Органы управления и контрольные приборы трактора МТЗ-50, МТЗ-50Л, МТЗ-52, МТЗ-52Л

1 ≫

Расположение органов управления и контрольных приборов на тракторе представлено на рис. 5-14.

Педаль муфты сцепления (рис. 6-7).

Рис.5. Схема переключения передач.

Нажимом ноги на педаль вперёд муфта выключается.

Рычаг (2) переключения передач перемещается в прорезях валиков переключения. Вначале рычагом включают I либо II ступень редуктора, затем, возвратив рычаг в нейтральное положение, включают нужную передачу по схеме на рис.5. Схема переключения передач закреплена на корпусе щитка приборов справа от рулевой колонки.

Рис. 6. Органы управления, включателя стартера и освещения трактора:

3) – Рукоятка управления жалюзи; 5) – Рычажок переключения задних фар; 6) – Рычажок переключения передних фар; 7) – Ключ выключателя стартера.

Рукоятка (3) [рис. 6] управления жалюзи. Перемещением рукоятки вверх жалюзи открываются, а перемещением вниз – закрываются.

Рулевое колесо (4) [рис. 7] служит для поворота трактора.

Рычажок (5) [рис. 6] переключателя задних фар и габаритного освещения имеет три положения: верхнее – «включены задние фары», нижнее – «включены габаритные огни и освещение номерного знака», среднее – «выключено».

Рычажок (6) переключателя передних фар имеет три положения: верхнее – «включён дальний свет», нижнее – «ближний свет», среднее – «выключено».

Ключ (7) включателя стартера и свечей накаливания имеет три положения: нейтральное – «выключено», первое – «включены свечи накаливания», второе - «включены свечи накаливания и электростартер». Поворот ключа производится по часовой стрелке. В нейтральное положение ключ возвращается автоматически.

Рис.7. Органы управления и контрольные приборы трактора.

1) – Педаль муфты сцепления; 2) – Рычаг переключения передач; 4) – Рулевое колесо; 8) – Контрольный элемент; 9) – Рычаг включения тормозов прицепа; 10) – Педаль левого тормоза; 11) – Педаль правого тормоза; 13) – Рычаг управления задним ВОМ; 14) – Рычаг управления подачей топлива; 15) – Маховичок регулирования давления подпора; 16) – Рычаг гидроувеличителя сцепного веса; 17), 18), 19) – Рычаги распределителя гидросистемы; 20) – Амперметр; 21) – Указатель давления масла; 22) – Термометр; 23) – Лампа освещения щитка контрольно-измерительных приборов; 24) – Рукоятка переключателя указателей поворота; 25) – Включатель звукового сигнала; 26) – Педаль управления подачей топлива.

Контрольный элемент (8) [рис. 7] показывает степень нагрева спиралей свечей накаливания.

Тормоза включаются нажимом ноги на педали (10) и (11) [рис. 7] вперёд. При перемещении педали (11) правого тормоза включается также стоп-сигнал.

Соединительная планка блокирует педали для одновременного торможения левым и правым тормозами. Рычагом (9) включаются тормоза прицепов. Для этого рычаг перемещается назад (на себя).

В исходное положение рычаг возвращается автоматически, под действием пружины.

Рычаг (13) управления задним ВОМ (либо приводным шкивом, если он установлен на тракторе) имеет три положения: переднее – «ВОМ (шкив) включен», среднее положение – «нейтральное», заднее – «выключен».

Рычаг (14) и педаль (26) управления подачей топлива. Крайнее верхнее положение рычага соответствует наименьшей подаче топлива.

Нажимом ноги на педаль (26) вниз подача топлива увеличивается, и обороты двигателя возрастают.

При помощи маховичка (13) регулируется давление подпора в основном цилиндре гидросистемы. При повороте маховичка по часовой стрелке давление подпора уменьшается, а против часовой стрелки – возрастает.

Рычаг (16) гидроувеличителя сцепного веса имеет три положения: верхнее – «включен», среднее – «выключен», нижнее – «заперто».

Рычаги (17), (18), (19) распределителя гидросистемы: правый рычаг управляет задним цилиндром, средний рычаг – левым выносным, левый рычаг – правым выносным цилиндром.

Каждый рычаг имеет четыре положения: верхнее – «плавающее», среднее верхнее – «опускание», среднее нижнее – «нейтральное», нижнее – «подъём».

