1 ≫
-
Сцепление и соединительная муфта
§ 43. Техническое обслуживание сцепления
§ 43. Техническое обслуживание сцепления
Для длительной и надежной работы необходимо своевременно подтягивать резьбовые соединения, проверять, нет ли течи через уплотнения, смазывать подшипники сцепления и регулировать свободный ход педали. Часть опорных подшипников сцепления смазывается разбрызгиванием масла, находящегося в отдельном от сцепления отсеке. Попадание этого масла на фрикционные диски сцепления предотвращается самоподжимными сальниками, которые установлены между подвижными и неподвижными деталями и уплотнительными резиновыми кольцами.
Подшипники и шестерни, находящиеся в корпусе сцепления, смазывают автолом. В корпус сцепления автол заливают через отверстие в крышке передач, а сливают через отверстие в нижней части корпуса. Отверстие закрывают пробкой.
Через каждые 60 ч работы трактора ЮМЗ-6Л/М смазывают солидолом подшипник отводки сцепления, для чего вывертывают пробку в левой стенке корпуса сцепления, вставляют в отверстие шприц и делают им 5—8 нагнетаний; смазывают солидолом ось педали сцепления шприцем до появления смазки из зазоров.
Через каждые 240 ч работы трактора МТЗ-50 подобным образом смазывают подшипники отводки и ступицу педали сцепления. У всех тракторов проверяют свободный ход подшипников отводок сцепления и при необходимости регулируют его.
Через 960 ч работы проверяют и при необходимости регулируют механизм блокировки.
Регулировка сцепления трактора ЮМЗ-6Л/М. Во время эксплуатации трактора накладки ведомых дисков изнашиваются. В связи с этим нарушается начальная регулировка сцепления. Это можно обнаружить по уменьшению свободного хода педали, который должен быть в пределах 30—40 мм.
В двойном сцеплении предусмотрено проведение трех регулировок.
1. Зазор между торцом втулки отводки и отжимными рычагами должен быть 3—4 мм, что соответствует нормальному свободному ходу педали. Регулируют этот зазор изменением длины тяги 8 (78). Для увеличения свободного хода тягу следует удлинить, а для уменьшения — укоротить.
Если зазор между корпусом и кронштейном отводки недостаточный для перемещения отводки назад, свободный ход педали регулируют изменением положения отжимных рычагов. Для этого необходимо снять крышку верхнего люка корпуса сцепления и расш-плинтовать регулировочные гайки отжимных рычагов. Отвертывая каждую из гаек на одинаковую величину, добиваются нормального зазора между отводкой и рычагами. Разность зазоров для всех отжимных рычагов не должна превышать 0,3 мм. Следует помнить, что при отвертывании гайки на одну грань (на '/б оборота) зазор между отводкой и рычагами увеличивается на 1 мм, что соответствует увеличению свободного хода педали на 10 мм. После регулировки гайки шплинтуют.
2. Зазор между передним нажимным диском и упорными болтами регулируют вращением последних. Величину зазора устанавливают немного больше величины перемещения нажимного диска, соответствующей ходу педали до упора в защелку. Практически требуемый зазор достигается завертыванием каждого упорного болта до отказа с последующим отвертыванием его на семь характерных щелчков, которые повторяются через '/6 бо-рота.
3. Регулировка сервоусилителя осуществляется упорным болтом 5 или кронштейном 7, который имеет овальные отверстия под шпильки крепления и может перемещаться. Сервоусилитель регулируют так, чтобы при отклонении педали сцепления на величину свободного хода она удерживалась с минимальным усилием и под действием пружины возвращалась в исходное положение.
Регулировка сцепления трактора МТЗ-50. Свободный ход педали сцепления должен составлять 50 мм. Чтобы отрегулировать сцепление, освобождают педаль 9 (78, б) от воздействия пружины 10 сервоусилителя. Упорный болт 11 вворачивают до упора в кронштейн 12 и отпускают болты 13 для возможности перемещения кронштейна.
Изменяя длину тяги 14, устанавливают свободный ход педали по подушке, равный 50 мм.
