу, указанному стрелкой, от распределителя 17 к клапанным коробкам 14 обоих гидроцилиндров 11. При этом в правой клапанной коробке 14 (верхней по схеме) давлением масла открыт клапан 12 для пропуска его в подпоршневую полость Б гидроцилиндра 11 и одновременно это же давление масла, действуя на поршень-толкатель 13, открывает противоположный клапан 12 для слива масла из надпоршневой полости А в cj/ивной трубопровод и обратно в бак. Аналогично левая клапанная коробка 14 обеспечивает подачу масла в полость А гидроцилиндра 11 и его слив из полости Б в тот же сливной трубопровод. Поршни гидроцилиндров 11 перемещаются в противоположные стороны, чем и обеспечивается взаимный разворот полурам 7 и 9 для поворота трактора вправо.

    При повороте рулевого колеса 3 влево золотник 18 переместится влево, все процессы будут происходить в обратной последовательности и трактор повернется влево.

    Тяга 6 обратной связи, воздействуя на рулевую сошку сектора 5, стремится вернуть золотник 18 распределителя 77 в нейтральное положение. Поэтому при прекращении вращения рулевого колеса 3 золотник 18 возвратится в нейтральное положение, давление масла на поршень-толкатель 13 и клапаны 12 уравняются. Последние закроют полости гидроцилиндров 11, фиксируя тем самым полурамы 7 и 9 в положении соответствующего поворота трактора с постоянным радиусом. Для дальнейшего поворота трактора необходимо вновь повернуть рулевое колесо 3.

    Так как в данной схеме гидроусилителя применен распределитель 17 с центрирующими плунжерами, принцип действия которых- рассмотрен выше, то при увеличении момента сопротивления развороту полурам 7 и 9 возрастает усилие для поворота рулевого колеса 3. Следовательно, гидроусилитель имеет следящее действие и по усилию на рулевом колесе, а у тракториста при повороте трактора создается "чувство дороги".

    Как видно из рассмотренной конструктивной схемы гидроусилителя, в этом случае используется комбинированное следящее действие - по перемещению и по усилию, что характерно для большинства отечественных тракторных гидроусилителей.

    Повышение технического уровня трактора неразрывно связано с совершенствование системы его управления.

    В рассмотренных механических и гидромеханических рулевых управлениях рулевой привод и рулевой механизм соединены между собой механической связью, которая в ряде случаев осложняет комплектацию МТА навесными машинами-орудиями.

    ГЛАВНАЯ

    ПОЛЕЗНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

    ПРОДУКЦИЯ

    ПРОДАЖИ И СЕРВИС

    Центральный склад: 142412, г. Ногинск ул. Захаровская д.2

    Офис: 109548, г. Москва, ул.Шоссейная, д.1, корп.2

    Материалы: http://vostok-agro.info/dokumentatsiya/310-rulevoj-mekhanizm-traktorov.html


    Back to top