≪
-
Механическая коробка переключения передач ВАЗ 2109 считается достаточно надежным агрегатом и не требует какого-либо специального обслуживания. За исключением выхода ее из строя, но это достаточно редкий случай. Единственная операция, которую нужно периодически выполнять с КПП ВАЗ 2109 для ее долговечной и надежной эксплуатации — это замена масла.
Общая информация
Инструкция по эксплуатации автомобиля от завода-производителя гласит, что интервал между заменами смазки в КПП — 75 тысяч км или 1 раз в 5 лет. На практике выдерживать такой большой промежуток не рекомендуется. Дело в том, что реальные условия эксплуатации автомобиля по нашим дорогам считаются тяжелыми. А в тяжелых условиях все интервалы между заменами расходных материалов необходимо сокращать. Особенно это касается машин, эксплуатируемых в сельской местности. Поэтому менять масло в коробке передач ВАЗ 2109 лучше не реже чем 1 раз на 50 тысяч км.
В «девятках», которые выпускались в первые годы, масло в коробку заливали такое же, как и в двигатель. Это рекомендовал и производитель. Несколько позже на рынке появились специальные трансмиссионные масла для ВАЗ 2108-09 марок 80W-85, 80W-90, которые стал рекомендовать к применению завод-изготовитель, их лучше использовать и сейчас. Тем не менее заливка моторного масла в КПП не будет ошибкой, но нужно понимать нюансы:
- менять моторное масло в КПП нужно так же часто, как и в силовом агрегате;
- срок службы коробки уменьшится, в ней могут появиться шумы.
По этим причинам моторную смазку можно заливать в КПП только в крайнем случае. Количество смазки зависит от конструкции узла, старые агрегаты были четырехступенчатыми, а позже появились пятиступенчатые. Необходимый объем трансмиссионного масла — 3 л и 3.3 л соответственно.
Масло в коробку передач заливается с помощью шприца
Подготовка к выполнению работ
Первое, что нужно знать — замена масла в коробке передач ВАЗ девятой модели выполняется после прогрева этого узла. Если вы решили выполнить операцию сразу после поездки, то это идеальный вариант. В противном случае придется выехать из гаража и проехать несколько километров, так как узел не прогреется на холостых оборотах двигателя, если машина стоит на месте, по понятным причинам. Потребуется смотровая канава либо эстакада, без нее выполнить работу будет крайне затруднительно. Вот перечень инструментов и материалов, которые будут нужны при замене.
- Ключ размером 17 мм, рожковый или накидная головка.
- Поддон для слива отработки.
- Заливная воронка, к горловине которой нужно надежно прикрепить шланг или трубку длиной около полуметра.
- Приспособление для освещения (фонарик или переносная лампа).
- Ветошь для удаления потеков масла.
После того как машина установлена на смотровой канаве или эстакаде и зафиксирована ручным тормозом, рекомендуется снять защиту поддона картера. Возможно, многие посчитают это лишней работой, так как в защите имеется специальный проем для доступа к горловине. Но при вытекании из картера струя масла попадает в него частично, а другая часть растекается по внутренней поверхности защиты и начинает капать со всех сторон. Все это придется вытирать, а оставшееся на защитном кожухе масло будет впоследствии притягивать пыль и грязь.
Последовательность действий
Замена масла в КПП ВАЗ 2109 начинается со слива отработки из масляного картера. Он располагается с левой стороны (по ходу автомобиля), в верхней его части находится пробка сливного отверстия. Ее нужно ослабить ключом на 17, подставить поддон или ведерко и дальше продолжать откручивать пробку рукой. В последний момент руку с пробкой надо резко убрать в сторону.
Щуп коробки передач позволяет контролировать уровень масла в ней в процессе заливки
Чтобы не держать ведерко под струей отработки, можно через проем смотровой канавы положить доску, а ведро поставить на него. Теперь нужно дать некоторое время (от 15 мин до получаса) для полного вытекания отработанного масла. По окончании пробку необходимо закрутить на место и аккуратно поджать ключом. Следующий этап — заливка свежего масла в коробку ВАЗ 2109. Следует открыть капот и найти щуп уровня смазки, извлечь его и протереть ветошью.
