Особенности аквапланирования, способы управления автомобилем во время дождя

Из-за дождя на дороге ухудшается видимость, капли на стёклах и зеркалах, а также запотевания стёкол изнутри значительно уменьшают обзорность. Когда дождь только начался, происходит уменьшение коэффициента сцепления колёс и дороги. Это объясняется тем, что в начальной фазе дождь не смывает с дорог пыль, а лишь скатывает её в шарики вместе с частичками резины от шин и маленькими камушками, в результате чего эта смесь служит отличной смазкой. Значительно повышается опасность заносов автомобиля, увеличивается тормозной путь. Возникает угроза аквапланирования, другими словами, исчезают пятна контакта покрышек с дорогой из-за водяной прослойки. Аквапланирование, как правило, возникает при езде по залитому водой асфальту на скорости, превышающий 60 километров в час или во время торможения юзом даже по небольшой плёнке воды, что часто ведёт к почти полной потере управляемости.

Основными факторами, которые определяют скорость, при которой может появиться этот эффект, считаются:

  • глубина лужи
  • масса автомобиля
  • тип используемых покрышек
  • степень износа покрышек

Обычные шины при высокой скорости не будут успевать выдавливать из-под себя потоки. В результате этого автомобиль будет скользить по тонкому слою воды так, словно едет по льду. В дождевых покрышках на протекторе прорезаны специальные каналы, которые необходимы для удаления воды из зоны контакта с дорогой. Помимо этого, на протекторе присутствует сеть поперечных канавок с изменяемым углом наклона, что даёт возможность удалять воду с ещё большей эффективностью. На сухом асфальте аквашины функционируют так же, как и обычные универсальные покрышки.

В случае торможения юзом колесо прекращает вращаться и отвод воды резко уменьшается. Главная неприятность при аквапланировании заключается не столько в том, что теряется управляемость, сколько в том, что водитель автоматически пытается бороться с заносом машины и корректирует траекторию движения. Однако делать это бесполезно, так как отсутствует сцепление с поверхностью дороги. Помимо этого, выезд из лужи на колёсах, вывернутых вбок, приведёт к резкому и быстрому заносу, однако на этот раз уже при высоком коэффициенте сцепления. Далеко не каждый водитель сможет справиться с подобным заносом, а самым ожидаемым финалом станет опрокидывание автомобиля. Причём нередко процесс аквапланирования оканчивается раньше, чем визуально кончается лужа, так как в глубокой воде начинается значительное замедление, акселератор в это время уже будет отпущен, вес автомобиля сместится к передним колёсам.

Попадание в лужу на скорости одной стороной автомобиля приведёт к резкому удару по колёсам, который сразу же передастся на руль. Это приведёт к частичной потере управляемости и к тому, что руль будет вырван из рук, а в некоторых случаях возможны травмы пальцев и кисти.

Проезд по глубоким лужам может повлечь за собой наезд на канализационные люки и другие препятствия, кроме того, вода может попасть на систему зажигания, что приведёт к прекращению работы двигателя. Даже если «форсирование» пройдёт успешно, вода с грязью может попасть в важные части автомобиля.

Рекомендации

Сразу после того, как начнётся дождь, уменьшите скорость и будьте предельно осторожны, не допускайте резких манёвров при движении.

Во время ливня обязательно включайте дальний свет, чтобы другие водители могли заранее заметить вашу машину.

Когда вы приближаетесь к попутным и встречным водителям, не забудьте включить рычаг управления щётками стеклоочистителей, чтобы на пару секунд не потерять видимость от потока мутной воды на лобовом стекле.

Будьте готовы к аквапланированию

Если возникли сомнения в управляемости на мокрой дороге, немедленно уменьшайте скорость. Вспомните о том, насколько могут быть изношены передние колёса.

Наблюдайте за тем, как движутся впереди идущие автомобили. Как только они начинают «рыскать» - уменьшайте скорость. При этом не надо брать в расчёт скорость автомобилей, которые вас обгоняют: возможно, у них стоит резина с водоотводом, их автомобиль может оказаться тяжелее вашего, управлять автомобилем может водитель, слишком сильно полагающийся на свои возможности контроля.

