Генераторы - Лабораторная работа

1 ≫

Генераторы - Лабораторная работа

Факультет механический. Кафедра сельскохозяйственной техники.

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №2 по предмету «Тракторы и автомобили»

1. Общие сведения

2. Генераторы с подвижной обмоткой возбуждения.

3. Бесконтактные индукторные генераторы.

4. Генераторные установки с интегральными регуляторами напряжения.

5. Основные правила эксплуатации генераторных установок.

6. Основные неисправности генераторных установок.

Генератор на тракторе или автомобиле - это основной источник питания потребителей электрической энергии (кроме стартера), включая зарядку аккумуляторной батареи при работающем двигателе.

Основными требованиями к генераторным установкам есть:

- поддерживать постоянное по величине напряжение в сети при переменных скоростных и нагрузочных режимах работы генератора;

- надежно работать в широком диапазоне частоты вращения коленчатого вала;

- способность выдерживать перегрузку (до 50%);

- минимальная масса и стоимость при достаточно продолжительном сроке эксплуатации.

Генераторы, в которых магнитный поток в статорных обмотках изменяется по значению перемещением ферромагнитной массы ротора, называют индукторными.

Ныне тракторы и автомобили комплектуют индукторными генераторными установками переменного тока с электромагнитным возбуждением. При этом по конструкции они бывают: с подвижной и неподвижной обмоткой возбуждения, а соответственно, с контактными щетками и кольцами и бесконтактные; трехфазные и пятифазные; с соединением фазовых обмоток статора по схеме "звезда" или "треугольник" и т. п.

Генераторы постоянного тока применяют ныне довольно редко и лишь на устаревших марках машин. Замена таких генераторов на генераторы переменного тока состоялась благодаря более простому строению, надежности и долговечности последних. Кроме того, при одинаковой мощности они меньшие по размерам, развивают номинальное напряжение на меньших оборотах ротора, раньше отключают аккумуляторную батарею от потребителей и начинают ее зарядку.

Поскольку для зарядки аккумуляторной батареи нужно иметь постоянный ток, генераторы переменного тока оборудуют блоком выпрямителей.

Для поддержания заданной величины напряжения при разной частоте вращения ротора и нагрузке генератора используют регуляторы напряжения разной конструкции. На последних модификациях тракторов и автомобилей устанавливают генераторы переменного тока с вмонтированными непосредственно в его корпус выпрямителями и интегральными регуляторами напряжения.

Комплект генератора с блоком выпрямителей и регуляторами напряжения называют генераторной установкой переменного тока.

2.Генераторы с подвижной обмоткой возбуждения. Принципиальная схема генератора переменного тока с подвижной обмоткой возбуждения изображена на рис. 1. Трехфазное напряжение индуктируется в фазовых обмотках 1 статора 2 при пересечении их переменным магнитным полем, которое создается электромагнитом ротора 3.

Статор составляют из пластин электротехнической стали и в его пазы вкладывают 18 фазовых обмоток (генератор Г250 автомобилей типа ГАЗ и ЗИЛ), которые распределяют на три фазы и соединяют между собой по схеме "звезда". Один конец всех фаз соединяют между собой и выводят отдельным (нулевым) проводом на клеммную коробку генератора или изолируют в самом генераторе, второй конец провода каждой фазы присоединяют к блоку выпрямителей. Статор и фазовые обмотки закрепляют между передней и задней крышками, в подшипниках которых вращается ротор.

Рис. 1 - Схема генератора с подвижной обмоткой возбуждения: а - принципиальная схема; б - электрическая схема; в - ротор; 1 - обмотка катушек статора; 2 - статор; 3 - полюса ротора; 4 - обмотка возбуждения; 5 - щетки; 6 - контактные кольца

Автомобильные генераторы переменного тока в зависимости от мощности выпускают с 18, 36 и 72 катушками, которые образуют три фазы. Фазы на генераторах большей мощности можно соединять треугольником или двойной звездой, которая дает возможность уменьшить толщину провода и стоимость изготовления.

Ротор - это вал, на который напрессованы два магнитопроводы с клювоподными наконечниками и втулкой с обмоткой возбуждения, которые образую 12-полюсный магнит. Обмотка возбуждения 4 через клеммы Ш и М, контактные медно-графитовые щетки 5 и кольца 6 питается постоянным током от аккумуляторной батареи. Ротор приводится в движение от коленчатого вала через шкив клиноременной передачей. Для охлаждения генератора на вале ротора вместе со шкивом устанавливают крыльчатку вентилятора.

Если контакты выключателя зажигания замкнуты, ток от аккумуляторной батареи поступает в обмотку возбуждения ротора и намагничивает его. При этом соседние полюсные наконечники ротора намагничиваются разноименными полюсами. Во время вращения ротора мимо каждого выступления статора поочередно проходит северный и южный полюса электромагнита. Неподвижные фазовые обмотки пересекаются переменным магнитным потоком как по величине, так и по направлению, и в витках обмоток индуктируется переменная электродвижущая сила.

Переменный ток генератора превращается в постоянный выпрямителем, составленным по трехфазной двухполупериодной схемой на шести силициевых (кремниевых) диодах (вентилях) прямой и обратной полярности. В диодах прямой полярности корпус - это катод, а анодный провод выведен через изолятор в электросеть, в диодах обратной полярности - наоборот. Диоды прямой и обратной полярности не взаимозаменяемые. С целью предотвращения пробоя диодов вследствие их перегревания их запрессовывают в шины с интенсивным тепловыделением.

Электродвижущая сила, которая индуктируется в фазовых обмотках генератора переменного тока, прямо пропорциональна частоте вращения ротора и величине магнитного потока возбуждения, которое пересекает катушки статора. На холостом ходу двигателя при недостаточных оборотах для самовозбуждения генератора он возбуждается от аккумуляторной батареи. Тогда его напряжение равняется ЭДС внешнего источника возбуждения и представляет:

U = Е = Се Ф,

где Се - постоянный коэффициент для данного типа генератора;

- угловая частота вращения ротора;

Ф - магнитный поток возбуждения.

С увеличением электронагрузки напряжение генератора уменьшается на величину спада напряжения в статоре:

U = E – I Rст = Се Ф - I Rст.

Поскольку в процессе работы генератора обороты ротора зависят от частоты вращения коленчатого вала, поддерживать постоянное напряжение генератора на разных режимах его работы можно, изменяя магнитный поток в обмотке возбуждения (Ф) включением в сеть питания на короткий промежуток времени дополнительных резисторов, а также увеличивая частоту вращения или уменьшая нагрузку.

Характерным для таких генераторов есть самоограничение силы максимального тока, который идет потребителям, а потому нет потребности дополнительно устанавливать в нем его ограничитель, как это имело место раньше в генераторных установках постоянного тока. Самоограничение осуществляется благодаря специальному подбору обмоток статора, в которых в случае повышения частоты переменного тока пропорционально частоте вращения ротора увеличивается индуктивное сопротивление. Одновременно в катушках статора с увеличением нагрузки возрастает собственный магнитный поток, направленный против магнитного потока ротора, и тем самым уменьшает величину магнитного потока, который пересекает обмотки статора.

На рис.2 приведен график, который характеризует зависимость величины тока от частоты вращения ротора генератора Іr = f( ) при постоянном напряжении (U = const). Из скоростной характеристики, изображенной на графике, видно, что при начальной частоте вращения n0 генератор начинает вырабатывать номинальное напряжение без нагрузки (Іг = 0) при питании обмотки возбуждения от аккумуляторной батареи.

С постепенным увеличением частоты вращения и нагрузки, но при неизменном напряжении на клеммах генератора (14 или 28 В), сначала резко возрастает ток к расчетному (Iр), потом его рост замедляется и совсем прекращается вследствие самоограничения. При максимальной величине тока, который достигается при большой частоте вращения ротора, происходит его интенсивное охлаждение вмонтированным вентилятором.

