Как дальнобойщику не уснуть за рулем и бороться с переутомлением и стрессом - Работа грузоперевозчиков - Работа грузоперевозчиков - Статьи по грузоперевозкам - Gruz-xatt Грузовые перевозки автомобильным транспортом

Сегодня о стрессе говорят все. Дальнобойщики не являются исключением. Они теоретически знают об этом явлении, но не понимают, как возникает стресс и как с ним бороться. В этой статье мы рассмотрим, какое влияние на работу водителя грузового автомобиля оказывает стресс, и как его преодолевать.

Как утверждает статистика, стресс в большинстве случаев возникает в результате нарушения режима отдыха и сна. Основной причиной каждого пятого ДТП является переутомление – водители попросту засыпают за рулем. У каждого второго водителя были ситуации, когда он засыпал за рулем. Ночью вероятность аварии повышается в 6 раз. 20-часовая работа за рулем сродни наличию в крови алкоголя (0,8 промилле).

Специалисты советуют спать только ночью, тогда снизится вероятность заснуть днем. Те водители, которые любят ездить по ночам, подвергают себя высокой опасности. Их иммунитет ослабевает, что может привести к возникновению рака. Чтобы не устать в дороге, необходимо перед рейсом хорошенько отдохнуть.

Существуют разные советы, как бороться со сном в рейсе, однако полноценный сон ничего не заменит. Для полноценного восстановления работы головного мозга нужно полчаса. Больше спать в дороге врачи не советуют, так как будет сложно выходить из сонного состояния. Однако такой перерыв не гарантирует полного восстановления сил и не защищает от неконтролируемого погружения в сон. Подобные перерывы необходимо делать через каждые два часа работы.

Кстати, ошибочно полагать, что внезапно заснуть можно только в темное время суток. Также заблуждением является коварность рассвета и сумерек. Конечно, в это время риск неожиданно «отрубиться» возрастает в несколько раз, однако и днем утомленный водитель может внезапно заснуть.

Предлагаем вашему вниманию несколько видео аварий, причиной которых стали уснувшие за рулем водители. Слабонервным не смотреть.

Что же делать? Как избежать переутомления? Ответ прост. Нужно соблюдать Положение о рабочем времени и времени отдыха водителей и не нарушать режим бодрствования и сна. Если вы почувствовали усталость, не стоит рисковать, остановитесь в безопасном месте и ложитесь отдыхать.

Теперь дадим рекомендации, как победить стресс:

  • Нужно есть 5-7 раз в день. Завтракать следует в одно время.
  • Никогда не объедайтесь на ночь.
  • Употребляйте больше фруктов (яблоки, апельсины) и овощей (огурцы, капуста, морковь, помидоры, лук, редис).
  • Ешьте черный хлеб.
  • Исключите соленую пищу.
  • Ешьте несколько раз в неделю рыбу.
  • Занимайтесь физкультурой, совершайте пешие прогулки.

Теперь рассмотрим, как дальнобойщику не уснуть за рулем и сохранить бодрость

  • Обеспечьте приток свежего воздуха.
  • Выполняйте за рулем физические упражнения: растяжки для рук, шеи, спины и лица.
  • Пойте под музыку.
  • Массируйте голову, лицо и спину (одной рукой).
  • Переговаривайтесь с напарником (если есть).
  • Дышите глубоко.
  • Пейте чистую воду.
  • Соблюдайте в кабине чистоту.
  • Периодически переключайте внимание с трассы на панель приборов или в зеркала заднего вида.

А в конце веселое коротенькое видео о сне дальнобойщиков за рулем.

Материалы: http://gruz-xatt.com/publ/rabota_gruzoperevozchikov/rabota_gruzoperevozchikov/kak_dalnobojshhiku_ne_usnut_za_rulem_i_borotsja_s_pereutomleniem_i_stressom/3-1-0-201

2 ≫

Чаще всего страшит то, что неведомо и неизвестно. Сев впервые за руль автомобиля, иной человек испытает лишь легкое смущение и робость, а кто-то может всерьез испугаться. Однако не поборов свой страх, человек вряд ли сможет перейти из разряда пешехода в статус водителя. Тем более, что при правильном походе страх вождения авто, так же как и другие человеческие фобии, преодолим.