Перед тем, как проехать лужу, отпустите акселератор

Влетая в лужу, нужно заранее придать автомобилю необходимое направление. Если лужа находится на повороте, его следует проходить «двойным входом»: первоначальный поворот до лужи, затем руль нужно держать прямо и проезжать лужу по прямой, после этого необходимо сделать вторичный поворот после прохода лужи.

Попав в лужу, нельзя резко тормозить или, напротив, ускоряться и поворачивать руль. После того, как машина влетит в лужу, её рывком откинет назад. Руль нужно твёрдо держать обеими руками, слегка разведя в стороны и подняв их вверх, нужно приготовиться к рывкам сторону.

Если вы потеряете контакт с дорогой, не нужно пытаться поворачивать руль слишком круто, даже если возникает огромное желание это сделать, лучше будут подождать внезапного прекращения аквапланирования.

Реагировать на рывки автомобиля следует быстрыми, но очень «скупыми» движениями руля.

Если при аквапланировании машину всё-таки занесло, нужно действовать при выезде из лужи как при гололёде.

На автомобиле с передним приводом можно дополнительно прибавить газ – за счёт более быстрого вращения управляемые и ведущие колёса начнут лучше отводить воду, что приведёт к восстановлению контакта. При возможности лужу лучше объезжать, чем переезжать

При принятии решения переправляться через глубокую лужу, обязательно нужно провести разведку. Лучше будет подождать, когда лужу переедет другая легковая машина и пройти по её колее, однако не раньше того времени, когда она выйдет на берег и волны полностью успокоятся. Небольшие лужи имеет смысл пропускать между колёсами.

Если вода попала на вентилятор и залила систему зажигания, нужно подождать несколько минут и попробовать завести машину снова – не исключено, что вода успеет испариться. Если это не помогло, придётся выезжать на стартере, вперёд или назад и сушиться уже на берегу. Не пытайтесь переезжать глубокую лужу на полном ходу – поднявшаяся волна попадёт в двигатель. Нужно спокойно двигаться на первой передаче и не стараться её переключить, так как при сбросе газа вода может оказаться в выхлопной трубе.

Материалы: http://mashintop.ru/articles.php?id=1552

2 ≫

Сегодня мы рассмотрим такое частое явление, которое может произойти абсолютно с любым автомобилем на дороге, как аквапланирование. Давайте узнаем, что означает этот термин, а также как это явление может влиять на ваш автомобиль. В том числе мы узнаем, что делать если ваша машина начала аквапланировать.

К сожалению, в большинстве регионов нашей страны каждый год выпадает огромное количество осадков. Больше всего конечно эти осадки выпадают в виде дождей, ливня и града. Наибольшую опасность для всех автомобилистов представляет конечно дожди, которые приводят к образованию луж на дорогах.

Лужи представляют угрозу не только двигателю автомобиля (например, из-за воды может произойти гидроудар двигателя), но могут стать причиной аквапланирования машины.

Возможно вы имеете огромный стаж вождения и ниразу не сталкивались с аквапланированием автомобиля на дороге. Но это не означает что аквапланирование редкое явление и что с вашим автомобилем подобное никогда не произойдет.

Помните, что на дороге может произойти все что угодно. Даже маловероятные события. Так что вы должны быть готовы ко всему. В том числе и аквапланированию. Также вы должны знать, что делать в этом случае.

Аквапланирование - несмотря на сложное название довольно таки просто объяснить. Это такое явление, когда ваш автомобиль начинает терять сцепление с дорогой из-за слоя воды под колесами. В тот момент, когда шины автомобиля перестают справляться с большим количеством воды, пятно контакта покрышек с дорожной поверхностью, начинает резко сужаться. В конечном итоге автомобиль может полностью потерять сцепление с дорогой. Это и называется аквапланирование. При этом машина перестает реагировать на рулевое управление, на торможение и даже в некоторых случаях на ускорение.

