Ремни безопасности

Как бы не развивалась автомобильная промышленность, одно из устройств всегда остается на своем первоначальном месте. Мы говорим о ремнях безопасности, которыми оборудуются все посадочные места автомашины. Наша сегодняшняя статья будет посвящена видам, устройству и назначению автомобильных ремней.

Что такое ремень безопасности?

Страховочный ремень является средством пассивной безопасности, предназначенным для удерживания пассажиров транспортного средства в креслах во время возникновения дорожных аварий или осуществления экстренного торможения. Именно ремни должны предотвратить контакт тела человека, в основном головы и грудной клетки, с твердыми частями кузова — рулем, боковыми стойками или лобовым стеклом.

Немного истории. Когда появились первые ремни?

Массовость появления страховочных ремней в салоне автомобилей приходится на 50е годы прошлого столетия. Причинами этого стали существенно возросшие скорости движения, которые нередко приводили к дорожным происшествиям с тяжелейшими последствиями для людей, находящихся внутри. В этот период значительно выросло и количество смертельных исходов от травм, полученных в авариях.

Первое предложение по монтажу ремня безопасности было осуществлено французским ученым Густавом Лебе. В 1903 году им были разработаны страховочные ремни со сложным пятиточечным устройством. Развития идея в то время не получила, и, как следствие, о ней благополучно забыли на несколько десятков лет.

Главным изобретателем современных страховочных ремней считается шведский инженер Нильс Болин. Разрабатывая системы безопасности авиационных катапульт, он сконструировал трехточечный ремень безопасности, который по его инициативе был применен в автомобилях марки Volvo.

Дальнейшая эволюция приводила к появлению новых систем, изменению количества точек статического закрепления, появлению всевозможных механизмов и т.д. Были и попытки полностью отказаться от автомобильных ремней. Это было связано с изобретением специальных подушек, однако их эффективность без дополнительных мер пассивной безопасности оказалась невысокой.

Какие бывают ремни безопасности?

Все автомобильные ремни разделяются по разновидностям креплений и системам срабатывания.

Крепления бывают нескольких видов:

  • Двухточечные. Они встречаются лишь в качестве средних ремней на заднем диване, либо в устаревших моделях отечественных автомобилей. В основном этот тип поясной, напоминающий страховочные ремни кресел самолета. Второй вариант двухточечных ремней — диагональный, проходящий от верхней точки закрепления, расположенной на центральной стойки боковой части машины, до замка, установленного в районе межпассажирского тоннеля. В случае диагонального исполнения дополнительного поясного ремня не предусматривается.

  • Трехточечные. Этот вид является наиболее распространенным. Такими ремнями оборудуются практически все современные машины. Трехточечные диагонально-поясные ремни выстраиваются V-образно, что позволяет равномерно распределять энергию инерционного движения тела между грудью, плечами и областью таза.

  • Четырехточечные. Основная сфера применения ремней подобного типа – спортивные модели. Их сидения наделены четырьмя точками крепления. В серийных машинах подобные решения применить нереально из-за отсутствия конструктивной приспособленности.

  • Помимо этого, существуют пятиточечные и шеститочечные ремни безопасности, однако в общегражданских автомобилях они не применяются. Ими оборудуются исключительно гоночные болиды.
  • По принципам срабатывания ремни подразделяются также на три вида:

    1. Статические. Это устаревший тип, который на современных авто не применяется. Такие ремни представляют собой обычную широкую ленту, строго отмеренной фиксированной длины с возможностью ручной регулировки. В случае срабатывания ремни удерживаются за счет статических точек закрепления.
    2. Динамические. Ремни подобного устройства имеют специальный механизм, обеспечивающий их преднатяжение. При плавном движении водителя он позволяет ремню удлиняться или равномерно сматываться, однако если происходит резкий рывок, ремень переходит в статическое положение, плотно удерживая автолюбителя в кресле.
    3. Опережающие. Принцип действия ремней, работающих на опережении, имеет достаточно тесное переплетение с различными системами безопасности автомобиля. За натяжение и удержание таких ремней отвечает специальный электромотор, регулирование работы которого осуществляет специальный блок управления. Постоянно считывая показания с датчиков скорости, ускорения, курсовой устойчивости и т.п., управляющее устройство определяет наличие опасных ситуаций на дороге. Если, по мнению электроники, таковые имеются, система заранее подтянет страховочные ремни и статически зафиксирует их. После возвращения автомобиля в привычный ритм движения «хватка» будет ослаблена. Нередко электрические преднатяжители опережающих ремней дополняются еще и специальными пиропатронами. Они выстреливают в случае сильных ударов автомобиля для максимально крепкого удержания членов экипажа на своих посадочных местах.

