Ходоуменьшитель и понижающий редуктор на трактор МТЗ

1 ≫

В сельском хозяйстве большинство работ с применением технических средств должно проходить на медленной скорости. К таким работам относятся: поливы дождевальными машинами, посадка рассады и уборка овощных культур при помощи специальных агрегатов и комбайнов, не имеющих моторов, убирающие кукурузу, картофель, капусту и др. Скорость уборочного оборудования должна быть минимальной — от 0,014 до 1,4 м/с.

Для уменьшения скоростного режима на тракторе МТЗ-80 и МТЗ-82 устанавливается съемный агрегат — ходоуменьшитель. В виде планетарного механизма (редуктор с шестеренками), он монтируется между сцеплением и коробкой передач, основная его часть находится в коробке с левой стороны. Такое оборудование способно понижать скорость трактора на I и II передаче, как на переднем, так и на заднем ходу. Существует два типа ходоуменьшителя скорости трактора МТЗ-80 и МТЗ-82: механический и гидравлический.

Функции и конструкция ходоуменьшителя механического типа

Ходоуменьшитель для тракторов МТЗ-80 и МТЗ-82 состоит из:

  • вала;
  • основной оси;
  • одного игольчатого и 13 других подшипников;
  • промежуточной, двойной и коронных шестеренок;
  • сателлитов и их оси;
  • пальцев;
  • водила.

Прежде, чем перейти на медленную скорость, первым включается ходоуменьшитель, затем — коробка передач. Для уменьшения переднего хода нужно включить 1 или 2 передачу заднего, так как валы и шестеренки в ходоуменьшителе меняют свое направление в обратную сторону. Так же, соответственно, в зеркальном отражении включается и уменьшение скорости при реверсе.

Шестерня включения ходоуменьшителя соединена с промежуточной шестерней, вращающейся на 23 роликах, находящихся на неподвижной оси. Ось полностью застопорена специальным винтом и уплотнителями. Промежуточная звездочка постоянно сцеплена с валом-шестерней, который стоит на подшипниках.

Звездочка, имеющая 2 венца, благодаря запрессованной втулке, вращается на валу. Ведомая шестерня первой скорости и заднего хода КПП сцеплена с большим венцом, а венец поменьше встроен в отверстие водилы и сцеплен с 3 сателлитами. Оси сателлитов укреплены в расточках водилы.

Коронная звездочка закреплена двумя пальцами к корпусу и стоит неподвижно. Работа начинается с крутящего момента КПП к большому венцу и в конечном итоге захватывается шестерня пуска и вал низких скоростей КПП.

Основное управление ходоуменьшителем происходит при помощи рычажного устройства через валик, соединенного с вилкой, входящую в паз шестеренки, которая находится в КПП. В состоянии «выкл» и «вкл» вилка вместе с валиком фиксируется пружинным крючком.

Если ходоуменьшитель находится в выключенном положении, рычаг закреплен пружиной на заднем ходу трактора и шестеренка не закрепляется другой шестерней включения. При включенном ходоуменьшителе положение рычага находится в переднем зафиксированном состоянии, а вилка ведет шестеренку включения к промежуточной звездочке и цепляет ее. В это время происходит разъем с ведомой шестерней КПП и валом заднего хода.

Конструкция гидравлического ходоуменьшителя

В гидравлическую систему ходоуменьшителя тракторов МТЗ входят следующие детали:

  • насосное устройство;
  • дроссель с предохранительным клапаном;
  • маслозаборник;
  • арматура.

Белорусские производители тракторов усовершенствовали свою технику и установили гидроходоуменьшитель, который за счет перемены направления потока, происходящего от давления маслонасоса, способен изменить одно переключение передачи без помощи тракториста.

Его работа похожа на переключение передач автоматически, как в автомобильном транспортном средстве.

При неработающем сцеплении и открытом дросселе гидроходоуменьшителя, коробка передач должна быть отключена.

Понижающий редуктор

Понижающий редуктор трактора МТЗ-80 имеет способность в получении дополнительных скоростей для работы с сельскохозяйственными механизмами.

Редуктор для получения низких скоростей должен использоваться с применением от вала отбора мощности трактора с агрегатами, имеющими энергию выше, чем мощность двигателя. А также при недостатке основных скоростей для работы с навесными механизмами.

