Диагностика системы управления двигателем

Основной задачей впрыска является управление рабочим процессом двигателя. Именно для этого в составе системы управления включен контролер СУД (система управление двигателем), исполнительные механизмы и датчики. По сигналам датчиков контроллер может определить нужное количество топлива и момент, когда необходима его подача в цилиндр, также он определяет время подачи искры. Дочерние механизмы выполнят доставку в цилиндр топливной смеси в необходимой пропорции и сформируют искру. Помимо этого есть и еще одна важная задача, которую решают СУД. Речь тут идет о диагностике системы управления двигателем, а точнее самодиагностике.

Под понятием бортовая диагностика понимают систему программно-аппаратных средств (датчики, контроллер СУД, исполнительные механизмы), которая способна идентифицировать и определить неисправности системы управления двигателем, а также причины, почему они могли возникнуть.

Для чего необходима бортовая диагностика?

Бортовая диагностика призвана решить следующие задачи:

1.Идентификация и определение ошибок в работе СУД и самого двигателя, которые могут привести к:

  • к превышению максимальных значений токсичности выхлопных газов автомобиля. Такое требование к диагностике распространяется на все без исключения системы управления двигателем, которые обеспечивают выполнение норм токсичности “Евро-2”;
  • к ухудшению всех параметров двигателя (к примеру, снижению крутящего момента и мощности двигателя, ухудшению ходовых качеств автомобиля, увеличению расхода топлива);
  • к выходу из строя компонентов системы управления или двигателя. Например, повреждение каталитического нейтрализатора, когда возникают пропуски воспламенения.

2.Информирует водителя о неисправностях посредством включения специальной лампочки на приборной панели. Горящая лампочка не вынуждает водителя немедленно прекратить движение и остановить транспортное средство. Это всего лишь информация о том, что бортовая автомобильная система зафиксировала неисправность системы управления двигателем, при этом движение автомобиля может быть продолжено в аварийном режиме. В такой ситуации водитель должен в ближайшее время доставить автомобиль на станцию технического обслуживания. Если диагностическая лампочка мигает – это значит, что обнаруженная неисправность может привести к необратимым последствиям, а в некоторых случаях повлечь поломку других деталей. К примеру, обнаруженные пропуски воспламенения могут спровоцировать поломку каталитического нейтрализатора.

3.Сохраняет информацию о найденной неисправности. В тот момент, когда система засекла поломку, в память компьютера будет занесена следующая информация:

  • согласно международной классификации код ошибки;
  • признаки (или статус-флаги), которых характеризуют состояние неисправности в тот момент, когда информации считывается с помощью другого диагностического прибора;
  • стоп-кадр (по-другому - Freeze Frame) - значения очень важных для системы параметров в момент фиксирования ошибки (установлено в контроллерах М7.9.7и МР7.0).

Коды ошибок и вся информация которая записывается вместе с ними очень облегчает работу специалистов по поиску и ремонту поломок системы управления двигателем.

4.Активизирование аварийных режимов работы системы управления двигателем. Когда будет обнаружена неисправность, для того чтобы обеспечить приемлемые ходовые качества машины, чтобы предотвратить выход из строя других важных систем автомобиля, для того чтобы не дать выйти значению токсичности за предельный уровень, система управления двигателем будет вынуждена перейти в режим аварийной работы. Суть работы аварийного режима состоит в том, что когда возникает исправность в работе цепи какого-либо датчика, контролер СУД используется, для того чтобы заместить все расчеты, которые хранятся в памяти компьютера, вместо настоящего сигнала. В аварийном режиме автомобиль может доехать до сервисной службы. Бывает так, что автовладелец не догадывается, что машина едет в аварийном режиме.

5.Взаимодействие с оборудованием диагностики. О том, что в автомобильной системе находится неисправность, сигнализирует лампочка. Затем система бортовой диагностики обеспечивает возможность считывания диагностической информации, которая была сохранена на компьютере. Для данной цели в системе управления организован последовательный канал передачи информации, в его состав входят контроллер СУД, соединяющий отрезок провода (К-линия) и стандартизированная диагностическая колодка, для того чтобы подключить диагностическое оборудование. Для передачи информации используют стандартизированные протоколы. При помощи оборудования диагностики специалисты сервисных служб считывают информацию об ошибках из памяти компьютера, после чего можно будет выполнить серию проверочных тестов, через исполнительные механизмы.

Система бортовой диагностики начнет свое функционирование в того момента, как включится зажигание, заканчивает свою работу тогда, когда контролер перейдет в режим «stand by». В момент реализации одного или другого алгоритма и последующая их работа может ограничиться определенными режимами.

