≪
-
В серебряно-цинковых щелочных аккумуляторах применяют растворы едкого кали плотностью 1,4 г/см3.
В обычных же щелочных кадмиево-никелевых и железоникеле - вых аккумуляторах в качестве электролита в зависимости от температурных условий их эксплуатации применяют либо растворы едкого кали, либо растворы едкого натра.
В зависимости от температуры в обычных щелочных аккумуляторах используют следующие электролиты плотностью, г/см3:
При —25-.------ 40° С — раствор едкого кали 1,27;
При —15 Н------- 25° С — раствор едкого кали 1,25;
При —15++35° С— раствор едкого кали 1,19—1,21 с добавкой
5 г/л едкого лития; при 15 + 35° С —раствор едкого иатра 1,18—1,20 с добавкой
5 г/л едкого лития; при 40+ 60" С —раствор едкого иатра 1,17—1,19 с добавкой 10—15 г/л едкого лития.
Как видно из приведенных данных, в аккумуляторах, работающих при низких температурах, применяют растворы едкого кали, так как они замерзают при значительно более низких температурах, чем растворы едкого натра.
В области более высоких температур предпочтителен электролит из раствора едкого натра, поскольку применение при этих температурах раствора едкого кали приводит к сокращению срока службы аккумулятора из-за укрупнения структуры активной массы положительного электрода.
Введение гидроокиси лития в электролит щелочного аккумулятора увеличивает емкость и срок службы аккумулятора при обычных температурах и удлиняет рабочий интервал в сторону высоких температур. Это полезное действие, однако, наблюдается лишь при умеренных концентрациях едкого лития в электролите, превышение которых, наоборот, приводит к ухудшению свойств аккумулятора. Установлено, что при большой концентрации едкого лития в электролите он может образовать с массой положительного электрода электрохимически инертное соединение LiNiC>2, от чего емкость электрода падает.
Для приготовления электролитов, применяемых в щелочных аккумуляторах, используют щелочи, технические условия на которые приведены в ГОСТ 9285—69 (едкое кали); ГОСТ 2263—71 (едкий натр); ГОСТ 8595—57 (едкий литий).
Электролиты для щелочных аккумуляторов в процессе работы поглощают углекислый газ из воздуха и переходят в карбонаты. Наличие в электролите карбонатов в больших количествах вызывает возрастание удельного сопротивления электролита и уменьшение емкости аккумулятора. Замечено также, что отрицательные электроды перестают принимать заряд. Максимально допустимое содержание карбонатов — 50 г/л электролита.
Для уменьшения скорости накопления карбонатов в электролите последний должен быть по возможности изолирован от воздуха.
С этой целью аккумуляторы снабжают клапанными пробками, пропускающими газы изнутри аккумулятора наружу, но не пропускающими воздух в аккумулятор. Кроме того, в ряде случаев на поверхность электролита наливают тонкий слой вазелинового масла.
Приготовление рабочих электролитов для заливки щелочных аккумуляторов производят разбавлением концентрированных растворов щелочи. Для растворов едкого кали используют данные табл. 34.
Приготовление электролита разбавлением концентрированных растворов КОН
Плотность раствора іделочи при 25° С, г/см»
Количество воды, мл, добавляемое кіл концентрированного раствора для получения электролита плотностью, г/см3
237.5 283,3 429,2 733
1006 1254 1430 1714 1917 2136 2255 2399
1.26 1,27 1,30 1,357 1,410 1,453 1,483 1,530 1,563 1,597 1,615 1,634
1217 1492 1686 1998 2222 2463 2594 2753
95,9 144,0 200,8 244,5 296,9 344,8 487,7 815 1102 1362 1546 1842 2055 2284 2409 2559
42,2 80,8 203,8 460 690 901 1050 1291 1463 1653 1750 1873
36,9 154,9 401 623 825 968 1199 1355 1544 1642 1760
113,8 352 565 761 899 1122 1282 1455 1549 1664
ПРОИЗВОДСТВО ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ АККУМУЛЯТОРОВ
СБОРКА БЛОКОВ В МОНОБЛОКИ, ПРИПАЙКА МЭС И НАПЛАВЛЕНИЕ ПОЛЮСНЫХ КОНЦОВ
Аккумуляторные батареи стартерного типа собирают в многоместных баках — моноблоках. Для аккумуляторных батарей на 6, 12 и 24 В используют соответственно 3, 6 и 12-местные моноблоки. В некоторых случаях для …
НОВЫЙ АВТОМАТ ДЛЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ И НАДЕВАНИЯ РЕБЕР НА ЗАГОТОВКИ ПЛАСТИН
Рис, 171. Сварочный автомат АТПА2Х30-2 В последнее время внедрен в производство автомат для изготовления и надевания ребер на заготовки положительных ламельных пластин. Опишем действие одного из таких автоматов (рис. 172). …
ИЗГОТОВЛЕНИЕ КАДМИЕВОГО ПОРОШКА ДЛЯ ОТРИЦАТЕЛЬНОГО ЭЛЕКТРОДА
Возгонка кадмия в печи связана с появлением вредных для дыхательных путей паров металла в воздухе, поэтому работа на установке должна выполняться в спецодежде и марлевой повязке. Матерчатые фильтры для улавливания …
Покупаем:
вальцы(плющильный станок) диаметр от 400 мм.,
сушилку (проточную) пищевую электрическую,
транспортеры, конвейеры, шнеки.
