Трактор Т 150К - долговечная модель советского тракторостроения

1 ≫

Трактор Т 150К вошел в историю Харьковского тракторного завода, как самый мощный инженерный прорыв в тракторостроении второй половины XX века. Созданием серии быстроходных, взаимодополняемых тракторов повышенной мощности занимался огромный коллектив инженеров и проектировщиков под руководством главного конструктора Бориса Павловича Кашубы. Разработка проекта под рабочим названием «Т 150» началась в 1967г., когда с поддержкой академика В.Н. Болтинского Кашубе удалось убедить главного инженера завода В.В. Библика в необходимости запуска принципиально новой серии машин.

Сказано – сделано. Однако как признавались очевидцы, претворить задумку в жизнь было с конструкторской точки зрения не так уж просто. На тот момент не существовало ни одного мирового аналога комплементарных тракторов, различающихся только ходовыми частями и абсолютно идентичные по другим характеристикам. Первоначально было решено выпустить колесную версию трактора, а затем после проведения испытаний и обкатки, заняться его гусеничной модификацией. В результате первая, совсем небольшая партия (всего 500 ед.) колесных тракторов появилась в продаже в 1971г. еще до официального прохождения гос.тестов. На следующий год (1972г.) было реализовано уже порядка 4 000 агрегатов.

Что удивительно, ХТЗ сумел не только разработать и грамотно реализовать проект «Т 150», но и наладил эффективную обратную связь. Совхозами в режиме реального времени передавали инженерам сведения об эксплуатационных качествах новых тракторов. Так первоначально трансмиссия Т 150К была исполнена не очень удачно: работая на низкой передаче, трактор не обеспечивал необходимую тяговую мощность, а расход топлива наоборот превышал допустимые нормы. Именно благодаря своевременно поступившим жалобам, инженеры завода смогли оперативно внести необходимые изменения в трансмиссию, и пробная серия не стала провальной.

Универсальные тракторы активно эксплуатировались не только в Советском Союзе

Потребитель довольно быстро ощутил преимущества новых тракторов: и большую продуктивность при вспашке по сравнению с предыдущими аналогами, и лучшую транспортабельность, и универсальность. Спустя 2 года после запуска серии, комиссия инженеров ХТЗ признала эксперимент удачным, что позволило в 1973г. поставить выпуск колесных тракторов 150К на поток.

За всю свою историю ХТЗ выпустил порядка 753 000 экземпляров Т 150К, в том числе и его вариаций. Эта машина была не только отличной базой для различной спецтехники, начиная с бульдозеров и заканчивая снегоочистителями, она стала идеальным экспериментальным образцом. Какие только изменения не претерпевал трактор 150К: на него устанавливали сдвоенные колеса, оснащали двумя ведущими мостами, грейдерными колесами и пр.

Пока существовал Советский Союз трактор был востребован не только в России, но эффективно работал и на экспорт. С 1976 г. по 1990 г. около 23 000 экземпляров Т 150К было поставлено в Соединенные Штаты, Канаду, Австралию, Западную Европу, Азию и даже в Африку. Даже консервативные США, которые редко признавали заслуги советского машиностроения, дали высокую оценку техническим характеристикам трактора Т 150К.

Поскольку изначальной целью проектной бригады ХТЗ было создание полностью комплиментарных тракторов, то и двигатель подбирался с условием, что он будет обеспечивать одинаковую мощность и силу тяги, как для колесной, так и для гусеничной модели. Так колесная модель Т 150К была оснащена дизельным рядным 4-х тактным двигателем СМД-62, в котором 6 цилиндров размещались в форме латинской буквы V под углом развала 90 градусов. Учтя опыт использования СМД-62 для гусеничного образца был подобран о чуть менее производительный СМД-60. Принципиально двигатели различались только мощностью и наличием в 62-ой модели пневмокомпрессора, а потому были вполне взаимозаменяемы, что и требовалось конструкторам.

