Капитальный ремонт двигателя – этапы работы, Строительный портал

1 ≫

Капитальный ремонт двигателя – этапы работы.

Капитальный ремонт двигателя, это один из самых сложных видов ремонта автомобиля. Еще в далеком 1883 году, когда появился первый одноцилиндровый двигатель, уже проводились работы по его ремонту.

Но если тогда большая часть работ проводилась с целью усовершенствования двигателей внутреннего сгорания. То теперь капитальный ремонт двигателя проводится с целью его реанимации, устранения неисправности и, как следствие, продления его срока эксплуатации.

При правильной эксплуатации, капитальный ремонт двигателя, как правило, проводится планово, через установленный пробег автомобиля. Однако срок выполнения работ по капитальному ремонту двигателя обычно существенно варьирует и зависит это от многих факторов.

Это условия эксплуатации автомобиля, правильное соблюдение всех технических норм, описанных в руководстве по эксплуатации автомобиля, стиля вождения самого водителя и многих других факторов.

Предпосылки к ремонту двигателя.

Предпосылок в целесообразности выполнения работ по капитальному ремонту двигателя много, некоторые видно сразу, а некоторые можно выявить только в ходе его диагностики.

Но капитальный ремонт двигателя в свою очередь можно разделить еще на несколько ремонтов.

ремонт блока цилиндров, который может включать в себя восстановление постелей, расточка блока, и, так называемая гильзовка.

ремонт головки блока цилиндров, который может включать в себя замену сальников клапанов, замену направляющих, замена компенсаторов, проведение сварочных работ.

Так же при капительном ремонте двигателя могут проводиться работы по ремонту неисправной системы газораспределения, которое включает в себя восстановление постелей, ремонт и замену шестерен и распределительных валов.

Работы по ремонту или замене масляного насоса, прочистка масляных каналов.

Работы по замене патрубков и клапанов термостатов системы охлаждения двигателя.

Капитальный ремонт двигателя можно разделить на несколько этапов, подготовительный, и этап ремонта блока цилиндров и головки блока цилиндров. Этап сборки, проверки работы двигателя и его диагностике.

Подготовительный этап в себя включает.

снятие двигателя, снятие, разборка, чистка и мойка узлов, агрегатов и деталей.

определение степени износа деталей.

проверка состояния коленчатого вала двигателя, определение степени его износа.

проверка поперечных и продольных диаметров цилиндров двигателя, замер их определения степени износа.

проверка цилиндров на конусность и эллипс.

выявление трещин и повреждений в корпусах деталей.

вымер всех технологических зазоров на соответствие нормативным и проведение необходимых регулировок.

Капитальный ремонт двигателя – блок цилиндров.

расточка под следующий ремонтный размер блока цилиндров.

восстановление мест под коленвал в блоке цилиндров.

прочистка каналов масляной системы.

ремонт коленчатого вала, который заключается в шлифовании под ремонтные точные размеры коренных, а так же шатунных шеек.

Капитальный ремонт двигателя – головка блока цилиндров.

меняются седла клапанов, направляющие их втулок.

фаски седел клапанов при необходимости восстанавливаются.

проведение сварочных работ с последующей шлифовкой.

замена распредвала, компенсаторов (при необходимости), замена рокеров.

прочистка всех каналов, масляной системы, системы охлаждения и т.д.

замена старых сальников клапанов, новыми.

Для облегчения сборки двигателя, его собирают на специальном верстаке, который вращается на 360 градусов.

В процессе сборки двигателя основное, на что обращают внимание, это соответствие всех зазоров нормативным, а так же правильная установка шатунов, поршней, пальцев, установка и правильная регулировка натяжения ремней и тепловых зазоров.

С использованием динамометрических ключей правильно, в соответствии с техническим регламентом проводится затяжка деталей двигателя.

На заключающем этапе производится так называемая обкатка двигателя на холостом ходу. В дальнейшем двигатель глушиться, и происходит визуальный осмотр на предмет возможных потеков и неисправностей.

В дальнейшем с помощью специальных приборов и оборудования проводится диагностика работы всех систем двигателя. По результатам диагностики проводится точная регулировка всех систем двигателя.

Как видно капитальный ремонт двигателя это сложный вид ремонта, который в гаражных условиях выполнить практически не возможно.

Материалы: http://otvali.ru/remont/kapitalnyj-remont-dvigatelya-etapy-raboty/

2 ≫

Просмотров: 2249 Комментариев: 4 Оценило: 1 человек Средний балл: 4 Оценка: неизвестно Скачать

Двигатель любого автомобиля, к сожалению, не вечен. Неизбежно наступает время, когда у него появляется повышенная шумность, стуки, резкое увеличение расхода масла, характерный сизый дым выхлопа, неустойчивая работа и плохой пуск.

Степень изношенности цилиндропоршневой группы обычно оценивают замером компрессии и остаточного вакуума, а также другими техническими методами диагностики (при помощи эндоскопа, мотор-тестера и так далее). Но есть и косвенный показатель — расход масла. Предельным для двигателя легкового автомобиля принято считать расход 1 л на 1000 км пробега, если, конечно, мотор вообще сможет дожить до такого показателя. На практике машину нередко приходится ставить на прикол раньше из-за чрезмерного дымления или по причине быстро прогрессирующих шумов и стуков.