Схема управления рычагами (16), (17), (18), (19) , а также маховичком (15) представлена на [рис. 8]. Эта схема прикреплена в кабине трактора над схемой переключения передач.

Рис. 8. Схема управления гидросистемой трактора.

Амперметр (20) [рис. 7] показывает силу зарядного (стрелка отклоняется в сторону знака «+») либо разрядного (стрелка отклоняется в сторону знака «-») в цепи аккумуляторных батарей.

Указатель давления масла (21) показывает давление масла в системе смазки двигателя.

Термометр (22) показывает температуру воды в системе охлаждения двигателя.

Рычажок (23) включения лампы освещения контрольно-измерительных приборов на щитке. Верхнее положение рычажка в прорези – «лампа включена», нижнее – «выключена».

Рукоятка (24) переключателей указателей поворота. Имеет три положения: верхнее – «включен указатель правого поворота», нижнее – «включен указатель левого поворота» и среднее – «выключено». В конце поворота трактора рукоятка переключателя автоматически возвращается в среднее положение.

Включатель (25) звукового сигнала.

Рис. 9. Органы управления и включатель массы:

28) – тяга привода защёлки горного тормоза, 29) – включатель массы аккумуляторных батарей, 30) – педаль блокировки дифференциала, 31) – рукоятка переключения заднего ВОМ.

Тяга (28) [рис. 9] привода защёлки горного тормоза.

Перемещением тяги вверх при выжатых педалях тормозов осуществляется фиксация педалей в положении торможения. Нажатием на педали тяга возвращается в исходное положение автоматически под действием пружины.

Включатель (29) массы аккумуляторных батарей. С его помощью включается масса нажатием на горизонтальный шток и выключается нажатием на вертикальный шток.

Педаль (30) блокировки дифференциала. Нажимом ноги вниз блокировка включается. Выключение осуществляется автоматически при снятии ноги с педали.

Рукоятка (31) переключения заднего ВОМ с независимого на синхронный привод. При перемещении рукоятки вперёд до упора включается синхронный привод и до упора назад – независимый. Среднее положение рукоятки означает, что привод выключен.

Рис. 10. Органы управления боковым ВОМ трактора:

32) – тяга включения бокового ВОМ.

Перемещением тяги (32) [рис. 10] осуществляется включение бокового ВОМ и компрессора (если они установлены на тракторе). При перемещении тяги вверх ВОМ (компрессор) включается и вниз – выключается.

Рис. 11. Органы управления насосом гидросистемы:

33) – рукоятка включения насоса раздельно-агрегатной гидросистемы, 34) – пластина фиксации рукоятки.

Рукоятка (33) [рис. 11] включения насоса раздельно-агрегатной системы имеет два положения, в которых она фиксируется пружинным фиксатором. Для включения насоса рукоятку устанавливают в верхнее положение, для выключения – в нижнее.

Чтобы перевести рукоятку из одного положения в другое, необходимо оттянуть рукоятку вместе с фиксатором до вывода его из паза пластины (34), после чего перевести в требуемое положение.

Рис. 12. Привод стеклоочистителя и переключатель вентилятора и плафона кабины:

35) – рычажок переключателя вентилятора и плафона, 36) -рукоятка ручного привода стеклоочистителя.

Рычажок (35) [рис. 12] переключателя вентилятора и плафона (если трактор оборудован кабиной) имеет три положения: верхнее – «включен вентилятор», нижнее – «включен плафон», среднее – «выключено».

Рукоятка (36) предназначена для ручного привода стеклоочистителя.

Для тракторов МТЗ-50Л, МТЗ-52Л, оборудованных пусковым двигателем, ключ (7) [рис. 7] отсутствует. Вместо него имеются органы управления пусковым двигателем.

Рис. 13. Органы управления пусковым двигателем трактора:

37) – рычаг включения стартера пускового двигателя, 38) – рычаг включения муфты сцепления пускового двигателя, 39) – рычаг привода бендикса.

Рычаг (37) [рис. 13] включения стартера пускового двигателя. Нажатием на рычаг назад (в сторону кабины) стартер включается.

Рычаг (38) включения муфты сцепления редуктора пускового двигателя. Поворотом рычага на себя (по часовой стрелке, если смотреть со стороны крышки редуктора) производится включение муфты сцепления, поворотом рычага от себя – выключение.