Доступ к заливному отверстию весьма ограничен, поэтому и нужна воронка со шлангом. Конец шланга нужно вставить в заливное отверстие, после чего приступить к заливке. Поскольку трансмиссионное масло достаточно вязкое, течь оно будет медленно, и процесс может несколько затянуться. Совет: в холодное время года новую смазку перед применением лучше выдержать пару часов около источника тепла, тогда залить его удастся быстрее.
Контролировать количество залитой смазки можно по меткам на канистре, в необходимый момент нужно будет остановиться, извлечь шланг и замерить уровень щупом. Он должен находиться посередине между отметками минимума и максимума, в противном случае нужно доливать масло. В более старых «девятках» щуп уровня в коробке передач отсутствует. Вместо него над сливной пробкой имеется отверстие для залива масла.
Расположено оно достаточно неудобно, поэтому идеальный вариант — это заполнение масляного картера с помощью специального шприца. Такой есть на всех станциях техобслуживания, но далеко не у всех автолюбителей. Решение следующее: трубку, прикрепленную к воронке, делают более длинной и вставляют в это отверстие, выводя другой конец в подкапотное пространство. Помощник держит воронку и наполняет ее маслом, а хозяин авто контролирует уровень, находясь в смотровой канаве.
При выполнении замены масла в КПП нужно также прочистить сапун, на штуцере которого надет резиновый колпачок. Выполнив всю эту несложную работу, вы будете спокойны за надежную работу и ресурс коробки передач своей ВАЗ 2109.
Рейтинг самых угоняемых машин. Российскими автомобильными экспертами был составлен список.
Надежная сигнализация? 4 способа быстро и безнаказанно угнать Ваш автомобиль
Материалы: http://maslomotors.ru/zamena-promivka/korobke-peredach-vaz-2109.html
2 ≫
-
На вашем автомобиле стала шуметь коробка, а передачи включаются с каждым разом все хуже и хуже? Это еще не показатель тому, что вам необходимо производить замену либо ремонт коробки.
Не торопитесь ехать на СТО, где сначала разберут коробку, а после этого начнут выяснять причины шумов, все может оказаться намного проще. Вначале следует проверить количество масла в КПП, а так же, возможно, наступил момент, когда ему требуется замена.
Для модели ВАЗ 2109 смена масла в КПП осуществляется один раз в пять лет, в перерасчете на пробег, это приблизительно 70 000 – 75 000 км. Сливная пробка в этом автомобиле находится внизу коробки.
Масло в коробке остается на том же уровне весьма долгое время.
К сведению: задача КПП (коробки передач) – это преобразование силы тяги с предстоящей ее передачей на ведущие колеса автомобиля, а так же для ступенчатой перемены его скорости за счет повышения либо понижения передаточного числа. Коробка передач является одним из самых «долгоживущих» и устойчивых элементов любого транспортного средства, неполадки, связанные с ней, встречаются крайне редко, по сравнению с другими частями автомобиля.
Количество масла, требуемое для замены:
- Если КПП четырехступенчатая – 3 литра
- Если пятиступенчатая – 3.3 литра
Вы будете вынуждены купить канистру объемом в 4 литра, так как меньшего объема канистр не существует в продаже.
Необходимый инструмент
- Накидной ключ размером в 17 мм
- Воронка
- Специальный заливной щуп (в случае, если в коробке он отсутствует)
- Ведро, или какая – то другая сливная емкость
- Ветошь (вытереть руки и щуп)
Какой марки масло заливать в КПП
На сегодняшний день в продаже существует огромное количество отечественной и импортной продукции. От такого обилия просто кружится голова и очень трудно определится с выбором.