Пробег двигателя до капитального ремонта колеблется у разных автомобилей в довольно широких пределах и зависит от долговечности конструкции и условий эксплуатации. У многих отечественных машин этот пробег в среднем составляет 150 тысяч километров, у большинства иномарок — 250 тысяч.

Влияние условий эксплуатации на конечный результат проявляется весьма существенно. Так, в регионах с жарким климатом ресурс может сократиться чуть ли не вдвое, а при спокойной езде по хорошим загородным шоссе он значительно увеличивается по сравнению с городской эксплуатацией. Поэтому-то и возникают байки о “миллионном” ресурсе двигателя.

Кроме того, на сроке службы очень сильно сказывается качество и своевременность технического обслуживания. А применение низкосортных масел и плохих фильтров может уменьшить ресурс в десятки раз или просто “убить” агрегат. В таких случаях приходится капитально ремонтировать двигатель даже на сравнительно новом автомобиле.

1 Структура управления предприятием

2 Капитальный ремонт двигателя

С необходимостью проведения капитального ремонта двигателя сталкиваются многие автовладельцы. Качество ремонта и запасных частей – основные факторы, от которых зависит ресурс двигателя после восстановления.

2.1 Основные понятия

Ресурс двигателя — длительность его работы (пробег) до прихода в непригодное для нормальной эксплуатации состояние, не устраняемое регулировкой (падение мощности, увеличение расхода масла и топлива, токсичности отработавших газов, ухудшение пусковых свойств и т.д.). Величина ресурса определяется скоростью износа деталей двигателя. Большинство иностранных двигателей имеют ресурс 250—300 тыс. км и более, отечественные, как правило, — около 150 тыс. км. Для того чтобы двигатель отработал заложенный в него ресурс, необходимо соблюдение правил эксплуатации, установленных производителем автомобиля. Износ детали — изменение ее размеров, формы или состояния ее поверхностей под воздействием нагрузок. Ускоренный износ чаще всего возникает из-за нарушения правил эксплуатации и техобслуживания двигателя и приводит к преждевременному выходу его из строя.

Текущий ремонт двигателя — устранение мелких неисправностей, возникающих в процессе эксплуатации автомобиля.

Средний ремонт — частичная разборка двигателя и восстановление или замена изношенных деталей (например, ремонт головки блока цилиндров).

Капитальный ремонт двигателя — процесс полного восстановления его эксплуатационных характеристик, включающий снятие с автомобиля и полную разборку двигателя, ремонт головки блока цилиндров (ГБЦ), коленчатого вала и (или) блока цилиндров, и замену или восстановление всех изношенных деталей, узлов и агрегатов.

2.2 Причины ускоренного износа двигателя

Несвоевременная замена масла и масляного фильтра приводит к работе пар трения в неблагоприятных условиях. Это связано с ухудшением свойств моторного масла (меняется его вязкость, вырабатываются присадки, повышается склонность к образованию отложений на деталях и в каналах системы смазки и т.д.) и большим количеством продуктов износа в смазочной системе (в загрязненном масляном фильтре открывается перепускной клапан и масло проходит мимо фильтрующего элемента).

Использование некачественного масла вызывает ускоренный износ и быстрый выход двигателя из строя. Масло, не обладающее всем комплексом

свойств, необходимым для нормальной смазки пар трения, не предотвращает образование задиров и разрушение рабочих поверхностей высоконагруженных деталей (детали газораспределительного механизма, поршневые кольца, юбки поршней, вкладыши коленвала, подшипники турбокомпрессора и т.д.). Повышенная склонность некачественных масел к образованию смолистых отложений может привести к закупориванию масляных каналов и оставить пары трения без смазки, что вызовет их ускоренный износ, образование задиров и заклинивание. Подобные эффекты возможны в случае применения масла, не соответствующего данному двигателю по классу качества (классификации API, ACEA и т. д.). Например, когда вместо рекомендованного масла по API класса SH/CD используется более дешевое SF/CC.

Неудовлетворительное состояние воздушного или топливного фильтра (дефекты, механические повреждения), а также различные неплотности соединений впускной системы приводят к попаданию абразивных частиц (пыли) в двигатель и интенсивному износу, в первую очередь цилиндров и поршневых колец.

Несвоевременное устранение неисправностей в двигателе или неправильные регулировки ускоряют износ деталей. Например, “стучащий” распределительный вал является источником непрерывного загрязнения системы смазки металлическими частицами.

Неверная установка угла опережения зажигания, неисправности карбюратора или системы управления двигателем, применение не соответствующих двигателю свечей зажигания вызывают детонацию и калильное зажигание, грозящие разрушением поршней и поверхностей камер сгорания.

Перегрев двигателя из-за неисправностей в системе охлаждения может привести к деформации головки блока цилиндров (ГБЦ) и образованию в ней трещин.

