≪
-
Среди общего числа автомобилистов всегда есть люди, стремящиеся различными способами улучшить своих «железных коней», повысить их эксплуатационные характеристики, надёжность и долговечность. Подавляющее большинство этих водителей устанавливают на автомобили металлические распорки (иначе — растяжки) передних и задних стоек. Но такое усовершенствование вызывает множество споров, а число сторонников и противников подобного тюнинга примерно одинаковое. Поэтому стоит подробнее рассмотреть вопрос о том, для чего нужны растяжки и о том, как их изготавливать своими руками.
Роль распорки в усилении кузова авто: для чего это нужно?
Растяжка представляет собой дополнительную жёсткость, устанавливаемую между верхними опорами стоек (чаще всего — передних). Она изготавливается из металлической трубы, чьи концы прикреплены к двум опорным фланцам. В последних выполнены отверстия, совпадающие по диаметру и размещению со шпильками на стаканах стоек. Фланцы надеваются на них, прилегая к плоскостям стаканов, и прикручиваются штатными гайками.
Справка. Поскольку расстояние между опорами и крепёжными болтами отличается у разных моделей автомобилей, то и распорки делаются под конкретную марку машины.
Кузов современного авто выполнен из тонколистового металла, соединённого между собой таким образом, чтобы максимально обеспечить жёсткость конструкции. Тем не менее при кренах, поворотах и езде по плохим дорогам кузов испытывает высокие нагрузки, заставляющие его упруго деформироваться. Такое поведение пагубно влияет на управляемость и уменьшает срок службы машины по следующим причинам:
- чем ниже жёсткость кузова, тем сильнее его «выкручивает» в повороте либо при попадании на ухаб;
- со временем металл «устаёт», отчего в несущих элементах образуются трещины;
- от постоянных ударов со стороны колёс лонжероны изгибаются внутрь, отчего в определённый момент регулировка развала передних колёс становится невозможной.
Примечание. Как правило, эффект «разъехавшихся колёс» наблюдается на автомобилях, отслуживших больше 10 лет в тяжёлых условиях. Их лонжероны настолько вогнуты, что запаса регулировок не хватает для выравнивания колёс, поэтому шины стираются с внутренней стороны. Проблема решается вытяжкой лонжеронов на стенде и установкой элементов, ужесточающих конструкцию.
Распорка, стоящая между опорами стоек, сообщает кузову дополнительную жёсткость и уменьшает амплитуду деформации. То есть, её установка даёт реальный положительный результат, что бы ни говорили противники подобного тюнинга. Растяжку можно ставить на любой автомобиль, но есть отдельные случаи, когда она приносит особую пользу:
- при постоянной эксплуатации легкового авто в сельской местности по плохим дорогам;
- на машинах, прошедших процедуру вытяжки лонжеронов вследствие усталости металла и чрезмерного прогиба;
- на любительских автомобилях, принимающих участие в спортивных гонках.
Справка. В профессиональном автоспорте распорки как отдельный элемент не используются. В специально подготовленных машинах устанавливается несущая рама, куда крепятся элементы кузова.
Существует разновидность авто, не нуждающихся ни в каком дополнительном усилении. Это рамные полноприводные внедорожники типа Jeep Wrangler или Land Rover Defender. В малолитражках и микроавтобусах, где стойки уходят под приборную панель, выполнить монтаж перемычки технически сложно. В то же время на некоторых моделях усилители ставятся уже на заводе и являются штатными элементами конструкции.
Насколько необходима поперечина — видеомнение
Плюсы и минусы от применения растяжек передних стоек
По результатам тестов, проведённых некоторыми автомобильными изданиями, и отзывам многих водителей установка распорки даёт такие преимущества:
- Повышается управляемость машины и чувствительность руля, особенно в скоростных поворотах.
- Снижается вибрация кузова.
- Возрастает устойчивость при движении по прямой.
- Риск появления трещин от усталости металла сводится к минимуму.
- Простой монтаж на 6—8 резьбовых соединений, который способен выполнить практически каждый автолюбитель.
Машины возрастом 15 лет и более, на которых произведена вытяжка лонжеронов, не рекомендуется эксплуатировать без распорки передних стоек. Причина — всё тот же «уставший» металл, более склонный к прогибу от ударов со стороны подвески. Без усиления кузов довольно быстро вернётся в аварийное состояние.
