Проводить обязательные предрейсовые и послерейсовые медосмотры водителей со следующего года планируется с применением телемедицинских технологий

С таким предложением выступила группа депутатов Госдумы. Предполагается, что с 1 января 2018 года обязательные предрейсовые и послерейсовые медосмотры водителей транспортных средств будут проводиться в том числе с использованием технологий телемедицины. А заключение по итогам осмотров предлагается выдавать в электронной форме. Между тем конкретный порядок проведения дистанционных медосмотров предстоит разработать Минздраву России. С этой целью планируется дополнить п. 7-8 ст. 23 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения".

Отмечается, что проведение осмотров с помощью телемедицинских технологии будет 1 обеспечивать более оперативный и объективный контроль состояния здоровья водителей, а также оптимизируют издержки на проведение их обязательных предрейсовых и послерейсовых медосмотров.

Напомним, что с 1 января следующего года вступает в силу Федеральный закон от 29 июля 2017 г. № 242-ФЗ, благодаря которому появится возможность оказания медицинской помощи с применением телемедицинских технологий путем проведения консультаций и консилиумов, а также дистанционного медицинского наблюдения за состоянием здоровья пациента.

А проведение обязательных предрейсовых и послерейсовых медосмотров водителей в настоящий момент регламентируется приказом Минздрава России от 15 декабря 2014 г. № 835н. Такие осмотры проводятся в отношении водителей транспортных средств перед началом и после окончания рабочего дня рейса в целях выявления признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов, состояний и заболеваний, препятствующих выполнению трудовых обязанностей, в том числе алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения и остаточных явлений такого опьянения.

Эксперты опасаются, что если наказывать только водителей, возникнет риск злоупотреблений со стороны должностных лиц и пешеходов.

И установить, что факт опьянения будет определяться наличием абсолютного этилового спирта в концентрации 0,3 и более грамма на один литр крови.

При вынужденной остановке или ДТП вне населенных пунктов.

В частности, штраф за совершение данного правонарушения может увеличиться до 35 тыс. руб., а максимальный срок лишения права управлять транспортным средством – до 3 лет.

1 С текстом законопроекта 271597-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О безопасности дорожного движения" и материалами к нему можно ознакомиться на официальном сайте Госдумы.

© ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 2017. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания "Гарант" и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Материалы: http://www.garant.ru/news/1137878/

2 ≫

В минувшую пятницу, 8 апреля, директор НИИ урологии и интервенционной радиологии им. Н.А. Лопаткина Олег Аполихин провел в Воронеже совещание по старту нового модуля программы «Мужское репродуктивное здоровье и активное социальное долголетие».

Позже доктор медицинских наук встретился с губернатором Алексеем Гордеевым и рассказал ему о проекте. В его основе лежит принцип превентивной защиты здоровья мужского населения в возрасте 40-65 лет от управляемых рисков развития неинфекционных заболеваний. Иными словами, от заболеваний сердечно-сосудистой системы — инфарктов и инсультов. К 40 годам мужчины достигают пика своей активности и в этом же возрасте у них могут начать проявляться серьезные проблемы со здоровьем (на первом месте стоят сердечно-сосудистые патологии). При этом мужское здоровье — индикатор состояния организма. Проблемы с эректильной функцией свидетельствуют о неполадках с сосудами (атеросклероз). Изменения в них могут сигнализировать о возможности в будущем инфаркта или инсульта и привести к ранней гибели мужчины. В группу риска попадают люди, ведущие нездоровый образ жизни (неправильное питание в сочетании с вредными привычками), имеющие повышенный холестерин в крови, высокое давление и прочее.

По словам Олега Аполихина, новый модуль программы «Мужское репродуктивное здоровье и активное социальное долголетие» будет опробован в рамках существующей диспансеризации населения. Пилотный проект стартует на базе двух лечебных учреждений – Бобровской районной больницы и Воронежской городской поликлиники № 7. Координатором выступит Воронежская областная клиническая больница № 1.