Заложенные в контроллер диагностические алгоритмы могут быть разделены на следующие группы:

  1. Диагностика датчиков СУД. Датчики системы управления контролируются на обрыв, «массу», источник или замыкание сигнальной цепи. Для ряда датчиков реализована проверка сигнала на выходе. В таком случае контролер отслеживает, чтобы величина датчика была в допустимом диапазоне.
  2. Драйверная диагностика выходных каскадов контроллера или диагностикаисполнительных механизмов СУД. Исполнительные механизмы контролированы на обрыв, источник питания цепей управления или замыкания на «массу».
  3. Функциональная диагностика (Диагностика подсистем СУД). В системе управления двигателем выделяют ряд подсистем:
  • подсистема улавливания паров бензина;
  • подсистема зажигания;
  • подсистема топливоподачи;
  • подсистема нейтрализации отработавших газов;
  • подсистема поддержания холостого хода.

Диагностика системы управления двигателем со всеми подсистемами выполняет конкретную задачу. В подсистемах есть определенные требования по величине допустимых отклонений и параметров соединения. Функциональная диагностика даст нам заключение о качестве проведенных работ и работоспособности подсистем СУД в целом.

Материалы: http://www.autoshcool.ru/1559-diagnostika-sistemy-upravleniya-dvigatelem.html

2 ≫

жидкости и преобразует его в значение температуры в градусах Цельсия.

Значения должны быть близкими к температуре воздуха, когда двигатель не прогрет,

и должны повышаться по мере прогрева двигателя. После пуска двигателя температура

должна равномерно повышаться до 94-101 °С.

чик массового расхода воздуха.

Диагностический прибор способен выдавать контроллеру команды на включение исполнительных механизмов.

Это обеспечивает возможность быстрой проверки работоспособности элементов системы.

Выбрав пункт меню прибора "2- Управление ИМ", затем можно выбрать следующее:

  • Форсунка 1 (2, 3, 4) ( Injector 1 (2, 3, 4)).

При работающем двигателе позволяет отключать топливоподачу в одном из цилиндров.

Наблюдая при этом за уменьшением частоты вращения коленчатого вала двигателя,

можно определить эффективность работы соответствующего цилиндра.

При включенном зажигании позволяет подавать на форсунки серию импульсов.

  • Зажигание 1 кат (2, 3, 4) ( Ignition Coil l (2, 3, 4)).

    Выполняется при включенном зажигании и позволяет проверить наличие искры на разряднике.

    Выполняется при включенном зажигании и неработающем двигателе.

    Данная команда удобна при диагностике топливной системы, например,

    для контроля давления топлива или при проверке на герметичность.

  • Bентилятор ( Cooling Fan).

    Позволяет проконтролировать на слух включение реле стартера.

  • Продувка адсорбера ( Canister Purge Valve).

    Позволяет управлять электромагнитным клапаном продувки адсорбера.

  • Реле кондиционера ( А/С Compressor).

    Позволяет проконтролировать на слух включение муфты при работе двигателя на холостом ходу

    и выключателе кондиционера в положении "включено".

  • Контроллер выполняет функцию диагностики ЭСУД. Она осуществляется в течение так называемого "драйв-цикла",

    который начинается через 5 сек после пуска двигателя и заканчивается в момент остановки двигателя.

    В случае возникновения неисправности контроллер заносит в свою память соответствующий код

    и включает сигнализатор неисправностей. Для исключения отображения ложных ошибок

    сигнализатор включается через определенный промежуток времени (параметр FLC),

    в течение которого неисправность постоянно присутствует.

    Если обнаруженная неисправность после её регистрации исчезает,

    то сигнализатор продолжает гореть в течение определенного времени (параметр HLC),

    а затем гаснет, но диагностический код этой неисправности сохраняется в памяти контроллера

    в течение определенного промежутка времени (параметр DLC) или до очистки кодов.

    Информация о зафиксированной неисправности может быть считана из памяти контроллера

    с помощью диагностического прибора в режимах "4 - Неисправности; 1 - Актуальные" или "4 - Неисправности;

    2 - История кодов". В первом случае выдаются те коды неисправностей, для которых необходимо провести диагностику и ремонт.

    Во втором - все коды неисправностей, хранящиеся в памяти контроллера в порядке их возникновения.

    Каждому коду неисправности сопутствует дополнительная информация, которая включает в себя:

    Отображается значение задержки до включения сигнализатора после обнаружения неисправности.

    Для разных кодов неисправностей задержка может быть задана в секундах или в драйв-циклах.

    В исходном состоянии параметр имеет предустановленное значение.

    При возникновении неисправности значение параметра начинает уменьшаться.

    Лампа включается, когда значение FLC становится равным нулю.

