Устройство и действие систем охлаждения трактора

1 ≫

Воздушное охлаждение. При воздушном охлаждении цилиндры (рис. 42, а, б) двигателя изготавливают каждый в отдельности, а для увеличения поверхности охлаждения их наружные стенки делают ребристыми. Цилиндры окружены направляющими щитками (дефлекторами), обеспечивающими равномерный обдув их воздухом.

В передней части двигателя устанавливают вентилятор, закрытый сеткой, приводимый во вращение ременной передачей от шкива, укрепленного на коленчатом валу. При обрыве ремня на щитке некоторых тракторов зажигается красная лампа.

Действие системы заключается в следующем. При работе двигателя вентилятор засасывает воздух из атмосферы и нагнетает его под кожух, откуда он проходит между ребрами цилиндров и головок, отбирая от них излишнюю теплоту. За действием системы охлаждения наблюдают по дистанционному термометру смазочной системы.

Рис. 41. Тепловой баланс дизеля.

Рис. 42. Схема воздушного охлаждения:

а — устройство; б— охлаждение поршня маслом; 1 — шкив; 2— ремень; 3— сетка; 4 — вентилятор; 5 — кожух; 6 — цилиндр; 7— щитки; 8— канал; 9 — поршень; А. Б — точки замера температуры.

Температура масла при нормальной работе двигателя должна быть в пределах от 55 до 100 °С, а максимально допустимая в тяжелых условиях— 120 °С.

Воздушное охлаждение достаточно хорошо обеспечивает нужный тепловой режим двигателя, работающего с полной нагрузкой, даже при температуре окружающего воздуха до +50 °С.

Двигатель с воздушным охлаждением быстро нагревается, поэтому износ его деталей во время пуска и в начальный период работы незначителен. Система охлаждения проста в эксплуатации и требует малых затрат труда на техническое обслуживание. В отличие от двигателей с жидкостным охлаждением у двигателей с воздушным охлаждением исключается опасность размораживания. Применять такую систему охлаждения предпочтительнее в безводных районах.

К недостаткам воздушной системы охлаждения по сравнению с системой жидкостного охлаждения относятся: большая трудность обеспечения благоприятного теплового режима двигателя, повышенный расход картерно-го масла и шум во время работы.

Жидкостное охлаждение. При охлаждении двигателя с помощью жидкости камеру сгорания двигателя, находящуюся внутри цилиндра (рис. 43), окружают полостью, называемой рубашкой. В эту рубашку заливают охлаждающую жидкость (воду или антифриз — водный раствор этиленгликоля, обладающий свойством замерзать при очень низких температурах).

Во время работы двигателя стенки цилиндра (гильзы) и головки цилиндра, прилегающие к камере сгорания, сильно нагреваются и передают теплоту жидкости, находящейся в рубашке.

Жидкость, нагретая в рубашке, захватывается центробежным насосом; через верхний патрубок направляется в радиатор, герметически закрытый крышкой. Перетекая через трубки радиатора, жидкость охлаждается воздухом, просасываемым через радиатор вентилятором, и направляется по нижнему патрубку обратно в рубашку двигателя. Затем процесс повторяется.

Рис. 43. Схема жидкостного охлаждения:

1 — шторка; 2— радиатор; 3 — крышка; 4, 12 — патрубки; 5—вентилятор; 6 — термостат; 7 — рубашка; 8— термометр; 9 — датчик; 10, 13 — спускные краны; 11 — цилиндр; 14 — масляный радиатор; 15 — насос.

Таким образом, охлаждающая жидкость, циркулируя по системе охлаждения во время работы двигателя, отбирает излишнюю теплоту от стенок цилиндра и головки и, проходя через радиатор, отдает ее в атмосферу, поддерживая тем самым нужную температуру деталей двигателя. Такая система охлаждения называется жидкостной, принудительной и закрытой.

Работа жидкостной системы охлаждения контролируется дистанционным термометром 8, датчик 9 которого находится в верхнем баке радиатора или головке блока.

Температуру охлаждающей жидкости можно изменять при помощи шторки вручную. Для автоматического поддержания нужной температуры двигатель снабжен термостатом. Для спуска охлаждающей жидкости из блока цилиндров используют спускной кран, а из нижнего бака радиатора — кран.