Затем устанавливают кронштейн 12 в крайнее верхнее положение, вращая его вокруг оси «К» против часовой стрелки до упора
78. Управление сцеплением трактора ЮМЗ-6Л/М (о) и МТЗ-50 (б):
а — валик блокировки, 2, 8, 14 — тяги, 3 — педаль защелки фиксатора, 4 — педаль сцепления, 5, 11 — упорный болт, 6, 10 — пружина сервоусилителя, 7, 12 — кронштейн, 9 — педаль сцепления, 13 — болт
в болт 13, после чего болты крепления кронштейна затягивают.
Отворачивая болт 11, необходимо вернуть педаль в исходное положение до /пора в полик. При этом пружина должна надежно возвращать педаль в исходное положение, если отвести ее на величину свободного хода.
В случае зависания педали на участке свободного хода, нужно отрегулировать сервоусилитель, как было описано выше у трактора ЮМЗ-6Л/М в п. 3.
Если при регулировке сцепления невозможно установить нормальный свободный ход педали, то это значит, что фрикционные накладки полностью изношены. В этом случае необходимо разобрать сцепление и заменить изношенные накладки.
Регулировка механизма блокировки коробки передач. Отъединяют тягу 2 от рычага валика 1 блокировки и, постепенно поворачивая валик блокировки за рычаг, устанавливают его в такое положение, при котором передачи свободно переключаются. Ставят одну из передач в полувыключенное положение и поворачивают валик 1 по ходу часовой стрелки до упора в защелку фиксатора. После этого нажимают на педаль 4, отведя ее от упора в крышку заднего моста на 85—90 мм, и соединяют педаль тягой 2 с рычагом валика блокировки, отрегулировав длину тяги. Такое положение педали соответствует выключенному положению главного сцепления.
Выключают сцепление (75, а) нажатием На педаль до отказа. При этом соедини-
74. Сцепление трактора ЮМЗ-6Л/М:
1 — корпус, 2 — штырь, 3 — пружина, 4 — маховик, 5 — ведомый диск, 6 — передний нажимной диск, 7 — задний нажимной диск, 8 — опорный диск, 9 — регулировочная гайка, 10 — нажимной рычаг, 11 — отводка, 12 — кронштейн, 13 — соединительная муфта, 14 — вал привода ВОМ, 15 — вал сцепления, 16 — масленка
1. Какую роль выполняет на тракторе сцепление?
2. Чем отличается двойное сцепление от однодискового?
3. На рис 74 покажите детали ведущей и ведомой частей сцепления.
4. Как выключают двойное сцепление?
5. Каковы правила эксплуатации сцепления?
6. Перечислите основные неисправности сцепления и их причины.
7. Для чего в процессе эксплуатации трактора меняют местами резиновые элементы промежуточного соединения?
8. Какие регулировки предусмотрены во время эксплуатации двойного сцепления?
9. Как регулируют сцепление на тракторе МТЗ-50?
10. Для чего необходима регулировка механизма блокировки передач?
Всмпо, aez, replica, kfz - множество производителей авто колес в каталоге нашего интернет магазина.
Материалы: http://mtz-umz.ru/10-sceplenie-i-soedinitelnaya-mufta_3.html
2 ≫
-
При ТО-1 (60 для старых моделей и 125 моточасов работы для новый моделей) нужно смазывать выжимной подшипник смазкой "Лигол-24", "Солидол С" или "Солидол Ж" через масленку, которая находится или на кожухе сцепления и связана гибким шлангом с подшипником, или на корпусе отводки.
При ТО-2 (240 для старых моделей и 500 моточасов работы для новый моделей) производятся следующие работы по проверке и регулировке сцепления.
Рис. 1. Сцепление тракторов МТЗ-80 и МТЗ-82:
а – устройство; 1 – маховик; 2 – ведомый диск; 3 – отжимной рычаг; 4 – регулировочный винт; 5 – отводка; 6 – тормозок; 7 – вилка выключения; 8 – вал вилки; 9 – нажимная пружина; 10 – опорный диск; 11 – нажимной диск; 12 – ступица ведомого диска; 13 – вал; 14 – демпферное соединение; 15 – соединительный диск;
б – механизм управления; 1 – педаль; 2 – рычаг педали; 3 – пружина сервоустройства; 4 – упорный болт; 5 – болт; 6 – кронштейн; 7 – ось кронштейна; 8 – тяга сцепления; 9 – рычаг; 10 – пружина; 11 – тяга тормозка; 12 – резьбовая муфта; 13 – рычаг тормозка
В тракторах МТЗ-80 и МТЗ-82 проверяют свободный ход педали — это основной показатель правильности регулировки сцепления и тормозка. Свободный ход педали (см. рис. 1, б) сцепления должен быть 40-45 мм, ч го соответствует зазору 3 мм между выжимным подшипником и отжимными рычагами. Зазор между подшипником и головкой каждого отжимного рычага не должен отличаться один от другою более чем на 0,3 мм.
