Как открыть конкурентный и успешный сервис такси, Новые бизнес идеи, новые идеи бизнеса, идеи бизнеса, идеи для бизнеса, бизнес-идеи, идеи малого бизнеса

Современный рынок такси давно отличается от того, что было, к примеру, пару лет назад. Новые приложения делают поездки на такси не просто способом доехать из пункта А в пункт Б, а превращают ее в приятное и комфортное времяпрепровождения. Изменился как сам процесс, так и культура заказа такси в целом.

Время, когда для вызова такси нам необходимо было связываться с диспетчером прошло. Сегодня пользователь может напрямую выбрать водителя с помощью мобильного приложения и указать при этом класс, марку автомобиля или дополнительные опции в виде детского кресла или кондиционера.

Пассажирские перевозки заняли нишу профессиональной и конкурентной сферы услуг, чем привлекли к себе внимание молодых стартаперов и бизнесменов. Подтверждением тому служат открытие таких мировых сервисов, как: Uber, GetTaxi, Wheely, Яндекс.Такси. Все эти службы успешно конкурируют с крупнейшими таксопарками городов и расширяют свой бизнес.

Для того, чтобы открыть свой успешный сервис такси нужно знать тонкости ведения бизнеса в этой сфере. Пошаговую инструкцию "Как открыть свой сервис такси" читайте далее.

Шаг первый. Определяем тип компании.

На рынке пассажирских перевозок существует несколько моделей ведения бизнеса - пройдемся по их главным плюсам и минусам.

1. Диспетчерская без собственного таксопарка. Продажа и получение заказов через партнеров.

Дает возможность покупать заказы на услуги такси от партнеров системы по известным ценам и за известный процент отчислений за покупку.

Данная схема является самой простой и быстрой в реализации, потому как:

  • Можно проверить идею на работоспособность;
  • Не нужно создавать собственный автопарк и выстраивать взаимоотношения с водителями;
  • Необходимы минимальные инвестиции. Главная задача владельца - разработка маркетинговой стратегии для привлечения клиентов. Придумать фирменный стиль такси: логотип и цвета сервиса, корпоративные элементы. Оформить в этом стиле сайт и мобильное приложение, с которых будет вестись вся работа по заказам и обращениям клиентов;
  • Не придется тратить дополнительные средства на организацию собственного офиса для диспетчеров такси - вся компания работает онлайн;
  • И, конечно, в такой системе работы открываются возможности масштабировать бизнес на несколько городов и стран.

Но и в таком варианте диспетчерской существует несколько минусов,:

  • Только большой объем заказов сможет принести стабильную прибыль владельцу;
  • Поскольку автомобили являются собственностью различных служб и таксопарков, вам не удастся нанести на них логотип своего бренда. А если на заказ приедет автомобиль с брендом конкурентов, есть вероятность, что в следующий раз клиент обратиться именно к ним;
  • При использовании диспетчерской без таксопарка есть вероятность, что таксист, который принял заказ окажется без лицензии, что грозит вам штрафами.

2. Диспетчерская с наёмными водителями и автомобилями.

Данный вариант позволяет выполнять собственные заказы и получать с них максимальную прибыль.

  • При таких вложениях можно создать полноценную компанию пассажирских перевозок и внутри нее выстраивать процессы самостоятельно. Начиная от специфики аудитории клиентов (к примеру, исключительно женское такси, перевозки для клиентов с домашними животными или бюджетное такси для студентов по популярным маршрутам от крупных ВУЗов), заканчивая специальными фишками и бонусами, которые вы будете предоставлять клиентам

А теперь про минусы:

  • Необходимо привлекать водителей на собственных автомобилях, у которых есть ИП с лицензией на перевозку пассажиров и осуществлять дальнейший контроль их работы. Но стоит отметить, что, если водитель уже прикреплен к какой-либо компании такси, но ему не требуется ИП, а сама лицензия;
  • Обслуживание автомобиля - это зона ответственности водителя. Он может оказаться недобросовестным и нарушать указания или не соблюдать правила эксплуатации автомобиля.

3. Диспетчерская с собственным автопарком и водителями.

Данный формат бизнеса на первый взгляд звучит очень внушительно и солидно:

  • Дополнительная прибыль на услугах аренды автомобилей;
  • Автомобили, которые предоставляются в аренду можно брендировать;
  • Полный контроль над техникой, которую вы имеете - вовремя пройденный ТО и гарантия исправности автомобиля.

