≪
-
Разрабатывая турбированный двигатель на дизельном топливе, производители добились создания мотора, не уступающего бензиновому по всем показателям. Сначала турбокомпрессоры использовали для увеличения мощности ДВС в военной авиации в начале двадцатого века. Для автомобилей он вышел в серийное производство лишь в 1978 году.
Однако, вместе с повышением мощности, уменьшается ресурс мотора. Поэтому требуется особое масло для дизельных двигателей с турбонаддувом.
Устройство и принцип работы
Действие двигателя основано на энергии выхлопных газов. Из цилиндра они направляются на крыльчатку турбины, вращают турбину компрессора. Получается, что здесь, в отличие от бензиновых агрегатов, воздух подается под повышенным давлением. В результате объем воздуха в цилиндре увеличивается, а вместе с объемом сгорающего топлива мощность возрастает до двадцати пяти процентов.
Чтобы воздуха попадало в цилиндры больше, используют дополнительное приспособление - интеркулер. Он охлаждает воздух перед поступлением в двигатель. Таким образом, удельный расход топлива уменьшается, а мощность возрастает, что достигается почти без увеличения размеров агрегата и числа оборотов.
Понятно, что такие моторы требуют к себе особого подхода. В России все больше автолюбителей предпочитают покупать аналогичные установки. Но не все знают, как правильно эксплуатировать турбированный дизель. Рассмотрим несколько советов, которые помогут дольше сохранять рабочий ресурс агрегата.
Уровень масла должен быть под контролем
На всех моторах отрицательно сказывается масляное голодание. Однако масло для дизельного двигателя с турбонаддувом играет первостепенную роль. Помимо прочего, им смазываются подшипники турбокомпрессора. При слишком низком уровне жидкости они очень быстро выходят из строя.
Поэтому уровень смазки в моторе нужно проверять как можно чаще. Если наблюдается недостаток, то следует немедленно его восполнить. Также обязательно нужно выяснить причину быстрого падения уровня и устранить ее.
Качество смазочной жидкости
Масло для дизельного двигателя с турбонаддувом обязательно должно быть высокого качества. Исходя из исключительной роли, которую оно играет в жизни мотора, нужно понимать, что плохое качество обречет его на медленную смерть. При этом не забывайте: состав для бензиновых моторов отличен от дизельных. Кроме этого, нельзя смешивать смазочную жидкость разной вязкости (об этом параметре читайте ниже).
Другие советы при эксплуатации турбированного дизеля
Вот еще несколько советов, не связанных с маслом, но которых следует придерживаться.
Качество топлива должно быть на высоком уровне. Если оно не является таковым, то засорится топливная система, и сократится мощность. Вследствие этого турбине придется работать на предельных оборотах, что приведет к сокращению ее ресурса.
Не перегазовывайте при запуске мотора. Особенно это касается тех, у кого нет системы запуска (остановки). При нажатии на педаль на турбину подается нагрузка, она начинает вращаться, но без масла, так как последнее не успеет туда поступить. Это приводит к быстрому износу узлов.
Рекомендуется езда на средних оборотах. Эксплуатация на низких оборотах долгое время запрещена. Ведь турбина предназначена для высоких нагрузок. Поэтому время от времени желательно давать ей поработать и на самых высоких оборотах. Так система наддува начнет прочищаться, что увеличит срок ее службы.
Нельзя глушить мотор сразу после остановки, так как крыльчатки турбины будут продолжать вращаться, а масло для дизельного двигателя с турбонаддувом уже перестанет подаваться в систему.
Крайне нежелательна езда на холостых оборотах. Получаса такой работы достаточно, чтобы "убить" мотор, так как при этом происходит закоксовка турбины. Также может начаться подсос масла в цилиндры, из-за чего детали цилиндропоршневой группы придут в негодность.
Своевременное техническое обслуживание особенно важно для турбированного дизеля. Срок его прохождения меньше, чем для атмосферного агрегата, так как высокие нагрузки требуют больше свежего масла и новых фильтров.
Основные характеристики масла
Приобретая смазочную жидкость, автолюбители обращают внимание на целый ряд показателей.
Важнейшим параметром является вязкость, то есть текучесть масла. Она зависит от температуры. Больший индекс вязкости означает меньшее изменение при температурном колебании.
Температурой вспышки называют такой показатель, при котором при поднесении огня пары вспыхивают.