Почему так происходит и почему даже на новой резине автомобиль может саквпланировать на дороге? Напомним, что каждые шины имеют на поверхности специальный протектор, который предназначен для отвода воды при движении по мокрой и влажной поверхности. Этот отвод воды и создан для того чтобы предотвращать постоянное аквапланирование автомобиля на дороге.

Благодаря этому протектору для отвода влаги, вода в буквальном смысле рассекается и рассеивается, осушая участок дорожной поверхности, с которым взаимодействует покрышка.

Если же объём воды на дороге больше, чем может отвести протектор шин автомобиля, то под колесом образуется избыток воды. В результате автомобиль может потерять сцепление с дорогой, произойдет аквапланирования, после чего транспортное средство может стать полностью не управляемым.

Вот почему так важно следить за состоянием шин. Особенно за глубиной протектора. Ведь от состояния резины зависит ваша безопасность, безопасность пассажиров и других участников дорожного движения.

Вы должны помнить, что новые или неизношенные нормальные шины могут удалять достаточное количество воды чтобы в большинстве случаев избежать аквапланирования. Правда это касается только новых или слегка изношенных покрышек. Так, по данным экспертов новая летняя шина может всего за 7 секунд отвести (удалить) с дорожной поверхности стандартное ведро воды. Правда эта скорость отвода воды достигается при максимальной скорости вращения колеса, которая предусмотрена производителем покрышек.

Если протектор шин имеет недостаточную глубину (изношен), то под колесами во время дождя начинает образовываться избыток воды. Вода под шинами может накапливаться и достигнуть критичной точки, когда пятно контакта покрышек с дорожной поверхностью сузится до опасного размера или полностью исчезнет. В результате, под шинами может образоваться водная подушка, которая поднимет колеса над дорожным покрытием, и машина начнет аквапланировать из-за того, что шины полностью потеряют контакт с дорогой.

Обычно, наиболее подвержены аквапланированию передние колеса, поскольку задние шины обычно взаимодействуют уже с более сухим асфальтом, после отвода воды передними шинами. Это означает что при аквапланировании автомобиль может потерять управляемость. В том числе при аквапланировании может значительно теряться эффективность тормозной системы, поскольку передние колеса при аквапланировании не смогут должным образом остановить машину.

В том числе, при аквапланировании на переднеприводных автомобилях не поможет и педаль газа, чтобы вывести машину из неуправляемого состояния, поскольку передние колеса, куда передается крутящий момент, не смогут ускорить машину из-за отсутствия контакта с дорожной поверхностью.

Также могут потерять сцепление с дорогой и управляемость заднеприводные и полноприводные автомобили. Например, когда все четыре колеса потеряют контакт с дорожным покрытием из-за водной подушки, которая может образоваться под колесами.

И так, представьте. Вы едете по дороге, впереди видите большую лужу и не снижая скорости заезжаете в воду. В этот момент предположим, что ваш автомобиль начинает аквапланировать. Как понять, что ваша машина потеряла контакт с дорожной поверхности и начала аквапланировать? Для тех, кто не знаком с этим и никогда не попадал в аквапланирование в первые секунды будет тяжело разобраться что произошло с машиной, но тем не менее даже новичок поймет спустя несколько секунд, что машина начала аквапланировать. Правда желательно это понять сразу, поскольку от этого будет зависеть сможете ли вывести авто из аквапланирования.

Как же распознать в первую секунду что ваша машина начала аквапланировать? Во-первых, при аквапланировании как правило резко возрастают обороты двигателя (из-за снижения сопротивления необходимого для вращения колес). Во-вторых, рулевое колесо становится легче (опять же из-за уменьшения усилия требуемого для поворота колес).

Как и во многих опасных ситуациях самое худшее что вы можете сделать за рулем, это запаниковать. Например, при аквапланировании самой частой ошибкой водителей являются неадекватные действия. Например, торможение или попытка резко дернуть рулевое колесо, с целью вернуть машине траекторию движения.