При такой скоростной характеристике определяют технические данные конкретного генератора, среди которых:

- начальная частота вращения на холостом ходу, которая должна отвечать заданному напряжению без нагрузки, n0;

- максимальная сила тока самоограничения Іr max;

- номинальная мощность генератора (Рr = Іr max Un );

- частота вращения ротора n и ток Ірн (в контрольном режиме).

Так, генератор Г250 имеет максимальную мощность – Рmax = 250 Вт, максимальную силу тока Imax = 40 А, частоту вращения ротора без нагрузки при напряжении 12,5В n = 950 мин-1, частоту вращения ротора при нагрузке Imax и Uн не более чем 2100 мин-1.

Рис. 2 - Скоростная характеристика генератора переменного тока

Генераторы переменного тока с подвижной обмоткой возбуждения устанавливают преимущественно на автомобилях. Они различаются между собой мощностью, максимально допустимой силой тока самоограничения в обмотках статора, количественными и качественными характеристиками обмоток возбуждения и фазовых обмоток, размерами приводных шкивов, креплением генератора на двигатель и т. п..

3. Бесконтактные индукторные генераторы. Схему трехфазного бесконтактного генератора с неподвижной обмоткой возбуждения показано на рис. 3. Переменная ЭДС образуется в обмотках статора 8 при пересечении их витков шестилучевым ротором 5, который намагничивается обмоткой возбуждения 1. Лучи ротора вращаются вблизи обмотки возбуждения, которая установлена неподвижно на втулку 2, закрепленную в крышке 4 генератора, и питается от аккумуляторной батареи через клеммы Ш и М.

Во время вращения ротора магнитный поток изменяется от максимального (когда луч ротора находится напротив выступления статора) к минимальному (когда напротив выступления статора находится выемка ротора). Таким образом, максимальный магнитный поток одновременно достигается в трех катушках, размещенных под углом 120°, в трех других катушках магнитный поток спадает, в следующих трех — возрастает, т. е. в трех группах катушек в один и тот самый период времени индуктируется разная по величине электродвижущая сила.

Катушки одной фазы соединяют между собой последовательно, а фазы — по схеме "треугольник". На автомобилях, где устанавливают генераторы меньшей мощности, широко применяют соединения фаз звездой. На каждой фазе устанавливают полупроводниковые выпрямители (вентили), соединенные по трехфазной двухполупериодной схемой. Вентили на каждом плече выпрямительного моста работают поочередно. Для момента времени, эквивалентного синусоиде 90°, напряжение на фазе А положительное, а на фазах В и С — отрицательное, потому ток к потребителям проходит через вентиль VD1 положительной полярности и два вентиля VD5 и VD6 отрицательной полярности.

К сети потребителей генератора параллельно подключена аккумуляторная батарея, но вентили пропускают ток к ней лишь в случае, если фазное напряжение превышает напряжение батареи. Одновременно вентили выпрямителя защищают статорные обмотки от тока аккумуляторной батареи.

Рис. 3 - Схема бесконтактного индукторного генератора:

а - конструктивная схема; б - электрическая схема соединения генератора с блоком выпрямителей, реле-регулятором, аккумуляторной батареей и потребителями; 1 - обмотка возбуждения; 2 - втулка; 3 - вал ротора; 4 - передняя и задняя крышки генератора; 5 - ротор; 6 - статор; 7 - зубцы статора; 8 - обмотка катушек статора

Для примера можно рассмотреть конструкцию генератора Г304-Б1, который является унифицированным и применяется на многих тракторах. Это трехфазная бесконтактная индукторная электромашина с двусторонним электромагнитным возбуждением и вмонтированным выпрямительным блоком (рис. 4). Он состоит из статора 10, изготовленного из отдельных пластин электротехнической стали, изолированных одна от одной, и имеет девять равномерно размещенных выступлений. На каждый сердечник статора одета катушка. Катушки соединены между собой последовательно по три и образуют три фазы обмоток статора, которые, в свою очередь, соединены по схеме "треугольник". Концы фазовых обмоток присоединены к диодам выпрямителя, размещенного в специальном корпусе 9, прикрепленному к передней крышке генератора. Ротор генератора 4 - это шестилучевая звездочка, изготовленная из пакета электротехнической стали и напрессованная на вал 5. Обмотки возбуждения 2 установлены на стальные втулки в крышках 3, 6, и начало каждой катушки припаяно к втулке, а концы выведены на клемму Ш.

С внешней стороны к передней крышке прикреплен блок 9 с шестью вентилями - три прямой и три обратной полярности.

Рис. 4 - Генератор переменного тока с неподвижными обмотками возбуждения Г304-Б1:1 - подшипник; 2 - обмотка возбуждения; 3 - задняя крышка; 4 - ротор; 5 - вал ротора; 6 - передняя крышка; 7 -- вентилятор; 8 - шкив; 9 - корпус выпрямителя; 10 – статор

К задней крышке прикреплена колодка с выводными клеммами В, Ш и М для постоянного тока, а также панель с дополнительными выводными клеммами переменного тока с меткой "-", который применяют для питания отдельных потребителей, блокировочных реле и т. п.. В частности, из этих клемм ток подается в реле включения стартера, которое после пуска двигателя обеспечивает его блокирование, даже когда водитель будет держать выключатель в положении "Пуск".

Генераторы других марок по строению и принципу действия подобны Г304-Б1, однако, например, Г305 имеет большую мощность, более герметизирован, обмотки статора соединены звездой.

4. Генераторные установки с интегральными регуляторами напряжения. На современных тракторах и автомобилях широко применяют безщеточные индукторные генераторы с вмонтированными интегральными регуляторами напряжения (ИРН), что дает возможность упростить конструкцию генераторной установки, продолжить срок ее службы и повысить надежность.

В частности, такую генераторную установку 15.3701 (рис. 5) с номинальной мощностью 1000 Вт и напряжением14 В устанавливают на тракторах Т-130, К-701 и других машинах, где используют электропотребители значительной мощности.

Монтажная схема ИРН закрыта пластмассовой крышкой 3 и герметизирована масловодостойким компаундом. Такие генераторы могут работать в особенно трудных условиях и довольно долговечные. Разборке и ремонту ИРН не подлежат.

Зарубежные бесконтактные генераторы для автомобилей выполняют на базе клювоподобной конструкции роторов. Наиболее часто бесконтактную схему использует фирма "Delco-Remy". Отличие таких генераторов заключается в том, что одна полюсная клювоподобная половина посажена на вал, как у обычного щеточного генератора, а вторая - в срезанном виде приварена к клювам первой немагнитным материалом. Каркас обмотки возбуждения размещен на магнитопроводе, закрепленном на крышке генератора. Между магнитопроводом и полюсной системой есть воздушный зазор. Во время вращения ротора обе полюсные половины вращаются при неподвижной обмотке возбуждения.

Рис. 5 - Генераторная установка 15.3701:

1 - клемма постоянного тока; 2 - клемма Д для блокирования стартера; 3 - крышка (радиатор) интегрального регулятора напряжения; 4 - корпус интегрального регуля­тора напряжения; 5 - крышка выпрямителя; 6 - стяжной винт; 7 - крыльчатка; 8, 9 - соответственно задняя и передняя крышки; 10, 17 - катушка и обмотка возбуждения; 11 - крышка подшипника; 12, 21 - подшипники; 13 - вал ротора; 14 - гайка; 15 - шкив; 16 - втулка; 18 - ротор; 19 - статор; 20 - обмотка статора; 22 - переключатель посезонного регулирования напряжения

5. Основные правила эксплуатации генераторных установок

При установке аккумуляторной батареи на трактор или автомобиль нужно следить за правильным ее включении в сеть, поскольку в случае присоединения «+» батареи на «массу» произойдет короткое замыкание через блок выпрямителей.

