Неисправности системы охлаждения, проверка и устранение

В этой статье рассмотрим основные неисправности системы охлаждения автомобиля и как их устранить в случае обнаружения.

Система охлаждения предназначена для поддержания рабочей температуры двигателя в пределах от 95 до 105 градусов, что необходимо для стабильной и экономичной его работы. Работа двигателя при пониженной температуре охлаждающей жидкости приводит к повышенному расходу топлива и возможности его попадания в масло.

Перегрев двигателя может привести к его заклиниванию и короблению деталей (чаще всего головки цилиндров).

Как проверить состояние системы охлаждения

Перед поездкой нужно проверить осмотром состояние системы охлаждения: отсутствие протечек и уровень охлаждающей жидкости в расширительном бачке, который на холодном двигателе должен находиться между отметками «максимум» и «минимум».

Доливать нужно жидкость только той марки, которая используется в системе охлаждения – охлаждающие жидкости разных производителей часто несовместимы друг с другом. В крайнем случае, можно долить дистиллированную воду в количестве не более 0,5 литра. При этом нужно помнить, что температура замерзания охлаждающей жидкости повысится примерно на три – пять градусов.

Следует с особой осторожностью открывать пробку расширительного бачка на прогретом двигателе – есть большая вероятность обжечься горячей жидкостью. Нужно накрыть пробку плотной тряпкой и откручивать её медленно, стравливая давление.

Основные неисправности системы охлаждения

Наиболее распространенные неисправности системы охлаждения: перегрев (двигатель «кипит»), двигатель не прогревается до рабочей температуры, система не герметична.

Причиной перегрева двигателя может быть — засорение радиатора, обрыв или слабое натяжение ремня насоса системы охлаждения, обрыв ремня или неисправность электродвигателя вентилятора, неисправность пробки расширительного бачка, неисправность термостата.

Пробка расширительного бачка оборудована воздушным и паровым клапанами. Воздушный клапан служит для впуска воздуха в расширительный бачок при остывании выключенного двигателя. Паровой клапан поддерживает в системе охлаждения при работе двигателя повышенное давление, необходимое для того, чтобы охлаждающая жидкость гарантировано не закипела. Проще всего проверить пробку радиатора заменив её пробкой с заведомо исправного автомобиля.

Термостат распределяет в системе охлаждения потоки охлаждающей жидкости при помощи своего клапана. Для проверки термостата нужно запустить двигатель и прогреть его до рабочей температуры. Если при этом радиатор и подводящий патрубок (верхний) будут холодными, термостат неисправен. Снятый термостат можно проверить, положив термостат в ёмкость с водой, постепенно её нагревая и контролируя температуру. Клапан исправного термостата должен начать открываться при температуре 78 – 85 градусов.

Причиной не прогрева двигателя до рабочей температуры чаще всего является неисправный термостат.

Причинами негерметичности системы часто бывают незатянутые хомуты на соединительных шлангах. Реже – трещины в шлангах, повреждения прокладок и сальника насоса системы охлаждения.

Протечки лучше искать на прогретом работающем двигателе, так как вытекающая охлаждающая жидкость быстро испаряется. Конечно, осмотр нужно выполнять осторожно, остерегаясь подвижных деталей двигателя.

Система охлаждения двигателя — видео:

Вот теперь вы знаете, какие бывают основные неисправности системы охлаждения и сможете их устранить.

Если нормально работает, то конечно зачем менять. А если чтобы нагреть движок надо ездить полдня, то пришла пора менять термостат. При исправной системе охлаждения, двигатель автомобиля должен нагреваться до рабочей температуры, при движении в течение 10 минут, уличная температура 0°С.

Может там накипь или еще что образуется? Если нормально работает, зачем менять? Хотя если машина не очень мощная, то такую неисправность термостата никто не заметит

Не знаю, кто придумал проверять термостат — это не к чему. Потому что срок нормальной работы термостата — два года, по истечение этого времени его нужно менять.

«Клапан исправного термостата должен начать открываться при температуре 78 – 85 градусов.»