Но помните, что как правило автомобиль начинает аквапланировать из-за того, что передние колеса потеряли контакт с дорожной поверхностью, поэтому торможение или рулевое управление будут малоэффективны для восстановления управляемости машины.

Вот что вы должны сделать при аквапланировании:

- Если вы используете круиз-контроль, то при первых же признаках аквапланирования выключите его

- Не нажимайте педаль тормоза, поскольку это может привести к заносу машины

- Плавно и медленно отпустите педаль газа. Поскольку тормоза и рулевое управление при аквапланировании не помогут, вам ничего не остается делать, как снизить обороты двигателя, плавно отпустив педаль газа, для того чтобы автомобиль начал замедляться естественным образом. Также ни в коем случае не стоит при аквапланировании нажимать педаль газа, добавляя обороты двигателю, поскольку это только усугубит аквапланирование и возможно приведет к заносу

- По мере снижения скорости автомобиля, осторожно проверьте стало ли рулевое колесо тяжелее (жестче). Если да, то осторожно и медленно начинайте тормозить, нажав педаль тормоза. Если рулевое колесо намного легче чем при нормальной ситуации, то не поворачиваете его и не начинайте торможение, поскольку это означает что колеса автомобиля еще не имеют необходимого пятна контакта с дорожной поверхностью

- Помните, что только плавные и последовательные действия за рулем помогут вам восстановить контроль над машиной после аквапланирования

- К сожалению, вышеописанные действия возможны только если вы двигаетесь на небольшой скорости и у вас будет время медленно и плавно восстановить контроль над машиной. Но чаще всего аквапланирование происходит на большой скорости и в самый неподходящий момент. Например, перед поворотом. В этом случае вам придется попытаться остановить машину нажимая плавно педаль тормоза и корректируя движение автомобиля с помощью рулевого колеса (если конечно это будет возможно).

Но и в этом случае вы должны держать себя в руках и не паниковать. То есть ни в коем случае не делайте резких движений рулевым колесом и не нажимайте резко педаль тормоза. Все движения должны быть плавными и медленными.

Когда ваш автомобиль начинает аквапланировать, то вы в большинстве случаев из водителя фактически превращаетесь в пассажира, поскольку перестаете контролировать автомобиль в буквальном смысле. Поэтому лучший способ действий- это предотвратить аквапланирование.

Есть несколько золотых правил, которые следует соблюдать чтобы уменьшить риск аквапланирования автомобиля во время движения.

Во-первых, всегда учитывайте дорожные условия. Если на дороге, например, вы увидите большую лужу или пошел сильный ливень обязательно снизьте скорость автомобиля. Во время дождя вы также должны избегать движения по затопленным участкам дороги. Особенно по глубокой колее, где обычно скапливается много воды.

Снижая скорость, вы даете шинам автомобиля больше возможности для отвода воды и сохранения пятна контакта. Помните, что чем медленней движется машина, тем меньше накапливается избыточной воды под колесами. Соответственно снизив скорость вы по сути увеличиваете пятно контакта шин с дорогой.

Конечно, чтобы избежать аквапланирования автомобиля вы также должны следить за состоянием покрышек. Изношенные или поврежденные шины менее эффективны при рассеивании воды с дорожной поверхности. Поэтому в случае если глубина протектора шин не соответствует установленной минимальной норме, вы должны заменить покрышки на новые, иначе существует огромный риск аквапланирования.

В том числе вы не должны выезжать на дорогу если давление в колесах не соответствует норме, которую как правило устанавливает автопроизводитель. Помните, что недокаченные шины не смогут максимально эффективно отводить воду с дорожной поверхности.

В том числе советуем вам в дождь или во влажную погоду ехать ровно по следам другого автомобиля, чьи колеса как правило уже достаточно осушили дорожную поверхность. Правда в этом случае будьте осторожны, поскольку для этого необходимо ехать за другим автомобилем достаточно близко. Но помните, что если во время движения пойдет ливень, то вам придется увеличить дистанцию до другого автомобиля, поскольку в сильный дождь увеличивается тормозной путь.

