Схема работы системы смазки двигателя

1 ≫

Работа смазочной системы

Принцип работы всех смазочных систем одинаков – масло из поддона («мокрый картер») или масляного бака («сухой картер») засасывается насосом через маслозаборник с сетчатым фильтром, и нагнетается в главную масляную магистраль.

Роль главной магистрали могут выполнять трубопроводы и (или) специально предусмотренные продольные каналы в блок-картере, откуда масло по поперечным сверлениям и каналам подводится к подшипникам коленчатого и распределительного валов, а также к другим точкам, нуждающимся в принудительной смазке.

Масло, вытекающее из коренных и шатунных подшипников коленчатого вала и подшипников распределительного вала, а также снимаемое с зеркала цилиндров маслосъемными кольцами, подхватывается кривошипами и противовесами коленчатого вала и разбрызгивается в картере, создавая в его пространстве масляный туман. Масляный туман, оседая, смазывает зеркало цилиндров, кулачки, зубчатые колеса распределительного вала, поршневые пальцы и другие детали кривошипно-шатунного и газораспределительного механизмов.

В некоторых конструкциях капельки масла, оседая, самотеком поступают к толкателям. Масляный туман проникает также в зазор между стержнем клапана и его направляющей втулкой.

Некоторые детали двигателя (оси коромысел, узел осевой фиксации распределительного вала, распределительные зубчатые колеса) могут смазываться путем пульсирующей подачи масла. Прерывистость смазывания этих узлов осуществляется посредством золотникового устройства, образуемого лысками и канавками на опорных шейках распределительного вала.

В сетке маслозаборника масло проходит первичную фильтрацию, а после насоса – вторичную.

Часть масла проходит в масляный радиатор для охлаждения, и, охлаждаясь, стекает в масляный картер двигателя по шлангу.

Так как давление в главной масляной магистрали должно поддерживаться в определенных значениях (оно не должно сильно изменяться в зависимости от температуры масла и частоты вращения коленчатого вала двигателя), то в системе устанавливают редукционный клапан, который при критическом давлении открывается и возвращает часть масла во впускную полость насоса.

Предохранительный клапан установлен последовательно в магистраль радиатора и отключает его, если при малой частоте вращения коленчатого вала давление в смазочной системе падает ниже допустимого; этим достигается увеличение поступления масла в магистраль к подшипникам коленчатого и распределительного валов. В смазочной системе, показанной на рис. 2, перепускной клапан 6 радиатора установлен параллельно.

При засорении радиатора или пуске холодного двигателя, когда вязкость масла велика, клапан перепускает масло мимо радиатора, что ускоряет прогрев двигателя.

Давление масла в главной масляной магистрали контролируется манометром и (или) сигнальной лампочкой, которая загорается при недостаточном давлении масла в системе. Иногда для контроля температуры масла используют термометр.

Контроль уровня масла в системе осуществляется посредством специального щупа, на котором нанесены риски максимального и минимального допустимого уровня масла в поддоне картера.

Кроме основного контура циркуляции масла, могут быть предусмотрены следующие параллельные контуры:

  • неполнопроточного (параллельного) фильтра тонкой очистки масла;
  • смазочной системы воздушного компрессора пневмосистемы автомобиля.

Основными элементами смазочных систем являются масляный насос, редукционные клапаны, масляные фильтры и масляный радиатор.

К смазочной системе относится и устройство для вентиляции картерного пространства.

Главная страница
Устройство автомобилей
  • Экзаменационные билеты

для группы Т-21 (IV семестр)

для группы Т-31 (V семестр)

для группы Т-31 (VI семестр)

КГБПОУ «Каменский агротехнический техникум»

Материалы: http://k-a-t.ru/dvs_smazka/4_rabota_smaz/index.shtml

2 ≫

В двигателе предусмотрена смазочная система, т.е. целый ряд приборов и устройств, соединенных между собой маслопроводами, обеспечивающими подачу масла ко всем трущимся поверхностям, очистку масла от примесей и охлаждение нагревшегося масла.

В зависимости от способа подвода масла к трущимся поверхностям различают следующие смазочные системы: смазка совместно с подачей топлива, смазка разбрызгиванием и комбинированная.

