Утепляем себя и мотоцикл - Журнал МОТО - МОТО-MAGAZINE - За Рулем

1 ≫

12 сентября 2012

Этим материалом мы открываем серию, посвященную различным доработкам штатных систем мотоцикла. Чем многие из нас и занимаются в свободное время. Кто в собственном гараже, кто в мастерских друзей. Мы полируем облицовки, прикручиваем дуги и слайдеры, устанавливаем ксеноны и диоды. А начать в пику зиме мы решили с разговора о том, как сделать езду на мотоцикле в холодную погоду комфортнее и приятнее.

Журнал "МОТО" - февраль 2012

Владимир Чайковский, фото Евгения Бобрикова и автора

Исправный человеческий организм всегда пытается поддерживать комфортную температуру. Но если ветер активно охлаждает кожу, то и при ноле градусов можно замерзнуть столь же быстро, как и в лютую стужу. Поэтому бороться за тем пературный комфорт важно одновременно в двух направлениях: защищаясь от ветра и подогревая себя снаружи. Для защиты рук от ветра отлично подходят пластиковые кожухи, устанавливаемые на руль – такие как на многих эндуро. Однако необходимо учитывать стиль мотоцикла. На эндуро или стрите подобные детали будут смотреться гармонично, достаточно подобрать подходящий цвет и крепления (армированные алюминиевой полосой, кроме того, отлично противостоят падениям и практически не трескаются даже на морозе).

Штатная туринговая защита BMW

Но на чопперы и круизеры пластмассу ставить нельзя, поэтому придется поискать что-то более подходящее, например, прозрачные лопушки из поликарбоната на хромированных креплениях. В Европе и США популярны теплые чехлы на руль (Muff s). Вещь достойная, но у нас не прижившаяся. Там «муфты» вместе с «передником» (как и шлемы) спокойно оставляют на мотоцикле. У нас им, скорее всего, быстро приделают ноги. Тем не менее, если планируете путешествовать по зимней Европе, они вам обязательно пригодятся. Конечно, свой вклад в защиту от ветра вносит и лопух ветрового стекла – чем он больше, тем лучше (конечно, в пределах разумной парусности).

Такие теплые муфты на руле очень популярны в Европе. А скутеристы часто в дополнение к ним используют непромокаемый и не продуваемый фартук.

Такие прозрачные лопушки неплохо смотрятся на чоппере

Но как бы мы ни защищались от ветра, рано или поздно холод возьмет свое. Предотвратить промерзание рук (или хотя бы оттянуть этот момент) поможет подогрев рукояток руля. Вместе с защитой и качественными перчатками подогрев дает потрясающий эффект. Можно спокойно передвигаться при нулевых (и даже ниже) температурах, не боясь обморозить пальцы. Хотя холодный алюминий рычагов, конечно, чувствуется и через слой утеплителя. При желании рычаг можно сделать теплым, облачив его в термоусадочный кембрик. Изолентой обматывать металл не стоит: во-первых, она быстро протрется, а во-вторых, палец перестанет скользить и дозировать усилие будет сложнее. Подогревы рукояток выпускают разные компании, и разброс цен на них велик. К тому же кто-то самостоятельно изготавливает подогрев для своих мотоциклов. Какой вариант ваш? Давайте разберемся. Самостоятельно изготовить спираль подогрева достаточно просто из нихромовой проволоки, реле, реостата и прочих подручных средств (изолента, алюминиевый скотч, термоусадочный кембрик). На места установки ручек наматываем термоизолятор, а поверх несколько витков нихрома (некоторые прокладывают между витками термостойкую нить, чтобы они даже случайно не соприкасались). Подключаем концы проволоки через реле и предохранитель к аккумулятору, управление подсоединяем через тумблер или реостат к замку зажигания. Основная проблема здесь не в том, как правильно подключить нагревательный элемент, а как потом надеть на него ручки. Чаще всего приходится заменять родные резинки на более мягкие. Проще владельцам чопперов, которые могут сшить их из кожи. Еще одна сложность – обеспечение свободного вращения ручки газа.

Установочный комплект ручек с подогревом

Комплект элементов обогрева. Их можно использовать для ручек (особенно неподвижных, как на снегоходах или ATV) или вшить в спинку сиденья (где почти нет деформаций).

