Порядок работы на тракторе ДТ-75В

1 ≫

Во время движения трактора главная муфта сцепления должна быть полностью включенной во избежание пробуксовки дисков, приводящей к преждевременному износу фрикционных накладок.

Переключать передачи нужно при выключенной главной муфте сцепления и после полной остановки трактора. Трогать трактор с места нужно плавно.

Агрегатирование трактора с сельскохозяйственными машинами и орудиями и выбор рабочей передачи выполняйте так, чтобы обеспечивались максимальные производительность и экономичность работы тракторного агрегата. Допустимое тяговое усилие из условий обеспечения длительной работоспособности трактора не должно превышать 3500 кгс.

Перед работой трактора с навесными машинами снимите с бугелей прицепную скобу и установите ее на штыри стоек механизма навески.

При работе трактора с прицепными машинами прикрепите растяжки механизма навески к верхним плоскостям бугелей (для предотвращения задевания растяжек за прицепную скобу и их повреждения), поднимите нижние тяги механизма навески в крайнее верхнее положение, установите верхнюю тягу в транспортное положение и закрепите ее специальным устройством. После этого присоедините прицепную скобу к бугелям нижней оси. Прицепные машины и орудия присоединяйте к упряжной скобе так, чтобы трактор при работе не уводило в сторону.

Движение трактора одной гусеницей по борозде при пахоте не допускается, так как это приводит к быстрому износу ходовой части, снижает производительность и экономичность работы трактора.

Тракторы отправляют с завода с механизмом навески, налаженным для присоединения агрегатируемых машин и орудий по двухточечной схеме наладки. Навесные орудия, присоединенные по этой схеме, работают в горизонтальной плоскости как прицепные, шарнирно связанные с прицепной скобой трактора.

При этом тракторный агрегат может обрабатывать почву по прямой и по дуге большого радиуса. По двухточечной схеме к трактору присоединяют плуги и ряд других сельскохозяйственных машин и орудий, не требующих точного копирования движения трактора.

При установке механизма навески по трехточечной схеме нижние тяги с рамой орудия образуют трапецию, что обеспечивает более устойчивое движение широкозахватных орудий, чем при подсоединении по двухточечной схеме. По трехточечной схеме к трактору подсоединяют навесные культиваторы, сеялки, дисковые бороны и т. п., которые должны точно копировать движение трактора.

Порядок переналадки механизма навески с двухточечной на трехточечную схему

1. Отверните стяжные болты левого и правого упора, снимите упоры с оси и раздвиньте левую и правую половины центральной головки вдоль оси до соприкосновения с бугелями.

2. Зафиксируйте левую и правую цилиндрические головки упорами. Обработанные и закаленные поверхности упоров должны быть направлены в стороны соответствующих цилиндрических головок. Переднюю и заднюю половины упоров соедините стяжными болтами и затяните их.

3. Снимите со стремянок дополнительные звенья, подсоедините их к блокировочным цепям и отрегулируйте длину растяжек в поднятом положении орудия.

4. Установите и закрепите верхние концы раскосов с левой стороны задних головок подъемных рычагов. При этом фиксатор транспортного положения верхней тяги вместе с соответствующим пальцем должен быть установлен на правом подъемном рычаге.

5. Установите верхнюю тягу вдоль продольной оси трактора.

Для получения из трехточечной схемы блокированного от поворотов в горизонтальной плоскости варианта наладки механизма навески отсоедините передние концы блокировоч-ных цепей, установите их в специальные проушины вилок ниж-Них тяг и закрепите пальцами.

Пятизвенные части блокировочных цепей отсоедините и повесьте на стремянки. После подсоединения орудия длину блокировочных цепей отрегулируйте до натяжения.

Работа трактора с навесными машинами и орудиями

Чтобы подготовить трактор для работы с навесными машинами и орудиями, в первую очередь переналадьте механизм на нужную схему.