Управление сцеплением и тормозком сблокировано. Для их регулировки отсоединяют тягу 11 тормозка от рычага 9. Освобождают педаль от воздействия пружины сервоустройства, для чего ввертывают болт 4 до упора в кронштейн 6 и ослабляют болты 5 для возможности перемещения кронштейна 6.
Изменяя длину тяги 8, устанавливают свободный ход педали 40-45 мм. Придают кронштейну 6 крайнее верхнее положение, поворачивая его вокруг оси 7 до упора в болт 5, и затягивают болты крепления кронштейна. Вывертывая болт 4, возвращают педаль в исходное положение до упора в ролик. Если педаль переместить на величину свободного хода, пружина должна возвратить ее в первоначальное положение.
Для регулировки тормозка отсоединяют тягу 11 от рычага 13 и поворачивают его против часовой стрелки до упора. В этом положении соединяют временно тягу 11 с рычагом 13, а затем укорачивают длину тяги на 7 мм. Вновь соединяют тягу с рычагом, зашплинтовывают палец, надежно затягивают контргайки.
Если сцепление подвергалось разборке, то положение отжимных рычагов 3 (см. рис. 1, а) нарушается. Поэтому их необходимо отрегулировать при помощи регулировочных винтов 4 так, чтобы расстояние от места контакта рычагов с подшипником отводки до торца ступицы опорного диска составляло 12±0,5 мм. Разность этого размера для отдельных рычагов не должна превышать 0,3 мм. После регулировки винты стопорят контргайками.
-
Тракторы семейства ЮМЗ. В сцеплении тракторов ЮМЗ-6Л, ЮМЗ-6М производят следующие регулировки:
- свободного хода педали (зазор между упорной втулкой отводки и отжимными рычагами);
- хода педали до упора в защелку, обеспечивающего полное выключение главного сцепления;
- зазора между упорными болтами и передним нажимным диском, обеспечивающим выключение главного без выключения сцепления привода ВОМ.
Регулировку сцеплений ведут в такой последовательности.
Устанавливают свободный ход педали сцепления в пределах 30+5 мм изменением длины тяги. Для увеличения свободного хода тягу следует удлинить, а для уменьшения — укоротить.
Проверяют ход педали до упора в защелку, который должен быть 145±5 мм. При необходимости ход педали регулируют тягой привода блокировочного валика. Для увеличения хода педали тягу укорачивают, а для уменьшения — удлиняют.
Регулируют механизм сервоусилителя так, чтобы обеспечить минимальное усилие на педали при выключении сцепления и четкий возврат педали в исходное положение. Регулировку производят перемещением кронштейна сервоусилителя по овальным отверстиям. Пружины сервоусилителя поджимают упорным винтом, для чего его отвертывают на 3-8 мм.
Снимают крышку нижнего люка в корпусе сцепления и завертывают болты 24 до упора (см. рис. 2), а затем отворачивают каждый из них на 7/6 оборота (семь щелчков стопорного устройства).
Рис. 2. Сцепление тракторов ЮМЗ-6Л и ЮМЗ-6М:
а – устройство; б – механизм управления; 1 – картер сцепления; 2 – маховик; 3 – тяга; 4, 5 – пружины; 6 – вал; 7 – подшипник; 8 – игольчатый подшипник; 9 – упорная втулка отводки; 10 – ведомый диск; 11 и 13 – передний и задний нажимные диски; 12 – ведомый диск привода ВОМ; 14 – опорный диск; 15 – отжимной рычаг; 16 – корпус отводки; 17 – кронштейн отводки; 18 – трубчатый вал; 19 – ведомая шестерня привода ВОМ; 20 – вилка отводки; 21 – валик вилки; 22 – рычаг; 23 – ведущий палец нажимных дисков; 24 – упорный болт; 25 – пружина; 26 – упор; 27 – рычаг блокировочного валика; 28 – блокировочный валик; 29 и 32 – тяги; 30 – педаль; 31 – рычаг сервомеханизма; 33 – защелка; 34 – педаль защелки
При сильном износе ведомых дисков сцепления его регулировку проводят изменением положения отжимных рычагов с одновременным изменением длины основной тяги.
