ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Педагогические науки

Похожие материалы

В последнее время в России происходит бурное развитие современных информационных технологий (СИТ) и внедрение их в образовательный процесс, что накладывает определенный отпечаток на развитие личности современного ребенка и предъявляет дополнительные требования к личности педагога.

Информационные технологии все глубже проникают во все сферы жизни человека, в том числе и дошкольное образование. Процесс физического воспитания не стал исключением [1, 2].

Исследованиями установлено, что дошкольный возраст является одним из наиболее ответственных периодов в жизни человека, в котором закладываются основы здоровья, правильного физического развития, происходит становление двигательных способностей, формируется интерес к физической культуре и спорту, воспитываются личностные, морально-волевые и поведенческие качества. Тем не менее, анализ многочисленных литературных источников свидетельствует о недостаточной эффективности процесса физического воспитания в дошкольных учреждениях [2].

В связи с этим продолжают оставаться актуальными вопросы совершенствования старых и поиск новых эффективных форм и методов работы физического воспитания, позволяющих сохранить и укрепить здоровье детей дошкольного возраста.

На наш взгляд, большие возможности в организации физкультурно-оздоровительной работы даёт использование современных информационных технологий в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ).

Однако, изучение вопросов, касающихся применения СИТ, показывает, что несмотря на их значительные потенциальные возможности в системе дошкольного образования, в частности, в области физической культуры, они еще не нашли должного применения. К причинам такого положения можно отнести ресурсный, методический, организационный и другие факторы. Но требование времени продолжает диктовать необходимость изменений в организации и содержания обучения дошкольников основам физического воспитания.

В рамках публикуемой статьи мы обозначим некоторые направления работы в образовательной области «Физическая культура», по которым, на наш взгляд, можно судить о повышении качества физического воспитания на основе использования СИТ.

В процессе физкультурно-оздоровительной работы нами выделены следующие направления применения СИТ:

  1. Мониторинг состояния физического здоровья дошкольников.
  2. Процесс обучения двигательным действиям.
  3. Создание копилки занятий-презентаций по физическому воспитанию.
  4. Участие детей в проектной деятельности.
  5. Работа с педагогами.
  6. Работа с родителями.

Раскроем краткое содержание работы по указанным направлениям.

Мониторинг состояния физического здоровья дошкольников

Важнейшим направлением физического воспитания является контроль за показателями физического состояния дошкольников. Эффективность контроля зависит от качественной обработки результатов тестирования, их хранения, представления, а на этой основе управления процессом физического воспитания. Именно эти функции выполняет Автоматизированная система «Мониторинг состояния физического здоровья дошкольников», разработанная нами. Сбор информации заносится и обрабатывается компьютерной программой по следующим показателям:

  1. Соматическое здоровье детей-дошкольников (группа здоровья, хронические заболевания).
  2. Физическое и функциональное развитие (антропометрические данные: рост, вес, окружность грудной клетки, показатели динамометрии — мышечная сила рук, показатели дыхательной системы — жизненная ёмкость лёгких).
  3. Состояние физической подготовленности (показатели развития физических качеств по результатам контрольных испытаний).

Благодаря автоматизированной обработке такого объема информации экономится большое количество времени инструктора по физической культуре, дает ему возможность оперативно вносить изменения, дополнения в базу данных о показателях, всех составляющих здоровья, облегчает хранение и доступ к данной информации, позволяет выстраивать индивидуальный путь развития каждого ребенка дошкольника.

Кроме того, база данных дошкольников, накопленная за несколько лет, создала условия для разработки нормативных показателей физической подготовленности детей в возрасте от четырех до семи лет, что также не может не сказаться на повышении результативности процесса физического воспитания в детском саду.

Процесс обучения движениям

Учитывая возрастные особенности психики дошкольника, а именно: непроизвольное внимание, которое хорошо концентрируется на интересных фактах, а также преобладание зрительного восприятия над слуховым, требует от преподнесения изучаемого материала хорошей наглядности, яркости, четкости, быстроты восприятия.

Именно СИТ позволяют решать эти задачи в процессе обучения движениям и развития физических качеств дошкольников. К преимуществам СИТ в процессе физического воспитания следует отнести следующие положительные стороны:

  • информация на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;
  • несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;
  • движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка;
  • позволяет моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни (полет ракеты, неожиданные и необычные эффекты);
  • создаёт благоприятные условия для лучшего взаимопонимания инструктора по физической культуре детей на занятиях.