Вне зависимости от половой принадлежности и возраста, большая категория людей, пройдя курс обучения вождению, никогда не сможет сесть за руль по причине банальной боязни ездить на авто. Не справившись со своим страхом, имея в багаже автомобиль, а в бумажнике водительское удостоверение, человек остается напуган как видом самого авто, так и мыслью о том, чтобы сесть в него и поехать по улице.

Есть и другая категория начинающих водителей, которые сумев заставить себя сесть за руль, водят автомобиль с большой нерешительностью и прячут в себе страх вождения. Эта несовместимость человека с автомобилем, скованное поведение на дороге никогда не даст такому человеку стать полноценным водителем и совершенствовать свои навыки вождения.

Чаще всего в такую категорию традиционно относят женщин. Им свойственно не только с трудом познавать премудрости водительского ремесла, но и немного поднаторев в деле вождения, быть нерешительными и медлительными за рулем. По большому счету такое поведение в первую очередь определяется биологическими особенностями женского организма, в частности мозга, зрения. Но когда к таким свойствам, характерным женскому организму и психике, добавляется непосредственно страх вождения, тогда и возникают анекдоты про блондинку за рулем. Однако с уверенностью можно сказать, что если женщина справилась со своим страхом и начала "чувствовать" дорогу и автомобиль, то шанс стать опытным водителем ей определенно гарантирован.

Но не стоит думать, что "водительский" страх обходит стороной мужчин. Стрессу, связанному с вождением авто, подвержен и сильный пол. Принято считать, что мужчине не престало демонстрировать свой страх, эмоции и переживания. Такое суждение из разряда заблуждений играет злую шутку, ведь на психику такое сдерживание оказывает крайне вредный эффект. Не имея выхода, эмоции "бьют" по физическому здоровью, подвергая опасности пищеварительную и нервную системы, работу сердца. Не случайно и по этой причине в том числе, продолжительность жизни среди мужчин намного ниже, чем среди женщин.

Страхи индивидуальны и могут возникать там, где их меньше всего ожидаешь, и продолжать жить сколь угодно долго. Страхи, связанные с вождением авто, также разнообразны: начиная со страха перед самим автомобилем, заканчивая страхом перед возможностью попасть в аварию, произвести наезд на человека. А вспомним еще, что начинающему водителю приходится выдерживать стресс, связанный с началом обучения, восприятием новой информации, осваиванием навыков вождения. Последующий стресс возникает во время экзамена.

Оказавшись впервые за рулем автомобиля без инструктора, новоиспеченный водитель может банально испугаться даже завести авто и тронуться с места. Автомобиль – средство передвижения, использование которого сопряжено с риском для жизни. Вполне логично, что осознавая это, человек понимает также и всю меру ответственности, которую он несет за свою жизни и жизнь своих пассажиров.

Этот страх порой усиливается и тем, что во время практических занятий инструктор мог делать резкие замечания относительно ошибок при вождении. Так оставаясь за рулем один, водитель может испытывать неуверенность, не последнюю роль в появлении которой сыграет прежняя негативная оценка инструктора.

Нагнетать нервозность может и бурная реакция других водителей на неуверенные действия новичка за рулем. Замешкавшись на светофоре или на повороте, такой водитель может услышать за своей спиной "недовольные" сигналы гудков соседних автомобилей. При этом кроме досады на свою нерасторопность, такой нерешительный водитель боится услышать нарекания и нелестные слова со стороны, которые также могут пошатнуть его самооценку.

Страх вождения может запросто появиться у водителя, который несколько лет не садился за руль. Сомневаясь в своих силах и мастерстве, такой человек так же скорее всего станет излишне осторожничать на дороге.

Бояться можно и встреч с сотрудниками ГИБДД, в особенности когда речь идет о водителе по натуре своей застенчивом и нерешительном. Впрочем, такие люди могут испытывать затруднения при общении с любым другими малознакомым им людьми.

Но пожалуй самыми "популярными" страхами являются страх попасть в аварию или совершить наезд на пешехода.