Пленка масла в парах трения при недостаточном охлаждении становится менее прочной, что приводит к интенсивному износу трущихся деталей.

У дизелей прогары поршней и другие серьезные дефекты возникают в результате неисправностей топливной аппаратуры.

Режимы эксплуатации автомобиля также влияют на скорость износа двигателя. Работа двигателя преимущественно на максимальных нагрузках и частотах вращения коленчатого вала может заметно снизить его ресурс (на 20—30% и более). Превышение допустимого числа оборотов приводит к разрушению деталей. Около 70% износа двигателя приходится на режим пуска.

Особенно способствует снижению ресурса холодный пуск, если в двигатель залито масло с несоответствующей вязкостно-температурной характеристикой. При температуре -30градусов он эквивалентен (по износу) пробегу в несколько сотен километров. Связано это, прежде всего, с высокой вязкостью масла при низкой температуре — для его поступления (прокачки) к парам трения требуется больше времени.

Короткие поездки на непрогретом двигателе зимой способствуют появлению отложений в системе смазки и коррозионному износу поршней, их колец и цилиндров.

2.3 Определение необходимости капитального ремонта

Предварительное диагностирование двигателя на предмет проведения капитального ремонта проводится по следующим параметрам:

О чрезмерном износе вкладышей и шеек коленчатого вала и (или) других подшипников скольжения, как правило, свидетельствуют стуки в кривошипно-шатунном механизме и пониженное давление в системе смазки. Стуки различают при помощи стетоскопа, давление измеряется манометром.

Признаками сильного износа деталей цилиндро-поршневой группы (ЦПГ) являются большой расход масла (свыше 0,7—1,0 л/1000 км), характерный сизый дым в отработавших газах и низкая компрессия (давление в цилиндре в конце такта сжатия).

Иногда причинами дыма и чрезмерного расхода масла могут быть потеря эластичности маслосъемных колпачков клапанов и “закоксовывание” масляными отложениями маслосъемных поршневых колец, а падения компрессии — прогар клапанов или прокладки ГБЦ.

Такие неисправности устраняются в рамках среднего ремонта. Компрессия измеряется компрессометром, а причина ее снижения устанавливается с помощью пневмотестера. Осмотр поверхностей цилиндров на предмет наличия задиров проводится с использованием эндоскопа. Окончательное решение о проведении капитального ремонта в полном объеме принимается, как правило, при дефектовке после замеров износа и биения шеек коленчатого вала и износа цилиндров, проводимых с использованием соответственно микрометра, или измерительной скобы, стрелочного индикатора и нутромера. Кроме того капитальный ремонт проводится в случаях заклинивания двигателя, обрыва шатуна, разрушения поршней, так как коленчатый вал и блок цилиндров получают серьезные повреждения.

2.4 Основные операции капитального ремонта

Капитальный ремонт двигателя включает в себя следующие операции:

Демонтаж двигателя, очистка его наружных поверхностей от загрязнений, разборка и мойка деталей.

Дефектовка проводится с использованием измерительного инструмента (микрометров, нутромеров, щупов и др.), позволяющего точно определить величину износа, деформации и прочие признаки негодности деталей: осматривают коленчатый вал на наличие задиров на шейках, их диаметры измеряют в двух взаимно перпендикулярных плоскостях.

Измеряют биение шеек, маховика в сборе с коленчатым валом, осевой люфт вала в блоке цилиндров и т. д. определяют отклонение размеров и геометрии цилиндров (овальность, конусность и т. д.) измерением их диаметров в продольной и поперечной плоскостях (относительно блока цилиндров) на трех уровнях: измеряют зазоры в парах трения и диаметры всех трущихся деталей: распределительного вала, клапанов и их направляющих втулок, валиков приводов и т.д.

С помощью опрессовочного оборудования проверяют на наличие трещин корпусные детали двигателя.

На основании полученных результатов и сравнения их с номинальными или ремонтными размерами, установленными заводом-изготовителем, выбирают способы ремонта деталей или принимают решение об их замене.

Ремонт блока цилиндров может включать следующие операции

Замена съемных гильз или растачивание и хонингование цилиндров для придания им строго цилиндрической формы. Обработка производится до ремонтного размера, соответствующего диаметру ремонтного поршня (для большинства двигателей выпускаются поршни двух-трех ремонтных размеров) с учетом величины теплового зазора. Зазор измеряется между стенкой цилиндра и юбкой поршня в направлении, перпендикулярном поршневому пальцу. При комнатной температуре поршень имеет нецилиндрическую форму и его небольшое покачивание в цилиндре не говорит о зазоре больше нормы. На двигателях, не имеющих съемных гильз, при сильном износе одного цилиндра (или нескольких) и удовлетворительном состоянии остальных может оказаться целесообразной установка ремонтной гильзы и ее последующая обработка до размера, соответствующего остальным цилиндрам.

Восстановление постели коленчатого вала (в случае ее повреждения) в сборе с крышками коренных подшипников.

Заделка трещин в блоке цилиндров (если они имеются).