И минусы такого варианта достаточно очевидны: закупка и сервисное обслуживание целого таксопарка стоит огромных вложений.

Для тех, кто только запускает свой бизнес самым оптимальным вариантом станет начать его с компании №1. Минимальные вложения и стабильная прибыль - станут заделом для дальнейшего развития. Но на сегодняшний день также существуют компании, которые используют все эти варианты работы вместе.

Также при запуске бизнеса важно знать о законодательных документах, регулирующих деятельность такси:

А также, обратите внимание, что в 2016 году примут закон, согласно которому для мобильных сервисов за передачу заказов на такси водителям без лицензии будет браться штраф.

Шаг второй. Формируем стратегию позиционирования.

После выбора типа компании, следующим действиями станут определение своей ниши - то есть позиционирование вас, как службы на рынке услуг.

Для успешной конкуренции на рынке вам необходимо найти свою нишу. Это может быть ценовая политика: эконом, бизнес или VIP, либо конкурентное преимущество для клиентов: бесплатный wi-fi, бесплатное ожидание, каждый 5-й км бесплатно, водители в смокингах и т.д. Отличием от конкурентов может быть диверсифицированность услуг: помимо пассажирских перевозок вы можете оказывать услуги курьера или доставки еды т.е. клиент через одно приложение может получать сразу несколько услуг. Единая точка входа при решении различных задач будет по достоинству оценена клиентами, ценящих свое время.

Идея вашей компании должна плотно пересекаться с вашим брендом и фирменным стилем. Найдите дизайнерское агентство с работами, которые будут вам нравиться, для создания качественных материалов: логотип, цветовая гамма, оформление автомобиля, рекламные материалы.

Шаг третий. Программное обеспечение - всему голова.

При выборе программного обеспечения важно оценить все факторы, так как это основа будущего бизнеса. Рынок информационных технологий предлагает много различных вариантов. Без понимания специфики работ сервисов вы можете потратить огромное количество денег на обслуживание и сопровождение.

При выборе программы стоит обратить внимание на следующие пункты:

  • Работает в облаке (SaaS - Software as a service) по схеме арендной платы, а не является коробочным решением. Это удобно и выгодно: не нужно вкладывать большие средства в покупку программного обеспечения, покупать и обслуживать сервер, держать сис.админа в штате;
  • Для заказа такси или услуг для клиентов необходимо индивидуальное мобильное приложение на популярных платформах: iOS и Android (заказ такси или услуг);
  • Отдельное приложение для исполнителя заказов и веб-часть для администратора;
  • Оплата банковской картой через мобильное приложение;
  • Возможность открытия филиалов в разных городах и странах. Важно, чтобы для каждого филиала была возможность настройки валюты страны и языка. Все филиалы должны работать в рамках одной учётной записи для удобства использования и экономии средств;
  • Интеграция с популярными биржами обмена заказов;
  • Гибкая настройка тарифов для клиентов и исполнителей;
  • Удобные отчёты о деятельности компании: финансы, заказы, клиенты, исполнители и т.д.;
  • Безопасность и доступность. Защита информации одна из ключевых задач для облачных сервисов;
  • Оптимальная стоимость услуг под поставленные задачи;
  • Легкость и прозрачность использования программы для любой категории пользователей.

Шаг четвертый. Составляем бизнес-план.

Если вы определились с пунктами выше, пришло время составить подробный бизнес-план, который станет основой для вашего бизнеса.

Если вы собираетесь привлекать инвестиции, вам необходим бизнес план, удовлетворяющий всем формальным требованиям. Даже если вы не планируете использовать чужой капитал, план поможет вам четко сформулировать цели и средства их достижения. А также он должен содержать:

  • Описание компании и оказываемых услуг;
  • Анализ рынков сбыта и конкуренция на этих рынках;
  • План маркетинга;
  • Производственный план;
  • Организационный план;
  • Правовые аспекты деятельности предприятия;
  • Оценка рисков и гарантий;
  • Финансовый план и смета расходов.

Особое внимание следует уделить маркетингу и финансированию. Для того, чтобы начать бизнес не требуется крупных вложений, но требуются некоторые начальные инвестиции. В качестве последних могут выступить не только ваши личные сбережения, но и кредиты на открытие бизнеса, различные гранты или заинтересованные инвесторы.

