Механизм навески и сцепные устройства тракторов и автомобилей

1 ≫

Рабочее оборудованиеслужит для расширения эксплуатационно-технических свойств тракторов при выполнении различных работ в агрегате с сельскохозяйственными машинами и орудиями. К рабочему оборудованию относят:

· механизм навески и сцепные устройства;

· кузова для перевозки грузов и самосвальное устройство;

· систему отбора мощности.

Механизм навески тракторов(рис. 16) служит для соединения с трактором навесных сельскохозяйственных машин и орудий, менее металлоемких и более маневренных по сравнению с прицепными.

Рис. 16 – Кинематические схемы механизма навески:

1 – нижние тяги; 2 – верхняя центральная тяга; 3 – раскос;

4– гидроцилиндр; 5 – поворотный рычаг; 6 – подъемный рычаг;

7 – поворотный вал;

А, В, С – точки крепления тяг к трактору; Д, Е, F – точки соединения

с навесной машиной (присоединительный треугольник);

а и б – соответственно, трехточечная и двухточечная схема крепления

Механизм навески (см. рис. 16) состоит из трех рычагов: двух нижних тяг 1 и верхней центральной 2. Тяги крепят к остову трактора шарнирно в точках А, В и С.

Сельскохозяйственные машины также крепят шарнирно на других концах тяг в точках Д, Е и F. В результате получается жесткий присоединительный треугольник. Такое соединение называют трехточечной схемой крепления механизма навески (см. рис. 16, а). Оно позволяет перемещаться машине относительно остова трактора только в вертикальном направлении.

Если свести вместе точки А и С соединения нижних тяг с трактором (см. рис. 16, б), то в результате образуется двухточечная схема крепления. Она позволяет перемещать машину не только в вертикальном направлении, но и дает некоторую свободу перемещения в горизонтальной плоскости – на 10…20º.

На рис. 17 представлена конструкция механизма навески колесных тракторов, в состав которой входят:

· два подъемных рычага 5;

· верхняя центральная тяга 8 и две нижние тяги 4 с удлинителями 10;

· два вертикальных раскоса 3 и 9.

Причем правый раскос 9 в нижней части имеет прорезь, в которую вставляют присоединительный палец при работе с широкозахватными орудиями, что обеспечивает лучшее копирование орудием рельефа местности. Кроме этого длину правого раскоса, состоящего из двух телескопических труб, можно регулировать. Длину левого раскоса устанавливают на постоянную длину 515 мм.

Рис. 17 – Механизм навески колесных тракторов (МТЗ, Т-30А ЛТЗ-35):

1 – шарнир присоединительного пальца; 2 – вилка раскоса; 3, 9 – раскосы;

4 – нижние тяги; 5 – подъемные рычаги; 6 – шток гидроцилиндра;

7 – поворотный рычаг; 8 – верхняя центральная тяга; 10 – удлинитель;

11 – ограничительные цепи; 12 – натяжитель цепи; 13 – прицепная скоба; 14 – масленка; 15 – рукоятка; 16 – шестерни; 17 – гайка раскоса;

а – общий вид, б – механизм регулировки

Принцип работы: при использовании механизма навески шток гидроцилиндра (на рис. 17 не показан) через поворотный рычаг 7 оказывает силовое действие на верхнюю центральную тягу 8 и всю систему навески, за счет чего навесное орудие занимает соответствующе простран­-ственное положение.

Если механизм навески не используют, то центральную тягу закрепляют в фиксаторе.

Сцепные устройствапредназначены для соединения трактора с прицепной сельскохозяйственной машиной, прицепом или другим буксируемым средством. Сцепное устройство тракторов общего назначения состоит (рис. 18) из прицепной скобы 2, прицепной серьги 3, фиксируемой на скобе пальцами 4, и шкворня 5. Скобу крепят через бугели к корпусу заднего моста трактора.

В универсальных тракторах подобное прицепное устройство крепят к нижним тягам механизма навески (рис. 18, а).

Принцип действия:вынимают шкворень и вводят в контакт прицепную серьгу трактора с петлей дышла прицепного орудия. Затем этот контакт фиксируют шкворнем, нижний конец которого шплинтуют с целью предупреждения рассоединения трактора и прицепного орудия во время работы.

Рис. 18 – Прицепное устройство тракторов и автомобилей:

прицепное устройство трактора (а):

1 – бугель, 2 – прицепная скоба; 3 – серьга; 4 – палец; 5 – шкворень; тяговый крюк автомобиля (б):

1 – кронштейн; 2 – защелка; 3 – крюк; 4 – демпфер; 5 – рама;

Тракторные сцепкипо способу соединения с трактором различают следующих видов:

· прицепные (рис. 19 а, б);

· полунавесные (рис. 19, в).

Применяют их для составления широкозахватных агрегатов.

Универсальная сцепка С-11У снабжена трехсекционным брусом 3 (рис. 19, а). Центральная секция опирается на два колеса, а крайние – на внутренний шарнир и колесо. К брусу 3 присоединена спица с растяжками 1. Рабочие машины можно располагать в два ряда. Машины первого ряда присоединяют к брусу 3, а второго ряда – к удлинителям 2, опирающимся на самоустанавливающиеся колеса. Сцепка снабжена маркерами. Ширина сцепки в рабочем положении 11 м.