Смазка совместно с подачей топлива применяется, на маломощных двухтактных карбюраторных двигателях, устанавливаемых на тракторах в качестве пусковых. Масло в этом случае смешивают с бензином в пропорции 1:15 (по объему) и заливают в топливный бак.

При работе двигателя частицы масла попадают вместе с топливовоздушной смесью в кривошипную камеру двигателя, оседают на поверхностях деталей, покрывают их пленкой и тем самым обеспечивают смазку трущихся поверхностей. По мере накопления масла в кривошипной камере оно захватывается потоком топливовоздушной смеси, поступающей в камеру сгорания, где оно и сгорает, окрашивая отработавшие газы двигателя в синий цвет. Часть масла периодически спускают из кривошипной камеры через специальную спускную пробку.

Смазка разбрызгиванием крайне проста. Масло заливают в поддон картера двигателя, где движущиеся части кривошипно-шатунного механизма (отростки крышек нижних головок шатунов) задевают его и разбрызгивают, создавая масляный туман. Капельки масла оседают на всех поверхностях деталей, смазывают их, затем стекают вниз и вновь разбрызгиваются.

Хотя такая система и проста по устройству, она недостаточно совершенна, потому что масло поступает к трущимся поверхностям в малом количестве, плохо охлаждает трущиеся поверхности и не вымывает продукты истирания. Такая система находит ограниченное применение и используется только в двигателях, работающих небольшой отрезок времени, например в пусковых двигателях мощных тракторных дизелей.

Комбинированная смазка — наиболее совершенная применяется на всех современных двигателях. Особенность ее заключается в том, что наиболее ответственные детали двигателя обильно смазываются маслом, подаваемым специальным насосом под давлением 0,3…0,4 МПа, а остальные — разбрызгиванием.

Действует комбинированная смазочная система так.

Рис. Схема комбинированной смазочной системы:

1 — поддон; 2 — масломерная линейка; 3 — горловина; 4 — полость топливного насоса; 5 — ось; 6, 14 — каналы; 7 — опорная шейка; 8 подшипник; 9 — полость коленчатого вала; 10 манометр; 11 — предохранительный клапан; 12 — фильтр; 13 — термометр; 15 — клапан-термостат; 16 — радиатор; 17 — датчик давления; 18 — редукционный клапан; 19 — сливной клапан; 20 — главная магистраль; 21 — насос; 22 — магнит; 23 — маслоприемник

Масло заливают через горловину 3 (рис.) в поддон 1 картера двигателя до уровня, определяемого масломерной линейкой 2, откуда его через маслоприемник 23 с сеткой забирает насос 21 и по каналу 14 подает в фильтр 12. В фильтре масло очищается от примесей и поступает в масляный радиатор 16 для охлаждения.

Очищенное и охлажденное в радиаторе масло направляется по каналам к коренным подшипникам 8 коленчатого вала, опорным шейкам 7 распределительного вала и по каналу 6 к осям 5 клапанных коромысел и дальше по сверлению в них — к верхнему концу штанг механизма газораспределения. Кроме того, у некоторых двигателей масло из главной магистрали 20 поступает также в полость 4 топливного насоса для смазки его трущихся деталей. От коренных подшипников 8 масло по каналам, сделанным в коленчатом валу, поступает в полости шатунных шеек. Вследствие центробежных сил, возникающих при вращении коленчатого вала дизеля,

масло дополнительно очищается от механических примесей в этих полостях и поступает по радиальным сверлениям к шатунным подшипникам.

Смазав подшипники коленчатого вала, масло вытекает из зазоров между ними и шейками коленчатого вала, подхватывается и разбрызгивается быстро вращающимся коленчатым валом и шатунами, образуя масляный туман. Капельки масла, оседая на поверхностях цилиндров и поршней, кулачков распределительного вала и других деталей, смазывают их, а затем стекают в поддон картера, откуда вновь начинают свое движение по смазочной системе.

На дне картера имеется спускная пробка, снабженная магнитом 22 для улавливания металлических примесей. Через спускное отверстие, закрываемое этой пробкой, сливают из двигателя отработавшее масло.