    При исчезновении неисправности предустановленное значение параметра восстанавливается.

    Отображается значение задержки до выключения сигнализатора после того,

    как код неисправности стал неактивным (неисправность исчезла).

    В исходном состоянии параметр имеет предустановленное значение.

    Отображается значение задержки до стирания кода неисправности из памяти контроллера

    после того, как код стал неактивным.

    В исходном состоянии параметр имеет предустановленное значение (40 циклов прогрева).

    При исчезновении неисправности значение параметра начинает уменьшаться после каждого цикла прогрева,

    под которым понимают промежуток времени с момента запуска двигателя до его прогрева выше заданного значения.

    Код неисправности стирается из памяти контроллера, когда значение DLC становится равным нулю.

  • HZ - Отображается количество случаев возникновения кода неисправности.
  • TSF (секунда) -Отображается в секундах время активного состояния кода неисправности в течение текущего драйв-цикла.
  • Условия работы ЭСУД, при которых возникла неисправность.
  • Набор статус-флагов в виде пиктограмм.
  • Очистка кодов неисправностей .

    Для очистки кодов из памяти контроллера после завершения ремонта

    или в целях контроля на повторное возникновение

    необходимо стереть коды с помощью диагностического прибора в режиме

    "4 - Неисправности; 3 - Сброс".

    Для предотвращения повреждения контроллера

    при отключении или подключении его питания зажигание должно быть выключено.

    и используемых для диагностики ЭСУД автомобилей

    ЛАДА САМАРА (LADA SAMARA) и ЛАДА КАЛИНА (LADA KALINA)

    В таблице приведены значения параметров для положительной температуры окружающего воздуха. Значения параметров носят рекомендательный характер.

    Материалы: http://www.sigtura.ru/katalog/lada_samara/diagnostika_lada.php

    3 ≫

    Первой задачей впрыска можно считать управление работой двигателя. С этой целью в составе системы управления имеются датчики, контроллер СУД и исполнительные механизмы. Получая от датчика сигналы, контроллер определяет момент, когда требуется подать нужное количество топлива в цилиндры, а также момент, когда следует подать искру. Исполнительные механизмы служат для доставки в цилиндры топливовоздушной смеси и формирования искры. Наряду с этой существует другая важная задача, решение которой лежит на контроллере СУД. Этой задачей является самодиагностика системы управления.

    Под данным термином понимается система программно-аппаратных средств, которая может определять и идентифицировать неисправности и вероятные причины неисправностей СУД и двигателя.

    Основные функции бортовой диагностики

    Бортовая диагностика используется для решения следующих задач:

    Определение и идентификация неполадок при работе СУД и двигателя, которые способны привести к следующим последствиям:

    1. Превышение оптимальной токсичности отработавших газов. Это требование к бортовой диагностике является действительным для всех систем управления двигателем, которые обеспечивают выполнение токсичных норм «Евро-3».
    2. Ухудшение параметров двигателя (к примеру, уменьшение мощности и крутящего момента, снижение ходовых качеств, увеличение топливного расхода).
    3. Выход из строя двигателя или компонентов системы управления. Например, это может быть выход из строя каталитического нейтрализатора при возникновении пропусков воспламенения.

    Получение информации о неисправностях при помощи сигналов диагностической лампы

    Когда загорается диагностическая лампа, водитель не должен немедленно прекращать работу автомобиля. Это просто предупреждение о том, что в СУД присутствует неисправность, но автомобиль при этом может продолжить самостоятельное движение в аварийном режиме. Задачей водителя в данном случае будет как можно скорее доставить автомобиль к специалистам по обслуживанию техническому. Мигание диагностической лампы сообщает об обнаружении серьёзных неисправностей, которые могут привести к серьёзным повреждениям СУД (например, такая неисправность, как пропуск воспламенения).

    Сохранение данных об обнаруженной неисправности

    При обнаружении той или иной неполадки в память ошибок контроллера СУД вносится следующая информация:

    1. Код ошибки в соответствии с международной классификацией.
    2. Статус-флаги или просто признаки, которые характеризуют состояние неисправности во время считывания информации при помощи прибора диагностики.
    3. Стоп-кадр показывает значения наиболее значимых для системы параметров при фиксации ошибки.

    Коды ошибок и дополнительная информация, которая сопутствует им при обнаружении неисправности, делают существенно легче специалистам их поиск, а так же устранение.

