Эксплуатация гидроцикла

1 ≫

ПРАВИЛА ЭКСПЛУАТАЦИИ ГИДРОЦИКЛА

Категорически запрещается заливать бензин рядом с искрами, открытым огнем и другими источниками воспламенения.

Посадка на гидроцикл с причала осуществляется с соблюдением осторожности, постоянно сохраняя балансировку: поставив одну ногу на ступень, осторожно переносите вес тела и, поставив вторую ногу, устраиваетесь на сиденье.

Посадка на гидроцикл с мелководья (при глубине 0,6 метра) производится с любого борта либо с кормы при соблюдении условий, указанных в первом пункте.

Посадку на гидроцикл с воды (при глубине более 1,5 м) следует производить с кормовой части, также последовательно и аккуратно поставив на подножки сначала колени, затем, сохраняя общую балансировку, перенести вес тела на сиденье, удерживаясь при этом за поручни и ремни.

Пассажир проделывает те же операции, при этом водитель обеспечивает балансировку и сохранение остойчивости гидроцикла.

Запрещается запускать двигатель и начинать движение гидроцикла, если пассажиры (пассажир) не успели занять свои места на сиденье.

Время работы стартера не должно превышать 5 сек, повторный запуск – через 15 сек.

Пуск двигателя следует осуществлять только в положении гидроцикла «на плаву», при глубине водоема под ним не менее 0,6 метра.

После пуска двигателя водитель должен обязательно убедиться в работе системы охлаждения двигателя и циркуляции в ней воды. Контроль – выброс воды через сливное отверстие.

Гидроцикл управляем только при работающем двигателе и нажатой педали газа. При заглушенном двигателе гидроцикл движется по инерции только по прямой.

Большинство моделей гидроциклов не имеют режимов заднего хода и торможения. У таких гидроциклов торможение осуществляется за счет естественного сопротивления водной среды, поэтому водителю всегда рекомендуется оценить "тормозной путь" своего гидроцикла при различных режимах работы двигателя. Величина "тормозного пути" зависит от веса водителя, наличия и веса пассажиров, от умения водителя использовать тяговое усилие двигателя. В общем случае, при одном водителе среднего веса у большинства гидроциклов "тормозной путь" находится в пределах 70 ÷ 90 метров.

Если модель гидроцикла имеет «задний ход», то реверсивное устройство можно включать только на холостом ходу, чтобы не допустить его поломки.

Повороты гидроцикла осуществляются за счет отклонения кормы (а не носа) в ту или иную стороны, поэтому при отходе от причала (пирса) обеспечьте свободное пространство для маневра кормой (предварительно оттолкнув носовую часть) или, двигаясь вдоль пирса, постепенно выводите его на свободную воду.

При падении с гидроцикла следует немедленно принять меры для остановки двигателя с помощью стропы глушителя или кнопки экстренного останова.

При управлении гидроциклом страховочный шнур выключения двигателя должен быть прикреплен к руке или спасательному жилету водителя, т.к. только он выключит двигатель при падении в воду.

Если гидроцикл при падении перевернулся – примите меры к восстановлению остойчивости, займите рабочее положение (способом, описанным выше) и попытайтесь запустить двигатель.

При удачной попытке – дальнейшее движение рекомендуется осуществлять с полностью открытым дросселем, что позволит системе осушения удалить воду из двигательного отсека . Конечно, эти приемы желательно предварительно отработать на мелководье, при небольшом удалении от берега.

После переворота гидроцикла всегда предполагайте возможность попадания воды в двигатель, в топливный и масляный баки, поэтому обязательно проделайте все операции, предусмотренные, прилагаемым к конкретной модели гидроцикла Руководством по эксплуатации.

Никогда не ходите на глубине менее 60 см от днища гидроцикла. В противном случае галька, песок, водоросли и другой мусор могут попасть во впускную решетку и вызвать засорение входного отверстия водовода водомета.

Последствия засорения входного отверстия водовода водомета:

– Кавитация рабочего колеса водомета и снижение силы тяги водомета.

– Уменьшение расхода охлаждающей воды и перегрев двигателя.

Водителю, после каждого использования гидроцикла, рекомендуется снять сиденье, убедиться в отсутствии воды в двигательном отсеке, протереть отсек насухо и установить сиденье на место.