-
Регулировку выполняют в такой последовательности:
- снимают крышку нижнего люка сцепления;
- регулируют отжимные рычаги с помощью гаек так, чтобы обеспечить размер 73,5 мм между торцом ступицы ведомого диска ВОМ и кулачками отжимных рычагов;
- изменяют длину основной тяги и устанавливают зазор 3-4 мм между упорной втулкой отводки и отжимными рычагами. Разность зазоров для трех рычагов не должна превышать 0,3 мм. После окончательною установления зазора гайки отжимных рычагов зашплинтовывают;
- завертывают болты 24 до упора, а затем отпускают каждый из них на 7/6 оборота.
При работе нового или отремонтированного (с заменой дисков) сцепления происходит интенсивная приработка дисков и нарушается первоначальная регулировка. На период приработки (примерно 30 ч работы трактора) зазор между втулкой отводки и отжимными рычагами допускается 3+1 мм, а разность зазоров для трех отжимных рычагов не должна превышать 1,3 мм.
Сцепления тракторов ЮМЗ-6КЛ, ЮМЗ-6КМ и ЮМЗ-8070…ЮМЗ-8280 отличается между собой только конструкцией и расположением механизма управления. Регулируют сцепление после обкатки трактора и через каждые 500 моточасов работы. В сцеплении регулируют зазор между предохранительным кольцом 6 (см. рис. 3) отжимных рычагов 4 и упорной втулкой 7 выжимного подшипника, а также зазор между упорными болтами 8 и упорами 9 на нажимном диске 3 главного сцепления.
Рис. 3. Сцепление тракторов ЮМЗ-6КЛ, ЮМЗ-6КМ и ЮМ3-8070…ЮМ3-8280:
1 – масленка; 2 – ведомый диск; 3 – нажимной диск; 4 – отжимной рычаг; 5 – регулировочная гайка; 6 – предохранительное кольцо; 7 – упорная втулка; 8 – упорный болт; 9 – упор; 10 – валик механизма переключения BOM; 11 – вилка; 12, 13 – ведомые шестерни I и II ступеней ВОМ; 14 – поводок механизма переключения ВОМ
Рис. 4. Управление сцеплением тракторов ЮМЗ:
а – ЮМЗ-6КЛ, ЮМЗ-6КМ; 1 – гайка; 2, 6 – тяги; 3 – блокировочный валик; 4 – упор; 5, 7 – рычаги; 8 – болт; 9 – кронштейн; 10 – винт; 11 – гидроусилитель; 12, 13 – нагнетательный и сливной маслопроводы; 14 – палец; 15 – фиксатор; 16 – педаль; 17 – рукоятка; А – упор педали;
б – ЮМЗ-8070…ЮМЗ-8280; 1 – педаль; 2, 16 – тяги; 3 – фиксатор; 4 – рукоятка; 5, 12 – пружины; 6 – рычаг; 7 – гайка; 8 – качалка; 9 – кронштейн; 10 – регулировочный винт; 11 – кронштейн; 13 – гидроусилитель; 14 – рычаг отводки; 15, 18 – пальцы; 17 – вилка тяги; 19 – рычаг; А – упор; Б – слив масла в бак; В – паз в рычаге; Г – подвод масла от насоса, П – паз в держателе
Тракторы ЮМЗ-6КЛ, ЮМЗ-6КМ.
- Снять крышку нижнего люка в корпусе сцепления.
- Завернуть упорные болты 8 до соприкосновения их с упорами 9, а затем отвернуть каждый из них на семь щелчков стопорного устройства, что соответствует зазору 1,75 мм между упорными болтами и упорами 9.
- Отсоединить тягу 6 (см. рис. 4, а) привода механизма управления сцепления от рычага 7 отводки.