Таким образом, при комбинированной системе смазки под давлением смазываются подшипники коленчатого и распределительного валов, оси коромысел и верхние концы штанг механизма газораспределения, а у многих двигателей, кроме того, топливные насосы, оси распределения шестерен и сами шестерни, иногда поршневые пальцы и др. Разбрызгиванием смазываются цилиндры, поршни, кулачки распределительного вала, толкатели, нижние концы штанг, клапаны и поршневые пальцы.

Для контроля работоспособности смазочной системы на дизелях устанавливают манометры 10, регистрирующие давление масла в главной магистрали 20, термометры 13, измеряющие температуру масла в смазочной системе, и датчики 17 аварийного падения давления масла.

Кроме перечисленных устройств и приборов, в комбинированной системе смазки устанавливают ряд автоматически действующих клапанов.

Редукционный клапан 18 расположен на масляном насосе. При повышении давления масла, вытекающего из насоса, больше нормы (0,7…0,8 МПа) клапан перепускает масло в приемную полость насоса или сливает его в поддон дизеля.

Предохранительный клапан 11 при загрязнении фильтра и увеличении при этом давления масла в магистрали свыше 0,3…0,45 МПа направляет масло в радиатор, минуя засорившийся фильтр.

Сливной клапан 19 поддерживает заданное давление в главной магистрали и при повышении давления больше нормы (0,45 МПа) открывает проход маслу на слив в поддон дизеля.

Клапан-термостат 15 при холодном, а следовательно, более густом масле направляет его в главную магистраль без захода в масляный радиатор. Клапан регулируют на давление 0,06…0,07 МПа. [Семенов В. М., Власенко В. Н. Трактор. 1989 г.]

Материалы: http://texnika.megapetroleum.ru/sxemy-smazochnyx-sistem/

3 ≫

Автомобильные двигатели имею! комбинированную смазочную систему. В этом случае особо нагруженные дета­ли (коренные и шатунные подшипники коленчатого вала, подшипники распре­дели 1ельно1 о вала, коромысла, иногда поршневые пальцы и другие детали) смазываются под давлением к другим деталям масло поступает разбрызгива­нием или самотеком. Следует отметить, что смазывание пол давлением производится двумя способами: непрерывной подачей масла к трущимся поверхно­стям или пульсирующим потоком.

Смазочная система двигателя автомо­биля ГАЗ-24 «Волга».Смазочная систе­ма состоит из масляного насоса 3 (рис. 55), установленного внутри под­дона 22, полнопоточного масляного фильтра 17, масляной магистрали 6 с каналами, радиатора 8, маслоналивной горловины с крышкой 9, указателя 26 уровня масла и других частей.

Масляный насос приводится в дей­ствие от распределительного вала 7 при помощи двух зубчатых колес. Шестерня выполнена как одно целое с распредели­тельным валом, а колесо установлено на промежуточном валу привода насо­са. Во время работы двигателя масло из поддона 22 забирается насосом через неподвижный маслоприемник 2 и нагне­тается в фильтр 17. Пройдя полнопо­точный фильтр, масло по каналу во второй перегородке блока цилиндров (канал просверлен вдоль всего блока цилиндров с его правой стороны) посту­пает в масляную магистраль. Из масля­ной магистрали по поперечным каналам в блоке цилиндров масло подводится к коренным подшипникам коленчатого вала 5 и подшипникам распределитель­ного вала.

В верхних вкладышах коренных под­шипников просверлены отверстия для прохода масла к коренным шейкам ко­ленчатого вала. На вкладышах ко­ренных подшипников сделаны маслораспределительные канавки, постоянно сообщающиеся с каналами 30, просвер­ленными в щеках, по которым масло поступает от коренных шеек к ша­тунным. В шатунных шейках коленчато­го вала имеются гря-зеуловительные по­лости 31 для дополнительной центро­бежной очистки масла. Пройдя эти полости, масло поступает к сопряжению шатунная шейка коленчатого вала — шатунный подшипник.