После эксплуатации аппарата в соленой воде необходимо систему охлаждения промыть пресной водой.

После транспортировки или заправки необходимо проконтролировать концентрацию бензиновых паров в двигательном отсеке.

Необходимо применять топлива и масла, рекомендованные фирмой-изготовителем.

Всегда переворачивайте гидроцикл только на левый бок, иначе возможно попадание воды в двигатель.

Не уходите от берега на большее расстояние, чем сможете проплыть.

Не превышайте пределов пасажировместимости и грузоподъемности.

Не используйте гидроцикл для буксировки маломерных судов и воднолыжников.

Не используйте гидроцикл без огнетушителя на борту.

Все находящиеся на гидроцикле люди должны надеть спасательные жилеты, прошедшие соответствующую сертификацию и пригодные для использования на гидроциклах.

Всегда надевайте защитную одежду (гидрокостюм), т.к. после падения человека в воду он может оказаться вблизи сопла водомёта и получить травмы от действия реактивной струи.

При управлении гидроциклом рекомендуется использовать специальные очки, защищающие глаза от брызг, ветра и солнечных лучей.

Шлем надевать не обязательно. Хотя шлемы не могут обеспечить абсолютную защиту головы, они могут снизить тяжесть травм при столкновении с другим судном или каким-либо препятствием. В то же время они также могут причинить вред, т.к. падение в воду может привести к попаданию в шлем воды, в результате чего ремешок на шее сильно натягивается, что может вызвать удушье и серьёзные травмы шеи. Кроме того, шлем может повысить риск попадания в аварию, если он ухудшает обзор и снижает слышимость.

Материалы: http://uzelokgz.ru/gidro/expluat.html

2 ≫

Неопытный владелец аквабайка по неосторожности запросто может угробить свое новенькое приобретение, причиной чему будет гидроудар, разрушительное действие воды, попавшей по вашей неосторожности в двигатель. Несжимаемая, почти в 800 раз более плотная, чем воздух, вода по каким-то причинам попадает в карбюратор или систему впуска, далее в кривошипную камеру, затем через продувочные каналы в цилиндр. И вот тут начинается в полном смысле разрушительное действие воды. Степень разрушения зависит от частоты вращения вала двигателя.

Гидроудар на неработающем двигателе

Оказывается, это бывает и довольно часто. Типичный пример. Вы - неопытный аквабайкер, и только начинаете осваивать "стоячий" водный мотоцикл. Естественно. Вы невнимательно читали или даже совсем не читали инструкцию и уж конечно не смотрели в таблички на транце аквабайка, тем более что они приклеены (специально) "вверх ногами". На этих табличках показано, что делать и в какую сторону вращать перевернувшийся аквабайк, чтобы поставить его на ровный киль. После нескольких падений в моторном отсеке скопилось много воды, и после очередного падения и переворота водного мотоцикла, Вы стали переворачивать его на ровный киль в сторону, обратную той, что указана на транцевой табличке. В результате в карбюраторы, как в черпаки залилась вода, а через них и через лепестковые клапаны (двигатели Yamaha, Kawasaki) вода заполнила кривошипную камеру. Не подозревая ни о чем плохом, Вы пытаетесь запустить двигатель. Но так как он заполнен водой, то, естественно не запускается. Уже на берегу, удалив тем или иным способом воду из двигателя, Вы обнаруживаете, что, даже запустившись, он как-то "чихает" и "кашляет" и отказывается нормально работать. Или же стартер неравномерно вращает двигатель, а еще чаще крутится вхолостую, не проворачивая двигатель вовсе. Причина неустойчивой работы двигателя заключается в том, что, пытаясь прокрутить двигатель, электростартер (а мощность его около 0,8 кВт) движущимся к нижней мертвой точке поршнем создает в кривошипной камере, заполненной водой, такое избыточное давление, что тонкие пластиковые лепестки ломаются и выдавливаются наружу. Конечно, даже после удаления воды из двигателя сломанные лепестки не могут обеспечить герметичность и требуют замены. Причиной работы стартера вхолостую после "затопления" двигателя чаще всего сломанные зубья шестерни на редукторном бендиксе. Шестерня как запасная часть не поставляется, и весь редукторный бендикс, требует замены. Кроме того, работа по замене бендикса весьма трудоемка, и лучше всего производить ее, когда двигатель снят с лодки.