При навешивании машин и орудий на механизм навески трактора необходимо сделать следующие операции:

— вращением регулировочных муфт увеличьте до предела длину растяжек;

— установите орудие в рабочее положение на ровной площадке, опустите нижние тяги механизмов навески и, сдавая трактор задним ходом, подъезжайте к орудию так, чтобы расстояние между шарнирами нижних тяг и присоединительными пальцами орудия стало равным 20—60 мм;

— установкой среднего золотника распределителя в положение «подъем» или «плавающее положение» добейтесь совпадения шарниров нижних тяг и присоединительных пальцев сельскохозяйственного орудия по высоте;

— сожмите рукой пружину пальца левой нижней тяги и, повернув палец так, чтобы его рукоятка вышла из фиксатора, выньте палец; вытяните тягу назад на необходимую длину, наденьте на присоединительные пальцы орудия и зафиксируйте от спадания чекой. То же проделать с правой тягой;

— подсоедините верхнюю тягу к стойке навесного орудия;

— сдайте трактор назад до выбора телескопичности в обеих нижних тягах (до жесткого упора подвижных деталей) и поднимите орудие;

— установите пальцы нижних тяг в отверстие, сжав пружины и повернув пальцы так, чтобы рукоятки пальцев вошли в фиксатор;

— отрегулируйте длину растяжек с таким расчетом, чтобы при переездах по неровной дороге с повышенной скоростью концы нижних тяг имели боковое качание, не превышающее 20 мм в каждую сторону. Помните, что длину растяжек разрешается регулировать только при поднятом положении орудия;

— если требуется сместить орудие вправо относительно продольной оси трактора, нижние и верхнюю тяги сдвиньте вправо вдоль своих осей на небольшую величину и зафиксируйте в новом положении. При работе трактора с навесными машинами или орудиями необходимо выполнять следующие основные правила:

— если трактор работает с машинами и орудиями, не требующими принудительного заглубления их рабочих органов, подъемный рычаг 3 должен быть рассоединен с рычагом штока основного силового цилиндра. В этом случае, чтобы поставить орудие в рабочее положение, установите рычаг управления основным силовым цилиндром в «плавающее» положение;

— следите за тем, чтобы рычаг распределителя из положения «подъема» и «принудительного опускания» возвращался в нейтральное положение автоматически. В противном случае вручную переведите рычаг в нейтральное положение после окончания подъема или принудительного опускания;

— в случае, если в агрегате с трактором работают широкозахватные сельскохозяйственные машины и орудия, которые имеют опорные колеса (сеялки, культиваторы и т. п.), раскосы механизма навески установите на свободный ход, позволяющий машинам и орудиям приспосабливаться к рельефу поля в поперечной плоскости. Для этого выньте палец 25 и установите его в запасное отверстие вилки раскоса;

— если трактор работает с четырехкорпусным навесным плугом, центральная головка нижних тяг должна быть смещена вдоль нижней оси механизма навески вправо от продольной оси трактора и зафиксирована. Величина необходимого смещения в каждом конкретном случае определяется условием устойчивого движения трактора с заглубленным плугом:

— во время работы с навесными машинами опускать машины в рабочее положение надо только после того, как закончен поворот, трактор вошел в загонку и движется прямолинейно;

— поднимайте навесные машины в транспортное положение в конце загонки только при прямолинейном движении трактора; поворот начинайте только тогда, когда все рабочие органы полностью выйдут из земли;

— при работе с заглубленными орудиями, присоединенными по двухточечной схеме, допускаются повороты агрегата под углом не более 20°;

— в начале работы тракторного агрегата окончательно установите орудия относительно трактора в соответствии с инструкцией по эксплуатации этого орудия. Равномерная глубина обработки достигается изменением длины верхней тяги при помощи регулировочной муфты. При работе трактора с навесным плугом чрезмерное заглубление передних рабочих органов, кроме удлинения верхней тяги, может быть установлено некоторым укорочением правого раскоса;

— при первом заезде агрегата с машинами или орудиями, имеющими опорные колеса (копирующее устройство), необходимо установить высоту опорных колес над рабочими органами в соответствии с инструкциями по эксплуатации этих машин. После установки колес их стойки плотно затяните зажимами;

— если во время работы (с использованием клапана регулировки хода поршня) осядет поршень в гидроцилиндре и упор на штоке приблизится к стержню клапана настолько, что преградит ему выход из гнезда, необходимо до установки рычага распределителя в положение «подъем», отпустив гайку-барашек упора, отвести упор от торца клапана на 20—25 мм и в таком положении закрепить его. После подъема орудия установите упор на прежнее место;