Провод, обеспечивающий подогрев, должен быть достаточно гибким и иметь надежный контакт с проволокой. Менее творческий, но тоже очень доступный вариант – покупка универсальных вкладышей. Такие листочки стоят не более 800 руб. за пару. Они абсолютно плоские, и родные ручки на них заходят удовлетворительно. Однако может встретиться та же проблема, что и с первым вариантом. На снегоходах и четырехколесниках ручка газа не вращается, поэтому зачастую на вкладышах не предусмотрен гибкий провод, необходимый для свободного вращения «газа». Самый распространенный, хоть и самый дорогой способ получить подогрев руля – приобрести готовый набор рукояток (заметим, на современных мотоциклах он зачастую входит в состав штатного оборудования, а при продаже на вторичном рынке на цену практически не влияет – так что можно просто найти свою комплектацию). Простота установки и внешняя эстетика, пожалуй, окупят вложенные средства. Но важно подыскать нужный набор. Ведь диаметры мотоциклетных рулей отличаются – 22 мм на большинстве дорожников, в то время как на чопперах чаще устанавливают руль толщиной 25 мм. В отличие от подогрева руля печкой под обивкой сиденья могут похвастаться редкие мотоциклы.

Комплект обогрева мотоциклетного седла

Поэтому те, кто зимой не ездит в стойке, задумываются и о подогреве пятой точки. Тут требования к прочности нагревательного элемента выше, а готовых предложений меньше. При подборе нагревательного элемента стоит ориентироваться и на его мощность: не менее 30 Вт и – без регулятора – не более 60 Вт. Хорошо зарекомендовали себя недорогие автомобильные коврики (например, «Емеля»), но седло, разумеется, приходится отдавать в перетяжку. Наконец, самый, пожалуй, действенный, но дорогой способ – использовать одежду с электроподогревом. Ее выпускают различные фирмы (например, Gerbing, Tourmaster) и во множестве вариантов. Есть системы, включающие полный комплект обогреваемой экипировки: куртка, штаны, сапоги, перчатки и даже жилетки и носки! Теплоотдача каждого элемента современного экипа регулируется отдельно, а соединены они между собой лишь одним разъемом. Большинство комплектов питается от 12 В, но есть и с автономным питанием – от встроенной батарейки (правда, как правило, это лишь одна вещь – куртка, брюки или жилетка). Словом, простор для зимнего тюнинга огромный. Главное – не забывать, что электрическую нагрузку на генератор нельзя увеличивать до бесконечности. А о том, как повысить энерговооруженность электроустановки мотоцикла, мы поговорим в одном из следующих номеров.

1. Тотальная распродажа мухобоек

2. Умная «мухобойка» Samsung

3. Тепло, светло и мухи не кусают

4. Снежный трайк

5. Санный инвентарь

6. От двенадцати и ниже: дополнительные розетки и пониженные напряжения

7. На мотоцикле зимой – что может быть лучше?

Оставить комментарий

Для добавления комментария требуется зарегистрироваться или авторизоваться на сайте .

Материалы: http://moto-magazine.ru/service/workshop/uteplyaem-sebya-i-mototsikl/

2 ≫

Докладываю результаты проделанной работы

6-го января, измученный рождественскими каникулами, выписал из Китая мотоперчатки за $ 30 и рукоятки с подогревом за $ 23.

Перчатки пришли через три недели, рукоятки шли чуть более месяца. Перчатки сшиты из многочисленных лоскутков козьей и коровьей кожи, по размеру подошли как раз (выписывал L – large). Поскольку это вообще первые мотоперчатки, которые я держу в руках , сравнивать не с чем. Пришли – и на том спасибо.

Более подробно остановлюсь на рукоятках и их установке.

Первое впечатление, когда распаковал бандероль – удивительно! НЕ ВОНЯЮТ ГОРЕЛОЙ ПЛАСТМАССОЙ! Кроме того, наощупь они более жёсткие, чем родные хондовские (хртелось бы помягче) , и на 5 мм больше в диаметре. Рукой

эти дополнительные 5мм чувствуются очень здорово (как все 15), и мне это нравится (на левой руке средний палец покалечен, до конца не сгибается).