Исследование предполагает проведение дополнительных незатратных мероприятий, включая анкетирование мужчин 40-65 лет с сердечно-сосудистыми заболеваниями, для своевременной коррекции их лечения либо дообследования. Результатом должно стать снижение запущенных случаев сердечно-сосудистых заболеваний у мужчин, сохранение либо восстановление репродуктивного здоровья и снижение числа инсультов и инфарктов. В итоге все это должно привести к увеличению продолжительности жизни мужчин. Пилотный проект будет реализован в течение года. При получении положительных результатов, данный опыт внедрят во всех поликлиниках региона.

Губернатор одобрил планы сотрудничества департамента здравоохранения области и НИИ Урологии.

Стоит отметить, что департамент здравоохранения Воронежской области сотрудничает с НИИ Урологии долгие годы. Первые совместные проекты начались еще в начале 2000-х годов, и к 2011 году они реализовались в ведомственную целевую программу «Урология» на территории Воронежской области. Программа позволила повысить выявляемость заболеваний мочеполовой системы и рака предстательной железы на более ранних стадиях. Рак предстательной железы в незапущенной форме сегодня успешно поддается лечению. Своевременность диагностики помогает скорректировать консервативное лечение или провести малоинвазивное хирургическое вмешательство, а не дорогостоящее оперативное лечение с длительной нетрудоспособностью при запущенных стадиях. Все это имеет колоссальный социально-экономический и демографический эффект.

Олег Аполихин высоко оценил результаты работы программы в Воронежской области, подчеркнув, что регион уже известен как инновационный.

Бабушка-спасительница жертв катастрофы "Невского экспресса" слепнет

В канун очередной годовщины крушения "Комсомолка" побеседовала с 86-летней Елене Голубевой

В Самарской области ребенка могли отправить в детдом из-за религиозного конфликта в семье

Правда, официальные ведомства в Октябрьске не подтверждают эту информацию и говорят, что в семье просто возникло недопонимание

День матери 2017 в Самаре: какого числа, куда сходить, что подарить маме

«КП» выяснила, где в Самаре планируются мероприятия к этому празднику

В Краснодаре воспитательница заклеивала скотчем рты непослушным детям

Когда начался скандал, она уволилась по собственному желанию

Вежливый, Российский или Наш. Продолжается голосование за лучшее название для моста в Крым

Выбрать наиболее подходящий вариант или предложить свой может любой желающий

Всегда ли рак - это приговор?

Уход Дмитрия Хворостовского заставил Андрея и Юлия Норкину задуматься и поговорить об этом в прямом эфире Радио «Комсомольская правда» [видеотрансляция с 18:00 мск]

Существует мнение, что пластик – это зло для окружающей среды и для всего человечества

Это – глубокое заблуждение

Многодетная семья из Самары заставила расплакаться секретного миллионера и получила квартиру

Создатель "йотафона" Владислав Мартынов в Самаре помог матери троих детей и инвалиду-колясочнику, показавшему ему, что жизни можно радоваться даже если у тебя нет ног

Мать школьника предложила пересадить детей из «паразитирующих семей» на отдельный ряд

Так она намерена решить проблему с родителями, которые не сдают деньги в фонд класса [эксклюзив, комментарий директора]

Почему в Самаре так много пробок и как с ними бороться?

Наши корреспонденты прокатились по городу с дорожным активистом Алексеем Морозовым и пытались найти выход из "вечной" проблемы автолюбителей

В Самаре миллионера заставила расплакаться многодетная семья, живущая на 10 тыс. рублей

В нашем городе побывал Владислав Мартынов - изобретатель "йотафона". Чем смогла шокировать привыкшего к деньгам мужчину глубинка самарской жизни?

Школьник из Бундестага: Из моей речи нарезали куски и выложили в интернет

Гимназист из Нового Уренгоя объяснил, почему пожалел солдат вермахта [аудио, видео]

Возрастная категория сайта 18+

Материалы: http://www.samara.kp.ru/daily/26515/3532390/

3 ≫

Научно-практические конференции ученых и студентов.