    Зачем нужно пристегиваться?

    Упрямая статистика утверждает, что ремни безопасности способны снизить риск получения тяжелых и фатальных повреждений при фронтальном ударе почти в 2,5 раза, во время бокового столкновения почти в 2 раза, а во время опрокидывания транспортного средства аж в 5 раз!

    В случае удара требуется сохранение тел всех членов экипажа на своих местах. Совершенно не имеет значения на каком ряду и с какой стороны они при этом сидят. Согласитесь, удариться головой о переднюю панель или стекло, переломать конечности о детали внутреннего убранства или наткнуться на трансмиссионный рычаг – перспектива малоприятная.

    При фронтальном ударе ремни пытаются замедлить инерционное движение пассажиров, принимая основную силовую нагрузку на широкие страховочные лямки. В случае переворотов и вращения автомобиля не пристегнутый пассажир запросто вылетит из салона и в большинстве случаев будет раздавлен своей же машиной.

    Ремень плотно прижимает человека к креслу, которое выполняет еще и защитные функции. Например, подголовник оберегает голову от повреждений, а шею от переломов и вывихов. Обволакивающие боковые изгибы предотвращают повреждения внутренних органов и ребер. Приподнятые части посадочной подушки спасут от травм таза. Вы наверняка видели, как «упакованы» автогонщики. Их тело буквально вжато в специальные кресла-ковши, закрывающие своим корпусом почти каждую часть тела спортсменов.

    Вывод

    В конце статьи, мы бы порекомендовали водителям не пренебрегать ремнями безопасности. Не успокаивайте себя отговорками о неудобствах их использования. Ради спасения собственной жизни и сохранения здоровья стоит потерпеть любые издержки. Не стоит полагаться и на русский «авось». Не надейтесь, что в случае ДТП именно вам повезет. «Кровавая» статистика, увы, говорит об обратном.

    Материалы: http://servicing-auto.ru/remni-bezopasnosti-konstrukciya-vidy/

    2 ≫

    Ремни безопасности – это одно из лучших средств пассивной защиты. Они предотвращают перемещение тела при ударах и столкновениях. Повышенной эффективности удаётся достичь за счёт подушек, встроенных в твёрдые части салона.

    Интересный социальный ролик о последствиях работы ремней безопасности:

    Виды ремней безопасности

    Автомобильная индустрия насчитывает более 100 лет постоянной эволюции. Неудивительно, что за это время появилось множество уникальных конструкций. Классификацию видов ремней безопасности удобнее всего проводить по числу точек фиксации:

    Сейчас в большинстве автомобилей установлены трёхточечные ремни безопасности. Они имеют V-образное расположение, благодаря чему удаётся добиться оптимального распределения энергии при столкновении.

    Пожалуй, самой известной модификацией такого устройства является конструкция Belt-in-Seat. В ней плечевая часть фиксатора крепится к спинке. Первыми эту технологию внедрили в производство представители компании Mercedes. Произошло это в далёком 1990 году.

    Первым автомобилем, который продавался в штатах с технологией BIS, был Mercedes-Benz SL. Это машина премиум-класса, в которой комфорт пассажиров и их безопасность в то время достигли небывалого уровня.

    Двухточечные ремни были созданы самыми первыми. Правда, сто лет назад это была простая верёвка, протянутая поперёк пояса водителя. Интересно, что по прошествии столь долгого времени эта технология всё ещё применяется, правда, в самолётах и для задних сидений машин.

    Ремни безопасности с четырьмя точками фиксации можно увидеть на спортивных машинах. Они обеспечивают более надёжную фиксацию тела и куда меньший комфорт. Тем не менее эта технология считается весьма перспективной. Правда, для установки конструкции в автомобиль требуются верхние крепления.