Не понравилось, что нет абсолютно никакой инструкции по установке и схемы соединения. Но, разложив всё на столе, разобрался без инструкции. Собираются, как конструктор Лего. Каждая пластмассовая деталька находит своё место.

В комплекте идут 2 вида торцевых декоративных накладок, пробовал ставить обе (как на фото),

в результате выбрал

ту, которая сделана под спортбайковский слайдер. Она сделана из более толстого пластика. Что ещё важнее, крепится распоркой внутри трубки руля и дополнительно фиксирует рукоятку. Кроме этого слайдера, рукоятка крепится только одним винтом М5. Если винт ослабнет, рукоятка запросто может соскользнуть и остаться в руке вместе с проводами, когда будете поднимать мотоцикл из лежачего положения. И здесь слайдер спасёт ситуацию.

Кроме того, этот псевдослайдер даёт 3-4 сантиметра дополнительного жизненного пространства ручкам тормоза и

сцепления, если будете ронять мотоцикл в статике. Ну и внешний габарит по рулю увеличивается сантиметров на 7-8, кому-то это может не понравиться (у меня, например,весной будут проблемы с вытаскиванием мотоцикла из подвала через узкую дверь).

Альтернативная накладка-колпачок в чопперном стиле крепится через переходник к самой рукоятке и никакой дополнительной фиксации не даёт. В общем, себе поставил слайдеры. Не слишком эстетично, но практично.

Сначала начал ругать китайцев за то, что слайдеры не лезут внутрь трубки руля. Присмотревшись, понял, что сам дурак: всё продумано, на слайдерах выполнено по 6 распорок, из них 3 рассчитаны на руль из более толстого металла (как у нас), а ещё 3 рассчитаны на китайский тонкий руль, как у соседа на мопеде (наружный диаметр такой же, а внутренний больше хондовского за счёт более тонкого металла). Нужно сапожным ножом срезать 3 более высокие распорки, а 3 оставшиеся прекрасно дружат изнутри с Хондовским рулём. На фото - исходный вид слайдеров и со срезанными распорками:

монтажа рукояток осталось 3 родные хондовские детали, как на снимке:

Кстати, резинку с трубки можно было и не стаскивать, это я начал разбирать в ожидании посылки. Думал, может быть придётся снимать.

И ещё остаются 4 детали из китайского комплекта (те самые невостребованные торцевые колпачки с переходниками)

Что больше всего понравилось – рукоятка газа прекрасно «подружилась» с родными Хондовскими тросами. Всё подошло на свои места. Торец рукоятки газа, куда входят провода, неподвижен, слайдер тоже. Вращается только сама рукоятка. ПОЧТИ ничего не пришлось колхозить.

А именно: после монтажа остался лёгкий осадок в виде люфта рукояти газа по наружной стороне. Пластиковая втулка, которая отвечает за это дело, выполнена с запасом в добрый миллиметр. Видимо, чтобы не мешала свободному вращению рукояти газа. Временно решил проблему, согнув трубку из тонкого листового алюминия и засунув её в зазор. А вообще, думаю на досуге отнести токарю в качестве образца один слайдер и эскиз втулки. Втулку нужного размера

(чтобы не было люфта) выполнить из бронзы, а слайдеры из алюминия. И фиксацию слайдеров внутри трубки руля

сделать не резиновыми распорками, а клином с гайкой ( как мотоцикле М-72 фиксировались обратные ручки тормоза и сцепления).

Общий порядок монтажа такой:

Стаскиваем с руля левую резинку, устанавливаем на её место левую рукоятку из набора, крепим её винтом с внутренним шестигранником (шестигранный ключ идёт в наборе). Я рукоятку повернул максимально по часовой стрелке (чтобы только не мешала рычагу сцепления), чтобы большой палец при переключении поворотов не задевал клавишу

подогрева. Забиваем снаружи распорную втулку между рукояткой и рулём. Срезаем лишние (высокие) распорки на слайдере и ставим слайдер. Левая рукоятка готова.