— выносные цилиндры гидравлически управляемых полуприцепных и прицепных машин или орудий, работающих в агрегате с трактором, устанавливайте в соответствии с инструкциями по эксплуатации этих машин и соединяйте шлангами с выводными маслопроводами гидрораспределителя. На прицепные гидрофицированные машины и орудия ставьте разрывную муфту, разъединяющую шланги выносного цилиндра при самопроизвольном отсоединении орудия от трактора. Кронштейн муфты неподвижно крепите на раме орудия. Заднюю часть муфты соедините шлангами с силовым цилиндром на орудии, а переднюю часть разрывной муфты — с выводными маслопроводами гидрораспределителя на тракторе;

— переезжайте через канавы, неровности и другие препятствия осторожно, на малой скорости, не допуская резких кренов трактора и большого раскачивания навешенных машин.

Категорически запрещается поворот трактора с орудием:

а) если оно не поднято в крайнее верхнее положение;

б) при ослабленных цепях растяжек или при отсутствии их;

В случае необходимости длину тяги регулируйте заворачиванием или отворачиванием вилки 24 до соединения ее с рым-болтом.

Перевод механизма навески из транспортного положения в рабочее производите в следующем порядке:

а) при работающем насосе гидросистемы поставьте средний рычаг управления золотником распределителя в положение «подъем» и переведите механизм навески в поднятое положение;

б) отсоедините тягу от рым-болта, вынув соединяющий их палец;

в) соедините тягу со скобой правой стойки при помощи пальца и зафиксируйте его шплинтом.

После отсоединения и фиксации тяги механизм навески готов к работе.

Порядок подсоединения к навесной системе трактора машин и орудий при помощи автоматической сцепки

1. Для работы с сельхозмашинами, не требующими высоты стойки присоединительного треугольника, равной 900 мм, снимите от автоматической сцепки кронштейн-повыситель.

2. Навесьте автоматическую сцепку на трактор.

3. Проденьте тросик в специальное отверстие в задней стенке кабины трактора или закрепите его на роликах сбоку кабины. Отрегулируйте длину тросика таким образом, чтобы ход его в процессе включения и выведения из зацепления собачки не превышал 500 мм.

4. Гидромеханизмом опустите вниз автоматическую сцепку, установленную на механизм навески трактора, и подайте трактор назад к сельхозмашине. Вводя автоматическую сцепку в полость замка сельхозмашины и поднимая ее гидромеханизмом, навесьте сельхозмашину; при этом собачка под действием пружины должна войти в паз замка сельхозмашины и зафиксировать соединение.

5. Для отсоединения сельхозмашины от трактора поверните рукоятку из кабины трактора с помощью тросика так, чтобы собачка 3 вышла из зацепления с упором замка. Удерживая рукоятку в таком положении гидромеханизмом на «плавающем» режиме, опустите механизм навески с автоматической сцепкой до момента выхода ее из замка сельхозмашины.

4. Работа трактора с валом отбора мощности

Зависимый вал отбора мощности включается и выключается рычагом, расположенным в кабине тракториста.

Включать и выключать вал отбора мощности следует только при выключенной главной муфте сцепления.

Для подсоединения сельскохозяйственной машины к ВОМ трактора необходимо снять колпак, ввести присоединительные ушки кожуха карданного вала в прорези присоединительного фланца ВОМ и закрепить болтами.

В случае забивания механизмов машины, агрегатируемой с трактором, рабочей массой остановите трактор и, не выключая вала отбора мощности, дайте машине проработать некоторое время, пока не установится нормальная нагрузка, а затем снова пустите трактор в ход.

5. Особенности работы трактора в зимних условиях

Для того чтобы обеспечить бесперебойную эксплуатацию трактора в зимних условиях, до наступления холодов полностью подготовьте трактор к переходу на режим зимней эксплуатации, выполнив операции сезонного технического ухода.

В период зимней эксплуатации соблюдайте следующие правила:

— сливайте отстой из топливных фильтров топливного бака в бачки пускового двигателя для удаления конденсирующейся воды;

— пуск пускового двигателя при температуре окружающего воздуха ниже—5 °С производите только после предварительного подогрева дизеля.