У некоторых двигателей (автомоби­лей семейства ГАЗ, ЗИЛ, УАЗ и др.) в нижних головках шатунов сделаны не­большие отверстия 23, по которым при совпадении их с отверстиями в шатунных шейках коленчатого вала пода­ется пульсирующий поток масла на стенки цилиндров или кулачки распре­делительного вала. Коромысла 10 и верхние наконечники штанг 14 смазы­ваются также пульсирующим потоком. На пятой (задней) опорной шейке рас­пределительного вала имеется кольце­вая канавка. При вращении вала эта ка­навка соединяет вертикальный канал 25 в блоке цилиндров с каналом, подводя­щим к ней масло. Из канала 25 масло поступает в канал 24 головки 12 блока, нагнетается под заднюю пустотелую стойку оси коромысел и заполняет по­лость в оси.

Под каждым коромыслом, устано­вленным на оси, есть отверстие, по ко­торому масло подводится к втулке ко­ромысла. По каналам в коротких пле­чах коромысел и в регулировочных винтах масло подается к верхним нако­нечникам штанг. Стекая по штангам, масло смазывает их нижние наконечни­ки, толкатели 75 и кулачки распредели­тельного вала, а затем поступает в под­дон. Масло подхватывается вращающи­мися деталями кривошипно-шатунного механизма и мелко разбрызгивается, образуя масляный туман. Концы ко­ромысел и стержни клапанов смазы­ваются этим туманом, а также маслом, вытекающим из зазоров втулок ко­ромысел. Поршневые пальцы, поршни и цилиндры смазываются разбрызги­вающимся и стекающим маслом.

На передней опорной шейке распреде­лительного вала имеются две незамк­нутые канавки 34. Одна из канавок при помощи двух отверстий (радиального и осевого) соединена с передним тор­цом опорной шейки, что обеспечивает поступление масла к упорному фланцу. В переднем торце блока цилиндров про­сверлено отверстие, в которое вставлена трубка 33. При вращении распредели­тельного вала канавки 34 дважды за один его оборот соединяют поперечный масляный канал с отверстием, и масло по трубке 33 поступает к распредели­тельным зубчатым колесам 35 и 36. Из пятой опорной шейки распределитель­ного вала вытекающее масло попадает

в полость между заглушкой и валом, а затем по каналу 32 отводится в под­дон.

В смазочной системе есть три клапа­на: редукционный 4, расположенный в крышке масляного насоса; перепуск­ной, установленный в полнопоточном фильтре 17; ограничительный 20, нахо­дящийся в штуцере крана масляного радиатора.

Редукционный клапан необходим для поддержания соответствующего давле­ния в смазочной системе. Масляный на­сос подает масла больше, чем необхо­димо для работы двигателя, поэтому давление в смазочной системе увеличи­вается (особенно в зимний период). Вследствие повышения давления клапан открывается и перепускает масло из на­гнетательной полости насоса во всасы­вающую. В процессе работы двигателя коренные и шатунные шейки коленчато­го вала, опорные шейки распредели- ^ тельного вала и все подшипники посте­пенно изнашиваются. Это приводит к увеличению зазоров в трущихся парах и возрастанию

Схема смазочной системы двигателя автомобиля ГАЗ-24 «Волга»:

/ и /«V — пробки маслосливных отверстий;2 — маслоприемник; 3 — масляный насос; 4 — редукционный клапан; 5 — коленчатый вал; 6 — масляная магистраль; 7 — распределительный вал; 8 — масляный радиатор; 9 — крышка маслозаливной горловины; 10 — коромысло; // — крышка головки блока; 12 — головка блока; 13 — клапан; 14 — штанга; 15 — толкатель; 16 датчик указателя давления масла;17 полнопоточный масляный фильтр; 19 — датчик лампы аварийного снижения давления масла; 20 — ограничительный клапан; 21 — кран масляного радиатора; 22 — поддон; 23 — отверстие в шатуне; 24 и 25 — каналы соответственно в головке и блоке цилиндров; 26 — указатель уровня масла; 27 — винтовая канавка; 28 и 32 — каналы .тля стока масла; 29 — пробка; 30 канал в коленчатом валу; 31— грязеуловительная полость; 33 — трубка для смазывания зубчатых колес; 34 — канавки на шейке распределительною вала; 35 — зубчатое колесо распределительного вала; ^6 — зубчатое колесо коленчатого вала

расхода масла через под­шипники. Редукционный клапан, под­держивающий необходимое давление в смазочной системе, обеспечивает меньший перепуск масла во всасываю­щую полость насоса.