Не рекомендуется покупать самые дорогие и совершенно не обязательно импортные. Как показывает практика, в наше время, высокая стоимость совсем не означает хорошее качество.
Так как на рынке сейчас много подделок, вероятность, что подделка окажется в ваших руках, крайне высока.
Также не следует приобретать первое попавшееся и самое дешевое. Коробка передач- это вовсе не двигатель, и степень качества масла тут также важна, как и в моторе.
Раньше, во времена, когда еще не существовало трансмиссионное масло, КПП ВАЗ наполняли моторным. Даже сам изготовитель рекомендовал это.
И в наши дни, наполнив коробку передач моторным, вы ничем не будете рисковать. Если при этом вы ездите в зимний период и ваша КПП наполнена полусинтетикой, то там она не загустеет и не застынет на морозе.
Сегодня разработаны специальные современные трансмиссионные масла для коробок передач ВАЗ, например:
- ТМ – 4
- ТМ - 4а
- «РЕСКОЛ Т», отличающиеся вязкостью 80W-85 (GL-4)
- «Волнез ТМ4» с вязкостью 80w-90 (соответствуетGL-4),
- «Омскойл транс П», которые имеют вязкость 80w-85 (GL 4/5) и множество других различных марок импортного производства аналогичного качества.
Следует выбрать то, которое полностью соответствует вашему автомобилю.
Замена масла своими руками
Чтобы заменить масло собственноручно, необходимо знать:
- Данная процедура не требует от вас особых умений или же навыков и специальных инструментов.
- Смена масла в коробке передач на автомобиле Ваз 2109 осуществляется, когда оно еще не остыло.
- То есть замену рекомендуется произвести сразу после поездки.
- Указатель (щуп) находится под капотом, ( если смотреть на автомобиль спереди) справа внизу, располагается на КПП.
- Идеальный уровень – самая верхняя отметка на указателе уровня масла.
- Не стоит наливать выше последней отметки вверху, масло будет выливаться из коробки.
- Нижняя отметка обозначает минимально приемлемый уровень.
- Если масло опустилось ниже минимального предела, ваша КПП очень быстро выйдет из строя. Чтобы это не произошло, следите за уровнем, проверяйте его каждые 10 000 км.
Последовательность замены масла в коробке передач автомобиля ВАЗ 2109:
- Весь рабочий процесс следует выполнять на смотровой яме либо на специальном подъемнике.
- Заблаговременно прогреваем КПП, проехав не меньше 10 км на машине.
- Вначале нужно снять резиновый колпачок, тщательно промываем его и с помощью проволоки вычищаем отверстие сапуна.
- После устанавливаем колпачок обратно.
- Вытираем тряпкой щуп и устанавливаем его на свое место.
- Снова достаем щуп и смотрит на нем, каков уровень масла в КПП.
- Если требуется, дополняем коробку маслом до верхней отметки.
В принципе это все, мы осуществили замену, масло коробки передач ВАЗ 2109 прослужит теперь долго, помните, что нужно проверять уровень каждые 10 000 км.
Замена масла на автомобиле ВАЗ 2109 с отсутствием щупа
- В КПП старой версии (без масляного щупа) маслоналивное отверстие находится на правой стенке корпуса коробки.
- Извлекаем пробку и заполняем коробку маслом с помощью шприца, ориентируемся по маслоналивному отверстию, по его нижней корме.
Все, замена масла коробки передач ваз 2109 произведена. Это совсем не трудно и каждый с этим сможет справиться, данная инструкция поможет вам сэкономить время и деньги.
Процедура настолько несложная, что даже смешно ехать с этим на СТО. Выполните все самостоятельно (если это не навредит гарантийным условиям вашего автомобиля).
Вы в любой момент можете рассмотреть все этапы на видеоматериалах, если какая - то из операций вам стала не понятна.