Во время остановки двигателя происходит разрядка аккумуляторной батареи через обмотку возбуждения генератора, а поэтому в этом случае нужно выключать массу или «зажигание». Вместе с этим нельзя выключать «массу» при работающем двигателе, поскольку возможно резкое повышение напряжения и выход из строя полупроводниковых устройств.

В процессе эксплуатации генераторных установок возникает потребность в проверки и регулировке натяжения приводного ремня по его прогибом между шкивами. При усилии 40 Н он должен составлять 10-15 мм. Нужно следить за надежностью соединений в клеммах. В случае потери контакта корпуса генератора с «массой» или замыкание между собой клемм «+» и ПI выключается регулятор напряжения, значительно вырастает напряжение в сети, увеличивается зарядный ток, что приводит к выкипанию электролита в АКБ и перегорание электроламп.

Замыкание клемм «+» или В (ВЗ) на «массу» так же приводит или к короткому замыканию батареи и перегоранию предохранителя в сети зарядки, или при его отсутствии – к перегреванию проводов и выходу из строя показателя тока.

Перечисленные неисправности требуют во время обслуживания и заправки двигателя маслом следить за недопущением прямого попадания масла и воды на генераторную установку, особенно во время работы.

Каждый день после пуска двигателя следует проверять генераторную установку по показаниям тока или показаниями напряжения. Исправной считают генераторную установку, если при средней частоте вращения коленвала датчик тока регистрирует зарядный ток или контрольная лампочка гаснет. В процессе зарядки аккумулятора значение зарядного тока уменьшается до нуля.

Переключатель посезонного регулирования напряжения на генераторах 15.3701, 69.370 и 964.3701 дает возможность быстро сменить регулируемое напряжение в сети. Но включение его в положение «Зима» при постоянной внешней температуре более 0 0С приведет к систематической перезарядке аккумулятора, выкипанию электролита, уменьшению его уровня и оголению пластин аккумулятора.

В связи с распространением применения интегральных регуляторов напряжения возможна замена ими контактно-вибрационных и транзисторных реле-регуляторов, установленных на тракторах и автомобилях предыдущих выпусков. При этом заменяют лишь регуляторы напряжения или полностью генератор на установку с встроенным интегральным регулятором напряжения.

6. Основные неисправности генераторных установок

Основные неисправности генераторных установок приведены в таблице 1.

Способы проверки и устранения неисправностей

Нет зарядного тока

Обрыв или буксование приводного ремня.

Обрыв проводов в сети или нарушение контакта на клеммах генератора или других элементах электросистемы.

Стрелка амперметра колеблется при постоянно включенных потребителях тока. Нет контакта между щитками и кольцами генератора из-за их зависания в загрязненных или деформированных направляющих, загрязнения, замасливание или срабатывание щеток и контактных колец.

Обрив в сети обмотки возбуждения генератора или короткое замыкание на массу ее выводов.

Межвитковое замыкание или обрыв в одной из фаз обмотки статора, замыкание ее на «массу».

Замыкание обмотки статора на корпус.

Пробой или обрив диодов блока выпрямителей.

Выход из строя транзисторов или диодов безконтактного регулятора напряжения.

Заменить ремень или отрегулировать его натяжение в соответствии с заводскими требованиями.

Заменить амперметр на исправный.

Установить место нарушения контакта при помощи тестера и установить надежный контакт. Заменить поврежденные участки проводов.

В случае усложнения перемещения щеток или их зависания снять щеткодержатель и очистить его от пыли и грязи. Щеткодержатель с деформированными направляющими сменить. Проверить усилие пружин и высоту контактных колец. Если выработка значительная, щетки следует заменить, а контактные кольца проточить.

Проверить место пайки выводов обмотки возбуждения и по потребности припаять. В случае внутреннего обрыва катушки возбуждения заменить ее.

При помощи омметра проверить статорную обмотку на обрыв и межвитковое замыкание. Неисправный статор заменить новым.

Заменить неисправный статор.

При помощи тестера или контрольной лампы проверить исправность диодов и по потребности заменить дефектные.

Заменить неисправные транзисторы или диоды.

Нет зарядного тока

Неисправность вибрационного или контактно-транзисторного регулятора напряжения:

- регулируемое напряжение ниже, чем напряжение аккумуляторной батареи

- износ реле защиты из-за ослабления пружины

- отрегулировать напряжение натяжением пружины

- увеличить натяжение пружины

Повышенный зарядный ток в течении продолжительного времени

Нарушена регулировка регулятора напряжения.

Неисправность регулятора напряжения, которая не поддается устранению регулировкой.

Увеличенное сопротивление сети от вывода «+» генератора к выводу «+» выключателя зажигания и регулятора напряжения.

Проверить неисправность и по потребности зарядить АКБ.

Снизить регулируемое напряжение изменением натяжения пружины.

Очистить контакты в выключателе зажигания и устранить большие переходные сопротивления в разъемах и клеммах соединения.

Напряжение выше нормы и не поддается регулировке

Пробой выходного транзистора в бесконтактных или контактно-транзисторных регуляторах напряжения

Повышенный шум генератора

Недостаточное количество или отсутствие масла в подшипниках.

Разрушение сепаратора и заклинивание подшипника. Проворачивание внешней обоймы в крышке генератора.

Межвитковое замыкание или замыкание на «массу» обмотки статора (вой генератора).

Короткое замыкание в одном из диодов генератора.

Промыть подшипники, заложить новое масло. В случае значительных выработок беговых дорожек подшипники заменить.

Заменить подшипники или крышку генератора с подшипником.

Заменить выпрямляющий блок.

Таблица 2 – Техническая характеристика генераторных установок

Номинальное напряжение, В

Тракторные генераторные установки

Автомобильные генераторные установки

1. Назначение генератора.

2. Требования к генераторным установкам.

3. какой генератор называют индукторным?

4. Классификация генераторов по конструкции, фазам, соединению.

5. Для чего нужны регуляторы напряжения?

6. Что включает генераторная установка переменного тока?

7. Устройство генератора с подвижной обмоткой возбуждения.

8. Процесс индукции переменной электродвижущей силы в витках обмоток генератора с подвижной обмоткой возбуждения.

9. Как поддерживается постоянное напряжение генератора при изменении частоты вращения привода?

10. Перечислите технические данные генератора.

11. Чем различаются между собой генераторы переменного тока с подвижной обмоткой возбуждения?

12. Из чего состоит бесконтактный индукторный генератор?

13. Принцип работы бесконтактного индукторного генератора.

14. Перечислите основные правила эксплуатации генераторных установок.

15. Перечислите основные неисправности генераторных установок и способы их устранения.

1. Основные требования к генераторным установкам? Описать классификацию генераторов.

2. Описать конструкцию генератора с подвижной обмоткой возбуждения, принцип его работы. Перечислить технические данные генератора.

3. Описать конструкцию и принцип работы бесконтактного индукторного генератора.

4. Основные правила эксплуатации генераторных установок.

1. А. М. Гуревич и др. Конструкция тракторов и автомобилей. М.: Агропромиздат, 1989. – с. 295-305

2. В. А. Родичев. Тракторы и автомобили. М.: Колос, 1998. – с. 290-297

3. М. Ф. Бойко. Трактори та автомобілі. Єлектрообладнання. 2 частина. Київ. Вища освіта, 2001 – с. 31-38, с. 52-54, с. 59-62

Материалы: http://mehanik-ua.ru/laboratornye-raboty/73-laboratornye-rabtoty-traktory-i-avtomobili/1444-generatory-laboratornaya-rabota.html

2 ≫

для крестьянских фермерских хозяйств

Электрическая энергия на тракторах МТЗ и ЮМЗ используется для пуска двигателя, освещения, сигнализации, контроля работы отдельных систем, питания вспомогательного оборудования.