Перепускной клапан вступает в рабо­ту при засорении фильтра 17. Ограничи­тельный клапан 20 масляного радиато­ра 8 обеспечивает поступление масла в радиатор только при давлении более 70 — 90 кПа и при включенном радиа­торе.

Давление в смазочной системе кон­тролируют с помощью указателя давле­ния масла, датчик 16 которого устано­влен на корпусе фильтра. Масло в поддон двигателя наливают через гор­ловину, расположенную на крышке го­ловки блока. Количество масла в под­доне двигателя контролируют по мет­кам П и 0, выбитым на указателе 26. Масло наливают в поддон до метки П, после чего двигатель может работать до снижения уровня масла до метки 0. При уровне масла ниже метки 0 рабо­тать запрещено, так как двигатель может выйти из строя вследствие выпла­вления подшипников

Смазочная система двигателя автомо­биля ГАЗ-53А.Особенностью смазочной системы этого двигателя (рис. 56) является наличие двухсекционного насо­са и фильтра центробежной очистки масла — центрифуги. Верхняя секция масляного насоса имеет зубчатые коле­са большего размера, чем нижняя сек­ция, поэтому верхняя секция является основной, а нижняя — дополнительной.

Во время работы двигателя шесте­ренный масляный насос через непо­движный маслоприемник 18 забирает масло из поддона 19. К насосу масло поступает по каналам, имеющимся в блоке цилиндров. Нижняя секция 16 масляного насоса по маслопроводу 14 постоянно нагнетает масло центрифугу 8, после которой оно сливается в поддон. Верхняя секция 15 масляного насоса подает масло в главную масля­ную магистраль 11 блока цилиндров. Из главной магистрали масло по кана­лам в блоке подводится к коренным подшипникам коленчатого и опорным шейкам распределительного валов. От коренных шеек коленчатого вала по ка­налам, просверленным в щеках вала, масло поступает к шатунным подшип­никам.

От второй 22 и четвертой 23 шеек распределительного вала масло подво­дится соответственно к правой и левой головкам блока. Вторая опорная шейка распределительного вала имеет для прохода масла две лыски, располо­женные диаметрально на дуге 120°. Для этой же цели четвертая опорная шейка

Схема смазочной системы двигателя автомобиля ГАЗ-53А:

/ — масляный радиатор; 2 — кран масляного радиатора; 3 — предохранительный клапан; 4 — ось коромысел; 5 — стойка оси коромысел; 6 — канал в головке блока; 7 канал в блоке; 8 — центрифуга; 9 — штанга; 10 — толкатель; 11 — главная масляная магистраль;12 отверстие в корпусе распределителя; 13 полость; 14 — маслопровод к центрифуге; 75 и 16 — соответственно верхняя и нижняя секции масляного насоса; 17 и 21 — редукционные клапаны; 18 — маслоприемник; 19 — поддон; 20 — маслопровод для слива масла из радиатора;

22 — вторая шейка распределительного вала; 23— четвертая шейка распределительного вала

распределительного вала имеет сквоз­ное отверстие и две лыски. Масло пуль­сирующим потоком по каналам 7 и 6 через стойки 5 поступает в полые оси коромысел, установленных на головках блока. Распределительные зубчатые ко­леса смазываются маслом, сливаемым из центрифуги. Из полости, располо­женной между пятой шейкой распреде­лительного вала и заглушкой блока ци­линдров, масло подается к приводу распределителя зажигания.

Упорный фланец распределительного вала смазывается под давлением мас­лом, поступающим из отверстия во втулке первой шейки в тот момент, ког­да радиальный канал в этой шейке со­впадает с отверстием втулки. Из ра­диального канала масло проходит в продольный и в виде пульсирующего потока подводится к упорному фланцу.