Есть другая неисправность термостата, о которой забывают, хотя в статье написано «двигатель не прогревается до рабочей температуры». Т.е. термостат, работая идеально, открывается, закрывается и т.д., а потом вдруг в нем образуется щелочка, т.е. он приоткрыт. В результате движок, чтоб разогреть, надо ездить полдня. В салоне прохладно, печка еле греет. Машина зимой просто жрет бензин по страшной силе. Проходил такое на трех машинах, видимо скоро будет и на 4-й. После замены термостата снижался расход топлива. В автосервисе проверяют термостат, как указано в статье и даже не понимают вопроса! Греют машину, показывают:»Вот же термостат открылся» и всё на этом. Определить, пропускает ли холодный термостат или нет сложно!

Материалы: http://avto-i-avto.ru/diagnostika-neispravnostej/neispravnosti-sistemy-oxlazhdeniya-avtomobilnogo-dvigatelya.html

2 ≫

При сгорании рабочей смеси в цилиндрах двигателя температура газов, давящих на поршень, может достигать 2500°С, но в среднем, при работе мотора, составляет 800 — 900°С. Естественно, это вызывает сильный нагрев деталей и может привести к серъёзным неисправностям, например: выгоранию смазки и заклиниванию (прихвату) поршней в цилиндрах, обгоранию сёдел и тарелок клапанов, выплавлению и провороту вкладышей подшипников коленвала и многое другое. Чтобы не допустить многих неисправностей от перегрева двигателя, для него нужно поддерживать необходимый оптимальный тепловой режим. Это обеспечивается исправной системой охлаждения, основная функция которой — это отвод тепла от нагретых деталей.

В исправной системе охлаждения температура охлаждающей жидкости на всех режимах работы должна поддерживаться в пределах от 87 до 98°С. В воздушной системе охлаждения (например, мотоциклы и автомобили с воздушно -масляным охлаждением), нормальный тепловой режим определяется температурой масла в системе смазки и масляном радиаторе, она должна быть от 70 до 110°С.

Основными деталями системы охлаждения являются: водяная рубашка в блоке мотора, центробежный насос (помпа), трубопроводы, радиатор, вентилятор, расширительный бачок, термостат, датчик включения вентилятора (если вентилятор электрический), датчик температуры с указателем охлаждающей жидкости.

Принцип работы исправной системы охлаждения заключается в следующем. При запуске холодного двигателя термоклапан (термосиловой элемент) находится в крайнем левом положении, когда его перепускной клапан 5 открыт, а основной клапан 7 закрыт (см. рисунок). При работе мотора, крыльчатка помпы 3, которая приводится во вращение ремнём от шкива коленвала, засасывает охлаждающую жидкость из патрубка 4 и нагнетает её в рубашку 2 блока мотора 1. При этом, охлаждающая жидкость забирает излишнее тепло от нагретых деталей и нагревается сама, а далее, через открытый перепускной клапан 5 термостата 8, снова поступает к насосу (помпе) и в общем циркулирует по малому кругу, минуя радиатор. Циркуляция без радиатора ускоряет прогрев двигателя, особенно зимой.

Постепенно, по мере прогрева двигателя, термосиловой элемент 6 термостата нагревается, расширяясь перемещает клапаны вправо, постепенно закрывая перепускной 5 и открывая основной 7 клапаны. Теперь, циркуляция охлаждающей жидкости будет происходить как и раньше — по малому кругу, но и одновременно начинать частично проходить и по большому кругу уже и через радиатор 10, по патрубкам 13 и 9.

Когда мотор полностью прогреется и температура охлаждающей жидкости достигнет 85 — 95°С, то перепускной клапан 5 термостата полностью закроется, а основной клапан 7 полностью откроется, и теперь циркуляция охлаждающей жидкости будет происходить только по большому кругу в последовательности, описанной далее. От насоса (помпы)3 поступит в рубашку 2 блока и головки цилиндров, далее, по патрубку 13 в верхний бачок радиатора 10, затем через сердцевину радиатора в нижний бачок 16, и уже далее, частично охлаждённая жидкость с помощью вентилятора 14 поступит по патрубку 4 снова к помпе, на новый круг, для поддержания необходимой оптимальной температуры двигателя. Расширительный бачок 12 служит для компенсации объёма жидкости при нагреве, ведь, как известно, при нагревании или увеличении давления жидкость расширяется.