- Повернуть рычаг 7 вверх до упора выжимного подшипника в предохранительное кольцо отжимных рычагов, а затем отпустить его на 4,5 мм что соответствует зазору 3-4 мм между предохранительным кольцом и упорной втулкой выжимного подшипника.
- Отрегулировать, не изменяя положения рычага 7, длину тяги 6 до совпадения отверстии в тяге с отверстием в рычаге и соединить их.
После значительного износа дисков сцепления восстановление зазора между предохранительным кольцом отжимных рычагов и упорном втулкой выжимного подшипника изменением длины тяги 6 может оказаться невозможным. В этом случае нужно изменить положение отжимных рычагов, а затем укоротить тягу 6 и в указанном порядке (см. п. 4 и 5) отрегулировать зазор.
-
Для изменения положения отжимных рычагов необходимо выполнить следующее.
- Снять крышку нижнею люка в корпусе сцепления расшплинтовать гайки 5 (см. рис. 3) тяг отжимных рычагов.
- Отрегулировать вращением гаек 5 положение отжимных рычагов 4 так, чтобы предохранительное кольцо находилось на расстоянии 83+0,5 мм от плоскости фланца ступицы ведомою диска 2 ВОМ. Предохранительное кольцо после регулировки должно находится в плоскости, перпендикулярной оси вращения, т. е. в плоскости, параллельной упорной втулке 7 выжимного подшипника. Непараллельность не должна превышать 0,3 мм. Перед окончательной проверкой параллельности гайки 5 нужно зашплинтовать.
После замены дисков или другого ремонта сцепления положение отжимных рычагов 4 тоже должно быть отрегулировано гайками 5 так, чтобы расстояние между плоскостью фланца ступицы ведомого диска 2 ВОМ и плоскостью предохранительного кольца 6 было равно 83±0,05 мм.
Регулировка механизма управления сцепления.
-
В случае ремонта или замены деталей механизма управления сцепления отрегулировать его необходимо в такой последовательности.
- Отсоединить тягу 6 (см. рис. 4, а) от рычага 7 и освободить педаль, отвернув гайки 1.
- Убедиться, что кронштейн 9 через болт 8 упирается в стенку корпуса сцепления. При необходимости отрегулировать положение болта.
- Подвести рычаг 5 к упору 4 вращением винта 10.
- Отрегулировать зазор между упорной втулкой выжимного подшипника и предохранительным кольцом отжимных рычагов сцепления и соединить тягу 6 с рычагом 7.
- Отрегулировать механизм блокировки передач изменением длины тяги 2.
- Запустить двигатель и проверить работу привода. Обратите внимание, что после пуска двигателя рычаг 5 должен остаться на упоре 4. Если после начала работы двигателя рычаг отходит от упора, нужно ослабить затяжку гаек 1. Педаль при этом должна остаться прижатой к упору А.
Регулировка предохранительного клапана гидроусилителя механизма управления сцеплением.
-
В случае разборки-сборки или появления признаков нарушения в работе предохранительного клапана необходимо проверить давление и отрегулировать клапан в такой последовательности.
- Отсоединить (при остановленном двигателе) от гидроусилителя сливной маслопровод 13 и на его место установить манометр. Заглушить отсоединенный маслопровод, так как во время проверки клапана из него будет вытекать масло.
- Запустить двигатель, установить максимальную частоту вращения коленчатого вала и снять показания манометра.
- Отрегулировать при необходимости клапан на давление 3±0,5 МПа, при этом температура масла должна быть 50±5°С.
Регулировка механизма блокировки.
-
При затруднении переключения передач необходимо отрегулировать механизм блокировки в такой последовательности.
- Отсоединить тягу 2 от блокировочного валика 3.
- Провернуть блокировочный валик в положение, при котором передачи свободно переключаются и поставить одну из передач у полувключенное положение.
- Нажать на педаль 16 до упора её в фиксатор 15. При затруднении нажатия на педаль освободить ее, отвернув гайки 1.
- Провернуть блокировочный валик 3 по часовой стрелке до соприкосновения (на ощупь) его кромки с фиксатором в коробке передач.
- 0трегулировать длину тяги 2, сохранив указанное положение педали и блокировочного валика, и установить ее на место.