Для ускорения предварительного подогрева дизеля на тракторе может быть установлен предпусковой подогреватель ПЖБ -200В;

— во время работы следите за температурой охлаждающей воды, поддерживая ее в пределах от 80 до 100°С. Такой температурный режим наиболее выгоден для работы дизеля;

— для облегчения пуска пускового двигателя через краник в головке залейте в цилиндр 20—30 см3 смеси бензина с маслом. При температуре окружающего воздуха—20 °С и ниже в картер редуктора пускового двигателя залейте смесь, состоящую из 50—60% зимнего моторного масла и 40—50% дизельного топлива «ЗС» по ГОСТ 305-73;

— следите за качеством топлива. При наличии воды в топливопроводах образуются ледяные пробки, что затрудняет пуск;

— при длительных остановках дизеля сливайте воду из системы охлаждения, когда температура воды станет 40— 50 °С. Сливной краник оставьте открытым.

Главная → Справочник → Статьи → Форум

Разделы

Остались вопросы по теме:

"Порядок работы на тракторе ДТ-75В"

© 2007-2017 Строй-Техника.Ру - информационная система по строительной технике.

Материалы: http://stroy-technics.ru/article/poryadok-raboty-na-traktore-dt-75v

2 ≫

Периодические технические уходы за трактором ДТ-75

Необходимо выполнить все операции, входящие в ежесменный техуход, за исключением 11 пункта, а также следующий ряд работ:

  1. Трактор необходимо обмыть.
  2. Проверить текущий уровень масла и, если требуется, его долить: в цапфы кареток подвесок, бак гидравлической системы, ступицы направляющих колес, поддерживающих роликов, балансиров опорных катков, картер основной конической передачи заднего моста и коробки передач, в корпуса редуктора вала отбора мощности (если трактор имеет привод механизмов машин сельского хозяйства), конечных передач, увеличителя крутящего момента.
  3. Осуществить смазку траверсы центральной (верхней) тяги механизма навески, подшипников водяного насоса, верхней оси механизма навески, отжимного подшипника основной муфты сцепления, а также переднего подшипника увеличителя крутящего момента. Для этого можно использовать смазку УСс или УС-2.
  4. Сетку водухозаборника прочистить; рефлектор воздухоочистителя и кассеты промыть с помощью дизельного топлива, кассеты необходимо также смочить в дизельном масле; подтянуть и проверить на герметичность соединения эжектора, впускные трубопровода двигателя и крепления воздухоочистителя.
  5. Осмотреть вентиляционные отверстия пробок и клеммы, проверить в аккумуляторной батарее текущий уровень электролита. Если есть необходимость, произвести очистку поверхности батареи, наконечников проводов и окислившихся клемм. Наконечники и неконтактные части клемм смазать с помощью технического вазелина. В пробках элементов аккумуляторов прочистить отверстия вентиляции, аккумуляторную воду наполнить дистиллированной водой. Проверить ее крепления на прочность.
  6. Осуществить проверку натяжения ремня в вентиляторе и, если есть необходимость, отрегулировать ее.
  7. Из фильтра грубой очистки топлива и топливного бака главного двигателя слить накопившийся отстой. Удалить воздух из системы питания топливом и заполнить ее.
  8. В крышке бака, находящейся на основном двигателе, и пробке бака с пускового двигателя прочистить отверстие вентиляции.
  9. Масло, которое скопилось в следующих местах: задний мост, сухие отсеки увеличителя крутящего момента и картер маховика, необходимо слить.

Важно! Осуществлять промывку полнопоточной центрифуги, проверку количества оборотов ротора и очистку его крышки следует через каждый техуход №1 или, другими словами, спустя каждые 120 часов работы. Но если работа осуществляется в условиях высокой температуры воздуха или иных тяжелых условиях, то названные действия проводятся каждые 60 часов.

Произвести операции, перечисленные в периодическом техуходе №1, за исключением пункта 4 техухода №1 и пункта 9 ежемесячного технического ухода. После этого выполнить следующие действия:

  1. Осуществить замену дизельного масла в картере главного двигателя, промыв при неработающем двигателе систему смазки. Если двигатель функционирует на высокосернистом виде топлива, где серы свыше 0,6%, то масло следует заменять в картере спустя каждые 120 часов работы.
  2. Текущий уровень масла в картере редуктора пускового двигателя проверить и, если есть необходимость, долить его.
  3. Смазать подшипники вала генератора с помощью ЦИАТИМ-201, ЦИАТИМ-221 или смазки №158; задний и передний подшипники основной муфты сцепления, втулку коленчатых осей направляющих колес, ось рычага сервомеханизма, валики педалей и рычагов управления с применением смазки УСс или УС-2.
  4. Масло, в количестве 56 капель, залить в отверстия кронштейна механизма управления двигателем.
  5. Снять воздухоочиститель и разобрать его, кассеты промыть и осуществить смазку маслом, корпус воздухоочистителя тщательно протереть, уделяя особое внимание внутренней части циклонов. Посмотреть, нет ли засора в отсосной трубе эжектора — если есть, устранить.
  6. Воздухоочиститель собрать, проверить на герметичность всасывающего трубопровода двигателя и соединения эжектора.
  7. Осуществить проверку текущего состояния топливного фильтра грубой очистки, промыть и очистить фильтрующий элемент и корпус, фильтр и крышку (корпус, набивку) горловины топливного бака главного двигателя, сапун двигателя, магистральный фильтр бака гидравлической системы.
  8. Отверстия в пробках-сапунах, находящихся в баке гидравлической навесной системы, заднего моста, редуктора вала отбора мощности, конечных передач, редуктора увеличителя крутящего момента прочистить.
  9. Фильтр тонкой очистки топлива 2ТФ-2 промыть. Спустя каждые 1440 часов работы при осуществлении технического ухода №2 провести замену бумажных фильтрующих компонентов ЭТФ-2.
  10. Проверить и отрегулировать (если это нужно): длину у блокировочных цепей растяжек механизма навески; зазоры между коромыслами и клапанами, электродами свечи (очистив ее от нагара и промыв), контактами прерывателя магнето; натяжение и шплинтовку пальцев гусениц; основную муфту сцепления и увеличителя крутящего момента; свободный ход рычагов управления и ход педалей тормозов; тормозок карданной передачи и увеличителя крутящего момента; тормоза заднего моста (планетарного механизма и остановочные).
  11. Осуществить проверку состояния электропроводов и, если есть поврежденные места, изолировать их.
  12. Контакты, щетки и коллекторы генератора постоянного тока, электродвигателя вентилятора и стартера осмотреть и очистить их.
  13. Осуществить проверку плотности электролита, выявить уровень разряженности аккумуляторной батареи. Если требуется, зарядить батарею или заменить ее.
  14. Проверить и, если нужно, подтянуть наружные крепления узлов. При этом, необходимо особое внимание уделить креплению крышек люка заднего моста, расположенных над основной передачей, а также бугелей нижней оси механизма навески, корпусов заднего моста и коробки передач к раме.

Через каждые 480 моточасов необходимо осуществлять следующие процедуры:

  • снять и разобрать с пускового двигателя карбюратор, промыть каналы и детали в бензине, сам корпус продуть сжатым воздухом;
  • в корпусах конечных передач, регулятора, топливного насоса, ступицах направляющих колес и поддерживающих роликов, цапфах кареток подвесок, подшипниках опорных катков произвести замену масла.
  • проверить и, если требуется, отрегулировать форсунки на качество распыла топлива и давление начала впрыска, при этом устранив нагар.