Часто бывает, что у трактора, работающего с другими энергоемкими агрегатами, не хватает мощности, и загрузка получается частичная. В этом случае необходимо произвести переключение на передачу повыше и продолжать работу на промежуточных оборотах. При этом рычаг подачи топлива не рекомендуется ставить в максимальное положение.

Работая с агрегатами от вала отбора мощности трактора, рекомендуется поддерживать скорость ВОМ не ниже 2000 – 2100 об/мин. Уменьшать ее необходимо по видимым перегрузкам, это — задымление или резкий скачок уменьшения оборотов.

Если не получается уменьшить обороты двигателя при работе на поле, следует переключить передачу на более низкую. Также стоит учесть, что частичный скоростной режим при неполной загрузке трактора способен способен существенно сэкономить топливный материал.

Ремонт понижающего редуктора

  • Сколько масла нужно заливать в двигатель МТЗ-80?
  • Как посчитать расчет расхода топлива в час?
  • Как накрутить счетчик моточасов трактора МТЗ?

Фронтальные погрузчики на базе тракторов МТЗ: какие они бывают и чем отличаются

Как устроен бульдозер на базе МТЗ и его органы управления

Выбираем масло для коробки и двигателя мотоблока МТЗ

Обзор 6 популярных моделей снегоуборочных машин на базе МТЗ

Как выбрать масло для дизельного двигателя трактора «Беларусь»

Коммунальная техника для уборки улиц на базе МТЗ: виды и обзор 8 популярных моделей

Материалы: http://traktoramtz.ru/uzly-i-agregaty/hodoumenshitel-i-ponizhayushhij-reduktor.html

2 ≫

Появление мотокультиваторов существенно упростило жизнь каждому фермеру. С их помощью владельцы земельных участков получили возможность высаживать и собирать урожай, ухаживать за растениями и выполнять ряд других работ, экономя свое время и силы.

Огородную технику можно сделать еще более эффективной и функциональной, если использовать вместе с ней дополнительное оборудование. К таким приспособлениям относится ходоуменьшитель к мотокультиватору. Такого рода изделие достаточно просто изготовить самому, в результате чего вы получите эффективный инструмент, помогающий добиться понижения скорости передвижения культиватора.

Чаще всего ходоуменьшитель используется в паре с пневмоколесами. Немного реже оборудование применяется вместе с колесами, оборудованными грунтозацепами. Это помогает существенно улучшить сцепку культиватора с грунтом, что нередко требуется в условиях очень рыхлой и мягкой почвы.

Немного снизить скорость движения культиватора зачастую требуется в том случае, когда оператору необходимо направить мощность культиватора не на его скоростные показатели, а на увеличение крутящего момента или повышение тягового усилия.

По своей конструкции, ходоуменьшитель – это своего рода понижающий редуктор. Благодаря использованию цепи он превращает движущую силу культиватора в работу навесного оборудования. Это приспособление можно приобрести во многих магазинах сельхозтехники. Однако если ходоуменьшитель для мотокультиватора сделать самому, то вам удастся сэкономить неплохую сумму денег. Конструкция оборудования состоит из таких элементов:

  • Целого корпуса генератора;
  • Роторного вала;
  • Фланцевого подшипника;
  • Конической шестерни;
  • Стальных деталей;
  • Винтов;
  • Шкива.

Изготовить уменьшитель хода для мотокультиватора своими руками достаточно просто.

Имея все необходимые запчасти, можно приступать к сборке уменьшителя хода своими руками. Чтобы готовая конструкция хорошо справлялась со своими функциями, следует действовать четко по описанному ниже алгоритму:

  1. Сначала сделайте все нужные расчеты, чтобы итогом работы стала хорошо сбалансированная конструкция. В качестве генератора можно взять элемент от отечественного мотоцикла «Урал»;
  2. Главное, что требуется от устройства – высокая мощность и стабильный крутящий момент;
  3. Далее приступите к вырезанию оболочки двух подшипников, которые потребуются для приводного вала. Он будет запускать шестерню. При работе учтите диаметр редуктора;
  4. Затем нужно определиться с подшипниками. Фланец должен располагаться с противоположной стороны редуктора. Внутри него должна находиться металлическая шайба;
  5. Далее установите ведомый вал, на котором будет стоять шестерня. Изделие должно подключаться к валу роторного генератора и передаточному механизму;
  6. В конце потребуется закрепить шкив с ведомым валом при помощи пружинной гайки и шайбы.