Разработкой плана маркетинговой стратегии вы можете заняться самостоятельно, изучив варианты продвижения, которые уже используют компании. Равняться на тех, кто импонирует вам по идее ведения бизнеса и позиционированию на рынке услуг.

Изучите слабые и сильные стороны конкурентов, выберите формат продвижения, который они еще не используют - таргетинговая или контекстная реклама, материалы в блогах, акции для пользователей социальных сетей, промокоды за репосты и многое другое. От сил вложенных на этом этапе, зависит успешность вашего бизнеса.

Также одним из важнейших пунктов вашего бизнес-плана станет стратегия развития на несколько лет вперед. Примите во внимание, что постоянное развитие и возможность дать клиенту больше, чем он хочет - залог постоянной прибыли.

Примером такого сервиса, решающего задачи масштабирования бизнеса и эффективного программного обеспечения является наша программа Гутакс. Легкий и доступный SaaS-сервис, сочетающий в себе онлайн программу, мобильное приложение для заказа такси на платформах iOS и Android и приложение исполнителя для выполнения заказов.

Оценить размер прибыли и конечные сроки окупаемости вашего бизнеса достаточно сложно. Развитие рынка ИТ позволяет экономить средства и выбирать новые варианты построения бизнеса без больших вложений на офис или найма диспетчеров. Ознакомиться со схемой работы нашего сервиса онлайн вы можете прямо сейчас, заполнив форму на сайте.

Материалы: http://nbiplus.com/idea/kak-otkryt-konkurentnyy-i-uspeshnyy-servis-taksi

2 ≫

Частные перелеты перестали быть люксовой услугой для олигархического круга, как это было в начале 2000-х годов. За последние шесть лет количество рейсов, вылетающих из Внуково (через этот аэропорт в России выполняется 90% рейсов бизнес-авиации), увеличилось в шесть раз.

Все началось с личных кабинетов на сайтах брокеров и формы заказа, которая предлагалась альтернативой бронированию через телефон (хотя предметное обсуждение потом все равно проходило по телефону). Потом появилось более десятка приложений для заказа «джетов» через интернет. Около трех лет назад цифровая волна докатилась и до России.

Но главное изменение коснулось состава аудитории. В 2017 году, по статистике «Вашего чартера», до 15% частных перелетов стало приходиться на людей, которых еще 10 лет назад было сложно представить на борту джета.

Недавно в СМИ горячо обсуждалась история основателя сервиса «Рокетбанк» Олега Козырева, который пришел на встречу с риелтором, чтобы осмотреть квартиру у метро Кропоткинская в Москве, которую сдавали за несколько сотен тысяч рублей. Козырев пришел в джинсах и свитере, а его девушка в кроссовках с надписью «Hey baby», и агент по недвижимости даже не впустила их в квартиру, захлопнув перед ними дверь. В общем, такие же люди, как Олег Козырев (конечно, я не о нем конкретно, мы не можем называть клиентов по именам) сейчас не только арендуют элитное жилье, но и летают частными рейсами, и авиаброкеры, в отличие от риэлтеров, таким клиентам не удивляются.

В 2010-х годах в России стало особенно заметно, как расширяется класс богатых людей. Теперь деньги можно заработать быстрее, благодаря высоким технологиям — не обязательно вкалывать всю жизнь, как раньше, поэтому аудитория бизнес-авиации молодеет и в нее вливаются, например, банкиры новой волны. Речь не о топ-менеджерах крупнейших финансовых организаций, вроде Альфа-банка (эти летают уже давно) или Газпрома (у них вообще свой авиапарк). Есть целая плеяда предпринимателей, которые в 2000-х годах открывали проекты, связанные с так называемым IT-банкингом, или карточными программами. Теперь бизнес состоялся, и они пожинают плоды своего труда.

К той же категории можно отнести российских пассажиров бизнес-авиации, которые в свое время инвестировали в IT-проекты, и до сих пор занимаются инвестициями, но жить переехали в Европу. Они регулярно летают частными самолетами внутри Европы, из Европы в Россию и обратно. Интересный новый сегмент — геймеры. Они тоже начали использовать частные самолеты: если команда киберспортсменов летит на турнир с призовым фондов в $10 млн, то она вполне может себе позволить слетать чартером туда-обратно, потратив €30 000-€50 000, что мы и наблюдаем на практике.

