Хромирование автодеталей в домашних условиях, Своими руками

Хромированная деталь в интерьере или в конструкции автомобиля свидетельствует о статусе его владельца. Стоимость готового изделия покрытого хромом достаточно велика, исключение составляют или изделия из пластмассы покрытой блестящей оболочкой или изделия, привезенные из Китая, качество которых желает лучшего. Поэтому автолюбители, а особенно ценители раритетных автомобилей пытаются или заказать хромирование на заводах, или провести хромирование в домашних условиях. Желание есть, но как покрыть хромом, например рукоятку от Фольцваген Транспортер т4, многие просто не знают. Поэтому мы и решили уделить отдельное внимание хромированию автозапчастей.

Что такое хромирование?

Для начала, нам бы хотелось огорчить автолюбителей, провести хромировку в домашних условиях можно, но хромирование крупных деталей, таких как бампер или крыло практически невозможно в домашних условиях.

Поэтому несколько слов о том, где и как проводить хромирование: в хорошо проветриваемом помещении, очень рекомендуется механическая вытяжная вентиляция, индивидуальные средства защиты (респиратор, перчатки, . ) так же не будут лишними. Так же стоит позаботиться и об утилизации отработанных реактивов, сливать их в унитаз или умывальник так же не рекомендуем, вылить в чистом поле - можно нарваться на штраф.

Итак, мы разобрались с техникой безопасности, и теперь можно поговорить о том, что же такое хромирование.

Хромирование - насыщение поверхности стальных элементом путём диффузии или с помощью осаждения частиц хрома из специального электролита с участием электрического тока.

Для чего хромируют детали?

Несмотря на то, что слой хрома исчисляется десятыми или сотыми миллиметра, у хромированной поверхности несколько задач:

1- придание эстетического вида;

2- защита от воздействия внешних факторов, в том числе защита от коррозии;

3- повышение механической твердости узла или детали.

Основные дефекты хромированных изделий и пути решения проблемы:

1- хромированное покрытие отслаивается.

- невыдержанна технология по обезжириванию поверхности;

- в процессе хромировки прекращалась подача напряжения;

- температура электролита не поддерживалась в течении всего процесса.

2- поверхность хромированной детали покрыта кратерами или отверстиями (как правило, размер дефекта не более полумиллиметра)

- подвеска, за которую крепится деталь, препятствует нормальному отводу водорода с хромированной поверхности (необходимо изменить конструкцию подвески);

- поверхность изделия плохо обработана (имеются поры, места окисления и т.д.);

- поверхность обрабатываемой детали имеет вкрапления графита;

3- выступающие части детали, например крылья на эмблеме, имеют утолщенное покрытие из хрома.

- плотность тока завышена.

4- хромированная поверхность отслаивается и сильно жесткое.

- высокая температура электролита и низкая плотность тока;

- изменение температуры в процессе хромирования;

- при шлифовке изделия поверхность подверглась высоким температурам.

5- в районе отверстия не происходит оседание хрома.

- значительное выделение водорода из отверстия, необходимо закрыть отверстие эбонитовой пробкой;

- электролит насыщен серной кислотой;

6- блестящая поверхность хрома покрыта коричневыми пятнами.

- в электролите низкое содержание серной кислоты;

- в электролите избыток трехвалентного хрома.

- температура электролита слишком высока;

- низкая плотность тока.

8- покрытие не блестит, имеет нервную поверхность.

- бедная смесь электролита (не хватает хромового ангидрида);

- высокая плотность тока;

- недостаточное количество серной кислоты;

- высокая концентрация трехвалентного хрома.

9- неравномерность блеска в разных местах детали.

- плотность тока завышена;

- плотность тока различна по длине детали.

На этом список проблем, с которыми может столкнуться "юный" гальваник, мы закончим, на самом деле дефектом значительно больше, но мы привели наиболее распространенные. Почему мы начали говорить о дефектах раньше, чем приступили к описанию самого процесса? Ответ очень прост - вы должны понимать, что процесс хромирования достаточно сложен и большинство проблем кроется в некачественном электролите, в самом токе и температуре. Выдержав данные условия если не первая, то вторая деталь порадует Вас своим блеском.