У форсированных двигателей, кроме основных систем охлаждения (воздушной и жидкостной), применяется дополнительное охлаждение поршней маслом, подаваемым из смазочной системы через канал в шатунах.

Насколько эффективно такое охлаждение, показывают цифры в точках А и Б: температура поршня 9 без охлаждения маслом во время работы составляла соответственно 232 и 213 °С, а при охлаждении маслом — 210 и 175 °С.

Расход масла на охлаждение поршней относительно невелик — 3,6…5 л/мин при давлении масла в магистрали 0,2…0,25 МПа и температуре 100…105 °С.

Главная → Справочник → Статьи → Форум

Разделы

Остались вопросы по теме:

"Устройство и действие систем охлаждения трактора"

© 2007-2017 Строй-Техника.Ру - информационная система по строительной технике.

Материалы: http://stroy-technics.ru/article/ustroistvo-i-deistvie-sistem-okhlazhdeniya-traktora

2 ≫

Радиатор предназначен для охлаждения жидкости, нагревшейся в рубашке двигателя. Основные части радиатора — сердцевина и два бака, верхний и нижний.

Сердцевина состоит из большого количества латунных трубок овального сечения (толщина стенки трубки 0,1…0,2 мм). Для увеличения поверхности охлаждения и повышения жесткости сердцевины на трубки надеты и припаяны тонкие латунные пластины.

В верхнем баке радиатора происходит отделение от жидкости воздуха, пара и газов, которые собираются в радиаторе и при повышении давления выпускаются в атмосферу. В верхнем баке находится также заливная горловина, закрытая крышкой, чтобы уменьшить потери жидкости на испарение. Для изменения температуры охлаждающей жидкости впереди сердцевины устанавливается шторка из плотной ткани. Управление шторкой обычно выводится в кабину к рабочему месту тракториста.

Паровоздушный клапан. Во время работы двигателя жидкость, нагреваясь, испаряется, порой весьма интенсивно, в результате чего давление в системе охлаждения повышается. Если при этом пар не отвести из радиатора, то при дальнейшем увеличении давления трубки радиатора могут быть разрушены внутренним давлением пара (рис. 44, а). Чтобы не допустить повышения давления в системе охлаждения выше допустимого, в крышке верхнего бака предусмотрен паровой клапан (см. рис. 44, б, положение I) с пружиной. Как только давление в системе охлаждения превысит 0,13… 0,14 МПа, пружина сожмется, клапан приподнимется и пар свободно выйдет в атмосферу.

После остановки горячего двигателя пар, находящийся в верхнем баке радиатора, конденсируется и объем, занимаемый им, уменьшается. Это приводит к тому, что давление в радиаторе становится меньше атмосферного.

В результате такого явления трубки радиатора будут смяты атмосферным давлением (см. рис. 44, а, положение II). Чтобы этого не произошло, в момент понижения давления до 0,001…0,0012 МПа система охлаждения соединяется с окружающим воздухом при помощи воздушного клапана (см. рис. 44,6, положение II), который открывает путь воздуху, идущему вовнутрь радиатора из атмосферы.

Рис. 44. Крышка радиатора:

а—влияние давления пара в радиаторе на его трубки; б—устройство; 1 — пружина; 2 — паровой клапан; 3—воздушный клапан; I — давление повышенное; II — давление пониженное.

Термостат предназначен для автоматического поддержания температуры охлаждающей жидкости на нужном уровне при различных условиях работы двигателя, а также для ускорения его прогрева после пуска.

Устройство. Термостат состоит из следящего и исполнительного устройств, установленных в корпусе (рис. 45, а и б).

Следящее устройство делают двух типов в виде гофрированного латунного цилиндра, частично заполненного легко испаряющейся жидкостью 5 (обычно 15 %-ный водный раствор этилового спирта), или баллона, внутри которого установлены поршень и резиновая втулка. Пространство между резиновой втулкой и баллоном заполнено активной массой — смесью церезина (нефтяной воск) с алюминиевым порошком. Такая смесь при повышении температуры более 69 °С плавится и сильно увеличивается в объеме.