т.: (067) 406-408-8 т. 063 0416788 Аня
Всё о бизнесе — идеи, инвестиции, технологии
Новые и рекомендуемые материалы:
Станок для Лего-Кирпича за 450 долларов США!
Вибростанок для тротуарной плитки РПБ-1500, Тандем-2
Оборудование для резки пенобетона
Теплообменники для паровых и водяных котлов
Станок для производства ТЕРИВА TERIVA (блоки перекрытия)
Оборудование для производства пенобетона
Расфасовка угля, торфа, кормов, оборудование для упаковки-дозирования
Паровые котлы на дровах, опилках
Где работают наши линии по производству пенобетона
Где работают наши линии по производству пенопласта
Малый бизнес
Производимое оборудование
Техническая литература
Как с нами связаться:
тел./факс +38 05235 77193 Бухгалтерия
+38 050 512 11 94 — гл. инженер-менеджер (продажи всего оборудования)
Схема проезда к производственному офису:
Оперативная связь
Любые материалы сайта можно публиковать с ссылкой на источник. Продвижение сайтов
Материалы: http://msd.com.ua/proizvodstvo-elektricheskix-akkumulyatorov/elektrolit-dlya-shhelochnyx-akkumulyatorov/
2 ≫
-
Состав электролита
В щелочных аккумуляторах применяют составной электролит - раствор едкого кали марки А (твердый) или В (жидкий) плотностью 1,19-1,21 г/см3 (23- 25° по Боме) с добавкой моногидрата лития 20 г на 1 л (моногидрат лития содержит не менее 50 % едкого лития). На этом электролите можно работать при температуре от -19 до -4-35 °С. Допустимы кратковременные повышения температуры до 45 °С. Составной электролит обеспечивает наиболее длительный срок службы аккумуляторов (примерно 750 циклов).
При температуре ниже -20 °С аккумуляторы должны работать на растворе едкого кали повышенной плотности 1,25-1,27 г/см3 (20-31° по Боме) или составном калиево-ли-тиевом электролите плотностью 1,25-1,27 г/см3. Для этого аккумуляторы, которые до перехода на электролит повышенной плотности работали на едком натре, сначала заливаются (на 2-3 цикла) раствором едкого кали плотностью 1,19 г/см3 (23° по Боме), после чего производится смена электролита раствором едкого кали плотностью 1,25-1,27 г/см3 или составным ка-лиево-литиевым электролитом плотностью 1,25-1,27 г/см3. Составной электролит, вылитый из аккумуляторов перед заливкой электролитом из едкого кали плотностью 1,25- 1,27 г/см3, следует хранить в герметически закрытой посуде. Его можно вновь использовать в случае перевода аккумуляторов на постоянную работу при температуре выше -19 °С.
Если нет едкого кали, можно применять составной электролит - раствор едкого натра (каустическая сода, сорт А) - плотностью 1,17- 1,19 г/см3 (21-23° по Боме) с добавкой 10 г моногидрата лития на 1 л. На этом электролите можно работать в пределам температур от 10 до 45 °С.