Процесс хромирования - что и как?

Сегодня мы опишем один из самых простых способов хромирования автозапчастей в домашних условиях. Нам потребуется: стеклянная банка (если мы конечно не собираемся хромировать бампер), электролит из ангидрида хромового технического (CrO3) 150 г/л, серной кислоты 1,5 г/л, в качестве "растворителя" использовать дистиллированную воду и собрать простую электрическую схему:

Для удобства хромирования, предлагаем Вам собрать простую конструкцию для хромирования:

Электролит готовиться следующим образом:

- дистиллированную воду нагревают на плите или кипятильником до 70 С, в 2/3 объёма растворить ангидрид;

- добавить остаток воды;

- повторно перемешать раствор;

- добавляем в раствор серную кислоту и получаем электролит;

- заполняем банку электролитом и без обрабатываемой детали подаём ток от 4 до 6 а/дм , квадратный, схему подключения смотри Рис 1 , при этом температура электролита должна поддерживаться в диапазоне 45-50 градусов, выдерживаем электролит порядка шести часов;

- электролит должен поменять цвет на темно-коричневый (если цвет не изменился, значит, вы делаете что-то не так);

- через шесть часов и после изменения цвета электролита, выключаем напряжение и даём отстояться электролиту 24 часа (рекомендуем вынести банку на балкон или другое нежилое помещение);

- через сутки нагреваем электролит до 50С и выдерживаем его на протяжении трёх часов без подачи напряжения;

- пока наш электролит выдерживается, подготовим пробный образец (зачистим и обезжирим его поверхность, используем все от бензина и заканчивая мылом);

- закрепляем пробную деталь на катоде устройства, и подаем напряжение, через час проверяем качество покрытия (поверхность должна быть блестящая, а кухонный нож не должен оставлять следов на поверхности);

- если поверхность испытуемой детали Вас устроила, подготавливаем необходимую деталь и выполняем предыдущий пункт (если поверхность опытного образца вас не устроила можно увеличить время ещё на один час).

После хромировки нашей детали нам предстоит дополнительно обработать поверхность: сперва кипятим деталь в течение 1,5 часов (кипячение проводим в большой емкости заполненной водой), после кипячения помещаем нашу деталь в сушильный шкаф на 3 часа, при этом температуру поддерживаем на отметке 130 С, остался ещё один этап, после которого деталь можно считать хромированной - шлифование.

Вот и все, в руках у нас блестящая хромированная деталь, которую не стыдно показать друзьям.

Если после прочтения данной статьи вы решили и дальше познавать таинства хромирования в домашних условиях, то мы рекомендуем скачать данное руководство.

Материалы: http://progiavto.ru/news/khromirovanie_avtodetalej_v_domashnikh_uslovijakh/2014-09-06-4064

2 ≫

Сделать металл более стойким к коррозии, придать поверхностям зеркальный блеск и защиту от легких механических повреждений можно с помощью хромирования. Применение красителей позволяют получить блестящую поверхность деталей любого цвета и оттенка. Хромирование в домашних условиях, как излюбленный метод тюнинга, доступен не только опытным химиками, но и обычным автолюбителям. Покрыть хромовым покрытием можно салонный пластик, колесные диски, а также кузов автомобиля целиком.

Стоит ли игра свеч?

Химическая металлизация – это скрупулезный процесс, требующий точного соблюдения технологии, временных рамок и консистенции реагентов. Если вы хотите получить зеркальное покрытие всех деталей автомобиля (а такие случаи не редкость), то вам стоит задуматься о стилизованной под хром виниловой пленке. Когда вам надоест вид вашего автомобиля, или вы не сможете мириться с особенностями эксплуатации (яркие солнечные лучи, отраженны покрытием, могут слепить окружающих водителей, что повышает риск ДТП), вы сможете удалить пленку. Изначальному ЛКП не будет причинено никакого вреда.