Обзор основных параметров трактора

Мощность трактора Т 150К составляла 165 л.с. при 2100 оборотах коленвала в минуту, что даже по сегодняшним меркам считается оптимальным для тракторов этого класса. Масляный насос – двухсекционный, шестеренчатый, а в качестве фильтра – полнопоточная центрифуга. Запуск двигателя производился пусковым бензиновым двигателем с редуктором и возможностью дистанционного пуска. Безусловно, с 1971г. двигатель значительно устарел, потому новые модели Т 150К-09 и Т 150К-09-25 оснащаются по выбору минским дизельным Д 260.4 или ярославским ЯМЗ-236, 236НЕ или 238М2. Разброс мощности на этих двигателях составляет 210, 175, 230 и 240 л.с. соответственно.

Гидромеханическая трансмиссия трактора имеет 2-х дисковое сцепление постоянно-замкнутого типа с пневматическим сервомеханизмом. Нажимая муфту сцепления, водитель направляет воздух, сжатый под давлением в пневмокамеру, шток камеры переместится и включит сцепление. КПП – 4-х диапазонная (3 вперед и 1 назад) восьмискоростная с валом отбора мощности для привода сменных рабочих механизмов.

Остов Т 150К состоит из 2 полурам, соединенных шарнирным механизмом, который позволяет им перемещаться друг относительно друга в двух плоскостях. На передней раме закреплены двигатель, КПП, кабина и топливный бак. На задней- трехточечная навесная система для крепежа рабочего оборудования. Рулевое управление трактором Т 150К – гидромеханическое, смещающее полурамы вертикально по отношению к шарнирному механизму.

Оба ведущих моста имеют одинаковые размеры, передний мост по желанию блокируется. Схема расположения колесного движителя трактора 4Х4. Передние колеса подерссорены и оснащены амортизаторами. Колеса трактора - марки DW 18-24 с шиной 530-610Р, модель ФД-14. Шины – пневматические, низкого давления. Ходовая часть оснащена колесными тормозными колодками и ленточным стояночным тормозом.

Благодаря уникальности своего устройства, трактор Т 150К получил 5 наград на мировых сельскохозяйственных выставках, а также принес своему создателю почетное звание Лауреата госпремии Советского Союза.

Цена трактора Т 150К 80-х годов выпуска составляет от 190 000 руб. до 490 000 руб., 90-х гг. выпуска – от 250 000 руб до 700 000 руб. Современные модели Т 150К-09 и Т 150К -09-25 стоят от 1 230 000 руб.

Фото универсального трактора

Видео обзор трактора

Материалы: http://promplace.ru/selhoztehnika-staty-i-obzory/traktor-t-150k-1257.htm

2 ≫

Значение роли сельского хозяйства в экономике страны увеличивается с каждым днём, а это значит, что и технический прогресс не может стоять на месте. В данной статье подробно рассмотрим технические характеристики трактора Т-150К, а также перечислим его недостатки и достоинства.

ХТЗ-150К - энергонасыщенный сельскохозяйственный колёсный трактор, который выпускался с 1971 года и на протяжении последующих сорока лет на Харьковском тракторном заводе. Марка трактора Т-150К является глубокой модернизацией Т-125.

Одновременно с Т-150К на Харьковском заводе выпускался трактор ХТЗ-150, который был схож со своим предшественником, но являлся гусеничным.

На заводе было налажено серийное производство унифицированных между собой гусеничных и колёсных тракторов. На данный момент такой тенденции придерживается знаменитая американская фирма JonhDeer.

Помимо вышеуказанных моделей, на тракторном заводе с 1989 года серийно выпускались мини-трактора Т-08, Т-010, Т-012.

Основные модификации трактора Т-150К:

  • Т-156 - погрузчик.
  • Т-157 предназначен для лесной промышленности.
  • Т-155 - тягач лёгкого класса.
  • Т-155КД - колёсный трактор, оснащённый бульдозерным оборудованием.

Специально для марки трактора ХТЗ Т-150К был разработан дизельный двигатель марки СМД-60 мощностью 165 л. с., который имел переднее расположение, шесть цилиндров и v-образную форму. Система охлаждения двигателя - жидкостная с наличием турбонадува. Запуск основного двигателя осуществлялся при помощи пускового бензинового, который начинал свою работу от запуска электростартера.

Спустя некоторое время Харьковский завод прекратил производство двигателя марки СМД-60, и на трактор устанавливали безнадувной шестицилиндровый двигатель жидкостного охлаждения ЯМЗ-236 ДЗ, мощность которого составляет 170 л. с. Его запуск осуществлялся без вспомогательных двигателей при помощи электростартера. Данная модель двигателя существенно улучшила основные характеристики трактора.