При отсутствии моногидрата лития в случае эксплуатации аккумуляторов при температуре от +15 до -15 °С их заливают раствором едкого кали плотностью 1,19- 1,2 г/см3, при температуре от 10 до 30 °С - едким натром плотностью 1,17-1,19 г/см3 (21-23° по Боме). В этом случае (без добавки моногидрата лития в электролит) срок службы аккумуляторов уменьшается до 250-350 циклов.
Состав щелочи
Состав щелочи - сорт А - смесь едкого кали и едкого лития с соотношением 0,04 и 0,045; сорт Б - смесь едкого кали и едкого лития с соотношением 0,028 и 0,032 - выпускают в готовом виде для приготовления составного электролита. Составные щелочи поставляются в гранулированном состоянии или в жидком концентрированном виде (плотность не менее 1,41 г/см3) в герметически закупоренных железных или стеклянных сосудах.
Приготовление электролита. Для растворения едкого кали или едкого натра пригодна дистиллированная вода, дождевая вода, собранная с чистой поверхности, и вода, полученная при таянии чистого снега. В случае необходимости разрешается применять для приготовления электролита для щелочных аккумуляторов любые естественные воды (грунтовые, речные, озерные), признанные санитарным надзором годными для питья (кроме минеральных). Питьевую воду можно для приготовления электролита применять в сыром виде.
Твердую щелочь и моногидрат лития следует хранить в герметичных сосудах во избежание поглощения углекислоты из воздуха.
Чтобы приготовить электролит из твердых щелочей, берут для получения следующих растворов: едкого натра плотностью 1,17- 1,19 г/см3- 1 весовую часть твердого едкого натра на 5 весовых частей воды; едкого кали плотностью 1,19- 1,21 г/см3- 1 весовую часть твердого едкого калия на 3 весовые части воды; едкого кали плотностью 1,25- 1,27 г/см3- 1 весовую часть едкого кали на 2 весовые части воды.
Количество электролита в литрах, необходимое для заливки аккумуляторов батареи, определяют умножением числа, указывающего количество электролита для заливки одного аккумулятора данного типа, на число аккумуляторов в батарее.
Чтобы определить массу твердого кали или натра в килограммах, необходимого для приготовления требуемого количества электролита, надо разделить количество электролита в литрах:
на 5, если требуется приготовить раствор едкого натра плотностью 1,17-1,19 г/см3;
на 3, если требуется приготовить раствор едкого кали плотностью 1,19-1,21 г/см3;
на 2, если требуется приготовить раствор едкого кали плотностью 1,25-1,27 г/см3.
После растворения едкого кали или едкого натра как в дистиллированной, так и в естественных водах необходимо дать раствору отстояться до полного осветления (обычно от 3 до 6 ч), а затем слить осветлившуюся часть. Отстоявшийся и остывший до температуры не выше 20 °С раствор пригоден для заливки в аккумуляторы.
Растворение щелочи в воде можно производить в чистой металлической, рластмассовой или стеклянной посуде. Запрещается пользование оцинкованной, луженой, алюминиевой, медной, керамиковой и свинцовой посудой, а также посудой, предназначенной для приготовления электролита для свинцовых аккумуляторов. Даже ничтожно малое количество кислоты разрушает щелочные аккумуляторы.
Отвешенное количество щелочи помещают в посуду и заливают необходимым количеством воды. Воду перемешивают стеклянной или железной палочкой для ускорения растворения щелочи. Остывший раствор щелочи доводят до требуемой плотности по ареометру, добавляя воду или твердую щелочь, и перемешивают.
В случае применения жидкой щелочи разбавляют ее водой до требуемой плотности. Приготовленному раствору дают отстояться (от 3 до 6 ч), сливают осветлившуюся часть и заливают аккумуляторы.
В каждый аккумулятор после заливки электролита вливают несколько капель вазелинового масла. Заливать аккумулятор можно только остывшим электролитом температурой не выше -4-30 °С. Приготовленный электролит необходимо хранить в сосудах, плотно закрытых пробками.
Для приготовления составного электролита берется готовый раствор едкого кали плотностью 1,19-1,21 г/см3 (23-25° по Боме) и к нему при тщательном перемешивании железной, стеклянной или эбонитовой палочкой добавляется моногидрат лития из расчета 20 г на 1 л раствора (например, к Юл раствора добавляется 200 г моногидрата).