Покупка химического состава и недостающего оборудования нецелесообразна, если поблизости вашего места проживания находится предприятие гальванических покрытий. Зачастую можно заказать хромирование пластика, металлов. Через некоторое время (зависит от загруженности мощностей) вы получите готовые детали.

Впрочем, придать элементам хромовый блеск можно и самостоятельно.

Для «гаражного» применения подойдут два основных вида обработки:

Для использования первого вам потребуются:

  • емкость для погружения деталей в химический раствор (желательно эмалированная);
  • средства обезжиривания (щелочный раствор);
  • электролит. Состав: чистая окись хрома, радикалы и дистиллированная вода (обычная вода имеет повышенную концентрацию солей);
  • выпрямитель, способный обеспечить постоянную плотность тока (требуемое значение зависит от площади хромируемой детали);
  • анод (свинец);
  • измеритель температуры электролита;
  • медные провода для подвешивания катодов (хромируемый металл) и подачи тока.

Для хромирования металлических деталей, пластика методом напыления вам потребуются:

  • базовый слой краски (поверхность должна быть однородной);
  • газовая горелка или химический раствор для создания адгезии;
  • хромирующий состав;
  • средства для распыления (краскопульт с компрессором, электрический краскопульт). Возможно применение мини-мойки;
  • большое количество дистиллированной воды, смачиватель;
  • обезжиривающий состав.

  • подготовительный процесс. Предварительно металл нужно зачистить, удалив с поверхности остатки старой краски, ржавчины, грязи. Отдельное внимание стоит уделить обезжириванию (качественная металлизация невозможна после удаления отложений жира обычным разбавителем или ацетоном). Пропорция смешиваемых реагентов для электролита зависит от площади и состава покрываемой детали;
  • поместите катод (металл на который подается «–») в готовый электролит (t±52º). После того как температура детали и электролита выровняется, подайте напряжение;
  • обработка деталей занимает не менее 20-ти минут. Показатель варьируется в зависимости от качества очистки детали, рельефности и прочих факторов;
  • хромированные элементы требуют осушки (минимум 2,5 часа). На протяжении всего процесса к элементу нельзя прикасаться.

Тонкости процесса

Металлизация должна происходить в хорошо проветриваемом помещении (в идеале: принудительная вентиляция вытяжной системой). Испарения в процессе хромирования чрезвычайно вредны для человеческого здоровья. Приступать к приготовлению электролита и обработке деталей можно только в респираторе, защитных очках, прочных прорезиненых рукавицах и фартуке.

В случаи, если вы не имели раньше дела с управлением химическими процессами, первый опыт вряд ли увенчается успехом. Возможен неравномерный блеск детали, отсутствие блеска, коричневые пятна, образование раковин, отслоение и прочие дефекты. Испытания процесса на опытном образце поможет вам скорректировать возможные погрешности.

Хромировать таким методом можно не только металл, но и пластик. Металлизация диэлектриков требует внесения некоторых поправок в технологию.

Уделите большое внимание правильной утилизации «отработки».

на зачищенный, обезжиренный металл, либо пластик наносится базовая подложка черного цвета. Металлизация деталей с качественным ЛКП (кузовные элементы автомобиля) требует первичной температурной обработки. С помощью газовой горелки пройдитесь пламенем по всей поверхности (образуются микротрещины). Хромируемый пластик в температурной обработке не нуждается. После предварительного этапа деталь промывается дистиллированной водой. Элемент должен быть полностью гигроскопичным. Сухие места нужно обработать предактиватором (смачиватель);

Нюансы

Металлизация должна производиться в вентилируемом помещении с применением всех средств индивидуальной защиты.

Пылинки и мусор с поверхности можно сдуть потоком воздуха. Не прикасайтесь к элементу до момента его полного высыхания!

Химические растворы и средства нанесения находятся в свободном доступе.