Выворачиваем (крестовой отвёрткой или головкой на 8 ) два винта механизма тросов на правой рукоятке, открываем механизм, освобождаем головки тросов, снимаем рукоятку (резинку на пластиковой втулке). Устанавливаем в механизм соответствующую деталь из комплекта и собираем механизм на место, как было. При сборке механизма проявляем максимум аккуратности, чтобы не пережать обратный трос газа (мне таки пришлось его отстёгивать со стороны карбюраторов, иначе не смог собрать). Сразу можно установить колечко-муфту, которое будет соединять рукоятку газа с механизмом тросов. Одеваем на место правую рукоятку, фиксируем винтом с шестигранником. Обращаем внимание, чтобы рукоятка свободно возвращалась в ноль. Забиваем на место правую распорную пластиковую втулку (она отличается от левой тем, что на левой есть шлицы изнутри и снаружи, а на правой только изнутри, по наружной гладкой части скользит рукоятка газа). Устанавливаем слайдер, как и в предыдущем случае. Обращаем внимание, чтобы он не прижал вращающуюся рукоятку (оставляем небольшой зазор). Правая рукоятка готова. Если не устраивает люфт – ищем альтернативу правой распорной втулке.

Осталось подключить рукоятки к бортовой сети мотоцикла. Выключатель имеет 3 положения: высокая мощность, выключено и низкая мощность (порадовала надпись «LOH», видимо, в переводе с китайского на азербайджанский должно означать Low, Otklucheno и High)

Сопротивление цепи 6 ом в режиме высокой мощности и 8 ом в режиме низкой мощности, что даёт мощность нагрева 33 ватта и 25 ватт при работающем двигателе (исходя из 14 вольт в бортовой сети). Думаю, этого достаточно, чтобы согреть руки весной/осенью и при этом не расплавить сами рукоятки.

Провода менять не стал, провода и разъёмы выполнены аккуратно, и 2,5 ампера точно выдержат.

Жгут рукояток проложил вдоль родного хондовского жгута, закрепил дополнительно 4-мя капроновыми стяжками

(по 2 с каждой стороны). Подключил прямо к панели предохранителей вместе с USB-переходником (который у меня предназначен для питания навигатора и подзарядки сотового телефона). Подключил после предохранителя 10А,

который защищает цепь вентилятора печки. Никаких дополнительных реле ставить не стал, всё равно цепь вентилятора силовая, не вижу смысла ставить реле из-за дополнительных 2.5А.

Жгуты левой и правой рукоятки соединяются между собой мамой-папой (красный и жёлтый провода), а на оставшиеся чёрный и красный нужно подать соответственно минус и плюс. Чтобы запитать плюс, подпаялся прямо в блок предохранителей, просверлив в нём снизу дырку 2.5 мм чтобы просунуть провод. Минус взял с массы мотоцикла, зажал провод под болт, который крепит тот же самый блок предохранителей. Подпаивался ещё раньше, когда ставил навигатор, заново вскрывать не стал, просто кружочком на фото показываю, на какую ногу подпаялся.

Включил, рукоятки нагреваются, индикатор светится, всё гуд, но меня, как инженера-электронщика, гложет любопытство: КАК китайцы добились двух режимов работы, если на правую рукоятку идёт всего ДВА провода? Я понимаю, было бы ТРИ провода, можно было бы предположить наличие двух обмоток с разным сопротивлением.

В общем, спустился опять в подвал, сдёрнул левую рукоятку и вскрыл её. И поразился гению китайской инженерной мысли. Чтобы получить режим низкой мощности, они включают в цепь дополнительное балластное сопротивление

(тот же самый кусок нихромовой проволоки), который заботливо уложен… в жгуте левой рукоятки, вместе с остальными проводами!

Т.е. в режиме High греются только рукоятки, а в режиме Low – рукоятки и левый жгут проводов! Нетрудно посчитать, что на эти дополнительные 2 ома приходится 25% мощности при работе в режиме Low, или 6 ватт . Правда, нихром спрятан в термостойкую трубку, но укладывать нагревающийся нихром в жгут с виниловыми проводами- это по крайне мере неэтично. Через 5 минут после включения в режиме Low жгут становится заметно тёплым. Мой вывод – безопасно использовать этот девайс можно только в режиме High. А может быть, я неправ, и китайские физики-ядерщики внимательно просчитали потоки тепла через виниловую изоляцию и максимальные температуры проводов? Ведь в подвале у меня тепло (+25), а использоваться подогрев будет только при низких температурах.