Наличие интернета на борту стало обязательным. Раньше пытались смотреть фильмы онлайн, сейчас связь нужна, в основном, для работы — для мессенджеров и новостных каналов. И хотя он очень дорогой (в районе $9 за мегабайт), пассажиры не скупятся. Один из наших первых клиентов, крупный российский бизнесмен, требовал наличие интернета, независимо от стоимости, еще до того, как это стало явным трендом. Он очень часто летал в США, постоянно был на связи, и доплата за интернет в полетах исчислялась тысячами евро. В дальнейшем выяснилось, что этот пассажир стал одним из акционеров Facebook и нескольких других IT-гигантов, интернет для него стал инструментом инвестиций.

После кризиса 2014 года мы ожидали падения рынка, но за счет новых клиентов он не просел. Впрочем, в денежном эквиваленте его объем снизился. Цены на перелеты с начала 2010-х годов упали примерно на 20%. Причина в том, что авиаброкеры, которые продают перелеты, стали конкурировать ценой. Но если разобраться, то на ценовую конкуренцию повлияли именно пассажиры-айтишники.

Честно говоря, в бизнесе брокера нет ничего сложного. Около 90% всех чартеров бронируется через одну международную платформу. Чтобы начать, вполне достаточно научиться с ней обращаться, поработав у одного из действующих брокеров, а потом открыть ООО и сказать, что ты и сам брокер, поэтому сейчас в России около 50-ти авиаброкеров, среди которых и одиночки, и компании, где работают десятки человек. Самое сложно начнется дальше: предпринимателю надо искать клиентов, а этот процесс всегда держался на личных связях и лояльности. Брокеры и раньше могли конкурировать ценой, но если раньше эта стратегия не давала плодов, то с недавних пор вдруг заработала.

Старые клиенты чаще всего заказывали джеты через помощника, а те самые IT-предприниматели сами звонят, сами разбираются в самолетах и относятся к услуге легко: «Есть такой рейс? Сколько стоит? Полетели!». Эти клиенты поняли, что услуга не является такой уж эксклюзивной и стали требовать ее удешевления. Личные отношения, конечно, до сих пор играют роль, но клиент легко может поменять брокера и получить лучшую цену.

Эпоха высокой маржинальности прошла, и настала эпоха технологий. На старте этой эпохи появилось более десятка IT-стартапов, которые запустили брокеры. Aviaplaza, Aviadome, Charter Luxury, Flight List Pro, FlyEasy, Fly Victor, JetHunter, Jetsmarter, Jetonair, Stratejet — и это неполный список. Все они, так или иначе, обыгрывают две составляющих: заказ джета через сайт или мобильное приложение и снижение цены за счет оригинальной бизнес-модели.

К примеру, основанный в России стартап JetHunter (о нем подробно писал Forbes, но на данный момент сервис уже прекратил существование) выпустил платформу, где пассажиры заказывают рейсы, после чего авиакомпании бьются за клиентов в формате аукциона на понижение. Идея не сработала, и стартап сделал «пивот» и начал продавать рейсы Empty Legs. Так называют рейсы самолетов, которые уже доставили клиента к месту назначения и возвращаются обратно в аэропорт отправления пустыми.

Сейчас сыграть на продаже Empty Legs старается большинство технологических стартапов в бизнес-авиации. Есть даже авиакомпании, которые предлагают онлайн-бронирование джетов и предлагают Empty Legs в рамках только своего авиапарка, да еще и по членским взносам. Так делает, например, авиакомпания VistaJet, бизнес-модель которой напоминает что-то вроде закрытого клуба экономных пассажиров.

Наш проект GetJet, который мы запустили для профессиональных участников рынка — брокеров и турагентств, тоже эксплуатирует идею экономии, но немного по-другому. Система в автоматическом режиме комбинирует рейсы, заказанные в разных направлениях. Ее задача предотвратить появление Empty Legs и сразу удешевить оба рейса — и перелет самолета в другой аэропорт, и его возврат обратно. Если сделать это не удается, то система ищет обычный Empty Leg.

Впрочем, определить, какая бизнес-модель выстрелит и окажется самой массовой, пока невозможно. Загвоздка в том, что выходцы из IT-индустрии хоть и задают тон на рынке, но пока остаются в меньшинстве. Лишь треть пассажиров джетов сейчас готовы пользоваться онлайн-приложениями, а остальные по-прежнему хотят обсуждать перелеты через помощников. Впрочем, настоящие перемены очень скоро начнутся.

