Как проверить датчик АБС - советы специалистов!

Сразу же после включения питания на приборной панели автомобиля должен загораться световой индикатор «ABS», свидетельствующий о готовности электронного блока машины к работе. Если с авто всё в порядке, то спустя пару минут надпись исчезает. Но блок АБС вполне может выйти из строя: как проверить датчик ABS и понять, что именно сломалось?

Как функционирует АБС

Разработка системы, которую активно начали устанавливать на выпускаемые автомобили в 1970-е годы, вывело понятие безопасности на новый уровень.

  • блока управления;
  • гидравлического привода;
  • контроллеров, контролирующих обороты колеса;
  • механизма, обеспечивающего торможение.

Самым главным считается блок управления: он оценивает сигналы, поступающие от датчиков. Данные в оперативном режиме анализируется, и система понимает, что происходит с автомобилем: замедляется он или начинает ехать быстрее. Далее обработанные данные передаются на гидравлический узел.

Тормозной цилиндр отвечает за передачу давления, необходимого для создания нажимного усилия, которое гарантирует, что колодки прижмутся к дискам. Вне зависимости от силы нажатия водителем на тормоз, уровень давления в системе окажется самым оптимальным. Основное достоинство ABS заключается в возможности анализирования системой состояния каждого колеса в отдельности, выбирая наиболее подходящее давление и не допуская блокировки. Торможение до полной остановки обеспечивается давлением, возникшем в тормозном приводе.

На полноприводных и заднеприводных автомобилях установлен единственный датчик, располагающийся на задней оси: данные в главный блок, отвечающий за управление, поступают с самого ближнего колеса, а сигнал, задающий требуемый уровень давления, отправляется сразу всем колесам.

Существует три возможных режима работы устройства, занимающегося управлением клапанами:

  1. если впускной клапан находится в открытом состоянии, а выпускной - в закрытом, давление будет возрастать, поскольку отсутствуют препятствия этому;
  2. впускной клапан может оставаться закрытым после получения соответствующего сигнала, что обеспечивает сохранение неизменного уровня давления;
  3. выпускной клапан открывается, а впускной закрывается, что способствует снижению давления.

Наличие этих режимов работы гарантирует, что повышение или уменьшение давление будет происходить плавно. Когда в работе системы АБС возникают какие-либо проблемы, тормозной механизм начинает функционировать без её участия, а на панели загорается соответствующее уведомление.

Как самостоятельно проверить исправность датчика АБС

Когда датчик начинает функционировать неправильно, антиблокировочная система перестает получать сигналы и должным образом на них реагировать, что чревато блокировкой колес.

Датчик - это катушка индуктивности, работающая одновременно с зубчатым диском, имеющимся на ступице.

Диагностика ABS показывает, что одной из самых часто встречающихся причин неправильной работы становится обрыв кабеля. Определить характер неисправности поможет паяльник, специальный шнур, предназначающийся для проведения ремонта, и тестер.

Контакты кабеля присоединяются к разъемам, затем тестером устанавливается сопротивление агрегата (полученная величина должна быть в рамках допустимых границ, указанных в руководстве по работе устройства). Сопротивление, близкое к нулевому значению, свидетельствует о замыкании, если же сопротивление далеко выходит за границы максимальных значений, налицо обрыв.

Проверка колеса - следующий этап: меняющееся сопротивление означает, что датчик исправен и не нуждается в замене. Обнаруженные обрывы необходимо устранить: любой разрыв исправляется методом спайки, но ни в коем случае не скрутки, что позволяет свести вероятность появления новых обрывов и начала процесса окисления к минимуму.

Если диагностика датчика АБС показала, что он неисправен и не подлежит ремонту, его нужно отсоединить и заменить на новый.

Как правильно проверить датчик АБС на работоспособность, чтобы предотвратить появление отказов в его работе в ближайшем будущем? Для этого надо осмотреть контакты устройства и убедиться в исправном состоянии проводки: второй по популярности причиной неправильной работы узла является нарушение её целостности.

Если загорелась лампочка ABS, упростить диагностику блока и сэкономить средства на поездке в автосервис поможет специальная диагностическая система, дающая возможность провести проверку даже неспециалисту: после её запуска на экране появятся коды ошибок. Узнать, что они означают, можно с помощью прилагаемой к прибору инструкции.

Основные виды неисправностей АБС

Иногда при нажатии на тормоз возникает треск, заставляющий водителей думать, что с их транспортным средством что-то не в порядке. Но этот звук не является признаком поломки: треск может возникать во время работы модуляторов.

Если ABS выходит из строя, то после запуска двигателя значок на панели не гаснет, продолжая гореть всё время.