Бесследно страхи не проходят. Усиливаясь и усугубляясь, страх приводит к состоянию постоянного стресса. Человек, который не может справиться с такими фобиями, пребывая в все время в напряженном состоянии, скорее всего "наживет" себе не один недуг, станет нервным, может быть даже агрессивным или наоборот замкнется в себе. И скорее всего, за руль автомобиля такой водитель не сядет никогда.

Что же делать такому горе-водителю? Для начала непременно стоит понять и осознать, а действительно ли вы хотите водить автомобиль, или все-таки на уровне подсознания в вас присутствует неприятие самого факта вождения. Ведь появление такого противоречия: "хочу" (со стороны разума) и "не хочу" (со стороны) подсознания как раз и приводит к тому, что психика отвечает реакцией отторжения, страхом или стрессом.

Психологи связывают страх вождения автомобиля с низкой самооценкой водителя. Конечно, взрослея человеку все трудней и трудней становится изменить свое видение себя, однако повышать самооценку можно и нужно вне зависимости от возраста.

Совет 1: идите путем маленьких обед. Ваши достижения, заметные порой только вам, могут создать общий позитивный настрой, дать вам возможность повысить вашу самооценку. Психологи советуют также почаще улыбаться себе в зеркало и заняться аутотренингом.

Начать работать со своим страхом стоит с признания самому себе в том, что страх есть, что это конкретно страх вождения, а никакой иной. После этого уже можно менять свое отношение к сложившейся ситуации и работать над воспитанием в самом себе уверенности.

Совет 2: разговаривая мысленно с собой, постарайтесь избегать употребления отрицательной частицы "не". Ученые уверены, что наша психика не воспринимает такое слово и тогда вроде бы отрицательная фраза "Я не боюсь" становится вполне утвердительной "Я боюсь". Попробуйте найти для самого себя правильно сформулированные установки. Возможно, для своей большей уверенности произносите их слух, если стесняетесь, делайте это наедине с собой.

Совет 3: измените фон ваших мыслей с упадническо-негативного на позитивный и постарайтесь поддерживать его в таком тоне максимально долгое время.

Совет 4: если вы боитесь конкретно какого-либо события, допустим, автомобильной аварии, попробуйте прибегнуть к методу визуализации. Мысленно "инсценируйте" опасный момент на дороге и представьте, что действуете четко и правильно, умело выходите из сложившейся ситуации. А впрочем, для "профилактики" лучше визуализируйте моменты вашего уверенного и мастерского вождения, и оно таковым и станет впоследствии.

Совет 5: поможет вам и прием визуализации, реализованный непосредственно в самих "декорациях". То есть вы можете сесть за руль автомобиля, не включая газа, постараться представить себя непосредственно в процессе самого движения, видеть как переключаете коробку передач, набираете скорость, в нужный момент притормаживаете.

Совет 6: если уже совсем туго и от страха избавиться не удается, попросите кого-нибудь из умелых водителей, кого-то из ваших родных или близких составить вам компанию во время поезди на авто. Возможно присутствие рядом опытного человека поможет вам закрепить навыки, полученные в автошколе, а слова одобрения поднимут вашу самооценку и вдохнут в вас новые силы. Только привыкать к такому эскорту все же не стоит, ведь вам впредь нужно будет рассчитывать исключительно только на свои силы и умение.

Совет 7: постарайтесь изменить угол восприятия себя и учитесь правильно себя преподнести. Даже если вы только начали учиться водительскому мастерству, говорите о себе не как о неопытном, а как о набирающемся опыта водителе. Ваша собственная уверенность в себе передастся и окружающим вас людям, которые, видя такое спокойствие, станут уважительно относится к вам, не взирая на ваши случайные ошибки.

Совет 8: вождение даже для опытного водителя зачастую вызывает состояние стресса. Увы, на наших дорогах достаточно факторов стресса. Не поддаваться стрессу – задача не простая, а может быть даже бесполезная. А вот умение максимально быстро выходить из такого нервного состояния - вполне реальное умение, освоить которое в ваших же интересах. Главное, научитесь прислушиваться к своим переживаниям, и когда ситуация на дороге сильно "натянула" ваши нервы, остановитесь, если такая возможность есть, успокойтесь и продолжайте поезду. Ведь раздраженная стрессом психика – плохой советчик и помощник.