Рычаг (39) привода бендикса. Поворотом рычага вверх (в сторону кабины) шестерня включения редуктора вводится в зацепление с венцом маховика основного двигателя. Вывод шестерни включения из зацепления происходит автоматически после запуска дизеля.

Рис. 14. Расположение педали управления блокировкой муфты свободного хода трактора МТЗ-52:

4) – педаль управления блокировкой муфты свободного хода.

Педаль (4) [рис. 14] управления блокировкой муфты свободного хода. При нажатии на педаль зубчатая муфта, перемещаясь по шлицам вала, входит в зацепление с внутренними зубьями шестерни и блокирует внутреннюю и наружную обоймы муфты свободного хода, за счёт чего осуществляется принудительное включение переднего ведущего моста. При снятии ноги пружина возвращает педаль и зубчатую муфту в исходное положение, отключая передний мост.

Последние записи

Правила чистки генераторной установки

В процессе мойки и заправки ДВС маслом в обязательном порядке следует исключить прямое попадание на генераторную установку струи масла и воды. Очистка реле-регулятора и генератора от грязи и пыли [. ]

Запрещённые операции при эксплуатации генераторной установки переменного тока

Запрещено проверять исправность генераторной установки переменного тока посредством замыкания клемм «+», (В), (Д), (Ш), (О) перемычками на «массу» и между собой. При замыкании клеммы (Ш) на [. ]

Натяжение приводного ремня генератора

Натяжение приводного ремня генератора проверяется по прогибу между шкивами генератора и вентилятора, который от усилия 40 Н для автомобилей ЗИЛ-130 и тракторов «Беларусь» должен составлять 10-14 [. ]

Портал о сельскохозяйственной технике, машинах и агрегатах

Материалы: http://xn----itbachmidudk6msa.xn--p1ai/organy-upravleniya-i-kontrolnye-pribory-traktora-mtz-50-mtz-50l-mtz-52-mtz-52l.html

2 ≫

Есть техника, которая нас сопровождает по жизни. Мы так привыкаем к ней, что уже не задумываемся о том, когда она появилась. Это в полной мере относится к механизму, о котором пойдёт речь в дальнейшем. Стоит только увидеть трактор МТЗ–50, его внешний вид, сразу узнаете знакомый с детства трактор «Беларусь».

Этот агрегат создали на Минском тракторном заводе в далёком 1956 году. Испытывая этот механизм, изучая его слабые и сильные стороны, решили – начать выпускать модернизированный его вариант полноприводный МТЗ–52. Обе модификации выпускались параллельно, каждый год большими объёмами. Сельхозпредприятия за короткий срок получили колёсные тракторы. Потом были ещё ряд модификаций этого уникального механизма. Фото МТЗ–50 до сих пор висит во многих сельхозпредприятиях, этот трактор стал одним из символов сельского хозяйства страны. Его знают и помнят. Хотя базовый агрегат давно не выпускается, отдельные его экземпляры ещё работают. Модернизированные варианты – тем более работают. К ним всегда можно найти детали для ремонта. Цены на запчасти недорогие.

МТЗ 50

Кроме сельского хозяйства, данная модель массово применялась в строительстве и в промышленности. Его можно было использовать для разных нужд, так как у него есть навесное оборудование. Трактор предназначался для:

  • транспортировки грузов;
  • вспашки, боронирования, культивации сельхозугодий;
  • сеяния и обслуживания полевых работ;
  • всевозможных дополнительных действий.

Технические характеристики МТЗ-50 таковы: для своего времени он считался одним из самых эффективных отечественных тракторов.

Долгое время ему не было равных среди колёсных механизмов. У этой модели можно менять ширину между колёсами, увеличивать или уменьшать. Достоинства данного агрегата в том, что его можно ремонтировать в любых условиях. Даже в поле. Трактор универсален, благодаря навесному оборудованию. Кроме перевозки грузов, он может работать как погрузчик и как экскаватор. Может бурить грунт. Быть стогометателем. Чистить снег. Стоит только навесить бульдозерный передок. Может работать на разных марках солярки. Даже если солярка некачественная. Вынослив. Работает в любых погодных условиях. Ещё плюс – механизм один из самых дешёвых по себестоимости, Запчасти к нему доступны и стоят недорого.