Рис. 19 – Тракторные сцепки:

1 – растяжка; 2 – удлинитель; 3, 10, 14 – брусья; 4 – маркер; 5, 7 – крылья;

6 – центральная секция; 8 – гидроцилиндр; 9,15 – опорные колеса; 11 – трактор; 12 – рама; 13 – навеска; 16 – рукоятка; 17 – замок; 18 – пружина;

19 – рамка; 20 – палец;

а – прицепная С-11У; б – СП-16А; в – полунавесная СН-75;

г – автоматическая СА-1

Универсальная гидрофицированная сцепкаСП-16А (см. рис. 19, б) состоит из центральной секции 6, правого 5 и левого 7 крыльев, удлинителей 2, гидроцилиндров 8, маркеров 4 и следоуказателя. Центральная секция 6 опирается на 2 колеса с пневматическими шинами.

Крылья 5 и 7 шарнирно соединенные со средней секцией, концами опираются на самоустанавливающиеся пневматические колеса 9.

При агрегатировании рабочие машины располагаются в один или два поперечных ряда. Для прицепки машин первого ряда на поперечном брусе скобами закреплены специальные планки. Машины второго ряда крепят к удлинителям 2, передние концы которых шарнирно соединены с поперечным брусом, а задние опираются на колеса 9.

Для управления гидрофицированными машинами сцепка оборудована маслопроводами с выносными гидроцилиндрами 8, установленными на машинах. К сцепке можно присоединить три – четыре зерновые сеялки, три-четыре культиватора, 29 звеньев зубовых борон и другие орудия. Ширина захвата сцепки 16 м.

Полунавесная гидрофицированная сцепкаСН-75 состоит из П‑образной рамы 12 (см. рис. 19, в), закрепленной на передних брусьях трактора; двух боковых брусьев 10 и 14, опирающихся на самоустанавливающиеся пневматические колоса 15; передвижных механизмов навески 13, закрепленных на боковых брусьях, и растяжек.

Боковые брусья 10 и 14 шарнирно соединены с рамой 12. Для транспортировки их можно складывать параллельно оси трактора. Две навесные машины навешивают на боковые механизмы навески сцепки, а одну – на задний механизм навески трактора. Со сцепкой можно составлять навесные агрегаты из трех навесных машин, прицепные агрегаты из трех прицепных машин, комбинированные агрегаты из одной и двух прицепных машин или из двух навесных и одной прицепной машины. Ширина захвата агрегата до 12 м.

Автоматическая сцепкаСА-1 (см. рис. 19, г) предназначена для быстрого присоединения навесных машин к тракторам класса 1,4.

Сцепка состоит из треугольного замка 17, приваренного к раме машины, треугольной рамки 19 с пальцами 20 для присоединения тягонавесного устройства трактора, защелки с пружиной 18 и рукоятки 16. Перед агрегатированием тракторист присоединяет рамку 19 к тягам навесного устройства трактора. Затем опускает рамку, подает трактор назад так, чтобы она вошла в полость замка 17, и подъемом навески поднимает машину. Защелка входит в паз замка и фиксирует рамку в замке. Для отсоединения машины тракторист рукояткой 16 выводит защелку из замка, опускает навеску и отъезжает.

Для агрегатирования с тракторами класса 3 промышленность выпускает автосцепку СА-2.

Из числа автомобильных прицепных устройств наибольшее распространение имеют соединения:

· тяговый крюк – сцепная петля дышла для грузовых автомобилей;

· шаровые прицепные устройства для легковых автомобилей.

Тяговый крюк(см. рис. 18, б) крепят к продольной балке рамы 5. Сверху крюка 3 шарнирно закреплены кронштейн 1 и защелка 2, играющие роль замка. Для демпфирования толчков со стороны прицепа крюк имеет амортизационное устройство 4 в виде резиновой втулки или пружины. Все это фиксируется в задней продольной балке рамы стопорным устройством. Крюк может поворачиваться вокруг своей оси, что позволяет автомобилю и прицепу совершать поперечные колебания при езде по бездорожью.

Принцип работы: вводят в зацепление крюк 3 со сцепной петлей дышла прицепа и фиксируют это зацепление замком с защелкой 2. Для разъединения автомобиля и прицепа нажимают на защелку 2 замка, поворачивают её, освобождая от зацепления сцепную петлю дышла прицепа.

Материалы: http://cozyhomestead.ru/arsenal_5295.html

2 ≫

Способ соединения машин (орудий) с трактором зависит от их конструкции. Одни из них навешиваются на трактор — соединение навеской, другие прицепляются к трактору — соединение прицепкой, а есть и такие, которые жестко закрепляются на остове трактора — соединение жестким креплением.

Соединение навеской применяют в том случае, когда машина (орудие) не имеет своей ходовой системы или ее ходовая система обеспечивает поддержку только части машины (орудия).

При таком соединении машина (орудие) полностью или частично (полунавесные машины) опирается на трактор в транспортном положении и частично — в рабочем.

Устройство механизма навески зависит от мощности трактора.

Механизм навески тракторов малой и средней мощности состоит из двух продольных тяг (рис. 120, а) с удлинителями (или без них), шарнирно укрепленных на корпусе заднего моста трактора, центральной тяги 6, соединенной с серьгой датчика силового регулятора или с кронштейном, установленным на корпусе заднего моста, поворотного вала с рычагами, раскосов и ограничительных цепей с натяжными и регулировочными приспособлениями.