Составной электролит приготовляют следующим образом:
из щелочей в твердом виде - берется 1 кг калиевой составной щелочи на 3 л воды; для натриевого составного электролита .- 1 кг натриевой составной щелочи на 5 л воды. В случае применения твердой составной щелочи необходимо вскрыть банку и небольшими порциями во избежание сильного разогревания класть содержимое банки в сосуд с водой, перемешивая. Все содержимое банки необходимо растворить одновременно;
из щелочей в жидком концентрированном виде - берется 1 л калиевой составной щелочи плотностью 1,41 г/см3 на 1 л воды;
для натриевого составного электролита - 1 л натриевой щелочи плотностью 1,41 г/см3 на 1,5 л воды.
Плотность калиевого составного электролита при температуре 25 °С должна быть 1,19-1,21 г/см3, натриевого составного - 1,17- 1,19 г/см3.
Отсыпав необходимое количество моногидрата лития, сосуд, где он хранится, следует тут же герметически закрыть, чтобы предотвратить порчу моногидрата лития вследствие поглощения углекислоты из воздуха.
После полного растворения моногидрата и отстаивания раствора электролит употребляют для заливки.
Электролит должен, как правило, находиться в бутылях, плотно закрытых пробками.
Меры предосторожности при приготовлении электролита:
а) для предотвращения разбрасывания осколков щелочи при откалывании зубилом необходимо прикрыть щелочь чистой тряпкой;
б) при добавлении моногидрата лития в раствор едкого кали необходимо пользоваться стальной, пластмассовой или фарфоровой ложкой;
в) во избежание попадания осколков щелочи и раствора на глаза, кожу и одежду необходимо надевать защитные очки, резиновый фартук и резиновые перчатки;
г) участки кожи и одежду, облитые щелочью, следует промыть 3 %-ным раствором борной кислоты или струей воды так, чтобы удалить признаки щелочи.
Смена электролита. Если аккумуляторы работают круглый год в неизменных температурных условиях, т. е. зимой в отапливаемых помещениях, то составной электролит меняют через каждые 100 циклов, но не реже одного раза в год. В случае заметного снижения емкости аккумулятора электролит необходимо сменить ранее указанного срока.
Если аккумуляторы работают при температуре ниже -15°С, следует заменить электролит раствором едкого калия плотностью 1,25-1,27 г/см3 (29-30 °С по Боме).
Перед сменой электролита батарею разряжают нормальным током 8-часового режима до напряжения 1,0 В на аккумулятор.
Старый электролит выливают, энергично встряхивают аккумулятор для удаления грязи из сосуда. Слитые растворы следует собирать (составной электролит из едкого кали и отдельно составной электролит из едкого натра) и отправлять на склады для регенерации.
После удаления старого электролита аккумуляторы промывают подщелоченной отстоенной или дистиллированной водой, энергично встряхивая.
Аккумуляторы, промытые дистиллированной водой, воспрещается оставлять без электролита во избежание коррозии. Промытые аккумуляторы заливают электролитом, через 2 ч проверяют плотность электролита и доводят ее до требуемой, после чего закрывают аккумуляторы пробками.
После смены электролита производят усиленный заряд аккумуляторов.
Рекомендуемый контент:
Электродинамический тормоз электровозов ЧС2 Т и ЧС200
Рассмотрены устройство и работа основного электронного оборудования, применяемого в электродинамическом (реостатном) тормозе системы «Шкода». Применительно к электродинамическому тормозу электровозов ЧС2 Т и его модификации на скоростном электровозе ЧС200
Системы тормозов
Автоматические тормоза и тормозные системы
Общий курс железных дорог
Схемы
Электрические схемы электровозов серии ВЛ
Тормозное оборудование электровозов переменного тока
Автоматика, телемеханика и связь
Тренажер
Тренажер для обучения машинистов режимам вождения длинносоставных грузовых поездов (Издательства: "Всесоюзный научно-исследовательский институт железнодорожного транспорта")
Фотогалерея
Online
Случайное обьявление:
Электровозы ВЛ © 2009 - 2017
Материалы: http://www.poezdvl.com/vl60/vl60_86.html
3 ≫
-
Ни для кого не секрет, что современные аккумуляторы работают на электролите. Данное вещество позволяет накапливать батареям заряд и выдавать его в виде конечной электроэнергии при работе. Одними из часто встречаемых электролитов является щелочной, который активно используется в одноименных аккумуляторных батареях. Подобная субстанция отлично проявляет себя в работе аккумулятора, но также имеет некоторые недостатки. Более подробно о них, сущности щелочного электролита и принципах его эксплуатации поговорим в сегодняшней статье.