Есть и минусы. Прежде всего, невысокая производительность при обработке больших посевных площадей. У него нет кондиционирования. Он слишком шумный. До нынешнего времени выпускаются другие модификации трактора, МТЗ-80, МТЗ-82. Аналогом трактора считается Беларус–500.

Кабина МТЗ 50

Вес трактора МТЗ-50 (в рабочем снаряжении) составляет 3430 кг. Машина имеет такие параметры:

  • длина – 3 метра 85 см.;
  • от левого края до правого края – 1метр 97 см.;
  • высота – 2 метра 78 см.;
  • расстояние между колёс (можно менять) передние – 1 м. 20 см., задние 2 м. 10 см.;
  • топливный бак вмещает 130 литров;
  • имеет раздельно-агрегатную гидравлику;
  • просвет между днищем трактора и землёй – 46 см.;

Дизель трактора расходует при полной мощности работы 8 литров солярки на 100 км.

Характеристики двигателя

Двигатель МТЗ–50 представлен дизелем ММЗ Д-50, который состоит из 4 цилиндров и имеет такие параметры:

  • жидкостная система охлаждения;
  • сила – 55 лошадиных сил;
  • запускается стартёром или вручную.

Движитель вмещает 4, 74 л. солярки.

Кабина МТЗ–50 металлическая, защищена от коррозии порошковой эмалью. Система управления в кабине проста. Есть рычаги, педали, руль, приборы, показывающие скорость передвижения, состояние систем гидравлики и топлива. Основой агрегата является сварная половинчатая рама. У муфты сцепления – механические соединения. У заднего моста – мощная основа. Коробка передач. Руль имеет гидравлический усилитель. Радиатор – функционирующий на воде и масле. В гидравлике находится до 21 литра масла. Тормозится через коробку передач и дисковые тормоза. Трансмиссия – механическая. У коробки передач 9 скоростей вперёд, и 2 – назад.

Есть редуктор, который позволяет не терять мощность при переключениях. Благодаря этому машина достаточно проходима в распутицу. За что её достойно оценили в сельской местности. Машина имеет жёсткую подвеску. Мост — балансирующий. Колёса легко разобрать и отсоединить при ремонте. Передние колёса – ведущие, они много меньше, чем задние. Движитель имеет электрический генератор, 2 стартёра, свечи. При переключении реле стартёр начинает двигаться, что в свою очередь приводит в движение трактор. Когда обороты движителя достигают нужных значений, реле опять переключают. Стартёр перестаёт работать. Работает только силовая установка – в заданном режиме.

Модификации

На основе этого трактора было выпущено несколько модификаций. Среди них МТЗ-52 беларусь. Он стал прямым продолжателем МТЗ –50. Технические характеристики МТЗ-52 такие же, как у его прототипа. Единственное отличие в том, что МТЗ-50 одноприводный, а МТЗ–52 – полноприводный. Эту машину выпустили в большом количестве в 60-е – 80-е годы прошлого века, количеством за 1 миллион штук. С середины 90-х агрегат стали наименовать по-другому – Беларус–500. Среди специалистов его по-прежнему называют МТЗ–52. Сейчас его выпускают только небольшими партиями, экспортируемые в другие страны из Белоруссии. Только работающих тракторов б/у этой модели в России много. К тому же есть и другие модификации – МТЗ-80, МТЗ-82, запчасти к которым есть, и они ещё вовсю трудятся.

МТЗ-50 в своё время был отличным трактором. Сейчас трактора б/у продаются от 150 тысяч рублей до 400 тысяч. Цены колеблются в зависимости от технического состояния машины. Запчастей к этому агрегату тоже ещё достаточно.

Знаменитый трактор продолжает трудиться. Несколько поколений запомнили его как родной. С ним связано много воспоминаний и судеб. В Интернете можно легко найти предложения о продаже запчастей к нему.

Трактористы любят этот механизм. Да и мы все его помним и ценим.

Материалы: http://traktoramira.ru/traktora/kolesnye-traktora/traktor-mtz-50.html

3 ≫

Гидравлический усилитель уменьшает силу, которую нужно приложить к рулевому колесу для управления трактором. Кроме того, усилитель смягчает толчки, передаваемые рулевому механизму от управляемых колес при движении трактора по неровной почве.