Рис. 45. Насос и термостат:

а —жидкостный; б — с твердым наполнителем; в — двигатель холодный; г — двигатель горячий; д—схема действия водяного насоса; 1 — гофрированный цилиндр; 2—перепускной клапан; 3—сливной клапан; 4, II— корпусы; 5 — жидкость; 6 — поршень; 7— резиновая втулка; в — баллон: 9— активная масса; 10 — перепускная трубка; 12, 15 — патрубки; 13 — крыльчатка; 14 — вал.

Исполнительное устройство состоит из сливного и перепускного клапанов.

Действие. Термостат устанавливают в патрубке, отводящем жидкость из двигателя в радиатор. Когда температура жидкости ниже 70 °С, клапан закрывает верхнее отверстие и не пропускает охлаждающую жидкость в радиатор. Перепускной клапан в это время открывает проход для жидкости в перепускную трубку (см. рис. 45, в), по которой она, минуя радиатор, вновь поступает в водяной насос.

При повышении температуры более 70 °С жидкость в гофрированном цилиндре закипает и ее пары давят на стенки, растягивая цилиндр. Расширяется также и активная масса в баллоне, выталкивая поршень. При этом клапан постепенно открывает путь охлаждающей жидкости в радиатор, а клапан уменьшает проход к водяному насосу. При достижении температуры 85 °С клапаны занимают свои крайние положения (см. рис. 45, г), и весь поток жидкости, участвующей в охлаждении двигателя, проходит через радиатор.

Исправно действующий термостат, ускоряя прогрев двигателя при пуске, значительно снижает износ его деталей. Установлено, что если термостат удалить из системы охлаждения, то износы, например цилиндров двигателя, увеличатся в 2…3 раза.

Насос большинства двигателей выполнен вместе с воздушным вентилятором.

Устройство. Насос состоит из корпуса, внутри которого на шариковых подшипниках установлен вал. На переднем конце вала укреплен шкив, к торцу его привинчена крестовина вентилятора охлаждения. На заднем конце вала укреплена крыльчатка насоса.

Действие. Во время работы двигателя шкив получает вращение от коленчатого вала клиновидными ремнями. При этом начинают вращаться вал и крыльчатка. При вращении крыльчатки охлаждающая жидкость, поступающая по патрубку 15, попадает на лопатки крыльчатки и отбрасывается к стенкам корпуса, откуда по патрубку направляется в рубашку двигателя.

Насосы, устанавливаемые на тракторных двигателях, потребляют от 0,5 до 1% мощности двигателя и подают жидкость под давлением 0,04…0,08 МПа. Их подача достигает 5000…7000 л/ч.

Вентилятор служит для создания воздушного потока, обдувающего сердцевину радиатора или ребра цилиндров и их головки.

У двигателей с жидкостным охлаждением вентиляторы сделаны в виде крестовины, к которой приклепаны лопасти. Число лопастей может быть два, четыре, шесть или восемь. Вращение вентилятор получает от коленчатого вала.

Вентиляторы двигателей с воздушным охлаждением делают осевыми (роторными). Основная рабочая часть этих вентиляторов — ротор с большим числом лопастей. Неподвижный аппарат, направляющий воздух, также снабжен лопастями.

Вращаясь с большой частотой (4850…6500 мин-1), ротор захватывает воздух, выходящий из направляющего аппарата, и подает его для охлаждения под направляющий кожух. Привод вентиляторов клиноременный или шестеренный, потребляемая мощность до 2,2 кВт.

Роторные вентиляторы обладают высоким КПД и большой подачей. Например, вентилятор двигателя Д-144, вращаясь с частотой 5200 мин-’, имеет производительность 2750 м3/ч. К недостаткам таких вентиляторов относится повышенный шум во время работы двигателя.

Главная → Справочник → Статьи → Форум

Остались вопросы по теме:

"Устройство и действие приборов системы охлаждения трактора"

© 2007-2017 Строй-Техника.Ру - информационная система по строительной технике.

Материалы: http://stroy-technics.ru/article/ustroistvo-i-deistvie-priborov-sistemy-okhlazhdeniya-traktora

3 ≫

Работа сельскохозяйственных машин, технических устройств, применяемых на строительных объектах, и даже собственных автомобилей с двигателями внутреннего сгорания зависит от исправности оборудования, правильной настройки и безопасности в соблюдении температурного регламента, который регулируется системой охлаждения. Одним из главных и значимых узлов в ней является радиатор.

