Сборка и регулировка муфты опережения впрыска ЯМЗ, Грузовики и спецтехника

1 ≫

Грузовики и спецтехника: ремонт, эксплуатация, конструкция, ТО

Сборка и регулировка муфты опережения впрыска ЯМЗ

  1. Все детали муфты перед сборкой должны быть чистыми, а трущиеся поверхности смазаны дизельным маслом.
  2. В муфту должны быть установлены грузы одной группы (но­мер группы выбит на переднем торце груза).
  3. Установку ведущей полумуфты на ступицу ведомой и уста­новку корпуса на ведомую полумуфту необходимо производить с оправками, предохраняющими рабочие кромки сальников от повреждений.
  4. Величина предварительного натяга пружин в собранной муфте должна быть равна 2,8-3,0 кГ. Количество регулировочных прокла­док подбирают по разности между длиной пружины под нагрузкой 2,8-3,0 кГ и расстоянием между опорными площадками пальца и оси груза при сведенных до упора грузах.
  5. После установки корпус муфты должен быть надежно зачеканен.
  6. Собранная муфта должна быть заправлена дизельным маслом через отверстия в корпусе.
  7. После установки муфты на кулачковый вал насоса и затяжки гайки ее крепления моментом 10-12 кГм необходимо повернуть ведущую полумуфту против направления вращения на 5-7°, удерживая корпус. Ведущая полумуфта должна быстро возвращаться в начальное положение.

От правильной регулировки топливных насосов высокого дав­ления в большой степени зависят мощностные и экономические показатели двигателя, а также надежность и безотказность его работы. Поэтому проверка и регулировка топливной аппаратуры должны производиться квалифицированными работниками, хо­рошо освоившими методы и оборудование для проведения регу­лировочных работ.

Насосы должны регулироваться в мастерской на специальном стенде с комплектом предварительно проверенных рабочих фор­сунок, которые впоследствии должны быть установлены на дви­гатель вместе с отрегулированным насосом в порядке их закреп­ления за секциями при регулировке.

Стенд для регулировки топливных насосов должен быть обо­рудован:

  1. Механизмом для бесступенчатого регулирования числа оборо­тов приводного вала в диапазоне чисел оборотов от 0 до 1500 в минуту.
  2. Устройством для установки и закрепления насоса высокого давления с регулятором, автоматической муфтой опережения и подкачивающим насосом.
  3. Топливной системой, обеспечивающей давление топлива в головке насоса до 30 кГ/см2 и включающей в себя топливные баки, фильтры грубой и тонкой очистки топлива, топливопроводы низ­кого Давления с внутренним диаметром не менее 8 мм.
  4. Устройством для отбора и измерения порций топлива, по­даваемых каждой секцией насоса высокого давления.
  5. Суммирующим счетчиком числа оборотов кулачкового вала насоса, сблокированным с устройством для измерения и отбора пор­ций топлива.
  6. Лимбом для регулирования чередования подач секциями насоса.
  7. Тахометром для установки заданного скоростного режима.
  8. Необходимым количеством манометров и вакуумметров.
  9. Стендовым комплектом трубопроводов высокого давления.

Для обеспечения необходимой точности регулирования насо­сов высокого давления стендовое оборудование должно отвечать следующим требованиям:

  1. Привод стенда должен обеспечивать постоянство числа обо­ротов приводного вала в пределах ± 5 об/минуту в течение 5 минут.
  2. Разница в пропускной способности пеногасителей при про­верке их одной секцией насоса должна быть не более 0,5 см3 при величине подачи 100-ПО см3 за 1000 ходов плунжера при числе оборотов, кулачкового вала насоса высокого давления 1030±10 в минуту.
  3. Счетчик количества ходов плунжера должен отсчитывать 1000 ходов с точностью до одного хода.
  4. Тахометр должен обеспечивать точность замера числа оборо­тов в пределах ±5 в минуту.
  5. Стендовые бюретки должны быть первого класса точности (ГОСТ 1770-64) и обеспечивать точность замера не менее 0,2 см.
  6. Манометры и вакуумметры должны быть не ниже класса точности 1,5 по ГОСТу 2405-63 и иметь цену деления не более 0,1 кГ/см1 для приборов до 4 кГ/см2 и 1 кГ/см2 для манометров до 40 кГ/см2.
  7. Лимб должен иметь градуировку через 1градус и нониус с ценой деления не более 0,2 градуса.
  8. Фильтр тонкой очистки топлива должен соответствовать ГОСТу 7389-55 и иметь гидравлическое сопротивление не более 0,5 кГ/см2 при расходе топлива 2,2 л/мин.
  9. Разрежение у входного штуцера подкачивающего насоса, установленного на насосе высокого давления, должно быть в пре­делах 150-170 мм рт. ст. при расходе топлива 2,2 л/мин, что зависит от состояния топливопроводов, фильтра грубой очистки топлива и положения топливного бака.
  10. Бюретки, пеногасители и устройство для измерения коли­чества топлива должны быть герметичными. При полностью за­полненной бюретке утечки топлива не должно быть в течение 5 минут.
  11. Каждый стендовый трубопровод высокого давления должен иметь длину 415±3 мм и объем внутренней полости, замеренный методом заполнения топливом, в пределах 1,2-1,4 см3.

Материалы: http://www.dymz.ru/64-osobennosti-sborki-i-regulirovki-mufty-operezheniya-vpryska.html

2 ≫

производство и ремонт

Разборка муфты

Вывернуть винты 6 (рис. 37) и слить масло. Расчеканить ведомую полумуфту 1 в двух местах, обеспечив сохранность опорного уплотняющего торца ведомой полумуфты. Установить муфту на подставку 6 (рис. 38) и специальным ключом 3 отвернуть корпус 5 (см. рис. 37). Снять ведущую полумуфту 7, пружины 12, регулировочные прокладки 11, проставки 10 и грузы 2. Учитывая, что грузы муфты при установке в узел подбирают по статическому моменту, необходимо сохранять парную комплектность деталей. Выпрессовать манжеты 8 и 9, используя оправки, из корпуса 5 муфты и ведущей полумуфты 7.

После разборки проверить техническое состояние деталей муфты опережения впрыска.

Рис. 37. Муфта опережения впрыска:

1 - ведомая полумуфта; 2 - груз муфты; 3 - ось груза; 4 - уплотнительное кольцо; 5 - корпус; 6 - винт; 7 - ведущая полумуфта; 8, 9 - манжеты; 13 - проставка; 11 - регулировочные прокладки; 12 – пружина

Рис. 38. Разборка и сборка муфты опережения впрыска:

1 - рукоятка; 2 - установочный палец; 3 - ключ; 4 - шток ключа; 5 - штифт; 6 - подставка; 7 - муфта опережения впрыска

Корпус муфты

Корпус необходимо проверить на герметичность, для этого заглушить одно из маслосливных отверстий, а ко второму подвести сжатый воздух под давлением 0,02-0,03 МПа (0,2-0,3 кгс/см2) и погрузить муфту в ванну с дизельным топливом. Пропуск воздуха через соединения не допускается.

Ведомая полумуфта

Полумуфта, имеющая изношенный шпоночный паз, подлежит замене новой.

Проверить радиальное перемещение между выступами ведущей полумуфты в прорезями соединительной шайбы привода, которое не должно быть более 0,3 мм, а зазор в соединении груза муфты с его осью - 0,24 мм.