В качестве источников тока служат генераторные установки (основной источник) и аккумуляторные батареи (резервный источник). Источники тока и потребители соединены между собой параллельно. Соединение выполнено одним проводом, который является "плюсовым" (+), другим проводником являются металлические части трактора ("масса").

Аккумуляторная батарея. На тракторах используется свинцово-кислотные аккумуляторные батареи, состоящие из последовательно соединенных аккумуляторов с номинальным напряжением 2 В каждый, В настоящее время применяются батареи с номинальным напряжением 12 В различной емкости. Бак 1 (рис. 5.1) разделен перегородками на секции по количеству аккумуляторов в батарее. В каждой секции на опорных призматических ребрах 12 установлены блоки пластин, состоящие из полублока отрицательных 8 и полублока положительных 10 пластин. Пластины отлиты из сплава свинца и сурьмы в форме решетки. Ячейки решетки заполнены активной массой: у положительных пластин - из двуокиси свинца (коричневый цвет), у отрицательных - из чистого губчатого свинца (серый цвет).

Пластины одинаковой полярности приварены к бареткам 9, служащим также для отвода тока. Пластины полублоков разделены сепараторами 11, изготовленными из изоляционного и кислотоустойчивого материала. Секции бака заполнены электролитом (25-35% раствор химически чистой серной кислоты в дистиллированной воде).

В крышке 4 выполнены отверстия для вывода клемм (штырей) полублоков и для заливки электролита и контроля его уровня. Как правило, отверстие для заливки электролита закрывается пробкой с вентиляционным отверстием, через которое выходят газы, выделяющиеся при работе батареи. В некоторых крышках вентиляционные отверстия выполнены в виде штуцера 6. В этом случае пробка вентиляционного отверстия не имеется и при заливке электролита устанавливается на штуцер 6, что позволяет автоматически устанавливать требуемый уровень электролита, так как в залинвой горловине имеется направляющая вставка, опущенная на заданную глубину. Аккумулятор в батарею соединены перемычками 5.

От крайних, аккумуляторов батареи выведены клеммы, к которым подсоединяются потребители электроэнергия.

При разрядке аккумулятора активная масса положительных и отрицательных пластин, взаимодействуя с электролитом, превращается в сернокислый свинец. При этом уменьшается концентрация и плотность электролита, напряжение аккумулятора (изменение плотности электролита в процессе разрядки на 0,01 г/см 3 соответствует, приблизительно, снижению емкости аккумулятора на 6%).

При зарядке аккумулятора, когда он подключен к источнику постоянного тока, происходит обратная химическая реакция - сернокислый свинец положительных пластин постепенно преобразуется в двуокись свинца, сернокислый свинец отрицательных пластин - в чистый губчатый свинец (плотность электролита увеличивается).

Процессы зарядки и разрядки аккумулятора обратимы, поэтому его можно многократно заряжать и разряжать.

Генераторная установка - это комплект, состоящий из генератора переменного тока, выпрямителя и реле-регулятора или регулятора напряжения. Рассматриваемые тракторы оборудованы бесконтактными генераторами типа Г304, Г306, 13.3701, 46.3701 и 544.3701 со встроенными выпрямителями, рассчитанными на работу с контактно-транзисторным реле-регулятором РРЗ62-Б, бесконтактным реле-регулятором РРЗ62-Б1 или со встроенным интегральным регулятором напряжения типа Я112Б.

Генератор переменного тока Г304 устанавливался на тракторах ЮМЗ-6 и МТЗ- 80,МТЗ-82 до 1976 года. Генератор состоит из статора 1 (рис. 5.2), крышек 3 и 9 ротора 2 и выпрямителя с выводом 10. Статор собран из тонких листов электромеханической стали, изолированных одна от другой лаком, что уменьшает нагревание статора вихревыми токами. Он имеет девять полюсов с катушками обмотки. Каждая фаза обмотки состоит из трех катушек, концы которых соединены с выпрямителем. На задней крышке 9 находятся две колодки: одна с зажимами постоянного тока, обозначенная буквами "Ш" (шунт); "В" (выпрямитель), "М" (масса), другая - с зажимом "-" (переменный ток).

Ротор 2 набран из листов электротехнической стали в виде шестилучевой звезды и напрессован на вал, который вращается в двух шариковых подшипниках 6, передней 3 и задней 9 крышек. Катушка возбуждения 4 представляет собой втулки с обмотками из медной проволоки, напрессованными на вал. Начало каждой обмотки припаяно к втулке, а концы выведены к клемме "Ш".

Выпрямительный блок состоит из ребристого алюминиевого корпуса, закрепленного на передней крышке генератора. В корпусе находятся три полупроводниковых диода обратной полярности, которые соединены с "массой", а три диода прямой проводимости изолированы от нее. Выводы диодов прямой и обратной полярности попарно соединены в фазы и выведены на клеммы. Положительный полюс выпрямителя выведен из диодов прямой полярности на клемму "В" а отрицательный - на "массу".

Генераторы переменного тока Г306 и 13.3701. Генератор Г306 устанавливался на тракторах МТЗ-80 и МТЗ-82 начиная с 1976 г., а генератор 13.3701 - на тракторах ЮМЗ-6КМ и ЮМ3-6КЛ. Генератор переменного тока Г306 состоит из статора 5 (рис. 5.3) с катушками трехфазной обмотки, ротора, передней 9 и задней 3 крышек выпрямительного блока 11 и шкива 12 с крыльчаткой.

Ротор (индуктор) выполненный в виде шестилучевой звезды 6, установлен на валу 15 и вращается в подшипниках 14 и 18, которые в процессе работы не обслуживаются.

Передняя крышка 9 стальная с лапами для крепления генератора и натяжения приводного ремня. В ее цилиндрической части выполнено два дренажных отверстия (для слива конденсата и воды, которая может попасть в генератор). К торцам крышки болтами 10 прикреплены катушка возбуждения 7 и выпрямительный блок 11.

К задней крышке 3 прикреплена лапа крепления генератора и колодка 2.

Выпрямительный блок состоит из алюминиевого корпуса и теплоотвода, а также шести полупроводниковых диодов (вентилей). В корпус запрессовано три диода обратной полярности (маркированы черной краской) и в теплоотвод запрессовано три диода прямой полярности (маркированы красной краской). Изолированный от корпуса теплоотвод присоединен к выводной клемме монтажным проводом.

В шкиве 12 с крыльчаткой осевого вентилятора выполнено три резьбовых отверстия для облегчения его демонтажа.

Генераторы типов Г304 и Г306 имеющие в конце маркировки различные буквенные обозначения различаются между собой в основном шкивами, что позволяет использовать их на двигателях, характеризующихся различной частотой вращения коленчатого вала.

Генератор переменного тока 13.3701 изготовлен на базе генератора Г306 и не имеет особых отличий от него по конструкции, электрическим параметрам, габаритам и размерам. Для лучшего самовозбуждения втулка ротора изготовлена из стали 40 и закалена. В связи с применением интегрального регулятора Я112Б, конденсатора входного фильтра, дополнительного выпрямительного устройства и резистора подпитки, которые размещены в едином блоке (ВПВ13-3), несколько изменена конструкция задней крышки. Кроме того, оба конца обмотки возбуждения в этом генераторе изолированы от "массы".

Генератор переменного тока 46.3 701 устанавливается на тракторах ЮМЗ-6КМ, ЮМЗ-6КЛ, МТЗ-100 и МТЗ-102. Генератор выполнен со встроенным регулятором напряжения, представляет собой однополюсную индукторную трехфазную машину. Он имеет помимо основного дополнительный выпрямитель (вывод "Д") с помощью которого предотвращается разряд батареи на обмотку возбуждения генератора на стоянках, а также подсоединяется реле блокировки генератора. Самовозбуждение обеспечивается постоянными магнитами.