  1. Перед тем как поставить трактор на техуход, следует устранить из системы охлаждения двигателя накипь и шлам, а также промыть ее и паровоздушный клапан в водяном радиаторе.
  2. Оценить общее техническое состояние трактора, выявить его экономические и мощностные показатели.
  3. Произвести действия периодического техухода №2 (за исключением 2 и 3 пункта из уходов №1 и №2).
  4. В топливном насосе слить масло, промыть его корпус, регулятор, редуктора увеличителя крутящего момента, пускового двигателя, конечных передач, вала отбора мощности, главной передачи заднего моста и коробки передач, магистрали и бака гидравлической навесной системы.
  5. В переднем подшипнике увеличителя крутящего момента произвести замену смазки.
  6. Валики педалей и рычагов управления, верхнюю ось механизма навески, ось рычага сервомеханизма и траверсу центральной (верхней) тяги механизма навески.
  7. С двигателя снять стартер и генератор, их разобрать, удалить грязь и пыль. Если требуется, зачистить коллектор и поменять щетки; промыть и немного смазать маслом вал (ленточную резьбу и шейки) и подшипники стартера; сменить смазку в подшипниках генератора.
  8. Смочить фетровый фитиль, который смазывает кулачок прерывателя магнето, в масле.
  9. Если нужно, с двигателя снять и прочистить головку цилиндров, осуществить проверку герметичности клапанов и притереть их. Если нет необходимости в снятии головки цилиндров, то снимается клапанный механизм, проверяются и подтягиваются гайки крепления головки цилиндров, после чего клапанный механизм устанавливается на место и регулируются зазоры клапанов.
  10. С двигателя снимаются форсунки, промываются и очищаются от нагара. Затем следует осуществить их проверку на качество распыла топлива и давление начала впрыска. Если топливные форсунки неисправны, то их направляют в мастерскую для ремонта.
  11. Произвести проверку топливного насоса с форсунками и регулятором на специально предназначенном стенде в мастерской, отрегулировать, проверить на двигателе угол опережения впрыска топлива.
  12. Если нужно, осуществить регулировку агрегатов системы смазки двигателя, электрооборудования, гидравлической навесной системы.
  13. Осуществить проверку функционирования контрольных приборов.
  14. Проверить и отрегулировать механизм выключения и муфту сцепления пускового двигателя, подшипники опорных катков и направляющих колес.
  15. Электродвигатель вентилятора кабины разобрать и очистить графитовую пыль с коллектора, а также зачистить его, если в этом есть нужда.
  16. Проверить и поменять местами ведущие колеса и гусеницы.
  17. В корпуса и регулятора топливного насоса, редуктора конечных передач, увеличителя крутящего момента, пускового двигателя, бак гидравлической системы, редуктора вала отбора мощности залить новое масло.
  18. Проверить функционирование механизмов трактора при нагрузке и на холостом ходу.

Важно! Спустя каждый один техуход №3 или, иными словами, 1920-2000 часов работы, необходимо выполнить проверку размера отложений в полости третьей шатунной шейки коленчатого вала. Также следует прочистить полости всех остальных, а если это не требуется, то подтянуть гайки крепления шатунных и коренных подшипников, прочистить поддон и сетку маслозаборника.

© 2015 Волгоградский тракторный завод: тракторы ДТ-75, Агромаш 90ТГ, навесное оборудование и запчасти.

Материалы: http://vgtz-traktor.ru/novosti/periodicheskii-tehnicheskii-uhod-za-traktorom-dt-75

3 ≫

Уход за генератором. Ежедневно перед началом работы проверяют, исправен ли генератор. Для этого устанавливают средние обороты коленчатого вала двигателя и включают передние фары. В этом случае при исправном генераторе стрелка амперметра не должна показывать разряда аккумуляторной батареи. Генератор систематически очищают от грязи и масла, проверяют состояние крепления наконечников проводов, затяжку крепежных болтов и натяжение приводного ремня.

Слабо натянутый ремень пробуксовывает на шкиве генератора, вследствие чего якорь генератора вращается неравномерно. При чрезмерном натяжении перегружаются и быстро изнашиваются подшипники генератора.

Приводной ремень должен быть натянут так, чтобы его прогиб под усилием 6—7 кг, приложенным на середине ветви между шкивами генератора и коленчатого вала, был равен 15—20 мм.

Периодически проверяют состояние коллектора, щеток и щеткодержателей. При исправных щеткодержателях и щетках поверхность коллектора должна быть гладкой и иметь блестящую пленку светло- или темно-коричневого цвета.

Коллектор необходимо предохранять от замасливания. Следы масла на коллекторе удаляют салфеткой, смоченной в бензине. Для этого ослабляют болты крепления генератора. Снимают ремень со шкива и провертывают якорь от руки. Запрещается протирать коллектор во время работы двигателя.

Неправильное прилегание щеток к коллектору вызывает подгорание его поверхности и нарушает правильность работы генератора. Подгоревшая поверхность обычно темного цвета, без блестящей поверхности пленки и шероховатая.

Причинами подгорания могут быть: слабое нажатие на щетки, зависание их, повреждение обмотки якоря (обычно в местах припайки к коллектору), выступание коллекторных или изоляционных пластин.

При подгорании коллектора зачищают поверхность мелкой стеклянной шкуркой или протачивают его. После проточки углубляют изоляцию между пластинами коллектора на 0,5—0,8 мм и полируют его поверхность.