Сборка муфты

Установить на oси 3 (см. рис. 37) ведомой полумуфты грузы 2 одной размерной группы (номер группы по статическому моменту указывается римскими цифрами на шлифованной поверхности ее стороны профиля грузов), которые должны свободно, без заеданий вращаться на своих осях. Запрессовать манжету 8 в отверстие ведущей полумуфты 7, установить ведущую полумуфту на ступицу ведомой с помощью оправки, предохраняющей манжету от повреждения. Вставить пружину 12 грузов, причем величина предварительного натяга пружин в собранной муфте должна составлять 0,2-0,4 мм; допускается установка прокладок 11 под торцы пружин общей толщиной 0,5-0,8 мм (в собранной муфте при сведенных до упора грузах зазор между проставкой и профилем одного из грузов должен быть не более 0,1 мм). Запрессовать в корпус 5 муфты манжету 9 заподлицо с внутренней торцовой поверхностью. Установить в выточку ведомой полумуфты резиновое уплотнительное кольцо 4 и навернуть на ведомую полумуфту 1 корпус 5 муфты. Залить через отверстие в корпусе 5 дизельное масло до появления его в другом отверстии. Установить собранную муфту на кулачковый вал ТНВД и затянуть гайку 17 (см. рис. 29) крепления муфты моментом силы 98-117 Н·м (10-12 кгс·м). Проверить характеристику автоматической муфты; в случае обеспечения ею требуемых характеристик снять ее с кулачкового вала насоса и после дополнительной подтяжки корпуса на ведомой полумуфте произвести в двух местах зачеканку для стопорения резьбы.

Регулировка топливного насоса высокого давления и требования к оборудованию для регулировки

От тщательности и качества регулировки параметров топливного насоса в большой степени зависят мощностные и экономические показатели двигателя, а также надежность его работы. Поэтому регулировка топливного насоса должна выполняться квалифицированными работниками и на специальном оборудовании. Топливные насосы рекомендуется регулировать на стендах NC-101, NC-108, изготовляемых народным предприятием "Motorpal" (Чехословакия), MD 12 -предприятием "Mirkos" (ВНР), A1027 - австрийской фирмой "Aridmann Maier " и других, аналогичных по конструкции.

Регулировка насоса производится с комплектом проверенных форсунок, закрепленных за секциями. Они устанавливаются на двигатель в порядке их закрепления за секциями насоса. При этом регулируются начало подачи топлива секциями насоса, ее величина и равномерность.

Начало подачи топлива регулируется без автоматической муфты опережение впрыска по началу его движения в моментоскопе (рис. 39) и определяется углом поворота кулачкового вала насоса при вращении его по часовой стрелке (если смотреть со стороны привода). Первая секция правильно отрегулированного насоса начинает подавать топливо за 37-38 градусов до оси симметрии профиля кулачка. Для ее определения необходимо зафиксировать на лимбе момент начала движения топлива в моментоскопе при повороте кулачкового вала по часовой стрелке. Затем нужно повернуть его по часовой стрелке на 90 градусов и зафиксировать на лимбе момент начала движения топлива в моментоскопе при повороте вала против часовой стрелки. Середина между двумя зафиксированными точкам и будет осью симметрии профиля кулачка.

Если угол, при котором первая секция начинает подачу топлива, условно принять за 0°, то остальные секции должны начать подавать его в следующем порядке:

Неточность интервала между началом подачи топлива любой секцией насоса относительно первой должна составлять не более 0°20'.

Начало подачи топлива регулируется болтом толкателя. При вывертывании болта топливо начинает подаваться раньше, при ввертывании - позже. После регулировки необходимо застопорить регулировочный болт гайками.

Величина и равномерность подачи топлива секциями насоса высокого давления регулируются совместно с комплектом форсунок и топливопроводов высокого давления длиной (415±3)мм. Объем внутренней полости каждого из последних должен составлять (1,3±0,1) см3 и определяться при заполнении топливом.

Рис. 39. Устройство моментоскопа:

1 - стеклянная трубка; 2 - переходная трубка; 3 - отрезок топливопровода высокого давления; 4 - шайба; 5 - накидная гайка

Для регулировки величины и равномерности подачи необходимо в приведенной ниже последовательности проверить:

Рис. 40. Регулировка минимальной частоты вращения холостого хода

Рис. 41. Вывертывание корпуса буферной пружины

Установка топливного насоса высокого давления на двигатель.

При установке топливного насоса метки на муфте 1 (рис. 43) опережения впрыска и ведущей полумуфте 2 привода топливного насоса должны быть расположены с одной стороны.

