Как управлять автомобилем ночью?

Согласно статистическим данным, основная масса аварий случается в темное время суток. И главная причина заключается в искажении восприятия зрительных образов. Оказывается, зрение человека полноценно работает только тогда, когда окружающее пространство равномерно освещено.

По ночам, когда единственным осветительным прибором являются фары автомобиля, высвечивающие из темноты лишь отдельные детали, на трассе необходимо соблюдать предельную осторожность. Вождение ночью не так безопасно, как может показаться на первый взгляд из-за небольшого количества машин на дороге.

Разработкой мер безопасности на дорогах занимаются не только представители автоинспекции и МЧС, в обязанности которых входит предупреждение дорожно-транспортных происшествий, но и медики, знакомые с физиологией органа зрения. Так что рекомендуем внимательно ознакомиться с перечнем советов.

Совет №1. Перед поездкой не рекомендуется перенапрягать зрение работой на компьютере, рассматриванием чего-либо на экране смартфона или мобильного телефона. Не желательным является и пребывание в ярко освещенном помещении. Если подобных помех избежать невозможно, рекомендуется посидеть с закрытыми глазами пятнадцать минут, пока глаза не отдохнут от яркого света и только после этого начинать движение.

Совет №2. Правильно отрегулированные фары освещают дорогу на 50–100 метров, что позволяет еще издали заметить препятствие и своевременно на него отреагировать. Следовательно, о состоянии фар и качестве освещения необходимо позаботиться заранее.

Совет №3. Еще одной причиной аварий в ночное время является желание спать. Увы, организм человека в темноте время вырабатывает мелатонин, который открывает так называемые ворота сна. Спать по ночам хочется всем, и даже длительный дневной сон не избавляет от сонливости в темное время суток. Не следует возлагать чрезмерные надежды на крепкий кофе, возможности кофеина далеко не беспредельны. Гимнастика, обливание холодной водой, разговор с попутчиком или увлекательный детектив по аудиоплейеру будут в данном случае более эффективными. Подробнее о борьбе со сном за рулем.

Совет №4. Знание маршрута облегчает передвижение по трассе в темное время суток, в то время как незнакомая местность таит в себе неведомые опасности. Не стоит отправляться в путешествие по незнакомым местам в сумерках или ночью.

Совет №5. Скорость автомобиля в темное время суток напрямую зависит от того расстояния, которое освещено фарами. То есть, при включенном ближнем свете скорость должна быть не выше 50 км/час, а при включенном дальнем свете не выше 90 км/час. Именно при таких скоростях внимательный водитель успеет затормозить при появлении в поле видимости неожиданного препятствия.

Совет №6. Ремни безопасности должны быть надежно закреплены, а дети до 12 лет непременно должны находиться в подходящих по размерам автомобильных креслах. Порой от таких мелочей зависит не только здоровье, но и жизнь пассажиров.

Совет №7. Двигаясь по трассе в темное время суток, не забывайте включать оповещающие сигналы поворотов. Помните, что личная безопасность и безопасность всех пассажиров вашего автомобиля зависит не только от ваших действий, но и от того, что решат предпринять другие участники движения.

Совет №8. Ночью не только все кошки кажутся серыми, но и расстояния заметно искажаются. Если полагаться на глазомер, можно спровоцировать ДТП. Опытные водители рекомендуют в темное время суток немного перестраховываться и не спешить, соблюдать дистанцию и быть предельно внимательным.

Совет №9. Как только водитель начинает чувствовать усталость, движение лучше прекратить. Сон в течение полутора часов полностью восстановит силы и позволит добраться до места назначения в целости и сохранности.

Совет №10. Курсы по экстремальному вождению вырабатывают способность быстро реагировать на возникновение внештатной ситуации и снижают риск аварии.

Помните, безопасность на трассе как в темное время суток, так и днем зависит не только от профессионализма водителя, но и от его предусмотрительности и осторожности. Береженого, как говорится, и Бог бережет. Будьте внимательны и осторожны.

Материалы: http://www.auto-infosite.ru/articles_kak_upravlyat_avtomobilem_nochyu.html

2 ≫

Факторов, которые усложняют процесс вождения в темное время суток, существует великое множество. Но есть основные моменты, выделив которые, можно научиться прорываться на своем автомобиле сквозь непроглядные редуты слепой ночи.

Даже если вы используете фары, в темноте очень сложно определять расстояние и скорость транспортного средства.