Справка. По отзывам владельцев автомобилей российского производства, благодаря ужесточению стоек исчезла одна из распространённых «болезней» – скрип пластика торпедо.
Из негативных сторон применения растяжек стоит отметить три существенных:
- любое воздействие, в том числе при попадании в яму или на ухаб, передаётся с одного колеса на другое;
- от бокового удара в место крепления стойки может пострадать противоположная часть кузова;
- стоящая в подкапотном пространстве штанга может перекрывать доступ к элементам различных систем, например, расширительному бачку с тормозной жидкостью.
Избежать последнего недостатка позволяет распорка, сделанная своими руками с учётом всех выступающих деталей. Цены заводских жёсткостей довольно демократичны и стартуют от 1000 руб.
Разновидности распорок
Перемычки для стоек изготавливаются из труб круглого и прямоугольного сечения. Особой разницы в их эксплуатационных параметрах нет, разве что профильная труба выглядит несколько симпатичнее. Существует 2 способа крепления штанги к посадочным фланцам:
- жёсткий, выполненный посредством сварки;
- подвижный, сделанный на шарнире.
Шарнирное исполнение надёжнее жёсткого, поскольку сварные швы с течением времени могут лопнуть от воздействия деформаций кузова. По способу крепления распорки делятся на 2 группы:
- Двухточечные. Крепятся к стаканам передних стоек, то есть, имеют 2 точки опоры.
- Трехточечные с промежуточным креплением к кузову.
- Трехточечные с дополнительной подушкой для двигателя.
Последний тип растяжек снабжается кронштейном, прикреплённым к штанге через резиновую опору. К нему прикручивается верхняя часть двигателя, что позволяет заметно снизить вибрацию, передающуюся на весь корпус авто.
По функциональности перемычки делятся на обычные и регулируемые. В последних штанга состоит из двух частей, жёстко соединённых посредством резьбовой муфты, чьё вращение удлиняет либо укорачивает трубу. Смысл идеи в том, чтобы распорка подходила к автомобилям любого возраста, в том числе и старым, где стойки уже смещены в сторону центра.
На большинстве заводских поперечин производители делают специальные глубокие насечки. Таким путём они пытаются нивелировать главный недостаток всех растяжек — способность передавать удары от одной стороны кузова другой. По заверениям продавцов, при ДТП с боковым столкновением элемент с насечками просто сложится и не передаст энергию удара противоположной стойке.
Справка. В действительности многое зависит от силы механического воздействия и угла, под которым оно прилагается. Практика показывает, что даже распорки с насечками иногда не спасают и вторую стойку всё равно приходится выправлять.
Как правило, поперечины устанавливаются только на стаканы передних стоек. Но существуют и задние распорки, хотя они не столь популярны в силу таких причин:
- перемычка в багажнике зачастую становится помехой для перевозки грузов, поскольку перегораживает часть отсека;
- применение задней распорки не даёт настолько заметных улучшений управляемости и устойчивости, как передняя;
- не в каждой машине есть возможность смонтировать штангу, разве что смастерить самодельную.
Примечание. Вместе с растяжкой стоек любители автомобильного тюнинга иногда используют нижние распорки, устанавливаемые под днищем авто между кронштейнами крепления реактивных тяг. Операция даёт результат именно при совместной работе двух перемычек — верхней и нижней.
Подготовка к самостоятельному изготовлению
Чтобы самому сделать перемычку для передних стоек, нужно приготовить такие материалы:
- сталь листовая толщиной не меньше 3 мм;
- труба диаметром 32—40 мм с толщиной стенки 3 мм и более;
- тонкий картон и маркер для изготовления шаблона;
- грунтовка по металлу и краска в аэрозольном баллончике.
Независимо от того, какую конструкцию поперечины вы изберёте — жёсткую или с шарнирами, без сварочного инвертора обойтись не удастся, как и без навыков работы с ним. Проще всего сварить жёсткую нерегулируемую распору, чётко определив все размеры. Кроме сварки, для работы потребуются и другие инструменты:
- машина шлифовальная угловая (в просторечии — болгарка) с кругом для резки металла;
- дрель электрическая с комплектом свёрл;
- слесарный инструментарий — молоток, керн, круглый напильник и пассатижи;
- металлическая щётка;
- гаечные ключи;
- приспособления измерительные — рулетка, линейка, угольник;
- сварочные перчатки и защитные очки.