Поняв основной принцип работы системы охлаждения двигателя намного легче и быстрее определить её неисправность.

Неисправности системы охлаждения.

Основными признаками неисправности системы охлаждения являются : подтекание охлаждающей жидкости, перегрев или переохлаждение двигателя.

Подтекание охлаждающей жидкости может происходить через неплотное соединение шлангов с патрубками или флянцами, а так же, трещины в шлангах, трещины в расширительном бачке или сердцевине радиатора, через неисправные или негерметичные спускные, заливные пробки, а так же, течь может быть через износившийся сальник водяной помпы (насоса). При этих неисправностях на месте стоянки образуются мокрые пятна и возникает необходимость частой доливки охлаждающей жидкости.

Для устранения течи через неплотности в соединениях шлангов нужно подтянуть или заменить стяжные хомутики, а если не помогает, то снять шланг, обезжирить патрубок и шланг в месте сопряжения, обмазать их герметиком, собрать и затянуть новые хомутики. Течь через неплотности во фланцах патрубков устраняется подтяжкой гаек крепления, а если не помогает, то заменяем уплотнительную прокладку новой, собираем и затягиваем гайки на фланце. В случае подтекания жидкости через сальник водяной помпы, необходимо снять насос и заменить изношенный сальник на новый, затем монтировать помпу на место. Подтекание жидкости через трещины расширительного бачка или серцевину радиатора устраняется зачисткой и пропайкой трещин.

Перегрев двигателя. Перегрев двигателя определяется по повышению температуры охлаждающей жидкости или её закипанием. Это происходит из — за недостаточного уровня жидкости, пробуксовки ремня вентилятора или невключением электровентилятора, из — за засорения проходов (трубок) в сердцевине радиатора, поломки крыльчатки водяной помпы или пробуксовки ремня её привода, неисправности термостата, так как у него не открывается основной клапан и из — за этого циркуляции жидкости через радиатор не происходит. Так же, перегрев мотора может быть из — за большого отложения накипи в рубашке охлаждения двигателя или радиаторе. К тому же, перегрев мотора может происходить из — за неисправности в системе питания (карбюратор беднит смесь) или зажигания ( неправильное опережение).

Допускать перегрев мотора нельзя ни в коем случае, необходимо сразу заглушить двигатель и искать неисправность. При перегреве происходит потеря мощности, так как резко ухудшается наполнение цилиндров горючей смесью, так же происходит выгорание масла и из — за этого усиленный износ цилиндро-поршневой группы. Возможно заклинивание поршней в цилиндрах, а может от перегрева повести головку цилиндра и от этого нарушится плоскость прилегания её к плоскости блока мотора. Естественно, от этого нарушится герметичность и уже никакая новая прокладка не поможет. Придётся менять головку или потребуется её серьёзный ремонт.

Устранение неисправностей системы охлаждения.

Термостат. Для проверки его состояния непосредственно на автомобиле, необходимо запустить двигатель и ощупать рукой нижний бачок радиатора. Пока температура двигателя не достигла 80 — 90 ° (наблюдаем на панели приборов), то нижний бачок должен быть холодный. При достижении температуры 80 — 90 ° (у разных моделей по — разному, потому, точно смотрим в мануале своего двигателя), нижний бачок радиатора должен начать прогреваться, что указывает на нормальную работу термостата. Если этого не происходит, термостат необходимо заменить (он неразборный). Перепроверку термостата можно осуществить, сняв его с двигателя и опустив в кастрюлю с водой. Нагреваем всё это дело на газовой плите, опустив в кастрюлю с термостатом градусник ( шкала до 100°С). Наблюдаем за градусником и за основным клапаном термостата. При достижении температуры, описаной выше, основной клапан должен начать открываться.

Пробуксовка ремня. Пробуксовка ремня привода центробежного насоса (помпы), а так же, вентилятора и генератора может происходить из — за его замасливания или из — за ослабления натяжки. Масло, попавшее на ремень, удаляем протиранием ветошью, смоченной бензином, а лучше антисиликоном. Ослабление натяжения ремня бывает из — за его постепенного вытягивания, от этого частота вращения помпы отстаёт от частоты вращения (оборотов) коленвала. Из — за этого, двигатель начинает перегреваться, а аккумулятор не получает нормального заряда. Прогиб ремня проверяется с помощью простейшего пружинного безмена( весов), при натяжении, примерно 5 кг, прогиб должен составлять 15 — 20 мм. Подтягивается ремень ослаблением гайки натяжной планки (обычно генератора), затем, с помощью рычага (монтировка, трубка и т.п.) даётся натяжка и затягивается гайка натяжной планки.