Это явление связанно с теми особенностями, которые характерны для зрения человека. Наш глаз – это крайне чувствительный орган, который может прекрасно видеть как на залитой солнечным светом снежной вершине, где уровень освещения составляет 100 тыс. лк, так и в ночной степи, которая освещается исключительно звездами – уровень освещения не превышает 0,0001 лк. Но, несмотря на такие фантастические показатели, у нашего зрения есть огромный недостаток – оно невероятно медленно и лениво приспосабливается к изменению яркости освещения. Сужение или расширение зрачков занимает довольно много времени – десятки секунд. Если переход из темноты на свет или наоборот происходит резко, это даже может провоцировать временную слепоту, продолжительность которой составляет 10-30 секунд. Недооценивать фактор ослепления ни в коем случае нельзя: обобщенная статистика говорит о том, что порядка 12% ДТП в темное время суток случаются именно из-за ослепления.

Воздействие алкоголя на нервную систему водителя вообще смертельно опасно, а если совместить опьянение с непроглядностью ночи, то получаем то, что имеем – употребление алкоголя и вождение в ночное время продолжают лидировать в списке причин гибели молодых неопытных водителей.

Уже в 20 лет у человека начинает снижаться острота зрения. С возрастом роговица начинает пропускать все меньше света, и уже к 60 годам человеку нужно втрое больше света, чем в молодости.

Если человек устал, у него снижается концентрация и значительно увеличивается время реагирования. Самая большая потребность во сне возникает сразу после обеда, а также в промежутке между 3:00 и 7:00.

Выучите габариты своего автомобиля

Незнание габаритов собственного авто может быть чревато серьезными последствиями, если не для вас, то для вашей машины точно. Неопытный водитель, который еще не чувствует машину, в темное время суток может неправильно рассчитать движение. Нужно уметь представлять габариты по памяти, потому как в темноте иногда бывает сложно различить внешние контуры авто. Впрочем, тут дело еще в хорошем глазомере.

Этот лживый красный свет

Особо внимательным необходимо быть в том случае, если появляется сигнал красного света, который может быть как сигналом светофора или железнодорожного переезда, так и сигналом ограждения участка дорожных работ или поврежденного участка трассы. Особенность красного света заключается в том, что человеку кажется, будто он дальше, чем есть на самом деле, потому необходимо быть максимально осторожным и рассчитывать расстояние с большим запасом.

  • скоростной режим ночью должен быть на порядок ниже, чем днем;
  • во время движения ночью иногда нужно бросать взгляд по сторонам и сверять направление движения по горизонту;
  • установите на заднее стекло подвижную шторку, которая защитит вас от ослепления светом позади идущего автомобиля;
  • иногда стоит выключать фары лишь на мгновение, что придаст контурам окружающих предметов большей рельефности;
  • не забывайте выключать дальний свет за несколько сот метров до автомобиля, который движется по встречке;
  • держите фары, благодаря которым вы и получаете всю информацию на ночной дороге, исправными и чистыми;
  • особое внимание уделяйте чистоте ветрового стекла – если оно будет грязным, то это не только затруднит видимость, но и будет рассеивать свет фар встречных машин.

Это далеко не все рекомендации, которые могут пригодиться вам на ночной дороге. И если до сих пор ночь была временем любви, воровства и убийства, то теперь она станет прекрасной порой наслаждения ездой на автомобиле и самым светлым временем суток.

Москва, Коровий Вал, д. 7.

Чтобы выполнить данное действие, необходимо авторизоваться на сайте!

Материалы: http://www.gazu.ru/driving/for_beginners/10232/

3 ≫

Управление автомобилем в ночное время суток серьезным образом отличается от дневного вождения. Природой устроено так, что ночью человек видит хуже, чем днем, а с возрастом качество ночного зрения ухудшается. А ведь большинство решений, которые принимает водитель, основываются на том, что он видит. При движении в темноте водитель может видеть и оценивать обстановку только в зоне, ограниченной светом фар. Причем, объекты появляются в освещенной зоне внезапно, и для опознания их требуется времени больше, чем днем. Поэтому надежность движения в темное время суток значительно снижается и, в результате, совершается большее количество ошибок. Самые частые из них – это ошибки оценки расстояния и скорости, так как ночью у водителя меньше времени для оценки, меньше возможности для маневра, а также меньше времени и возможности для исправления этих ошибок. А время реакции на ночной дороге возрастает.

Главное условие безопасной езды в темное время суток – движение с меньшей скоростью, чем днем. Скорость нужно выбирать так, чтобы в случае необходимости можно было остановить автомобиль в пределах видимости. Т.е. остановочный путь не должен превышать расстояние, освещенное светом фар. Стекла автомобиля должны быть чистые. Во-первых, через чистое стекло всегда приятнее смотреть на дорогу, во-вторых, грязное стекло плюс свет встречных фар дополнительно ухудшают и без того ограниченную видимость.