Ротор 7 (рис. 5.4) состоит из вала с расположенным на нем шестилучевым пакетом-звездочкой из листовой стали, втулкой - магнитопроводом 2, шкивом 12 и центробежным вентилятором 10. В специальном алюминиевом каркасе с шестью клювообразными выступами, размещены и залиты между зубцами пакетов ротора магниты.

Статор 8 представляет собой пакет с девятью зубцами, на которых расположены катушки (по три в фазе).

Передняя крышка 14 имеет крепежный фланец и натяжную лапу. В задней крышке 1 установлен выпрямительный блок с дополнительными диодами. Пластмассовая сетчатая крышка 3 защищает внутреннюю полость от попадания крупных посторонних предметов. В полости между крышками 1 и 3 расположен блок интегрального регулятора 5, а в крышках имеются окна для забора и выброса охлаждающегося воздуха.

Генератор переменного тока 544.3701 устанавливается на тракторах типа МТЗ-80 и МТЗ-82. Он представляет собой открытую бесконтактную трехфазную одноименно-полюсную индукторную электрическую машину с односторонним электромагнитным возбуждением и встроенным полупроводниковым выпрямителем.

Ротор генератора приводится во вращение ременной передачей от шкива коленчатого вала дизеля. Ротор представляет собой вал с напрессованной шестилучевой звездой, шихтованной из электротехнической стали. На выходной конец ротора насажен шкив с крыльчаткой для охлаждения блока выпрямителя и генератора.

Вал ротора вращается в двух шарикоподшипниках закрытой конструкции с постоянной смазкой. Шарикоподшипники установлены в крышках, имеющих окна для забора и выброса охлаждающего воздуха. На задней крышке генератора расположены выводные клеммы "+", "Ш" и "Д". Внутри передней крышки установлена обмотка возбуждения генератора. Начало обмотки возбуждения соединено с корпусом катушки, а конец выведен проводом на клемму "Ш".

Между передней и задней крышками расположен статор, шихтованный из листов электротехнической стали, имеющий девять зубьев с катушками трехфазной обмотки. Катушки в фазе соединены последовательно, а фазы соединены в треугольник. Концы фаз выведены к попарно соединенным диодам прямой и обратной полярности блока полупроводниковых вентилей (три диода с красной меткой выведены на клемму "+", три диода с черной меткой соединены с корпусом). Три дополнительных диода прямой полярности (красная метка) выведены на дополнительную клемму "Д", которая соединяется с реле блокировки стартера (только у тракторов с прямым стартерным пуском). Клеммы "+", "Ш" и массовый провод соединяются с одноименными клеммами реле-регулятора.

Принцип действия перечисленных генераторов подобен (за некоторым отличием, касающимся генераторов 13.3701, 46.3701 и 544.3701) и заключается в следующем. При включении аккумуляторной батареи в цепь обмотки возбуждения генератора поступает постоянный ток (во время работы двигателя обмотка питается от генератора через регулятор напряжения), где создается магнитное поле, намагничивающее зубцы ротора и статора.

При вращении ротора в сердечнике каждой катушки статора периодически изменяется от минимального до максимального значения магнитный поток, который индуктирует ЭДС, в результате чего в фазах статора возникает переменный электрический ток.

Для получения постоянного тока используется выпрямительный блок, состоящий из шести вентилей: плечо с вентилями прямой полярности соединено с выводной клеммой "В" (+), а с вентилями обратной полярности - с "массой" (-).

Упомянутые выше отличия в принципе действия генераторов 13.3701, 46.3701 и 544.3701 касаются дополнительного выпрямительного устройства на кремниевых вентилях для питания обмотки возбуждения генератора от его фазных обмоток, что применено с целью исключения разряда батареи на обмотку возбуждения генератора при включенной "массе" и неработающем двигателе. В остальном принцип действия генераторов аналогичен описанному выше.

Работа потребителей электрической энергии и нормальный режим зарядки аккумуляторной батареи обеспечивается нужным уровнем напряжения, что достигается реле-регуляторами РРЗ62-Б, РРЗ62-Б1 или интегральным регулятором напряжения. Я112Б.

Реле-регулятор РРЗ62-Б фактически является регулятором напряжения, т.к. функцию реле обратного тока выполняет выпрямитель, а самоограничение тока генератора обеспечено подбором количества витков обмотки (индуктивным сопротивлением статорной обмотки).

По выполняемым функциям реле-регулятор состоит из следующих устройств: регулирования напряжения; защиты транзистора от возможных коротких замыканий в цепи обмотки возбуждения; переключателя сезонной регулировки напряжения - ППР.

Устройство для регулирования напряжения (рис. 5.5) состоит из транзистора Т, электромагнитного реле РН, полупроводниковых диодов Д1 и Дг, сопротивлений Ry, Ra, Rт и Rб.

Устройство защиты транзистора от возможных коротких замыканий в цепи обмотки возбуждения содержит реле защиты РЗ и разделительный диод др.

Реле защиты имеет три обмотки - основную РЗо, вспомогательную РЗв, включенную "встречно" основной и удерживающую РЗу.

Переключатель сезонной регулировки ППР предназначен для изменения регулируемого напряжения в пределах 0,8-1,2 В и состоит из дополнительной обмотки, намотанной поверх основной обмотки регулятора напряжения, и контактного устройства.

Конец дополнительной обмотки через изоляционную колодку присоединен к контактному диску.

Переключение осуществляется контактным винтом 5 (рис. 5.6,б) с диском, вворачиванием его до упора (положение «З» - зима) или выворачиванием до упора (положение "Л" - лето). В первом случае соединение основной обмотки с корпусом происходит через дополнительную обмотку и напряжение повышается. У реле-регуляторов РРЗ62-Б более поздних выпусков переключателем ППР вместо дополнительной обмотки подключается дополнительный резистор.

Регулятор напряжения действует следующим образом. Когда частота вращения коленчатого вала двигателя (генератора) не велика, и напряжение генератора еще не достигло величины регулируемого значения, а электромагнитное усилие, создаваемое обмоткой регулятора РНо, недостаточно для преодоления усилия противодействующей пружины, то контакты РН разомкнуты. База "Б" транзистора через сопротивление Rб соединяется с "массой" (с "минусом") в этом случае транзистор и через обмотку возбуждения генератора будет идти ток возбуждения по цепи: клемма "В" - диод Д1- переход эмиттер-коллектор транзистора - основная обмотка РЗо реле защиты - клемма "Ш" - обмотка возбуждения генератора (ОВГ) - "масса". При достижении генератором напряжения соответствующего регулируемому, ток обмотки РНо возрастает до значения, при котором контакты РН замыкаются. База "Б" транзистора соединяется контактами РН с "плюсом", в этом случае транзистор "запирается" и ток в ОВГ будет проходить по цепи: клемма- диод Д1 - сопротивления Rу и Rд - основная обмотка РЗо реле защиты - клемма «Ш»- ОВГ - "масса".

Включение в цепь ОВГ сопротивлений Rу и Rд приведет к снижению тока возбуждения генератора. При этом напряжение генератора уменьшается, контакты РН размыкаются, транзистор "открывается" и описанный выше процесс повторяется.

Частота замыкания - размыкания контактов PH составляет 30-40 периодов в секунду.

В момент замыкания контактов РН происходит резкое уменьшение тока в цепи ОВГ, поэтому в ОВГ будет индуктироваться ЭДС самоиндукции. Для предохранения транзистора от опасных перенапряжений, вызываемых током самоиндукции, в схему реле-регулятора включен диод Дг, составляющий вместе с основной обмоткой РЗо контур гашения тока самоиндукции.