Гидроудар при запуске двигателя

Опять рассмотрим типичную ситуацию. Вы перевернулись, поставили аквабайк на ровный киль, но в суматохе поворачивали его не в ту сторону (правильное направление указано на транцевой табличке). Нажимаете на кнопку "старт", двигатель запускается, но сразу же с какими-то посторонними звуками глохнет и больше не вращается. Конечно, это обидно и неприятно, но могло быть во много раз больше проблем, раскрутись двигатель до 2 - 3 тысяч об/мин. Объясняется это просто, при повороте аквабайка на ровный киль не в ту сторону, какой-то карбюратор черпнул воды, и она попала в кривошипную камеру. При нажатии на "старт" один из цилиндров дал вспышку, вода перелетела в камеру сгорания и, так как она несжимаема, то практически мгновенно остановила движущийся к верхней мертвой точке поршень. Инерция тяжелого вращающегося коленчатого вала согнула тонкий длинный шатун, и он заклинился между щеками коленчатого вала. Двигатель резко остановился, т.к. гнутый шатун не дает ему вращаться. В результате невнимательности и поспешности Вы сами сломали двигатель. Но можно считать, что, если шатун не оборвался и полностью не развалил двигатель, Вам еще повезло, хотя расходы по ремонту весьма велики. При обращении в "фирменный" сервис Вам предложат, как минимум, поменять весь коленчатый вал в сборе и поршневой палец с подшипником. Ремонт коленчатого вала заводскими инструкциями не предусмотрен, и оригинальные куски коленчатого вала на многие модели не поставляются. Новый коленчатый вал на "младшие" двухцилиндровые Yamaha и Kawasaki стоит около тысячи долларов, на мощные трехцилиндровые модели в полтора и даже в два с половиной раза дороже. Конечно, можно найти качественные не оригинальные запчасти, например, производства "Pro X" или "Wiseko", но работа по ремонту коленчатого вала требует очень высокой квалификации и сложного стационарного оборудования. Точность взаимного расположения элементов вала составляет 0,01 - 0,03мм, а усилия запрессовки 10 - 16 тонн. Редко где смогут качественно выполнить такую сложную работу.

Гидроудар на работающем двигателе

Попадание воды в двигатель, работающий на оборотах выше средних, приводит к его почти полному разрушению. Шатун не просто сгибается, а инерцией быстровращающегося коленчатого вала разрывается примерно по середине стержня. Обломок шатуна пробивает половинки картера, ломает впускные лепестки, цилиндр или его гильзу, часто повреждается головка цилиндров. Стоимость восстановления такого аварийного двигателя составляет несколько тысяч долларов. Можно пытаться существенно сократить расходы, восстанавливая пробитые картер и цилиндр, но надо знать, что при заваривании даже небольших трещин или пробоин, детали "поведет", и для восстановления правильной геометрии их придется заново растачивать и фрезеровать, а, следовательно, изготавливать новые более толстые прокладки. После извлечения покореженной гильзы потребуется изготовление нестандартной, более толстой гильзы.

От сложной конфигурации продувочных и выхлопных окон очень сильно зависит мощность, экономичность двигателя и равномерность его работы. Сделать точную самодельную копию оригинальной гильзы под силу специалистам самой высшей квалификации. Выполнить такую работу просто станочники, даже самой высшей квалификации при всем их желании не смогут. Нужен «цилиндровых дел мастер», которых даже на самых известных моторостроительных фирмах буквально единицы.

Вывод - при существенных поломках картера и цилиндра желательно приобретать оригинальные детали.