- Проверить регулировку тяги переключением передач при нажатой педали сцепления. Если переключение передач затруднено, укоротить тягу на 0,5-1 оборот вилки.
- Закрутить гайки 1 (если их отворачивали) и проверить правильность их затяжки. Гайки затянуты правильно, если педаль 16 прижата к упору А и после пуска двигателя рычаг 5 остается на упоре 4.
-
Регулируют сцепление и его привод в такой последовательности.
- Установить зазор между упорной втулкой выжимного подшипника и предохранительным кольцом отжимных рычагов, равным 4+0,5 мм. для чего необходимо:
расшплинтовать и вынуть палец 18 (рис. 4, б);
винтом 10 установить гидроусилитель 13 с рычагом 14 в верхнее крайнее положение;
отвернуть винт 10 на 3 оборота и законтрить, что соответствует зазору 4+0,5 мм между предохранительным кольцом отжимных рычагов и упорной втулкой выжимного подшипника, а следовательно, свободному-ходу педали сцепления, равному 30+10 мм, поршень гидроусилителя при этом должен находится в нижнем крайнем положении;
- Отрегулировать длину тяги 16 вилкой 17 до совмещения отверстий в тяге и рычаге 19.
- Вставить и зашплинтовать палец 18. При установке тяги 16 педаль 1 должна упираться в упор А, а поршень и золотник гидроусилителя должны находится в нижних крайних положениях.
- Проверить и при необходимости отрегулировать привод механизма блокировки переключения передач, для чего:
ослабить гайку 7;
посредством кронштейна 9 через качалку 8 совместить паз П в держателе и паз В в рычаге 6;
затянуть гайку 7;
убедиться, что педаль 1 упирается в упор А.
- Запустить двигатель и проверить работу привода. Отрегулированный механизм блокировки передач должен обеспечивать разблокировку валиков синхронизированной коробки передач при ходе педали до упора в фиксатор 3.
Остальные регулировки (зазор между упорными болтами и нажимным диском, регулировки сцепления при сильном износе ведомых дисков) аналогичны рассмотренным выше.
Основные показатели и регулировочные параметры сцеплений рассматриваемых тракторов приведены в табл.
[Тракторы «Беларус» семейств МТЗ и ЮМЗ. Устройство, работа, техническое обслуживание. Под ред. Я. Е. Белоконя. 2003 г.]
Материалы: http://texnika.megapetroleum.ru/to-i-regulirovki-scepleniya-traktorov-mtz-i-yumz/
3 ≫
-
Муфта сцепления трактора ЮМЗ предназначена для кратковременного разъединения коленчатого вала дизеля и ведущего вала коробки передач, что необходимо для безударного переключения передач, плавного трогания трактора с места и остановки его, а также для защиты трансмиссии от перегрузок при резких изменениях режима работы трактора. Кроме того, муфта сцепления предназначена для передачи вращения от коленчатого вала дизеля на привод ВОМ и разъединения их при включении и выключении ВОМ.
На тракторе ЮМЗ установлена двухдисковая двухпоточная сухая постоянно замкнутого типа фрикционная муфта сцепления. Муфта расположена в корпусе и состоит из ведущих деталей, соединенных с коленчатым валом дизеля, и ведомых, соединенных с валом коробки передач и приводом ВОМ, а также механизма выключения и его привода.
Устройство муфты сцепления
Корпус муфты сцепления перегородкой в середине разделен на два отсека: передний, в котором размещены муфта сцепления и механизм ее выключения, и задний, сообщающийся с корпусом коробки передач и заднего моста. В заднем отсеке расположены соединительная муфта и привод ВОМ. Ведущая часть муфты, состоящая из нажимных дисков и опорного диска, установлена на три ведущих пальца маховика дизеля и постоянно вращается вместе с маховиком. Опорный диск, кроме того, прикреплен к маховику шестью болтами. Ведомая часть муфты, состоящая из диска главной муфты и диска муфты привода ВОМ, установлена на шлицах валов. Вал связан с коробкой передач, а вал — с приводом ВОМ. Вал муфты привода ВОМ — полый, изготовлен как одно целое с ведущей шестерней редуктора ВОМ. Вал главной муфты расположен внутри вала на двух игольчатых подшипниках.