Рычаг соединен шарнирно со штоком силового цилиндра. При втягивании поршня внутрь цилиндра вал повертывается против часовой стрелки и через рычаги и раскосы поднимает нижние продольные тяги 9 вместе с навешенной машиной (орудием).

Правый раскос механизма навески служит для регулировки навешенной машины в горизонтальной плоскости. Левый раскос имеет постоянную длину и для регулирования не применяется. Длину правого раскоса изменяют через рукоятку (см. рис. 120,6), воздействующую через шестеренную передачу 15 на гайку, которая, навинчиваясь или свинчиваясь с винта, изменяет длину раскоса.

Автоматическая сцепка — приспособление, при помощи которого навешиваемую машину можно соединить с механизмом навески (значит, и трактором) и разъединить их, не выходя из кабины трактора.

Приспособление представляет собой рамку, сваренную из квадратных труб. В верхней части рамки приварены две планки с отверстиями и шарнирно установлена собачка, удерживаемая пружиной в вертикальном положении.

Рамка при помощи пальцев и отверстий в планках закрепляется на нижних и центральной тягах механизма навески.

На раме машины (орудия), предназначенной для навешивания на трактор с помощью автосцепки, закреплен замок, состоящий из двух швеллеров, сваренных под таким же углом (65 °), что и рамка.

На пластине, приваренной к швеллерам замка, сделана продолговатая прорезь и на шпильке укреплен упор собачки.

Чтобы соединить при помощи автосцепки трактор с машиной, нужно опустить механизм навески вместе с рамкой, подать трактор назад так, чтобы рамка расположилась в плоскости замка и поднять механизм навески. Тогда рамка поднимется и войдет в полость замка, а собачка попадет в прорезь пластины и зацепится за упор.

Чтобы отсоединить навешенную машину от трактора, нужно, не сходя с сиденья, через заднее окно кабины потянуть трос (см. рис. 120, в).

Рис. 122. Типы механизмов навески: а — одноточечная; б — двухточечная; в — трехточечная; г — четырехточечная; 1 — гидрокрюк; 2, 3, 4, 5,7,8— точки присоединения тяг навески к трактору; в — натяжные цепи.

Двухточечная схема (см. рис. 122,6) применяется для работы с плугами. При такой схеме передние концы обеих нижних тяг должны находиться в середине трактора и укрепляться упорами. Этим образуется одна точка прицепа, а вторая — это точка присоединения 2 центральной тяги.

Трехточечная схема (см. рис. 122, в) используется для работы с широкозахватными машинами, которые должны двигаться по строго заданной траектории без больших колебаний (сеялки, пропашные культиваторы и др.).

Для настройки механизма навески по такой схеме нужно передние концы 4 и 5 нижних продольных тяг расположить по краям корпуса заднего моста трактора и ограничить перемещения задних концов этих тяг цепями 6.

Четырехточечная схема (см. рис. 122,г) применяется при работе трактора с землеройными машинами, например бульдозерами, или с погрузчиками. В этом случае в отличие от трехточечной схемы предусмотрена не одна верхняя — центральная тяга, а две, что обеспечивает большую устойчивость навешенной машины (орудия). Чтобы соединить машину с трактором, нужно задние концы нижних — специальных — удлиненных тяг укрепить на специальных пальцах, а верхние тяги закрепить в точках 8.

Управление навешенной машиной (орудием) во время работы. Во время работы трактора с навешенной машиной (орудием) рычаг распределителя должен находиться в положении «Плавающее». Если рычаг поставить в положение «Опускание», возможна поломка машины. Это произойдет по той причине, что на машину будет передаваться часть силы тяжести задней части трактора, превышающая силу, на которую рассчитаны детали машины.

Кроме того, так как после принудительного опускания машины рычаг распределителя встанет в нейтральное положение (рис. 123, а) и запрет силовой цилиндр, гибкая связь между машиной и трактором нарушится. При таком соединении во время наезда передних колес трактора на препятствие навешенное орудие «зароется» в почву, что также может привести к поломкам навешенной машины (орудия).

При постановке же рычага в положение «Плавающее» (см. рис. 123, б) такой неприятности в подобной ситуации не произойдет, так как между плугом и трактором будет гибкая связь.

В том случае, если на тракторе установлен механизм навески, показанный на рисунке 121,а, рычаг распределителя можно ставить в любое положение, но только при том условии, что в отверстие 3 не будет установлен стальной палец.

Соединение прицепкой применяется для работы трактора с прицепными машинами (орудиями), а также с прицепами и полуприцепами (одноосными прицепами).

Рис. 123. Соединение трактора с плугом: а — рычаг распределителя поставлен в положение нейтральное; б— то же, в плавающее.

Все перечисленные машины в зависимости от своей конструкции по-разному воздействуют на тягово-сцепные устройства трактора. Так, например, двухосные прицепы (рис. 124, а), прицепные сеялки и другие создают только горизонтальную нагрузку Fr (при правильном соединении), а одноосные прицепы, навозоразбрасыватели и другие не только горизонтальную Fг, но и вертикальную FB (см. рис. 124, д).