Температурой застывания является самый низкий показатель, когда оно не до конца теряет текучесть (проверяется при наклонении пробирки).
При эксплуатации и наличии тех или иных присадок происходит процесс окисления, когда образуются щелочные и кислотные продукты. В лабораторных условиях получают и анализируют общее щелочное и кислотное число. От этих показателей исходят при вычислении нейтрализации масла.
База смазки
По своей основе масла бывают:
В последнее время все больше автолюбителей предпочитают синтетику. Однако хорошая минеральная смазочная жидкость отлично способна справиться с поставленными задачами в теплых климатических условиях. Но для работы при низких температурах с ним лучше не ездить. Масло состоит из нефтепродуктов.
Вот какое масло для дизельных двигателей с турбонаддувом на минеральной основе считается хорошим: Castrol GTX (разного класса вязкости), "Лукойл Авангард Профессионал LA", "Лукойл Авангард Ультра", "Супротек Актив Регуляр", "Актив Дизель Плюс" и другие.
Полусинтетикой является смесь минеральной и синтетической основы. Ее уже можно использовать круглогодично. Рекомендуется следующее полусинтетическое моторное масло для двигателей с турбонаддувом: Statoil MultyWay, "Лукойл Авангард", Castrol Magnatec и так далее.
Синтетическая основа имеет полностью искусственное происхождение. Она является наиболее дорогой и считается лучшего качества. Но следует понимать, что сама по себе синтетика не гарантирует наличия отличных характеристик. Помимо базы, необходимо учитывать целый ряд других сопутствующих параметров.
Можно рекомендовать следующее синтетическое масло для дизельных двигателей с турбонаддувом: ZIC XQ5000, Castrol Edge Sport, "Лукойл Авангард Профессионал", Shell Helix Ultra и другие.
Присадки
Помимо базы, существуют специальные добавки, которые называют присадками. Считается, что они улучшают свойства масел. Присадки бывают разного воздействия:
- антиокислительные виды останавливают окислительный процесс;
- моющие — очищают двигатель;
- дисперсанты — предотвращают образование комков;
- противокоррозийные образуют на деталях пленку, не дающую развиться коррозии;
- противоизносные образуют пленку, которая защищает поверхности деталей;
- противозадирные создают пленку, предотвращающую задиры.
Также имеются присадки, снижающие температуру застывания, улучшающие вязкость и так далее. Можно ли все их использовать? Конечно, нет. Моторное масло для дизельных двигателей с турбонаддувом, как и любое другое масло, уже имеет в своем составе необходимые компоненты. Поэтому стоит ли тратить деньги на рекламные акции компаний - производителей присадок или нет, решать автовладельцу.
Классификация
Существуют различные классификации смазочных жидкостей. Они различаются по классу вязкости, эксплуатационным качествам, сезонности.
Отечественная классификация имеет соответствующие ГОСТы. Но их автомобилисты практически не знают. Наиболее распространены классификации зарубежные: SAE, API, АСЕА и ССМС. Последняя является устаревшей, но ее еще можно встретить в отдельных источниках.
SAE подразумевает использование масла с учетом атмосферной температуры. В этой связи имеется шесть зимних и пять летних классов. Зимние распознаются по букве W. Чем больше число класса, тем выше вязкость масла. Наиболее распространенными являются всесезонные масла. Они имеют двойное обозначение. Производителем всегда рекомендуется определенное моторное масло для дизельных двигателей с турбонаддувом. "Фольксваген", к примеру, отлично ездит на Castrol. Советы основаны на особенностях конструкций двигателей и договоренностях компаний-производителей автомобилей и масел друг с другом. Для каждого класса имеется своя максимальная вязкость.
Классификация по API дизельных агрегатов
Данной классификацией определяется качество основы: чистота от примесей, количество нагара. По API смазочные жидкости подразделяются на следующие классы.
S (Service), подходит для четырехтактных бензиновых агрегатов.
C (Commercial) для дизелей коммерческого и промышленного типа, а также сельскохозяйственной и строительной техники.
Двухбуквенное обозначение S или C, от А до L означает категорию (первая) и уровень свойств (вторая). Эксплуатационные качества тем выше, чем дальше от начала алфавита находится вторая буква.
SG/CD, SJ/CF - это означает универсальный класс для бензиновых и дизельных двигателей.