Выравнивание (при необходимости) привалочной плоскости (плоскости разъема с ГБЦ) фрезерованием или шлифованием.

Ремонт коленчатого вала осуществляют шлифованием и последующим полированием шатунных и коренных шеек до ремонтных диаметров. Полирование позволяет сгладить вершины микрорельефа поверхности шеек и кромки отверстий масляных каналов. Толщина закаленного поверхностного слоя шеек позволяет перешлифовывать вал до 4 раз. В случае деформации коленвала (чрезмерного биения шеек) перед шлифованием его правят и проверяют на отсутствие трещин.

Ремонт головки блока цилиндров включает

Заделку трещин при помощи сварки или других ремонтных технологий (при необходимости).

Замену или восстановление направляющих втулок клапанов (при необходимости).

В первом случае для обеспечения необходимого натяга в соединении (втулка — головка) головку предварительно нагревают. Во втором — уменьшают диаметр отверстия под стержень клапана поэтапной раскаткой твердосплавным роликом и обрабатывают его разверткой для восстановления цилиндричности.

Замену и(или) правку фасок седел клапанов . На некоторых двигателях при замене седел их посадочные места растачивают до ремонтного размера, седла охлаждают в жидком азоте, а головку нагревают.

Выравнивание (фрезерование или шлифование) привалочной плоскости (в случае деформации ГБЦ) .

Замену или восстановление клапанов.

Установку новых маслосъемных колпачков (обязательная операция).

Замену распределительного вала, толкателей и т.д.

После механической обработки (расточка, шлифовка, хонингование и т.д.) из каналов систем смазки и охлаждения должны быть удалены стружка и отложения. Для этого коленвал, блок цилиндров и ГБЦ еще раз моют и продувают каналы сжатым воздухом. Из каналов коленвала предварительно удаляют технологические заглушки. Сборка двигателя должна производиться на монтажном стапеле, позволяющем поворачивать его в различные положения и облегчающем сборочные операции. На этапе сборки обеспечиваются и контролируются требуемые заводом-изготовителем зазоры в парах трения и натяги в соединениях. Проводят развесовку поршней, шатунов и поршневых пальцев, осуществляют регулировочные операции (например, регулировку тепловых зазоров в приводе клапанов, натяжение ремня привода распредвала и т.д.). Затяжка крепежа корпусных деталей двигателя, а также его крышек и поддонов производится в определенной последовательности строго регламентированным моментом (с использованием динамометрических ключей). Неправильные последовательность и момент затяжки, например ГБЦ, могут привести к ее перекосу, деформации и, как следствие, к выходу двигателя из строя. На этапе сборки проводится также частичный контроль выполнения предыдущих этапов. Так, при затянутых требуемым моментом крышках коренных подшипников коленчатый вал должен вращаться от руки. Чрезмерно тугое вращение говорит об изгибе вала (биении шеек) или о недопустимо малом зазоре в сопряжении шейка — вкладыш подшипника. Холодная обкатка двигателя на стенде заключается в принудительном вращении коленчатого вала электродвигателем. При этом в двигатель должно быть залито масло и обеспечена циркуляция охлаждающей жидкости. Во время этой операции осуществляется начальная приработка пар трения (шейки коленвала — вкладыши, поршневые кольца — цилиндры и т.д.). При точном соблюдении требуемых зазоров при сборке холодную обкатку может заменить работа двигателя на холостом ходу в течение нескольких часов. Регулировка — конечный этап капитального ремонта двигателя. Может производиться как на автомобиле, так и на специальном стенде, имеющем радиатор охлаждения, топливную магистраль, отвод отработавших газов и электропроводку, т.е. имитирующем установку двигателя на автомобиль. Для двигателей с распределителем зажигания и карбюраторной системой питания выполняется регулировка угла замкнутого состояния контактов прерывателя зажигания (для контактного зажигания), угла опережения зажигания, оборотов холостого хода, токсичности отработавших газов и т.д.

2.5 Выбор запчастей для двигателя

В перечень запчастей, необходимых для капитального ремонта двигателя, как правило, входят: поршни, поршневые кольца, вкладыши и втулки подшипников скольжения, набор прокладок и сальников, клапаны и их направляющие втулки, распределительный вал, толкатели, звездочки, цепь, ремни, натяжители, успокоители, ролики, ремкомплекты топливного, масляного, водяного насосов или насосы в сборе и др. Окончательно этот список уточняется лишь после дефектовки двигателя. Иногда удается обойтись и меньшим их количеством, оставив ряд узлов и деталей без замены. Однако такие детали требуют самого тщательного контроля. Их износ (даже меньше предельно допустимого) снижает ресурс отремонтированного двигателя.