В процессе диагностики могут обнаружиться следующие неисправности:

  1. Найденная при тестировании ошибка убирается самой системой ABS. Это не значит, что неисправность устранена: просто-напросто, либо в главном блоке контроллера возникает ошибка, либо в проводке датчика имеется обрыв.
  2. При старте АБС самодиагностика проходит в нормальном режиме, но затем устройство самопроизвольно выключается. Среди возможных причин - некачественные контакты или их окисление, обрыв кабеля, отвечающего за питание, замыкание в работе датчика.
  3. После старта ABS система самодиагностики находит ошибку, но всё равно работает. В большинстве случаев это говорит об обрыве в датчике, вследствие чего информация о скорости вращения колеса начинает передаваться с другого устройства. Причиной, вызвавшей появление неисправности, может быть и разница в давлении шин: если одно колесо спущено, то оно будет медленнее работать. Аналогичная ситуация наблюдается в случае установки шин с разным протектором.
  4. АБС вообще не работает. Наиболее вероятными причинами будут обрыв, сильно изношенный ступичный подшипник, люфт ротора. Чтобы устранить неисправность, для начала стоит проверить люфт и состояние ротора. Если обнаружены сколы, элемент следует заменить. Далее – проверка проводов, подходящих к устройству. Если и эта мера не привела к должному результату, то всё дело в электронике – в таком случае необходимо с помощью системы диагностики узнать код ошибки для её устранения.

Видео: как проверить датчик АБС тестером

Материалы: http://moj-vnedorozhnik.ru/v-pomoshch-voditelyu/kak-proverit-datchik-abs

2 ≫

Выдержки из конфы

Отправлено : Vladimir, 13 Апреля 2001 в 23:01:25

:Дурит интересно - после завода лампочка как положено гаснет и не горит, но АБС визуально не абээсит. Мне перебирали подвеску - перекинули передние стойки в сборе, поменяли нижние рычаги и ступицы. После этого и началось. До того абээсило как с куста. И еще - на скорости выше 90 км/ч лампочка абс то загорается, то гаснет,а быстрее - загорается и уже не гаснет. Грешу на датчик, у кого какие идеи ? Как можно попроще проверить, а то диагностика на Ford Vista (оф.дилер в Литве :) - $15.За эти бабки можно пару здоровый датчиков на шроте купить.

Для того, чтобы их проверить нужен помощник и осциллограф. Подключаешь скоп к датчику и крутишь колесо равномерно например 2 оборота в секунду. Засекаешь амплитуду сигнала. Потом второе колесо. Если амплитуда одинаковая, то надо смотреть на биения. Если в обоих колесах биений сигнала (моделированность синусоиды другим сигналом гораздо меньшей частоты) нету и амплитуда сигнала более 0,5 вольт при вращении 2 оборота в секунду и не "прыгает" - значит дело не в датчиках. Если скопа нету или не знаешь что это такое - тогда только заменой. Про виста не знаю а на новом Скорпе чтобы снять передний датчик надо ?*%:*(?:%*?:%-ться, вообще-то он не съемный и снять его можно только сломав и купив новый = 120 баков. Так что осциллограф с другом - качком (крутить колеса 2 оборота в секунду это не просто так вам) ТОЧНО ДЕШЕВЛЕ.

Отправлено : SIM_34RUS, 16 Мая 2001 в 16:10:01

Загорается лампа АБС, иногда сама тухнет, иногда только если передернуть зажигание. Возникает при резких ускорениях с малой скорости или болтанке. Электричество вроде в норме, контакты датчиков проверял - не помогает. Начинает гореть - нервов не хватает. Может кто сталкавался?

P.S Лампочку выкручивать не буду :)

провода передних датчиков или грязь в гребенках ступиц

Стоит посмотреть состояние пер. ступц на люфт

Отправлено : Badisoft, 16 Мая 2001 в 17:48:05

Скорее всего, у тебя слабый сигнал с датчика. Либо из-за мокрой грязи в гребенке, либо из-за не до конца вставленного (вылезшего) датчика. При обрыве датчика лампа АБС не гаснет вообще, сразу как заведешь двигатель. Проверить обрыв просто - надо из-под бардачка в ногах пассажира вытащить блок АБС (на ощупь поймешь, как), отсоединить разъем и прозвонить тестером датчики АБС. Номера контактов: 4/22 - правый задний, 5/23 - левый передний, 6/24 - левый задний, 7/25 - правый передний. Сопротивление должно быть 1.3-1.5 кОм и, скорее всего, они у тебя электрически нормальны. Ну а дальше не на много сложнее - вывешиваем колеса, крутим руками по очереди с примерно одинаковой скоростью и смотрим на осциллографе, чтобы амплитуда сигнала со всех датчиков была примерно одинакова. Скорее всего один из датчиков будет даать пониженную амплитуду. Соответственно, чистим/моем/вставляем.

PS. Не помешает, кстати, перед всеми этими манипуляциями просто пошевелить разъем в блоке АБС. МОжет, в нем тривиально окислились контакты от старости и его колбасит от вибрации и изменений температуры и влажности.

