≪
-
Расскажем и научим
Движение по ледяной колее – серьезное испытание даже для опытного водителя, что уж говорить о новичках. Тем не менее, боятся колеи на зимней дороге не стоит.
Чем опасно движение по ледяной колее
Расстояние между пятнами контакта колес на одной оси автомобиля (автомобильная колея) – величина постоянная. Ширина же дорожной зимней колеи постоянно меняется, то сужаясь, то расширяясь.
Время от времени одна пара колес (переднее и заднее) двигается по желобу колеи, а вторая пара – по гребню. С изменением ширины дорожной колеи изменяется сила и характер реакции дороги на каждое отдельно взятое колесо.
В результате автомобиль начинает рыскать по колее, а со стороны это выглядит так, будто водитель быстро и резко крутит рулевым колесом вправо-влево.
При неблагоприятном стечении обстоятельств такое курсовое раскачивание машины может закончиться выносом автомобиля на обочину или того хуже — встречную полосу, а в некоторых случаях оно приводит к опрокидыванию машины.
Скоростной режим
Если вы не являетесь разрядником по автоспорту или профессиональным раллистом, сбавьте скорость движения сразу же после въезда в колею на зимней дороге.
Снижайте скорость до тех пор, пока раскачивание автомобиля не станет минимальным и он не обретет устойчивость на дороге.
Работа рулем
При езде в ледяной колее используйте уступающее руление. Что это значит?
Разрешите машине незначительно смещаться вправо-влево относительно оси колеи, слегка подруливая рулевым колесом и удерживая контроль над автомобилем.
Не держите руки в напряжении, хват руля должен быть мягким.
Избегайте резких поворотов рулевого колеса. Движения руля должны быть плавными и просчитанными.
Что делать при заносе
Характер действий водителя в случае заноса при движении в колее, аналогичен мерам, предпринимаемым при обычном заносе.
Двигаясь в заднеприводном автомобиле, сбавьте скорость, отпустив педаль акселератора, и поверните руль в сторону заноса.
Для переднеприводного автомобиля необходимо тоже повернуть рулевое колесо в сторону заноса и, вместо снижения скорости, плавно добавьте «газу».
При начавшемся заносе, независимо от типа привода, не пользуйтесь педалями сцепления и тормоза, сосредоточившись только на педали акселератора.
Выезд из колеи
Сбавив скорость до минимальной, дождитесь участка дороги с максимальной шириной колеи.
Кратковременно повернув рулевое колесо в сторону, противоположную от направления выезда, мягко выверните руль обратно, а затем поверните его в сторону выезда из колеи.
При правильно выполненном маневре сначала передние, а затем и задние, колеса заедут на гребень колеи, преодолеют его и автомобиль благополучно продолжит движение по ровной поверхности проезжей части.
Материалы: http://goodmaster.com.ua/avtomobil/kak-ezdit-po-ledyanoj-kolee.html
2 ≫
-
Как бы не старались конструкторы легкового автотранспорта, но создать подвеску автомобиля, которая позволила бы двигаться по прямой легковому автомобилю даже в колее, практически невозможно. На колеса, особенно передние, всегда воздействуют возмущения, связанные с раскачиванием автомобиля, неровностями на дороге, неодинаковым сопротивлением качению.
Поэтому передняя подвеска выполнена с небольшим наклоном стоек, что заставляет колеса под воздействием веса машины самоустанавливаться в прямолинейном положении.
Колея автомобиля, характеристики и особенности
Но это в стандартных условиях с горизонтальным расположением пятна контакта колес с дорогой. Другое дело – вождение автомобиля в колее, опасность такого движения можно сравнить с неуправляемым скольжением на льду или аквапланированием. Колея автомобиля – это расстояние между серединами отпечатков колес. Понятно, что размер между колес у нескольких авто одной модели, обутых в разнокалиберную резину, будет отличаться на десяток другой миллиметров. Но этого уже достаточно, чтобы неровная поверхность била дороги и резала боковины колес.