Схема сцепления трактора ЮМЗ: а — разрез по пальцу маховика; б — разрез по упорному болту; 1 — масленка; 2 — пружина; 3 — нажимная пружина. 4 и 22 — подшипники; 5 и 6 — нажимные диски; 7 — диск главной муфты; 8 — диск муфты привода ВОМ; 9 — маховик дизеля; 10 — отжимной рычаг; 11 — тяга; 12 и 24 — болты; 13 — опорный диск; 14 — гайка; 15 — упорная втулка; 16 — технологические отверстия; 17 — выжимной подшипник; 18 — упорный болт; 19 — ведущий палец; 20 — отводка; 21 и 32 — валы привода ВОМ; 23 — вал главной муфты; 25 — прижим; 26 — резиновый элемент; 27 — первичный вал коробки передач; 28 — кронштейн отводки; 29 — корпус муфты сцепления; 30 — упор; 31 — пробка; 33 — рычаг выключения; 34 — вилка; 35 — валик.
Спереди валы опираются на подшипник установленный в расточке маховика, а сзади — на подшипник, установленный на кронштейне отводки, закрепленном в перегородке корпуса муфты. Подшипник смазывается консистентной смазкой, закладываемой в него при сборке. В связи с непродолжительностью работы (только когда муфта сцепления юмз выключена) дополнительное смазывание его при техническом обслуживании не требуется. Подшипник и игольчатые подшипники смазываются трансмиссионным маслом, поступающим в задний отсек корпуса муфты из корпуса коробки передач и заднего моста. Для того чтобы масло из заднего отсека не попадало в передний, валы уплотнены манжетами.
Ведомые диски постоянно прижимаются к нажимным дискам и маховику нажимными пружинами расположенными между опорным и нажимным дисками. Кроме того, ведомый диск муфты привода ВОМ зажимается между нажимными дисками девятью пружинами. Пружина одним концом упирается в диск, а другим — в головку штифта, закрепленного в диске и свободного в отверстии диска.
При включенной муфте сцепления юмз-6 под действием усилия нажимных пружин ведомые диски прижимаются к поверхностям маховика и нажимных дисков, и силы трения передают крутящий момент на первичный вал коробки передач, а также на вал привода ВОМ. Выключение сцепления производится с помощью отводки с выжимным подшипником, перемещающейся по кронштейну и соединенной с педалью сцепления через вилку, закрепленную на валике выключения, рычаг и тягу.
Выжимной подшипник смазывается через масленку на корпусе отводки. При этом смазывается также поверхность кронштейна по которой перемещается отводка. Для доступа к масленке на корпусе муфты сцепления, с левой стороны выполнено отверстие, закрываемое пробкой. При нажатии на педаль сцепления юмз-6 отводка, перемещаясь по кронштейну через выжимной подшипник и упорную втулку нажимает на двуплечие отжимные рычаги, качающиеся на осях, установленных в кронштейнах на опорном диске. Отжимные рычаги через сухарики и гайки действуют на тяги, установленные шарнирно в нажимном диске. Под действием усилия, приложенного к педали, пружины сжимаются, и нажимной диск перемещается. Так как диск через пружины и штифты связан с диском, то вместе с ним перемещается и этот диск, а также ведомый диск муфты привода ВОМ. Ведомый диск главной муфты освобождается, и передача крутящего момента от коленчатого вала дизеля к трансмиссии прекращается. Главная муфта выключается. Передача крутящего момента на привод ВОМ продолжается, так как ведомый диск муфты привода ВОМ остается зажатым между нажимными дисками усилием пружин. При дальнейшем перемещении педали сцепления нажимной диск главной муфты упирается в болты, завернутые в опорный диск, и останавливается, а диск муфты привода ВОМ, продолжая двигаться, освобождает ведомый диск, и муфта привода ВОМ также выключается. Положение упорных болтов регулируется.
Управление муфтой сцепления ЮМЗ: 1 — педаль; 2 и 4 — тяги; 3 — блокировочный валик; 5 — рычаг; 6 — усилитель; 7 — упорный винт. 9 — кронштейн.