Материалы: http://autolirika.ru/tuning/hromirovanie-v-domashnih-usloviyah.html

3 ≫

Элементы, покрытые слоем хрома, как правило, используются для улучшения дизайна автомобилей и мотоциклов. Стоимость таких деталей, изготовленных в производственных условиях, достаточно высока, а между тем вполне возможно хромирование в домашних условиях. Нанося хром на поверхность различных изделий своими руками, можно сэкономить значительные финансовые средства.

Соблюдение технологии позволят получать хромированные поверхности хорошего качества и в домашних условиях

Интерес к выполнению хромирования различных деталей своими руками в домашних условиях проявляют многие мастера, которым не безразличен внешний вид их транспортного средства. В технологии хромирования в домашних условиях можно выделить много нюансов. Кроме того, она требует строгого соблюдения последовательности всех своих этапов.

Чтобы выполнить хромирование в домашних условиях, необходимо провести определенную подготовку. В первую очередь следует правильно выбрать помещение (желательно нежилое). Кроме того, перед выполнением хромирования надо обязательно:

  • обеспечить вентиляцию помещения, в котором будет выполняться технологическая операция (при этом желательно, чтобы такая вентиляция была не естественной, а принудительной);
  • найти средства, обеспечивающие личную безопасность (респиратор, защитные очки, плотные резиновые перчатки и фартук);
  • решить вопрос о том, как будут утилизироваться отходы технологического процесса.

Самодельную ванну для хромирования можно сделать из толстого винпласта

Конструкция установки для хромирования

Для хромирования в домашних условиях можно изготовить устройство, состоящее из следующих элементов:

  • контейнера, в котором будет устанавливаться емкость для выполнения хромирования;
  • самой емкости, в качестве которой можно использовать стеклянную банку объемом 3 литра;
  • деревянного ящика с утепленными стенками, способствующего качественному протеканию процесса электролиза (в качестве утеплительных элементов стенок такого ящика, который должен обладать эффектом термоса, можно использовать стеклоткань, песок, минеральную вату или стекловату);
  • нагревательного элемента, в роли которого может выступить обычный ТЭН соответствующей мощности;
  • устройства, при помощи которого можно измерять температуру (лучше всего использовать контактный термометр, позволяющий автоматизировать технологический процесс);
  • герметизирующей крышки, которую лучше изготовить из древесной плиты или влагоустойчивой фанеры;
  • проводов, при помощи которых обрабатываемое изделие подключается к минусовому контакту источника электрического тока, а анод, также погружаемый в электролитический раствор, – к плюсовому (провод, подсоединяемый к обрабатываемому изделию, лучше всего оснастить зажимом типа «крокодил»: подключать его в таком случае будет значительно удобнее).

Схема установки для хромирования

В комплект своего набора для хромирования необходимо включить и специальный кронштейн для подвешивания обрабатываемой детали в электролите. Использовать такой кронштейн необходимо для того, чтобы поверхность изделия покрывалась слоем хрома равномерно со всех сторон.

Требования к источнику питания

Покрытие поверхности изделий слоем хрома, в том числе и хромирование деталей в домашних условиях, предполагает использование источника постоянного тока. Электрическая схема самодельного устройства для хромирования должна удовлетворять нижеперечисленным требованиям.

  • Источник тока, которым оснащается набор для хромирования, должен иметь возможность регулировки выходного напряжения. В простейшем исполнении в качестве такого регулировочного устройства может быть использован обычный реостат.
  • Сечение проводов, при помощи которых анод и катод соединяются с источником тока, подбирается по максимальной силе тока. Так, оборудование, используемое для хромирования изделий небольшого размера, должно оснащаться проводами, сечение которых составляет не менее 2,5 мм 2 .
  • Если бытовой аппарат для хромирования предполагает использование не обычного термометра, а терморегулятора, то для корректного использования такого измерительного устройства необходимо собрать соответствующую электронную схему.

Состав электролита и правила его приготовления

В том случае, если вы решили нанести на поверхность изделия слой хрома своими руками, важно не только собрать соответствующее оборудование, но и правильно приготовить электролитический раствор. В состав такого раствора для хромирования металла входят следующие компоненты:

Эти компоненты смешиваются с водой.