Почему колея в легковом автомобиле разная? Если взглянуть на рисунок, становится понятной суть проблем «колейного» движения:
- разные авто имеют разный угол развал-схождения, как правило, все обуты в резину разных моделей, размеров и ширины протектора;
- состояние подвески и амортизаторов тоже может сказываться на движении в колее, даже в пределах одного автомобиля расстояние между пятнами контакта переднего и заднего моста может быть разным;
- реакция каждого колеса на боковое возмущение от дороги может быть совершенно индивидуальна в силу нагруженности и степени убитости пружин, подшипника и амортизатора.
Основной опасностью при движении в колее является резкое усиление рысканья по курсу, вплоть до полной потери управления авто. Если на ровной дороге движение относительно прямолинейное, и слабое отклонение обуславливалось раскачиванием кузова авто или реакцией выбоины, или неровности, то скоростное движение в колейной ловушке грозит автомобилю серьезной опасностью, вплоть до резкого опрокидывания.
Сравните движение Нивы и Волги даже на ровной дороге. Чем ближе величина соотношения к единице, тем выше опасность резкого продольного рывка, тем хуже авто «держит» дорогу, и выше опасность заноса или опрокидывания. Подумайте, прежде чем решиться на расширение колеи авто проставками.
Опасность движения в колее летом и зимой
Широко распространено впечатление, что движение в колее опасно только зимой. На льду или в снегу сцепление колес снижается настолько, что выехать из ловушки становится невозможным. Единственный способ – если резко с подгазовкой вывернуть руль влево.
В результате маневра автомобиль может:
- вылететь на встречную полосу и тем самым создать угрозу лобового столкновения с встречным транспортом;
- покинуть свои колейные дорожки и, развернувшись поперек дороги, остановиться, тем самым создать двойную опасность столкновения, как со встречным, так и сзади идущим транспортом;
- сломать от удара в боковую стенку колеи шаровую опору левого или правого передних колес автомобиля.
Летние проблемы с колеей
Справедливости ради надо отметить, что опасность летней колеи не меньше зимней, просто движение автомобиля по колее кажется более прогнозируемым. Коварство и опасность движения в колейных нишах летом вызваны очень сложным и «виляющим» профилем.
В 99 случаях из 100 летняя колея продавливается тяжелыми тягачами с прицепами, у которых расстояние между колесами больше чем на полметра превышает аналогичную величину остальных машин на дороге. Остальные участники движения разбивают мягкий асфальт в цепь горбов и ям, способных разбить подвеску, поддон и картер автомобиля.
Подобный рельеф колеи крайне опасен для передних подшипников ступиц колес автомобиля. В таких условиях колесо практически работает на излом или изгиб. Основная нагрузка приходится не в радиальном направлении обоймы, а передается более слабому сепаратору, поэтому состояние подшипника, как и всей подвески, необходимо проверить даже после 100-150км пробега по таким дорогам.
Еще одной особенностью летней колейной ловушки является необъяснимый факт – каждые 600-700 метров дороги отмечены практически невидимыми в движении, но очень глубокими и опасными ямами. Если в зимнее время тело ямы забито и утрамбовано льдом, то в летнюю пору все намного хуже. Рассечь покрышку или разбить диск можно, даже будучи психологически готовым к подобной опасности. В этом можно убедиться, если взглянуть на обочину, там наверняка валяется несколько убитых колес автомобиля.
В дождливую пору дно колеи всегда скрыто большим количеством воды. Это особенно неприятно в период ранних заморозков, когда нормальное сцепление с асфальтом неожиданно сменяется ледяной дорожкой. Колея вроде бы должна уберечь от опасности заноса, но в реальности ситуация только ухудшается.
Как вырулить из колеи без опасности для себя и окружающих
Чтобы правильно выехать из колеи, необходимо найти наиболее безопасный и открытый для просмотра участок дороги. Если ситуация требует безотлагательных мер, снижайте скорость до 5-10км/ч, не более.