    Активирование аварийных режимов при работе СУД

    Во время обнаружения неисправности, чтобы обеспечить нормальные ходовые качества, предотвратить превышение значений токсичности, а так же предотвратить неисправности прочих составляющих СУД, система запускает аварийный режим работы. Суть такого режима заключается в том, что при появлении неисправностей цепи одного из датчиков контроллера СУД применяет для расчётов замещающие значения, которые значатся в памяти контроллера, не беря во внимание реальные сигналы датчика. Аварийный режим позволяет доставить автомобиль до сервисных служб. Бывает и такое, что водитель даже не подозревает о переходе автомобиля в аварийный режим работы.

    Обеспечение взаимодействия с оборудованием для диагностики

    О наличие неисправностей в системе бортовой диагностики сообщает зажигание лампы диагностической. После этого бортовая система диагностики должна дать возможность считывания информации после диагностики, которая находится в памяти контроллера при использовании специально предназначенного оборудования. Конкретно для этой цели в СУД сделан последовательный канал для передачи информации, который состоит из контроллера, исполняющего задачи приёмопередатчика, стандартизированной диагностической колодки, необходимой, чтобы подключать оборудование для диагностики. Чтобы передавать информацию, применяются стандартизированные протоколы. Диагностика двигателя ВАЗ 21099. Используя диагностическое оборудование, специалисты служб сервисов считывают из памяти контроллера данные о системе, обнаруженных ошибках, выполнить серию тестов проверки, управляя с этой целью исполнительными механизмами.

    Увеличение скорости нахождения неполадок СУД и двигателя

    Использующиеся на сегодняшний день системы бортовой диагностики, могут идентифицировать почти сотню неполадок СУД. Каждая неисправность имеет свой код в соответствии с международной классификацией. К примеру, код P0102 является кодом неисправности «Датчик массового расхода воздуха. Сигнал низкого уровня». При этом код ошибки однозначно показывает, какой сигнал компонента СУД считается ложным, однако причину случившейся неисправности не определяет: это может быть и обрыв или же короткое замыкание цепей, и выход из строя самого контроллера, и неисправность датчика. Некоторые коды указывают неисправности не в одном из датчиков, а в целой подсистеме СУД. Такие коды возникают по причине неравномерного вращения коленвала, которое вызывают механические неисправности (к примеру, в одном из цилиндров понизилась компрессия), или неисправность электрических компонентов СУД. Случаются неисправности, коды ошибок по которым не фиксируются совсем, влияющие на качества ходовые. В любом из трёх случаев для определения точной причины неисправности необходимо провести серию проверок с использованием оборудования диагностики. Правильное использование всего объёма полученной от системы информации позволяет максимально уменьшить время на поиски неисправностей.

    Как действует бортовая диагностика?

    Главным компонентом бортовой системы диагностики является контроллер СУД. Контроллер постоянно держит под контролем сигналы любых датчиков системы управления, и некоторые важные для двигателя параметры. Эти сигналы сравнивают с контрольными значениями, хранящимися в памяти контроллера. Если значения сигнала выходят за пределы контрольных значений, контроллер определяет это состояние как неисправность, формирует его и записывает в память ошибок, запускает алгоритм управления диагностической лампой и обеспечивает запуск аварийного режима работы СУД.

    Функционировать система бортовой диагностики начинает при активации зажигания и прекращает при переходе контроллера в режим «stand by». Момент запуска того или другого алгоритма диагностики, и, конечно, его работа могут быть ограничены определёнными режимами работы двигателя.

    Диагностические алгоритмы, которые заложены в контроллер, разделяются на три группы

    • Проведение диагностики механизмов исполнительных

    Контролируется на замыкание сигнальной цепи, обрыв, источник питания. Существуют датчики, в которых реализована проверка выходного сигнала на его достоверность. В таких случаях контроллер отслеживает, чтобы информация сигнала датчика была в ожидаемом допустимом диапазоне.

    Диагностика датчиков контролируются так же, как и первая группа алгоритмов.

    В СУД существуют следующие подсистемы:

    1. Подсистема зажигания
    2. Топливоподача.
    3. Поддержание холостого хода.
    4. Нейтрализация отработавших газов.
    5. Улавливание паров бензина.

    Каждая из вышеперечисленных подсистем выполняет свою конкретную задачу. К любой из них предъявляются определённые требования допустимых отклонений от средних значений её параметров. В этих случаях бортовая диагностика отслеживает уже величины уже не отдельно взятых датчиков и исполнительных механизмов, а целую группу параметров, которые показывают работу всей подсистемы. К примеру, о качестве действий подсистемы зажигания судить можно по наличию пропусков воспламенения в камере сгорания двигателя. Диагностика двигателя. Коды неисправностей. Руководство. Адаптационные параметры передачи топлива показывают данные о значениях состояния подсистемы топливоподачи. Функциональная диагностика показывает качество работы всех подсистем в целом.

    Материалы: http://mashintop.ru/articles.php?id=1212


    Back to top