  • Разделы
    • Все разделы
    • Авто
    • Аэро
    • Вело
    • Вертикаль
    • Доски
    • Животные
    • Кайты
    • Коньки
    • Лодки
    • Лыжи
    • Мото
    • Оружие
    • Разное
    • Субмарин
  • Знай!
    • Словарь терминов экстрима
    • Классификатор экстремальных видов спорта
    • Любопытное
    • Познавательное
    • От А до Я
    • Экстрим-Наука
    • Тех. Документы
  • Не Повтори!
    • Их не вернуть
    • Родились в рубашке
    • Не будь идиотом
  • Стремись!
    • Стремись к ней
    • Стремись к нему
    • Стремись к победе
  • Улыбнись!
    • Крейзи-Меню
    • Юмор
  • Где?
    • Анонсы
    • Организации
    • Пользователи
    • Клубы
    • Магазины
    • Места
    • Туры
  • Федерация
    • О Федерации
    • Новости
    • Члены ФЭТВС
    • Проекты
    • Контакты
  • Следите:
    • Написать в редакцию

Портал об экстремальном спорте. Новости, статьи и факты об экстриме, активном отдыхе, спортивном туризме, путешествиях и увлечениях.

Свидетельство о регистрации средства массовой информации: № ФС77-36897.

Материалы: http://spox.ru/ru/articles/8575.gidrotsikl_pochemu_nado_opasatsya_gidroudara.html

3 ≫

С 5 по 6 августа компания «Ямаха Мотор Си-Ай-Эс» впервые в России провела курсы безопасного вождения гидроциклов Yamaha. На этом мероприятии не предполагалось разучивать бэкфлип на стоячках или тренировать скоростное прохождения трассы на спортивном аквабайке.

Акцент был сделан именно на правильной подготовке к катанию и безопасном управлении этим видом водного транспорта. На основе курса, проведенного японскими инструкторами Yamaha Riding Academy, наша редакция решила составить свод основных правил для начинающих райдеров.

Итак, солнечный летний денек вы решили провести на своем водномоторном друге. Сразу хочется предупредить, что любой гидроцикл – это спортивный снаряд, требующий от вас трезвой головы и холодного расчета. Обязательно вспомните, что вы употребляли накануне. Катание в состоянии алкогольного или наркотического опьянения категорически запрещено. Огромное число несчастных случаев подтверждают это правило.

Также хочется надеяться, что у вас имеется удостоверение ГИМС на право вождения гидроциклом. Ну, или хотя бы вы прочли правила по движению маломерных судов. Водные правила существенно отличаются от ПДД.

Наконец, вы готовы начать общение с гидроциклом. Обязательно наденьте спасательный жилет, защитный гидрокостюм, перчатки и обувь. В случае падения это защитит вас от мощной струи водомета, вылетающей из сопла импеллера, и позволит не утонуть, даже при потере сознания. Соотечественникам в леопардовых плавках с обнаженным прокачанным торсом – отдельный привет и напоминание: жизнь дороже понтов! Также не помешают защитные очки на случай дождя и телефон в водозащитной упаковке для экстренной связи.

Теперь о том, что нужно проверить перед катанием на самом гидроцикле, пока он не спущен на воду. Осмотрите корпус гидроцикла на предмет повреждений и трещин, а систему импеллера – на отсутствие посторонних предметов (веревок, водорослей и т. п.). Снимите сиденье, открывающее доступ к мотору. Провентилируйте моторный отсек от скопившихся газов и испарений, которые могут вызвать возгорание. Обязательно убедитесь в том, что в моторном отсеке отсутствует вода, а сливные отверстия на транце днища закручены. Проверьте соединения клемм аккумуляторной батареи и надежность крепления батареи к корпусу. Проверка моторного отсека закончена. Откройте крышку топливного бака, тем самым стравив давление в нем, и проверьте уровень топлива и уровень моторного масла. Также перед катанием нужно проверить работу руля и курка акселератора. Убедитесь в отсутствии заеданий и посторонних звуков. Теперь можно на 10–20 секунд завести двигатель и убедиться в его легком запуске и ровной работе.

На весь процесс подготовки и осмотра обычно уходит не более 10 минут. Не торопитесь: выявленные проблемы на суше спасут вас от серьезных неприятностей на открытой воде. После вышеописанных операций можно спускать гидроцикл на воду и отдавать швартовы.

И вот ваш боевой конь покачивается у причала или на мелководье. Не торопитесь включать первую космическую и превращаться в точку на горизонте. Рассмотрим посадку на гидроцикл. Если вы собираетесь стартовать с мелководья, отбуксируйте аквабайк на глубину минимум 60 см, и забирайтесь на него исключительно с кормы, держась за ручку под сиденьем. При падении с гидроцикла на глубине залезать на сиденье следует также только с кормы.