Схема действия гидроусилителя управления тракторов МТЗ-50, МТЗ-52 (позиции обозначены здесь и на рис. ниже):

1 — рулевое колесо; 2 — поворотный вал; 3 — рулевая сошка; 4 — поперечная тяга; 5 — поворотный рычаг; 12 — рейка; 18 — поршень; 23 — золотник; 24 — корпус распределителя; 25 — упорные шайбы; 26 — крышка; 27 — нагнетательный канал, подающий масло к распределителю: 30 — перепускной канал предохранительного клапана; 33 — червяк рулевого механизма; 34 — зубчатый сектор; 37 — предохранительный клапан; 51 — сливной маслопровод; 52 — маслопровод, соединяющий распределитель с полостью А цилиндра; 53 — маслопровод, соединяющей распределитель с полостью Б цилиндра; 54 — ползун для установки золотника в нейтральное положение; 55 — распорная пружина ползуна; 56 — нагнетательный маслопровод; 57 — гидравлический (масляный) насос; 58 — всасывающий маслопровод; 59 — корпус гидроусилителя

Гидроусилитель тракторов МТЗ-50 и МТЗ-52. Состоит из шестеренчатого масляного насоса 57 (рис.), приводимого в действие от двигателя трактора, распределителя с золотником 23, расположенного на оси червя ка рулевого механизма, силового цилиндра 17 (рис. ниже) со штоком и рейкой 12 (рис.), а также некоторых вспомогательных деталей. Рейка штока находится в зацеплении с сектором 34. Через рулевую сошку 3 сектор управляет рулевым приводом направляющих колес.

Устройство гидроусилителя рулевого управления тракторов МТЗ-50 и МТЗ-52:

6 — уплотняющее резиновое кольцо; 7 — угольник слива масла; 8 — нижняя втулка; 9 — штуцер для подсоединения всасывающего маслопровода к насосу; 10 — верхняя втулка поворотного вала; И — регулировочные прокладки упора рейки; 13 — упор рейки; 14 — палец рейки; 15 — задняя крышка цилиндра; 16 — шток силового цилиндра; 17 — цилиндр; 19 — уплотнение поршня (резиновое кольцо с кожаными прокладками по бокам); 20 — передняя крышка цилиндра; 21 — стяжной болт крышек; 22 — отверстие для подсоединения сливного трубопровода; 24 — корпус распределителя; 26 — крышка корпуса; 28 — сферическая гайка червяка; 29 —клапанная крышка; 31 — штуцер для подсоединения маслопровода высокого давления; 32 — регулировочный винт предохранительного клапана; 35 — регулировочная эксцентриковая втулка; 36 — седло предохранительного клапана; 38 — направляющая клапана; 39 — пружина предохранительного клапана; 40 — контргайка; 41—гайка-колпачок; 42 — верхняя крышка корпуса гидроусилителя; 43 — отверстие для подсоединения дренажной трубки от насоса; 44 — регулировочный болт с контргайкой; 45 — пробка заливной горловины, 46 — линейка для замера уровня масла; 47 — сетчатый фильтр, 48 — установочный штифт; 49 — фильтр сливного отверстия; 50 — маслопровод для слива масла; 59 — корпус гидроусилителя. Наименования других деталей те же, что и на рис. выше.

Схема действия гидроусилителя. Когда рулевое колесо 1 неподвижно, золотник 23 удерживается ползунами 54 в нейтральном положении (рис. выше). При этом нагнетательный канал 27 сообщается со сливным маслопроводом 51, а также маслопроводами 52 и 53 с передней и задней полостями А и Б силового цилиндра.

При таком положении золотника давление в обеих полостях цилиндра одинаковое, поршень цилиндра неподвижен, масло, нагнетаемое насосом, сливается по маслопроводу 51 в корпус гидроусилителя, который одновременно служит масляным баком (путь масла показан на рисунке стрелками). В этом случае гидроусилитель не работает. Ползуны 54, разжатые пружиной 55, удерживают золотник в нейтральном положении.

При вращении рулевого колеса вправо (первый рис.) червяк 33, соединенный с валом рулевого колеса шлицами, будет стремиться повернуть сектор 34. Но так как этот сектор удерживается сопротивлением направляющих колес повороту, то червяк вместе с золотником сам переместится вдоль оси (в нашем примере — вперед, а по рисунку — вверх), скользя витками по зубцам сектора, как вращающийся винт в неподвижной гайке. Перемещение червяка с золотником возможно в пределах зазора между упорными шайбами 25 и корпусом распределителя.