Сделав ходоуменьшитель, его потребуется испытать. Чтобы проверить устройство, его следует подключить к сцепке агрегата, а также установить колеса для культиватора. Если вы все сделали правильно, то колеса станут крутиться медленно, при этом, сам культиватор будет прижиматься к земле.

Выбирая колеса для мотокультиватора, которые будут работать в паре с уменьшителем хода, нужно уделить большое внимание их диаметру. Не нужно выбирать слишком большие детали, чтобы не нагружать мотор агрегата. Оптимальными станут колеса, диаметром от 25 до 30 см.

Если самодельные устройства планируется использовать в паре с другим навесным оборудованием, к примеру, для плуга, то ходоуменьшители должны обладать достаточной мощностью, чтобы прижимать инвентарь к почве. Обязательно учтите это при подготовке запчастей для изготовления устройства.

Материалы: http://pro-motobloky.ru/motokultivatory/hodoumenshitelya.html

3 ≫

Ходоуменьши́тель — механизм, составная часть трансмиссии самоходной машины (трактора, экскаватора, погрузчика, лесопосадочной, дождевальной и др. машины), предназначенный для получения особо низких рабочих скоростей. Необходимость в ходоуменьшителе возникает, если рабочая скорость машины ниже её транспортной скорости. По характеру изменения рабочей скорости ходоуменьшители делятся на ступенчатые, бесступенчатые и комбинированные, по принципу действия — на механические, гидравлические, электрические и смешанные. Ходоуменьшитель может исходно составлять часть трансмиссии машины или может встраиваться в неё в качестве дополнительного оборудования [1] [2] [3] [4] . Ходоуменьшитель не предназначен для использования в качестве понижающей передачи с целью получения большого тягового усилия.

В ряде случаев для эффективной работы машины требуется обеспечение низкой рабочей скорости (так, рабочие скорости рассадопосадочных машин могут быть ниже 0,2 м/с, траншейных экскаваторов — ниже 1 м/с). В то же время существует необходимость обеспечить достаточно высокую транспортную скорость машины, чтобы сохранить бо́льшую оперативность её использования. Если машина является трактором со сменным навесным оборудованием, то диапазон рабочих скоростей также может сильно различаться в зависимости от используемого оборудования. Однако коробка передач машины часто не в состоянии обеспечить регулирование скоростей в широком диапазоне, или такое регулирование может оказаться затруднительным. В этом случае возникает необходимость в ходоуменьшителе — устройстве, позволяющем снизить скорость машины ниже обычной транспортной скорости. Ходоуменьшитель может представлять собой неотъемлемый агрегат в составе трансмиссии или быть съёмным и устанавливаться вместе с другим навесным оборудованием [3] .

Ходоуменьшители классифицируются по тем же признакам, что коробки передач. По способу регулирования скорости они могут быть ступенчатыми, бесступенчатыми и смешанными, по способу преобразования момента — механическими, гидравлическими, электрическими и смешанными [1] [3] .

Значительное распространение имеют механические ходоуменьшители благодаря простоте конструкции, высокому КПД и лёгкости обслуживания. К недостаткам относится ограниченность диапазона регулирования скорости. В механических ходоуменьшителях часто используется ступенчатая регулировка скорости, хотя возможна и бесступенчатая регулировка с помощью вариатора [1] [3] .

Гидрообъёмные ходоуменьшители обладают более широкими диапазонами регулировки скорости. Кроме того, в них сравнительно просто реализуется бесступенчатое изменение скоростей путём изменения рабочего объема аксиально-поршневого насоса или с помощью дросселя, регулирующего поступление рабочей жидкости (масла) в гидромотор. Гидропередача позволяет надёжно защитить трансмиссию от перегрузок (если давление превышает заданный предел, срабатывает защитный клапан, и масло сливается в бак). Недостатком гидравлических ходоуменьшителей является их сравнительно низкий КПД. Однако поскольку на привод машины в процессе работы тратится сравнительно небольшая часть мощности, общие потери оказываются приемлемыми [3] [5] .

Электрический ходоуменьшитель работает по принципу электрической трансмиссии и включает в себя электрогенератор, вращаемый двигателем машины, и питаемый от электрогенератора электромотор. Достоинством электрической трансмиссии является бесступенчатое регулирование скорости, упрощение механической части трансмиссии и удобство компоновки. Главные недостатки — большая масса, сравнительно низкий КПД и высокая стоимость [3] .

Материалы: http://ru-wiki.org/wiki/%D0%A5%D0%BE%D0%B4%D0%BE%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%8C%D1%88%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C


Back to top