Популярные новости

© 2008-2015 Агентство «1ГАИ».

Права на изображения и материалы принадлежат их авторам

Материалы: http://www.1gai.ru/baza-znaniy/519281-chto-takoe-akvaplanirovanie-i-kak-ego-izbezhat.html

3 ≫

Чем опасен дождь для автомобилиста? Мало того, что во время дождя снижается видимость, дорога становится скользкой, а управлять автомобилем становится сложнее. Советы автоинструкторов, как вести себя водителю во время дождя, помогут избежать неприятностей на дороге.

При сильном дожде все предметы, включая пешеходов и другие автомобили, видны нечетко. Видимость ухудшается еще и из-за капель дождя, падающих на ветровое стекло, и из-за грязи от едущих впереди машин. Инструкторы по вождению советуют всегда держать бачок омывателя полным, а стеклоочистители в идеальном состоянии, чтобы в любой момент очистить лобовое стекло.

Не рекомендуется опускать боковые стекла, даже если они запотели. Проезжающие мимо автомобили могут окатить вас водой, а это отвлечет вас от дороги.

Даже самая идеальная дорога в дождь превращается, можно сказать, в каток. Почему так происходит? Дело в том, что слой песка и грязи намокает, а когда он оказывается между покрышками и дорогой, то становится своеобразной «смазкой». Более того, масло от машин образует пленку, которая при дожде размокает и увеличивает скольжение.

Размокшая грязь в значительной степени ухудшает сцепление шин с поверхностью дороги. Особенно в самом начале дождя, когда вся грязь с асфальта еще не смыта. Кстати, мелкая морось гораздо опаснее, чем проливной дождь. Коэффициент сцепления в этом случае намного меньше, чем после ливня.

Стоит отметить, что свойства сцепления у различных дорожных покрытий отличаются. Так, например, асфальт и мостовые из крупных булыжников более опасны в дождь, чем бетон и брусчатка.

  1. Скорость автомобиля не должна превышать 50 км/ч.
  2. Тормозной путь на мокрой дороге увеличивается, поэтому начинайте торможение заранее. Заблаговременное торможение позволит другим транспортным средствам вовремя сориентироваться и снизить скорость.
  3. Не советуем во время дождя пользоваться круиз-контролем. Часто эта система не адаптирована под сырые погодные условия, поэтому считает, что машина едет по сухому асфальту.
  4. Не забывайте про фары. Автомобиль с включенными фарами заметнее в плохую погоду. Самый оптимальный вариант — противотуманные фары, а вот дальний свет, отражаясь от капель дождя, будет слепить.
  5. Обязательно соблюдайте дистанцию до впереди идущего автомобиля. Еще раз напомним, что тормозной путь на мокрой дороге увеличивается.
  6. Если стеклоочистители по какой-то причине не работают, продолжать движение запрещено! Видимость в этом случае нулевая, а это крайне опасно.
  7. Если ваш автомобиль занесло, не нужно делать резких поворотов руля и давить на тормоз. Иначе автомобиль закрутит.
  8. Помните, что в ненастную погоду пешеходы часто забывают об осторожности, желая побыстрее укрыться от дождя. Так что перед пешеходными переходами заранее сбрасывайте скорость, хотя делать это нужно и в хорошую погоду.
  9. Если тормозные колодки намокли, эффективность тормозов заметно снижается. Высушить их очень просто: следует проехать небольшое расстояние, при этом слегка нажимая на педаль тормоза несколько раз. Колодки согреются, а вода испарится.
  10. Всегда тормозите перед лужами. Во-первых, в них может быть яма или открытый люк. Во-вторых, вода может попасть в тормозные колодки. И, в-третьих, может возникнуть, так называемый, эффект аквапланирования: на высокой скорости вода не успевает уходить из-под колес, и автомобиль «плывет», то есть становится практически неуправляемым.

Видео об управлении автомобилем в сильный дождь:

Материалы: http://spokoino.ru/articles/obuchenie_vogdeniu/osobennosti_vozhdeniya_v_dozhd/


Back to top