EC — это дополнительные энергосберегающие качества.
Остановимся подробнее на смазочной жидкости для дизельных агрегатов. Им подойдут следующие классы:
- СС подходит для моторов, имеющих легкий наддув или не имеющих такового.
- CD соответствует дизельным агрегатам с турбонаддувом и высокой мощностью, требующим необходимых противозадирных и противонагарных качеств. Например, подходящим этому классу является масло для дизельных двигателей с турбонаддувом "Тойота Diesel", RV Special.
- СЕ потребуется для сильного турбонаддува и работы при самых высоких нагрузках. Ему соответствует моторное масло для дизельных двигателей с турбонаддувом и сажевым фильтром.
- CF может эксплуатироваться на легковом транспорте с турбированными дизелями.
- CF2 - к предыдущим характеристикам добавляется соответствие двухтактным дизелям.
- CF4 представляет собой улучшенный вариант класса СЕ.
- CG4 и новому классу CH4 соответствует моторное масло для грузовых дизельных двигателей с турбонаддувом, где требуются особо тяжелые нагрузки.
Классификация АСЕА
Это европейская система, предъявляющая более жесткие требования для моторных масел, чем предыдущая. В ней содержатся 12 классов, которые распределены по 3-м категориям, где:
- А подходит для атмосферных двигателей;
- В — для дизелей;
- С — для дизелей, укладывающихся в нормы Евро-4;
- Е — для грузовых дизелей.
Числа у категорий означают уровень требований. Более высокое число означает более высокие требования. Исходя из этой классификации, можно «вычислить» подходящее масло для дизельных двигателей с турбонаддувом и сажевым фильтром. Это, например, смазочные жидкости класса С.
Заключение
Исходя из вышеизложенного следует, что руководствоваться необходимо многими параметрами, выбирая моторное масло для дизельных двигателей с турбонаддувом. "Хендай", "Хонда", "БМВ" или "Мерседес": любой производитель рекомендует определенную марку масла. Однако это не является главным показателем при выборе масла. Основная рекомендация, которой нужно придерживаться, - это приобретать смазочную жидкость по параметрам в указанных производителем классификациях. Тогда при соблюдении правил эксплуатации ваш турбированный дизель исправно отслужит весь предписанный ему срок.
Материалы: http://fb.ru/article/239975/motornoe-maslo-dlya-dizelnyih-dvigateley-s-turbonadduvom-kakoe-maslo-dlya-dizelnyih-dvigateley-s-turbonadduvom-luchshe
2 ≫
-
Дизельные двигатели с турбонаддувом приобретают все большую популярность за счет непревзойденных характеристик и неповторимых ощущений от езды. Турбина, установленная в дизеле, увеличивает скорость езды до немыслимых для простых представителей показателей. Ими оснащены такие автомобили, как Subaru Impreza и Forester, а также самые дорогие и популярные в мире внедорожники, и легковушки других марок.
Как правило, владельцы таких авто мирятся с необходимостью дорогого обслуживания дизеля с турбонаддувом. Да и в случае с турбомотором техническое обслуживание должно производиться примерно в два раза чаще, чем с обычным дизелем. Соответственно, и смазку для мотора менять нужно гораздо чаще. Дороговизна обслуживания возрастает еще и в связи с тем, что дизель с турбонаддувом не терпит моторной смазки низкого качества. Если экономить на расходных материалах – мотор можно просто убить, что для дорогого внедорожника будет катастрофой.
Какую торговую марку выбирать и с чем связана необходимость заливать только дорогой оригинальный продукт, будет рассказано дальше.
Особенности работы дизеля с турбонаддувом
Чтобы было понятней, зачем использовать только дорогое, качественное масло, а не более дешевые аналоги, следует немного ознакомиться с нюансами работы турбодизеля. Связаны они с тем, что турбина при работе накаливается до тысячи градусов из-за частоты оборотов – около 150 тысяч в минуту. Температура верхней канавки поршня вырастает до 270 градусов. Соответственно, смазка будет использоваться при экстремальных условиях. Именно поэтому к ее качеству выдвигаются столь высокие требования.
От моторного масла для турбодизеля будут зависеть следующее:
- смазывание деталей цилиндропоршневой группы;
- охлаждение турбокомпрессора. Дело в том, что для охлаждения деталей турбины смазка поступает в ее цилиндр.