Совет. Чтобы сделать растяжку нужной формы, которая и внешне выглядит симпатично, вам наверняка понадобится станок — трубогиб. Поскольку таковой есть далеко не у каждого автолюбителя, придётся обратиться в специализированную мастерскую либо изгибать трубу ручным способом. Для получения красивого радиуса поворота металл необходимо нагреть.
На подготовительном этапе важно определиться, в каком месте подкапотного пространства разместить трубу и можно ли её сделать прямой. Перемычка не должна мешать обслуживанию авто и перекрывать доступ к бачкам тормозной системы либо сцепления. В то же время надо предусмотреть расстояние 3—5 см от закрытого капота, дабы крышка не тёрлась о металл поперечины и фланцев крепления.
Совет. Разрабатывая конструкцию распорки, учтите, что трубу можно перемещать назад или вперёд в пределах диаметра стаканов стойки. Выдвигать её дальше, наваривая длинный кронштейн, не допускается, потому что в таком случае на фланец станут действовать силы, стремящиеся повернуть его вокруг собственной оси.
Изготовление распоры своими руками
Первое, что необходимо сделать — изготовить фланцы. Для этого открутите гайки, крепящие стойки к стаканам и, приложив к ним картон, наметьте будущие отверстия маркером. Затем вырежьте их в бумаге и наденьте её на шпильки. Теперь остаётся лишь обрисовать контур фланца по форме стакана и обрезать излишки картона. Внутри шаблона проделайте круглый проём, соответствующий выступающей части опоры.
Важный момент. Наружную кромку шаблона, обращённую к двигателю, сделайте не круглой, а прямой, поскольку к ней будет приварено ребро для крепления трубы.
Дальнейшие операции выполняйте в таком порядке:
- Приложите картонный шаблон к листу металла, обрисуйте его маркером и вырежьте стальной фланец с помощью болгарки. Скруглите все кромки и обработайте, чтобы не осталось заусенцев.
- Накерните центры отверстий и просверлите их по диаметру шпилек. Используйте сначала сверло малого размера, а потом — большого. Снимите фаски с обеих сторон отверстий и примерьте деталь по месту. Если обнаружено несовпадение, немного расширьте каждое отверстие круглым напильником.
- Вырежьте стальную полосу шириной 4 см и приварите её под углом 90° к прямой кромке фланца. Чтобы под нажатием трубы полоса не отгибалась назад, изготовьте треугольные рёбра жёсткости и приварите их по краям.
- Поставьте фланцы на шпильки и проверьте на предмет перекосов. Прижмите их двумя гайками и тщательно замерьте расстояние между полосами, чтобы отрезать трубу как можно точнее.
- Отключите аккумуляторную батарею и накройте подкапотное пространство влажной материей. Приложите к кронштейнам фланцев трубу, отрезанную по размеру, и надёжно прихватите её сваркой с обоих концов. Проверьте зазор между крышкой капота и вашей конструкцией.
- Открутите гайки и снимите растяжку с автомобиля. Качественно проварите все швы, отбейте шлак и попробуйте поставить её обратно. Если конструкцию повело сваркой настолько, что фланцы не садятся на шпильки, снова обработайте отверстия напильником.
- Повторно снимите готовую распорку, очистите её щёткой от ржавчины, обезжирьте и покрасьте в 2 слоя, предварительно наложив грунтовку. Установите перемычку на место и окончательно прикрутите гайками.
Совет. Если планируется изгиб распоры, то сделайте его перед тем, как отрезать трубу в размер.
Если вы специалист в сварочном деле, то без проблем сможете сделать растяжку регулируемой. Для этого купите готовую резьбовую муфту требуемого диаметра и приварите её посередине поперечины, предварительно разрезав её на 2 части. После приварки скрутите их вместе, зафиксируйте муфту контргайкой, и только потом отрезайте трубу точно по размеру между фланцами.
Примечание. Описанный способ вполне подойдёт и для изготовления задней растяжки, если вы пожелаете её сделать своими руками. В этом случае хорошенько продумайте конструкцию, чтобы перемычка занимала минимум места в багажном отсеке и не перегораживала его посередине.