Молодые IT-предприниматели «раскачали» авиаброкеров, теперь мы «раскачиваем» остальных пассажиров бизнес-авиации и привлекаем новых. JetHunter пытался пересадить на джеты в том числе и пассажиров бизнес-класса, запустив совместную кампанию с Aviasales. Еще один стартап — JetSmarter запускал широкую рекламную кампанию с приглашением медиаперсон (среди акционеров этого стартапа рэпер Jay-Z), предлагая «ловить» бесплатные перелеты на рейсах Empty Legs. Лет через пять кто-нибудь из нас, наконец, станет таким же сильным игроком, как Uber на рынке такси.

Один из наших топовых клиентов (входит в топ-50 Forbes) признался, что ощущение уникальности и эксклюзивности от полетов на джетах у него давно ушло, и даже присутствие других пассажиров, если оно снижает стоимость рейса, его не смутит. Скорее, наоборот, будет веселее в полете поболтать с предпринимателем новой волны, если он окажется попутчиком.

Материалы: http://www.forbes.ru/karera-i-svoy-biznes/353165-v-kedah-dzhinsah-i-na-chastnom-samolete-kak-izmenilas-auditoriya-biznes

3 ≫

Несколько лет назад, когда гиганты Яндекс и Uber только захватывали рынок такси, к нему стал присматриваться и Антон Чиркунов, создатель стартапа Wheely. Forbes писал о нем около трех лет назад: сын бывшего губернатора Пермского края решил создать не мобильное приложение для вызова такси, ориентированное на массовый сегмент, а службу личных водителей — для премиальной аудитории.

Конкуренция в сегменте премиальных поездок меньше, чем в обычных, — VIP-сервис у GetTaxi, а также соперником можно считать Uber Black. «Мы скорее конкурируем все вместе против старого формата: no name-сервисов», — говорит Чиркунов. У Wheely можно заказать Mercedes-Benz W222, включая Maybach или BMW серии 7, минимальная стоимость таких поездок — от 1000 рублей (минимальная поездка на бизнес-классе (Мерседес Е-класса) — 299 рублей), тарифы на поездки в аэропорт фиксированы.

Идея агрегаторов для такси в то время еще не была так популярна: люди чаще вызывали такси по телефону в конкретной компании, заказывали машину заранее. Создатель Wheely Антон Чиркунов говорит, что за последние два года на рынке произошла революция: теперь конкурировать приходится не только с другими стартапами, но и с автопроизводителями и технологическими компаниями, которые инвестируют в создание беспилотников. У таксопарков тоже появились свои мобильные приложения.

Основная аудитория Wheely – топ-менеджеры, руководители крупных компаний и все те, для кого цена в поездке – не главное. На один год Wheely решил поэкспериментировать и выйти в регионы. Пилотный проект Wheely Express ориентировался на комфорт-класс. Его запустили в Сочи, Казани, Перми и Екатеринбурге. Но эксперимент оказался невыгодным: при среднем чеке в 266 рублей убытки составляли 20% – за счет бонусов водителям и пассажирам. Когда валовая маржа упала вдвое (с 20% до 10%), в Wheely решили прекратить эксперимент и сфокусироваться только на бизнес-классе.

В 2012 году Чиркунов, сын бывшего губернатора Пермского края, вернулся в Россию после заграничной учебы и решил создать свою компанию. Он говорит, что сервис личных водителей Wheely создавал «как для себя»: со всем комфортом и с учетом личных предпочтений, чего нет в среднестатистическом такси. Чтобы не конкурировать с уже работавшими на рынке «Яндекс. Такси» и GetTaxi, Чиркунов выбрал другую модель: сотрудничать с корпоративными компаниями и водителями напрямую. Инвестиции, которые пошли на разработку программного обеспечения, системы автоматизации управления автопарками и закупку коммуникаторов, составили $2,5 млн. Этого хватило на запуск сервиса в Москве и Лондоне. В первом интервью Forbes, в марте 2013 года, Чиркунов говорил о ежемесячном обороте в около $16 000. В декабре 2016 года этот показатель прошел отметку в $1,8 млн, текущий показатель — $2 млн. Как компании удалось сделать скачок?