Материалы: http://mashintop.ru/articles.php?id=1969
3 ≫
-
Трансмиссионное масло служит для смазывания механических компонентов коробки переключения передач. За счет него конструкция служит дольше, надежнее, предотвращается трение металлических элементов друг от друга.
Для КПП используют сегодня различные масла, каждое из которых имеет свои особенности.
Наиболее дорогие, высокоэффективные трансмиссионные масла. Они обеспечивают надежную, длительную работу коробки. Но приобретать их для ВАЗ 2109 нецелесообразно, поскольку больше такое масло подходит для дорогих импортных автомобилей или более современных отечественных машин
Оптимальный выбор для ВАЗ 2109 и дешевых иномарок. Такое масло сохраняет работоспособностей шестерней КПП, продлевает срок их службы. При высоком уровне качества полусинтетика имеет привлекательную для владельцев девятки стоимость. Меняют каждые 75 тысяч километров пробега
Самые дешевые трансмиссионные масла, которых лучше избегать даже для ВАЗ 2109. В определенной степени они выполняют свои функции, но рекомендовать их нельзя. Если альтернативного решения нет, как временную замену синтетике или полусинтетике использовать можно.
Мы определили, какое масло лучше всего заливать в коробку передач девятки, теперь определим, сколько смазки в КПП модели ВАЗ 2109.
Во многом количество заливаемого масла зависит от того, проводите ли вы полную его замену или частичную. Объем смазывающей жидкости в КПП составляет примерно 3 литра. Между частичной и полной заменой советуем делать выбор в пользу полной.
Заливая смазку в коробку передач, ориентируйтесь по щупу. Оптимальное наполнение картера трансмиссии — это отметка между минимальным и максимальным уровнем на щупе.
Заливаем смазку в КПП
Теперь переходим непосредственно к процедуре по замене трансмиссионного масла. Задача не сложная, но и легкомысленно подходит к этому вопросу не стоит.
Для начала ознакомьтесь с общими рекомендациями:
- Всегда держите наготове сухую ветошь, чтобы протереть щуп, извлекая его из катера;
- Перед проверкой уровня смазки прогрейте машину, попереключайте 1-2 передачи;
- Проверять уровень смазывающего вещества необходимо перед и после замены;
- Если ваш ВАЗ 2109 не оснащен щупом, ориентируйтесь по нижней кромке маслозаливного отверстия. Жидкость должна доходить до этой кромки, но не быть выше или ниже данной отметки.
Для коробки передач недолив смазки так же плох, как и перелив. Всегда старайтесь получить золотую середину, чтобы КПП могла работать максимально эффективно, долго и надежно.
Полезно знать
Автомобили ВАЗ 2109 производили в период с 1987 года по 2011 год. За это время вносились определенные корректировки в конструкцию автомобиля и в том числе это коснулось коробок передач.
Потому сейчас девятки встречаются как с щупом, так и без него. Из-за этого процедура замены смазки в КПП может несколько отличаться.
Более ранние версии ВАЗ 2109 не имеют щупа, но получили заливное отверстие, закрытое пробкой. Чтобы до него добраться, придется залезать под автомобиль. Поздние версии ВАЗ 2109 получили щуп и заливное отверстие, расположенные сверху. Чтобы залить смазку, необходимо просто поднять капот.
Щуп для смазки в КПП
Весь процесс замены смазывающего вещества в коробке передач можно разделить на три основных этапа:
- Проверка уровня смазки;
- Слив старого масла;
- Заливка нового смазывающего вещества в коробку.
Пройдемся по каждому этапу отдельно.
Проверка уровня
Проверить текущий уровень масла в КПП не сложно вне зависимости от того, есть у вас щуп или нет.
Если щуп отсутствует, проверять будем пальцем. Делается это следующим образом:
- Под машиной открутите заливную пробку с КПП;
- Если после этого жидкость начала вытекать, уровень достаточный. Если нет, вставьте в отверстие палец. Почувствовав жидкость на уровне кромки заливного отверстия, можно говорить об оптимальном количестве смазки;
- Наглядно можно слить всю смазку и по ее количеству в емкости определить, сколько жидкости было в системе.