2.6 Целесообразность капитального ремонта

Стоимость работ, производимых при капитальном ремонте, включает стоимость снятия и установки двигателя (в некоторых случаях в сборе с КПП), его разборки и сборки, станочной обработки деталей и определяется так называемыми нормо-часами. Например, АвтоВАЗ в 1990 г. установил в сети своих сервисных станций нормы всех ремонтных операций (в том числе на ремонт двигателя). При расчете стоимости работ суммарная трудоемкость умножается на стоимость нормо-часа с учетом возможных наценок за вредные и тяжелые условия труда. Общие затраты на капитальный ремонт включают также стоимость запасных частей и расходных материалов. Для отечественных двигателей ремонт в среднем обходится от 3000 — 4000 руб. до 300 — 500 у.е. Для двигателя иномарок цены существенно выше — от 500 — 800 у.е. для самых простых четырехцилиндровых двигателей до 3000 — 4000 руб. и более для 8-и 12-цилиндровых. Сроки выполнения капитального ремонта отечественных двигателей, а также распространенных и не слишком сложных двигателей иномарок, на которые можно, не делая заказа, приобрести все необходимые запчасти, составляют не менее 3 — 5 дней. Если же двигатель сложный, блок цилиндров, головка блока или коленвал имеют серьезные повреждения и требуется применение специальных ремонтных технологий (правка коленвала, заделка трещин корпусных деталей, запрессовка ремонтных несъемных гильз, замена седел клапанов и т.д.), то времени на ремонт необходимо больше. На практике сроки могут увеличиться за счет заказа и доставки запчастей (до двух недель и более) и станочной обработки блока цилиндров, коленвала и ГБЦ, если она проводится вне СТО (в среднем на 2 — 3 дня), или уменьшиться за счет одновременного проведения отдельных видов работ на разных участках крупной СТО. Альтернатива капитальному ремонту — приобретение другого двигателя. Для отечественных автомобилей стоимость капремонта может составлять от половины до полной цены нового двигателя. Принимая решение — ремонтировать старый или покупать новый двигатель, следует учитывать, что в последнем случае к стоимости двигателя прибавятся затраты на его доставку и замену, а также потребуется его оформление в ГИБДД. Цена нового двигателя для иномарки может оказаться выше не только стоимости капитального ремонта, но и подержанного автомобиля в целом. Для иномарок купить двигатель “б/у” в 2 — 4 раза дешевле, чем ремонтировать. Однако в этом случае практически невозможно достоверно определить его износ и остаточный ресурс. Если двигатель приобретается “с рук”, при регистрации в ГИБДД может потребоваться криминалистическая экспертиза.

При эксплуатации автомобиля после капитального ремонта двигателя желательно чаще контролировать уровень масла и охлаждающей жидкости. Первые несколько сотен километров не следует подвергать двигатель максимальным оборотам коленчатого вала и нагрузкам (езда по бездорожью, буксировка прицепа и т.д.). После капремонта особо важно строгое соблюдение сроков и объемов ТО. В перечень их работ обычно входят обязательная для некоторых моделей двигателей протяжка крепежа ГБЦ и регулировка тепловых зазоров привода клапанов, замена масла и масляного фильтра (как правило, после 1 — 2,5 тыс. км. пробега), внешний осмотр двигателя, устранение обнаруженных дефектов. К моторному маслу, используемому после капитального ремонта, никаких специальных требований нет — оно должно соответствовать типу двигателя и сезону эксплуатации.

3. Фотографии по проделанной работе

Рисунок 3.1 – Замена вкладышей коленвала

Рисунок 3.2 – Запчасти

Рисунок 3.3 – Двигатель внутреннего сгорания автомобиля ВАЗ2106

Рисунок 3.4 – Блок цилиндров без коленвала

Рисунок 3.5- Пространство под капотом без д.в.с.

Рисунок 3.6 – Головка блока цилиднров

Рисунок 3.7 – Запчасти

Капитальный ремонт двигателя способен значительно продлить жизнь мотора, притом не один раз. Провести капитальный ремонт намного дешевле, чем купить новый двигатель, установить, и переоформить документы в ГИБДД. Также проведение кап. ремонта, вместо замены д.в.с. значительно быстрее и дешевле, следовательно более выгодно для предприятия.

Материалы: http://www.bestreferat.ru/referat-229497.html

3 ≫

Основные этапы капитального ремонта двигателя.

Зачастую к нам обращаются люди с просьбой записать автомобиль на диагностику ДВС, с такими проблемами как:

  • повышенный расход масла;
  • сильный дым с выхлопной трубы;
  • повышенный расход топлива;
  • снижение мощности;
  • плохой запуск в зимний сезон.

Если последние 3 пункта еще могут иметь множество причин, то для первых двух (особенно если расход масла уже не укладывается в 1 литр (примерно 1 уровень по щупу) на 1000км.), основной причиной является непосредственный износ цилиндропоршневой группы, блока цилиндров. Не стоит тешить себя надеждой: «Да там только колпачки поменять!» Ни разу на моей памяти такая процедура не устранила проблему на 100%.

Повышенный расход масла может быть обусловлен «залегшими» от нерегулярной замены масла или несоблюдения теплового режима работы двигателя маслосъемными кольцами, износом стенок цилиндров (проявлением, так называемой, бочкообразности), когда зазор между поршнем и цилиндром становится неравномерным и постоянное прилегание колец становится невозможным.