Возрастает риск отложения использованного материала в подшипниках. Скорость прорыва газов в картер значительно возрастает. В результате обычная смазка просто не успевает расщепляться до конца из-за быстрого окисления.
Таким образом, смазка контактирует с самой раскаленной частью турбины, охлаждая ее на пару десятков градусов. Вот почему менять ее приходится намного чаще, чем в случае с обычным дизелем.
Материал низкого качества при столь высоких температурах будет быстро густеть. На поверхности поршней и цилиндра начнет образовываться пленка. Система охлаждения дизеля перестает полноценно функционировать.
К чему приводит использование масла низкого качества
Еще одна особенность работы дизеля с турбонаддувом состоит в том, что при выходе из строя турбины разрушается и сам агрегат. Это – не преувеличение. Система подачи масла у движка и турбины общая. Если турбокомпрессор пуст, это сказывается и на работе двигателя. В результате он может полностью выйти из строя. Последствия исправить будет уже невозможно. Поможет только полная заменяя двигателя вместе с агрегатом.
Но причина такой ситуации – это низкое давление масла или его плохое качество. Давление, в свою очередь, снижается опять же из-за низкого качества материала или несвоевременной его замены. Фильтр, соответственно, забивается.
Как видим, банальная экономия на расходном материале может привести к колоссальным затратам. А механизм поломки движка в результате использования плохой смазки достаточно прост.
Признаки неисправности двигателя
Чтобы избежать серьезных проблем с агрегатом, следует обращать внимание на малейшие признаки его неполадок. Они могут выражаться в следующем:
- резко повышается расход масла;
- сизый дым из выхлопной трубы;
- сильный запах горелого масла в салоне;
- на выпускном коллекторе образуются следы масла;
- падает мощность мотора;
- на холостых оборотах движок работает неравномерно, может глохнуть сразу после того, как заводится;
- на свечах образуется темный осадок.
Если дошло до того, что турбина длительное время работала без смазки, ее лопасти начинают скрежетать о корпус цилиндра.
Какое масло нужно использовать
При выборе, прежде всего, следует обращать внимание на бренд. Не мешало бы перед покупкой проконсультироваться со специалистом, так как видов смазки для движка существует огромное множество. А для агрегата с турбонаддувом нужна особенная, с определенными характеристиками.
Моторное масло для турбодизелей должно отвечать следующим характеристикам:
- высокая устойчивость к окислению;
- способность диспергировать дизельную сажу и испаряемость масла, чистящие свойства;
- термическая стабильность;
- хорошие характеристики при низких температурах.
Классификация моторных масел
Чтобы выбрать масло для турбодизеля самостоятельно без помощи консультанта, следует разобраться в показателях, которые обозначены на упаковке. Именно они указывают на классификацию масел. В зависимости от ее определяется их назначение: будет смазка использоваться для агрегата на внедорожнике с умеренным или высоким наддувом, или для движка легковушки без наддува.
Первым указан индекс вязкости. Чем выше вязкость – тем при более высоких температурах масло может использоваться. Летний вариант будет иметь обозначение SAE, за ним – число, например – SAE 30. Зимние – букву W, и опять же числовое значение. Всесезонное масло будет иметь оба этих обозначения, но для дизелей с турбонаддувом его лучше не использовать. Если и применять – то самого высокого качества.
Сначала смотрим на обозначение S или C. Первое указывает на применение для бензиновых движков, второе – для дизелей. Соответственно, нам нужно масло с буквой С на этикетке. Для дизеля с турбонаддувом лучше всего подойдет продукт с обозначением CD, но иногда и CC. Это – указания качества масел, определяющееся Американским институтом масел.
Далее идет обозначение, которое указывает на тип масла в соответствии с классификацией Европейской ассоциации производителей автомобилей.
В2-96 может применяться для легковых автомобилей с наддувом или без него. Это – стандартный класс. В3-96 – продукт для таких же авто, но относится он к экстраклассу. Е1-96 – масло для грузовых автомобиль с высоким наддувом. Оно же может применяться и для тяжелых внедорожников. Е2-96 и Е3-96 – такие же масла, но с лучшими свойствами, как правило, они применяются для автомобилей класса люкс.