Далее следует подобрать ближайший участок с наиболее широкой частью колеи. Вывернув руль в сторону, противоположную от предполагаемого места выезда, затем аккуратно выворачиваем руль обратно так, чтобы постараться наехать на стенку колеи под максимально большим углом.
Заключение, совет
Движение в колее отнюдь не редкость, и единственным действенным средством от опасностей является перемещение на небольшой скорости. Попытки двигаться, съехав левой или правой парой колес в колею, остальными цеплять обочину, приводят еще к более непредсказуемым результатам.
Примеры как правильно ехать по колее, можно посмотреть на видео:
Материалы: http://mashintop.ru/articles.php?id=2851
3 ≫
-
С приходом зимы эксплуатация автомобиля значительно затрудняется. На дорогах, покрытых слоем льда или реагента, бывает трудно удержать автомобиль от заноса. Вождение зимой кардинальным образом отличается от летнего вождения.
Выпавший зимой снег усложняет подъезд к жилым кварталам и офисным центрам. Здесь автомобили очень часто буксуют.
Рассмотрим несколько типичных ситуаций, возникающих при вождении зимой и в гололед.
Многим из нас знакома такая ситуация. Человек садится за руль своего автомобиля, запускает двигатель и делает попытку тронуться, но колеса автомобиля буксуют, и автомобиль практически стоит на месте.
В такой ситуации нужно постараться выяснить, какое колесо буксует. Легче всего это сделать, если есть помощник, который может нажимать на педаль газа или смотреть за колесами. В большинстве случаев передние колеса буксуют, когда под задние колеса набивается много снега.
Расчистите небольшую колею перед всеми колесами, тогда автомобиль сможет двигаться и покинет скользкое место без особых затруднений.
Старайтесь трогаться очень плавно. Это проще, если у вашего автомобиля механическая коробка передач – управляя сцеплением и педалью газа опытный водитель может обеспечить очень плавное кручение колес и трогание, что называется «в натяг».
Если колеса продолжают буксовать, попробуйте освободиться методом раскачки. Для этого начинайте трогаться поочередно вперед и назад. Перемещения автомобиля вперед и назад начнут увеличиваться, пока не образуется колея, достаточная для выезда.
Считается, что этот прием возможен только на механике, но некоторые современные автоматические коробки передач позволяют имитировать ручную коробку и обеспечивают откат при отпускании педали газа, но злоупотреблять этим не следует. Используйте такую возможность только в крайнем случае.
Если колеса автомобиля забуксовали при переезде колеи, установите их под углом к препятствию и попробуйте переехать через злополучную колею.
Если ничего не получается, то придется срубить (небольшой лопаткой, которая должна быть в багажнике с началом зимнего сезона) бортик колеи или насыпать в колею песок, камни, землю, навалить веток – что доступно в конкретной ситуации.
После этого снова пытаемся выехать.
Нередко у нас так бывает, что дорога имеет весьма заметную колейность - это когда машины продавливают (прокатывают) асфальт колесами и образуются на дороге две ямы, которые тянутся вдоль дорожного полотна, доставляя автолюбителям массу неприятных ощущений.
Эти ощущения и летом то порой заставляют переживать, а уж зимой и вовсе страшно может быть. Все дело в том, что ехать по колее действительно сложно. Автомобиль все время под действием силы тяжести старается съехать на дно колеи, но вести машину так ровно, чтобы она всегда колесами была на дне не может ни один водитель.
Автомобиль то и дело, то левыми, то правыми колесами наезжает на борта ямы, при этом если передние колеса уже начали движение вверх, то задние могут еще катиться по дну, и автомобиль оказывается как бы боком (пусть и под небольшим углом) по направлению движению.
Но автомобиль все время будет стремиться свалиться на дно. Его туда тянет сила тяжести, поэтому, когда едете по колее, то и дело чувствуете, что машину болтает.
А зимой к этому прибавьте еще и то, что дорога скользкая, к естественной глубине колеи прибавляется еще высота снега и льда, которые образуются на гребнях колеи, а из самой колеи снег и лед выбивается колесами. Колея становится глубже, что только добавляет опасности.