В смазочной системе имеется мас­ляный радиатор /, который включается при температуре окружающего воздуха выше 20 С. При тяжелых условиях ра­боты автомобиля (например, движение с небольшой скоростью по глубокому снегу или песку) водитель должен вклю­чать масляный радиатор, несмотря на низкую температуру окружающего воз­духа. Масло, пройдя через радиатор, охлаждается и стекает по маслопроводу 20 в поддон. В радиатор масло посту­пает через предохранительный клапан, который открывается при давлении около 100 кПа. Следовательно, масло циркулирует через радиатор при давле­нии в магистрали больше 100 кПа.

При снижении давления масла до 40 — 80 кПа на щитке приборов загорается контрольная лампа. Если двигатель ра­ботает с малой частотой вращения ко­ленчатого вала, то возможно загорание контрольной лампы аварийного сниже­ния давления масла. Если смазочная си­стема исправна, то по мере прогрева двигателя и увеличения частоты враще­ния коленчатого вала контрольная лам­па должна погаснуть. Если контрольная лампа загорается при средней или боль­шой частоте вращения коленчатого ва­ла, то это указывает на неисправность системы. В этом случае двигатель необходимо немедленно остановить, найти неисправность и устранить ее.

В смазочной системе имеются редук­ционные клапаны 17 и 21. Клапан 17 расположен в корпусе нижней секции насоса, а клапан 21 — в передней части блока цилиндров с правой стороны. Клапан 17 перепускает масло из поло­сти нагнетания во всасывающую по­лость насоса; через клапан 21 масло сливается в поддон. Все клапаны регу­лируют на заводе-изготовителе; в пе­риод эксплуатации автомобиля регули­ровку этих клапанов изменять не рекомендуется.

Надежность двигателя зависит от ра­боты центрифуги, ее состояния и чи­стоты масла. Заправка двигателя за­грязненным маслом и плохая его очист­ка вызывают преждевременное изнаши­вание трущихся поверхностей, особенно шеек коленчатого вала. Смазочная си­стема двигателя автомобиля ГАЗ-53-12 такая же, как и двигателя автомобиля ГАЗ-53А, но есть два отличия: мас­ляный насос в первой односекционный и вместо центрифуги установлен полно­поточный масляный фильтр.

Смазочная система двигателя автомо­биля ЗИЛ-130.Схемы смазывания дви­гателей автомобилей ЗИЛ-130 (рис. 57) и ГАЗ-53А аналогичны, поэтому рас­смотрим только путь масла. Во время работы двигателя верхняя секция масля­ного насоса 3 по маслопроводу 4 нагне­тает масло в полнопоточную центрифу­гу 8. Далее масло поступает в маслораспределительную камеру 5, расположен­ную в задней перегородке блока цилин­дров. Из камеры масло нагнетается в левый 11 и правый 21 магистральные каналы, а из них поступает к коренным подшипникам коленчатого вала, под­шипникам распределительного вала и толкателям. В коленчатом валу имеются каналы 18 для подачи масла к шатунным шейкам. Средняя (третья) опорная шейка распределительного ва­ла имеет три отверстия. При их совпа­дении с отверстиями в блоке цилиндров масло пульсирующим потоком посту-пае г по каналам к головкам блока, за­тем по отверстиям в стойках в полые

оси 24 коромысел. Масло смазывает бронзовые втулки ступиц коромысел и далее поступает к регулировочному винту и верхнему наконечнику штанги. Бойки коромысел и стержни клапанов смазываются масляным туманом или маслом, поступающим самотеком.