Таким образом, СИТ, обладающие мультимедийностью, позволяют сделать физкультурное занятие более интересным и динамичным, помогают «погрузить» ребенка в предмет изучения, создать на занятии иллюзию соприсутствия, сопереживания с изучаемым объектом, содействовать становлению объемных и ярких представлений.

Слайды, выведенные на большой экран — прекрасный наглядный материал, который не только оживляет занятие, но и формирует вкус, развивает творческие и интеллектуальные качества личности ребенка. Дошкольников привлекает новизна проведения мультимедийных занятий, они с желанием выполняют задания, проявляют интерес к изучаемому материалу.

С помощью мультимедийных презентаций с детьми разучиваются комплексы ОРУ и зрительных гимнастик, упражнений для снятия мышечного утомления. На экране монитора появляются картинки — символы различных упражнений. Дети любят и упражнения, и мультимедиа. Выполняемые упражнения сопровождаются движением глаз, что также является полезной двигательной гимнастикой для профилактики нарушений зрения у дошкольников.

За счёт высокой динамики эффективно проходит усвоение учебного материала, тренируется память, активно пополняется словарный запас, развивается воображение и творческие способности.

Из сказанного следует очевидность высокой эффективности использования в обучении информационно-коммуникационных технологий. Но отметим, что использование компьютерных заданий не заменяет привычных методов и технологий работы, а является дополнительным, рациональным и удобным источником информации, наглядности, который создаёт положительный эмоциональный настрой, мотивирует и ребёнка, и его наставника; тем самым ускоряет процесс достижения положительных результатов в работе.

Создание копилки занятий-презентаций по физическому воспитанию

В процессе накопления материала, выполненного в режиме презентационной графики, появляется возможность накопления дидактического материала. При этом появляется возможность быстрого дополнения и коррекции материала. В настоящее время мы располагаем такими презентациями как «Лесные приключения», «Морское путешествие», «На туристской тропе».

Участие детей в проектной деятельности

В настоящее время в ДОУ внедрена и активно используется новая форма работы — проектная деятельность. Огромную помощь в создании проектов оказывают СИТ. Дошкольники детского сада приняли участие в таких интересных проектах, как «Каждой скакалке своя игра», «Как выбирают настоящих лыжников?». В рамках создаваемого проекта дети использовали интернет ресурсы, просматривали слайдовые программы: «История возникновения лыж», «Виды лыжного спорта», «Известные лыжники России»

Таким образом, участвуя в проектах, ребенок привыкает находить выход из трудной ситуации, опыт самостоятельной деятельности, полученный ребенком в дошкольном возрасте, развивает в нем уверенность в своих силах, расширяет объем знаний в области физической культуры и спорта.

Работа с педагогами

Это направление работы, связано с желанием инструктора физической культуры помочь свои коллегам сохранить здоровье, высокий уровень физической и психической трудоспособности в течение дня. С этой целью использовался метод количественной оценки здоровья по методике профессора Ю.Н. Вавилова с соавторами «Проверь себя».

Обработка, хранение и динамика показателей физических кондиций педагогов осуществлялись с помощью компьютерной программы. В рамках данного направления применялись тренинги «Движение ради здоровья», разрабатывались буклеты, памятки с разнообразными рекомендациями по теме «Как я забочусь о своём здоровье».

Работа с родителями

Важнейшим направлением работы в ДОУ является взаимодействие с родителями. Современные информационные технологии в работе с родителями создают огромный образовательный и воспитательный ресурс. К таким компьютерным разработкам относим:

  • создание тематических презентаций для родительских собраний;
  • разработка информационных буклетов, памяток — «Как заинтересовать ребёнка занятиями физической культурой?», «Физические упражнения для укрепления осанки», «Одежда для лыжных прогулок». -разработка тренингов «Берегите свои глаза», «Здоровые спинки».

Отметим, что наличие у детского сада собственного сайта предоставляет родителям возможность оперативного получения информации по всем интересующим их вопросам, а именно, о содержании физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ.

Бесспорно, что в современном образовании компьютер не решает всех проблем, он остается всего лишь многофункциональным техническим средством обучения. Не менее важны и современные педагогические технологии, и инновации в процессе обучения, которые позволяют не просто «вложить» в каждого обучаемого некий запас знаний, но, в первую очередь, создать условия для проявления познавательной активности учащихся.