Понять проблему – это чаще всего означает почти решить ее. Поняв причину своего страха вождения, вы скорее всего найдете адекватный, приемлемый исключительно для вас рецепт по устранению этого "врага". В определенных случаях вам может также помочь квалифицированная помощь умелого психолога.

Материалы: http://www.avtobeginner.ru/articles/85/overcome-driving-fear.html

3 ≫

Водитель, управляя автомобилем, постоянно находится в стрессовой обстановке. Сильный стресс нарушает адаптацию человека к социальной среде трудовой деятельности, взаимоотношениям с окружающими, изменяет самооценку, подрывает веру в свои возможности. Стрессы могут быть причиной мигрени, язвенной болезни, сердечных приступов, повышенного артериального давления, психических нарушений и т. д. Стрессы могут быть очень сильными, они могут оказать негативное влияние на всю жизнь человека.

Исключить стрессовые ситуации невозможно, но не поддаваться их пагубному влиянию во власти водителя. Для этого нужно освоить приемы саморегуляции и аутотренинга.

Какие же изменения в организме человека происходят под влиянием стресса?

При ответной реакции на внешнее воздействие в регуляторно-энергетической системе головного мозга образуется очаг возбуждения, который изолируется от всей остальной системы своеобразным барьером тормозного процесса. Со временем он «разряжается», если человек правильно и точно среагировал на внешнее воздействие. Такой стресс не оказывает негативного влияния на организм человека.

Однако бывают случаи, когда стресс настолько сильный, что человек не в состоянии отреагировать на него адекватно. Тогда очаг возбуждения и вызванный им очаг торможения не «разряжаются». Они начинают оказывать влияние на динамику энергетических процессов в мозге.

Как предполагают психологи, энергетические потоки, которые должны обеспечивать нормальную психическую деятельность человека, искривляются из-за влияния очагов возбуждения и торможения и начинают возбуждать не соответствующие данной ситуации участки коры больших полушарий. Отсюда характерное для неврозов неадекватное поведение и определенные эмоциональные состояния, присущие неврастении, психастении, истерии и т. п.

Ежедневно человек в процессе взаимодействия с внешней средой и особенно водитель при интенсивном движении в транспортном потоке «накапливает» в своем мозгу «неразряженные» очаги возбуждения и торможения, которые негативно влияют на его психофизиологическое состояние и, значит, на безопасность движения.

Ликвидировать такие очаги может врач-психиатр или сам водитель если он владеет аутопсихотренингом.

Научиться управлять своей психикой может и должен каждый. В сущности, мы делаем это почти повседневно, когда «берем себя в руки», или же, мобилизуя себя, свои физические и психические возможности на преодоление трудностей.

Организм человека — саморегулирующаяся, самонастраивающаяся система. Возможности человека огромны, а используются они, как утверждают ученые, лишь примерно на 5%. Поэтому увеличение способности управлять своим организмом дополнительно на 5% улучшит качество жизни человека в 2 раза.

Аутогенная тренировка предложена в 1932 г. немецким врачом Иоганном Шульцем.

Изучая самоотчеты людей, погруженных в гипнотическое состояние, он заметил, что физиологические сдвиги сопровождаются определенными ощущениями. Например, расслабление мышц сопровождается ощущением тяжести, а наполнение кровью капилляров кожи — ощущением тепла.

Им был предложен метод вызывания физиологического сдвига путем пассивной концентрации внимания на зачатках ощущения, вызывающего этот сдвиг. Так, концентрация внимания на реальной тяжести тела способствует углублению расслабления мышц, а на реальном тепле тела — притоку крови в капилляры кожи.

Освоившие аутотренинг и регулярно занимающиеся им могут:

быстро снять физическое и психическое напряжение;

быстро отдохнуть (восстановление сил в аутогенном состоянии происходит гораздо быстрее и лучше, чем во время сна);

самостоятельно регулировать такие функции организма, как кровообращение, частота сердечных сокращений и дыхания, кровоснабжение мозга и т. д.;

бороться с болью;

активизировать психические и физические функции (внимание, память, воображение, способность к физическим усилиям);

активизировать творческие ресурсы через развитие интуиции, образного мышления;

побеждать вредные привычки;

решать серьезные интеллектуальные задачи, находясь в медитативном состоянии;

углубленно познать себя (древние мудрецы и врачи считали, что глубокое самопознание является условием здоровья и развития личности).