После смешивания ареометром проверяют плотность раствора, по которой можно судить о содержании хромового ангидрида

Существуют определенные правила приготовления электролитического раствора, которые заключаются в следующем.

  • Емкость, в которой готовится электролит, наполовину наполняется водой. В том случае, если используется не дистиллированная, а обычная вода, ее следует прокипятить и дать ей отстояться. Температура воды, в которую добавляются остальные компоненты, должна составлять порядка 60°.
  • После того как вода подготовлена и подогрета до требуемой температуры, в нее засыпают хромовый ангидрид и размешивают полученную смесь до полного его растворения.
  • Если объем раствора уменьшился, в него необходимо долить воды.
  • В полученный раствор заливают серную кислоту. При этом следует иметь в виду, что приведенные выше значения содержания H2SO4 в растворе актуальны для кислоты, обладающей удельной плотностью 1,84.
  • После того как электролит готов, его необходимо «проработать». Через него в течение 3,5 часов пропускается электрический ток, сила которого рассчитывается по следующей формуле: 6,5 А на каждый литр раствора. Зная технические характеристики используемого источника тока, можно без проблем определить требуемый объем электролита. Если все действия по «проработке» электролитического раствора выполнены правильно, то его цвет изменится на темно-коричневый.
  • Электролитическому раствору, при помощи которого будет выполняться хромирование деталей своими руками, необходимо дать отстояться в прохладном помещении в течение суток.

От того, насколько правильно и тщательно подготовлена хромируемая поверхность, зависят качество и долговечность нанесенного на нее покрытия. Пока готовый электролитический раствор отстаивается, можно заняться подготовкой изделия, которая заключается в выполнении определенного перечня действий.

В процессе очистки с обрабатываемой перед хромированием детали удаляются не только следы грязи, но и остатки старой краски, ржавчина, а также любые другие инородные слои. Инструменты и приспособления, используемые для очистки, выбираются в зависимости от того, насколько сильно загрязнена поверхность. Для выполнения такой процедуры, в частности, может применяться как обычная наждачная бумага, так и шлифовальная машинка.

Технология хромирования в производственных или в домашних условиях предполагает обязательное обезжиривание обрабатываемой поверхности. От качества выполнения этой процедуры также зависят характеристики наносимого хромового покрытия.

Для обезжиривания, как правило, готовится специальный раствор, который и позволяет выполнить эту процедуру максимально качественно. Наиболее популярный из таких водных растворов включает следующие компоненты:

  1. гидроокись натрия – 150 г/л;
  2. силикатный клей – 5 г/л;
  3. кальцинированную соду – 50 г/л.
Раствор нагревают до температуры 80–90° и выдерживают в нем изделие в течение 20 минут. Если поверхность обрабатываемой детали отличается высокой сложностью или сильно загрязнена, то время выдержки в обезжиривающем растворе может быть увеличено до 1 часа.

После того как все подготовительные работы выполнены, возникает естественный вопрос: как хромировать деталь правильно? В первую очередь необходимо нагреть электролитический раствор до требуемой температуры (53±2°) и поддерживать ее на протяжении всего процесса обработки. После этого изделие помещают в электролит, в котором уже должен находиться анод. Спустя некоторое время, в течение которого температура изделия сравняется с температурой электролитического раствора, на анод и изделие подается электрическое напряжение.

Для равномерного покрытия поверхности хромом необходимо правильно расположить обрабатываемую деталь и внутренний анод

После окончания хромирования изделие извлекают из электролита и помещают в нагревательную печь, где в течение 2,5 часов подвергают термической обработке. Это необходимо для того, чтобы не только улучшить сцепление слоя хрома с поверхностью основного металла, но и увеличить твердость покрытия.

Чтобы выполнить декоративное хромирование максимально качественно, важно изучить теоретический материал и узнать особенности проведения такого процесса (например, по видео), а также ответственно подойти ко всем этапам подготовки детали и электролитического раствора.