Зазор между упорными болтами и упорами на диске должен обеспечивать полное выключение главной муфты. Если этот зазор слишком мал, то главная муфта будет выключаться не полностью. При большом зазоре будет неполным выключение муфты привода ВОМ, так как не хватит хода педали муфты сцепления и диска для выключения этой муфты. Оптимальным является зазор 1,75 мм, что соответствует 1 1/6 оборота упорного болта или семи щелчкам стопорного устройства, установленного на болте. В процессе эксплуатации этот зазор увеличивается вследствие изнашивания дисков. Поэтому при техническом обслуживании его необходимо восстанавливать. Стопорное устройство, удерживающее болт от самовращения, представляет собой подпружиненную шайбу, которая своими усиками входит в пазы на болте, а выступами — в выемки гнезда на опорном диске. При вращении болта ключом выступы шайбы, вращающейся вместе с болтом, перемещаются из одной выемки гнезда в другую и издают характерный звук — щелчок.
В опорном диске имеются три технологических отверстия, а в нажимном диске против них — три резьбовых отверстия. Перед снятием муфты с маховика в эти отверстия необходимо завернуть технологические болты. Для этого можно использовать три болта крепления опорного диска к маховику. Это необходимо для того, чтобы при снятии муфты с маховика и установке на него пружины оставались в сжатом состоянии, что облегчает выполнение работ.
После того как муфта установлена и закреплена на маховике, технологические болты должны быть сняты. Для правильного взаимодействия деталей механизма выключения и обеспечения возможности восстановления регулировочных параметров его привода в период эксплуатации положение отжимных рычагов должно быть отрегулировано. Регулируется положение рычагов вращением гаек после установки муфты на маховик. Кулачки отжимных рычагов должны быть установлены в одной плоскости на расстоянии 73 мм от плоскости фланца ступицы ведомого диска муфты привода ВОМ.
В процессе эксплуатации фрикционные накладки ведомых дисков муфты сцепления изнашиваются. В результате этого кулачки отжимных рычагов приближаются к упорной втулке выжимного подшипника, что может привести к неполному включению и пробуксовыванию муфты. Чтобы этого не произошло, между кулачками отжимных рычагов и упорной втулкой должен быть зазор 3—4 мм, который необходимо восстанавливать при техническом обслуживании муфты сцепления.
Механизм выключения сцепления приводится в действие педалью через тягу и рычаг, закрепленный на валике выключения. В исходном положении педаль удерживается пружинами усилителя. При выключении сцепления точка упора усилителя переходит через нейтраль, и пружины начинают действовать в обратном направлении, помогая выключению сцепления и снижая усилие на педали. При включении сцепления педаль возвращается в исходное положение в первоначальный момент под действием пружин муфты сцепления, а затем, когда усилитель перейдет через нейтраль — под действием пружин усилителя. Предварительно сжатие пружин усилителя регулируется упорным винтом, а момент, когда усилитель переходит через нейтраль — изменением положения кронштейна.
Зазор между кулачками отжимных рычагов и упорной втулкой выжимного подшипника регулируется изменением длины тяги. Косвенно это зазор проверяется по свободному ходу педали муфты сцепления трактора юмз, который должен быть в пределах 30±5 мм. Привод включения муфты сцепления сблокирован с механизмом переключения передач, что позволяет переключать передачи только при выключенной главной муфте. Блокировочный валик коробки передач, который связан с тягой привода выключения муфты сцепления через тягу и рычаг, используется также для ограничения хода педали на выключение главной муфты.
Момент полного выключения главной муфты сцепления, при котором муфта привода ВОМ еще не выключена, фиксируется специальным фиксатором, в который упирается блокировочный валик, поворачивающийся при нажатии на педаль муфты сцепления.
Фиксатор тягой связан с рычагом. При нажатии на педаль муфты сцепления до упора в фиксатор выключается только главная муфта. Если предварительно освободить блокировочный валик, переместив фиксатор рычагом, а затем нажать до отказа на педаль муфты сцепления, то выключается муфта привода ВОМ; при этом также выключается главная муфта сцепления.
Ход педали до упора в фиксатор, обеспечивающий полное выключение главной муфты сцепления юмз, регулируется изменением длины блокировочной тяги.
Материалы: http://tractor-server.ru/sceplenie-traktora-yumz-ustrojstvo-i-sxema/