Даже для продвинутых аквабайкеров мы рекомендуем хотя бы раз совершить трюк с опрокидыванием гидроцикла кверху дном и возвращением его в нормальное положение. Для этого отбуксируйте его на минимальную глубину 2 метра и, встав обеими ногами на один из бортов и держась руками за руль, раскачайте гидроцикл до полного опрокидывания. Далее, находясь в воде, подплывите к кормовой части. Нужно помнить, что при виде с кормы гидроцикл переворачивается строго по часовой стрелке. Это препятствует попаданию воды в воздушную систему двигателя. Как правило, на корме есть специальная наклейка, с указанием, как правильно перевернуть гидроцикл. Итак, надавите на кормовую часть борта, так, чтобы слегка затопить его, а после потяните на себя сперва решетку импеллера, а затем противоположный борт гидроцикла, тем самым перевернув его. Далее, как уже сказано, залезаем на сиденье с кормы. Тренировка этого упражнения у берега позволит вам без паники проделать данный трюк в штормовом открытом море.

Перед включением зажигания проверьте наличие на вашей руке тросика от чеки запуска двигателя. При падении райдера чека автоматически заглушит двигатель, и вам не придется соревноваться с гидроциклом в плавании свободным стилем.

Наконец можно кататься! Перед запуском двигателя убедитесь в отсутствии купающихся вокруг зоны старта. Помните, что гидроцикл на холостом ходу медленно движется вперед. Сразу направляйте его на открытую часть водоема. Сперва попрактикуйтесь в управлении на холостом ходу и с небольшим газом (около ¼ хода акселератора). Можно порисовать виртуальные восьмерки на открытой воде. Постепенно увеличивайте скорость. Не забывайте свешиваться и переносить вес тела внутрь совершаемого поворота, иначе силы инерции просто сбросят вас в воду.

Нужно обязательно помнить про два основных отличия управления водным и наземным транспортом, из-за которых происходит масса аварий и несчастных случаев. Первое: на земле поворачивают колеса, а на воде – двигатель. Попробуйте разогнать гидроцикл по прямой на открытом водоеме, полностью отпустить акселератор, а затем резко повернуть руль. Аквабайк сместится со своей траектории лишь на несколько градусов. Только при добавлении газа он начинает поворачивать более уверенно. И второе правило: на водном транспорте нет тормоза. Всегда рассчитывайте скорость и помните, что останавливать вас будет только сила трения воды. А эта штука далеко не так надежна, как вентилируемый тормозной диск вашего авто.

Можно до бесконечности совершенствоваться в управлении гидроциклом на открытой воде, но рано или поздно пробьет час швартовки. Процесс это непростой, особенно если он происходит в заполненной марине с обилием лодок и причалов. Двигаться по марине следует строго на холостом ходу, перед швартовкой у причала нужно максимально сбросить скорость. Подходить к причальной стенке вы должны под углом примерно в 45 градусов. Если непосредственно у причала дрогнула рука или скорость не достаточно медленная, можно сделать еще небольшой круг. Не доходя до причала около 3-4 метров, вы отворачиваете нос гидроцикла от причальной стенки и при этом выключаете зажигание. Сила инерции сама пришвартует гидроцикл к стенке.

В этой статье мы перечислили самые основные правила, выполнение которых сделает управление гидроциклом безопасным и предсказуемым. Вы можете попросить вашего дилера предоставить вам наиболее полный материал по технике управления гидроциклом.

  • Безопасность по-японски / Первые шаги на аквабайке

НАШИ ПРОЕКТЫ

Перепечатка материалов RedSleds.ru разрешается только с письменного разрешения редакции при обязательной установке активной гиперссылки на сайт redsleds.ru рядом с опубликованным материалом, для печатных изданий — с формулировкой "по материалам журнала RedSleds.ru"

Свидетельство о регистрации ПИ №ФС2-8439 от 12 января 2007 года

Материалы: http://www.redsleds.ru/magazine/archive/redsleds_9_2011/expert_6/0


Back to top