Публикации Scopus и Web of Science.

Авторские и коллективные монографии.

8 (383) 291 38 00

  • Условия публикаций
  • Все статьи конференции

11 декабря 2017

ЗДОРОВЬЕ ВОДИТЕЛЕЙ И БЕЗОПАСНОСТЬ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

студенты 1 курса ФД и НО АФ ННГУ, РФ, г. Арзамас

студент 2 курса ЕГФ АФ ННГУ, РФ, г. Арзамас

студент 3 курса ППФ АФ ННГУ, РФ, г. Арзамас

научный консультант, канд. биол. наук, доцент, зав. кафедрой МП и БЖД АФ ННГУ, РФ, г. Арзамас

научный руководитель, преподаватель кафедры МП и БЖД АФ ННГУ, РФ, г. Арзамас

Согласно 2 статье Федерального закона от 10.12.1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», безопасность дорожного движения характеризуется как состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий [7, с. 3].

Автомобилизация страны, решая задачи по перевозке пассажиров и грузов, определяет актуальность проблемы обеспечения безопасности дорожного движения. В обстановке, характеризующейся высокой интенсивностью движения автомобильного транспорта, в которое вовлечены десятки миллионов людей и большое число транспортных средств, предупреждение аварийности становится одной из серьезнейших социально-экономических проблем. От ее успешного решения в значительной степени зависят не только жизнь и здоровье людей, но и развитие экономики страны [2, с. 10].

Система организации медицинского обеспечения безопасности дорожного движения предусматривает систему мероприятий, включающих медицинскую профилактику дорожно-транспортных происшествий, и медицинскую помощь при их совершении. Одним из основных факторов обеспечения безопасности дорожного движения является состояние здоровья водителя. Высокая интенсивность дорожного движения за счет высокого роста количества автотранспортных средств предъявляет к водителям повышенные требования в плане состояния здоровья. Чтобы определить нарушения и отклонения в состоянии здоровья водителей необходимо систематически проходить медицинскую диспансеризацию, а грамотно организованное проведение медицинских осмотров перед рейсом, является одним из главных звеньев профилактики дорожно-транспортных происшествий [1, с. 150].

Управление автотранспортом в состоянии алкогольного опьянения является одной из основных причин дорожно-транспортных происшествий. Ежегодно около 20% происшествий случаются из-за нарушений правил дорожного движения водителями в состоянии опьянения. Особую тревогу представляет тот факт, что за последние годы в 3—4 раза повысилось количество водителей, управляющих автотранспортными средствами в состоянии наркотического опьянения и под действием других психоактивных веществ. Своевременное выявление у водителей автотранспортных средств физиологических и функциональных отклонений, возникающих при потреблении различных алкогольных и психоактивных веществ, является одной из главных задач в обеспечении безопасности дорожного движения [3, с. 3].

С этой целью в Арзамасском филиале ННГУ им. Н.И. Лобачевского, имеющим автопарк, организовано прохождение в обязательном порядке предрейсовых медицинских осмотров водителями автотранспортных средств. Предрейсовые медицинские осмотры проводятся прошедшим специальное обучение медицинским работником. Основной задачей предрейсовых медицинских осмотров является выявление у водителей признаков различных заболеваний, признаков употребления алкоголя, наркотиков, запрещенных лекарственных препаратов, остаточных явлений алкогольной интоксикации (похмельного синдрома), утомления. Медицинская профилактика дорожно-транспортных происшествий является важным звеном безопасности дорожного движения [4, с. 11].

Цель исследования — дать оценку уровня здоровья и физического развития водителей по данным предрейсовых медицинских осмотров и разработать меры профилактики, способствующие обеспечению безопасности дорожного движения.

Материалы и методы. Для анализа параметров физического развития использовали данные предрейсовых медицинских осмотров, в содержание которых входило:

· тщательный сбор анамнеза о состоянии здоровья для выявления признаков какого-либо заболевания или нарушений здоровья, которые могут повлиять на качество предстоящей работы;

· измерение температуры тела при подозрении на ее повышение;

· обязательное измерение артериального давления и частоты пульса;

· определение признаков опьянения или похмельного синдрома (по внешнему виду работника, по запаху алкоголя или перегара изо рта, с помощью алкотестера и т. п.) [1, с. 151].