По итогам 2016 года приложение установили более 256 000 человек, говорит предприниматель. На Wheely сейчас работает 2000 водителей, штат компании — 70 человек. С 2012 года приложение скачали около полумиллиона раз. Общий объем инвестиций составил $13 млн., в том числе личные средства основателей и грант $25 000 от Юрия Мильнера и Павла Дурова. Грант получили в рамках проекта поддержки молодых российских разработчиков. Сейчас сервис работает в Москве, Санкт-Петербурге, Казани, Екатеринбурге, Перми, Сочи и Лондоне. Средний чек поездки Wheely (по статистике по Москве) — 1308 рублей (показатель по Москве — 478 рублей, по данным Правительства Москвы).

Среднее число поездокза месяц у Wheely — около 80 000. Для сравнения: в декабре 2016 года «Яндекс Такси»,по сообщению компании, обслужил 16,2 млн поездок (рост в 5,6 раз в течение 2016 года), клиенты Gett совершили 8,3 млн поездок.

В Uber Russia отказались раскрыть показатели премиального сервиса в Москве, но подтвердили, что «UberBLACK пользуется популярностью в России» и отметили быстрый рост поездок. Машины, подключаемые к UberBLACK, — это черные седаны бизнес- или представительского класса. Водители должны соблюдать дресс-код. «У Wheely больше пафоса, это достойный сервис для своей целевой аудитории, но он не предполагает массового потребления», — говорит Максим Белоногов, основатель сервиса заказа такси «Максим».

Чтобы попасть в клуб водителей, нужно пройти несколько этапов. Компания не работает с таксопарками, и каждый, кто хочет присоединиться к системе Wheely, должен иметь свою машину – черный Mercedes, как минимум E-класса. «Мы не такси. Мы без таксопарка и шашечек на машинах», —поясняет предприниматель. Wheely, как и все на этом рынке, зарабатывает на транзакционной модели — забирает 20% от суммы водителя. Выручка стартапа — около $400 000, около 95% этой суммы приходится на Россию. Сервис в Лондоне сейчас работает, прежде всего, в формате «роуминга» для клиентов из России.

Водитель, у которого уже есть машина, приходит на собеседование. Здесь он проходит проверку на знание города, а машину проверяют на «опрятность», фиксируют «возраст» — ей должно быть не больше трех лет. Процедура занимает около четырех часов. Отбор у Wheely жесткий: из десяти водителей, пришедших на собеседование, проходят трое. Недавно заработал онлайн-тест: потенциальный водитель подает заявку на сайте, заполняет анкету и приходит на личный разговор. Создатели Wheely требуют, чтобы в авто всегда была, например, бутылка с питьевой водой и зонт, который не жалко будет отдать на случай дождя, следует из обсуждений на форумах московских таксистов. Детское кресло - тоже обязательное требование. «Ни один из конкурентов-агрегаторов никогда настолько не запаривался, — говорит один из собеседников Forbes среди таксопарков. — Фирменные таблички, толстенная инструкция для водителей — они фактически задали стандарты для всего, что мы сейчас понимаем под «бизнес-такси», в каком бы VIP-такси ты сейчас ни заказал поездку, водитель будет говорить по скрипту, который тогда внедрял Wheely».

«8-10% всех купленных автомобилей в Москве за 2016 год Mercedes E-класс – работают на Wheely, — уверяет Чиркунов. — Люди покупают их не для того, чтобы самим ездить, а чтобы работать на них». По его мнению, это новая модель использования автомобилей — от владения дорогостоящими авто жители столицы готовы переходить к «шэрингу» . Большинство партнеров владеют 2-3 машинами, которые зачастую работают только для заказов Wheely, говорит Чиркунов. Впрочем, по всей видимости, формируется «прослойка» компаний, помогающих водителям подключаться к Wheely, одновременно и к другим агрегаторам такси, а также работать по прямым корпоративным заказам, — по крайней мере, это следует из описаний на сайтах подобных фирм или из их объявлений о работе для водителей.