Когда золотник займет верхнее рабочее положение, нагнетательный канал 27 окажется отсоединенным от сливного маслопровода 51 и сможет сообщаться только с маслопроводом 53, соединенным с нижней полостью Б силового цилиндра.

Масло, нагнетаемое насосом в эту полость, переместит вверх поршень, который будет выжимать масло из полости А по маслопроводам 52 в корпус гидроусилителя. Рейка 12 штока повернет сектор 34 и через вал, сошку и поперечные тяги 4 повернет колеса направо.

Поворачивающийся сектор переместит червяк с золотником 23 в сторону нейтрального положения. Если прекратить вращение рулевого колеса, поворот направляющих колес тоже прекратится. Чтобы поворот продолжался, надо все время вращать рулевое колесо в сторону поворота трактора и этим не давать золотнику выходить из рабочего положения. Такой механизм называется механизмом следящего типа.

Если давление в масляной системе превысит допустимое (например, когда колеса повернуты до отказа и поршень уперся в одну из крышек силового цилиндра), сработает предохранительный клапан, перепуская масло из нагнетательной полости в сливную трубку.

Чтобы при работе гидроусилителя тракторист ощущал сопротивление повороту («чувствовал руль»), пространство, где расположена пружина 55 ползунов, сообщается с нагнетательным каналом 27. Поэтому усилие, прикладываемое к рулевому колесу для перемещения золотника и ползунов, будет преодолевать не только сопротивление распорной пружины 55, но и давление масла между ползунами. Если сопротивление колес повороту возрастает, то увеличивается и давление масла в нагнетательном канале, что приведет к увеличению сопротивления на рулевом колесе.

При неработающем гидроусилителе направляющие колеса поворачиваются рулевым колесом после того, как упорные шайбы ограничат осевое перемещение червяка в ту или иную сторону.

Рулевой механизм смонтирован в корпусе 59 (рис. выше), установленном на переднем брусе остова трактора. Внутренняя полость корпуса служит масляным баком гидроусилителя. Дизельное масло заливают через фильтр 47 горловины корпуса. Оно подается к насосу по штуцеру 9 и может быть слито через трубку 7.

Из насоса масло подводится к золотниковому распределителю по штуцеру 31 и нагнетательному каналу 27.

Червяк 33 вместе с золотником вращается в двух радиальных шариковых подшипниках и имеет для восприятия осевых усилий два упорных шариковых подшипника. Сектор 34, закрепленный на шлицах поворотного вала 2, находится в зацеплении одновременно с червяком 33 и рейкой 12 штока.

Зацепление червяка с сектором регулируют поворотом эксцентриковой регулировочной втулки 35, а сектора с рейкой — регулировочными прокладками 11 под фланцем упора 13.

Три пары ползунов 54, расположенные на одинаковом расстоянии вокруг золотника, прижимаются распорными пружинами 55 частично к корпусу 59 или крышке 26, а частично к упорным шайбам 25. Устройство других деталей показано на рисунке.

Гидроусилитель рулевого механизма тракторов Т-40 и Т-40А. По принципу действия гидроусилители тракторов МТЗ-50 и Т-40 одинаковы, но по устройству и схеме работы различны.

Схема гидроусилителя рулевого управления трактора Т-40:

Путь масла: а — при прямолинейном движении трактора и б — при повороте трактора направо; 1 — масляный бак гидросистемы; 2 — гидронасос; 3 — клапан постоянного потока; 4 и 6 — золотники; 5 — пружина золотников; 7 — рулевое колесо; 8 — винт; 9 и 13 — гайки винта; 10 — рулевая сошка; 11 — зубчатый сектор; 12 — поршень-рейка; 14 — подшипник винта

Вместо червяка в цилиндрическую расточку корпуса гидроусилителя вставлен поршень 12 (рис. а). Часть его поверхности обработана в форме зубцов, которые входят в зацепление с зубчатым сектором 11. С торцов поршня расположены на левой резьбе винта 8 гайки 9 и 13. К ним пружиной 5 прижимаются стержни золотников 4 и 6.

Масло, подаваемое насосом 2 гидросистемы, распределяется клапаном 3 на два потока: к агрегатам гидросистемы и к гидроусилителю рулевого управления. Клапан 3 обеспечивает постоянный расход масла в гидроусилителе: при снижении числа оборотов двигателя клапан под действием пружины частично перекрывает сечение маслопровода, отводящего, масло к гидросистеме, а при увеличении числа оборотов — увеличивает это сечение.