Учитывая это обстоятельство, тягово-сцепные устройства тракторов делаются различными в зависимости от того, с какими машинами или прицепами будет работать трактор.

Тягово-сцепные механизмы для работы с двухосными прицепами и прицепными сельскохозяйственными машинами со скоростью движения до 15 км/ч представляют собой серьгу (см. рис. 124,6), укрепленную на прицепной скобе, которая установлена на остове трактора, или на скобе, находящейся на механизме навески (см. рис. 124,в) трактора.

Высоту (над уровнем поля) точки прицепа этих устройств можно изменять по-разному.

При установке устройства на навесном механизме высоту регулируют гидросистемой, а при установке на остове трактора — перевертыванием бугелей и прицепной скобы.

Тягово-сцепные механизмы для работы с двухосными прицепами со скоростью более 15 км/ч представляют собой крюки различного устройства.

На рисунке 124, ж показан тягово-сцепной механизм, расположенный на прицепной скобе и удерживаемый центральной тягой механизма навески. Крюк имеет амортизатор и защелку со стопором. Высота точки прицепа в данном случае устанавливается при помощи гидросистемы трактора.

Рис. 124. Прицепные устройства трактора: а — нагрузка на прицепное устройство от двухосного прицепа; б, в, г, ж — варианты тягово-сцепных устройств; д — нагрузка на прицепное устройство от одноосного прицепа; е— гидрокрюк; 1 — прицепная скоба; 2—прицепная серьга; 3,5 — пальцы; 4 — бугель; 6, 12 — рукоятки; 7 — козырек; 8 — фиксатор; 9, 15— крюки; 10 — ловитель; 11 — амортизатор; 13 — фиксатор; 14 — тяга; 16, 19 — оси; 17 — захват; 18 — кронштейн; 20 — стопор; 21 — центральная тяга; 22 — защелка.

Второй тип такого сцепного механизма показан на рисунке 124,г. Это устройство позволяет производить сцепку автоматически. Его прикрепляют пальцами к кронштейну (см. рис. 120, а). Если прицепленная машина не требует использования вала отбора мощности (ВОМ), то устройство крепят в положении, приведенном на рисунке. Если появится необходимость в использовании ВОМ, то буксирное приспособление следует повернуть на 180°. В этом случае точка прицепа будет располагаться выше над уровнем поля.

Устройство. Механизм имеет тяговый крюк (см. рис. 124, г) с резиновым амортизатором II, направляющий аппарат автомата сцепки, нижний ловитель, козырек и фиксатор, управляемый рукояткой.

Принцип действия. Рукояткой фиксатор нужно установить в положение открытого зева крюка, а ловитель — в горизонтальное положение.

При подъезде трактора задним ходом к присоединяемому прицепу петля его дышла нажимает на фиксатор 8, передвигая его вовнутрь корпуса, и входит в зев крюка. После этого фиксатор под действием пружины выходит из корпуса и запирает зев крюка, а рукоятка 6 занимает горизонтальное положение.

Тягово-сцепное устройство для работы с одноосными прицепами и сельскохозяйственными машинами, создающими горизонтальную и вертикальную нагрузку. Присоединять эти машины и прицепы к устройствам, описанным выше, нельзя по следующим причинам.

В соответствии с техническими условиями тягово-сцепные устройства такого типа (ТСУ-1) способны выдерживать статическую нагрузку, приложенную вдоль оси отверстия вилки; для тракторов класса 1,4 допускается не более 6,5 кН, 2 — 9,8 кН и 3—13 кН. При повышении нагрузки сверх предельных норм прицепное устройство может разрушиться.

Кроме того, у колесных тракторов большая нагрузка на прицепную серьгу, далеко отстоящую от осей ведущих задних колес, приводит к такому перераспределению сцепных сил на колесах трактора, что передние колеса начинают отрываться от земли и трактор «теряет управление».

В качестве тягово-сцепного устройства, к которому должны присоединяться одноосные прицепы, навозоразбрасыватели и другие, применяют ТСУ-2, представляющий собой гидрокрюк, расположенный на более близком расстоянии от осей задних колес.

Тяговый крюк (см. рис. 124, е) укреплен на кронштейне, установленном в задней части трактора, и может поворачиваться вокруг оси. Крюк при помощи тяг соединяется с рычагами подъема механизма навески.

Чтобы соединить трактор с прицепом, нужно рукояткой отвести захват от оси крюка и зафиксировать это положение фиксатором. Затем опустить крюк, поставив рычаг распределителя в положение «Опускание», подать трактор назад так, чтобы носок крюка расположился под петлей дышла прицепа и, поставив рычаг распределителя в положение «Подъем», поднять крюк. После этого следует снять рукоятку с фиксатора.

Соединение жестким креплением на остове трактора во время его работы. Так, при движении агрегата с заглубленными рабочими органами (см. рис. 125,6) появляется сила R, действующая вдоль центральной тяги 2. Эта сила, раскладываясь на составляющие, образует две силы — горизонтальную R\ и вертикальную Gь которая через остов трактора увеличивает нагрузку на ведущие колеса и тем самым уменьшает их буксование.

используют в тех случаях, когда машина состоит из отдельных частей, устанавливаемых на специальных крепежных площадках и кронштейнах, и полностью опирается на трактор. В числе таких машин можно назвать погрузчики-стогометатели, опрыскиватели и др.