Теперь представьте, что пытаясь выбраться из скользкой колеи на большой скорости, передние колеса за что-то цепляются (это даже может быть снежная каша) или кусочек дороги, на котором наледь отсутствует. Передние колеса, которые при выезде из колеи могут скользить боком (как говорилось выше), цепляются за что-то, а задние колеса продолжают свое движение. А поскольку автомобиль находится под углом к направлению движения, то может быть две ситуации.
Если скорость не очень большая, то автомобиль резко свалится обратно в колею, либо наоборот выскочит из нее, а если скорость была сильно превышена, то зад машины запросто может оказаться спереди, машину закрутит.
Летом колея не так страшна, поскольку сцепление с дорогой намного лучше, а зимой с колеей шутить нельзя.
Все машины ведут себя в колее по-разному. Одни водители говорят, что он вообще колею не замечает, другой скажет, что его машину в колее постоянно бросает из стороны в сторону. И это действительно так. Все зависит от ширины колеи и ширины машины, а точнее насколько широко разведены колеса автомобиля. Одни машины проваливаются на самое дно колеи, а другие едут по гребням и для них колея как бы заметно мельче, от того и устойчивость лучше.
Немного увеличить устойчивость машины можно, если поставить более широкую резину, но это возможно только если автомобиль конструктивно это позволяет.
Итак, пара рекомендаций по езде в колее зимой:
1) Скорость! Это самое важное. Необходимо выбрать такой скоростной режим, при котором автомобиль будет иметь минимальную раскачку. Необходимо чувствовать, что автомобиль адекватно реагирует на движения рулем. Не обращайте внимания на тех, кто едет быстрее, не пытайтесь соревноваться в скорости. Это не то место и не то время.
2) Плавность! При перестроении или обгонах на колейной дороге никаких резких движений рулем (это кстати, относится и к дороге, на которой снежная каша). Все необходимо делать очень плавно. Выезжать из колеи или просто пересекать бугорки из снежной каши необходимо под максимально острым углом относительно направления движения, то есть выворачивать руль очень медленно и помните о скорости. Если в колее вы могли ехать до 80 км/ч, то при перестроении скорость лучше сбросить до 60 км/ч или даже еще больше (зависит от состояния дороги).
Предположим, ваш автомобиль буксует на ледяной горизонтальной поверхности. Попробуйте тронуться на второй передаче. Когда вы трогаетесь на второй передаче, уменьшается крутящий момент, прикладываемый к колесам. Поэтому пробуксовка колес уменьшается.
Этот прием легко сделать на механической коробке передач, что же касается автоматической трансмиссии, то в некоторых коробках имеется возможность включения специального режима – гололед.
И совсем повезло тем водителям, автомобили которых оснащены антипробуксовочной системой, которая сама определяет пробуксовку и распределяет нагрузку на колеса таким образом, чтобы обеспечить максимальное сцепление с дорогой.
Попав на обледенелый участок дороги, управление автомобилем следует выполнять плавными движениями. Торможение надо выполнять импульсными нажатиями на педаль.
Оставляя автомобиль при сильном снегопаде, продумайте, как вы будете выезжать с этой стоянки. Рекомендуем проехать несколько раз в сторону выезда, чтобы утрамбовался снег, по которому будет легче выехать.
Парковаться на стояночной площадке с уклоном следует так, чтобы автомобиль начинал движение под уклон. Чтобы тронуться в снегу или на льду, установите передние колеса прямо.
Подъемы в гололед следует преодолевать, предварительно разогнавшись. Иначе автомобиль может забуксовать, не доехав до верхней части подъема.
Подготавливая автомобиль к зиме, не забудьте поменять летние шины на шипованные. Обязательно проверьте состояние шипов.
В зимнее время необходимо иметь в багажнике автомобиля складную лопатку и трос для буксировки.
Соблюдайте эти правила, следуйте здравому смыслу и вождение зимой и в гололед будет для вас в удовольствие.
Материалы: http://www.auto-infosite.ru/articles_vozhdenie_zimoj_v_gololed.html