Лучше всего перед обработкой изделия выполнить хромирование опытного образца, чтобы отработать все нюансы технологического процесса.

Длительность хромирования и плотность тока оказывают влияние на толщину готового покрытия

Выполняя хромирование своими руками, многие домашние мастера сталкиваются с наиболее типичными дефектами нанесенного покрытия, которые могут возникать по различным причинам.

1. На покрытии есть блеск, но он неравномерный.

  • Сила тока, подаваемого на изделие и анод, слишком велика.
  • Температура электролитического раствора не доведена до требуемого значения.
2. Блеск на нанесенном покрытии вообще отсутствует.

  • В электролитическом растворе слишком много или не хватает хромового ангидрида.
  • Превышен номинал рабочего тока.
  • Количество серной кислоты в растворе недостаточное.
3. На хромированной поверхности выступили коричневые пятна.

  • В электролитическом растворе превышено количество хромового ангидрида.
  • В растворе для хромирования не хватает серной кислоты.
4. На нанесенном покрытии заметны мелкие раковины.

  • Обработанная поверхность была недостаточно качественно подготовлена.
  • При обработке в растворе с поверхности не удаляется водород. Чтобы решить такую проблему, следует изменить схему размещения изделия в растворе и метод его последующей просушки.
5. Хромовое покрытие характеризуется неравномерностью.

  • Сила рабочего тока превышена.
6. Нанесенное покрытие получилось слишком мягким.

  • Сила рабочего тока занижена.
  • Температура электролитического раствора выше требуемого значения.
7. Нанесенное покрытие отслаивается.

  • Напряжение, подаваемое на анод и катод, нестабильно.
  • Поверхность обрабатываемого изделия была недостаточно хорошо обезжирена.
  • Температура электролита в процессе обработки снизилась.
Таким образом, чтобы наносить слой хрома на изделия своими руками, недостаточно просто собрать свой гальванический аппарат и изучить теоретическую базу, важно также учесть множество нюансов, напрямую влияющих на качество готового покрытия. Поэтому важно знать не только о том, как выполнять хромирование, но и о том, как сделать так, чтобы формируемое хромовое покрытие отличалось гарантированным качеством.

Помещение для выполнения хромирования своими руками в домашних условиях должно быть не только нежилым, но и достаточно просторным.

При выполнении подготовительных мероприятий надо учитывать следующие нюансы.

  1. Полировка изделия, выполняемая перед его хромированием, должна быть максимально качественной.
  2. Все применяемые в процессе хромирования химические реагенты должны отмеряться в точных количествах.
  3. Для приготовления электролита необходимо использовать только химически чистую серную кислоту, а вот с нахождением и приобретением хромового ангидрида вопрос придется решать отдельно, так как в свободной продаже его не найти.

Хромовый ангидрид – реактив в виде красно-фиолетовых кристаллов. Расплывается на воздухе, гигроскопичен, очень сильный окислитель

Для хромирования надо подобрать источник постоянного тока, мощности которого будет достаточно для того, чтобы обрабатывать изделия различного размера. Естественно, емкость для электролита должна быть достаточного объема.

Чтобы слой хрома, нанесенный на изделие своими руками, был качественным, необходимо строго придерживаться технологических рекомендаций и внимательно следить за всеми рабочими параметрами процесса.

  • Хромирование пластика в домашних условиях: технология и советы
  • Химическое хромирование: технология и проведение в домашних условиях
  • Гальваника своими руками в домашних условиях: технология и оборудование
  • Хромирование – декоративное покрытие металла хромом: технология, виды
  • Как сделать пружину в домашних условиях своими руками
  • Как гнуть профильную трубу своими руками в домашних условиях

Пошаговые практические видеоуроки Вопрос-Ответ

Материалы: http://met-all.org/obrabotka/prochie/hromirovanie-svoimi-rukami-domashnih-usloviyah-tehnologiya-video.html


Back to top