Причиной повышенного расхода топлива, падения мощности, плохого запуска могут быть довольно серьезные повреждения двигателя вызывающие существенное снижение компрессии.

Автомобиль одного клиента попал к нам на эвакуаторе в один из первых морозных дней поздней осени. Долгие попытки завести двигатель привели только к посаженному аккумулятору. После отогрева автомобиля и зарядки аккумулятора было выяснено, что в замытых бензином цилиндрах компрессия разнилась от 10 до 2кПа, что свидетельствовало о неравномерном износе. Выхода было три: кот в мешке с авторазбора, капитальный ремонт, или ежедневные 5 грамм масла в цилиндр перед запуском.

Клиент не рассчитывал поездить на машине годик и продать, поэтому было принято решение провести капитальный ремонт ДВС. Никто тогда не подозревал насколько «капитальным» он окажется, но об это позже.

Не стоит сразу отметать вариант «контрактного» двигателя, нужно сначала оценить целесообразность вложения средств в автомобиль. В это мы Вам обязательно поможем. Если вы у нас не впервые, то просто обратившись по телефону 755-555, можно оставить заявку на ремонт двигателя, если же Вы решите к нам обратиться в первые, то будьте готовы предоставить нам основные данные по Вашему автомобилю.

Есть минимальный список запчастей и расходных материалов, которые Вам понадобятся:

  1. Ремкомплект ДВС – обычно включает комплект всех прокладок, сальников, маслосъемных колпачков, однако иногда в него не входят прокладки приемной трубы, дроссельной заслонки и т.п. Бывает, что как такового ремкомплекта вообще не существует, тогда в заказ идет целый список отдельных прокладок.
  2. Прокладка ГБЦ – зачастую присутствует в ремкомплекте.
  3. Комплект поршневых колец.

Стоит посчитать 2 типа:

Какой из вариантов подойдет на Ваш автомобиль покажет только вскрытие, или косвенные признаки (например, пробег на одометре 199000 км, наклейка на двигателе с последней замены ремня ГРМ с пробегом в 270000 км, и задубевший потрескавшийся ремень ГРМ, прошедший не менее 100 т.км. И все это на одном автомобиле – путем несложных вычислений пробег вырисовывается около четырехсот тысяч километров).

В нашей практике встречались автомобили, ярким примером которых будет Nissan X-trail с пробегом 70 т.км и залегшими кольцами – после вскрытия блок был промерен поверенным инструментом и не требовал какой либо механической обработки, в отличие от колец, которые напрочь засели в посадочных местах. Потребовалось лишь заменить их на новый комплект колец стандартного размера.

В случае же, если блок изношен, и зазоры в паре трения поршень-цилиндр, или разница диаметров цилиндра в поперечной и продольной плоскостях в местах перекладки поршня вышли за нормативы, определяемые по мануалу, потребуются детали ремонтных размеров:

  • комплект поршней ремонтного размера (например, 0,50мм).

Касаемо этого пункта ситуация аналогична кольцам – какого ремонтного размера потребуются поршни, такого же и кольца.

  • комплект коренных вкладышей;
  • комплект шатунных вкладышей;

Их размер так же может быть ремонтным или стандартным, все будет зависеть от результатов замеров коренных и шатунных шеек коленчатого вала. Замер диаметра производится в двух перпендикулярных плоскостях, по разнице показаний вычисляется «эллипсность» шейки. От неравномерности нагрузок шейка коленвала получает форму эллипса – разность диаметра составляет несколько сотых миллиметра, поэтому невооруженным глазом износ не определить.

Замер производится на специальном оборудовании при помощи индикаторной стойки. Если разница диаметров превысит номинальные показатели, коленвал придется подвергнуть механической обработке до подходящего ремонтного размера и заказать соответствующие вкладыши.

  1. Комплект упорных полуколец коленвала, аналогично вкладышам могут быть стандартного или ремонтного размера.
  2. Комплект привода газораспределительного механизма. Если это цепной привод, то понадобится необходимое количество цепей, башмаки натяжителей и успокоителей, гидронатяжители, звездочки. Если же привод ременной – основной ремень, возможно ремень балансирных валов, натяжные и обводные ролики и натяжители (при их наличии).

Список расходных материалов для ремонта:

  • масло моторное для обкатки двигателя – подойдет любое минеральное масло,
  • фильтр масляный,
  • комплект свечей,
  • воздушный фильтр,
  • герметик,
  • химия для очистки деталей,
  • жидкость для гидроусилителя (если таковой имеется).

По стоимости работ есть несколько вариантов.

В первую очередь идет разборка ДВС с целью дефектовки. Затем либо замена колец и минимального набора деталей, либо снятие блока для его дальнейшей расточки, шлифовки коленвала, и установки деталей ремонтных размеров.

Просчитав данный список, мы получим разброс цен на ремонт. Зачастую капитальный ремонт по стоимости дороже, чем контрактный двигатель. Иногда после разборки и дефектовки выясняется, что данный двигатель ремонту не подлежит. Но не будем рассматривать варианты умерших двигателей с расходом масла больше расхода бензина.