Из правого магистрального канала по трубопроводу 12 масло подается к ком­прессору, откуда по трубке 13 сливается в поддон двигателя. Нижняя секция масляного насоса при открытом кране 2 нагнетает масло по трубопроводу 1 в масляный радиатор 14, из которого оно по трубопроводу 75 сливается в поддон 20. Масляный радиатор воз­душного охлаждения установлен перед основным радиатором системы охла­ждения. Он выполнен из алюминиевой трубки, имеющей ребра для увеличения площади поверхности охлаждения. Мас­ляный радиатор двигателя автомобиля ЗИЛ-130 должен быть постоянно вклю­чен, и отключать его следует только

Схема смазочной системы двигателя автомобиля

а — общая схема; б — подача масла в ось , коромысла; в — смазывание регулировочного винта и верхнего наконечника штанги; г — смазывание стенок цилиндра; / — трубопровод подачи масла в масляный радиатор; 2 — кран включения масляного радиатора; 3 — масляный насос; 4 — маслопровод от насоса к центрифуге; 5 — маслораспределительная камера; 6 — указатель давления масла (манометр); 7 -контрольная лампа аварийного снижения давления масла; 8 — полнопоточная центрифуга; 9 — воздушный фильтр; 10 — кривошипно-шатунная группакомпрессора (смазывание разбрызгиванием);

11— левый магистральный канал;12— трубопровод подачи масла для смазывания компрессора; 13 трубка для слива масла из компрессора; 14 — масляный радиатор;15 — трубопровод для слива масла из радиатора; 16— зубчатое колесо распределительного вала;17 — зубчатое колесо коленчатого вала;18 — канал, соединяющий коренную шейку с шатунной; 19 — грязеуловительная полость; 20 — поддон; 21 — правый магистральный канал; 22 — маслоприемник; 23 — канал в стойке оси; 24 — полая ось коромысла; 25 — отверстие в шатуне для подачи масла на стенку цилиндр

при пуске холодного двигателя при тем­пературе окружающего воздуха ниже 0°С.

При снижении давления в смазочной системе 60 — 30 кПа на щитке приборов загорается контрольная лампа 7 с лин­зой красного цвета. В корпусе центри­фуги установлен перепускной клапан, отрегулированный на перепад давлений 100 кПа. Клапан предназначен для пере­пуска масла в распределительную каме­ру при увеличенном его расходе вслед­ствие износа подшипников двигателя.

Рассмотрев смазочные системы (дви­гателей автомобилей ГАЗ-24 «Волга», ГАЗ-53А и ЗИЛ-130), можно отметить, что давление в смазочной системе про­гретых двигателей при

скорости движе­ния автомобиля 50 км/ч должно быть равно 200 — 400 кПа — для двигателя ав­томобиля ГАЗ-24 «Волга» и не менее 250 кПа для ГАЗ-53А. При малой часто­те вращения коленчатого вала давление должно быть не менее 50 кПа для двига­телей всех трех автомобилей.

При движении автомобиля ЗИЛ-130 со скоростью 40 км/ч давление в сма­зочной системе нового двигателя дол­жно составлять 200 — 400 к Па. Если ука­занные двигатели не прогреты, то дав­ление повышается до 450 — 550 кПа.

Смазочная система двигателя автомо­биля КамАЗ-5320.Смазочная система этого двигателя (рис. 58) аналогична смазочным

Схема смазочной системы двигателя автомобиля

/ — масляный радиатор; 2, 3, 18, 19, 21, 23

и 24 — маслопроводы; 4 — сливной клапан

центрифуги; 5 — перепускной клапан центрифуги;

6— кран включения масляного радиатора;

7— центрифуга; 8 — предохранительный клапан нагнетающей секции; 9 — радиаторная секция масляного насоса; 10 — нагнетающая секция масляного насоса; 11 — клапан смазочной системы;

12 -- полнопоточный фильтр тонкой очистки масла; 13 — главная масляная магистраль; 14 - перепускной клапан фильтра тонкой очистки масла; 15 — манометр; 16 — указатель уровня масла; 17 — сапун; 20 - компрессор; 22 — топливной насос высокого давления; 25 - кран

включения гидромуфты; 26 - термосиловой

датчик; 27 — гидромуфта привода вентилятора;

28 — поддон; 29 — предохранительный клапан

системам других V -образных двигателей. Однако есть и не­которые отличия. Масляный насос име­ет две секции — нагнетающую 10 (пере­днюю) и радиаторную 9 (заднюю). От насоса приводится в действие гидро­муфта 27 привода вентилятора. В сма­зочной системе есть шесть клапанов: три у масляного насоса — предохрани­тельные клапаны 29 и 8 соответственно радиаторной и нагнетающей секций и клапан 11; два у центрифуги — слив­ной 4 и перепускной 5 клапаны; один у фильтра тонкой очистки — перепуск­ной клапан 14. Масло наливают в под­дон 28 через патрубок, установленный на картере маховика с правой стороны двигателя.