Засорение сердцевины радиатора. Засорение проходов сердцевины радиатора определяется внешним осмотром и наличие трещин, тоже. Устраняется прочисткой щёткой с жёстким ворсом, промывкой струёй воды со стороны двигателя и продувкой сот с помощью сжатого воздуха.

Электровентилятор. На многих современных машинах и, особенно, на мотоциклах, установлен вентилятор охлаждения радиатора на валу электродвигателя. Основная, часто встречающаяся неисправность, это невключение мотора вентилятора из — за неисправности датчика вентилятора. Он находится в блоке мотора и проверить его можно почти так же, как и термостат. Для этого, нужно найти в мануале по вашему двигателю цифру температуры, при которой вентилятор должен начать вращаться. Затем, выкрутив из блока датчик, удлиняем его провод, где — то ,на метр и добавляем к его корпусу провод массы, соединяем провод массы с блоком двигателя. Остаётся нагреть в отдельной ёмкости воду до температуры, указаной в мануале (температура включения вентилятора) и аккуратно опустить туда датчик вентилятора, не намочив провода. Если датчик вентилятора исправен, то вентилятор непременно заработает, а если нет, то меняем его. Может не работать сам моторчик вентилятора. Для определения неисправности нужно проверить его щётки и, при необходимости, заменить, если не поможет, то необходимо прозвонить обмотку (на наличие обрыва или межвиткового замыкания).

Вентилятор с вязкомуфтой. На некоторых машинах устанавливается такой вентилятор и когда он исправен, то он очень эффективен. Проверить его работу можно зная температуру охлаждающей жидкости, при которой он должен начать работать в полную силу (узнаём температуру в мануале вашего мотора). Запускаем двигатель и свернув бумагу в плотный рулон, пытаемся им остановить лопасти вентилятора (берегите руки). Пока двигатель не достиг температуры включения (наблюдаем на панели приборов), лопасти вентилятора должны легко остановиться бумажным рулоном.

При достижении температуры включения на исправном вентиляторе лопасти остановить уже не удастся. Это происходит из — за того, что на крыльчатке спереди установлена термопластина (биметалическая пластина), которая от нагрева теплом от радиатора начинает выгибаться и давить на тонкий штифт, а он, в свою очередь, открывает клапан, через который начинает поступать специальная жидкость с большой вязкостью, находящаяся в вискозной муфте вентилятора. При поступлении эта жидкость попадает между дисками (на подобии дисков мокрого сцепления) и от этого диск, связанный с коленвалом, склеивается с диском, связанным с крыльчаткой вентилятора, и вентилятор начинает вращаться в полную силу, эффективно охлаждая радиатор.

Когда температура мотора понижается, то биметалическая пластина выпрямляется, закрывая клапан и жидкость уже не поступает, а остатки её удаляются центробежной силой по специальным каналам. В этот момент диски начинают опять пробуксовывать и вентилятор работает не в полную силу. При прогреве мотора до необходимой температуры процесс повторяется. Основная неисправность таких вентиляторов заключается в постепенном вытекании специальной жидкости, через неплотности штифта клапана. Если вам удастся найти в продаже эту жидкость (бывает в крупных автомагазинах), то вскрыв муфту, необходимо заменить сальничек штифта, а затем, собрать и наполнить шприцем через отверстие штифта этой жидкостью. Затем, аккуратно вставляем штифт в новое уплотнение, накрываем термопластиной и устанавливаем на двигатель. Бывает, что нужно ещё заменить подшипник, который изношен и находится внутри муфты.

Наличие накипи. Накипь, находящаяся в рубашке охлаждения мотора и в радиаторе сильно ухудшает теплоотдачу. От этого вызывает постоянный перегрев мотора и выкипание охлаждающей жидкости. Для удаления накипи нужно слить охлаждающую жидкость и залить в систему охлаждения раствор, состоящий из 4 — 8 грамм хромпика на 1 литр воды. Нужно поездить с этим раствором примерно 1 месяц. После этого, сливаем раствор, хорошенько промываем систему охлаждения водой и заливаем качественную охлаждающую жидкость.