Рис. 125. Механический догружатель:

а — устройство; б — схема действия; 1 — палец; 2—центральная тяга; 3 — кронштейн.

Гидравлический догружатель ведущих колес. Устройство. Гидродогружатель состоит из корпуса (рис. 126, а), в котором расположены: ползун, управляемый рычагом, регулятор давления с золотником, сидящим на неподвижном плунжере, клапан подзарядки и запорный клапан, прижимаемый через пружины маховичком. Совместно с гидродогружателем работает гидроаккумулятор, состоящий из подвижного цилиндра, неподвижного поршня, соединенного с полым штоком, и пружины, упирающейся одним своим концом в днище корпуса, а другим — в кольцо, приваренное к подвижному цилиндру.

Принцип действия. Если во время работы трактора, например с плугом (рис. 127), подать в силовой цилиндр гидронавесной системы рабочую жидкость под небольшим давлением (0,8…3,5 МПа), то механизм навески будет пытаться поднять плуг в транспортное положение. Но так как давление жидкости мало, то и подъемная сила Р’, развиваемая цилиндром, будет меньше (3000…3500 Н) силы тяжести Р плуга и находящейся на его рабочих органах почвы.

Рис. 126. Гидравлический догружатель:

а—устройство; б—схема действия; в — рычаги управления; 1, 3, 5 — клапаны; 2—корпус; 4 — плунжер; 6 — золотник; 7—гидроаккумулятор; 8— пружина; 9 — маховичок; 10— ползун; 11, 17— рычаги; 12 — силовой цилиндр; 13 — бак; 14 — насос; 15 — распределитель; 16 — гидродогружа-тель; I, 11, 111, IV — положения рычагов.

Таким образом, подавая в силовой цилиндр механизма навески рабочую жидкость под небольшим давлением, часть силы тяжести прицепляемой машины (орудия) можно перенести на остов трактора и тем самым с большей силой прижать к почве ведущие колеса. Но, как известно, давление рабочей жидкости в гидросистеме трактора большое (до 12,5 МПа), поэтому требуется специальное устройство (гидродогружатель), которое бы понижало его до необходимого уровня.

Если рычаг гидро-догружателя поставить в положение «Включен» и одновременно установить рычаг распределителя в положение «Подъем», то рабочая жидкость, подаваемая насосом из бака в распределитель, начнет поступать в гидродогружатель. Под действием давления рабочей жидкости откроется отверстие, закрытое клапаном, и жидкость направится в силовой цилиндри одновременно в гидроаккумулятор, будет давить на его подвижный цилиндр, который при этом будет перемещаться вправо и сжимать пружину, происходит зарядка гидроаккумулятора.

Как только давление в гидроаккумуляторе достигнет нужного подпора (гидроаккумулятор полностью зарядится), золотник передвинется вправо и откроет проход жидкости, подаваемой в гидродогружатель от распределителя, на слив в бак (см. рис. 126,6), а клапан (см. рис. 126,а) при этом закроет отверстие и жидкость в силовом цилиндре будет подпираться давлением, создаваемым в гидроаккумуляторе пружиной.

Рис. 127. Принцип действия гидравлического погружателя: 1 — силовой цилиндр; 2-плуг.

При падении давления подпора из-за различных утечек ниже нормы золотник переместится влево и закроет путь жидкости на слив. Клапан 3 при этом откроет отверстие и произойдет подзарядка гидроаккумулятора 7.

Если рычаг во время работы трактора с навешенной машиной (орудием) поставить в положение «Выключено», то ползун 10 направит жидкость, поступающую от распределителя через открытый клапан /, в силоврй цилиндр, минуя все остальные магистрали гидродогру-жателя. В этом случае управление силовым цилиндром будет осуществляться распределителем 15 как обычно.

При постановке рычага в положение «Заперто» (см. рис. 126,6, положение IV) ползун сдвинется в крайнее левое положение и запорный клапан 1 под действием пружины и давления рабочей жидкости закроет отверстие, через которое поступала жидкость, и отсоединит полость силового цилиндра от гидросистемы.

Для удобства пользования гидродогружателем предусмотрено четвертое положение рычага «Сброс давления». Если вначале работы тракторного агрегата этот рычаг поставить в положение «Сброс давления» на 2…3 с, то рабочая жидкость из силового цилиндра сольется в бак, а навешенная машина (орудие) из транспортного положения под действием своей силы тяжести опустится в рабочее положение. Одновременно с этим рычаг распределителя благодаря блокирующему устройству установится в положение «Подъем». После освобождения рычага он автоматически встанет в положение «Включено».

те трактора с машинами (орудиями), имеющими опорные колеса, ограничивающие заглубление рабочих органов. Глубину обработки в данном случае регулируют перемещением опорного колеса винтовым устройством, а силовой цилиндр используют только для подъема машины (орудия) в транспортное положение. Во время работы трактора рычаг распределителя должен находиться в положении «Плавающее».

Силовой способ регулирования. При работе трактора с машинами (орудиями), не имеющими опорных колес, или в тех случаях, когда опорные колеса сильно погружаются в рыхлую почву, нормальную работу машины можно обеспечить включением в работу силового регулятора.