Как делается распора своими руками — фото
Видеоролик об изготовлении передней растяжки
Судя из практического опыта многих водителей, монтаж распорки передних стоек — мероприятие необязательное, но во многих случаях полезное. Установка готового изделия выполняется без труда, так что ехать на автосервис не придётся. Поскольку конструкция элемента не отличается сложностью, мастеровитые автомобилисты могут сэкономить и сделать растяжку самостоятельно при условии, что в гараже имеется необходимый инструмент.
Материалы: http://carnovato.ru/dlya-chego-nuzhna-rasporka-perednih-stoek/
2 ≫
-
Установка растяжки передних стоек на ВАЗ десятого семейства
- Для карбюраторных двигателей (техномастер КОД 2904.0500.04, цена 900 рублей);
- Для инжекторных двигателей (техномастер КОД 2904.0600.04, цена 825 рублей);
- Для инжекторных двигателей ВАЗ 21102 limited edition (техномастер КОД 2904.0600.05, цена 750 рублей). По словам производителя разница распорки limited edition от обычной инжекторной распорки стойки только в цене. Эта такая же распорка, только из предыдущей партии, конструктивных различий нет;
- Для инжекторных двигателей с 16-клапанным двигателем ВАЗ-2112. В комплект входит дополнительная штанга подвески двигателя.
Со временем чашки стоек сближаются и установить нерегулируемую распорку стоек тяжело (отверстия не совпадают на 3-8мм). Для установки приходится поддомкрачивать оба колеса, и применять монтировку. Таким образом, регулировка на распорке нужна только для того, чтобы легче установить ее на не новой машине, растягивать и стягивать её нельзя.
Открутить гайки с каждой опоры и установить растяжку. Гайки откручивайте (ключ на 13) без боязни, что стойки провалятся, не денутся они ни куда. Если растяжка регулируемая, отрегулируйте расстояние между опорными пластинами муфтой до установки и фиксации, иначе изменятся углы развала колес.
Зачем нужна распорка передних стоек автомобиля
- повышается точность управления автомобилем в повороте;
- повышается устойчивость автомобиля при движении по прямой;
- уменьшается деформация кузова при движении автомобиля на поворотах и по неровным дорогам, что значительно снижает вероятность появления усталостных трещин на кузове.
Растяжка между верхними опорами стоек кузова придумана спортсменами. Ее начали использовать еще на кроссовых "восьмерках", чтобы усилить кузов при движении по бездорожью, прыжках с трамплинов и т. п. Кроме того, растяжки нашли применение и в кольцевых гонках - для повышения чувствительности рулевого управления (путем увеличения угловой жесткости кузова). Словом, это требуется, когда машина работает в условиях запредельных нагрузок. У автомобилей "десятого" семейства жесткость кузова достаточна, но если вы предполагаете, например, быструю езду по плохим дорогам, то растяжка поможет продлить жизнь кузову вашего автомобиля.
- На любом форуме можно встретить похожую фразу: при боковом ударе распорка нарушает геометрию противоположной части, в результате придется восстановить не одну, а две стороны. Говорят, что распорки стоек от техномастера в отличии от других фирм производителей имеет специальную насечку в середине растяжки. Она позволяет ей согнутся (сложится) при боковом ударе, что не допустит повреждения другой чашки стойки;
- Распорка мешает контролировать и доливать тормозную жидкость, но проблема решается установкой передней распорки стоек от Приоры.
Заключение
Кстати, еще на распорке удобно сушить тряпочки..
Есть ли смысл устанавливать переднюю распорку стоек на ВАЗ десятого семейства?
Комментарии
Пожалуйста, соблюдайте простые правила:
1. Не оскорбляйте чужое достоинство;
2. Не употребляйте ненормативную лексику, проще говоря мат;
3. Реклама запрещена;
4. Не добавлять комментарии бессодержательного характера (флуд)
Копирование материала разрешается только с указанием ссылки на источник.
Материалы: http://xn--2111-43da1a8c.xn--p1ai/home/697.html
3 ≫
-
Автовладельцы — народ деятельный. Они всё время пытаются как-то улучшить своих стальных коней, сделать их мощнее. Ну или хотя бы красивее. Но подчас люди вносят в свои машины новшества, назначение которых понятно далеко не всем, и у людей непосвящённых такие штуки вызывают массу вопросов. Взять, к примеру, распорки для передних стоек. Для чего они нужны? Есть ли от них хоть какой-то толк? И если есть — можно ли их сделать самому? Обо всём этом мы и поговорим сегодня.