Коробка передач трактора ХТЗ Т-150К гидромеханическая, представлена четырьмя диапазонами: замедленный, транспортный, рабочий и задний ход. В каждом из них расположено по четыре передачи.

Большим плюсом КПП ХТЗ является то, что переключение осуществляется без разрыва потока мощности. Это достигается при помощи персональных прижимных муфт, которые располагаются на вторичном вале коробки и соединяют его с ведомыми шестернями. Благодаря этому при переключении передач изначально включается гидроприжимная муфта следующей передачи, а после этого выключается муфта предыдущей. На несколько долей секунд муфты обеих передач остаются включёнными, что обеспечивает беспрерывность переключений.

Диапазоны трактора ХТЗ-150 переключаются только при остановке трактора. Задний мост (крепится жестко к раме) - ведущий, передний (установлен на рессорах) - переключаемый.

Гидрооборудование: агрегатно-раздельная система навесного устройства, система управления поворотами, отдельная система КПП. В тракторах, выпущеных после 2013 года, гидросистемы поворота и навесного устройства объединены.

Пневмооборудование представлено системами управления муфтой сцепления и тормозами прицепа и трактора.

Электрооборудование представляет собой бортовую сеть, напряжение которой равняется 12 В.

Кабина трактора ХТЗ виброизолированная, а также полностью защищает водителя от шума и пыли. С 2013 года кабина она оборудована каркасом безопасности. Кузов расположен в самом центре тяжести, поэтому возникающие колебания при езде сведены к минимуму.

Рама представляет собой переднюю и заднюю полурамы, которые связаны горизонтально и вертикально шарнирами. Сами же полурамы изготовлены из поперечных брусьев и швеллеров продольного расположения. Все элементы рамы соединены при помощи заклепок.

Достоинства трактора марки ХТЗ Т-150К:

  • благодаря наличию колёсного хода и габаритам менее 2,5 метра возможно осуществление работ на дорогах и автомагистралях;
  • богатый выбор рабочих агрегатов означает большее количество выполняемых работ;
  • наибольшая грузоподъёмность, которая достигается за счёт одинакового размера передних и задних колёс;
  • улучшенные условия работы для машиниста, наиболее высокая безопасность;
  • наибольшая скорость движения.

  • за счёт колёс возникает увеличенное давление на грунт;
  • тяговое усилие уменьшено на 20-30%;
  • расход топлива увеличен на 10%.

Помимо вышеуказанного, цена трактора ХТЗ Т-150К значительно выше цены Т-150. Скорее всего, это можно объяснить тем, что Т-150К обеспечивает наиболее высокую безопасность труда, чего не скажешь о его гусеничном предшественнике. Б/у модель можно приобрести за 300 тыс. руб. и выше. Новая машина обойдется покупателю примерно в 1,5 млн руб.

Среди интересных фактов можно отметить то, что для очистки палубы авианосца России "Адмирал Кузнецов" выбрали именно Т-150К, который оснащён двигателем от советского истребителя МиГ-15. Также модель трактора выпускалась в серии журнала "СССР в масштабе". На сегодняшний день трактор ХТЗ Т-150К остаётся незаменимым в своём роде.

Материалы: http://www.syl.ru/article/321074/traktor-htz-t--k-harakteristiki-modifikatsii-interesnyie-faktyi

3 ≫

Трактор Т-150 является представителем семейства отечественных энергонасыщенных машин, разработанных еще в СССР. Т-150, как и его немного видоизмененная модификация трактор Т-150К, является легендой советского машиностроения и занимает почетное место среди других подобных агрегатов.

Харьковский тракторный завод начал свою деятельность в 1930 году. Производство работает и сегодня. Но особенный интерес представляют советские машины. Одно из таких машин стал трактор Т-150. 25 ноября 1983 года с конвейера ХТЗ сошла гусеничная модификация уже ставшего знаменитым трактора Т-150К. В отличие от колесного собрата, трактора Т-150 ХТЗ стали более проходимыми и приспособленными к тяжелым условиям.