Так как тяговое сопротивление, например, плуга при постоянной ширине захвата в значительной степени пропорционально глубине обработки, то при включении силового регулятора автоматически будет поддерживаться заданная глубина пахоты.

Принцип действия силового регулятора состоит в следующем. Центральная тяга механизма навески своим передним концом соединена с корпусом заднего моста трактора не жестко, как обычно, а через пружину. При заглублении плуга сверх нормы увеличивается сила сопротивления R, а также сила Р, действующая вдоль верхней тяги. Длина пружины при этом уменьшается, тяга перемещается влево и передвигает золотник регулятора. Золотник направляет рабочую жидкость в силовой цилиндр, и плуг выглубляется.

Рис. 128. Регуляторы глубины обработки:

а — высотный; б— силовой; в — позиционный; 1 — силовой цилиндр; 2 — винтовое устройство; 3 — опорное колесо; 4 — рячаг; 5,9 — тяги; 6 — пружина; 7— центральная тяга; 8 — регулятор.

Нужную глубину пахоты автоматически поддерживает регулятор, первоначально установленный рычагом.

Как только глубина пахоты достигнет своего первоначального значения и сопротивление плуга уменьшится, уменьшится и сила Р. В результате пружина удлинится и золотник прекратит подачу жидкости в цилиндр.

Рассмотрим действие регулятора по схеме (рис. 129,а). Регулятор соединен трубопроводами с силовым цилиндром, распределителем, гидродогружателем, связанным с гидроаккумулятором, баком и насосом.

Рис. 129. Схема действия гидросистемы трактора с силовым и позиционным регуляторами:

а — регулятор выключен; б— подъем машины; в — регулятор включен (начало работы); г — рычаги управления; 1— бак; 2—насос; 3—распределитель; 4 — гидродогружатель; 5 — гидроаккумулятор; 6 — силовой цилиндр; 7 — регулятор; 8, 9 — рычаги; 10 — канал; 11 — перепускной клапан; 12, 13 — рычаги тяг; 14 — винт; 15 — маховичок-ограничитель.

Управляют регулятором рычагом, который можно установить в три различных положения.

Положение первое — регулятор выключен. Если рычаг установить в среднее положение, регулятор будет выключен из гидросистемы и управлять силовым цилиндром можно распределителем гидросистемы обычным способом, как с применением гидро-догружателя, так и без него.

Положение второе — подъем (см. рис. 129,6). Если рычаг перевести в нижнее положение и удерживать его в этом положении рукой, золотник регулятора перекроет канал управления перепускного клапана распределителя и соединит нагнетательную полость силового цилиндра с насосом, а сливную полость силового цилиндра — с баком. Перепускной клапан при этом не сможет открыть канал на слив жидкости в бак из насоса, и она направится в подъемную полость цилиндра. Плуг будет при этом подниматься, а жидкость из сливной полости направится в бак.

По окончании подъема плуга рычаг нужно отпустить, и он сам возвратится в среднее положение «Выключено».

Положение третье — регулирование. В это положение («Включено») рычаг переводят в начале работы, и плуг под действием своей массы опускается — рабочая жидкость из нагнетательной полости перетекает в бак 1. По достижении нужной глубины пахоты (чем дальше рычаг 9 перемещен вперед, тем глубже пахота) к рычагу подводят маховичок-ограничитель 15 и закрепляют его в этом положении. При такой установке рычага во время работы трактора регулятор поддерживает ту глубину, которая была установлена, приподнимая плуг при его излишнем заглублении и опуская его при уменьшении глубины пахоты.

При силовом регулировании вследствие более равномерной нагрузки на двигатель повышается его КПД; уменьшается буксование ведущих колес трактора за счет догрузки колес вертикальными силами, действующими на плуг; снижается тяговое сопротивление плуга. Все перечисленные факторы приводят к снижению удельного расхода топлива и увеличению производительности пахотного агрегата.

Позиционный способ регулирования основан на том, что навешенная на трактор машина (орудие) устанавливается и удерживается все время в заданном положении (позиции) относительно остова трактора независимо от ее тягового сопротивления.

Позиционное регулирование рекомендуется применять при пахоте поля с ровным рельефом, а также при работе трактора с машинами, которые требуется точно устанавливать относительно трактора.

Действует регулятор при позиционном регулировании точно так же, как и при силовом. Отличие заключается в том, что его золотник следует отъединить от тяги (см. рис. 128, б) и соединить с тягой (см. рис. 128, в), связанной с поворотным рычагом, на который воздействует шток силового цилиндра. Такое переключение нужно делать перед началом работы с позиционным регулятором.

Чтобы настроить регулятор на силовое или позиционное регулирование, нужно воздействовать на рычаг, шарнирно укрепленный на муфте. Муфта жестко укреплена на конце винта, управляющего положением золотника регулятора. На муфте свободно надеты рычаг, соединенный тягой с датчиком силового регулятора, и рычаг, связанный тягой с датчиком позиционного регулятора. Когда рычаг занимает вертикальное положение и удерживается в нем фиксатором, рычаги не передают усилия на винт золотника и регулятор не действует. Если рычаг повернуть вправо, его зуб соединится с рычагом позиционного регулирования, а если влево — с рычагом силового регулирования.