Для службы частных водителей важно не только отобрать водителей, но и проследить за качеством их работы. В Wheely не ограничиваются стандартными для сервисов онлайн-заказа такси рейтингами. В службу поддержки идут самые подробные комментарии — через чаты в приложения, аккаунты сервиса в соцсетях, через кол-центр. Все оценки от 1 до 3 или от 1 до 4 (при максимуме в «пять звезд») с комментариями автоматически идут в службу поддержки. Если, по словам клиента, водитель не соблюдает стандарты обслуживания, его вызывают на переаттестацию в офис или, в случае грубых нарушений, отключают от сервиса. Средняя оценка водителя, который работает с Wheely больше года, — 4,95, говорит Чиркунов. Если оценка снижается до 4,75, водителя отключают от сервиса навсегда.

Модель распределения заказов тоже отличается от классических агрегаторов. Для водителей действует «обратная» балльная система: чем менее выгодна поездка, тем больше он зарабатывает баллов. В популярных агрегаторах водители видят список ближайших поездок и могут зарезервировать их – у Wheely можно вызывать машину сразу или заказывать на другой день. Поэтому водители не смогли набрать поездок, заработать баллы - и не выехать на вызов, поясняет Чиркунов. Другой характерный пример — поездки в аэропорт. Обычно они стоят дороже обычных, поэтому пользуются спросом у водителей. Чтобы сохранить баланс, создатели Wheely установили высокие баллы за срочные и не самые выгодные поездки – в магазин или соседний дом. К тому же, Wheely сделали серьезную ставку на корпоративный сегмент — с сервисом работают Yota, Лукойл, Hilton, говорит предприниматель. Пока подобные заказы приносят около 6% выручки. Еще одно направление — услуга «трезвый водитель», которой пользуются около 5% аудитории приложения.

Клиентам нравится, что водитель учитывает их предпочтения: устанавливает определенную температуру в салоне, включает любимую музыку. С другой стороны, сервис стандартизирован: черный Mercedes, водитель открывает дверь, встречает с зонтом у подъезда. За 2017 год компания планирует увеличить оборот в два раза за счет выхода на международный рынок.

Насколько ставка на премиальную аудиторию оправдана? Маржинальность поездок (комиссия агрегатора, gross margin) в бизнес-классе в последние полтора года упала с 35% до около 25%, а в классе «комфорт» она составляет — 10-15%, знает один из представителей российских венчурных фондов. Более активный рост поездок в бизнес-классе и премиальном классе (в сравнении с масс-маркетом) инвестор связывает с двумя причинами. Во-первых, агрегаторами такси все активнее пользуются компании, во-вторых, и обычные пользователи все чаще выбирают не «комфорт», а «бизнес», стремясь к более качественному сервису.

Построить бизнес-процессы и контролировать водителей в премиальном сегменте сложнее, чем в обычном, но зато доходность выше, соглашается Чиркунов. Качество можно дать только за счет фокуса. Водитель в Wheely может быть только с профессиональным фото, а не с любительской, со смартфона, приводит он пример. Другое «измерение» сфокусированности — мегаполисы: поездки бизнес-классом актуальны только в столицах и центрах деловой активности. Чиркунов хочет вывезти Wheely в Европу – в крупные города, по запросам аудитории очень похожие на Москву. Предприниматель и дальше рассчитывает сосредоточиться на премиальных услугах — вырастет уровень персонализации сервиса. В приложении можно будет задать, например, музыкальные предпочтения. Сервис также может дать возможность каждому вести свой «черный список» водителей, список «любимых водителей» или, скажем, а также дополнительные услуги (встреча в аэропорту с цветами) или постоянные поручения (забирать каждое утро из дома). Следующий шаг — обсуждение технологических продуктов на базе Wheely, интегрированных непосредственно с автомобилями (за счет контрактов с автопроизводитлями). Там и недалеко до поглощения премиальным автопроизводителем или крупной технологической компанией, оптимистичен Чиркунов.

Сдержать рост подобных сервисов может лишь растущая «дороговизна» клиента — соотношение суммарного дохода с одного пользователя (LTV) и стоимости его привлечения (CAC) для популярных сервисов такси сократилось в 1,5-1,8 раз, а то и вдвое, говорят несколько источников Forbes на венчурном рынке. Впрочем, убыток Uber по итогам 2016 года составил $2,8 млрд, а значит инвесторы готовы поддерживать «дровами» все новые проекты на стыке онлайн и офлайн на высококонкурентных рынках вроде онлайн-заказа транспорта.

Материалы: http://www.forbes.ru/tehnologii/343125-bez-shashechek-kak-rossiyskiy-servis-chastnyh-voditeley-wheely-za-chetyre-goda


Back to top