Гусеничный трактор Т-150 отличался от колесного только устройством ходовой системы и механизмом переключения передач. Разработка новой техники была обусловлена потребностями сельского хозяйства. Агрономы нуждались в тракторе с повышенной производительностью, проходимостью и меньшим давлением на грунт. Выбор Т-150К в качестве базы для гусеничной модификации был вполне закономерным, поскольку техника пользовалась большой популярностью у современников.

Трактор Т-150 — переднемоторный. Двигатель соединен с двухпоточной коробкой передач и муфтой сцепления. Особенности конструкции трактора позволяют выбирать два способа поворота:

  • силовой — с помощью уменьшения давления масла в гидроподвижной муфте отстающего борта;
  • кинематический — включение гидроподвижных муфт правого и левого бортов.

Включив тормоз соответствующего борта после отключения гидроподвижной муфты можно уменьшить радиус поворота до минимума. К задней части машины жестко присоединена коробка передач, на которую устанавливается кабина с топливным баком на 315 литров.

Двигатель

На тракторе Т-150 используется дизельный СМД-60, специально разработанный для этой машины. Шестицилиндровый V-образный мотор с турбонаддувом и жидкостной системой охлаждения выдает максимальную мощность 150 л.с. Система пуска основана на применении бензинового пускового двигателя, пуск которого, в свою очередь, осуществляется с помощью электростартера. Была также предусмотрена система предпускового нагрева.

Сегодня выпуск СМД-60 прекращен. Вместо него на тракторе Т-150 используется обновленный ЯМЗ-236ДЗ. Это безнаддувный 6-цилиндровый V-образный агрегат с мощностью 175 л.с. и электростартерным запуском. Мотор создает максимальный крутящий момент 716 Нм. Рабочий объем двигателя составляет 11 л. Частота вращения коленвала — 2100 об/мин. Удельный расход топлива — 220 г/кВт*ч.

Трансмиссия

Двухпоточная коробка передач гусеничного трактора Т-150 оснащена возможностью передачи усилия на каждую гусеницу. Трансмиссия работает в нескольких диапазонах:

В каждом диапазоне четыре передачи. Переключение производится гидроподвижными муфтами без прерывания потока мощности. Переключить диапазон можно во время остановки трактора. Привод вала отбора мощности также осуществляется от коробки передач. Главная передача работает на планетарных редукторах.

Максимальная скорость передвижения в транспортном режиме достигает 15,3 км/ч. Задним ходом трактор перемещается со скоростью 5-74-7,93 км/ч. В режиме бульдозера толкающее усилие машины достигает 5000 кг.

Ходовая система

Гусеничный трактор Т-150 ХТЗ перемещается на двух гусеничных цепях. Каждая цепь устанавливается на две подрессорные балансирные каретки и два опорных ролика. Уменьшение толчков от наезда на препятствия осуществляется с помощью встроенных в ходовой механизм амортизаторов и пружин.

Шасси Т-150 расположено на несущей раме из двух продольных швеллерных лонжеронов, соединенных поперечными стальными брусьями. Гусеничная машина имеет рулевое управление поворотами. На каждую гусеницу возможно включение отдельной передачи. Эта особенность обеспечивает разворот машины практически на месте.

Кабина

На современных тракторах Т-150 на гусеничном ходу устанавливаются комфортные кабины на жестком каркасном основании. Кабина полностью герметизирована и защищена от воздействия внешней среды. Круговое остекление улучшает обзорность. На фронтальной части расположен солнцезащитный козырек. Стекла оборудованы стеклоочистителями и обдувом всех стекол при запотевании.

В кабине устанавливается отопитель для работы в холодное время года. Имеется шумо- и виброизоляция. Предусмотрена система вентиляции. Кабина двухместная. Сидения водителя и пассажира мягкие. Водительское подрессорено, регулируется по высоте. Есть освещение, крючки для одежды, термос с водой, место для аптечки. Хотя по комфорту кабина Т-150 не является эталоном, но обеспечивает вполне достойные рабочие условия для водителя трактора.

Габаритные размеры

Эксплуатационная масса трактора составляет 8150 кг. Геометрические параметры:

  • длина — 5000 мм (без навесного устройства, с прицепом);
  • ширина — 1880 мм;
  • высота — 2680 мм;
  • база — 1800 мм;
  • колея — 1435 мм;
  • дорожный просвет — минимум 300 мм.