Бывает, что некоторые запчасти просто невозможно привезти – сроки их доставки варьируются от месяца до двух с Японии или ОАЭ, что тонко намекает нам их элементарное отсутствие на складах поставщиков – в таком случае теряем смысл даже разборка и дефектовка двигателя. Когда мы посчитаем предварительный список запчастей и оценим возможность их доставки, можно взяться непосредственно за работу.

Сам процесс ремонта можно подразделить на несколько этапов:

  • производится демонтаж двигателя, очищаются его наружные поверхности от загрязнений, проводится разборка и мойка деталей;
  • осуществляется дефектовка с использованием измерительного инструмента с целью определения величины износа, деформации и прочих признаков негодности деталей;
  • исследуется коленчатый вал на наличие задиров на шейках, их диаметры измеряют в двух взаимно перпендикулярных плоскостях для определения эллипсности, при необходимости проверяются зазоры по каждой шейке;
  • измеряется осевой люфт вала в блоке цилиндров и т.д.;
  • определяется отклонение размеров и геометрии цилиндров (овальность, конусность и т.д.), измеряются их диаметры в продольной и поперечной плоскостях (относительно блока цилиндров) на трех уровнях;
  • измеряются зазоры в парах трения и диаметры всех трущихся деталей: распределительного вала, клапанов и их направляющих втулок, валиков приводов и т.д.;
  • проверяются на наличие трещин корпусные детали двигателя с помощью опрессовочного оборудования.

На основании полученных результатов и сравнения их с номинальными или ремонтными размерами, указанными различных информационных источниках, выбираются способы ремонта деталей или принимается решение об их замене.

В начале этого этапа уже заказан ремкомплект ДВС. Его наличие позволит нам провести работы с ГБЦ (притирку клапанов, засухаривание, регулировку тепловых зазоров клапанов) в то время, пока будут ожидаться прочие детали нужных размеров, будет обрабатываться блок цилиндров, это поможет нам сэкономить 1 рабочий день.

На одном из автомобилей мы столкнулись с тем, что диаметр цилиндра равнялся примерно 75мм, а диаметр поршня 74,5мм – зазор был на порядок выше положенных сотых миллиметра. Все это при стандартном диаметре 74мм. Т.е. двигатель уже был кем-то ремонтирован и уже после этого доведен до «ахового» состояния. Было принято решение покупать на авторазборе блок цилиндров Б/У в приемлемом состоянии, промерять его уже и растачивать.

II. Ремонт блока цилиндров.

1. Растачивание и хонингование (доводочная операция, после которой на поверхности цилиндра остаются риски особого профиля, задерживающие масло, тем самым улучшающие смазку юбок поршней и поршневых колец) цилиндров для придания им строго цилиндрической формы. Растачивание производится до ремонтного размера, соответствующего диаметру ремонтного поршня (для большинства двигателей выпускаются поршни двух-трех ремонтных размеров, размер выбирается первый допустимый после проведения замеров) с учетом величины теплового зазора. Зазор измеряется между стенкой цилиндра и юбкой поршня в направлении, перпендикулярном поршневому пальцу. При комнатной температуре поршень имеет нецилиндрическую форму и его небольшое покачивание в цилиндре не говорит о зазоре больше нормы. На двигателях, не имеющих съемных гильз, при сильном износе одного цилиндра (или нескольких) и удовлетворительном состоянии остальных может оказаться невозможным проведение ремонта (Такие двигатели как Toyota 2ZZ, Honda H22 из-за конструкции блока не подразумевают каких либо ремонтных размеров поршней и колец – их блок не подлежит растачиванию)/

Пример «наведенного» хона в цилиндрах.

2. Выравнивание (при необходимости) привалочной плоскости (плоскости разъема с ГБЦ) фрезерованием или шлифованием.

3. Ремонт коленчатого вала (коленвала) осуществляют шлифованием и последующим полированием шатунных и коренных шеек до ремонтных диаметров. Полирование позволяет сгладить вершины микрорельефа поверхности шеек и кромки отверстий масляных каналов. Толщина закаленного поверхностного слоя шеек позволяет перешлифовывать вал до 4 раз. В случае сильного повреждения одной из шеек коленчатого вала вследствие локального перегрева, проворота вкладышей, ремонт коленвала теряет смысл по причине того, что в месте перегрева он изгибается. Слишком высок риск не выправить его должным образом.

III. Ремонт головки блока цилиндров (ГБЦ).

На данном этапе осуществляется:

  • Замена направляющих втулок клапанов (при необходимости);
  • Замена или правка фасок седел клапанов. На некоторых двигателях при замене седел их посадочные места растачивают до ремонтного размера, седла охлаждают в жидком азоте, а головка нагревается. Процедура актуальна при прогаре одного или нескольких клапанов, из-за неправильного выбора топлива, неверно настроенных угла опережения зажигания или тепловых зазоров клапанов;
  • Выравнивание (фрезерование или шлифование) привалочной плоскости, в случае деформации головки блока цилиндров (ГБЦ). Обычно возникает при несоблюдении температурного режима, однако никогда не будет лишним снять 0,01мм для выравнивания плоскости;

На конкретном экземпляре было снято 0,05 миллиметра.