В ходе исследования проведено контрольное медицинское обследование 6 водителей с измерением длины тела (ДТ), массы тела (МТ), окружности грудной клетки (ОГК), жизненной емкости легких (ЖЕЛ), динамометрии правой и левой кисти (ДПК и ДЛК), систолического и диастолического артериального давления (САД и ДАД) и частоты сердечных сокращений (ЧСС).

Исследованы гемодинамические показатели (САД, ДАД, ЧСС) на основе 3955 обследований 7 водителей, проведенных в течение 2009—2013 гг. на базе Арзамасского филиала ННГУ им.Н.И.Лобачевского (ранее АГПИ им. А.П. Гайдара).

Применяемый в данной работе индекс Кетле-2 (ИК-2=МТ/ДТ 2 ) позволяет оценить пропорциональность телосложения и гармоничность физического развития. Жизненный индекс (ЖЕЛ/МТ) характеризует мощность аппарата внешнего дыхания, а силовой индекс (ДПК/МТ) определяет степень развития мышечной силы кисти [6].

Характер нервной вегетативной регуляции определили с помощью показателей гемодинамики — ЧСС, САД и ДАД, с расчетом индекса Кердо (1 — ЧСС/ДАД) и индекса Робинсона (ЧССхСАД/100) [3, с. 5].

Для оценки степени адаптации применили метод скрининг-оценки адаптационного потенциала (АП), разработанный P.M. Баевским и соавт (1987) [5, с. 111].

АП = - 0,273 + 0,011хЧСС + 0,014хСАД + 0,008хДАД + 0,014хВ + 0,009хМТ - 0,009хДТ +0,004хП

Используя предложенные В.П. Казначеевым рекомендации рассматривать степени напряжения регуляторных систем (степени адаптации организма к окружающей среде по методу Р.М. Баевского) в качестве «уровней здоровья», соответственно их классифицировали: первый уровень здоровья — состояние оптимальной, удовлетворительной адаптации; второй уровень здоровья — напряженность адаптационных механизмов; третий уровень здоровья — неудовлетворительное состояние адаптации, при котором происходит рассогласованность отдельных механизмов функционирования организма; четвертый уровень здоровья — срыв адаптации, состояние предболезни или даже болезни [3, с. 4].

Показатели гемодинамики являются критерием состояния сердечно-сосудистой системы под влиянием изменяющихся факторов окружающей среды.

Вычислили средние значения ЧСС, САД, ДАД и проанализировали их динамику за 5 лет. Результаты представлены в табл. 1.

Сравнительный анализ параметров гемодинамики водителей (М±σ)

ЧАСТОТА СЕРДЕЧНЫХ СОКРАЩЕНИЙ

СИСТОЛИЧЕСКОЕ АРТЕРИАЛЬНОЕ ДАВЛЕНИЕ

ДИАСТОЛИЧЕСКОЕ АРТЕРИАЛЬНОЕ ДАВЛЕНИЕ

Выявлено, что ЧСС имеет узкий диапазон колебаний в течение анализируемого периода, что показывает на стабильность и устойчивость организма.

САД и ДАД имеют тенденцию к увеличению с возрастом, особенно у водителей старшего возраста.

С помощью индекса Кетле-2 определили, что водители имеют гармоничное соотношение длины и массы тела, за исключением одного обследованного (ИК-2=31,6). Учитывая параметры его физического развития можно предположить преобладание мышечной силы и массы, определяющие избыточный вес (табл. 2).