Щелочной электролит – одна из основных составляющих одноименных аккумуляторных батарей. На сегодняшний день подобная субстанция используется во многих АКБ, поэтому актуальность её рассмотрения довольно-таки высока. Типовой состав электролита для щелочных аккумуляторов состоит:
- либо из едкого калия и литиевых соединений;
- либо из едкого натрия и едкого калия, а также того же лития.
Любое из отмеченных выше соединений в определенной концентрации разбавляется с дистиллированной водой, что и формирует раствор-электролит для щёлочи. По формации он жидкий и представляется, на первый взгляд, обычной водой.
На данный момент в сфере аккумуляторных батарей существуют два типовых, борющихся между собой видов электролитов, а именно:
Первые по сравнению со вторыми более надёжные и долговечные составляющие АКБ. Помимо этого, щелочные электролиты превосходят кислотные во многих параметрах, за исключением одного НО — они не способны выдавать стартовый ток. Этот момент всерьёз подорвал использование «щелочи» в АКБ для автомобилей, поэтому на современных машинах намного чаще встречаются именно кислотные электролиты и соответствующие аккумуляторы.
Калиево-литиевый щелочной электролит при грамотной эксплуатации и качественном приготовлении является одним из самых долго служащих в своей сфере. Экспериментально доказано, что данная жидкость способна выдержать более 1000 циклов «заряд-разряд», что представляет собой просто огромное количество таких процедур. Однако при использовании щелочных электролитов стоит держать в уме факторы, уменьшающие срок их службы. Наиболее важные из таковых следующие:
- Частая неполноценная зарядка аккумулятора;
- Систематический глубокий разряд АКБ;
- Недостаточное количество электролита в сепараторе;
- Долгое использование электролита при высоких температурах окружающей среды;
- Слишком высокие и частые рабочие температуры жидкости.
Не допуская наличия данных факторов конкретно в вашей ситуации, продлить срок службы аккумулятора и щелочного электролита в отдельности можно в разы. Отметим, что при использовании подобных жидкостей также важно постоянно заправлять АКБ однотипным видом электролитов. В ином случае ресурс батареи уменьшается.
Допустим, щелочной аккумулятор перестал держать заряд или вовсе вышел строя. Что делать в такой ситуации? Скорее всего, придётся менять калиево-литиевый щелочной электролит, однако перед осуществлением его замены или доливки важно удостовериться в том, что:
- электроды аккумуляторной батареи целы;
- сепараторы и их пластины не обсыпались;
- аккумулятор не работает именно потому, что он разряжен.
Если данные моменты успешно подтвердились, то в необходимости заливки электролита можно не сомневаться. Порядок такой процедуры следующий:
- Демонтируйте аккумуляторную батарею с автомобиля;
- Поставьте её в месте, защищённом от сторонних лиц, детей и источников тока, огня, воды, а также удобном для работы с АКБ;
- Подготовьте себе защитную одежду в полном комплекте (как минимум, защитные очки и перчатки), инструмент для открытия крышки аккумулятора и щелочной электролит для залива. Последний, к слову, можно купить как в магазине (стоимость такового начинается от 30 рублей), так и приготовить в домашних условиях;
- Затем аккуратно демонтируйте крышку АКБ и начните заливать электролит, ориентируясь по соответствующим меткам;
- После того как жидкость долита до нужно уровня приведите аккумулятор в первоначальный вид и установите его обратно на машину.
Примечание! Перед началом работ убедитесь, что у вас именно щелочной аккумулятор и электролит, используемый в нём, основан на щелочи. Отметим, что, неправильно залив электролит, можно привести АКБ в негодность.
При полной или частичной смене электролита в щелочном аккумуляторе обязательно зарядите его в усиленном режиме (порядка 12 часов) или нормальном (6 часов). В остальных случаях допустимо проведение ускоренной зарядке (около 3 часов) с повышением нормальной силы тока в 2 раза.