Марка-производитель
Самые популярные производители моторных масел для дизелей с турбонаддувом – это Мобил и Кастрол. На сегодня появились и новые торговые марки, качество продукции которых имеет довольно высокие показатели. Но эти – настоящие ветераны в данном сегменте, потому при покупке масла с этими названиями точно не прогадаете.
Какой марке отдать предпочтение – решать вам. Масло Мобил для дизелей с турбонаддувом обладает высочайшими эксплуатационными свойствами, потому можно не переживать о его качественных показателях. Оно отлично подойдет для турбодизелей.
Кастрол – не уступает по своим показателям маслам Мобил, ведь производители продукта под легендарной торговой маркой заботятся о своей репутации, особенно в сегодняшних условиях жесткой конкуренции. Главное – не гнаться за возможностью сэкономить и не покупать подделки на самые известные в мире торговые марки моторных масел. И двигатель с турбонаддувом будет радовать своими показателями мощности без существенных затрат на его ремонт.
На видео моторные масла для двигателя с турбонаддувом:
Материалы: http://mashintop.ru/articles.php?id=2416
3 ≫
-
Как выбрать моторное масло для дизельного двигателя с турбиной? Такой вопрос интересует многих автолюбителей. Ни один механизм в мире не может работать без надлежащей смазки. Если и запустится, то его работа будет очень кратковременной и закончится скорой поломкой. Не является исключением в этом ряду и дизельный двигатель. Чтобы он работал качественно и долго, его надо регулярно смазывать. Речь идет о моторном масле. Правильность подбора этого компонента сказывается на функциональности мотора и сроке его службы. Выбор масла для турбодизельных моторов всегда представлял собой достаточно нелегкий процесс. Двигатели с турбонаддувом представляют собой еще более капризный в отношении масла механизм. Главное отличие двигателей с турбонаддувом от обыкновенных дизельных моторов заключается в добавлении в механизм дополнительного устройства — турбокомпрессора. Как известно из школьного курса физики, сгорание смеси топлива и воздуха приводит в движение поршень цилиндра, который заводит крыльчатку и турбину компрессора. Все эти факторы не должны оказывать критическое влияние на функциональную пригодность используемого в цилиндрах масла.
Выбор масла для турбодизельных моторов всегда представлял собой достаточно нелегкий процесс.
Эта турбина конструктивно интегрирована в систему так, что подача воздуха в цилиндры осуществляется под избыточным давлением. Такая подача воздуха, по оценкам специалистов, приводит к увеличению мощности дизеля почти на четверть. Выходную мощность можно дополнительно поднять, охлаждая поступающий в цилиндры воздух при помощи интеркулера. Холодного воздуха в цилиндр попадает больше, и это еще немного увеличивает мощность. Подобная конструкция мотора способствует созданию излишнего тепловыделения. Как следствие, образовывается большее количество шлаков. Среднее давление в цилиндрах оказывается существенно более высоким, что не лучшим образом сказывается на смазке цилиндров. Плохо смазываемые поверхности значительно быстрее изнашиваются.
Цилиндры дизельного мотора, в особенности с турбонаддувом, испытывают значительные рабочие нагрузки и, соответственно, не могут не изнашиваться. Качество используемого дизельного топлива тоже далеко не всегда отвечает всем нормам, поэтому в цилиндрах можно отыскать следы воды и серы и прочие посторонние примеси.
Чтобы выбрать лучшее дизельное масло для каждого конкретного случая, следует начинать с тщательного изучения эксплуатационных характеристик масла, указанных в сервисной книжке на ваш автомобиль.
Цилиндры дизельного мотора, с турбонаддувом, испытывают значительные рабочие нагрузки и, соответственно, не могут не изнашиваться.
В первую очередь стоит посмотреть характеристики вязкости по SAE и проверить допустимые отклонения по качеству масла. Для разных автомобилей указанные характеристики будут различными. Разрешенные отклонения от норм качества оценивают по трем шкалам:
- API — американская классификация качества;
- АСЕА — европейские нормы;
- ILSAC — качества масел по азиатским нормам.
Для нашей страны чаще всего используется классификация API. Зная эти два показателя для дизельных двигателей с турбонаддувом, можно отправляться на поиски моторного масла. Очень помогает в этом случае указание завода-производителя марки требуемого масла. Такая информация может находиться в сервисной книжке на автомобиль. Если указана конкретная марка масла, например 15W-40, и указаны параметры качества, с такой информацией можно отправляться в магазин и выбрать соответствующую смазку понравившейся торговой марки.