Трактор Т-150К унифицирован с Т-150. Имеется несколько значительных отличий в устройстве хода и трансмиссии. КПП трактора Т-150К передает крутящее усилие на привод через раздаточную коробку. Трансмиссия дополнительно оборудована собственным валом отбора мощности, передающим усилие на рабочие орудия и механизмы.

Колесная формула Т-150К — 4х4. Все покрышки одинакового размера. Широкая резина позволяет уменьшать давление на грунт. Колесный трактор Т-150К имеет раму из двух частей, соединенных шарнирами. Конструкция трактора обеспечивает возможность поворота в горизонтальной плоскости.

На передней полураме располагается двигатель, заправочный бак, коробка передач и кабина. На второй части рамы закрепляется навесная система для закрепления орудий. Оба моста трактора являются ведущими. При необходимости зданий можно отключить.

Грузоподъемность навесной системы трактора Т-150 составляет 3500 кгс. Навесное устройство заднее двухточечное или трехточечное. Вал отбора мощности — зданий независимый двухскоростной с частотой вращения 540 и 1000 об/мин.

Гусеничный Т-150 ХТЗ стал продолжением линейки аналогичных тракторов, заменив модель Т-74. В отличие от предшественника Т-150 получил:

  • вдвое большую мощность силового агрегата;
  • в полтора раза увеличенную эксплуатационную массу;
  • смещенный относительно середины опорной поверхности вперед центр тяжести.

Последняя особенность позволила выравнивать давление по всей длине гусениц при условии приложения силы тяги. Смещение достигнуто, благодаря отделению КПП от заднего моста и ее переносу вперед, ближе к мотору.

Другие особенности Т-150:

  • устройство коробки передач гарантирует переключение внутри диапазона без разрыва потока мощности. Сохранение мощности стало возможным благодаря попеременному включению/выключению гидроподвижных муфт предыдущей и последующей передачи. В доли секунды обе муфты остаются включенными, чем и обеспечен постоянный поток;
  • при выборе кинематического способа поворота обе гусеницы машины остаются ведущими. Таким образом, вся масса трактора используется для разворота и создания силы тяги;
  • при выборе силового способа поворота управление трактором осуществятся с помощью рулевого колеса.

Основные преимущества Т-150 перед Т-74:

  • увеличенная производительность машины, достигнутая за счет повышенной скорости работы с большей силой тяги;
  • снижение давления на грунт и, как следствие, возможность использования на черноземах, вспаханных полях и т.д.;
  • снижение нагрузки на узлы трансмиссии, повышение их долговечности, уменьшение габаритов и увеличение дорожного просвета за счет использования двух потоков передачи мощности;
  • более комфортные условия труда для водителя.

Конструктивные особенности машины позволили выделить ключевые достоинства гусеничной версии Т-150:

  • снижение удельного давления на грунт, уменьшение вредного воздействия на почвы в два раза;
  • уменьшение буксования в три раза;
  • существенное увеличение производительности трактора;
  • уменьшение расхода топлива на 10 %;
  • повышение безопасности труда;
  • увеличенное на 20-30 % тяговое усилие.

Недостатки в сравнении с колесной модификацией тоже имеются:

  • запрет эксплуатации на дорогах общего назначения с твердым асфальтобетонным покрытием;
  • усложненная система агрегатирования с различными орудиями, трудности сцепки с тяжелыми устройствами из-за маленькой базы трактора;
  • низкая скорость передвижения в транспортном и рабочем диапазонах;
  • повышенный из-за особенностей конструкции износ гусеничной цепи.

Трактор Т-150 нельзя назвать современной машиной. Сегодня он занимает далеко не лидирующую позицию среди своих «коллег» по техническим показателям, безопасности и комфорту. Однако машина все еще сохраняет популярность у российского потребителя, а техника, выпущенная в Советском Союзе, продолжает работать, спустя тридцать лет. Пожалуй, это можно назвать показателем эффективности и надежность отечественного тяжелого машиностроения.

Получите выгодное предложение от прямых поставщиков:

Материалы: http://spectehnika-info.ru/traktor-t-150/


Back to top