При наличии щупа все просто:
- Выкрутите пробку, на которой закреплен измерительный щуп;
- Вытрите его сухой тряпкой;
- Вставьте обратно в коробку. При этом машина должна быть на ровной поверхности и в состоянии покоя;
- Доставайте щуп и смотрите, что показывает измеритель. На нем имеются отметки Min и Max. Оптимально, если масло окрасило щуп до максимальной отметки, но не выше нее.
Чтобы новая смазывающая жидкость в КПП работала эффективно, первым делом придется избавиться от старой. Сливается трансмиссионное масло достаточно легко.
Для слива смазки из КПП нужно:
- Снять с сапуна резиновую пробку, зачистить сапун проволокой и закрыть его пробкой. Так вы сможете выровнять давление внутри коробки передач.
- Открутить болтовую пробку слива. В старых и обновленных версиях ВАЗ 2109 эта пробка располагается одинаково — в нижней части коробки.
- Слейте масло в подготовленную заранее тару объемом около 5 литров.
- Слив всю смазку, надежно закрутите обратно сливную пробку.
На прогретом двигателе жидкость из КПП будет стекать быстрее и эффективнее. Но при этом соблюдайте меры безопасности. Все же вы работаете с горячим маслом.
Замена
Теперь мы дошли до момента, когда потребуется залить новую смазку. Какую именно, мы уже определили.
- Открутите заливную пробку, расположенную снизу;
- С помощью шприца заполните постепенно картер коробки передач свежим маслом;
- Доливайте до тех пор, пока жидкость не окажется на уровне кромки заливного отверстия;
- Закройте пробку.
Важное отличие имеют коробки передач на ВАЗ 2109 с 5 скоростями. Для них требуется заливать примерно на 300-350 миллилитров смазки больше. Иначе при работе в режиме 5 передачи КПП будет испытывать масляный голод.
Чтобы долить необходимое дополнительное количество смазывающей жидкости в пятиступенчатую коробку, сделайте следующее.
- С помощью домкрата приподнимите заднюю часть автомобиля. Так дополнительный объем смазки не будет выливаться.
- Пока машина приподнята, долейте необходимое количество масла.
- Закройте пробку и только после этого возвращайте автомобиль в горизонтальное положение.
Заливка через подкапотное пространство
Замена через щуп
Многие справедливо считают, что удобнее всего менять масло в коробке через щуп. Инструкция на этот случай такая.
- Поднимите капот;
- Открутите пробку со встроенным щупом;
- Через воронку или с помощью шприца залейте в отверстие жидкость;
- По мере наполнения проверяйте щупом, до какого уровня вы уже доли;
- Когда получите масло на отметке МАХ, больше доливать смазку не нужно;
- Закрутите щуп на место.
Промывать КПП или нет перед заменой — решайте сами. Ориентируйтесь на текущее состояние старой сливаемой смазки. Периодическая промывка лишней не будет.
Нажмите, чтобы отменить ответ.
Все про 2109
Как снять и почистить форсунки на ВАЗ 2109 (инжектор)?
Содержание: Расположение Когда требуется замена Снятие и
Причины перегрева двигателя на ВАЗ 2109 (карбюратор, инжектор)
Не секрет, что двигатель — это главный агрегат всего автомобиля. От его работоспособности зависит ваша возможность ездить на машине, расходовать оптимальное количество топлива и не только. Но перегрев — вполне распространенная ситуация, при которой многие допускают серьезные ошибки.
Ремонт выпускного коллектора на ВАЗ 2109 (карбюратор)
Выпускной коллектор — это компонент выпускной системы, который выполняет процесс отвода отработанных газов от цилиндров силового агрегата в выхлопную трубу.
Материалы: http://luxvaz.ru/vaz-2109/339-skolko-masla-zalivat-v-korobku.html