Переохлаждение двигателя. Переохлаждение может быть из — за неисправности термостата, а именно, из — за незакрывания основного клапана. Для устранения неисправности нужно проверить термостат ( описано выше) и при неисправности заменить его. Работа двигателя на низкой температуре приводит к потере мощности и вызывает быстрый износ деталей кривошипно-шатунного механизма, из — за ухудшения условий смазки от конденсации паров топлива, смывания масла со стенок цилиндров и разжижения масла в картере.

В заключении, несколько советов. Через 50 тысяч километров или через два года эксплуатации, охлаждающую жидкость нужно менять. Пользуйтесь только проверенной фирменной жидкостью, так как сейчас много подделок и «левая» жидкость прикончит помпу или отложит накипь везде. При смене жидкости хорошенько промывайте систему охлаждения. При утечке жидкости, устранив неисправность, доливайте в систему только охлаждающую жидкость, а не воду, иначе испортите ту, что осталась в системе. При поездках, особенно после ремонта, чаще поглядывайте на указатель температуры.

Материалы: http://motoli.ru/806-sistema-ohlazhdeniya-dvigatelya-i-ee-neispravnosti.html

3 ≫

В данной статье будет рассказано про неисправности системы охлаждения двигателя внутреннего сгорания, а также приведены инструкции по их устранению. Нередко возникают неполадки, при которых температура жидкости держится на отметке 0 градусов либо когда она даже при холодной погоде очень быстро достигает красной отметки. Иногда случается, что даже летом стрелка не доходит до значения в 90 градусов. Именно эта температура является рабочей для двигателя внутреннего сгорания. Вы узнаете о том, какие причины возникновения данных неисправностей существуют.

Зачастую выходит из строя такой элемент, как термостат. Именно он является причиной того, что стрелка находится либо ниже рабочего значения, либо же выше него. Затягивать с устранением данной неполадки не стоит, так как работа двигателя в этом случае ненормальная, следовательно, его ресурс значительно уменьшается. Привести это может к нарушению работы кривошипно-шатунного механизма, поршневой группы, клапанов. Поэтому вы обязаны знать неисправности системы охлаждения двигателя и способы их устранения, чтобы не подвергать мотор перегрузкам.

Стоит отметить, что езда зимой без печки – это попросту дикость. Но это мелочь, если учесть, что двигатель очень сильно изнашивается, а также «кушает» очень много бензина. Стоимость топлива на автозаправочных станциях постоянно растет. Следовательно, увеличиваются расходы на бензин.

Не нужно иметь семь пядей во лбу, чтобы своевременно устранить данную поломку, а также произвести диагностирование системы. Как правило, при поломке термостата изменяется циркуляция охлаждающей жидкости. На отечественных автомобилях ВАЗ, например, при неисправности термостата антифриз продолжает циркулировать по малому кругу. Также он попадает в радиатор печки. Можно сказать, что основные неисправности системы охлаждения двигателя заключаются в термостате.

По этой причине даже во время езды на большой скорости антифриз не попадает в основной радиатор охлаждения, вследствие чего резко повышается температура внутри рубашки двигателя. В некоторых автомобилях зарубежного производства заклинивание термостата происходит в положении, при котором антифриз продолжит циркуляцию по большому кругу. Летом такую поломку можно сразу не заметить. А вот зимой она сразу же всплывает, так как двигатель не будет набирать достаточную для работы температуру. Его прогрев будет происходить очень медленно.

Очень много тепла отдается охлаждающей жидкостью в радиаторе, следовательно, невозможно прогреть антифриз до рабочей температуры. Происходит нарушение работы в термостате по нескольким причинам. Зачастую это использование антифриза, ресурс которого уже давно выработался. Образуется накипь, которая постепенно оседает на элементах термостата. А далее происходит нарушение работы всех компонентов системы.