После закрепления топливного насоса высокого давления на блоке цилиндров нужно проверить осевые зазоры между торцами кулачков ведущей полумуфты и торцом муфты опережения впрыска, а также зазоры между кулачками муфты опережения впрыска и задним торцом полумуфты. Эти зазоры не должны быть менее 0,3 мм для каждого из четырех кулачков. Отсутствие торцового зазора в приводе топливного насоса может привести к выходу из строя подшипников насоса и заклиниванию муфты опережения впрыска топлива.

Торцовый зазор регулируется осевым перемещением полумуфты привода топливного насоса по валу при ослабленной гайке стяжного болта. По окончании регулировки гайку надежно затягивают и зашплинтовывают, после чего устанавливают угол опережения впрыска топлива по моментоскопу.

После пуска двигателя регулируют минимальную частоту вращения холостого хода коленчатого вала в пределах 550-650 об/мин. Для этого следует вывернуть корпус буферной пружины на 2-3 мм, ослабив контргайку; болтом ограничения минимальной частоты вращения (рычаг управления должен упираться в этот болт) отрегулировать минимальную частоту вращения до появления небольших колебаний частоты вращения коленчатого вала двигателя (при ввертывании болта частота вращения двигателя увеличивается, при вывертывании - уменьшается); отвернуть корпус буферной пружины до исчезновения неустойчивости частоты вращения. Нельзя ввертывать корпус буферной пружины до совмещения его торца с торцом контргайки. После регулировки надо застопорить гайками болт минимальной частоты вращения и корпус буферной пружины.

Рис. 42. Вывертывание винта кулисы:

1 - винт двуплечего рычага; 2 - винт кулисы

Рис. 43. Установочные метки:

1 - муфта опережения впрыска; 2 - ведущая полумуфта

Установка угла опережения впрыска топлива

Этот угол устанавливается по моментоскопу, помещенному на штуцер 1-й секции топливного насоса высокого давления. Величина угла опережения впрыска должна быть для двигателей ЯМЗ-238Ф - 23°, ЯМЗ-238Л - 18°.

Угол опережения впрыска топлива необходимо устанавливать в следующем порядке:

Если в начале движения топлива в трубке риски еще не совместились, следует отвернуть болты и провернуть муфту валика привода топливного насоса на фланце против направления ее рабочего вращения, после чего затянуть болты крепления и снова проверить, правильно ли установлен угол опережения впрыска. Несовпадение рисок должно быть не более одного деления или 1° поворота коленчатого вала.

Если в начале движения топлива в трубке риска уже прошла совмещенное положение, муфту валика привода необходимо провернуть в направлении ее рабочего вращения.

Смещение муфты валика привода относительно ее фланца на одно деление соответствует четырем делениям на маховике или крышке шестерен распределения.

По окончании регулировки угла опережения надо затянуть болты крепления муфты, а взаимное положение рисок периодически проверять при техническом обслуживании двигателя. 3 случае изменения их взаимного положения требуется отрегулировать угол опережения.

Рис. 44. Совмещение рисок на шкиве коленчатого вала и крышке корпуса шестерен распределения:

1 - крышка шестерен распределения; 2 - шкив коленчатого вала; А - направление вращения коленчатого вала

Рис. 45. Совмещение рисок на маховике с указателем на картере маховика:

1 - указатель на картере маховика; 2 - маховик; 3 - картер маховика; А - направление вращения коленчатого вала

- Украина, Кировоград, ул.Комарова 5, 25009

Материалы: http://stend.kr.ua/articles/rem-mufta-yamz238.php

3 ≫

Работа регулятора с корректором. При работе с корректором уменьшение оборотов двигателя под нагрузкой, после тог как болт 18 (схема «б») рычага 13 станет на упор в вал 31 рычага пружины, вызовет дополнительное увеличение вдвига рейки, а вместе с тем и мощности двигателя. Это произойдет за счет перемещения муфты 6 в сторону насоса под действием пружины корректора 14.