Чтобы объяснить, в чём оно состоит, придётся углубиться в историю. Итак, современные легковые машины давно отошли от рамной конструкции (за исключением некоторых внедорожников). То есть цельная рама больше не принимает на себя все колебания и удары, возникающие при движении автомобиля. В современной машине всё это делает кузов, собранный из отдельных частей, соединённых в единое целое либо с помощью сварки, либо с помощью резьбовых соединений, которые и являются слабым местом нынешних кузовов.
Всё просто: при движении машины части кузова немного смещаются относительно друг друга. Соединения постепенно изнашиваются. В результате управляемость машины снижается, что особенно хорошо чувствуется на поворотах. Здесь-то и приходит на помощь распорка, назначение которой сводится к тому, чтобы добавить прочности тонкому стальному кузову и предотвратить преждевременный износ его основных соединений, надолго сохранив хорошую управляемость автомобиля.
Плюсы и минусы передних распорок
- Главное достоинство было озвучено выше: упрочнение кузова, предотвращение износа его соединений и улучшение управляемости.
- А основной минус таков: если автомобиль во время ДТП получит удар в область переднего крыла, то пострадает не одна передняя стойка, а обе (и это неизбежно, ведь распорка жёстко связывает их между собой). Но есть и положительный момент: деформация стоек не будет серьёзной, поскольку за счёт распорки импульс удара распределится между ними, а не придётся целиком лишь на одну из них.
Виды распорок
Эти детали принято классифицировать по типу используемого материала. Они бывают:
- Стальные.
- Дюралюминиевые.
- Углепластиковые.
Прежде чем переходить к нему, необходимо определиться с материалом. Углепластик — это дорого, и это удел профессиональных гонщиков. Они не станут заниматься самостоятельным изготовлением распорок, а просто купят готовые (для справки: фирменная карбоновая распорка стоит от 500 до 1000 долларов США). А рядовому автолюбителю целесообразно выбрать обычный дюралюминий, потому что он легче стали, и при этом дешевле углепластика.
Инструменты и расходные материалы
- Штангенциркуль.
- Рулетка.
- Картон.
- Ножницы для бумаги.
- Маркер чёрный.
- Труба дюралюминиевая, круглого сечения (длина от 1.5 м, диаметр от 3 см).
- Пластина дюралюминиевая (ширина 20 см, длина 50 см, толщина 0.5 см).
- Труба дюралюминиевая, квадратного сечения (длина 20 см, ширина стороны 3 см).
- Болгарка.
- Напильник.
- Сварочный аппарат.
- Станок для сгибания труб.
- Электродрель с набором свёрл.
Последовательность операций
- Открывается капот автомобиля. Штангенциркулем измеряются диаметры стаканов на стойках и расстояния между болтами на них. По полученным размерам изготавливаются шаблоны колец (большинство автолюбителей вырезает их из картона, предварительно разметив его обычным маркером).
- Рулеткой измеряется расстояние между стаканами (это даст представление о длине распорки).
- Картонные шаблоны накладываются на дюралюминиевую пластину, и с помощью болгарки вырезается 2 кольца для стаканов. До необходимых размеров они доводятся обычным напильником, после чего в них дрелью высверливается по 3 отверстия. Выглядят они вот так:
Видео по теме: изготовление растяжки для автомобиля BMW
Если коротко — да. И никакого принципиального отличия от передних распорок у них нет. Всё те же трубы из лёгких сплавов, всё те же кольца для стаканов. Отличие может быть лишь в форме изгиба трубы, или она вовсе может быть прямой.
И более того, сегодня энтузиасты устанавливают распорки не только на стойки, но и везде, где только можно:
Однако такой тюнинг — удел гонщиков, которые идут на всё ради скорости. Все эти детали выполняются исключительно из карбона, дабы их вес был минимален. Рядовому автолюбителю подобные вещи вряд ли понадобятся.
Можно ли сделать распорку на передние стойки самостоятельно? Да. Однако для этого потребуются навыки владения болгаркой и сварочным аппаратом. Если под рукой не оказалось дюралюминия — не беда, можно воспользоваться и обычной стальной трубой. В конце концов, для поездок по городу и на дачу вполне хватит и её.
Материалы: http://autoclub.su/dlya-chego-nuzhna-rasporka-perednih-stoek/