Так как функционирование щелочного электролита во многом зависит от того, как именно будет заряжаться батарея, в которую он залит, не лишним будет рассмотреть базовые правила зарядки соответствующих АКБ. В общем случае их перечень таков:
- Заряжайте аккумулятор исключительно на средних и высоких показателях силы тока, так как подобная практика положительно сказывается и на состоянии щелочного электролита, и на состоянии аккумулятора;
- В процессе заряда обязательно следите за тем, чтобы электролит с наличием в составе лития не превышал по температуре более 45 градусов по Цельсию и 35 – для электролитов без лития;
- Утеплять щелочные АКБ в процессе зарядки требуется лишь в том случае, если температура окружающей среды менее минус 30 градусов по Цельсию. В остальных случаях батареи заряжаются в обычном режиме;
- При зарядке аккумулятора следите за отсутствием выплёскивания электролита, ибо это не допустимо;
- После 10 циклов «заряд-разряд» всегда проверяйте уровень электролита и, при необходимости, доливайте его.
Явным признаком того, что аккумуляторная батарея на щёлочи заряжалась верно, будет наличие 1,4-1,45 Вольт напряжения в начале зарядке на АКБ и 1,75-1,85 Вольт в конце.
В завершение сегодняшнего материала о щелочных электролитах для АКБ не лишним будет обратить внимание на то, как сделать таковые дома. Для достижения подобной цели, в первую очередь, необходимо подготовить:
- исходные материалы для приготовления электролита: дистиллированная вода (ГОСТ 6709-72), кали едкое КОН сорта А,В (ГОСТ 9285-69) и гидрат окиси лития Li(OH)3 (ГОСТ 8595-75);
- железная, чугунная или пластмассовая тара с наличием плотных крышек;
- аналогичные предметы для размешивания раствора;
- ареометр – прибор, который требуется для измерения плотности приготовленного электролита.
Непосредственно приготовление щелочного электролита осуществляется так:
- В сосуд вливается необходимое количество дистиллированной воды;
- Аккуратными движениями в жидкость либо наливается щёлочь, либо кладётся стальными шпицами;
- После этого раствор размешивается специальными приспособлениями, и его плотность корректируется под необходимые показатели посредством использования ареометра, а также добавления тех или иных веществ в электролит.
Важно! Плотность щелочного электролита определяется по специальным таблицам с учётом температуры использования батареи и конкретных особенностей АКБ. Как правило, она составляет около 1,25-1,27 граммов на кубический сантиметр.
Приготовленный электролит разливается в стеклянные тары, которые закрываются плотными резиновыми пробками. Хранить щелочной электролит желательно вдалеке от детей и солнца. Помимо этого, ёмкости с субстанцией стоит соответствующе пометить.
На этом, пожалуй, по рассматриваемому сегодня вопросу наиболее важные положения подошли к концу. Как видите, щелочной электролит – важнейшая составляющая одноименных аккумуляторов, требующая систематичной проверки и замены. Надеемся, представленный выше материал был для вас полезен. Удачи в ремонте автомобиля и на дорогах!
Как полезно иногда читать статьи. Я например, много нового для себя подчерпнула. Меня всегда пугало менять аккумулятор у машины. Оказывается, ничего сложного. Можно мужа попросить поменять.
Однажды пришлось на долго оставить свой автомобиль на улице в очень холодную погоду. После чего электроприборы практически не реагировали на включение. как оказалось замерз электролит в аккумуляторе из-за избытка дистиллированой воды. Видимо и его уже подделывают.
статья весьма познавательная, очень хорошо описаны: порядок заливки электролита в щелочной аккумулятор ,правила зарядки щелочной батареи. даже для обывателей каким считаю себя очень все ясно и понятно. статья очень полезна для новичков. думаю, стоит прочесть не только новичкам, но и асам для кругозора
- Устройство двигателя
- Выхлопная система
- Техническое обслуживание
- Тюнинг
- Трансмиссия
- Рулевое управление
- Коробка передач
- Инструмент и оборудование
- Двигатели
Что бы не пропустить лучшие материалы с сайта
А также задавать вопросы в комментариях и получать ответы
Материалы: http://swapmotor.ru/ustrojstvo-dvigatelya/shhelochnoj-elektrolit.html