    Пятиточечные ремни безопасности также нашли своё применение в спортивной индустрии развлечений. Также их используют в детских креслах. По факту это целый набор ремней, состоящий из множества лямок.

    Шеститочечная конструкция в целом ничем не отличается от пятиточечной, но здесь есть ещё одни дополнительный ремень безопасности, который проходит через ноги водителя. В результате это наиболее надёжная конструкция.

    Отдельно стоит отметить, что технологии не стоят на месте. Постоянно создаются новые разработки в сфере безопасности. Одной из самых многообещающих является конструкция надувного ремня. Принцип действия крайне прост. Как только происходит авария, специальная камера наполняется газом. За счёт газа увеличивается полезная площадь ремня. Это значит, что создаётся меньшая нагрузка на тело человека, благодаря более рациональному распределению массы. Также подобная конструкция обеспечивает дополнительную защиту при боковом столкновении.

    В действительности существует целый ряд интересных концептов, которые отлично показали себя на тестах. К таким можно причислить устройство ремня безопасности компании Volvo SCC с конструкцией крест-накрест. Отдельного внимания заслуживает система 3+2. Она была создана компанией Autoliv и обеспечивает повышенную защиту при переворачивании транспортного средства.

    Из чего состоит ремень безопасности

    Основная конструкция ремня безопасности состоит из:

    Для производства лямок чаще всего служит синтетический материал. Главное к нему требование – высокий уровень прочности. Втягивающее устройство ремня безопасности работает на основе храпового механизма. Аварийная блокировка происходит за счёт чувствительного элемента.

    Основой чувствительного элемента является простой металлический шарик. Когда он смещается, катушка фиксируется системой рычажков. В некоторых конструкциях вместо шарика используется маятник.

    Устройство инерционного ремня безопасности можно посмотреть на видео:

    Отдельно нужно рассказать о системе, отвечающей за постепенное натяжение ленты. Это происходит благодаря маховику. Он установлен на оси катушки. Это небольшой диск, который обеспечивает плавность процесса. Но если происходит авария, образуется рывок, из-за которого диску приходится преодолевать силу трения. Параллельно возникает давление на винтовую поверхность.

    Устройство ремня безопасности позволяет обеспечить безопасность пассажиров во время столкновений. Но даже у них есть определённый предел эффективности. На скорости более 200 километров в час от ремней будет мало пользы.

    Болты в устройстве ремней безопасности отвечают за надёжное крепление всей конструкции во время езды. Они делаются из твёрдого сплава, способного выдержать серьёзные нагрузки. Причём крепятся они к каркасу автомобиля, чтобы обеспечить максимальную надёжность.

    Правила эксплуатации

    На первый взгляд, ремень безопасности крайне прост в обращении. Но есть определённые нюансы, знание которых позволит вам максимально эффективно использовать его.

    В первую очередь не стоит затягивать ремень безопасности слишком сильно. Конечно, это обеспечит более сильную фиксацию, но и риск травмироваться возрастает в несколько раз.

    Тем не менее, слишком слабое натяжение в значительной мере ослабляет тормозящее действие устройства ремня безопасности в автомобиле. Есть проверенный метод, который позволяет провести правильную настройку. Нужно сделать такое натяжение, чтобы можно было засунуть руку под ремень, и на кисти было ощутимое сжатие.

    Ни при каких обстоятельствах не закрепляйте шлейку в перекрученном состоянии! Это не обеспечит нужного уровня фиксации. Мало того, вам будет просто неудобно вести машину.

    Важным правилом эксплуатации является то, что после того как произойдёт ДТП, всё устройство фиксации нужно менять, включая лямки и болты. На это есть несколько причин.

    Во-первых, ленты при сильном натяжении теряют свои свойства и прочность. Поэтому пользоваться ими и дальше опасно. Во-вторых, полную замену нужно проводить через каждые 5-10 лет из-за естественного износа.

    Работа ремней безопасности и подушек

    Как уже говорилось выше, подушка может быть эффективной только в комбинации с фиксаторами. Мало того, в случае, если водитель не пристёгнут, при столкновении подушки могут просто не сработать.