  • Замена клапанов, которые могут быть загнуты при обрыве ремня ГРМ. В нашей практике встречался автомобиль, капитальный ремонт которого начинался с по причине высокого расхода масла, однако подойдя к притирке клапанов, мы обнаружили два чуть изогнутых. Скорее всего, на этом автомобиле когда-то обрывался ремень ГРМ, но была предпринята только его замена, без дальнейшей диагностики ДВС;
  • Установка новых маслосъемных колпачков (обязательная операция);
  • Замена распределительного вала, толкателей, гидрокомпенсаторов и т.д.
  • После механической обработки (расточка, шлифовка, хонингование и т.д.) из каналов систем смазки и охлаждения удаляются стружка и отложения. Для этого коленвал, блок цилиндров и головку блока цилиндров (ГБЦ) еще раз моют и продувают все каналы сжатым воздухом. Из каналов коленчатого вала предварительно удаляются технологические заглушки.

Все клапаны притерты, маслосъемные колпачки установлены. Во время притирки клапанов к седлам используют специальные абразивные пасты для достижения высокой чистоты обработки поверхностей. Если клапан чуть изогнут – это будет видно при притирке по пятну контакта с седлом. При установке маслосъемных колпачков важно учесть, что впускные и выпускные зачастую отличаются.

Процесс засухаривания клапанов заключается в сжатии клапанных пружин для установки стопоров в верхнюю тарелку клапана, которые стянут клапан и возвратную пружину в единую конструкцию.

IV. Сборка двигателя:

Производится на монтажном стапеле, позволяющем поворачивать его в различные положения и облегчающем сборочные операции, с использованием качественных динамометрических ключей.

На этапе сборки:

  • обеспечиваются и контролируются требуемые заводом-изготовителем зазоры в парах трения и натяги в соединениях;
  • проводится развесовка поршней, шатунов и поршневых пальцев;
  • осуществляются регулировочные операции (регулировка тепловых зазоров в приводе клапанов, натяжение ремня привода газораспределительного механизма и т.д.);
  • производится затяжка крепежа корпусных деталей двигателя, а также его крышек и поддонов в определенной последовательности протяжки ботов строго регламентированным моментом. На многих современных автомобилях болты крепления ГБЦ и некоторые другие обязательно заменяются на новые, т.к. при затяжке вытягиваются, и их вторичное использование может привести к повторному ремонту ДВС.

  • проводится частичный контроль выполнения предыдущих этапов. Так, при затянутых требуемым моментом крышках коренных подшипников коленчатый вал должен вращаться от руки. Чрезмерно тугое вращение говорит об изгибе вала (биении шеек) или о недопустимо малом зазоре в сопряжении шейка-вкладыш подшипника.

Один из нюансов, которые стоит учесть при установке поршней и поршневых колец – взаимное расположение их замков. Они не должны совпадать и указывать на ось пальца и точки перекладок поршня.

V. Установка на автомобиль.

После сборки двигатель устанавливается на автомобиль:

  • закрепляется на подушках, кронштейнах;
  • подключается электропроводка, шланги вакуумной системы, трубки подачи топлива, патрубки охлаждающей жидкости.
  • заправляются жидкости: охлаждающая жидкость, моторное масло, трансмиссионное масло (если сливалось).

Существует множество авторитетных мнений и способов обкатки ДВС после сборки. Обкатка необходима для приработки пар трения новых установленных деталей. Коленвал двигателя с отключенными системами зажигания и подачи топлива необходимо вращать некоторое время для заполнения системы смазки. Основные элементы были смазаны моторным маслом в процессе сборки. Затем двигатель можно заводить.

Для первого запуска лучше всего подойдет самое простое минеральное масло, никакая синтетика не даст нормально обкатать двигатель – слишком хорошо борется с трением. Масло следует сменить на такое же минеральное после запуска и прогрева двигателя до рабочей температуры. На синтетическое масло можно будет перейти после примерно полутора тысяч километров пробега, причем за этот промежуток стоит сменить масло еще хотя бы пару раз. Во время обкатки старайтесь как можно чаще применять торможение двигателем. При закрытой дроссельной заслонке это позволит создать необходимое разряжение в камере сгорания для правильной приработки поршневых колец. Нельзя пренебрегать качеством масляного фильтра, именно ему предстоит собрать в себе все металлические частицы – они обязательно будут от приработки поршневых колец к свежему хону.

После запуска и прогрева двигателя проверяем все системы на герметичность, проверяется стабильная работа двигателя. Обороты ХХ, угол опережения зажигания и прочие параметры. В течение недели после проведения ремонта мы бесплатно для Вас проведем дополнительную диагностику, во время которой еще раз проверим результаты работы, отсутствие подтеков.

Записаться на диагностику или ремонт ДВС, либо получить консультацию Вы можете по телефону 8 (3822) 907-900 .

Материалы: http://automag.tomsk.ru/about/86-2012-12-06-05-43-54.html


Back to top