Информационные технологии, в совокупности с правильно подобранными (или спроектированными) технологиями обучения, создают необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания. Таким образом, на основании изложенного можно заключить, что СИТ помогают инструктору по физической культуре повысить мотивацию обучения детей и приводит к целому ряду положительных следствий, а именно:

  • обогащает воспитанников знаниями в их образно-понятийной целостности и эмоциональной окрашенности;
  • психологически облегчает процесс усвоения дошкольников активными участниками учебного и воспитательного процессов, становится инструментом саморазвития дошкольников.
  • вызывает живой интерес к занятиям физической культурой;
  • расширяет общий кругозор детей;
  • помогает повысить уровень использования наглядности на занятии по физической культуре;
  • повышает производительность педагогического труда инструктора по физической культуре и детей на занятии.

Из сказанного можно сделать вывод, что СИТ действительно являются средством повышения эффективности физического воспитания в ДОУ, стимулируют и развивают творческие способности детей, обогащают интеллектуальную сферу, способствуют укреплению здоровья детей, что доказано рядом нормативных и ненормативных показателей их здоровья.

Материалы: http://novainfo.ru/article/14024

2 ≫

В видах спорта с преимущественным проявлением выносливости существует ряд факторов, определяющих эффективность двигательных действий и конечный результат движений.

С биомеханической точки зрения есть два различных пути повышения экономичности движений:

1) снижение величин энергозатрат в каждом цикле ;

2) рекуперация энергии, т.е. преобразование кинетической энергии в потенциальную и ее обратный переход в кинетическую. Рассмотрим каждый из них подробно

1-ый путь: снижение энергозатрат в каждом цикле

Количество метаболической энергии, освобождаемой в организме при движении, конечно, также как конечна скорость ее производства. Количество выработанной энергии определяется емкостью и мощностью трех энергетических систем: окислительной, лактатной и фосфогенной. От того, насколько эффективно используется вырабатываемая энергия, зависит спортивный результат. Основные способы экономизации спортивной техники сводятся к следующему:

а) устранение ненужных движений . Например. движения высококвалифицированных спортсменов в беге на средние и длинные дистанции характеризуются относительно малой величиной вертикальных колебаний ОЦМ ( 5.1- 5.6 см.), что приводит к снижению энергетической стоимости пути.

б) устранение ненужных сокращений мышц . У квалифицированных спортсменов суммарное время активности мышц меньше. время расслабленного состояния больше, чем у начинающих. Достигается это за счет концентрации активности мышц. Например, характерным признаком высокого спортивного мастерства в скоростно- силовых видах спорта является импульсивность развития мышечных напряжений. Электромиограмма сжимается по оси времени при одновременном росте ее амплитуды. что указывает на развитие большей мышечной силы, при одновременном сокращении времени ее дейстывия.

в) снижение внешнего сопротивления . Например, уменьшение сопротивления воды в плавании за счет выбора оптимального положения тела.Коэффициент механической эффективности составляет у пловцов 1-5 % (при наземных локомоциях человека 20-40 % ) и увеличивается по мере повышения квалификации. Энергетическая стоимость метра пути у пловцов международного класса примерно на 40 % ниже по сравнению с пловцами невысокой квалификации Из тормозящих сил наиболее значительна сила лобового сопротивления воды и сила сопротивления вихреобразования. Обе они уменьшаются при снижении угла атаки- угла между продольной осью тела и направлением движения. Следовательно, пловец должен выбрать положение тела по - возможности горизонтальное и вытянутое в направлении передвижения.

г) выбор оптимального соотношения между силой действия и скоростью рабочих движений . В некоторых видах спорта ( велосипед, гребля) можно сохранить одну и туже скорость передвижения при разном соотношении силы действия и скорости отдельных движений. Для каждой заданной скорости передвижения ( мощности ) существует свое оптимальное соотношение между силой действия и скоростью рабочих движений. Например, при велосипедном педалировании энергетический оптимум соответствует 60- 70 об/мин.

д) выбор оптимального соотношения между длиной шага и частотой шагов.

На рис 1 показано. как изменяется расход энергии при ходьбе с одной и той же скоростью, но при разном соотношении длины и частоты шагов. Оптимум энергозатрат обозначен толстой линией, идущей из левого нижнего угла в правый верхний Если длина и частота шагов соответствует точкам данной линии, затраты энергии на 1 м. пути минимальны.при выбранной скорости передвижения.