При работе двигателя масляный насос через маслоприемник засасывает масло двумя секциями. Нагнетающая секция 10 подает масло по каналам бло­ка цилиндров в полнопоточный фильтр 12 тонкой очистки, где оно очищается,

проходя через два фильтрующих эле­мента, а затем поступает в главную масляную магистраль 13. Из магистра­ли по каналам в перегородках блока ци­линдров масло подводится к коренным и шатунным подшипникам коленчатого вала. Поступающее к шатунным под­шипникам масло .проходит дополни­тельную центробежную очистку в грязеуловительных полостях коленчатого вала. По каналам в блоке масло посту­пает к подшипникам распределительно­го вала. Необходимо особо отметить, что введение центробежной очистки масла привело к значительному умень­шению износа шатунных шеек коленча­того вала, хотя нагрузки на них больше, чем на коренные шейки. При загрязне­нии грязеуловительных полостей износ шатунных шеек возрастает, поэтому по­лости надо своевременно очищать.

К подшипникам компрессора 20 мас­ло поступает из канала в задней стенке блока цилиндров по маслопроводу 19. Из канала в передней стенке блока ци­линдров по маслопроводу 23 масло проходит к подшипникам топливного насоса 22 высокого давления. Из кана­лов блока цилиндров масло по масло­проводам 18 подается в стойки коромы­сел, смазывает бронзовые втулки сту­пиц, а по отверстиям в коротких плечах коромысел поступает к регулировочным винтам и верхним наконечникам штанг. Стекающее по внутренним отверстиям штанг масло смазывает их нижние на­конечники, толкатели, кулачки распре­делительного вала, а затем сливается в поддон. Масло, которое собирается в головках цилиндров, по наклонным маслопроводам 24 отводится в полости для штанг и далее? в поддон.

Радиаторная секция 9 насоса по мас­лопроводу 3 подает масло к центрифу­ге, из которой оно постоянно сливается в поддон или проходит по маслопрово­ду 2 в радиатор 1, если открыт кран 6.

Масляный радиатор — трубчатопластинчатый. Он должен быть постоянно включен. Отключать его следует только при пуске холодного двигателя, а также при температуре окружающего воздуха ниже 0°С в зависимости от нагрузки и режима работы двигателя. Если кран 6 закрыт, то масло из центрифуги сли­вается в поддон двигателя через слив­ной клапан 4, открывающийся при дав­лении 50 — 70 кПа. В случае номинальной частоты вращения коленчатого вала да­вление в смазочной системе поддержи­вается равным 450 — 500 кПа при прогре­том двигателе и не менее 100 кПа при минимальной температуре двигателя. Клапан 11 смазочной системы, разме­щенный в нагнетательной секции насо­са, ограничивает давление масла в глав­ной магистрали и открывается при 400 — 450 кПа. Предохранительные кла­паны 8 и 29 насоса открываются при увеличении давления масла в полости нагнетания до 800 — 850 кПа.

Фильтр тонкой очистки имеет два сменных фильтрующих элемента. При их засорении или при повышенной вяз­кости масла оно поступает в главную магистраль неочищенным через пере­пускной клапан 14, открывающийся в том случае, если давление возрастает до 700 — 800 кПа. При срабатывании пере­пускного клапана на щитке приборов загорается сигнальная лампа, предупре­ждающая водителя о засорении филь­тра тонкой очистки и о поступлении в магистраль неочищенного масла. Центрифуга работает нормально, ес­ли давление масла на входе в нее соста­вляет 600 кПа и ротор имеет частоту вращения 5000 об/мин. Перепускной клапан 5 ограничивает давление масла перед центрифугой до 600 — 650 кПа.

Материалы: http://sdamzavas.net/4-54273.html


Back to top