Реле защиты транзистора действует следующим образом. При замыкании в цепи обмотки возбуждения "на массу", ток, протекающий через основную (сериесную) обмотку РЗо, увеличивается. Кроме того, при коротком замыкании шунтируется вспомогательная обмотка РЗв, прохождение тока через нее прекращается, и так как она включена "встреч но" основной обмотке исчезает ее размагничивающее действие по отношению к магнитному потоку, создаваемому основной обмоткой. Это обстоятельство, наряду с повышением значения тока, проходящего через обмотку РЗо, вызывает скачкообразное увеличение электромагнитной силы реле, и контакты РЗ реле замыкаются. На базу транзистор подается через разделительный диод Др положительный потенциал, следовательно, транзистор «запирается», и ток короткого замыкания отключается. Контакты реле защиты будут замкнуты до тех ног (удерживаются в замкнутом состоянии обмоткой РЗу, получающей питание через замкнутые контакты реле защиты от клеммы «В»), пока не будет устранено короткое замыкание в цепи обмотки возбуждения или выключен выключатель "массы".

Реле-регулятор РРЗ62-Б1 бесконтактного типа работает совместно с генератором 544.3701, который устанавливается на тракторах МТЗ-80 и МТЗ-82. Реле-регулятор содержит быстродействующую электронную защиту от короткого замыкания, имеет защиту от "переполюсовки" питания и защиту при обрыве "массы". Выполнен без применения контактных устройств и поэтому обладает более стабильными характеристиками, чем РРЗ62-Б.

Технические характеристики аналогичны РРЗ62-Б.

В отличие от реле-регулятора РРЗ62-Б в бесконтактном реле-регуляторе может регулироваться только уровень напряжения, соответствующий сезону эксплуатации трактора, что осущёствляется с помощью переключателя сезонной регулировки (ППР).

Переключение осуществляют контактным винтом с диском, расположенным в верхней части реле-регулятора, вкручиванием винта до упора (положение "зима") или выкручиванием до упора (положение "лето").

С целью повышения надежности работы генераторных установок, упрощения конструкции и снижения стоимости, на рассматриваемых тракторах применены генераторные установки 13.3701 и 46.370 1, которые работают с интегральными регуляторами напряжения.

Генераторная установка 13.370 1 (рис. 5.7) с трехфазным генератором Г306 дополнительно оборудована:

- переключателем сезонной. регулировки (ПНР), с помощью которого можно устанавливать два уровня регулируемого напряжения (13,6±0,28 В для положения «Л» и выше на 0,8-1,2 В при положении «З»);

- дополнительным выпрямительным устройством на трех кремниевых вентилях для питания обмотки возбуждения генератора от его фазных обмоток (исключается разрядка батареи на обмотки возбуждения генератора при включенной "массе" и неработающем двигателе);

- резистором Rп для лучшего самовозбуждения генератора.

Эти устройства, а также регулятор Я112Б и конденсатор входного фильтра Сф (типа К50-ЗА) размещены в едином блоке БПВ13-3 на задней крышке генератора, закрытом стальной крышкой.

Интегральный регулятор напряжения типа Я112Б имеет четыре вывода с клеммами "Б", "Д", "Ш" и "С" и вывод "-", которым служит основание регулятора, а также ориентирующий выступ, использование которого исключает неправильную установку регулятора.

Клемму "Б" регулятора подсоединяют к выводу "+" генератора, «Д» - к выводу "Д" генератора, «Ш» - к обмотке возбуждения, а клемму "С" - к конденсатору Сф и резистору узла сезонной регулировки напряжения.

Генераторная установка включается в схему электрооборудования выводными клеммами (плюс силового выпрямительного устройства) и (плюс дополнительного выпрямителя), а корпус (минус генератора) соединяется с корпусом ("массой") трактора. К выводной клемме "Д" подсоединяется реле блокировки РБ1 стартера.

Стартер - это электрический двигатель с механизмом привода и включателем, используемым для пуска дизеля или пускового двигателя.

Электрический двигатель стартера представляет собой четырехполюсную электрическую машину постоянного тока с последовательной обмоткой возбуждения. Вал 1, якоря 4 (рис. 5.8) вращается в трех подшипниках скольжения, запрессованных в крышках 10, 18 и среднем опорном диске 12. К коллектору 7 при помощи пружины прижимают щетки 8, установленные в щеткодержателях на крышке 10.

На валу якоря установлен привод. Муфта привода 2 передает вращающий момент только в одном направлении: к коленвалу двигателя, обеспечивая автоматическое расцепление валов стартера в двигателя после пуска. Электромагнитное тяговое реле 13 предназначено для ввода шестерни привода в зацепление с венцом маховика двигателя и подключения стартера к аккумуляторной батарее.

При включении стартера тяговое реле через рычаг 16 перемещает привод по винтовым шлицам вала и вводит шестерню 17 в зацепление с венцом маховика, а после этого включает электрическую цепь питания стартера. После отключения тягового реле под действием возвратной пружины 15 шестерня привода 7 выйдет из зацепления с венцом маховика, главные контакты реле разомкнутся и стартер отключится.

Отличительными особенностями других типов стартеров, используемых на рассматриваемых тракторах (включая и стартеры для пусковых двигателей) есть габаритные размеры, масса, мощность и конструкция коллекторно-щеточного узла.

Дополнительные электромагнитные реле стартера. Для обеспечения своевременного автоматического отключения стартера после пуска двигателя (особенно при прямом запуске дизеля стартером) в для исключения возможности включения стартера при работающем двигателе в цепь стартера включены два дополнительных реле: промежуточное РС502 в блокировочное РБ1.

Реле РС502 представляет собой электромагнитное с нормально разомкнутыми контактами, а реле РБ1, на которое воздействует ток генератора электромагнитное реле с нормально замкнутыми контактами и выпрямительным мостом из четырех диодов марки Д226Д.

При включении стартера посредством установки выключателя ВК316-Б в положение запуска двигателя напряжение от аккумуляторной батареи через включатель подается на обмотку реле РС502, включенную на "массу" через контакты реле РБ1. Реле РС502 срабатывает, контакты его замыкаются, и через них подается питание на тяговое реле стартера. Стартер включается и вращает коленчатый вал двигателя. С увеличением частоты вращения коленвала двигателя увеличивается напряжение, подводимое от генератора к выпрямителю реле РБ1, и соответственно выпрямленное напряжение, приложенное к обмотке указанного реле.

При достижении генератором напряжения 9 – 10 В, что соответствует 650-750 мин -1 коленчатого вала двигателя, реле блокировки срабатывает, размыкая свои контакты при этом обесточивается реле РС502, контакты его под действием пружины размыкаются и отключают стартер. В течении всего времени работы двигателя на всем диапазоне его рабочих оборотов контакты реле блокировки разомкнуты, ввиду чего включить стартер при работающем двигателе невозможно.

С целью сокращения времени пуска двигателя при снижении температуры окружающего воздуха на двигателях типа Д-240 применяют электрофакельные подогреватели воздуха (см. п. 2.1.6). После запуска двигателя, одновременно с автоматическим отключением стартера, отключается катушка электромагнита, клапан закрывается, и подача топлива на спираль прекращается. Спираль отключается при переводе ключа в исходное выключенное положение.

Схемы подключения стартеров с учетом описанных выше дополнительных реле и подогревателя представлены на рис. 5.10 и 5.11.

Обмотку тягового реле стартера пусковых двигателей подключают к аккумуляторной батарее непосредственно выключателем 9 или через дополнительное реле РС502.

Для запуска дизелей рассматриваемых тракторов семейств ЮМЗ и МТЗ используются пусковые карбюраторные двигатели с автономной системой образования электрической искры на электродах свечи зажигания от магнето (см. п. 2.6.1). Безопасность запуска дизеля определяется наличием и исправностью блокирующих устройств.

Блокирующие устройства запуска дизеля. Для исключения возможности запуска дизеля при включенной передаче на рассматриваемых тракторах, оборудованных системой запуска, с помощью пускового двигателя устанавливаются специальные блокирующие устройства, отключающие магнето путем замыкания на массу первичной обмотки трансформатора магнето.