    Лямки и остальное устройство, по сути, представляют собой один из элементов общего комплекса безопасности, который должен сохранить жизнь водителя и пассажиров, а также предотвратить появление травм.

    Если вы не пристёгнуты, то подушки могут нанести серьёзный вред при раскрытии. Дело в том, что сила удара ничем не смягчается, и от этого столкновение будет очень жёстким.

    Статистика

    Если во внимание брать автомобильную статистику ДТП, то пристёгнутая лямка спасает в 70 процентах случаев. В свою очередь, подушки доказали свою эффективность лишь в 20%.

    Очень важно, чтобы в салоне были пристёгнуты абсолютно все, включая пассажиров на задних сиденьях. Дело в том, что при сильном ударе не пристёгнутый пассажир будет хаотично перемещаться по салону, нанося травмы всем остальным.

    Устройство ремней безопасности позволяет в значительной мере уменьшить риск получения травм при столкновениях. Мало того, пристёгнутые лямки могут спасти жизнь. Существует множество конструкций, которые устанавливаются в разных типах машин. В большинстве случаев производители используют трёхточечную систему фиксации. Хотя всё чаще появляются интересные альтернативы, постепенно внедряющиеся в жизнь.

    Материалы: http://mashintop.ru/articles.php?id=2778

    3 ≫

    Ремень безопасности – это лента достаточной степени прочности. При внезапной остановке автомобиля или в случае аварийной ситуации ремень препятствует перемещению пассажиров внутри транспортного средства. Это самая простая и распространенная система пассивной безопасности автомобиля. Если представить общую длину всех ремней безопасности, выпущенных с начала изготовления, она превысит 10 млн.км. Такой длины хватило бы, чтобы 250 раз обмотать экватор или 13 раз преодолеть расстояние от Земли до Солнца.

    Ремни безопасности использовались уже в 1885 году. Тогда ими фиксировали положение кучера в карете. Потом ремни нашли свое применение в авиации. Затем их поместили внутри некоторых гоночных автомобилей. И только через три десятка лет они появились в серийных машинах. Производители авто встретили появление ремней настороженно. Установка требовала вложения дополнительных средств, а это сказывалось на цене машин и товарообороте.

    А тут еще был принят закон об обязательном использовании ремней безопасности! Принят он был в Швеции в 1957 году. Пример Швеции вдохновил и другие страны. В СССР такой закон приняли лишь через двадцать лет.

    Принятие закона было встречено агрессивно. Против него выдвигались самые разные аргументы. Некоторые считали, что это насилие над человеком. Человек должен иметь право выбора. Другие утверждали, что ремень только навредит, ведь пострадавший не сможет быстро покинуть горящую машину. Последнее утверждение, казалось бы, не лишено здравого смысла. Однако тщательные исследования фирм Peugeot и Renault доказали, что в момент ДТП многие автомобилисты покидают транспортное средство далеко не по своему желанию. От удара они попросту вылетают через лобовое стекло. И процент смертности среди них значительно выше, чем у тех, кто был пристегнут. Оказывается, вредит не сам ремень, а неправильное его использование.

    К счастью, со временем споры утихли. Ремни получили широкое применение. Сегодня всего 5% автовладельцев сомневаются в их необходимости.

    Ремень безопасности состоит из лямки, болтов крепления, замка и втягивающего устройства.

    Лямки изготавливают из различных синтетических материалов. От материала зависит прочность лямок. К ленте пришивают ярлык. На нем можно увидеть маркировку ремня безопасности.

    В современных автомобилях используют аварийно-запирающиеся втягивающие устройства. Работают они по принципу обычного храпового механизма, который блокируется при помощи чувствительного элемента. В основе конструкции такого механизма - маятник и металлический шарик. Когда шарик или маятник смещаются, они фиксируют катушку с помощью системы рычажков. На винтовой оси катушки есть диск - маховичок. Когда ремень надевают, лямку тянут медленно, и диск вместе с валом просто вращается. В случае аварии происходит рывковое движение лямки. Диск преодолевая силу трения, давит на винтовую поверхность. Происходит смещение диска по винтовой поверхности. Именно поэтому диск и блокирует храповик.