Условиями возникновения аутогенного состояния являются:

  • нахождение в тихом месте, где никто не будет мешать (это важно только на начальном этапе);
  • релаксация всего тела (расслабление мышц, связок, ощущение тепла и покоя);
  • концентрация внимания на чем-либо — точке, предмете, звуке, дыхании. музыке, сердцебиении, слове (мантре) и т. п. (концентрация внимания должна быть пассивной); следствие стремления к достижению какого-либо результата (он сам придет).

Очень важен последний пункт условий — аутогенное состояние может быть достигнуто лишь при пассивном отношении к концентрации внимания.

Методикой аутогенной тренировки можно овладеть самостоятельно, но лучше всего — под руководством инструктора.

Стресс и водитель

Опасные состояния

В процессе движения водитель посредством органов чувств — зрения, слуха, вестибулярного аппарата, сенсорных ощущений — получает разнообразную информацию от автомобиля, дороги и окружающей среды. Очевидно, в этом процессе могут происходить самые разнообразные сбои и отказы Это, прежде всего, связано с тем, что человек способен воспринять и оценить сознанием лишь 5-10% полученной информации. Поэтому из множества поступившей информации наиболее важная на данный момент может оказаться не воспринятой сознанием; или информация воспринята, но выработана не та команда; или команда выработана та, но реализована не так, как надо, и т.д.

Ясно, что любой сбой или отказ в системе водитель — автомобиль — дорога может привести к самым тяжелым последствиям.

Поэтому очень важно , чтобы водителю на переднем плане «бросались» в глаза дорожные знаки, светофоры, а не реклама, чтобы он мог своевременно предпринять соответствующие меры безопасности.

Водителям надо помнить , что поступившая к нему информация вся обрабатывается в подсознании и решение, выработанное в нем, иногда прорывается в сознание в виде подсказки, интуиции или чувства тревоги, опасности. К такой информации водителю надо прислушиваться и обязательно предпринимать необходимые меры безопасности.

Вот как пишет об этом О. Богданов в своей книге «Трамплин — полет»:

«При сверхнагрузках время как бы замирает, ход его становится тягучим, словно застывший мед. За какое-то мгновение успеваешь столько всего осмыслить, проанализировать, что при обычном течении времени и сотую долю из этого не осилить. Это не просто замедление — это соприкосновение с иным миром, а порой и полное погружение в него».

Водителям многих стран известны определенные участки дорог, на которых систематически происходят рационально необъяснимые дорожно-транспортные происшествия. Их легко обнаружить на дороге по десяткам венков — памятников по погибшим водителям и пассажирам.

В 1929 году в Германии открыли новое, современное по тем временам шоссе между Бременом и Бремерхафестом. Прошло всего несколько месяцев и на таком «безопасном» шоссе произошло более сотни совершенно необъяснимых с точки зрения полиции дорожно-транспортных происшествий. Причем почти все они случались на прямом участке дороги вблизи километрового столба с номером 239.

Опрошенные водители рассказывали полиции совершенно невероятные вещи. По их словам, при приближении к километровому столбу номер 239 какая-то невидимая сила вдруг «уводила» их автомобили с дороги.

7 сентября 1930 года около столба произошла авария, во время которой с трассы одновременно сошло девять автомобилей!

День был солнечный, шоссе сухое, водители опытные.

Другой пример, на скоростном шоссе № 66 в американском штате Миссури количество катастроф на 350-метровом участке шоссе превосходило общую аварийность в 16 раз.

На Украине таких мест тоже немало. Например, дорога от Ивано-Франковска до Тисменицы, на трассе из Костополя в Сарны Ровенской области, на дороге Галич — Ивано-Франковск и др.

Участники происшествий рассказывали о фантомах, появляющихся перед машинами, или о неожиданном непреодолимом желании свернуть с шоссе в кювет или на встречную полосу.