Двигаясь в потоке машин, всегда следите за впереди идущим транспортом. Очень важно не пропустить момент начала его торможения. Об этом подскажут его стоп-сигналы, которые, впрочем, могут быть неисправны или частично исправны. В подобных случаях потребуется удвоить бдительность и увеличить дистанцию.

Всегда нужно помнить о том, что на дороге и вблизи нее могут находиться неосвещенные объекты. Обнаружив что-то впереди, всегда снижайте скорость. Что это такое – разберетесь потом, когда подъедете ближе или остановитесь. Возможно, это стоящий неосвещенный автомобиль, возможно, еще что-то.

Наибольшую опасность при движении в темное время суток представляют пешеходы. Они не всегда попадают в поле зрения водителя, их труднее обнаружить на неосвещенном участке дороги. Отдельная группа риска – пьяные пешеходы. Их действия непредсказуемы, поэтому вблизи «таких» пешеходов следует предельно снижать скорость и заранее предвидеть возможность объезда, или быть готовым применить экстренное торможение.

В зонах остановок общественного транспорта нужно быть особенно внимательным. Когда машин много, и видимость ограничена, то происходит частичное ослепление светом габаритных огней, плюс свет встречных фар. Не всегда сразу можно заметить пешехода, оказавшегося на проезжей части, поэтому, проезжая мимо остановок, всегда снижайте скорость. Когда на остановке стоит маршрутное транспортное средство, обращайте внимание на световое пятно перед ним. Если на нем вдруг замелькала тень, возможно, что из-за этого транспорта сейчас на дороге появится пешеход, а может и не один. Поэтому, еще раз – заранее снижайте скорость – у вас будет больше времени, чтобы среагировать и нужно дать понять едущим за вами, что впереди возможная опасность. Увидев ваши стоп-сигналы, они поймут, что вы тормозите и сами сбавят скорость. Тогда даже экстренное торможение вашего автомобиля не будет для них неожиданностью.

Двигаясь по неосвещенной дороге предпочтительней пользоваться дальним светом фар. Но всегда нужно помнить том, что существует возможность ослепления встречных водителей. Ослепить могут и вас, поэтому необходимо выработать в себе привычку в момент разъезда смотреть правее на дорогу, а не на встречные фары. Во-первых, справа от дороги, чаще всего, могут находиться препятствия, которые вы можете не увидеть, будучи ослепленным. Во-вторых, можно ориентироваться по разметке, отбойнику, правому краю проезжей части, обочине. Переключать фары с дальнего света на ближний нужно заблаговременно – не менее чем за 150м до встречного автомобиля. Но если встречный водитель сигнализирует кратковременным переключением «ближний-дальний-ближний», то сделать это необходимо раньше. Когда встречный автомобиль поравняется с вашим, можно будет опять переключиться на дальний свет.

Бывает, что встречный водитель не переключается на ближний свет, а продолжает ехать с дальним светом, ослепляя вас. В таком случае можно напомнить ему о переключении, несколько раз кратковременно поморгав с ближнего света на дальний. Но ни в коем случае, не следует его так сказать «учить» ответным ослеплением. У встречного автомобиля может быть нарушена регулировка фар – он едет с ближним светом и его водитель не понимает, почему вы ему моргаете, может его водитель просто забыл переключить свет, а может у него, в этот момент исправен только дальний. А что может быть хуже двух ослепленных водителей, которые едут навстречу друг другу и ничего при этом не видят?

Если вас все же ослепили, и вы с трудом различаете то, что происходит на дороге – плавно погасите скорость, сразу включите аварийную световую сигнализацию и, не меняя полосы движения, остановите автомобиль. После того, как зрение восстановится, можно будет ехать дальше.

Очень опасно неожиданное ослепление встречным автомобилем, выезжающим из-за поперечного профиля перелома дороги (на вершине подъема). Приближаясь к такому участку и видя зарево встречных фар, будьте готовы к тому, что встречный автомобиль может не успеть переключить фары на ближний свет – заранее поморгайте ему своими фарами, чтобы он не забыл это сделать. При появлении встречного автомобиля на спуске, необходимо так же, раньше, переключиться на ближний свет.

Бывают ситуации, когда водитель видит, что навстречу движется какое-то транспортное средство с одной включенной фарой. Это может быть мотоцикл, а может быть и автомобиль. Если рассмотреть не удается, то всегда нужно предполагать, что это автомобиль и единственная его рабочая фара – правая! В таком случае для разъезда следует принять как можно правее, а если это невозможно – остановиться и включить аварийную световую сигнализацию. Это нужно для того, чтобы едущие сзади вас смогли лучше увидеть ваш автомобиль на дороге и вовремя среагировать.