Блокирующее устройство трактора МТЗ-80Л состоит из рамки 2 (рис. 5.12), управляемой рычагом 1. валика рамки 3, электрического выключателя 4 типа ВК-403, установленного в крышке КП,

регулировочных прокладок 5 и электропроводки соединяющей выключатель с магнето.

Включатель ВК-403 нормально разомкнут и при установке рычага управления КП 1 в нейтральное положение рамка 2 и валик рамки 3 устанавливаются так, что шарик включателя 4 попадает в лунку, выполненную на валике. В этом случае воздействия на контакты выключателя 4 нет, и они останутся разомкнуты и запуск дизеля будет возможен. При всех других положениях рычага 1 контакты выключателя замыкаются, соединяя первичную обмотку магнето с "массой" и тем самым, препятствуют запуску двигателя. Аналогичные устройства устанавливают и на тракторах ЮМЗ.

Блокирующее устройство запуска дизеля имеющего прямой запуск стартером прерывает электрическую связь между реле РС502 и тяговым реле стартера при отклонении положения рычага управления КП от нейтрального (пример: тракторы МТЗ- 100 и МТЗ- 102).

Наличие и подключение остальных потребителей электрической энергии видно из схем электрооборудования (рис. 5.9, 5.13, 5.14).

Основные данные об электрическом оборудовании тракторов приведены в табл. 34.

Материалы: http://fermer.zol.ru/a/158fe/

3 ≫

Если в правой колонке нет ссылки "Стоимость" - такие детали мы не продаем и заказы на них не принимаем.

Если в правой колонке нет ссылки "Стоимость" - такие детали мы не продаем и заказы на них не принимаем.

с номерами и иллюстрациями

  • Легковые автомобили
    • ВАЗ
    • УАЗ
    • ГАЗ
    • АЗЛК
    • ИЖ
    • ЗАЗ
    • ЗИЛ
    • ЛуАЗ
    • РАФ
    • BYD
    • Chevrolet
    • Daewoo
    • Geely
    • Great Wall
    • Hyundai
    • Lifan
    • Tata
  • Грузовики и прицепы
    • Автокомпонент Плюс
    • БелАЗ
    • Брянский Арсенал
    • ГАЗ
    • ЕлАЗ
    • ЗИЛ
    • КАЗ
    • КамАЗ
    • КрАЗ
    • Мадара
    • МАЗ
    • МЗКТ
    • МоАЗ
    • НефАЗ
    • СЗАП
    • Тонар
    • УралАЗ
    • ЧМЗАП
    • BAW
    • DAF
    • DongFeng
    • FAW
    • Foton
    • HOWO
    • Hyundai
    • IVECO
    • JAC Motors
    • MAN
    • Shaanxi
    • Studebaker
    • Tata
    • ТАТРА
    • Volvo
  • Автобусы
    • АМАЗ
    • Богдан
    • ЗИЛ
    • КАВЗ
    • КамАЗ
    • ЛАЗ
    • ЛЗГМП
    • ЛиАЗ
    • НефАЗ
    • ПАЗ
    • Hyundai
    • Ikarus
    • Karosa
    • Neoplan
  • Трактора и комбайны
    • Бобруйскагромаш
    • БЭМЗ
    • ВгТЗ
    • Воронежсельмаш
    • ВТЗ
    • Гомсельмаш
    • ДКЗ
    • КЗК
    • Кировец-Ландтехник
    • Клевер
    • Красная Звезда
    • Лидсельмаш
    • ЛТЗ
    • Мозырский МЗ
    • МТЗ
    • НефАЗ
    • ПТЗ
    • Сибсельмаш
    • ТеКЗ
    • Техника-сервис
    • ТКЗ
    • ХЗТСШ
    • ХТЗ
    • ЮМЗ
    • Amity
    • CASE IH
    • Fortschritt
    • Foton
    • Lemken
    • MacDon
    • TIGARBO
  • Спецтехника
    • Автокран
    • Алтайлесмаш
    • Амкодор
    • АОМЗ
    • Атек
    • АТЗ
    • Балканкар Рекорд
    • Беловеж
    • Борекс
    • Брянский Арсенал
    • Булат
    • ВЭКС
    • ГАЗ
    • Геомаш
    • Гидромаш
    • Донекс
    • Дормаш
    • Дормашина
    • Дорэлектромаш
    • ДЭЗ
    • Ижнефтемаш
    • Канаш-электрокар
    • КЗКТ
    • ККЗ
    • КМЗ 1 Мая
    • КМЗ
    • Ковровец
    • Коммаш
    • Кранэкс
    • КЭЗ
    • ЛЗА
    • МАЗ
    • МЗИК
    • МЗКМ
    • Михневский РМЗ
    • МоАЗ
    • МТЗ
    • ОЗП
    • Онежец
    • ППС Детва
    • Промтрактор
    • ПТЗ
    • Раскат
    • ТВЭКС
    • УВЗ
    • Угличмаш
    • УЗТМ
    • ХТЗ
    • ЧЗКМ
    • ЧСДМ
    • ЧТЗ
    • ЭКСКО
    • ЭКСМАШ
    • ЮрМаш
    • Chenggong
    • Dimex
    • Doosan
    • Foton
    • Hidromek
    • Hitachi
    • Hyundai
    • JCB
    • LongGong
    • Mitsuber
    • New Holland
    • PENGPU
    • SDLG
    • Shantui
    • Shehwa HBXG
    • TEREX
    • WAY
    • XCMG
    • Xiamen
  • Двигатели, КПП, ТНВД
    • Алтайдизель
    • Барнаултрансмаш
    • ВТЗ
    • ГАЗ
    • ЗиД
    • ЗМЗ
    • КамАЗ
    • ММЗ
    • СМД
    • ТМЗ
    • УМЗ
    • ЧТЗ
    • ЮМЗ
    • ЯЗДА
    • ЯМЗ
    • BAW
    • Caterpillar
    • Cummins
    • Great Wall
    • HSW
    • IVECO
    • SDEC
    • Valmet
    • Weichai Power
    • Yuchai
  • Мотоциклы и снегоходы
    • Бренд "МИНСК"
    • ВПМЗ
    • ЗиД
    • ИЖМОТО
    • ИМЗ
    • Русская механика
    • УМПО
    • Сатурн
    • CF Moto
    • Java
    • Jianshe
    • Suzuki
    • Zongshen