Комбинированный способ регулирования применяют при работе трактора с широкозахватной машиной, снабженной опорными колесами. В работу включают силовой или позиционный регулятор. Такая комбинация высотного и силового (позиционного) способов регулирования исключает поперечные перекосы машины, улучшает прямолинейность движения агрегата и создает лучшие условия для копирования рельефа в поперечном (относительно движения трактора) направлении.

В случае работы трактора с силовым или позиционным регулированием часть силы тяжести машины (орудия) передается на трактор, увеличивая силу, прижимающую колеса к почве, что значительно уменьшает буксование ведущих колес.

Главная → Справочник → Статьи → Форум

Остались вопросы по теме:

"Устройства для соединения трактора с машинами"

© 2007-2017 Строй-Техника.Ру - информационная система по строительной технике.

Материалы: http://stroy-technics.ru/article/ustroistva-dlya-soedineniya-traktora-s-mashinami-orudiyami

3 ≫

Соединение навеской применяют в том случае, когда машина (орудие) не имеет своей ходовой системы или ее ходовая система обеспечивает поддержку только части машины (орудия).

При таком соединении машина (орудие) полностью или частично (полунавесные машины) опирается на трактор в транспортном положении и частично — в рабочем.

Устройство механизма навески зависит от мощности трактора.

Рис. 1. Механизм навески трактора средней мощности: а — устройство; б — изменение длины правого раскоса; в — автосцепка; г — навесное устройство машины-орудия, соединяемой с трактором; 1 — шток; 2, 4, 17 — рычаги; 3 — вал; 5, 11 — раскосы; 6 — центральная тяга; 7 — натяжное приспособление; 8 — удлинитель; 9 — нижняя продольная тяга; 10 — регулировочное приспособление; 12 — кронштейн; 13 — гайка; 14 — рукоятка, 15 — шестерня; 16 — трос; 18 — рамка; 19 — планка; 20 — палец; 21 — замок; 22 — пластина; 23 — рама.

Механизм навески тракторов малой и средней мощности состоит из двух продольных тяг 9 (рис. 1, а) с удлинителями 8 (или без них), шарнирно укрепленных на корпусе заднего моста трактора, центральной тяги 6, соединенной с серьгой датчика силового регулятора или с кронштейном, установленным на корпусе заднего моста, поворотного вала 3 с рычагами 2 и 4, раскосов 5 и 11 и ограничительных цепей с натяжными 7 и регулировочными 10 приспособлениями.

Рычаг 2 соединен шарнирно со штоком 1 силового цилиндра. При втягивании поршня внутрь цилиндра вал 3 повертывается против часовой стрелки и через рычаги 4 и раскосы 5 и 11 поднимает нижние продольные тяги 9 вместе с навешенной машиной (орудием).

Правый раскос механизма навески служит для регулировки навешенной машины в горизонтальной плоскости.

Левый раскос имеет постоянную длину и для регулирования не применяется. Длину правого раскоса изменяют через рукоятку 14 (см. рис. 1, б), воздействующую через шестеренную передачу 15 на гайку 13, которая, навинчиваясь или свинчиваясь с винта, изменяет длину раскоса.

Автоматическая сцепка — приспособление, при помощи которого навешиваемую машину можно соединить с механизмом навески (значит, и трактором) и разъединить их, не выходя из кабины трактора.

Приспособление представляет собой рамку 18 (см. рис. 1, в), сваренную из квадратных труб. В верхней части рамки приварены две планки 19 с отверстиями и шарнирно установлена собачка, удерживаемая пружиной в вертикальном положении.

Рамка 18 при помощи пальцев 20 и отверстий в планках 19 закрепляется на нижних 9 и центральной 6 тягах механизма навески.

На раме 23 (см. рис. 1, г) машины (орудия), предназначенной для навешивания на трактор с помощью автосцепки, закреплен замок 21, состоящий из двух швеллеров, сваренных под таким же углом (65°), что и рамка 18.

На пластине 22, приваренной к швеллерам замка 21, сделана продолговатая прорезь и на шпильке укреплен упор собачки.

Чтобы соединить при помощи автосцепки трактор с машиной, нужно опустить механизм навески вместе с рамкой 18, подать трактор назад так, чтобы рамка расположилась в плоскости замка 21 и поднять механизм навески. Тогда рамка 18 поднимется и войдет в полость замка 21, а собачка попадет в прорезь пластины 22 и зацепится за упор.

Чтобы отсоединить навешенную машину от трактора, нужно, не сходя с сиденья, через заднее окно кабины потянуть трос 16 (см. рис. 1, в).

В результате рычаг 17 повернется и выведет собачку из зацепления с упором. Удерживая рычаг 17 в таком положении, надо поставить рычаг распределителя в положение «Плавающее». Рамка 18 при этом опустится и произойдет расцепка трактора с машиной.

Механизм навески мощных тракторов несколько отличается от механизма навески тракторов малой и средней мощности. В его конструкцию внесены такие особенности.

Рис. 2. Механизм навески мощного трактора: а — общий вид; б — работа амортизатора; 1 — шток силового цилиндра; 2, 4, 7 — рычаги; 3 — отверстие; 5 — вал; 6 — амортизатор; 8 — раскос; 9, 11, 17 — пальцы; 10, 16 — продольные тяги; 12 — центральная тяга; 13 — упор; 14 — стяжное устройство; 15 — ось; 18 — винт; 19 — пружина.