Показатели индексов физического развития водителей и их оценка

Примечание: 1 — меньше нормы, 2 — нормальное значение, 3 — выше нормы

Исследование жизненного индекса у большинства показало хорошие результаты, т. е. в пределах нормы (51—65) и два результата с крайними вариантами (ниже и выше нормы). Оценки же силового индекса оказались несколько ниже по качеству: только у двух водителей рассчитаны значения в диапазоне нормы (61—80). Из полученных данных можно сделать вывод, что мощность дыхательного аппарата у водителей несколько выше мышечной, что возможно связано с особенностью профессиональной деятельности.

Показатели индексов физического развития водителей и их оценка

Примечание: 1 — меньше нормы, 2 — нормальное значение, 3 — выше нормы

Степень влияния вегетативной нервной системы на кровеносную оценивалась с помощью индекса Кердо (табл. 3). Значения индекса находятся в пределах физиологической нормы (от –0,1 до 0,1), за исключением одного водителя, имеющего исходный вегетативный тонус с преобладанием симпатических влияний (0,24). С тенденцией ваготонии выявлен один водитель (–0,05).

Для характеристики обменно-энергетических процессов, происходящих в организме, и качества потребления кислорода миокардом использовали индекс Робинсона (ИР). Крайние значения ИР (95 — верхнее и 70 — нижнее) свидетельствуют о преобладающем влиянии симпатической или парасимпатической вегетативной нервной системы [6]. Уровень и качество полученного ИР подтверждает особенности нервной регуляции и характеристику функциональных резервов сердечно-сосудистой системы в изучаемой выборке, полученную с помощью индекса Кердо. Значения индекса у большинства обследованных находятся в пределах физиологической нормы, за исключением двух человек (табл. 3).

Определив адаптационный потенциал (АП), соотнесли его с уровнем здоровья. Чем меньше величина, характеризующая адаптационный потенциал, тем он выше и тем выше уровень здоровья. В изучаемой выборке значения АП увеличиваются с возрастом, что соответствует норме, учитывая включение в формулу показатель возраста (табл. 3).

В целом у водителей выявлены положительные результаты оценки здоровья и адаптационных возможностей: удовлетворительная адаптация (1-й «уровень здоровья») имеют 2 человека; в группу с функциональным напряжением (2-й «уровень здоровья») вошли 3 человека. Неудовлетворительная адаптация наблюдается у 1 водителя.

Таким образом, надежность водителя зависит не только от его квалификации и опыта. Большое значение имеет состояние его здоровья и его работоспособность. Сознательное и ответственное отношение к правилам дорожного движения должны быть неотделимы от сознательного и ответственного отношения к своему здоровью, которое может быть укреплено и улучшено закаливанием, массажем, тренировкой воли и физического состояния и другими оздоровительными мероприятиями. Специфика работы водителя требует научного обоснования режима его труда, отдыха и рационального питания.

1.Безопасность жизнедеятельности: учебное пособие / авт.-сост. Е.А. Калюжный, С.В. Михайлова, С.Г. Напреев, В.Ю. Маслова. АГПИ. Арзамас: АГПИ, 2012. — 316 с.

2.Денисова С.В. Безопасность дорожного движения и здоровье водителей. Арзамас: АГПИ, 2008. — 80 с.

3.Изучение морфофункционального статуса студентов, занимающихся в различных физкультурных группах, методом индексов / Е.А. Калюжный, Ю.Г. Кузмичев, С.В. Михайлова [и др.] // Электронный научный журнал «Медицинский университет» / [Электронный ресурс]. — 2013. — Вып. 4(15) Октябрь-Декабрь. — С. 3—9.

4.Методические рекомендации «Медицинское обеспечение безопасности дорожного движения. Организация и порядок проведения предрейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств» (утв. Минздравом РФ и Минтрансом РФ 29 января 2002 г.). М.,2002. — 22 с.

5.Оценка физического развития детей и подростков: учебное пособие / Е.С. Богомолова [и др.]. Н. Новгород: Издательство НГМА, 2006 — 260 с.

6.Оценка физического развития детей, подростков и студентов. — [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.health-control.ru. Дата обращения: 1.12.2013.

7.Федеральный закон от 10.12.1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения».

Материалы: http://sibac.info/studconf/natur/xiv/35209


Back to top