Величина этого перемещения («в» на рис. 21) зависит от хода корректора (выступания корректора над плоскостью рычага 13), а начало работы корректора и характер изменения мощности двигателя по оборотам от-предварительного натяжения пружины и ее жесткости.

Остановка двигателя. Для остановки двигателя скобу 11 необходимо повернуть в положение «Стоп» (схема «в»). При этом кулиса 9, поворачиваясь вместе с скобой, увлекает за собой нижний конец рычага 12. Рычаг рейки поворачивается вокруг оси Б и выдвигает рейку насоса в положение выключенной подачи.

После остановки двигателя и перевода скобы в рабочее положение детали регулятора под действием пружины 27 перемещаются в исходное положение, изображено на схеме «а».

ОСНОВНЫЕ РЕГУЛИРОВКИ, ПРЕДУСМОТРЕННЫЕ КОНСТРУКЦИЕЙ РЕГУЛЯТОРА

1 Минимальные обороты холостого хода регулируются болтом 24 (рис. 20) и корпусом буферной пружины 17.

2. Максимальные обороты холостого хода (начала выброса рейки) регулируются болтом 26.

3. Номинальная подача регулируется болтом 18.

4. Номинальная мощность регулируется винтом 10.

5. Предварительное натяжение пружины (разность оборотов конца и начала выброса рейки) регулируется винтом 19.

АВТОМАТИЧЕСКАЯ МУФТА ОПЕРЕЖЕНИЯ ВПРЫСКА

Автоматическая муфта опережения впрыска (рис. 22) предназначена для изменения момента начала подачи топлива в зависимости от числа оборотов коленчатого вала двигателя. Применение муфты опережения впрыска значительно улучшает пусковые качества двигателя и способствует получению наилучшей экономичности на различных скоростных режимах.

Рис. 22. Автоматическая муфта опережения впрыска топлива двигателя ЯМЗ - 238НБ

1 — ведомая полу муфта; 2 — ось груза; 3 — уплотнительное кольцо; 4 — пружина; 5 — ведущая полумуфта; 6 — винт; 7 — втулка ведущей полумуфты; 8 — сальник; 9 — гайка крепления муфты; 10— сальник; 11— корпус; 12 — груз; 13—пружинная шайба; 14 — шпонка; 15 — кулачковый вал топливного насоса высокого давления; 16 — проставка

На конической поверхности переднего конца кулачкового вала насоса при помощи шпонки и кольцевой гайки закреплена ведомая полумуфта 1. Ведущая полумуфта 5 устанавливается на ступицу ведомой и может поворачиваться на ней.

Вращение с ведущей полумуфты на ведомую передается через два груза 12. Грузы качаются на двух осях 2, запрессованных в ведомую полумуфту, в плоскости, перпендикулярной оси вращения муфты. Пальцы ведущей полумуфты через проставки 16 упираются в профильные выступы на грузах и прижимаются к ним усилием двух пружин 4. Каждая из них установлена между осью и пальцем и упирается в площадки на пальце и оси. Усилие пружины стремится удержать грузы на упоре во втулку ведущей полумуфты.

При вращении муфты под действием центробежной силы грузы 12 расходятся, вследствие чего ведомая полумуфта 1 проворачивается относительно ведущей в направлении кулачкового вала насоса, что вызывает увеличения угла опережения подачи топлива.

При уменьшении числа оборотов грузы сходятся. Пружина поворачивает совместно с валиком насоса ведомую полумуфту относительно ведущей полумуфты в сторону, противоположную вращению, что вызывает уменьшение угла опережения подачи топлива.

Вам может быть интересно:

Внимание! На этой странице не производится продажа грузовиков новых или бу. Раздел куплю/продам в подготовке к запуску! Информация носит ознакомительный характер. Точные характеристики того или иного грузового автомобиля можно узнать только в специализированных центрах!

Ваши заявки на покупку грузовых автомобилей, а также спрос/предложение на запчасти на открытом форуме rh2.ru >>

для печатных изданий только с письменного разрешения

Материалы: http://www.rh2.ru/Galereya/p17_sectionid/7/p17_imageid/667


Back to top