Трактористы и механизаторы не понаслышке знают, что при работе трактора двигатель внутреннего сгорания нагревается до очень высоких температур. Если дизель не охлаждать, машине грозит возгорание. Поэтому, для безопасной работы мотора к нему монтируется система охлаждения.

В конструкцию системы охлаждения на МТЗ-80/82 входят:

  • термостат;
  • пластинчатый радиатор;
  • вентилятор;
  • водяной насос;
  • трубопроводы;
  • охлаждающая рубашка;
  • радиаторная решетка.

Данный узел отвечает за теплоотвод, охлаждая двигатель за счет циркуляции охлаждающей жидкости и ее теплообмена с окружающей средой.

Радиатор трактора включает в себя следующие детали:

  • корпус;
  • вентилятор;
  • горловина с широким отверстием;
  • 4 ряда плоских труб;
  • набор пластин;
  • нижний и верхний бачки с кранами.

Детали для охлаждения воды изготавливаются из высококачественного латунного сплава.

Тракторный радиатор служит для охлаждения жидкости, циркулирующей по водной рубашке дизеля. Вода, проходящая через трубки, охлаждается потоком воздушной массы, производящейся работой вентилятора. В средней части (сердцевина) находятся четыре ряда плоских вертикальных труб, пропущенных через несколько рядов горизонтально расположенных пластин, которые изготавливаются из латунного сплава. Концы трубок закреплены при помощи пайки к пластинкам, и их малая часть выходит за край. Для более эффективной теплоотдачи трубки пролегают внутри радиатора в виде коридора.

Латунные бачки прикреплены сверху и снизу к находящимся по краям пластинам крепежными болтами. Пластины и бачки закреплены между собой прокладками из резины. При помощи стоек, установленных сбоку сердцевины, верхний и нижний бачки соединяются между собой.

Емкость для воды (бачок), расположенный вверху, отвечает за постоянную циркуляцию воды в системе. Для прохождения жидкости по системе радиатора с тыльной стороны бачка, находящегося вверху, установлен краник для прохода воды. Сверху бачка сделана горловина, оснащенная крышкой с противовоздушным клапаном, в которую заливается охлаждающая жидкость. Такой же краник с водоотводящим патрубком вставлен и на бачке, установленном снизу.

На трактор радиатор прикрепляется при помощи эластичной основы, где верхняя его часть соединяется с головкой, расположенной на блоке цилиндров при помощи специального крепежного материала в форме растяжек. В нижней части крепление проводится резиновыми амортизаторами.

В эксплуатационном периоде радиаторов тракторов МТЗ-80 и МТЗ-82 порой происходят непредвиденные ситуации, ведущие за собой поломку или износ деталей. Самые частые неисправности радиатора:

  • В патрубке обнаружены отложения, которые могут оказаться внутри двигателя или уже присутствуют там;
  • Повреждены ключевые элементы системы, в том числе сердцевина, из-за скопления мусора и грязной воды;
  • При заливке не очищенной воды появляются реагенты, пагубно влияющие на стабильную работу охлаждения;
  • Наблюдаются сбои в работе узла;
  • Протечки в пластинчатых трубах.

При незначительных поломках и на начальной стадии загрязнения системы радиатора вышедшие из строя узлы можно отремонтировать. Однако, в случае, когда проблема обретает глобальный характер, необходимо полностью заменять весь агрегат на новый. Чтобы этого не потребовалось, желательно систематически проводить ТО и профилактические осмотры машины.

  • Сколько масла нужно заливать в двигатель МТЗ-80?
  • Как посчитать расчет расхода топлива в час?
  • Как накрутить счетчик моточасов трактора МТЗ?

Как выбрать навигатор для трактора

Выбираем масло для коробки и двигателя мотоблока МТЗ

Обзор 4 популярных моделей экскаваторов на базе трактора МТЗ

Фронтальные погрузчики на базе тракторов МТЗ: какие они бывают и чем отличаются

Как выбрать незамерзайку для трактора и где ее лучше покупать

Выбираем трансмиссионное масло для коробки трактора МТЗ

Материалы: http://traktoramtz.ru/uzly-i-agregaty/radiator.html


Back to top