Щетки должны плотно прилегать к коллектору. Плохо притертые и новые щетки притирают к поверхности коллектора стеклянной шкуркой № 00, подкладываемой под щетку. Шкурку протягивают против направления вращения коллектора, при протягивании в противоположном направлении щетки приподнимают.

После притирки стеклянную и угольную пыль удаляют сжатым воздухом или волосяной щеткой. Если щетки изношены так, что их высота не превышает 14 мм или на контактной поверхности имеются вмятины, их заменяют новыми.

Перед сборкой отремонтированного генератора его детали очищают бензином, подшипники промывают в нем и заполняют их полости (2/3 объема) консистентной смазкой.

Собранный генератор проверяют в режиме двигателя. Для этого клеммы Я и Ш генератора соединяют между собой. Подводят к генератору через амперметр ток напряжением 12 В, для чего плюсовую клемму аккумуляторной батареи соединяют с клеммами Я и Ш, а минусовую — с винтом М генератора. В этом случае якорь генератора должен вращаться, а потребляемый генератором ток не должен превышать 6 А.

Уход за реле-регулятором. При эксплуатации трактора необходимо ежедневно проверять работу реле-регулятора по показаниям амперметра. Для этого после пуска двигателя стартером, когда аккумуляторная батарея немного разрядится, устанавливают средние обороты коленчатого вала основного двигателя. В случае исправной работы генератора и реле-регулятора амперметр покажет значительный, но не превышающий номинального, зарядный ток, величина которого будет постепенно уменьшаться.

Если амперметр показывает малый зарядный ток, стартер работает нормально, в аккумуляторной батарее плотность электролита соответствует норме и нормально работает освещение, то, следовательно, реле исправно и регулируемое напряжение находится в допустимых пределах.

Если же стартер не обеспечивает запуска пускового двигателя или амперметр при средних оборотах коленчатого вала основного двигателя не показывает зарядного тока, то следует сначала проверить состояние генератора, стартера, аккумуляторной батареи, надежность клеммовых соединений, целостность проводки и лишь после этого состояние реле-регулятора.

Реле-регулятор должен проверять и регулировать (в электромастерской или на тракторе) только квалифицированный электрик.

Реле-регулятор во время проверки и регулировки устанавливают в такое положение, в каком он крепится на тракторе, так как на параметры приборов оказывает влияние вес его подвижных деталей.

При сезонном обслуживании трактора, т.е. при переходе с летней эксплуатации на зимнюю и, наоборот, с зимней на летнюю, полностью проверяют и регулируют реле и ставят контактный винт посезонной регулировки в положение, соответствующее времени года.

Уход за стартером. Продолжительность непрерывного включения стартера при запуске двигателя не должна превышать 15 сек, иначе стартер будет перегреваться, а аккумуляторная батарея чрезмерно разряжаться.

Если двигатель не запускается стартером после первой попытки, следующую попытку делают через 1,0—1,5 мин, а после трех-четырех неудавшихся попыток необходимо проверить систему питания и зажигания двигателя и устранить неисправность.

После запуска надо немедленно отпустить рычаг включения стартера во избежание выхода из строя муфты обгона и разноса стартера.

Запрещается включать стартер при работающем двигателе.

Не следует запускать двигатель стартером при слабо заряженной аккумуляторной батарее, так как при включении стартера напряжение в цепи резко падает и становится недостаточным для обеспечения необходимых оборотов двигателя. Кроме того, нагрузка стартером еще более разрядит аккумуляторную батарею.

Уход за стартером проводят ежесменно и периодически в соответствии с правилами по техническому обслуживанию трактора.

В начале рабочей смены проверяют затяжку болтов крепления стартера на двигателе, а также стяжных болтов стартера. При ослаблении крепежных болтов шестерня привода смещается относительно маховика двигателя и не может войти в зацепление с венцом маховика.

Кроме того, проверяют надежность соединения электропроводов с клеммами стартера и аккумуляторной батареи.

Периодически проверяют состояние коллектора и щеток.

В случае разборки стартера детали очищают от грязи и масла и внимательно осматривают. Шлицевую часть вала, по которой перемещается привод, и шейки вала промывают в бензине или керосине, вытирают насухо и перед сборкой смазывают дизельным маслом.