Анализ техники бега на средние и длинные дистанции (Г.И.Попов, В.Д.Кряжев) , проведенный на группе высоко квалифицированных бегунов, показал, что повышение соревновательной скорости с 5,8 до 8,3 м/сек происходит в основном за счет удлинения бегового шага от 151 см. до 234 см. при слабо возрастающих значениях темпа ( 3,33 до 3.57 Гц ). Следовательно, увеличение механической работы в шаге при повышении скорости бега происходит за счет больших перемещений звеньев в пространстве При этом. увеличение соревновательной скорости на 2 м/с требует увеличения полной мощности механической работы звеньев тела бегуна по верхней оценке с 750 до 1500 Вт., т.е. прибавка скорости на 1 м/ с « стоит «в среднем 475 Вт.

Рис. 1. Расход энергии при ходьбе с разным соотношением длины и частоты шагов (Атцлер и Хербст).

2-ой путь- рекуперация энергии

Если бы тело представляло собой отдельные сегменты, которые двигаются так же, как при движении человека, то затраты энергии были бы в 3 — 5 раз больше, чем в действительности. Вследствие сохранения механической энергии тела метаболические источники мышц подводят только 20 —35 % необходимой энергии в естественных локомоциях. В настоящее время считается, что сохранение и повторное использование (или рекуперация) механической энергии происходит за счет действия трех механизмов:

1) перехода кинетической энергии в потенциальную энергию гравитации и обратно;

2) перехода (или передачи) механической энергии от одного звена к другому;

3) перехода кинетической энергии движения в потенциальную энергию деформации мышц и сухожилий и обратно.

Во время бега с любой скоростью сохраняется около 80 % полной механической энергии звеньев тела. С ростом скорости передвижения существенно увеличивается доля энергии, сохраненной за счет ее передачи между звеньями тела, и уменьшается ее передача за счет перехода кинетической энергии движения в потенциальную в поле силы тяжести и обратно.

Первый механизм рекуперации. Сохранение полной энергии по этому механизму требует строго противофазного изменения кинетической и потенциальной фракций энергии. Такое явление наблюдается не во всех звеньях тела. Например, в беге и ходьбе потенциальная и кинетическая энергии стопы одновременно достигают нулевого значения в опорной фазе. Чем выше над опорой располагается звено, тем больше энергии оно может сохранить. Считается, что первый механизм рекуперации энергии обеспечивает в целом в естественных локомоциях экономию энергии в диапазоне 12 — 23%.

Второй механизм рекуперации. Механическая энергия может передаваться от звена к звену тела человека двумя путями: за счет воздействия через суставные сочленения посредством контактных сил, совершающих работу по изменению энергии соседнего звена; за счет действия мышц (односуставных, а также двусустав-ных, передающих энергию через два сустава от звена к, звену, непосредственно несоединенным суставным сочленением).

По различным оценкам рекуперирование энергии по механизму ее передачи от звена к звену составляет от 30 до 42 % от полной энергии.

Третий механизм рекуперации энергии. Вследствие того что мышцы человека работают только на сокращение, основному движению предшествует движение в противоположном направлении. Происходящее в таких предварительных движениях растяжение мышц приводит к накоплению в них энергии упругой деформации, используемой затем в основном движении. Если быть совсем точным, то растягиванию подвегаются мышечно- сухожильные структуры.

Степень использования энергии упругой деформации зависит от условий выполнения движений, в частности от времени между растягиванием и укорочением мышц. При увеличении паузы между предварительным растягиванием и последующим укорочением за счет релаксации мышц и сухожилий снижается энергетическая экономичность, а значит, и эффект выполнения основного упражнения. Интервал времени, за который должна накопиться и использоваться энергия упругой деформации, определяется постоянной времени релаксации, например для сгибания коленного сустава она равна 1,4 с.

Если время движения больше времени релаксации, накопленная энергия полностью рассеивается и последующая фаза движения полностью осуществляется за счет метаболической энергии мышечного сокращения.

П. Коми, К. Боско (С. Bosco) писали, что свойство мышц накапливать энергию упругой деформации коррелирует с процентным соотношением быстрых и медленных мышечных волокон: чем выше процент медленных волокон, тем лучше используется энергия упругой деформации.

По разным данным рекуперация энергии в мышечно-сухожильных структурах составляет от 6 до 37 %. Такой большой разброс объясняется тем, что исследовали различные мышцы и условия опытов не были полностью идентичны, кроме того, испытуемые были различного возраста и уровня физической подготовленности.

Материалы: http://biofile.ru/bio/16440.html

3 ≫

С точки зрения биомеханических закономерностей существует ряд факторов, определяющих эффективность двигательных действий и их высокий конечный результат.