Как ни странно, приобретением я остался доволен (за свою цену, подчеркну). Скорее всего, для душевного спокойствия отключу режим Low.

А ручки то как у меня . Греют хорошо, за 3 месяца не сдохли, что учитывая цену уже замечательно.

Зря не стал ставить разгрузочное реле. Я бы ваще всю бортсеть переделал, чтобы исключить этот угробищный главный предохранитель в корпусе реле стартера. Эти 2,5А могут стать последней "соломинкой, которая переломит горб верблюда". Ну и замку зажигания, на который вешается ещё 2,5А это тоже здоровья не добавляет. А контакты там тоже так себе по мощности.

Димыч, согласен. По-хорошему, нужно бы поставить реле зажигания, чтобы замок управлял только обмоткой этого реле. Может, когда-нибудь и заморочусь.

А ручки то как у меня

jahan, каким режимом в основном пользуешься?

Я именно так и сделал, у меня все силовые потребители запитаны от одного дополнительного реле на 30А. Кстати размером это реле всего 12мм/ 10мм/6мм и его можно даже в жгут проводки вматать.

чтобы замок управлял только обмоткой этого реле.

вопрос не только и не столько в замке, а сколько в главном предохранителе, установленном в корпусе реле стартера. Уже сколько их расплавленных через мои руки прошло! Это людям везло и я это обнаруживал когда они с текущими нуждами ко мне приезжали. А иных и с МКАДа/ТТК выдёргивал померших, колхозя этот узел "на коленке" из того, что в кофре валяется, да на обочине нашлось.

Сам так попался. Хорошо почти у дома, да под фонарём уличным, да какой-то электрохлам в закромах постоянно болтается, да познания в электрике. неплохие. А вот так в дальняке на трассе встрять? И узел-то вшивотень-вшивотенью, но из-за него умирает ВСЁ. Хуже только смерть мозгов. Но и это можно уследить, имея вольтметр на приборке. А оплавление предохранителя, только по факту смерти.

На каком сайтике покупал?

Juric, покупал на Алиэкспресс, т.е. настоящий (не поддельный) Китай!

Я именно так и сделал, у меня все силовые потребители запитаны от

одного дополнительного реле на 30А. Кстати размером это реле всего 12мм/

10мм/6мм и его можно даже в жгут проводки вматать.

Jahan, это что за реле? судя по размерам, не ВАЗовсое?

Я всё запитываю напрямую к АКБ чер предохранитель,мимо основной цепи мота.

Минус-забыл выключить,АКБ сдох. зато не парюсь по поводу всяких глюков.

Если это делать через разгрузочное реле, управляемое с замка зажигания, то этот минус (огромный минус) исчезает. Так, кстати, запитывается почти вся бортсеть на авто, кроме габаритов ну и ещё некоторой мелочевки, типа подсветки салона/багажника.

Материалы: http://transalp-club.ru/topic/6811-fotootchyot-po-ustanovke-kitaiskikh-rukoiatok-rul/

3 ≫

C приходом холодов уже в ноябре кататься стало холодно, особенно рукам, и особенно, если моросит дождь. Стоит проехать хотя бы километр, пальцы деревенеют и начинают колоть иголками. Без подогрева ручек кататься практически невозможно, даже в перчатках.

Приходилось периодически останавливаться и греть руки под выхлопным отверстием глушителя, вот так:

Способ, конечно, действенный, но всё время так кататься не будешь.

Я заранее заказал у китайцев неплохие ручки с подогревом, они как раз вовремя приехали, однако на мой квадрик не подошли, курок газа упирался в боковину ручки. Очень, очень жаль, ведь сами ручки были очень качественные, хорошая и не вонючая резина, отличная сборка, в общем, ручки просто сказка, и всего 28 долларов! Но увы, не лезут – значит, не лезут. (На скутер или мотоцикл они отлично подойдут, так что если кому надо – пишите, отдам по себестоимости).

А зима-то уже на носу! Пришлось в скором темпе искать альтернативное решение, и я решил вот что: куплю у китайцев на сезон самый дешёвый подогрев (вы его видите справа на фото), его цена около 7 долларов. А потом уж, к следующей зиме, найду что-нибудь более подходящее.