Пройдя клапан 3, масло поступает в корпус гидроусилителя и по каналам подводится к впускным отверстиям А и Б поршня.

Когда рулевое колесо не поворачивают, поршень 12 занимает нейтральное положение, при котором впускные отверстия А и Б и выпускные В и Г открыты. Поэтому масло свободно протекает через первые в полости Д и Е корпуса, а затем — через вторые — в полость сектора 11 и выводится на слив в бак.

При повороте рулевого колеса 7, например, направо (рис. б), винт 8, удерживаемый от осевого перемещения подшипником 14, перемещает гайки 9 и 13 влево. Вместе с ними в ту же сторону сместятся золотники 4 и 6 с пружиной 5. Когда торец правой гайки 9 плотно прижмется к поршню и закроет выпускное отверстие Г, золотник 4 перекроет впускное отверстие А. Поэтому масло будет нагнетаться через впускное отверстие Б в правую полость Е. Не имея выхода, масло подвинет поршень 12 влево и через сектор 11, его вал и рулевую сошку 10 повернет направо направляющие колеса трактора.

Когда перестают вращать рулевое колесо, поршень под давлением масла перемещается в нейтральное положение и поворот колес прекращается.

Устройство гидроусилителя рулевого управления трактора Т-40:

1 — гайка-колпачок; 2 — регулировочный винт; 3 — контргайка; 4 — пробка-заглушка; 5 — крышка корпуса; 6 — корпус гидроусилителя; 7 — вал сошки с зубчатым сектором; 8 — поршень с зубчатой рейкой; 9 — уплотнение винта гидроусилителя; 10 — уплотнение поршня; 11 — пружина золотника; 12 — стопорный штифт; 13 — передняя гайка поршня, 14 — гайка подшипника со стопорным винтом; 15 — упорный винт золотника; 16 — винт гидроусилителя; 17 — резиновое кольцо; 18 — корончатая гайка; 19 — передняя крышка; 20 — отверстие для подсоединения маслопровода; 21 — золотники; 22 — сливной канал предохранительного клапана; 23 — пружина стопорного штифта гайки поршня; 24 — задняя гайка поршня; 25 — задняя крышка; 26 — корпус имитатора; 27 — штифт винта (для проворачивания поршня имитатора); 28 — поршень имитатора; 29 — пружина имитатора; 30 — гайка пружины; 31 — упорная шайба; 32 — отверстие для подсоединения сливного маслопровода; 33 — стопорное кольцо; 34 — шайба; 35 — пломба; 36 — регулировочный винт предохранительного клапана; 37—пружина клапана; 38 — направляющая клапана; 39 — предохранительный клапан; 40 — гнездо клапана; 41 — сливное отверстие

Устройство и отдельные детали гидроусилителя показаны на рисунке выше. В расточке чугунного корпуса 6, закрытого крышками 19 и 25, размещен поршень-рейка 8. Через осевое сверление поршня проходит винт 16. На его задний конец надет поршень 28 с пружиной 29 имитатора сопротивления повороту колес. Сопротивление создается трением между торцом поршня, который поворачивается вместе с винтом при помощи штифта 27, и торцом крышки 25. Величина силы трения, а следовательно, и сопротивления повороту винта регулируется гайкой 30.

В боковом продольном сверлении поршня расположены два золотника 21, разжатые пружиной 11. Положение золотника регулируется упорными винтами 15. Зубчатый сектор 7 изготовлен заодно с валом сошки. Зубья сектора нарезаны на конус, толщина их увеличена к верхнему торцу сектора. Это позволяет, перемещая винтом 2 сектор в осевом направлении, выбирать зазор в зацеплении между сектором и рейкой, устраняя люфт вала сошки.

Детали гидроусилителя смазывают автотракторным маслом (автолом), залитым до нижней кромки заливного отверстия. Чтобы масло, нагнетаемое в одну из полостей корпуса для перемещения поршня, не просачивалось между поршнем и корпусом и винтом, имеются уплотнители 9 и 10 в виде резиновых колес, по краям которых уложены прокладки прямоугольного сечения.

Материалы: http://www.ya-fermer.ru/gidravlicheskie-usiliteli-rulevogo-mehanizma-traktorov


Back to top