    Ремни могут прикрепляться к каркасу в двух, трех, и более местах. В зависимости от этого их называют двух-, трех- и многоточечные.

    Среди двухточечных ремней встречаются бедренные, поясные и плечевые. Поясные ремни еще недавно использовали многие производители на задних сиденьях автомобилей и в автобусах. Однако вскоре стало понятно, что использование поясных ремней может привести к серьезным заболеваниям позвоночника. Этот факт получил название «синдром ремня безопасности». «Синдром» вызвал множество судебных процессов. После этого правила были пересмотрены, и все сидения стали оборудовать трехточечными ремнями. Сейчас поясные ремни широко применяются только в самолетах. Их плюс в том, что они удерживают пассажира в кресле и в то же время позволяют ему свободно принимать положение тела.

    Плечевые ремни использовали в 1960-х годах, но они оказались неудачными. В случае аварии из-под таких ремней пассажиры с легкостью выскакивали.

    Трехточечный ремень соединяет воедино плечевой и поясной ремни. Таким ремнем очень легко пристегиваться, так как пряжка перемещается по ленте.. Они получили широкое применение, благодаря высоким показателям эффективности - сила торможения равномерно распределяется по поверхности тела. Для детей же и людей небольшого роста эти ремни не подходят. При обычном положении ремня верхняя лямка будет проходить очень близко от горла таких пассажиров. Дети, которые пристегнуты обычными ремнями, получают травмы намного чаще, чем те, которые сидят в детских сиденьях.

    Трехточечные ремни делятся на инерционные и неинерционные. Инерционные ремни используются сейчас практически во всех машинах. Чтобы пристегнуться, необходимо вытянуть такой ремень и зафиксировать в замке. После отстегивания он возвратится на свое место автоматически, благодаря втягивающему устройству. Ремень плотно удерживает человека сам и регулирует длину без предварительных настроек, в отличие от неинерционных ремней, в которых сначала нужно отрегулировать длину лямки.

    Бывают еще ремни с преднатяжителем. Дополнительным элементом этого механизма является ограничитель нагрузки. Его основная задача - предотвращение травм грудной клетки вследствие нагрузки от удержания тела ремнём. При перегрузке, превышающей заранее заданные параметры, внутренняя зубчатая рейка искривляется и обеспечивает ограниченное ослабление усилия натяжения.

    Многоточечные ремни используются в гоночных автомобилях и в спортивных самолетах.

    Некоторые думают, что ремень безопасности необходимо затягивать потуже. Это одно из наиболее ошибочных суждений. При подобном креплении ремень хорошо удержит, но сильно травмирует человека.

    Если же не натягивать ремень, то и его тормозящее действие значительно ослабеет.

    Ремень нужно отрегулировать так, чтобы кисть руки входила под ремень туго. Органы управления при этом должны быть легко доступны.

    Нельзя закреплять ремень и в перекрученном состоянии.

    Если автомобиль после аварии подлежит восстановлению, то ремни нужно менять, так как лента после сильного растяжения утрачивает свои свойства.

    По этой же причине нужно проводить замену ремней безопасности ремни после 5-10 лет функционирования.

    Очень важно устанавливать ремень, который соответствует данной марке автомобиля.

    Если возле места водителя или пассажира находится даже одна подушка безопасности, то ремень должен быть обязательно пристегнут. Это предусмотрено для механизма раскрытия подушек. В непристегнутом состоянии можно получить серьезную травму раскрывшейся подушкой. Если человек в аварийной ситуации оказался непристегнутым, в некоторых транспортных средствах подушки безопасности не срабатывают.

    Использование ремня безопасности по статистике спасает в 70% аварий. Это намного эффективнее подушек безопасности, которые помогли в 20% случаев. Для большей результативности пристегнуты должны быть все пассажиры и водитель. В момент ДТП непристегнутый пассажир хаотично перемещается по салону и может нанести травмы находящимся рядом с ним людям.

    Материалы: http://blamper.ru/auto/wiki/salon/remni-bezopasnosti-3608


    Back to top