1. Количество метаболической энергии, освобождаемой в организме при выполнении соревновательных упражнений в различных видах спорта (предельные возможности спортсмена характеризуются такими показателями, как максимальное потребление кислорода, максимальный кислородный долг и т. п.). Метаболическая энергопродукция конечна, так же как конечна скорость её производства. Количество выработанной энергии определяется ёмкостью и мощностью трёх энергетических систем: окислительной (вторая зона интенсивности), лактацидной (четвёртая зона интенсивности) и фосфагенной (пятая зона интенсивности).

2. Способность использовать как можно большую часть освобождённой энергии для выполнения механической работы (то есть механической эффективностью, который равен отношению полезной механической работы к валовым энергозатратам Кмэ = Амех / Эз ). Поэтому эффективность движения можно повысить как за счёт увеличения числителя, так и за счёт уменьшения знаменателя.

Механическая работа увеличивается при увеличении интенсивности выполнения упражнений. Но валовые энергозатраты растут ещё быстрее, поскольку:

• увеличиваются тепловые потери в результате нагревания тела;

• увеличиваются энерготраты на работу внутренних органов (в первую очередь на усиление функционирования кровеносной и дыхательной систем);

• растёт величина внутренней работы, которая тратится на движения звеньев тела – разгон, торможение. Это касается не только двигательных действий в направлении перемещения, но и перепроизводства усилий в других направлениях, затрачиваемых на излишние колебания тела и звеньев тела;

• растёт сопротивление внешней среды пропорционально квадрату скорости передвижения спортсмена или спортсмена и спортивного инвентаря по дистанции. Предпринято очень много биомеханических исследований, направленных на снижение отрицательных эффектов сопротивления среды. В результате сделано много разработок: это лыжные мази, понижающие коэффициент трения лыж по снегу, дисковые колёса на велосипеде, уменьшающие турбулизацию потока воздуха за ними, что ослабляет сопротивление воздушной среды, гидрокостюмы для пловцов, уменьшающие сопротивление водной среды и т. п. Снизив энергозатраты, можно сэкономленную часть энергии использовать в осуществлении полезного результата движения;

3. Умение передвигаться с большей скоростью, выполняя при этом меньшую механическую работу. С биомеханической точки зрения есть два пути повышения экономичности движений: 1) снижение энергозатрат в каждом цикле (например в каждом шаге), 2) рекуперация энергии, т. е. перехода кинетической энергии движения в потенциальную энергию деформации мышц и сухожилий и обратно.

3.1. Снижение энергозатрат в каждом шаге:

• Устранение ненужных движений (например, в вертикальном направлении, ведь каждая работа по подъёму тела требует затрат энергии и оправдана лишь постольку, поскольку она абсолютно необходима для продвижения вперёд);

• Устранение ненужных сокращений мышц. У квалифицированных спортсменов суммарное время активности мышц меньше, время расслабленного состояния больше, чем у новичков. Это достигается за счёт так называемой концентрации активности мышц. Внешне это выражается в лёгкости и свободе движений;

• Уменьшением внешнего сопротивления среды (выбор обтекаемого положения тела);

• Уменьшение внутрицикловых колебаний скорости. Повышение скорости (после её падения) требует затрат энергии. По возможности такие колебания надо уменьшить.

• Выбор оптимального соотношения между длиной и частотой шагов. В ходьбе оптимальная (по затратам энергии), длина и частота шагов подбирается человеком без специального обучения.

3.2. Рекуперация энергии:

• Кинетическая энергия движения превращается в потенциальную энергию упругой деформации мышц и сухожилий, а накопленная потенциальная энергия частично снова превращается в полезную работу – идёт на сообщение скорости разгибаемого сустава (например при отталкивании ногой во время бега на лыжах или на коньках). В модельных опытах (прыжки на месте) показано, что рациональное использование упругих сил мышц может повысить экономичность работы почти в два раза.

Повышение экономичности работы – основное направление совершенствования техники в видах спорта циклического характера, особенно на длинных и сверхдлинных дистанциях. Экономичность техники характеризуется рациональным использованием энергии, времени и пространства при выполнении приёмов и действий. В спортивных играх, единоборствах, сложнокоординационных видах спорта важным показателем экономичности техники является способность спортсменов к выполнению эффективных действий при их небольшой амплитуде и наименьшей затрате времени.

Материалы: http://opace.ru/a/mehanicheskaya_effektivnost_dvizheniy


Back to top