С первой характеристикой все понятно, с качеством масла дело обстоит несколько иначе. К примеру, возьмем параметры SF/CD, в этом обозначении первая буква отведена для маркировки типа двигателя. Буква S свидетельствует о предназначении данного нефтепродукта для использования в бензиновых двигателях, а буква С означает, что это масло нужно заливать в дизельный мотор. Второй символ сообщает о качестве самого продукта: чем выше находится буква в латинском алфавите, тем качественнее смазка. В разных классификациях принято использовать свои обозначения. Для дизельных моторов с турбонаддувом можно порекомендовать следующие категории масел по классификации API:
- СЕ — дизельные моторы моложе 1983 г. с высокооборотистой турбиной;
- CF-4 — четырехтактные турбированные дизельные моторы, выпускающиеся после 1990 г.;
- CG-4 — для автотранспорта выпуска от 1994 г.;
- CF-4 — масла улучшенного качества с ограниченной токсичностью.
Подходящие нефтепродукты для смазки по версии АСЕА:
- B2-96 — масла для турбированных дизельных двигателей (standard):
- B3-96 — универсальная смазка для двигателей с турбиной и без нее (extra);
- Е1-96 — для промышленного и грузового автотранспорта с интенсивным турбонаддувом для использования в тяжелых условиях (standard);
- Е2-96 — улучшенная версия масла Е1-96;
- ЕЗ-96 — модификация масел для тяжелого транспорта, эксплуатирующегося в трудных условиях.
Что делать, если сервисная книга отсутствует? Существует много ситуаций, когда сервисная книга теряется, да и не всегда удается купить новый автомобиль, чаще приобретаются подержанные машины. Сегодня подобную информацию о любом автомобиле достаточно легко найти. Нужно будет всего лишь отыскать инструкцию по эксплуатации именно вашей марки автомобиля. Официальный сайт производителя автомобиля снабдит вас всей необходимой информацией. Очень удобным вариантом является использование онлайн-каталога о применении моторных масел. Введите все необходимые данные о вашем автомобиле и получайте всю нужную информацию. Перечисленные выше масла обладают всеми необходимыми характеристиками для работы в дизельных моторах с турбиной. Соответственно, упомянутые масла обладают улучшенными характеристиками, что хорошо сказывается на состоянии двигателя.
Сколько специалистов — столько мнений. Одни ратуют за синтетические масла, другие — за минеральные, третьи считают полусинтетические масла лучшими. На самом деле, особой разницы нет. У каждого продукта есть свои особенности, которые влияют на некоторые характеристики моторного масла. Имеют ли эти преимущества для вас принципиальное значение, выбирать вам, ведь любое улучшение, вне зависимости от практического применения, стоит определенных денег. Полностью моторные синтетические масла обладают гораздо более стабильными характеристиками, что при эксплуатации дизельного мотора с турбонаддувом нередко имеет определяющее значение для срока эксплуатации. Но цена этого нефтепродукта является самой высокой, так что если вы подберете масло на минеральной основе, которое удовлетворяет всем вашим требованиям, зачем переплачивать?
Какая торговая марка наиболее предпочтительна? Ответ на подобный вопрос находится полностью в ваших руках. Идеально, если вам удастся найти отзывы человека, который эксплуатирует такой же автомобиль, как у вас. Не спешите при покупке масла для своего автомобиля. Прежде чем совершить покупку, очень внимательно ознакомьтесь с содержанием всех этикеток. Такие предосторожности помогут вам не попасться на подделку, качество которой не соответствует никаким классификациям. По возможности покупайте смазочные вещества у знакомых продавцов. Кстати, специалисты не рекомендуют часто менять производителя, ведь у каждого из них свои особенности масла и разные присадки. Неизменность принципиально важных свойств смазки обеспечивается использованием в моторных маслах определенного набора присадок. Когда в сервисной книжке указана конкретная марка масла, не стоит отправляться на поиски именно этой марки. Главное не ошибиться с подбором точно таких же характеристик любого другого масла от иного производителя. В конце концов выбор масла для заливки в машину должен оставаться за вами.
Материалы: http://vseavtomasla.ru/dvigatel/motornoe-maslo-dlya-dizelnogo-dvigatelya-s-turbinoj.html