Когда два автомобиля, двигаясь в темное время суток, встречаются на дуге поворота, то получается так, что один водитель едет по внешней дуге, а другой – по внутренней. Таким образом, фары автомобиля едущего «внутри» поворота начинают раньше слепить встречный автомобиль. Поэтому ему необходимо переключиться на ближний свет чуть раньше. Водитель автомобиля, который движется по внешней дуге поворота, может переключиться на ближний свет несколько позже, если видит, что свет его фар не мешает встречному транспорту.

Самое главное при движении по ночным загородным дорогам – правильный выбор скорости. Нужно учитывать многие факторы: тип и состояние дорожного покрытия, метеоусловия, интенсивность движения, и конечно же, на сколько знакома вам дорога, по которой едете. На неосвещенной дороге вне населенного пункта надо иметь ввиду, что в большинстве случаев препятствия находятся на краю дороги. Там может оказаться яма, может стоящий неосвещенный автомобиль, а может быть все, что угодно. Поэтому не стоит близко прижиматься к краю проезжей части.

Когда вы движетесь за впереди идущим автомобилем (движение за лидером), переключите свет с дальнего на ближний и внимательно следите за безопасной дистанцией. В этом случае контроль за всевозможными препятствиями и опасностью на дороге берет на себя лидер. Ваша задача – внимательно следить за его габаритными огнями и световой сигнализацией. И еще раз – дистанция. В темноте все объекты кажутся дальше, чем они находятся на самом деле.

Если в роли лидера вы, то, если позволяет обстановка, включите дальний свет фар, чтобы можно было раньше разглядеть препятствия на дороге. Если приходится ехать с ближним светом (например, часто приходится разъезжаться со встречными, которых можете ослепить) и дорогу плохо видно, тогда снижайте скорость. Но в этом случае вас могут догнать и, как еще говорят, «сесть на бампер». А видеть свет фар, отраженный в своем зеркале заднего вида очень неприятно. В таком случае не смотрите в зеркало, а дайте себя обогнать. Как в этом случае вести себя водителям обгоняемого и обгоняющего автомобилей уже говорилось в статье Маневрирование в дорожном потоке. Прочтите обязательно.

Если вы намереваетесь сделать остановку на неосвещенной дороге, то даже на обочине это делать небезопасно. Выберите для такой остановки место, где вы сможете или съехать с дороги, или как можно дальше отъехать от проезжей части. Если такой возможности нет, постарайтесь заехать на обочину, и включите аварийную световую сигнализацию, чтобы быть заметнее на дороге.

Во время длительной ночной поездки при движении по хорошей ровной загородной дороге может наступить так называемое состояние монотонности. Чем оно опасно?

Ровное и спокойное движение потихоньку усыпляет бдительность и уровень внимания к окружающей обстановке снижается. Иногда водитель незаметно для себя «отключается» от действительности. Другими словами, он засыпает прямо с открытыми глазами. Это очень опасно, потому что в этот момент водитель не в состоянии следить за дорожной обстановкой. Сказывается усталость, тем более что биологически ночное время отведено для сна. Поэтому, при малейшем проявлении признаков усталости, немедленно сделайте остановку, выйдете из машины и разомнитесь.

Есть один способ как водителю определить, устал он или нет. В обычной ситуации водитель смотрит прямо на дорогу, рулит, тормозит, разгоняется, в общем, едет. И кажется, что все нормально. Но усталость накапливается постепенно, и трудно определить момент, когда организм устал. Опытные водители, особенно дальнобойщики, знают по себе, что такое усталость, а вот тем, кто за рулем недавно, возможно, этот совет пригодится.

Вообще, рекомендуется делать остановки для разминки как можно чаще, с интервалом 2-3 часа, но если так случилось, что вы едете ночью и едете долго без остановок, то выберите место и остановитесь. Заглушите двигатель. Теперь внимание: смотрите сначала на дорогу перед машиной, затем поверните голову и посмотрите на дорогу через левое окно. Если дорога «поплыла» перед глазами, значит, вы устали и пора сделать остановку для отдыха. Попробуйте выйти из машины, только не резко. Шатает? Мозг вроде бы все осознает, а тело как будто не слушается. В таком случае тем более нужно сделать остановку и отдохнуть – вы очень устали. Дальнейшее движение может быть небезопасным. Но лучше себя до такого состояния не доводить и делать остановки для отдыха как можно чаще, тем более, если поездка ночная.

Материалы: http://avtonauka.ru/voghdenie/dvizhenie-v-temnoe-vremya-sutok.html


Back to top