Скачать прайс-листы

  • Спецпредложения
  • Запчасти КАМАЗ
  • Запчасти МАЗ, ЯМЗ
  • Запчасти ЗИЛ
  • Запчасти ЗМЗ, к а/м ГАЗ
    • Запчасти на легковые Волжанки
    • Запчасти для Газелистов
    • Запчасти на грузовые Газоны
    • Запчасти на гусеничку ГАЗ-71
  • Запчасти УАЗ, УМЗ
  • Запчасти КрАЗ, БелАЗ
  • Запчасти УРАЛ
  • Запчасти АВТОБУСЫ
    • Запчасти АМАЗ
    • Запчасти ИКАРУС
    • Запчасти КАВЗ
    • Запчасти ЛАЗ
    • Запчасти ЛИАЗ
    • Запчасти НЕФАЗ
    • Запчасти ПАЗ
    • Прочие автобусы
  • Тракторы, ком.техника, навесное оборудование
    • Тракторы и мотоблоки
    • Коммунальная техника
    • Навесное и прицепное оборудование
  • Запчасти для ТРАКТОРОВ и СПЕЦТЕХНИКИ
    • JCB - запчасти на спецтехнику
    • Автокран (КС-3577, КС-4517 и др.)
    • АМЗ (А-01, А-41, Д-440, Д-442, Д-447, Д-461, Д-467)
    • Амкодор (ТО-18, ТО-28, ТО-30 и др.)
    • АТЗ (Т-4А, ТТ-4М)
    • ВгТЗ (ДТ-75)
    • ВМТЗ (Д-120, Д-144, Д-130, Д-145Т)
    • ВТЗ (Т-25, Т30А-80, ВТЗ-2048)
    • ЛТЗ (Т-40, ЛТЗ-55, ЛТЗ-60)
    • МКСМ, UNC, DETVAN
    • МТЗ - запчасти для тракторов
    • ОТЗ (ТДТ-55)
    • ПТЗ (К-700/701/702/703/704)
    • ХТЗ (Т-150, МТ-ЛБ)
    • ЧТЗ (Т-130, Т-170, Б-10, Б-12, Б-170, Т-10М, ДЭТ-250)
    • ЮМЗ - запчасти для тракторов
    • Прочая спецтехника и тракторы
    • РВД - шланги и рукава высокого давления
  • Запчасти и двигатели ММЗ
    • Запчасти для двигателей ММЗ
    • Двигатели ММЗ: Д-242, Д-243, Д-245, Д-246, Д-260
  • Запчасти ВАЗ
    • Запчасти ОКА ВАЗ 1111
    • Запчасти ВАЗ классика 2101 - 2107
    • Запчасти ВАЗ передний привод
    • Запчасти ВАЗ Granta и Largus
    • Запчасти НИВА и полный привод
  • Запчасти Москвич, ИЖ
  • Запчасти для корейских грузовиков
    • Запчасти для Starex, H-1
    • Запчасти для Porter, H-100
    • Запчасти для HD65,72,78, County
    • Запчасти для HD120, AeroTown
    • Запчасти для HD160,170, . ,700,1000
    • Запчасти для автобусов HYUNDAI, KIA
  • Запчасти для корейских легковых автомобилей
  • Запчасти DAEWOO, CHEVROLET
  • Запчасти ИНОМАРКИ еще
    • Запчасти BMW
    • Запчасти DAF
    • Запчасти FIAT
    • Запчасти FORD
    • Запчасти HONDA, ACURA
    • Запчасти IVECO
    • Запчасти MAN
    • Запчасти MAZDA
    • Запчасти MERCEDES
    • Запчасти MITSUBISHI
    • Запчасти NISSAN, INFINITI
    • Запчасти OPEL
    • Запчасти PEUGEOT, CITROEN
    • Запчасти RENAULT
    • Запчасти SCANIA
    • Запчасти SHAANXI
    • Запчасти SSANGYONG
    • Запчасти SUZUKI
    • Запчасти TOYOTA, LEXUS
    • Запчасти VAG: VW, AUDI, SEAT, SKODA
    • Запчасти VOLVO
    • Прочие иномарки
  • Прицепы и полуприцепы
    • ПОЛУПРИЦЕПЫ иностранные
    • ПОЛУПРИЦЕПЫ отечественные
    • ПРИЦЕПЫ тракторные
    • ПРИЦЕПЫ легковые
    • Фаркопы и запчасти к легковым прицепам
  • Автозвук и навигация
    • Антенны
    • Видеорегистраторы
    • Видеотехника автомобильная
    • Карты памяти, флэшки
    • Колонки, сабвуферы, акустика
    • Комплектующие
    • Магнитолы
    • Модуляторы FM, плееры MP3
    • Навигация, системы парковки
    • Радар-детекторы, антирадары
    • Радиостанции и комплектующие к ним
    • Усилители звука
  • Автохимия, фильтры
    • Автокосметика, краски, средства по уходу
    • Автохимия, жидкости, присадки, тосол
    • Бытовая химия, газ
    • Масло
    • Смазки, жидкие ключи
    • Прочие средства и ГСМ
    • Фильтры и элементы
  • Аккумуляторы, АКБ
    • Аккумуляторы для мото (до 30 А/ч)
    • Аккумуляторы для легковых (до 125 А/ч)
    • Аккумуляторы для грузовых (от 125 А/ч)
  • Аксессуары и тюнинг
    • АвтоЛеди - товары для женщин
    • Алкотестеры
    • Аптечки, огнетушители, знаки аварийные
    • Багажники автомобильные
    • Газобаллонное оборудование
    • Зеркала автомобильные и элементы к ним
    • Ионизаторы воздуха
    • Коврики салона, багажника
    • Колеса рулевые, чехлы и ручки КПП
    • Компрессоры, насосы, шланги
    • Кресла, подушки, адаптеры ремней
    • Литература, каталоги
    • Органайзеры, крепление багажа
    • Сигнализации, блокираторы, сирены
    • Тюнинг внешний
    • Тюнинг внутренний
    • Холодильники автомобильные
    • Цепи противоскольжения
    • Чехлы сидений, подголовников
    • Щетки и ленты стеклоочистителей
  • Вело, мото, квадроциклы
    • Велосипеды
    • Квадроциклы, мотовездеходы
    • Мотоциклы, мопеды, скутеры
    • Самокаты и скейтборды
    • Аксессуары для вело, мото
    • Запчасти, инструмент для вело, мото
    • Костюмы и защита
    • Шины, камеры вело, мото
    • Шлемы и визоры
    • Электрика для вело, мото
  • Гайки, болты, крепеж
  • Двигатели, кабины, рамы
    • Блоки цилиндров
    • Двигатели
    • Кабины и кузова
    • Платформы и надстройки
    • Рамы и полурамы
  • Инструмент, ключи
    • Бензопилы, генераторы
    • Диагностика, измерения
    • Дрели, машинки, электроинструмент
    • Кисти, валики, распылители краски
    • Ключи, отвертки, инструмент
    • Компрессорное оборудование
    • Лопаты, топоры, домкраты, тросы
    • Мойки, пылесосы, щетки
    • Нагнетатели смазки, шприцы, воронки
    • Нагреватели, фены, тепловые пушки
    • Пневмоинструмент
    • Режущий и абразивный инструмент
    • Сварка, пайка, газовое оборудование
    • Сервисное оборудование
    • Строительно-отделочный инвентарь
    • Ящики для инструмента
  • Подшипники
  • Хозтовары, сувениры
    • Дача, отдых, туризм
    • Игрушки, подарки, сувениры
    • Оружие сувенирное и пневматика
    • Телефоны и зарядные устройства
    • Хозтовары и быт
    • Электротовары бытовые
  • Шины, диски, колпаки
    • Вентили, грузики, адаптеры
    • Гайки, болты колесные
    • Диски колесные
    • Камеры и ленты ободные
    • Колеса в сборе
    • Колпаки на колеса
    • Шины, покрышки
  • Электрика, приборы
    • Автолампы, переноски, стекла фар
    • Блоки управления, коммутаторы, контроллеры
    • Выключатели, переключатели, кнопки
    • Генераторы и детали к ним
    • Датчики, указатели, приборы
    • Катушки, зажигание, свечи
    • Крепеж, установка, защита
    • Ксенон
    • Обогрев, вентиляция, охлаждение, климат
    • Омыватели, стеклоочистители, ЭСП
    • Переходники, провода, клеммы, разъемы
    • Предохранители, блоки монтажные, диоды
    • Провода высоковольтные
    • Реле, регуляторы, резисторы
    • Сигналы, знаки , маяки
    • Стартеры и детали к ним
    • Фары, фонари, катафоты
  • Распродажа запчастей
    • Распродажа запчастей для Chevrolet
    • Распродажа запчастей для корейских автомобилей
Все запчасти от А до Я

(160 616 запчастей на 01.12.2017)

8-800-555-0877 звонок по РФ бесплатный 8 (495) 660-5164

Полное или частичное использование любых материалов или их копирование

Полное или частичное использование любых материалов или их копирование

мы предлагаем нашим клиентам следующие цены:

Опт 2. – при заказах от 170 000 до 400 000 руб.

Опт 3. – при заказах от 400 000 руб.

Опт 4. – VIP цена по индивидуальным контрактам.

Розница - Цена при розничной продаже и маленьких единичных покупках.

Вам видны цены в соответствии с Вашим уровнем доступа.

Материалы: http://www.autoopt.ru/auto/catalog/special/atz/atz-tt4/74/