Проверяют состояние контактов включателя и, если необходимо, зачищают их стеклянной шкуркой. При большом износе повертывают контактные болты на 180°.

Перед установкой стартера на двигатель выдвигают, повернув до упора рычаг включения, приводную шестерню в крайнее переднее положение и проверяют, а при необходимости регулируют зазор между ее передним торцом и упорной шайбой на валу якоря. Зазор должен быть в пределах 1—4 мм. Его регулируют поворотом колпачка центрального винта кнопки включателя. При завинчивании винта зазор уменьшается, при вывинчивании увеличивается. Собранный и отрегулированный стартер проверяют в мастерской на режиме холостого хода, причем потребляемый им ток должен быть не более 45 а, а скорость вращения якоря не менее 5000 об/мин.

Уход за аккумуляторной батареей. Электролит приготовляют из аккумуляторной серной кислоты (ГОСТ 667—53) и дистиллированной воды в керамической или эбонитовой посуде. Не рекомендуется применять стеклянную посуду, которая при повышении температуры электролита во время его приготовления часто лопается, а это может привести к несчастному случаю. Вначале в сосуд наливают необходимое количество воды, а затем, непрерывно помешивая раствор эбонитовой палочкой, добавляют тонкой струей серную кислоту.

Количество серной кислоты плотностью 1,83 для приготовления электролита можно определить по таблице 1.

Электролит заливают в батарею только после остывания его до температуры не выше 25° С, предварительно проверив плотность раствора ареометром.

Плотность электролита выбирают из таблицы 2 в зависимости от времени года и района эксплуатации аккумуляторных батарей.

Перед заливкой из-под пробок элементов удаляют герметизирующие диски 6. Электролит заливают до уровня на 10—15 мм выше предохранительного щитка, установленного над сепараторами. Уровень проверяют стеклянной трубкой с внутренним диаметром 3—5 мм, па которой имеются две риски на расстоянии 10 и 15 мм от конца.

При проверке трубку опускают в заливную горловину аккумулятора до упора в предохранительный щиток 9, зажимают пальцем верхний конец трубки и вынимают ее. По высоте столбика электролита в трубке определяют его уровень в аккумуляторе. Нормально уровень должен располагаться между рисками трубки. Во время эксплуатации трактора уровень и плотность электролита проверяют не реже одного раза в две недели, а при круглосуточной работе — не реже одного раза в неделю.

В случае значительного понижения уровня электролита проверяют, нет ли трещин в баке. Если уровень понизился вследствие испарения электролита, доливают в аккумуляторную батарею дистиллированную воду. В крайнем случае вместо нее можно применять чистую дождевую или снеговую воду, но только при условии, если ее не собирали с железных крыш и не хранили в железных сосудах.

Зимой воду надо доливать непосредственно перед началом работы трактора.

Электролит доливают только тогда, когда точно известно, что его уровень понизился из-за выплескивания.

По плотности электролита можно установить и степень разряженности батареи. Величина плотности электролита зависит от температуры. Поэтому при определении плотности замеряют температуру электролита и к показанию ареометра прибавляют температурную поправку (табл. 3).

Точно определить степень разряженности аккумуляторной батареи по плотности электролита можно лишь в том случае, если известна его начальная плотность у полностью заряженной батареи и если во время эксплуатации в нее не доливали электролит.

Узнав плотность электролита полностью заряженной батареи и плотность электролита в аккумуляторах батареи, по таблице 4 можно определить степень ее разряженности.

Батарею, разряженную более чем на 25% зимой и на 50% летом, снимают с трактора и отправляют на зарядку. В исключительном случае допускается, запустив основной двигатель и установив средние обороты, подзаряжать батарею от генератора в течение 2—3 ч без включения других потребителей.

При переходе с зимней эксплуатации на летнюю и, наоборот, с летней на зимнюю батарею снимают с трактора и изменяют плотность электролита. Для этого батарею ставят на нормальный заряд, в конце которого доводят плотность электролита до требуемого значения.

Во время осмотра и обслуживания аккумуляторной батареи не следует допускать расплескивания электролита, который вызывает тяжелые ожоги. [Шаров М.А. и др. Трактор ДТ-75. 1970г.]

Материалы: http://texnika.megapetroleum.ru/uxod-za-elektrooborudovaniem-traktora-dt-75/


Back to top