Все это может быть связано с уже когда-то произошедшим на этом месте несчастным случаем. Такое предположение сделал разработчик энергокосмической методологии Олег Молодецкий: «Бывает, что на одном и том же месте происходят автокатастрофы, гибнут люди. Это происходит потому, что в памяти земли остается все произошедшее, закладывается программа, и в силу этого ситуация снова и снова повторяется».

Существует похожая на эту информационная теория цветности.

Информационную голограмму, связанную с человеком или каким-либо участком дороги, условно обозначают цветом в зависимости от содержания информации: красным, если она положительная, желтым, если она благоприятная, зеленым, когда она нейтральная, черным, когда она негативная. Водитель, находясь в определенном психофизиологическом состоянии за рулем, является носителем определенного цвета информации. Участки дорог, по которым двигается водитель, имеют свой цвет, связанный с событиями, происшедшими на них в прошлом.

Голограммы информации водителя и участков дороги взаимодействуют, а результат взаимодействия как программа воздействует на мозг водителя. Если водитель с «черной информацией» приближается к участку дороги тоже с «черной информацией», то вероятность дорожно-транспортного происшествия резко возрастает.

Интересно, что церковь имеет определенный положительный опыт борьбы с негативными последствиями на таких участках. После обряда «изгнания дьявола», совершаемого священником, число аварий на таких участках резко сокращалось, а иногда они вообще прекращались. Это было подтверждено съемочной группой телевидения «Би-би-си», снявшей документальный фильм.

На участке дороги между городами Чармутом и Моркомбилейком существовало жуткое для автомобилистов место. За семнадцать месяцев на нем произошло 16 автокатастроф, многие из которых закончились гибелью водителей или пассажиров. После проведения на этом участке шоссе церковного ритуала, заснятого телевизионной группой, аварии прекратились, и за семнадцать месяцев после работы священника их не произошло ни одной. Возможно, обряд разрушал «черную» информацию, связанную с данным участком.

Положительные результаты приносит также психологический настрой водителя перед поездкой. Вполне возможно, что умело проведенный психо-аутотренинг создает у водителя «красную информацию».

Процесс управления автомобилем происходит всегда с запаздыванием в сравнении с возможным темпом изменения ситуации, особенно при высокой скорости движения.

Например, чтобы перевести на мгновение взгляд с правой стороны дороги на левую или взглянуть в зеркало заднего вида, либо на щиток приборов, требуется около 0,9 с, время реакции на ожидаемое события — около 0,6 с, менее ожидаемое — около 1,0 с, а неожидаемое — около 1,4 с. Это днем, а ночью время реакции увеличивается более чем на 0,6 с.

При изменении силы и яркости света глаза водителя приспосабливаются к новой обстановке. Световая адаптация происходит за время от 3 с до 1 мин, а темновая — от 9 с до 10 мин. В это время водитель либо вообще ничего не видит, либо видит неотчетливо. Можно подсчитать путь, пройденный автомобилем за время обозрения, реакции или адаптации зрения, если за 1 с автомобиль проезжает со скоростью 60 км/час — 17 м, а при скорости 90 км/час — 25 м.

Следовательно, быстродействие водителя явно недостаточное , особенно при высоких скоростях движения. В какой-то мере его может выручить прогнозирование ситуации или «чтение дороги», когда водитель заранее предвидит появление опасности и заранее реагирует на нее. К сожалению, хорошее прогнозирование дано не каждому — это зависит от природных данных, накопленного опыта, знания конкретной дороги и т.д. Говоря о человеческом факторе причин ДТП, необходимо отметить, что абсолютное их большинство (85-90%) происходит по вине водителей автомобилей. Вина эта пропорционально определяется тремя «не» — незнание, нежелание и неумение водителей.

Сегодня в автошколе водителей учат азам вождения, дают им только начальное образование. С этим небогатым багажом молодые водители оказываются сами на дороге, в надежде, что со временем они приобретут необходимый опыт. К сожалению, многие водители приобретают его дорогой ценой.

Таким образом, необходимы повышение качества практической подготовки водителя и работа над совершенствованием его водительского мастерства.

Материалы: http://avto-opel.com/stress-voditel/


Back to top