Этот подогрев приехал ко мне уже в конце декабря, когда даже в толстых перчатках кататься было холодно несмотря на то, что погода была, в общем-то, не совсем зимняя – что-то в районе -5°C.

Что собой представляет китайский подогрев? Это целый комплект: собственно, две плёнки – термоэлементы, провод с тумблером, скотч и термоусадка. Всё это – китайское в самом китайском смысле слова. То есть, провод жиденький, но в толстой трубке, скотч такой, что рвётся, но не разматывается, а термоусадочная трубка требует большой сноровки и чуть ли не особого обряда, чтобы усадить её ровно.

Поскольку я этот подогрев планировал как временное решение на один сезон, то я решил ничего не делать культурно. Культурно – это провода под капот, тумблер куда-нибудь на крыло или на крепление на руль. Неохота. Единственное, что я сделал – заменил китайский провод между термоэлементами на русский, он подлиннее и покомпактнее.

Итак, я приложил плёнку к старой рукоятке, надел на неё термоусадочную трубку и «усадил» её феном. Дело было в -20°C, но ничего, небольшой ритуал с феном – и всё сделано.

Получилось вот так, хоть плёнка и не на всю ширину, но этого вполне достаточно:

Провод просто воткнул в прикуриватель. А то зачем этот прикуриватель нужен – пусть выполняет какую-то работу :).

Выключатель просто повесил в щели приборной панели. Он там никак не закреплён, но и не вываливается, так что пользоваться им вполне сподручно.

Несмотря на мороз, я сразу же покатил тестировать подогрев. Впечатления от первой же поездки просто супер! Ну, что я могу сказать – это праздник, реальный праздник! Если бы не набегающий поток холодного воздуха, можно было бы ездить без перчаток.

Подогрев жарит, что надо :). Несмотря на то, что мощность этих элементов очень невысока (я думаю, не более 10 Вт суммарно, хотя и не замерял точно), даже в -20°C рукам тепло, очень тепло! Конечно, я катался зимой в тёплых перчатках, но без подогрева даже в них руки промерзали очень быстро, а теперь можно кататься сколько угодно. И когда подогрев проработает продолжительно время (ну, как минимум минут 40), уже и штатные ручки с рулём прогреваются настолько, что рукам становится жарко.

В комплекте, к сожалению, нет подогрева курка, это обидно, потому что курок тоже надо подогревать. Иначе большой палец мёрзнет. Но тем не менее, когда вся кисть в тепле, то и в большой палец поступает тёплая кровь, и ему в мороз уже гораздо легче.

Нет также и регулятора мощности нагрева, но за такую цену было бы странно требовать и его. Поэтому при перегреве приходится щёлкать тумблером. А так, больше никаких претензий у меня нет.

Сейчас ко мне уже приехали другие ручки с подогревом, которые я буду ставить ближе к осени (поставил и написал в этой статье). А пока мой вердикт такой: очень рекомендую, дёшево и практично!

Внимание: данная статья и изображения в ней являются объектами авторского права. Частичное или полное воспроизведение на других ресурсах без согласования запрещено.

Приветствую! А «у китайцев» это где и как? И остались ли еще те ручки с подогревом на мот?

Ручки остались, размеры см.тут: http://iceimg.com/4gJLjXkw/5 отдам за 900 руб.

вы можете попробовать поставить защиту рук от мотоцикла урал(просто мне писать лень про отчет а так норм смотрится и помогает)

привет. а с подогревом курка у китайцев нет и получше качеством?

С курком я не видел – может, плохо искал.

Здравствуйте ! Спасибо за сайт, многое сделал по вашему примеру. Хотел узнать как вы усадили термоусадочную трубку феном, вы её обрезали? Её диаметр больше ручки. А то пока не пойму как усадить.

Феном, она сжимается от нагрева.

Т.е. одеть и просто нагреть?

Да. Она сузится в диаметре. Но по длине не изменится.

Спасибо за ответ, буду пробовать . С ув., Андрей .

Просьба, не бросайте сайт. Очень полезный!

Существующие резиновые накладки наденутся, если термоэлементы надеть на металл, под них?

Нет, а самое главное – не будет смысла в термоэлементах, тепло через резинку пройдет дай бог на 1/10 своей мощности.

Материалы: http://scooter777.ru/article/1325


Back to top