Механизм навески мощных тракторов несколько отличается от механизма навески тракторов малой и средней мощности. В его конструкцию внесены такие особенности.

Шток 1 (рис. 2, а) силового цилиндра соединен с рычагом 2, который качается на валу 5 и свободно опирается на рычаг 4 подъема, жестко укрепленный на этом валу. На валу 5 также жестко закреплен рычаг 7 подъема.

При выдвигании штока из силового цилиндра рычаг 2 через рычаг 4 поворачивает вал 5 и через рычаги подъема 4 и 7 поднимает навешенную машину (орудие). Опускание навешенной машины при таком устройстве происходит под действием ее силы тяжести.

Для того чтобы можно было навешенную машину (орудие) опускать принудительно, в отверстие 3 рычага 2 необходимо вставить стальной палец, который бы связал между собой качающийся рычаг 2 и рычаг 4 подъема.

Нижние продольные тяги 10 и 16 телескопические, фиксируемые пальцами 11. Такое устройство облегчает и ускоряет процесс навешивания на трактор тяжелых машин и орудий.

Для крепления продольных тяг служит стяжное устройство 14.

На верхней центральной тяге 12 установлен двусторонний пружинный амортизатор 6, который смягчает толчки и удары, передаваемые рамой машины (орудия) на трактор во время движения по неровностям почвы.

Амортизатор (см. рис. 2, б, положение I) состоит из двух пружин 19, установленных на переднем винте 18 центральной тяги 12 и укрепленных пальцами 17, вставленными в пазы, прорезанные в винте 18.

При переезде трактора через ложбину (когда орудие заглублено) или при резком торможении трактора (когда орудие находится в транспортном положении) общая длина тяги сокращается за счет сжатия пружин (см. рис. 2, б, положение II).

В результате этого толчки на корпус трактора не передаются. При переезде трактора через бугор происходит удлинение тяги при сжатии пружин, что также снижает толчки.

Особенности использования механизма навески. Настройка механизма навески для работы с различными типами машин — орудий. Механизм навески позволяет присоединить к трактору машины и орудия по одно-, двух-, трех- и четырехточечной схеме.

Одноточечная схема применяется, если машину или орудие надо присоединить к трактору в одной точке (прицепы, полуприцепы, разбрасыватели удобрений и др.).

В этом случае на механизме навески ставят гидрокрюк (рис. 3, а) или прицепную серьгу.

Рис. 3. Типы механизмов навески: а — одноточечная; б — двухточечная; в — трехточечная; г — четырехточечная; 1 — гидрокрюк; 2, 3, 4, 5, 7, 8 — точки присоединения тяг навески к трактору; 6 — натяжные цепи.

Двухточечная схема (см. рис. 3, б) применяется дли работы с плугами. При такой схеме передние концы 3 обеих нижних тяг должны находиться в середине трактора и укрепляться упорами. Этим образуется одна точка прицепа, а вторая — это точка присоединения 2 центральной тяги.

Трехточечная схема (см. рис. 3, в) используется для работы с широкозахватными машинами, которые должны двигаться по строго заданной траектории без больших колебаний (сеялки, пропашные культиваторы и др.).

Для настройки механизма навески по такой схеме нужно передние концы 4 и 5 нижних продольных тяг расположить по краям корпуса заднего моста трактора и ограничить перемещения задних концов этих тяг цепями 6.

Четырехточечная схема (см. рис. 3, г) применяется при работе трактора с землеройными машинами, например бульдозерами, или с погрузчиками. В этом случае в отличие от трехточечной схемы предусмотрена не одна верхняя — центральная тяга, а две, что обеспечивает большую устойчивость навешенной машины (орудия). Чтобы соединить машину с трактором, нужно задние концы нижних — специальных — удлиненных тяг укрепить на специальных пальцах, а верхние тяги закрепить в точках 8.

Управление навешенной машиной (орудием) во время работы. Во время работы трактора с навешенной машиной (орудием) рычаг распределителя должен находиться в положении «Плавающее». Если рычаг поставить в положение «Опускание», возможна поломка машины. Это произойдет по той причине, что на машину будет передаваться часть силы тяжести задней части трактора, превышающая силу, на которую рассчитаны детали машины.

Рис. 4. Соединение трактора с плугом: а — рычаг распределителя поставлен в положение нейтральное; б — то же, в плавающее.

Кроме того, так как после принудительного опускания машины рычаг распределителя встанет в нейтральное положение (рис. 4, а) и запрет силовой цилиндр, гибкая связь между машиной и трактором нарушится. При таком соединении во время наезда передних колес трактора на препятствие навешенное орудие «зароется» в почву, что также может привести к поломкам навешенной машины (орудия).

При постановке же рычага в положение «Плавающее» (см. рис. 4, б) такой неприятности в подобной ситуации не произойдет, так как между плугом и трактором будет гибкая связь.

В том случае, если на тракторе установлен механизм навески, показанный на рисунке 2, а, рычаг распределителя можно ставить в любое положение, но только при том условии, что в отверстие 3 не будет установлен стальной палец. [Семенов В. М., Власенко В. Н. Трактор. 1989г.]

Материалы: http://texnika.megapetroleum.ru/soedinenie-naveskoj/


Back to top