Аналогичная неисправность может быть вызвана заливкой воды в систему охлаждения двигателя. Поэтому нужно как можно чаще менять в системе жидкость, не лить воду из-под крана. Стоит отметить, что ресурс антифриза - примерно 80-90 тысяч километров. Следовательно, при замене помпы, которая имеет аналогичный ресурс, желательно осуществить промывку всей системы охлаждения, а также произвести замену антифриза. Во многом неисправности системы охлаждения двигателя ВАЗ-2106 схожи даже с теми, которые проявляются на иномарках.

Определить неисправность термостата можно довольно просто. Сначала запустите и прогрейте двигатель. После прогрева потрогайте патрубки, которые идут на радиатор. Если они холодные, то в радиатор не поступает охлаждающая жидкость. Но не стоит радоваться: при достижении температуры 90 градусов и выше верхний и нижний патрубки должны быть горячими. Только в этом случае можно говорить о том, что термостат полностью исправен. Обратите внимание, что печка работает во всех режимах, независимо от того, по большому или малому кругу циркулирует антифриз в системе.

Когда происходит перегрев двигателя, то в поршневой группе происходит увеличение износа всех трущихся деталей. В этом случае выходят моментально из строя все подшипники, не исключено, что поршни начнут прогорать. Само собой, происходят потери при трении. Весь процесс воспламенения топливо-воздушной смеси, который происходит в камерах сгорания, нарушается. Наряду с этим наблюдается уменьшение мощности. Также увеличивается расход топлива. Обратите внимание, что при чрезмерном нагреве возможно зацикливание поршней в цилиндрах.

Зачастую перегрев возникает в результате засорения радиатора. В его сотах скапливается очень много мусора, накипи, это препятствует не только продвижению антифриза по каналам, но и уменьшает теплоотдачу. Как было сказано ранее, на отечественных автомобилях термостат заклинивает в положении, когда жидкость циркулирует только лишь по меньшему кругу. При этом она не попадает в основной радиатор. Следовательно, жидкость не успевает отдать тепло, зато она постоянно прогревается в рубашке охлаждения.

Чтобы избавиться от этой неисправности, наиболее приемлемый способ – это открыть полностью кран печки и включить вентилятор обдува на полную мощность. Конечно, эффект это даст, но не столь значительный. Желательно установить новый термостат, чтобы циркуляция жидкости происходила в нормальном режиме. Если вы не следите за уровнем антифриза в системе, это накладывает свой отпечаток. Результат этого - конечно же, повышение температуры.

Обратите внимание, что неисправности системы охлаждения двигателя ЯМЗ-238 такие же, как и у автомобилей ВАЗ. Но может быть и так, что циркуляция происходит по обоим кругам, термостат исправен, но двигатель все равно перегревается. Зачастую это случается в тех системах, в которых предусмотрена установка электровентилятора. Как правило, выходит из строя датчик, при помощи которого производится подача питания на электродвигатель. Также перегрев возможен, если оборвался ремень, которым осуществлён привод водяной помпы. Либо же при его неверной регулировке.

А теперь о том, когда может возникнуть переохлаждение двигателя. Для нормальных условий, то есть даже при достижении температуры в минус 20 градусов, двигатель должен относительно быстро прогреваться. Даже если он дополнительно не утеплен. Такова конструкция мотора, он может нормально функционировать в широком диапазоне температур. Конечно, если зимой очень сильные холода в вашем регионе, желательно воспользоваться пожаробезопасными утеплителями. Но если термостат будет находиться в открытом состоянии, когда происходит циркуляция только по большому кругу, переохлаждения попросту не избежать.

Также возможно, что на некоторых автомобилях, на которых вентилятор имеет принудительный привод, будет наблюдаться переохлаждение. Поэтому многие водители производят замену механического вентилятора на электрический. Стоит отметить, что последний зимой практически не включается, если температура на улице ниже нуля градусов. Обратите только внимание на то, что вся система должна быть идеально герметичной. В ней не должно быть никаких трещин. Все сальники и прокладки должны быть целыми, без повреждений. В радиаторе ни в коем случае не допускается наличие протечек. Такие существуют неисправности системы охлаждения двигателя ВАЗ-2110, они у всех автомобилей аналогичные.

Материалы: http://fb.ru/article/204824/neispravnosti-sistemyi-ohlajdeniya-dvigatelya-i-sposobyi-ih-ustraneniya


Back to top