Есть еще три варианта (+)

Отправлено : Сосед, 16 Мая 2001 в 16:22:58

1. Вытащить предохранитель (самое дешевое)

2. Вытащить реле АБС

3. Ремонтировать. 90% - это датчики АБС. Колесные. Из них 70% - передние, 30% - задние. Тестером не прозваниваются (аксиома). Подключаешь осцилограф и поехали "ловить дефект". А ты как думал? На стоячую они почти всегда работают. Можно, заведомо зная, что кто-то исправен, эмулировать датчики перемычкой (скажем, пер. правый вкл и в левый и посмотреть, загорается ли лампочка). Нудно? Согласен, но тогда см. пп. 1 и 2. Полгода назад за эту операцию я заплатил около 30 бэков. С деталями. По принципу - отдал машину - взял машину.

Материалы: http://mondeoclub.ru/remont/fm1_2/tormoza/abs2.php

3 ≫

Включение питания любого современного автомобиля, включая и бюджетный Опель, и машины представительского класса, сопровождается включением на передней панели лампочки ABS (антиблокировочной системы). Это говорит о запуске контроля автоматического теста электронного блока управления, при исправности которого сигнал сразу гаснет. Если же лампа продолжает гореть, следует выполнить проверку датчика АБС и выяснить, в чём заключается неисправность.

Переднеприводные авто комплектуются 4 датчиками – по одному на каждое колесо. Заднеприводным и полноприводным моделям, таким как Ниссан Цефиро, достаточно и одного. Данные о возможности блокирования снимаются с одного колеса и передаются трём остальным. При этом вся система ABS состоит из следующих элементов:

  • датчиков АБС, фиксирующих частоту вращения колёс и преобразующих её в электрический сигнал;
  • блока управления, принимающего сигналы от датчиков и передающего воздействие на гидравлический блок;
  • гидравлического блока, состоящего из аккумуляторов давления, электромагнитных клапанов и насоса обратной подачи.

Если при торможении величина замедления скорости вращения колеса превысила нормальное значение, система делает вывод о блокировке и открывает выпускной клапан. Давление тормозной жидкости падает, После того как частота вращения приняла нормальное значение, происходит закрытие клапана. Благодаря этому изменение давления в тормозной системе получается ступенчатым, вероятность блокировки колеса и, соответственно, ухудшения управляемости транспортного средства, уменьшаются. А размер тормозного пути оказывается минимальным. При появлении проблем с АБС может произойти её отключение. Избежать этого можно, своевременно отреагировав на сигнал с передней панели.

Существует несколько способов, как проверить датчик АБС. Первый из них – визуальный, заключающийся в разборке и осмотре блока. В первую очередь, следует обращать внимание на потёртости проводки и целостность всех разъёмов, во вторую – на степень износа отдельных элементов. При обнаружении сгоревших и изношенных деталей системы их заменяют новыми. А, если визуальный осмотр ничего не дал, переходят к более точным методам диагностики.

Для проведения диагностики датчика ABS, например, на автомобиле Тойота, с помощью мультиметра (тестера) требуется:

  1. Приподнять машину с помощью домкрата (или установить на подъёмнике);
  2. Снять сначала колесо, а затем крышку управляющего блока;
  3. Отсоединить разъёмы контроллеров;
  4. Подключить мультиметр сначала к специальным проводам (ПИН), а затем к контактному разъёму датчика.

Теперь можно выполнять тестирование, которое заключается в замерах сопротивления на контактах. Сначала электрическую цепь проверяют на наличие короткого замыкания. После этого проверяющему следует вручную крутить колесо и считывать показания прибора – сначала в режиме омметра, затем, используя его как вольтметр. Значения всех параметров должны соответствовать информации из пособия по ремонту данного транспортного средства.

Диагностика выполняется и с помощью осциллографов, исследующих параметры амплитуды сигнала. Иногда их заменяют специальным программным обеспечением на ноутбуке. Для проверки датчика ABS такого авто как Форд следует выполнить такие действия:

  1. Полностью зарядить автомобильный аккумулятор;
  2. Найти датчик и подключить осциллограф к его контактному разъёму;
  3. Вращая колесо со скоростью около 3 оборотов в секунду, засекать амплитуду колебаний;
  4. Повторить то же самое со вторым колесом той же оси.

Если датчик исправен, амплитуда колебаний у обоих колёс окажется одинаковой. А при вращении со скоростью не больше 0,2 об/с она и вообще должна быть полностью ровной. Обнаружение значительных расхождений в показаниях свидетельствует о неисправности устройства.

Самый простой метод определить, исправен ли датчик ABS вашего БМВ или любой другой модели автомобиля, заключается в проверке клапана на индукционном датчике. Для этого к детали прикладывается любое изделие из металла (отвертка или ключ). Если датчик притягивает металлические предметы, он исправен. Если нет – скорее всего, потребуется его ремонт или замена.

Материалы: http://gdesobiraut.com/eksplu/proverka-datchika-abs/


Back to top